cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Личность как субъект общения – Раздел 4 Личность как субъект общения

Содержание

Глава 4. Личность как субъект общения

4.1 Свойства личности

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития многообразно меняются. Однако, не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже “производится” — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

Другими словами: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем “скелетом”, на котором она “надстраивается”. Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.

Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие личности. Оно определяется природой самих порождающих его отношений это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

Изучение процесса объединения деятельности субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми.

studfiles.net

Реферат на тему Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

о  может  быть  еловое
общение  партнеров,   обслуживающее   конкретную   совместную   деятельность
(например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но  это  может
быть также общение, в центре которого находится не какая-либо  деятельность,
личностные  проблемы  общающихся,  например,   выяснение   отношений   между
друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.
       Говоря о видах  общения,  многие  исследователи  выделяют  деловое  и
личностное  общение.  Эти  термины  довольно   часто   встречаются   как   в
педагогической литературе, так и в обиходе.
       Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым
общением) направлено  на  организацию  какой-либо  совместной  деятельности,
того  или  иного  дела.  В  центре   такого   общения   –   интересы   дела,
функциональные обязанности партнеров, вклад  каждого  из  них  в  достижение
результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии  или  антипатии,
чувства,  настроение,  психическое   или   физическое   состояние   как   бы
отодвигаются на задний план.
        В  центре  личностного  (или  межличностного)  общения  ,  напротив,
находятся  психологические,  физиологические,  нравственные  и  иные  личные
проблемы партнеров:  их  интересы  ,  склонности,  настроение,  отношения  с
окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении  не  столь
значимы для партнеров, дело может подождать, его  можно  завершить  и  после
решения личных вопросов.
       В педагогическом процессе деловое и личностное общение довольно тесно
переплетаются  и  неотрывны  друг  от  друга.  Учитель  не  только  обращает
внимание на то, выполняет или нет ученик задания учителя,  какими  способами
он получил правильный  ответ.  От  взгляда  опытного  педагога  не  скроется
физическое или психическое состояние ученика, его радостное или  подавленное
настроение, наличие внутренней тревоги, озабоченности чем-либо.

                        Личность как субъект общения


                              Свойства личности

      Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает  целостность
субъекта  жизни.  Но  личность  представляет  собой  целостное   образование
особого рода. Личность не  есть  целостность,  обусловленная  генотипически:
личностью не родятся, личностью становятся.
      Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и
онтогенетического развития человека.
      Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий  с  процессом
прижизненного   изменения   природных   свойств   индивида   в   ходе    его
приспособления  к  внешней  среде.  Человек  как  природное  существо   есть
индивид, обладающий той или  иной  физической  конституцией,  типом  нервной
системы, темпераментом, динамическими силами  биологических  потребностей  и
многими  другими  чертами,  которые  в   ходе   онтогенетического   развития
многообразно  меняются.  Однако,  не  изменения  этих   врожденных   свойств
человека порождают его личность.
      Личность есть специальное человеческое образование, которое так же  не
может быть выведено из его  приспособительной  деятельности,  как  не  могут
быть выведены из нее его сознание или его человеческие  потребности.  Как  и
сознание  человека,  так  и  его   потребности,   личность   человека   тоже
«производится» — создается  общественными  отношениями,  в  которые  индивид
вступает в своей деятельности. То, что при этом  меняются  и  некоторые  его
особенности как индивида, составляет не причину,  а  следствие  формирования
его личности.
      Другими   словами:   особенности,   характеризующие   одно    единство
(индивида), не просто переходят  в  особенности  другого  единства,  другого
образования (личности), так что первые  уничтожаются;  они  сохраняются,  но
именно  как  особенности   индивида.   Так,   особенности   высшей   нервной
деятельности  индивида  не  становятся  особенностями  его  личности  и   не
определяют ее. Хотя функционирование нервной  системы  составляет,  конечно,
необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не  является  тем
«скелетом», на котором  она  «надстраивается».  Сила  или  слабость  нервных
процессов,  уравновешенность  их  и т. д.  проявляют  себя  лишь  на  уровне
механизмов, посредством которых реализуется  система  отношений  индивида  с
миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.
      Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих
жизненные отношения субъекта. Существует,  однако,  фундаментальное  отличие
личности. Оно определяется природой  самих  порождающих  его  отношений  это
специфические для человека общественные отношения, в которые он  вступает  в
своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем  многообразии  ее
видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего  строения
и предполагают сознательное их регулирование, то есть  наличие  сознания,  а
на известных этапах развития также и самосознания субъекта.
      Изучение процесса  объединения  деятельности  субъекта,  в  результате
которого формируется его личность,  представляет  собой  капитальную  задачу
психологического исследования.
      Общение  –  сложный  многоплановый  процесс  установления  и  развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями  совместной  деятельности,
включающий  в   себя   обмен   информацией,   выработку   единой   стратегии
взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.(
       Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в  том,
чтобы люди контактировали, искали и находили точки  соприкосновения  друг  с
другом, взаимодействовали между собой в  процессе  совместной  деятельности,
что бы они обменивались информацией и стремились  к  пониманию  друг  друга.
Поэтому психологи условно выделяют в общении три  стороны:  коммуникативную,
интерактивную и перцептивную.
      Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения,  определяя  какие
свойства личности помогают,  а  какие  мешают  взаимодействовать  с  другими
людьми.

