cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока 6 класс узник пушкин – План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: Урок литературы по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник».

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: Урок литературы по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник».

Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник»

Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…

А. С. Пушкин

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Беседа:

— Знакома ли вам эта музыка?

— Кто её автор?

— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни — учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

Где родился А. С. Пушкин?

Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.

В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?

Куда укусил комар повариху?

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?

На чём спал Балда в поповом доме?

Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?

В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?

К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?

Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?

Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?

На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

Открытие лицея.

Быт лицеистов.

Друзья Пушкина.

Первые стихи.

Пушкин на публичном экзамене.

Лицей окончен.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику.

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

— О каком ещё невольнике идёт речь?

— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

— Как меняется пространство в последнем четверостишии?

— Какие предметы появляются?

— В чём особенность пейзажа?

— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

— Какова же главная мысль этого стихотворения?

— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» — один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!

Пленён, обескрылен орёл молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моём,

Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить хочет мне слово одно.

Зовёт меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;

Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол и коршун, там наша семья».

— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

VI. Обобщение.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

nsportal.ru

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина «Узник» в 6 классе

  • А.С.Пушкин «Узник»

Литература — это когда читатель

столь же талантлив, как и писатель

М. Светлов

Задачи урока

  • Кто он, ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ стихотворения?
  • Определим место героев в тексте.
  • Дадим условное название каждой СТРОФЕ.
  • Задумаемся над стилистическим и экспрессивным оттенком слова ТЕМНИЦА.
  • Увидим ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ (ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ) . Осмыслим, как они окрашивают текст?
  • Проследим за динамикой в стихотворении.
  • Задумаемся над ДЕТАЛЯМИ текста.
  • Поговорим об орле.
  • Проследим АНТИТЕЗУ в стихотворении.
  • О чем нам скажут СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ : ПОВТОР и АНАФОРА?
  • Осмыслим ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ .
  • ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС. С какой целью во ВНУТРЕННЕМ МОНОЛОГЕ орла автор использовал три восклицательных знакам и два многоточия в завершающей строке?
  • Если бы я был художником….

Стихотворение

А. С.Пушкина называется «Узник».

Ваше предположение:

о чём это произведение? Запомните его.

УЗНИК

Сижу за решеткой в темнице сырой

Вскормлённый в неволе орёл молодой

Мой грустный товарищ махая крылом

Кровавую пищу клюёт под окном

Расставьте знаки препинания!

— Почему после первой строчки точка, а не запятая?

-Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза, потому что…

— Кто говорит «Сижу…»?

— Кто это «мой грустный товарищ»

— Сколько персонажей?

УЗНИК

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

УЗНИК

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Нарисуйте схему размещения героев стихотворения.

Где они находятся?

Докажите текстом.

Они за решеткой.

Оба. Всё время.

Гуляют лишь в мечтах.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

  • Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
  • Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
  • Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
  • Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном…

  • Почему Пушкин слову ТЮРЬМА предпочел ТЕМНИЦА?
  • Почему уточнено, что ОРЕЛ МОЛОДОЙ ?
  • Есть ли движение? Выделите глаголы. Задумайтесь над их смыслом.
  • Прокомментируйте деталь. Почему : МАХАЯ КРЫЛОМ (а не КРЫЛЬЯМИ)?

Узник — человек, который находится в заключении.

Темница – (?)помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.

Неволя 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.

Орёл — 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

— Почему орёл «бросает» пищу?

Отвращение? Уныние?

Или протест?

-Есть ли движение? Выделите глаголы. Дайте комментарий к ним.

Побудительная энергия!

-Кому принадлежит внутренний монолог (прямая речь)?

Единомышленникам!

-Обратите внимание на первое слово III- ей строфы.

Строфа- антитеза

  • Почему соседствуют три (!) восклицательных знака?
  • Докажите, что эта строфа – антитеза первой.

Цветовая гамма? Почему её создают не прилагательные, а глаголы?

— Что значит фраза «Пора, брат, пора»? Зачем повтор?

— Объясните АНАФОРУ «ТУДА…»

— «Горы», «морские края», «ветер» — символы какого понятия?

— Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени? Кто гуляет? Но ведь оба героя – узники?

— Зачем дважды использовано многоточие?

  • Это произведение

о свободе или о неволе?

Здесь единоборство невольнического и свободолюбивого начал

1.Развернутый ответ (5-10 предложений) на вопрос «В чём смысл названия стихотворения Пушкина «Узник»?

2. Выучить и выразительно читать стихотворение «Зимнее утро»

multiurok.ru

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему «А.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта»

Методическая разработка урока литературы в 6 классе Урок 1.

Тема урока: А.С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

Типология урока: урок общеметодической направленности.

Тип урока: урок – практикум.

Цели урока: краткое ознакомление обучающихся с биографией поэта, обобщение знаний о творчестве по ранее изученному материалу, чтение и анализ стихотворения; развитие коммуникативных навыков; воспитание патриотизма, бережного отношения к духовному наследию.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

иметь представление о выражении вольнолюбивых устремлений А.С. Пушкина на примере стих-я «Узник», познакомиться с новым произведением; научиться анализировать лирический текст.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания.

Оборудование: портрет, книжная выставка (произведения А.С. Пушкина, энциклопедии), ТСО (компьютер, проектор), фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»: электронное учебное пособие на СВ-КОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2011.

Литература:

учебник «Литература. 6 класс». Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.Л., Коровин В.И. : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. — М: Просвещение, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

  1. – Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: 6 класс. М.: «Просвещение» 2013;

  2. – Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника. / Научн. ред. В.Я. Линков. М.: Филог. общ-во «Слово», 2010;

— Мещерякова М.. Литература в таблицах и схемах. Теория, история, словарь. М.: Айрис-пресс, 2010;

— Чермашенцева О.В., Цветкова Г.В. Русский язык. 6 класс: технологические карты уроков. – Волгоград: Учитель, 2015.

http: //muzico.ru/yndex.phpm

http: //lit.1september.ru

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на своём уроке

Приветствуют учителя стоя. Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Владеют этическими навыками

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Учитель: Мы начинаем изучение творчества великого русского поэта. Кто же он? Послушайте стихотворение.

(Подготовленный ученик читает стихотворение М. Кузмина «Пушкин»)

Учитель: Кто он? О каком поэте мы поведём речь?

Учитель: сформулируйте цели урока. Что, по вашему мнению, сегодня на первом уроке вы должны узнать, делать?

— Формулируют цели.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

  1. Работа над новой темой.

    1. Учитель представляет презентацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

    2. Беседа с обучающимися по вопросам:

— какие произведения А. Пушкина известны вам с раннего детства?

— чем привлекательны сказки Пушкина?

— чему они учат?

    1. Подготовка к прослушиванию: Лирическое наследие поэта имеет разную тематическую направленность. Много стихотворений написано поэтом на тему свободы. Эти стихи получили название «Вольнолюбивые стихи». Одно из таких стихотворений — «Узник». Оно написано в кишинёвской ссылке.

Прослушаем актёрское исполнение.

    1. Постараемся понять идею автора, его замысел, содержание.

Учитель фронтально проводит анализ стихотворения:

— ключевые слова текста,

— тема;

— основная мысль стиха,

— какое чувство выражено в стихотворении сильнее – грусть или надежда?

— какие художественные средства помогают создать эмоциональный колорит произведения?

— каково изображаемое пространство в финале? Изменилось ли оно? Насколько?

    1. Это изобразительное средство – стилистическая фигура. Оно называется антитеза. Найдите определение понятия на стр. 56, запишите в тетрадь.

    2. Учитель предлагает ребятам проявить актёрское мастерство: Прочитайте выразительно стихотворение. Постарайтесь выразить настроение автора?

— Просматривают фотоматериалы о жизни Пушкина, слушают комментарий.

— Отвечают на вопросы.

— Слушают актёрское исполнение.

— Выполняют задания учителя, анализируют стихотворение.

— Работают с учебником и тетрадью.

— Читают текст.

Запоминают необходимую информацию.

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Извлекают информацию о выразительном чтении.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и с учителем.

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Осваивают навык выразительного чтения.

IV. Систематизация и обобщение изученного на уроке

1. Беседа:

— Какие чувства являются главными в стихотворении А.С. Пушкина « Узник»? В каких строках они выражены?

— Как вы думаете, почему это стихотворение Пушкина стало популярной народной песней?

— Отвечают на вопросы.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Приём «Микрофон»:

— прав ли Пушкин, утверждая, что человек должен быть свободным?

— удалось ли автору антитезой убедительнее выразить свои мысли?

— Выполняют задание.

Строят словесное высказывание на основании своего мнения.

V.Оценивание

Учитель ставит отметки, комментируя их.

— Выставляют отметки в дневник

Учатся критично относиться к своей деятельности.

VI. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение « Узник».

Проект: электронный фотоальбом «Любимые уголки природы А.С. Пушкина»

— Записывают задания.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

infourok.ru

Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина». Стихотворение «Узник»

Разделы: Литература

Класс:

#}

Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…
А. С. Пушкин

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Беседа:

— Знакома ли вам эта музыка?

— Кто её автор?

— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни — учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

  1. Где родился А. С. Пушкин?
  2. Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.
  3. В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?
  4. Куда укусил комар повариху?
  5. За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?
  6. На чём спал Балда в поповом доме?
  7. Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?
  8. В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?
  9. К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?
  10. Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?
  11. Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?
  12. На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

  1. Открытие лицея.
  2. Быт лицеистов.
  3. Друзья Пушкина.
  4. Первые стихи.
  5. Пушкин на публичном экзамене.
  6. Лицей окончен.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику (с.42)

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

— О каком ещё невольнике идёт речь?

— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

— Как меняется пространство в последнем четверостишии?

— Какие предметы появляются?

— В чём особенность пейзажа?

— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

— Какова же главная мысль этого стихотворения?

— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» — один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».

— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

VI. Обобщение.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

27.04.2010

urok.1sept.ru

Урок литературы по теме «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина» («Узник») 6 класс

Конспект урока литературы . 6 класс

Тема: «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Узник».

Цели:

  1. Продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

  2. Учить видеть взаимосвязь поэтических образов с темой стихотворения.

  3. Учить анализу стихотворения, отрабатывать навык выразительного чтения.

Задачи:

  1. Развивать внимание, мышление, творческие навыки при анализе лирического произведения.

  2. Воспитывать ответственность, внимание к прошлому своей родины, поддерживать интерес к изучению творчества поэта, формировать положительные мотивы обучения.

Оборудование:

Презентация

Учебники

Тетради

Раздаточный материал (заготовка таблицы)

Фонохрестоматия

Ход урока

Ι. Организационный момент

— Добрый день, ребята! На прошлом уроке мы с вами обратились к творчеству А. С. Пушкина, говорили о лицейской лирике поэта, о периоде его ссылки в село Михайловское.

А сегодня мы будем вести разговор о так называемой свободолюбивой лирике А. С. Пушкина на примере стихотворения «Узник» (1822).

Давайте запишем в тетрадях число и тему нашего урока:

На доске: Число:_________________________

Слайд 2: Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. «Узник» (1822).

ΙΙ. Актуализация опорных знаний

— Ребята, посмотрите внимательно на слово свободолюбивая, выделите в нём корни.

— Как вы понимаете выражение «свободолюбивая лирика»? (ответы учащихся)

— Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – это условие творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Слово « свобода» и близкие по смыслу слова — «воля», «вольность», «вольный» — ключевые слова пушкинского словаря.

— Скажите, пожалуйста, ребята, знаете ли вы, какие символы свободы, воли встречаются в творчестве писателей, поэтов? (ответы учащихся)

ΙΙΙ. Постановка цели урока

— Можете ли вы самостоятельно, опираясь на тему урока, поставленный перед вами предыдущий вопрос, сформулировать цель нашего урока? (ответы учащихся)

— На примере стихотворения А. С. Пушкина «Узник» мы должны проследить, какие образы (символы) свободы присутствуют в творчестве поэта.

ΙV. Введение в тему урока

— В 1822 году Пушкина был сослан на юг, в г. Кишинёв за свои вольнолюбивые стихи, дошедшие до правительства, а также резкие эпиграммы на царя. В первые годы ссылки поэта и было написано стихотворение «Узник», в котором отразились мысли и чувства, волновавшие поэта (слайд 3).

— А как вы понимаете значение слова узник? Запишите ассоциации к данному слову (по ходу ответов учащихся учитель оформляет на доске примерную запись)

Слайд 4 УЗНИК

невольник пленник

заключённый

? ?

— Подумайте и ответьте на вопрос: почему же в творчестве А. С. Пушкина появляется стихотворение «Узник» именно в период его очередной ссылки? (ответы учащихся)

V. Чтение и анализ текста стихотворения. Прослушивание актёрского чтения.

— Давайте обратимся к знакомству со стихотворением «Узник» через прослушивание чтения актёром. Откройте учебники на странице 56.

(Прослушивание актёрского чтения)

— Каким настроением проникнуто данное произведение? Почему?

— Какие моменты в стихотворении можно связать с жизнью Пушкина?

— Кого изображает поэт в роли узника? Почему?

— Образ узника – это, конечно же, образ самого поэта в ссылке Он оторван от друзей, близких, от родных его сердцу мест. Поэтому, находясь в ссылке, Пушкин чувствует себя как в темнице, как узник, несвободный человек. Таким образом, ссылка для поэта – это неволя, несвобода.

— На ваших столах лежит заготовка таблицы, которую в ходе анализа стихотворения мы

должны заполнить (слайд 5).

Образы (символы) несвободы, неволи

Образы (символы) свободы, воли

Узник

Птица вольная

Орёл молодой

Гора

Решётка

Туча

Темница сырая

Морские края

Ветер

* Выше приведён образец окончательного варианта таблицы.

— Внимательно посмотрите на начало стихотворения. Какие слова передают состояние узника, человека, лишённого свободы? («Сижу за решёткой в темнице сырой…»)

— О каком состоянии поэта можно судить по первой строчке стихотворения? (поэту тяжело жить в условиях ссылки, ему тоскливо, одиноко)

— Мысленно войдём в темницу, где томится узник, побудем там. Какой вы увидели эту темницу? (узкая, тёмная, серая, каменная, с окном и решёткой на нём, мало света, плесень, земляной пол)

— Попробуем прочитать первую строку стихотворения так, чтобы нам передалось состояние человека в неволе (1-2 ученика).

— Что же видит узник через маленькое зарешеченное окно темницы? (орла, клюющего кровавую пищу под окном)

— Почему поэт называет орла «грустным товарищем»? (и узник, и орёл – в неволе: «вскормленный в неволе орёл молодой»)

— Какие же мысли рождаются у тоскующего узника? О чём он мечтает? (мысли о желании улететь на волю, мечтает о свободе)

— Таким образом, если в начале стихотворения мы видим тоску узника в неволе, то уже к середине и финалу стихотворения прослеживаются мысли о свободе, воле, им овладевают мысли о дальних странах, куда узник полетел бы вместе с орлом.

— Куда узник мечтает улететь? («Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»)

— С какой целью повторяется сочетание «туда, где…»?

— Повторы сочетания «туда, где…» усиливают призыв к свободе, желание вырваться на волю. Поэтому и интонация последнего четверостишия восклицательная, призывная. Дальние вольные края поэт видит лишь в своём воображении и воспоминаниях.

VΙ. Обобщение. Выводы.

— Какова же тема стихотворения А. С. Пушкина «Узник»? Запишите свой ответ в тетрадь, продолжив фразу (слайд 6): Тема стихотворения А. С. Пушкина «Узник» — …

— Назовите главные образы свободы, возникающие в данном стихотворении (птица вольная, гора, туча, море, ветер)

— Это традиционные символы свободы в творчестве поэтов.

— Какое чувство выражено в стихотворении сильнее – грусть или надежда?

— Конечно же, надежда. Мы видим это по страстным призывам поэта, по наличию более оптимистических ноток в финале стихотворения.

VΙΙ. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

— Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы слушатели почувствовали и одиночество узника и пробуждающуюся надежду на свободу, освобождение из неволи.

VΙΙΙ. Домашнее задание.

— Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

infourok.ru

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему:»А.С.Пушкин «Узник»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учебный предмет: литература. Класс: 6

Тема урока: «А.С.Пушкин «Узник»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: заинтересовать обучающихся рассказом о лицейских годах поэта; рассмотреть стихотворение «Узник»; продолжить обучение анализу поэтического текста; развивать речь и навыки самостоятельности обучающихся

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

1. Учитель начинает рассказ о поэте, не называя того, о ком идет речь.

2. Просит выдвинуть предположение о теме урока.

3. Учитель просит заполнить первые два столбца таблицы: знаю, хочу узнать.

4.Презентация О Пушкине

выдвигают предположения о теме урока, заполняют таблицу

Познавательные УУД

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Регулятивные УУД Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Личностные УУД

Уважение личности и ее достоинства.

2.Актуализация и пробное учебное действие

– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник» (заранее написать на доске). Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма?

И тихо и грустно в темнице (глухой)! Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем, Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно, И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим: «Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора! Острог нам не ближний, тюрьма не сестра. Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

Учащиеся работают в паре – дают сравнительный анализ

3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

– Обратите внимание, как мрачно-сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор.

Учащиеся делают вывод:

образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

4.Самостоятельная работа

Писатель В.А. Рождественский в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это верно.

Работают самостоятельно

5. Включение в систему знаний и повторение

1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника? 3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

озвучивают ответы

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Выразительное чтение стихотворения

2. Подводит итоги урока: «Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?».

3. Выставляет оценки за урок.

Оценки за урок:

выразительно читают стихотворение,

подводят итоги урока, получают домашнее задание

infourok.ru

Урок 11 СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «УЗНИК». ВОЛЬНОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЯ | Поурочные планы по русской литературе 6 класс

Урок 11 СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «УЗНИК». ВОЛЬНОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЯