Карточки по истории 6 класс – Материал по истории (6 класс) на тему: Карточки для 6 класса. | скачать бесплатно
Диагностические карточки по истории (6 класс)
Диагностические карточки по истории 6 класс (понятия, хронология)
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
ПонятиеОпределение
Вече
Заселение, освоение пустующих земель
Народное ополчение
Натуральный или денежный побор с покорённых народов
Вервь
Организация жизни, при которой существует единая территория, аппарат управления, законы, налоги, армия
Народ
Древние верования во многих богов
Плуг
Статуя божества
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строкиЗаполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Заполни пустые строки
Установите соответствие между датами и событиями
Установите соответствие между датами и событиями
Установите соответствие между датами и событиями
Установите соответствие между датами и событиями
infourok.ru
Билеты по истории 6 класс с картами
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича»
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО _________________________ Директор МБОУ СОШ № 101
Протокол №____ от «___»_________________г. ______________/К.В. Макаров/
Председатель МО__________/ / Приказ № ___ от____________
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ИСТОРИИ РОССИИ
(6 КЛАСС)
Составил(а):
Лукьянова Анжелика Владимировна
учитель истории и обществознания
(Ф.И.О., должность)
г. Самара
2017 год
Пояснительная записка
Примерные экзаменационные билеты разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древнейших времён до начала XVI века. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся в соответствии с изучаемым материалом по учебнику «История России. 6 класс» , авторов Арсентьева Н.М., Данилова А.А., М: Просвещение , 2016 г. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.
Количество билетов в комплекте 19. Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с историческим текстом, исторической картой, проверяющее умения анализировать текст, карту, применять знания. Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 6 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта. В число проверяемых элементов подготовки входят:
• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;
• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;
• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).
Структура экзаменационных билетов
Каждый билет включает 3 вопроса.
Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления, раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения учащихся анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.
Второй вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка, исторической картой.
Работа с текстом. Экзаменуемому предлагается: а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).
Работа с картой. Экзаменуемому предлагается: а) определить и описать по карте историческое событие, явление, процесс; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические карты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).
Третий вопрос. Учащийся показывает знание важнейших дат, понятий и терминов курса. (понятия и даты помещаются на специальных раздаточных листах)
Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы. Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2, 3. При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов. Оценка их выполнения определяет общую экзаменационную отметку. Критерии оценивания ответов на вопросы 1 ,2, 3 представлены в таблицах 1 ,2, 3.
Критерии оценивания ответа на первый вопрос билета
Таблица 1
Критерии оценивания ответа на второй вопрос билета
Таблица 2
Работа с текстом
Работа с картойКритерии оценивания ответа на третий вопрос билета Таблица 3
Понятия, даты
Экзаменационные билеты по истории России (6 класс)
Билет №1
Происхождение восточных славян. Расселение, занятия, верования, быт и нравы восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Работа с историческим документом.
Понятия, даты
Билет № 2
Формирование Древнерусского государства. Характеристика деятельности первых русских князей.
Работа с исторической картой.
3. Понятия, даты
Билет № 3
Правление Владимира Святославича. Причины и значение принятия христианства на Руси.
Работа с историческим документом.
3. Понятия, даты
Билет № 4
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Работа с исторической картой.
Понятия, даты
Билет №5
Русь во второй половине XI-второй половине XII в.в. Княжеские усобицы. Владимир Мономах.
Работа с исторической картой.
Понятия, даты
Билет № 6
Общественный строй и церковная организация на Руси (формирование древнерусской народности, основные слои древнерусского населения, земельные отношения, церковная организация)
Работа с историческим документом.
Понятия. даты
Билет № 7
Культура Древней Руси: особенности, устное народное творчество, развитие письменности, литература, зодчество и художественное ремесло.
Работа с исторической картой.
Понятия, даты
Билет №8
Начало раздробления Древнерусского государства. Причины и значение феодальной раздробленности. Главные политические центры Руси (Новгородская земля, Северо-Восточная Русь и Галицко-Волынское княжество).
Работа с исторической картой.
Понятия. даты
Билет №9
Нашествие с Востока. Поход Батыя на Русь.
Работа с историческим документом.
Понятия, даты
Билет №10
Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед для развития русских земель.
Работа с исторической картой.
Понятия, даты
Билет №11
Русь и Золотая Орда. Повинности русского населения и последствия Ордынского владычества.
Работа с историческим документом.
Понятия, даты
Билет №12
Формирование Литовского государства и взаимоотношения Русского и Литовского государств.
Работа с исторической картой.
Понятия, даты
Билет №13
Культура русских земель в XII-XIII в. Накопление научных знаний, литература, живопись .
Работа с историческим документом.
Понятия, даты
Билет №14
Предпосылки объединения русских земель. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Работа с исторической картой.
Понятия, даты
Билет №15
Московское княжество в первой половине XV века. Междоусобная война за московский престол. Василий Темный и Дмитрий Шемяка
Работа с историческим документом.
Понятия, даты
Билет №16
Создание единого русского государства и конец ордынского владычества середина XV – начало XVI в. Иван III
Работа с исторической картой.
Понятия, даты
Билет №17
Русская православная церковь в конце XIV- начале XVI в.
Работа с историческим документом.
Понятия, даты
Билет №18
Общественные отношения в Российском государстве (основные слои населения, земельные отношения)
Работа с исторической картой.
Понятия, даты
Билет №19
Культура Русского государства в XIV-XVI вв.
Работа с исторической картой
Понятия, даты
Документы.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком племени идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
Эти племена … не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим…Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой на всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитаю реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами…Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.
Прочтите отрывок из летописной повести и укажите о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
Было три брата. Один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
В лето 6390 (882). Пошёл в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идём мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира… И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»… Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
В лето 946. Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так именно те убили мужа её…И стояла Ольга всё лето, и не могла взять города… Древляне же спросили: «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мёд и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого; дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…» Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге…Ольга же, раздав воинам-кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью тут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры).И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда…И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не было двора, где бы не было не горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку-будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если не было бы это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскимина Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите его название. Объясните, на основании чего вы это определили.
Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого…
Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря при этом: «Это моё», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдёт сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней…
Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя (холопа), то вправе побить его.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
В лето 1097 г. Собрались (князья) в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк-Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир- Всеволодовой, Давид, Олег, и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку- Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
В лето 1237 г. Пришли татары с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом…и начали разорять Рязанскую землю и захватили её до Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и сёла пожгли, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.
Той же зимой пошёл Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар, и сошлись у Коломны, и была жаркая сеча, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей убили; и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве…
Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами»…
Историческая карта.
Карта №1 Восточные славяне в IX- Х в.в.
Рассмотри карту и выполни задание
Какому историческому процессу посвящена карта? К какому периоду относится данная карта (дата, какие события, явления изображены на карте)?
Показать главные реки, на берегах которых поселились поляне и словене.
Имя князя, предпринявшего поход, изображённый на схеме.
Название города, обозначенного на схеме под цифрой «1», «2»
Название существовавшего в период изображённого похода государства, территория которого заштрихована на схеме и обозначена под цифрой «3».
Карта №2 Походы князя Святослава Х в.
Рассмотрите схему и выполните задание.
В каком веке происходили события, обозначенные на схеме?
2. Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме стрелками.
3. Укажите название государства и его столицы, обозначенной на схеме цифрой «1».
4.Назвать и показать государства и их столицы, побежденные в результате военного похода князя на восток.
5. Укажите на схеме название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.
Карта 3 Нашествие Батыя на Русь 13в.
Рассмотрите схему и выполните задание
1.Какому событию посвящена карта? Назовите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
2. Назовите цифру и укажите на карте город и княжество , в пределы которого вторглись монголы в начале похода на Русь.
3. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
4. Под какой цифрой находится город, который монголы прозвали «злым городом», назовите его. Почему монголы его так прозвали?
5.Назовите цифру, которой обозначена столица земли, где не было монгольского вторжения.
Карта № 4
Вторжение шведов и крестоносцев в северо-западную Русь 13 в.
Рассмотрите карту и выполните задания
Каким историческим событиям посвящена карта?
В устье какой реки высадились шведы?
Назовите русского князя, осуществившего походы, обозначенные на схеме белыми стрелками.
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Укажите даты, когда произошли сражения, обозначенные на схеме.
Карта 5 Куликовская битва
Рассмотрите карту и выполните задание
1.Какому историческому событию посвящена карта? Назовите дату и историческое название события
2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
3. Назовите князя, возглавившего поход, направление которого обозначено на схеме цифрой «1».
4. Укажите полководца, возглавившего поход, направление которого обозначено на схеме цифрой «3».
5. Как называется место, обозначенное значком «битва»?
Карта 6. Иван III,Василий III . Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
Рассмотрите схему и выполните задания
Какому историческому процессу посвящена данная карта?
Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», назовите указанные города.
3. Укажите век, когда в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «3», «4» и «5»
4. Назовите князя, при котором Русское государство достигло границ, обозначенных на схеме жирной чертой.
5. Какое событие отражено стыком черной и светлой стрелок, назовите реку, давшую название данному событию
Карта №7. Период феодальной раздробленности
Рассмотри карту и выполни задание
Какой период развития русских земель изображен на карте?
Какое количество самостоятельных центров возникло в начале этого периода.
Назовите и укажите на карте наиболее значимые княжества и земли этого периода? В чем их особенность?
Покажите на карте город, политическое значение которого сильно уменьшилось в данный период.
Покажите город, в который позже переместился религиозный центр русских земель.
События/даты:
VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Европы862 – «призвание» Рюрика
882 – захват Олегом Киева
907 – поход Олега на Константинополь
911 – договор Руси с Византией
941 – поход Игоря на Константинополь
944 – договор Руси с Византией
964-972 – походы Святослава
978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве
988 – крещение Руси
1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого
XI в. 1036г. – Правда Русская (Краткая редакция)
1097 – Любечский съезд
1113 – восстание в Киеве, «Устав» Владимира Мономаха
1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха
1130-е – завершение разделения Руси на земли
Начало XII в. – «Повесть временных лет»
1147 – первое упоминание Москвы
1185 – поход Игоря Святославича на половцев
1223 – битва на р. Калке
1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей
1240, 15 июля – Невская битва
1242, 5 апреля – Ледовое побоище
1242-1243 – образование Золотой Орды
1325-1340 – княжение Ивана Калиты.
1359-1389 – княжение Дмитрия Донского
1378, 11 августа – битва на р. Воже
1380, 8 сентября – Куликовская битва
1382 – разорение Москвы Тохтамышем
1410, 15 июля – Грюнвальдская битва
1425-1453 – междоусобная война в Московском княжестве
1448 – установление автокефалии Русской церкви
1462-1505 – княжение Ивана III
1478 – присоединение Новгородской земли к Москве
1480 – «стояние» на р. Угре
1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве
1497 – принятие общерусского Судебника
1505 – 1533 – княжение Василия III
1510 – присоединение к Москве Псковской земли
1514 – возвращение Смоленска
1521 – включение в состав Московского государства Рязанской земли
Понятия и термины:
Присваивающее и производящее хозяйство.
Славяне.
Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двуполье, трехполье. Натуральное хозяйство и рынок.
Город. Концы и улицы (Новгород). Село.
Дань, полюдье.
Монархия, республика.
Князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, детские. Дружина. «Люди градские», «гражане».
Купцы. Гости. Смерды, закупы, холопы.
Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Епархия. Монастырь. Митрополит. Патриарх. Автокефалия (церковная). Десятина.
Раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк.
Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход». Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Государственная символика. Герб.
Местничество. Кормление. Дети боярские.
Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор.
Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Крепостное право. Соборное уложение.
Казачество. Гетман. Самозванство.
Посад. Слобода. Мануфактура. Протекционизм. Ярмарка.
Старообрядчество. Раскол. Секуляризация культуры. Парсуна.
Полки нового и иноземного строя. Стрельцы. Ясак
Персоналии:
Рюрик. Аскольд и Дир.
Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб.
Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Всеслав Полоцкий. Святополк Изяславич.
Владимир Мономах. Мстислав Великий. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий.
Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Мстислав «Удатный». Игорь Святославич.
Чингисхан. Батый (Бату-хан). Юрий Всеволодич. Ярослав Всеволодич. Михаил Всеволодич Черниговский. Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт. Узбек. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тимур. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тѐмный. Иван III.
Василий III. Елена Глинская. Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. Василий IV Шуйский. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич.
А.Ф.Адашев. Протопоп Сильвестр. А.М.Курбский. Малюта Скуратов. Митрополит Филипп (Колычев). Ермак. И.И.Болотников. Патриарх Гермоген. П.П.Ляпунов. И. Заруцкий. К.Минин. Д.М.Пожарский. Патриарх Филарет. Б.И.Морозов. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. А.Л.Ордин-Нащокин. А.С. Матвеев. Степан Разин.
Иван Федоров. Андрей Чохов. Симон Ушаков. Симеон Полоцкий. Епифаний Славинецкий. Ерофей Хабаров. Семен Дежнев. Василий Поярков.
. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Стефан Пермский. Митрополиты Пѐтр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Юрий Дмитриевич новгородский архиепископ). Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти
infourok.ru
Индивидуальные карточки по Истории России для 6 класса
Индивидуальные карточки по теме:
«Соседи восточных славян»
К-1 | Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племен |
К-2 | Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата |
К-3 | Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата |
К-4 | Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата |
К-5 | Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии. |
К-6 | Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии в IX в. |
К-7 | Тестовые задания Во главе Тюркского государства находился А) царь; Б) каган; В) император. 2. В бога грома Перкуня верили А) гунны; Б) финноугры; В) скифы. 3. Авары в основном занимались А) скотоводством; Б) торговлей; В) военными походами. 4. Религия иудаизм получила распространение А) в Тюркском каганате; Б) в Византии; В) в Хазарии 5. Столицей Византийской империи был город А) Константинополь; Б) Казань; В) Рим |
К-8 | Тестовые задания Во главе Хазарского государства находился А) царь; Б) каган; В) архонт 2. Язычниками были А) тюрки; Б) волжские булгары; В) хазары 3. Ислам получил распространение А) в Хазарии; Б) в Волжской Булгарии; В) в Скифии 4. Столицей Волжской Булгарии был город А) Итиль; Б) Казань; В) Булгар 5. Основным источником пополнения продовольственных запасов у финноугров были (о) А) ремесло и торговля с соседними племенами и государствами; Б) собирательство; В) земледелие, скотоводство, рыбная ловля |
К-9 | По горизонтали:1. Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на общей территории. По вертикали:2. Кочевые племена, расселившиеся в Причерноморье в IV в. до н.э., занимавшие территорию от Дуная до степной части Крыма и создавшие свое царство. 3. Денежный или вещественный сбор с покоренных народов. 4. Объединение людей по кровному признаку.5. Воинственные кочевники, вторгшиеся в VI в. в степные районы Причерноморья. |
К-10 | По горизонтали: 3. Религия, которую приняла верхушка Хазарского государства. 4. Глава государства у хазар. По вертикали: 1.Жители государства, которое сложилось в VII в. в Нижнем Поволжье и подчинило себе многие соседние народы от Днепра до Северного Кавказа. 2. Скотоводческие кочевые племена, которые в III в. до н.э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. 3. Религия, которую в 922 г. приняли волжские булгары. |
Ответы К-9.По горизонтали: 1. Государство. По вертикали: 2. Скифы. 3. Дань. 4. Род. 5. Тюрки.
К- 10.По горизонтали: 3. Иудаизм. 4. Хакан. По вертикали: 1. Хазары. 2. Сарматы. 3. Ислам
Индивидуальные карточки по теме:
«Владимир Святославич. Принятие христианства»
www.prodlenka.org
карточки по всемирной истории 6 класс
Древние германцы и римская империя
Вариант 1
Укажите имя императора, разделившего Римскую империю на Западную и Восточную:
А) Феодосий Б) Диоклетиан В) Аврелиан Г) Константин
2. Укажите дату раздела Римской империи:
А) 295 г до н.э. Б) 195 г до н.э. В) 495 г до н.э. Г) 395 г до н.э.
3. Укажите имя варвара, прославившегося взятием « Вечного города»:
А) Аларих Б) Стилихон В) Аттила Г) Хлодвиг
4. Как назывались военные вожди в племени германцев:
А) короли Б) герцоги В) графы Г) майордомы
5.Укажите германское племя, вытеснившее остготов из Италии:
А) вестготы Б) лангобарды В) гунны Г) вандалы
6. Как звали бога грома, бурь и плодородия у древних германцев:
А) Вотан Б) Эрик В) Тор Г) Фрея
7. Первые люди племени у древних германцев:
А) дружинники Б) старейшины В) знать Г) вожди
8. Древнегерманское племя, расселившееся в Галлии:
А) вестготы Б) франки В) гунны Г) вандалы
9. Укажите имя варвара, получившего прозвище «Бич Божий»:
А) Аларих Б) Стилихон В) Аттила Г) Хлодвиг
10. Укажите имя римского историка описавшего в 1 веке древних германцев:
А) Вергилий Б) Тацит В) Плутарх Г) Геродот
Вариант 2
1 Какое имя получила Восточная Римская империя после раздела:
А) Византия Б) Феодосия В) Константинополь
2. Как назывались древние жители острова, захваченного англами и саксами:
А) бритты Б) галлы В) норманны Г) готы
3. Укажите, как назывался Отец богов у северных германцев:
А) Вотан Б) Эрик В) Тор Г) Фрея
4. Укажите германское племя, получившее прозвище « длиннобородые»:
А) лангобарды Б) франки В) гунны Г) вандалы
5. Постоянный военный отряд у древнегерманских вождей:
А) дружина Б) ополчение В) легион Г) ликторы
6.Как назывался вождь древних германцев, « ведущий за собой войско»:
А) герцог Б) майордом В) король Г) граф
7. Укажите имя варвара, н изложившего в 476 г последнего императора Ромула Августула:
А) Аларих Б) Стилихон В) Аттила Г) Одоакр
8. Укажите германское племя, заселившее Северную Африку:
А) вестготы Б) остготы В) гунны Г) вандалы
9. Укажите город, близ которого в 451 г объединенная армия союзников нанесла сокрушительный удар гуннам:
А) Суассон Б) Верден В) Труа Г) Пуатье
10. Как назывались укрепленные линии, сооруженные римлянами на границах империи в 1-3 веках н.э.:
А) бастион Б) лимес В) засека Г) стена
Ответьте «да» или « нет»
Сначала главным занятием германцев было разведение скота?
Германцы покупали у римлян украшения, рабов, скот, кожи и янтарь?
Германцы поклонялись богам в священных рощах, где ставили каменные алтари?
Германский род мстил в случае убийства одного из них родственникам обидчика?
Военного вождя племени германцы называли герцог – « ведущий за собой войско»?
Рабы у германцев имели небольшой участок земли, на котором вели свое хозяйство?
Великое переселение народов началось из-за нашествия арабов?
К 6 веку германцы расселились по всей территории Западной Римской империи?
«Бич Божий» — так называли современники германские племена?
Вторжения германцев способствовали возрождению Западной Римской империи?
Разгадайте путаницу
Первые люди племени — «ТНАЗЬ»
Постоянный военный отряд вождя племени – «РАДУНИЖ»
Вождь племени, « ведущий за собой войско» — РОГЦЕГ»
Воинственные девы в германской мифологии – «ЛИКАВИИРЬ»
Объединение всех мужчин племени, способных носить оружие – ЛЕЧОНЕОПЕ»
Установите соответствие букв и цифр
А) франки
1. Британия
Б) вестготы
2. Италия
В) вандалы
3. Галлия
Г) остготы, с 6 века лангобарды
4. Северная Африка
Д) англы и саксы
5. Испания
Решите филворд
З
Н
В
А
Д
Р
У
Ж
В
Е
Г
А
Т
Р
С
Т
А
И
М
С
Е
Р
Ь
В
А
Р
Р
Н
Е
Т
Г
М
А
Н
Ц
Ы
Е
С
Г
Е
Р
О
С
Ы
В
Й
Ш
Т
О
А
Ц
О
Т
Г
А
Н
И
Ь
Т
Н
Г
Г
С
О
Т
Д
Н
А
Ы
Т
Л
Ы
А
К
Ы
А
Г
У
Н
А
Ц
И
И
С
Ы
Л
Г
Ы
Н
Ф
Р
А
Н
К
И
Ы
О
Т
Ы
Исключите лишнее понятие и объясните почему
Франки, вестготы, гунны, вандалы, остготы, англы, саксы
Заполните пропуски в предложениях
А) О жизни древних( ,,1,,,,,,,,,,,) известно благодаря записям, сделанным в 1 веке нашей эры (2 ,,,,,) историком (3,,,,,,). Он писал, что они занимали территорию от ( 4 …..) до ( 5 ….), а так же часть ( 6……) полуострова. Селились они близ ( 7….). Их поселки состояли из нескольких ( 8…..), которые позже разрастались в ( 9…..), ограждаемые ( 10…..) и (11….) для ( 12…..).
( Валом, Скандинавского, дворов, германцев, древнеримским, защиты, Одера, Тацитом, рек, рвом, Рейна, деревни)
Б) ( 1…..) общество было обществом ( 2…..) людей. ( 3…..) было немного. ( 4……) принадлежала определенному ( 5…….), который защищал родичей. Широко была распространена ( 6…..) месть. Если ( 7……) не был отомщен, ( 8…..) ложился на весь ( 9…..). Несколько близких ( 10…….) , связанных общим происхождением, объединялись в ( 11…..), из которых возникали племенные ( 12……).
( Семья, родич, германское, род, позор, кровная, рабов, родов, роду, союзы, свободных, племя)
В) Племенем у германцев управляло народное (1…….), в которое входили все взрослые ( 2…..). Оно принимало решения по самым важным вопросам: объявляло ( 3…….), заключало ( 4…….), разбирало ( 5…….), выбирало ( 6……..). В первые века у германцев стала выделяться ( 7…….) – « первые люди племени». В их число входили ( 8…….) – военные вожди, которые набирали постоянные отряды воинов – ( 9…….). Во время войны все мужчины племени собирались в народное ( 10…..).
( Споры, мир, вождей, мужчины, герцоги, дружины, ополчение, знать, войны, собрание)
Г) Германцы были соседями ( 1…..) империи. Одни племена заключали с ( 2……) договоры о ( 3……), другие ( 4…..). В 4 веке началось Великое ( 5……) , толчком к которому послужило вторжение из ( 6……) племен ( 7……). Но не только это подталкивало германцев к ( 8…….). Изменения произошли и в их жизни: рост ( 9…….), усиление ( 10…….), стремление к быстрому ( 11…..) за счет ( 12……) походов, приводили к завоевательным походам против ( 13……).
( Переселение народов, неравенства, завоеваниям, воевали, Азии, гуннов, военных, дружбе, римской, Рим, населения, обогащению, римлянами)
Королевство франков
Как звали вождя, возглавившего франкские племена в 5 веке:
А) Аларих Б) Хлодвиг В) Карл Великий Г) Карл Мартелл
2. Битва между римлянами и франками, в результате которой была завоевана галлия, состоялась близ города:
А) Суассон Б) Верден В) Труа Г) Пуатье
3. Первый сборник законов у франков появился во время правления:
А) Хлодвига Б) Карла Великого В) Пипина Короткого Г) Оттона 1
4. Укажите имя франкского вождя, при котором франки приняли христианство:
А) Хлодвиг Б) Карл Великий В) Пипин Короткий Г) Оттон 1
5. Укажите имя франкского короля, передавшего под власть папы римского города Рим и Равенну:
А) Хлодвиг Б) Карл Великий В) Пипин Короткий Г) Оттон 1
6. Первый сборник законов, появившийся у франков, назывался:
А) Франкская правда Б) Салическая правда В) Законы Хлодвига Г) Законы Одина
7. Укажите название города, близ которого Карл Мартелл нанес поражение арабам, остановив их продвижение в Европу:
А) Суассон Б) Верден В) Труа Г) Пуатье
8. Карл Мартелл провел военную реформу, создав в армии франков:
А) пешее войско Б) конное войско В) флот Г) осадное войско
9. Укажите дату возникновения Франкского государства:
А) 500г Б) 600г В) 700г Г) 800г
10. При Карле Мартелле за службу в армии стали получать земли:
А) на время службы Б) на правах наследственного владения В) для расселения на ней завоеванных народов
11. По новым законам франков:
А) сохранялась кровная месть Б) вводилось равенство людей перед законом В) кровная месть заменялась штрафом Г) судопроизводство передавалось специально обученным людям
Ответьте «Да» или « Нет»
Вариант 1
1 В конце 5 века среди франкских вождей выдвинулся Хлодвиг из рода Капетингов?
В 486 г в бою у города Суассона франки разгромили армии римлян и подчинили Северную Галлию?
В завоеванной Галлии франки расселились небольшими деревнями отдельно от местного населения?
Римляне и галлы более 30 лет сопротивлялись завоевателям?
Король – это единственный верховный правитель государства?
После расселения франков по всей Галлии народное собрание продолжало сохранять свои функции?
Разделив свою страну на отдельные области, Хлодвиг назначил там правителей – герцогов?
Высшую судебную власть во франкском королевстве осуществляло народное собрание?
По приказу Хлодвига был составлен первый сборник законов франков?
Принятие Хлодвигом христианства усиливало власть завоевателей над христианским населением Галлии?
Вариант 2
1.Первый сборник законов франков назывался « Салическая правда»?
2. Хлодвиг щедро раздавал церкви земли?
3. Последних королей династии Меровингов современники прозвали «веселыми королями»?
4. При Хлодвиге дружина стала постоянной военной силой государства?
5. Во время военных походов правители назначали майордомов руководить армией?
6. Слово «феод» в переводе с латинского языка означает «земельное владение»?
7. За военную службу король дарил воинам участки земли вместе с крестьянами?
8. Майордом Карл Мартелл в сражении у города Пуатье разбил армию арабов и приостановил их продвижение в Европу?
9. Карл Мартелл создал конное войско?
10. Хлодвиг перед смертью разделил Франкское государство между сыновьями?
Разгадайте путаницу
Первая династия франкских королей – « ВОМИРЕГИН»
« Старший по дому», главный министр франкского государства – «РАЙМОМОД»
Название записанных норм обычного права франкских племен – «ЧАСИЛЕСЯКА»
Установленные обычаем действия, сопровождающие жизнь человека – «УЛИТАР»
Имя первого франкского короля – «ГДИЛОХВ»
Заполните пропуски в предложениях
А) Германские племена (1…..) под предводительством военного вождя ( 2……) вторглись в северную (3……). В ( 4……) году в битве у города ( 5…….) они разгромили войско ( 6……). В завоеванной стране они расселились небольшими ( 7…….), отдельно от местных жителей. Завоевав Галлию, они не отменили ( 8…….). А богатые ( 9…….) и ( 10…….) признали власть
( 11…….) и помогали ему управлять страной.
( 486, Суассон, Хлодвига, римляне, франков, деревнями, рабство, Галлию, Хлодвига, галлы, римлян)
Б) Около ( 1…….) года возникло франкское ( 2…….). Хлодвиг стал (3……). Укрепляя свою ( 4……), он принял ( 5……) и получил поддержку ( 6……..). Центром управления страной стал
( 7……..) двор. Для управления областями назначались ( 8…….). В случае войны, по-прежнему собирали народное ( 9……..), но постоянной военной силой стала ( 10…….).
( Власть, христианство, ополчение, королевский, королевство, дружина, графы, 500, церкви, королем)
В) По приказанию (1……) были записаны старинные судебные ( 2…….) франков и новые ( 3…….) короля. Из них был составлен первый сборник ( 4……) франков, который называется
( 5……..) правда. По нему ( 6…….) месть была заменена уплатой ( 7…….). Но (8…….) перед
(9…….) не было: жизнь ( 10……) ценилась выше, чем жизнь (11…….). В суде часто прибегали к « (12…….) суду».
( Законов, Божьему, дружинника, обычаи, Салическая, штрафов, равенства, свободного, законом, кровная, Хлодвига, указы)
Г) Франкские (1…….), чтобы укрепить свою(2…….) щедро раздавали ( 3…….) в награду за
( 4……..). так появились крупные ( 5…….). На их полях работали (6…….) и ( 7……). ( 8……) имела большую власть над людьми, жившими на этих землях: право ( 9……), сбора (10……).
Часто ( 11……) земледельцы сами просили (12…..) от притеснений сильных соседей. Получив такую ( 13…….) земледелец становился ( 14…….), так появились ( 15……) крестьяне.
( Службу, зависимые, колоны, рабы, суда, знать, налогов, свободные, зависимым, защиту, власть, защиты, землевладельцы, земли, короли)
Логические цепочки
Расположите события в хронологическом порядке
А. Падение Западной Римской империи
Б. Создание Франкского королевства
В. Завоевание Рима Аларихом
Г. Принятие Хлодвигом христианства
Д. Завоевание Галлии франками
1-
2-
3-
4-
5-
infourok.ru
Карточки по истории России для учащихся 6 класса. Соотнести картинку с названием.Считаю, что это задание поможет детям лучше усвоить материал поможет подготовиться к олимпиадам, контрольным, ВПР.
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ
XI –начало XIII в.в.
КАРТОЧКИ ПО
ИСТОРИИ РОССИИ
ДЛЯ 6 КЛАССА
ЗАДАНИЕ:
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
МЕЖДУ ПАМЯТНИКОМ АРХИТЕКТУРЫ
XI –начало XIII в.в.
И НАЗВАНИЕМ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЕСИТЕ В ТАБЛИЦУ
А
Софийский собор в Великом Новгороде.(XIв.)
2
Б
Дмитриевский собор во Владимире-на- Клязьме .(XIIв.)
3
В
Успенский собор во Владимире.(XIIв.)
4
Г
Церковь Покрова на Нерли .(XIIв.)
5
Д
Церковь Святого Георгия в Ладоге. Возведена в 1165 г. в память о победе ладожан и новгородцев над шведами.
6
Е
Церковь Спаса на Нередице под Новгородом.(XIIв.)
7
Ж
Золотые ворота во Владимире.(XIIв.)
8
З
Успенский собор во Владимире -Волынском.(XIIв.)
9
И
Церковь Иоанна предтечи на Опоках. Здесь хранились образцы мер для измерения и взвешивания товаров
10
К
Софийский собор в Киеве.(XIв.)
11
Л
Церковь Святого Пантелеймона в Галиче.(XIIв.)
12
М
Церковь Параксева Пятницы в Новгороде.(XIIв.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАПИШИТЕ В ТАБЛИЦУ.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
1
Дмитриевский собор во Владимире-на- Клязьме .(XIIв.)
2
Успенский собор во Владимире.(XIIв.)
3
Церковь Покрова на Нерли .(XIIв.)
4
Софийский собор в Великом Новгороде.(XIв.)
5
Золотые ворота во Владимире.(XIIв.)
6
Церковь Святого Георгия в Ладоге. Возведена в 1165 г. в память о победе ладожан и новгородцев над шведами.
7
Успенский собор во Владимире -Волынском.(XIIв.)
8
Церковь Спаса на Нередице под Новгородом.(XIIв.)
9
Церковь Параксева Пятницы в Новгороде.(XIIв.)
10
Церковь Иоанна предтечи на Опоках. Здесь хранились образцы мер для измерения и взвешивания товаров
11
Софийский собор в Киеве.(XIв.)
12
Церковь Святого Пантелеймона в Галиче.(XIIв.)
infourok.ru
Карточки по теме «Средневековье» (6 класс)
Карточка №1
Заполните таблицу.
«Культурное развитие Византии, стран Арабского халифата, Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья»
Византия
Арабский халифат
Западная и Центральная Европа
1
2
3
4
Исторические условия , повлиявшие на развитие культуры
Образование
Научные знания
Литература
Архитектура
Изобразительное искусство ( иконопись, живопись, скульптура)
Влияние на культурное развитие соседних стран и народов
Вопросы к таблице:
Чем объясняется упадок культуры в западной Европе по сравнению с античным миром?
Какие условия жизни благоприятствовали развитию культуры в Византии и арабском халифате в период раннего средневековья?
Карточка № 2
I. Соотнесите даты и события (с помощью стрелок)
Дата
Событие
IV-VI вв.
Первая проповедь Мухаммеда;
486 г.
Битва у Суассона;
800г.
Провозглашение Карла I императором ;
610 г.
Переселение германцев
II. Соотнесите понятия и их значение:
Средние века а) местопребывание монахов, комплекс зданий,
обнесенных высоко стеной;
Монастырь б) эпоха в развитии человечества между древ-
ним миром и новым временем
Халиф в) кельтские племена , населявшие Британию
до прихода германцев;
Бритты г) глава государства у арабов;
Фреска д ) система власти католической церкви;
Папство е) роспись, выполненная на стене или потолке
храма по сырой штукатурке
Карточка №3
Соотнесите даты и события
Дата
Событие
962 г.
Образование арабского государства;
843 г.
Возникновение государства у франков;
800 г.
Верденский договор о разделе империи Карла Великого
500 г.
Провозглашение Карла I императором.
630 г.
Образование Священной Римской империи.
infourok.ru
Карточки по истории средних веков, 6 класс, 1 полугодие
Карточка 1.
- Временные рамки эпохи Средневековья, на какие периоды делится.
- При каком императоре Византия расширила свои границы, расскажите о нем.
- Распад Арабского халифата, причины.
Карточка 2.
- По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.
- Кто такие норманны, на какую страну они напали, чем закончилось это нападение.
- Образование Чехии и Польши.
Карточка 3.
- Как Хлодвиг управлял государством.
- Особенности развития Византии, почему это государство называли евразийским
- Племена бедуинов.
Карточка 4.
- Когда и почему началось Великое переселение народов.
- Внешняя политика Юстиниана, направления внешней политики.
- Правление Аббасидов.
Карточка 5.
- Великое переселение народов, дата окончания истории Древнего мира.
- Когда была образовано Византия, как ее жители называли себя, свое государство, и императора.
- Расселение, занятия и образ жизни славян.
Карточка 6.
- Королевство франков, Хлодвиг, дата возникновения государства франков.
- Как и почему распалась империя Карла Великого.
- Великоморавская держава и создатели славянской письменности.
Карточка 7.
- Хлодвиг христианская церковь.
- Юстиниан и его реформы, «Свод гражданского права».
- Природа и занятия населения Аравии, бедуины, главный город государства.
Карточка 8.
- Что произошло в 800 году.
- Культура Византии: образование, науки (открытия и достижения), архитектура, живопись.
- Какую роль сыграл ислам в объединении арабов.
Карточка 9.
- Кто правил франкским государством после Хлодвига, расскажите об этом правители.
- Болгарское государство, когда возникло, какая была связь с Византией.
- Мухаммед – основатель ислама, Коран, шариат.
infourok.ru