Коммуникативная сторона общения.
      Коммуникация – процесс обмена информации.
      В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации
правильно понимал свою роль.  Другими  словами,  коммуникатор  должен  четко
излагать  необходимую  для   передачи   информацию,   а   реципиент   должен
внимательно слушать, воспринимая  все  сказанное  партнером  по  общению,  и
только  после  усвоения  всего  материала,  он  может   не   согласиться   с
услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.
         Мы видим, что для успешного процесса  коммуникации  человек  должен
обладать  определенным  рядом  свойств,  основными  из   которых   являются:
коммуникабельность и коммуникативность.  Поскольку  необщительному  человеку
будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее  необходимо
передавать  не  просто  как  сообщение,  которыми  обмениваются   компьютеры
определенными порциями в  виде  электронно-магнитных  сигналов.  В  процессе
коммуникации человек должен учитывать индивидуальные  особенности  партнера,
стараться подать информацию в той форме,  которая  максимально  заинтересует
собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует  заострить  внимание
и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.
      К свойствам личности, необходимым в процессе  общения,  можно  отнести
способность слушать, внушать, уважать партнера по  общению  (ведь  человека,
которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью,  чем  того,
кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.
      К качествам личности, которые напротив  создают  помехи  коммуникации,
относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность  и
высокомерие по отношению  к  собеседнику  (поскольку  у  человека  с  такими
качествами уже изначально «притуплено» внимание к  партнеру  по  общению,  а
значит и к получаемой от него информации) и др.

Перцептивная сторона общения
      Перцептивная сторона общения включает  в  себя  процесс  восприятия  и
понимания другого человека, формирования его образа.
      Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет  важную
роль  в  общении.  На  основе  восприятия  человека  человеком   формируется
представление не только о внешнем облике, но  также  о  намерениях,  мыслях,
способностях, эмоциях, установках партнера по общению.
      Теперь  попытаемся   определить,   какие   свойства   человека   будут
способствовать пониманию и восприятию других людей. На мой взгляд, одним  из
наиболее необходимых для этого качеств является умение слушать  собеседника.
Поскольку, если человек не может выслушать партнера, он  никогда  не  сможет
его понять. Для успешного общения человек так же должен обладать  следующими
качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по  общению,
способностью   не   полностью   доверять   первому   впечатлению,    умением
отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Так же я считаю,  что
для того, чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у  каждого
есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать  с
утверждениями личности. Если человек  не  может  принять  наличия  у  других
несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает  резко  критиковать
людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что  создает  большой
барьер в общении между  людьми,  поскольку  у  человека,  который  поделился
своими  мыслями  и  не  получил  никакого   понимания,  а  только   критику,
возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.
      По моему мнению, для восприятия и понимания человека  человеком  очень
важно умение читать невербальные сигналы,  так  как  это  позволяет  увид
скачать работу

Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

referat.resurs.kz

Личность как субъект общения — конспект лекций

Свойства личности
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития многообразно меняются. Однако, не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.
Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.
Другими словами: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.
Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие личности. Оно определяется природой самих порождающих его отношений это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.
Изучение процесса объединения деятельности субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми.
Коммуникативная сторона общения.
Коммуникация – процесс обмена информации.
В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.
Мы видим, что для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность. Поскольку необщительному человеку будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.
К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.
К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

2dip.su

Человек как субъект общения

Министерство  образования РФ

Дальневосточный государственный 

технический университет

ДВПИ  им. В.В. Куйбышева 
 

«Человек  как субъект общения»  
 
 

Студента  группы ЗУ-8551

Лысовой Елены Васильевны

Научный руководитель:

Мелешина  О.А. 
 
 
 
 

Владивосток

2011 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3 стр.

  1. Коммуникативная сфера личности………………………………………4 стр.
  2. Коммуникативные способности и качества личности…………………6 стр.
  3. Застенчивость как основной личностный барьер в общении…………..8 стр.
  4. Коммуникативная компетентнтность …………………….……………..9 стр.

Заключение………………………………………………………………….14 стр.

Список  используемой литературы…………………………………………15 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

 Человеческое  общество  немыслимо  вне   общения.   Общение   выступает необходимым  условием  бытия  людей,  без  которого  невозможно  полноценное формирование не только отдельных психических функций,  процессов  и  свойств человека,  но  и  личности  в  целом.  Реальность  и  необходимость  общения определена   совместной   деятельностью:   чтобы   жить    люди    вынуждены взаимодействовать.  Общается   всегда   деятельный   человек,   деятельность которого  пересекается  с  деятельностью  других  людей.  Общение  позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить  её  новыми  связями  и отношениями между людьми.

           Человек с момента рождения  общается с другими людьми,  но  порой  люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении  явлений  материального  мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому  человек должен изучать  правила  взаимодействия  с  людьми,  чтобы  стать  социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди,  взаимодействующие  друг  с  другом,  компетентны  в данной ситуации.

           В самом общем плане  компетентность  в  общении  предполагает  развитие адекватной ориентации человека в самом себе  –  собственном  психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

           Таким  образом,  формирование  коммуникативной   компетенции   человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение  которой  имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для  общества  в целом.

    

1. Коммуникативная сфера личности  

     Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение1 – ведущее условие социализации личности, так как в онтогенезе именно в процессе общения происходит усвоение человеком общественного опыта, норм нравственности и формирование законопослушного поведения. Общение – это установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты:

– обмен  информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между коллективами;

– выработку  совместной стратегии деятельности;

– восприятие и понимание людьми друг друга  в процессе совместной деятельности.

     Поскольку процесс общения психологически очень сложный и многоплановый, в нем принято выделять несколько  основных функций: информативную, интерактивную  и перцептивную.

     Информационно-коммуникативная  функция общения

     Эта функция общения проявляется  прежде всего в обмене информацией. Таким образом люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами.

     При этом:

     – происходит оценка получаемой информации, так как она всегда приобретает  определенную личностную значимость и  смысл;

     – в процессе общения партнеры стремятся  повлиять друг на друга, т.е. обмен информацией  всегда предполагает воздействие на поведение партнера.;

     – успешность информационно-коммуникативного общения обеспечивается наличием «тезауруса», обозначающего общую систему  значений, принимаемых всеми участниками  общения. Однако, даже зная значение слов, люди могут понимать их по-разному  в силу своих возрастных, профессиональных, политических, нравственных свойств. Поэтому  субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения.;

     – в условиях общения могут возникать  специфические коммуникативные  барьеры. Такие барьеры могут  быть следствием отсутствия общего языка  и общего понимания ситуации, а  также социальных, политических, религиозных  и других различий, которые могут  порождать совершенно различную  интерпретацию одних и тех  же событий, различное мировоззрение, миропонимание.

     Коммуникативные барьеры могут иметь и иной, чисто психологический характер. Они могут возникать либо в  силу индивидуальных особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, некоммуникабельности и  т.п.), либо из-за сложившихся между  партнерами неприязненных отношений. В этом случае особенно наглядно выступает  связь, существующая между общением и личностным отношением.

     По  своему характеру информация, исходящая  от коммуникатора (руководителя, лидера) может быть двух типов: побудительной  и констатирующей.

     Побудительная информация (сообщение) выражается в  просьбах, приказах, советах и стимулирует  определенные действия. Стимуляция, в  свою очередь, может быть различной: активацией – побуждением к действию в заданном направлении; интердикцией – запрещением определенных действий; дестабилизацией – сообщением, вызывающим рассогласование или нарушение  некоторых форм поведения и деятельности.

     Констатирующая  информация – это сообщение, имеющее  место в образовательных, правоохранительных, управленческих системах: (доклад, лекция, инструкция). Характер сообщения может  быть различным по степени объективности, эмоциональности, наглядности. Вариант  сообщения обычно выбирает коммуникатор, от которого исходит информация. 

     2. Коммуникативные способности и качества личности 

     Коммуникативные способности – это комплексное  многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик  личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию  и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных  способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок. Все  структурные компоненты коммуникативных  способностей выступают в нерасторжимом  единстве в комплексе, обеспечивая  регуляцию процесса общения. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели2. Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.

     Коммуникативные способности – это во многом степень  успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т. к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. «Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения». На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

     В качестве наиболее подходящей методики, решающей проблему диагностики коммуникативных  способностей, является методика КОС (коммуникативные организаторские склонности). Данная методика рекомендована ГУВРом3 (главное управление воспитательной работы) и является основной для изучения коммуникативных и организаторских способностей военным психологом в войсках. Методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей военнослужащего, которые включают такие качества, как:

  • умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с воинами;
  • стремление к расширению контактов;
  • участие в групповых мероприятиях;
  • умение влиять на людей;
  • стремление проявлять инициативу и т.д.

     Методика  содержит 40 вопросов, на каждый из которых  обследуемый должен дать ответ «Да» или «Нет». Время выполнения методики 10–15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

     Для проведения обследования необходимы: стимульный материал к методике КОС, регистрационные бланки и карандаши.

     Инструкция:

     «Вам  нужно ответить на все вопросы  данной анкеты. Свободно выражайте  свое мнение по каждому вопросу и  отвечайте на них так: если Ваш  ответ на вопрос положительный, то в  соответствующей клетке «бланка  ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный, поставьте знак «–». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Давайте ответ на каждый вопрос. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов нет. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение».

     Данная  методика наиболее подходит нам в  качестве основной для разработки экспресс методики. Это обусловлено, во-первых, тем, что данная методика рекомендована  основополагающими документами  как основная для военного психолога, и, во-вторых, тем, что данная методика в своем составе измеряет коммуникативные  способности в «чистом» виде, а  не в контексте феноменологического  подхода к изучению личности. 

      3. Застенчивость как основной личностный барьер в общении 

     Застенчивость — понятие расплывчатое: чем пристальнее  в него вглядываться, тем больше видов застенчивости можно обнаружить. Так что, прежде чем решать, как  бороться с застенчивостью,  следует  лучше узнать, что она собой  представляет. « Быть застенчивым» значит быть человеком, с которым  «трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости». Застенчивый  человек « избегает взаимодействия с определенными людьми, предметами». «Осторожный в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий» застенчивый индивидуум может быть «необщительным и склонный к уединению» или, с иной точки  зрения, « казаться подозрительным, «темным», пользующимся скверной репутацией». Словарь Уэбстера4 определяет застенчивость как состояние «стеснения в присутствии других людей». Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

     Основной  вывод  состоит в том, что застенчивость-это  явление всеобщее и широко распространенное. Степень застенчивости различается  у представителей разных культур  и у разных типов людей.

     Застенчивость чаще всего встречается среди  школьников, нежели среди взрослых, поскольку многим взрослым; ныне не являющимся застенчивым, просто удалось  преодолеть свою детскую застенчивость.

       Застенчивость возникает загадочным  образом, часто охватывая тех,  кто никогда не был застенчив. 

4. Коммуникативная компетентнтность  

     Коммуникативная компетентность [лат. competens — надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

stud24.ru

Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

Владимирский Государственный педагогический университет.

Технико-экономический факультет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат:

 

Вербальные и невербальные коммуникации.

Характеристики общения.

Личность как субъект общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вербальные коммуникации
  2. Совершенствование навыков вербального общения
  3. Совершенствование навыков письменной речи
  4. Денотаты и коннотации
  5. Ассертивность
  6. Структура речевой коммуникации.
  7. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
  8. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
  9. Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
  10. Общее представление о языке телодвижений
  11. Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
  12. Качество присутствия и элементы невербального общения
  13. Позиция и дистанция
  14. Открытая поза
  15. Выражение лица
  16. Визуальный контакт
  17. Кивки головой
  18. Паузы и молчание
  19. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ
  20. Определение общения
  21. Типы и виды общения
  22. Личность как субъект общения
  23. Свойства личности
  24. коммуникативная сторона общения
  25. перцептивная сторона общения
  26. интерактивная сторона общения
  27. Формирование и свойства личности

ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Совершенствование навыков вербального общения

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

Как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальником или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос («Вам нравится ваша работа?») можно ограничиться простым «да» или «нет», тогда как открытый вопрос («Что вам нравится в вашей работе?») требует развернутого ответа.

Совершенствование навыков письменной речи

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики — большое достижение человечества 😉 ), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая пробл

www.studsell.com

2.1 Личность как субъект общения. Общение и отношения

Похожие главы из других работ:

Взаимное влияние индивида и коллектива друг на друга

2. Личность в группе. Влияние группы на личность

Положительное воздействие общности на индивида. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем: 1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. 2…

Взаимосвязь сотрудничества и учебной мотивации подростков

1.1 Подросток как субъект взаимодействия и общения

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А….

Влияние семьи на отношение к профессиональной деятельности у сотрудников УВД

1.2 Личность как субъект профессиональной деятельности

В процессе деятельности человек действует не на абстрактной схеме, а в разнообразных общественно необходимых формах решает общественно необходимые задачи, направляет свою активность на поиски оптимальных путей решения этих задач…

Личностные расстройства

1. Истерическая личность и сценическая личность у женщин

Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов…

Личностные расстройства

2. Истерическая личность и сценическая личность у мужчин

Блэкер и Тьюпин (Blacker and Tupin, 1977) обобщили характеристики пациентов-мужчин с истерическим и сценическим расстройствами личности. При описании патологий характера они ранжируют по тяжести под общим заголовком «истерические структуры»…

Личность и деятельность

4. Личность как субъект профессиональной деятельности

Личность — социализированный индивид. Это социальное качество человека и сущность его не в уникальности как индивидуума, а как раз в противоположном — в социальности, сближающей его с подобными ему индивидами того же рода. Оно зависит от среды…

Личность ребенка как объект и субъект воспитания

2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности…

Манипулятивное воздействие и способы защиты

1.2 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ МАНИПУЛЯЦИИ

Для современного общества характерен стремительно возрастающий поток информации, который индивид должен воспринимать, осваивать и применять в области решения зачастую достаточно сложных задач. Человек, который принимает различные решения…

Общение и отношения

2.1 Личность как субъект общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами…

Проблемы исследования общения как взаимодействия

1.2. Человек как субъект общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами…

Роль общения в развитии личности

2.1 Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности

Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека — это сложный и противоречивый процесс…

Социально-психологические основы общения

2.1.Личность как субъект общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами…

Человек как субъект, индивидуальность, личность

1. Человек как субъект, индивидуальность, личность

Человек как субъект, индивидуальность, личность

2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»

Понятие «субъект» менее разработано по сравнению с понятием «личность». Для категории субъекта не свойственна главная проблема личности — соотношение природного и социального, тогда как при анализе понятия «личность»…

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

1. Понятие субъект труда

В понятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира…

psy.bobrodobro.ru

Личность как субъект общения

Связь Личность как субъект общения

просмотров — 96

Свойства личности

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития многообразно меняются. При этом, не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность есть специальное человеческое образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не бывают выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

Другими словами: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсœе не является тем «скелœетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.

Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие личности. Оно определяется природой самих порождающих его отношений это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всœем многообразии ее видов и форм, всœе они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

Изучение процесса объединœения деятельности субъекта͵ в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса состоит по сути в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. По этой причине психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми.

Коммуникативная сторона общения.

Коммуникация – процесс обмена информации.

В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая всœе сказанное партнером по общению, и только после усвоения всœего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

Мы видим, что для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определœенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность. Поскольку необщительному человеку будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее крайне важно передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определœенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсœем понятно.

К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всœегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.


Читайте также


  • — ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ

    13.1 Виды и свойства общения. 13.2 Вербальное и невербальное общение Главная особенность человеческой речи – членораздельность и внутренняя расчленённость. Таким образом, речь является основным средством общения свойственным только человеку. Виды общения:… [читать подробенее]


  • — Личность как субъект общения

    Свойства личности Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *