cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиада по обществознанию 10 класс с ответами 2019 2019 школьный этап – 500 Internal Server Error

Олимпиада 10 класс обществознание

Школьный этап всероссийской олимпиады по обществознанию 2017 – 2018гг. 10 класс.

Общее количество баллов —

Задание 1. Выберите правильные ответы. Запишите их в таблицу.

Всего – 7 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. 1. Какие из ценностей характерны для общества традиционного типа?

1) приоритет коллективизма, принадлежности к общине

2) независимость личности от государства

3) динамизм, быстрота общественных преобразований

4) светский характер образования и культуры

1. 2. По какому критерию в обществе выделяются управляющие, управляемые, политические лидеры?

1) по гражданству

2) по роду занятий

3) по принадлежности к власти

4) по религиозной принадлежности

1. 3 . Какой из примеров иллюстрирует деятельность государства в социальной сфере?

1) Правительство рассмотрело поправки в налоговое законодательство, были изменены ставки налога на прибыль.

2) Согласно проводимой в стране пенсионной реформе, был увеличен пенсионный возраст для женщин и выделена накопительная часть пенсии.

3) Президент страны совершил поездку в ряд зарубежных стран, договариваясь о поставках металлургической продукции.

4) После многочисленных поправок был утвержден парламентом новый закон о средствах массовой информации.

1. 4. Укажите обстоятельство, препятствующее заключению брака согласно существующему в Российской Федерации законодательству.

1) отсутствие у вступающих в брак собственности

2) наличие ограничений в физических возможностях вступающих в брак

3) отсутствие у вступающих в брак общего среднего образования

4) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак

1. 5. Экстенсивный путь экономического развития предполагает

1) вовлечение в производство все большего количества ресурсов

2) повышение производительности труда

3) совершенствование технологических приемов

4) сокращение числа занятых в производстве

1. 6. Какой ценз существует в РФ для кандидата на пост президента на президентских выборах?

1) образовательный

2) имущественный

3) возрастной

4) конфессиональный

1.7. Право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться своим имуществом регулируется нормами

1) гражданского права

2) наследственного права

3) административного права

4) жилищного права

Внесите свои ответы в таблицу

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Задание 2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

 Всего – 0 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

2. 1 Современное образование должно обслуживать потребности экономики инновационного типа, развивая в подрастающем поколении креативные качества

2. 2 Престиж — это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека. 

2. 3 Прямые налоги непосредственно взимаются в казну с доходов и имущества граждан и организаций.

2.4 Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.

2. 5 Авторитет — это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

2. 6. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования относятся к юридическим лицам.

2. 7. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.

Внесите свои ответы в таблицу

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Задание 3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Всего – 6 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

«Человек живет в ________(1), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(2) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(3) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(4). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(5) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(6), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) знание Б) общество В) группа Г) позиция Д) отношение Е) норма Ж) закономерность З) поведение И) экономика

Внесите свои ответы в таблицу

Задание 4.

1) 3) Задание 5 . Правовая задача 3 балла

Талалеев пообещал своему внуку Борису купить ему любой отечественный автомобиль на выбор после окончания учебы в институте, в подтверждение чего составил письменное обязательство. Через год Талалеев умер. После окончания института Борис потребовал от единственного наследника Талалеева, указанного в завещании, подарить ему «Ладу», либо выплатить стоимость автомашины деньгами. Получив отказ, Борис обратился в суд. Каким будет решение суда?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. (6 баллов). Прочитайте суфийскую притчу и ответьте на вопросы к ней.

Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
— Вставай!
— А на следующий раз?
— Снова вставай!
— И сколько это может продолжаться — все падать и подниматься?
— ___________________________________________________________.

  1. Что ответил суфий ученику?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем суфий мотивировал свой ответ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Предложите несколько смыслов, которые заключены в данной притче.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. Всего 5 баллов. (по 1 баллу за правильный ответ)

1. 1) Проблема 2) закон 3) гипотеза 4) наука 5) теория

2. 1) Мотив 2) деятельность 3) цель 4) результат 5) метод

3. 1) адвокатура 2) прокуратура 3) правоохранительные органы 4) органы внутренних дел 5) нотариат

4. 1) социальные реформы 2) революционные преобразования 3) социальный прогресс 4) социальный регресс 5) социальная динамика

5 1) моральные нормы 2) позитивные санкции 3) социальный контроль 4) правовые нормы 5) негативные санкции

Внесите свои ответы в таблицу

Задание 8.

Выберите одно из предложенных высказываний и запишите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования совей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а так же факты обществоведческой жизни и собственный жизненный опыт. Всего мах 10 баллов

Раскрыт смысл высказывания – 2 б.

Представление и пояснение своей позиции – 2 б.

Суждения и аргументы (не менее 2 -х) – 4-6 баллов

1.«Прогресс- это лучшее, а не только новое» Лопе де Вега

2. «Общество – это свод камней, который обрушился бы, если один не поддержал другого» Сенека

3. «Создает человека природа, но развивает и образует его общества» В. Белинский

4. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» Лао –Цзы

5. «Деятельность – единственный путь к знанию» Б. Шоу

6. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» А. Сумароков

создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4)

создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек.

пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы. Всего 2 балла


Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

multiurok.ru

10 класс | Олимпиадные задания

Содержание Мультимедийные задания Видеозадание 1 Видеозадание 2 Видеозадание 3 Видеозадание 4 Видеозадание 5 Тестовые задания Теоретические задания Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 […]

Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённуюработу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационнуюзадачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен бытькратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведитечётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членамижюри […]

Содержание Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 В заданиях 1–3 дайте один верный ответ Задание 1 Содержание ↑ В X веке НЕ существовало города: Нижний Новгород […]

Содержание Тестовые задания Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задания с кратким ответом Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задания с развёрнутым ответом (решением) Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Тестовые задания Задание 1 Содержание ↑ Спрос на мобильные телефоны описывается соотношением: Qтелефон = 10 […]

Содержание Конкурс понимания устного текста Конкурс понимания письменных текстов Лексико-грамматический тест Document 1 Document 2 Конкурс письменной речи Конкурс устной речи Document 1 Document 2 Document 3 Document 4 Document 5 Document 6 Document 7 Ответы Конкурс понимания устного текста Конкурс понимания письменного текста Лексико-грамматический тест Критерии оценивания письменной речи Текст для аудирования Конкурс понимания […]

Содержание Lexikalisch-grammatische Aufgabe (Лексика и грамматика) Hörverstehen (Аудирование) Leseverstehen (Чтение) Teil 1 Teil 2 Landeskunde (Страноведение) Schreiben (Письмо) Sprechen (Устная речь) Ответы Лексика и грамматика Аудирование Чтение Страноведение Критерии оценивания выполнения заданий раздела «Письменная речь» Критерии оценивания выполнения устного задания Оценка результата группы (всего 10 баллов) Оценка индивидуальных результатов участника (всего 15 баллов) Текст для […]

Содержание Part 1 «LISTENING» (15 points) Task 1 Task 2 Part 2 «READING» (20 points) Task 1 Task 2 Part 3 «USE OF ENGLISH» (50 points) Task 1. Items 36–50 (15 points) Task 2. Items 51–60 (20 points) Task 3. Items 61–65 (5 points) Task 4. Items 66–75 (10 points) Part 4 «WRITING» (30 points) […]

Содержание Задание 1. [30 баллов] САДЫ, ПАРКИ, ЛЕСА Примерный ответ Задание 2. [40 баллов] ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Прозаический текст «В КАБИНЕТЕ ХИРУРГА» Стихотворный текст «ВОСПОМИНАНИЕ О ПЕХОТЕ» Задание 1. [30 баллов] САДЫ, ПАРКИ, ЛЕСА Содержание ↑ В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и жёлтые листы Шумят под робкими шагами. М.Ю. Лермонтов Действие […]

Содержание Задание 1. (8 баллов) Задание 2. (2 балла) Задание 3. (6 баллов) Задание 4. (5 баллов) Задание 5. (9 баллов) Задание 6. (8 баллов) Задание 7. (16 баллов) Задание 8. (5 баллов) Задание 9. (1 балл) Задание 10. (10 баллов) Задание 1. (8 баллов) Содержание ↑ Фонетика разговорной речи существенно отличается от фонетики литературного языка. […]

Сдержание Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6 Задача 1 Содержание ↑ Как-то в середине осени начинающий художник сразу после захода Солнца сделал набросок картины «Осень в Подмосковье», нарисовав с натуры линию горизонта, несколько элементов пейзажа и положения Венеры и Сатурна (цифры 1 и 2 на рисунке), видимых на небе в […]

Содержание Часть 1 Часть 2 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Практическая часть Часть 1 Содержание ↑ Тестовые задания с одним ответом Объектом изучения какой науки являются берберы, туареги, готтентоты? а) антропологии б) этнографии в) демографии г) социологии Выберите территорию, где расстояние до центра Земли будет наибольшим. а) Земля Франца Иосифа б) полуостров Таймыр […]

Содержание Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Ответы Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Критерии оценивания Часть 1 Содержание ↑ На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу. Плод киви – это: а) […]

Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть приведены в решении. Ответ, приведённый без расчётов или иного обоснования, не засчитывается. Решения и система оценивания В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не […]

Содержание Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 1 Содержание ↑ Два шарика брошены одновременно навстречу друг другу с одинаковыми начальными скоростями: один с поверхности земли вертикально вверх, другой с высоты Н вертикально вниз. Найдите эти скорости, если известно, что шарики встретились на высоте H/4. Возможное решение Направим ось x вверх и […]

Продолжительность тура составляет 3 часа (180 минут). Ограничение по времени работы программы во всех задачах: 1 секунда. Каждая задача оценивается в 100 баллов. Вы можете отправить на проверку не более 100 решений суммарно по всем задачам. Решения оцениваются, только если они выдают правильный ответ на всех примерах входных и выходных данных, приведённых в условии задачи. […]

olimpiadnye-zadanija.ru

Олимпиада по обществознанию 10-11 классы школьный этап

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ ( 50 баллов)

2015-2016 г.

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (6 баллов)

1.1. Что из нижеперечисленного относится к признакам мировых

религий?

а) они носят строго этнический характер

б) огромное число последователей во всем мире

в) космополитизм

г) они не стремятся обратить в свою веру лиц другого вероисповедания

д) они обращены к представителям всех социальных групп

1.2. Маргинальность – это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы,

но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них

б)Стремление соответствовать нормам и ценностям группы

в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия

ожиданиям группы.

1.3. Общими чертами норм морали и права являются:

а) Единый объект регулирования — общественные отношения.

б) Частая потребность в принуждении для их реализации.

в) Наличие общего источника — человеческого общества.

г) Конкретность содержания, определенность и ясность

формулировок.

д) Универсальность норм, которые распространяются на всех членов

общества.

1.4. Социальная стратификация бывает:

а) динамическая

б) экономическая

в) социологическая

г) политическая

д) профессиональная

1.5. К важнейшим признакам постиндустриального общества относятся:

а) Значительное возрастание роли сферы услуг.

б) Появление резкого разрыва в доходах различных групп населения.

в) Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.

г) Усиление социальной поляризации общества.

д) Возрастающая зависимость повседневной жизни от информации.

1.6. Из утверждения «Неверно, что все рыцари благородны» можно

сделать следующие выводы:

а) Ни один рыцарь не благороден.

б) Некоторые рыцари не являются благородными.

в) Некоторые рыцари являются неблагородными.

г) Неверно, что некоторые благородные люди — рыцари.

д) Некоторые благородные люди — рыцари.

1

2

3

4

5

6

2.Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и

занесите ответы таблицу. (10 баллов)

1. Начальная и элементарная форма чувственного познания – это понятие.

2. Человек в отличие от животных есть существо смеющееся и плачущее.

3. Девиация в обществе выполняет как функции так и дисфункции.

4. Внутриролевым напряжением считается напряжение, возникающее

в результате конфликта между требованиями различных социальных ролей. 5. В процессе первичной социализации роль главного агента

социализации в современном обществе все больше и больше берут на себя СМИ.

6. Все авторитарные государства являются унитарными.

7. К формам правления можно отнести конфедеративное и унитарное

государства.

8. Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности.

9. Абсентеизм является формой политического поведения.

10. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной

форме.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. (5 баллов ) Суфийская притча гласит: один эгоцентричный человек,

стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился

у ворот поговорить со сторожем.

— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом

мире подлинных искателей Истины …

— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот

счет, — сказал сторож.

— В самом деле? И сколько же их?

— …

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему

этим ответом? Обоснуйте свой ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Установите соответствие:

4.1. Между термином, описывающим культурно-исторический период и

его определением. (8 баллов)

Термин

Определение

1.

Античность

А

Расцвет искусств и наук под влиянием заново открытых античных текстов и художественных образцов

2.

Эллинизм

Б

Культура «греко-римской древности»

3.

Средние века

В

Эту эпоху итальянский поэт и гуманист

Петрарка называл «темными веками»

4.

Возрождение

Г

Эту эпоху Иммануил Кант называл «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия»

5.

Д

Эпоха распространения и доминирования

греческого языка и культуры, на территориях

завоеванных Александром Македонским

1

2

3

4

(8 баллов)

4.2. Установите соответствие между авторами и их научными взглядами.

Автор

Теория

1.

Т. Гоббс,

Дж. Локк

А

Государство является орудием эксплуатации угнетенных классов господствующими

2.

К. Е. Дюринг,

Г. К. Юнг

Б

В естественном состоянии общества до

возникновения государства возможны

конфликты и войны между людьми. В результате индивиды отдают часть своих естественных прав другой группе людей в обмен на защиту и стабильность в обществе. Государство рождается

вследствие заключения договора между людьми

3.

Аристотель

В

Государство есть результат войн, насилия и порабощения одних народов другими

4.

К. Маркс

Г

Государство выросло из семьи. Как отец

в семье заботится о ее членах, так и

государь защищает своих поданных

1

2

3

4

5. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? (3 балла)

Дайте краткий ответ.

1) Результат деятельности человека, социальный опыт, нормы и ценности,

образцы поведения, навыки и знания, артефакты______________________

2) Вид деятельности, условный характер, направлен на процесс

удовольствия, вырабатывает физические и интеллектуальные навыки и

социальные компетенции ________________________________________

3) Политический монизм, монополия государства на СМИ, территориальная

экспансия, одна единственная партия, лидер — харизматик.________________

__________________________________________________________________

6. Решите задачу (10 баллов)

Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один

из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый –

седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», – сказал

Белов. «Ты прав», – подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с

моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» –

вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали

правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Ответ:

1

2

3

4

5

6

бвд

а

авд

бгд

авд

бв

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

да

да

да

нет

нет

да

да

да

3. Ответ:

«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что

эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего,

несовместимы с настоящими поисками Истины.

Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция

«Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены

так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за

найденное. Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

4.1 Ответ:

1

2

3

4

б

д

в

а

4.2.Ответ:

1

2

3

4

б

в

г

а

5. 1) культура

2) игра

3) признаки тоталитарного политического режима

6. Ответ:

Белов – Рыжий

Чернов – Седой

Рыжов – Брюнет

Седов – Блондин

infourok.ru

Олимпиада по обществознанию.Школьный этап.10 класс.Ключи

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017/2018. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Критерии оцеивания

Всего: 100 баллов за работу.

Балл за ответ выставляется в случае определения учащимися всех правильных позиций.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ, выпишите его в лист ответа.

1.1. финансовый кризис, революция, выпуск из школы, гражданская война (социальные лифты групповой мобильности)

1.2. умысел, неосторожность, легкомыслие, небрежность (формы вины)

1.3. инициативность, самостоятельность, возможность государственного регулирования, законность (принципы предпринимательской деятельности)

Правильными можно считать ответы, которые по смыслу совпадают с ключом.

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист ответа.

2.1. абсолютная, субъективная, относительная, конкретная (формы истины, отсутствует субъективная)

2.2. иудаизм, буддизм, христианство, ислам (мировые религии, национально-государственная – иудаизм)

2.3. традиционное, иерархическое, харизматическое, рациональное (типы политического господства или лидерства по классификации М. Вебера, в его классификации нет иерархической формы)

Правильными можно считать ответы, которые по смыслу совпадают с ключом.

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Перечертите таблицу в лист ответа и запишите соответствующие ответы «Да» или «Нет» в нужном порядке:

За правильно определенную позицию выставляется 2 балла.

5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.

Запишите в лист ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Ответ: 1Д2Б3Е4З5В

По 1 баллу за правильный выбор позиции.

Максимальная оценка – 6 баллов.

6. Логическая задача.

7 баллов выставляются за полностью выполненное задание, при любой ошибке – 0 баллов.

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации. Развернутое объяснение запишите в лист ответа.

7.1Риэлтор ошибся, что Александр не может быть указан в качестве покупателя. Он не имеет права самостоятельно приобретать имущество, но имеет право его приобретать через законного представителя, которым в силу отцовства является Иван (ст.-ст. 17, 18, 28 ГК РФ). Оснований для отказа в регистрации перехода права собственности нет.

7.2. Василий подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 214 «Вандализм» .

За краткий ответ на вопрос задачи – 1 балла, если учащийся правильно поясняет ответ с опорой на знания отраслей права – еще 2 балла. За каждую правильно решенную задачу – 3 баллов.

Всего за задание – 6 баллов.

8.

За каждый верно определенный пропуск в схеме – 1 балл (всего – 25 баллов). Еще 2 балла за полностью восстановленную схему. Всего за задание – 27 баллов.

9. Решите задачу. Выпишите решение в лист ответа. Ответ будет засчитан только в случае полностью показного решения с пояснениями.

Ответ: розничная цена – 10 у.е., акциз – 7,5 у.е.

Ответ оценивается баллами только при показанном расчете с пояснениями. За каждые ответ по 3 балла.

01. Определите пропущенное понятие.

Ответ: мораль (3 балла).

Другие понятия не оцениваются.

11.Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача — сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Безмолвные граждане — это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии. (Р. Даль)

  2. По степени большего или меньшего уважения к труду и по уменью оценивать труд … соответственно его истинной ценности — можно узнать степень цивилизации народа. (Н. Добролюбов)

  3. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным. (К.М. Симонов)

  4. Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. (О. Бауэр)

  5. Революция — варварская форма прогресса. (Ж. Жорес)

  6. Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной борьбе. (Б. Вышеславцев)

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, — 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.

  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.

  3. Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

Максимум за задание 15 баллов.

1 место – 81-100 баллов.

2 место — 61 – 80 баллов

3 место – 51-60 баллов

infourok.ru

Олимпиада по обществознанию 10 класс районный этап с ответами

1. Существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободе — это;

а) личность;

б) человек;

в) гражданин.

2.  «Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами, как продукт определенной социально-экономической формации». Это определение относится к понятию:

а) «человек»;

б) «гражданин»;

в) «личность»

3. Общественные отношения — это:

а) многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе деятельности людей;

б) связи между людьми, подчиняющиеся законам, общим для всей действительности;

в) отношения, которые развиваются объективно и не зависят от человека.

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель».

Спрос, реклама, технология, ассортимент, страховой полис, сбережения, прожиточный минимум.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:____________________

5. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого,

касающиеся одного и того же понятия(в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

««Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт).

«Наибольшей […]-ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека).

«[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел).

«[…] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери).

«Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […]» (Плутарх).

Что это за понятие?_____________

6. . Гражданка С. Заказала в ателье свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей позвонили из ателье и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не могут вовремя сшить ей платье. Гражданка С. Подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой рассмотрения дела в суде?

            1)  Трудового

      2)  Административного

  1. Финансового
  2. Гражданского

7. Изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже относится к понятию:

а) «уважение к старшим»;

б) «верность дружбе»;

в) «верность истине»;

г) «критерий истины».

8. Найдите в списке черты, свойственные народной культуре. Цифры запишите в порядке возрастания.

1) авторство часто не определено

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует социальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

6) наиболее востребована в современном обществе

9. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек.

10.Ответьте «да» или «нет».

10.1.Действия людей, основанные на следовании какой-либо значимой для них ценности, могут рассматриваться как рациональные.

10.2.В гражданском процессе решения суда могут быть основаны на предположениях.

10.3.Изменения валютного курса оказывают влияние на общий уровень цен в стране.

11. Верны ли суждения?

А. Понятие «общество» может иметь несколько значений.

Б. Изменения в обществе всегда приводят к его совершенствованию.

1) верно только А        

2) верно только Б        

3) верны оба суждения        

4) оба суждения неверны

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Термин _____________(1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого  значения рассматриваемого термина является понятие «_____________»(2). Во-вторых, этим термином обозначают_____________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____________(4) для удовлетворения своих неограниченных потребностей. В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и _____________(5). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но всё же главное из действующих лиц, ради удовлетворения нужд которого должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране, — _____________(6).

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) государство

Д) ресурс

Б)возможность

Е) сфера

В) экономика

Ж) хозяйство

Г) человек

З) производитель

И) наука

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

13. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры.Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру всвою собственность, а затем подарить сыну.

Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте. 

14. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из  второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

1) ощущение

Б) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

2) представление

В) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

3) восприятие

 Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

15. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответы

1-б (1балл)

2-в (1балл)

3-а (1балл)

4-Технология (1балл)

5-власть (1балл)

6-4 (1балл)

7-в (1балл)

8-134 (3балла)

9-4 (1балл)

10.

10.1-да (1балл)

10.2.-нет(1балл)

10.3-да(1балл)

11-1(1балл)

12-вжидаг (1балл)

13- Риэлтор ошибся, что Александр не может быть указан в качестве покупателя. Он не имеет права самостоятельно приобретать имущество, но имеет право его приобретать через законного представителя, которым в силу отцовства является Иван (ст.-ст. 17, 18, 28 ГК РФ) (2 балла).

 Оснований для отказа в регистрации перехода права собственности нет (1 балл).

14-321(1балл)

15-абба(1балл)

shkolnaya-olimpiada.ru

Обществознание 7 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 90.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

1.1. Какое из перечисленных определений характеризует понятие «общество» в широком смысле?

  1. Это целостная система связей и отношений между людьми.
  2. Это объединение людей по интересам.
  3. Это исторический этап в развитии человечества.
  4. Это граждане одного государства.

1.2. Совокупность людей, объединённых общими социальными признаками, связями, поведением, называется

  1. социальной иерархией
  2. социальной группой
  3. социальной стратификацией
  4. социальной структурой

1.3. Возможности, условия, позволяющие человеку достичь определённого результата, – это

  1. мотивы
  2. ресурсы
  3. цели
  4. потребности

1.4. Система общественного управления и самоуправления относится к сфере жизни общества

  1. экономической
  2. социальной
  3. духовной
  4. политической

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого ниже списка социальные роли подростка.

  1. избиратель
  2. ученик
  3. сын
  4. внук
  5. работодатель

2.2. Что из приведённого перечня является факторами производства?

  1. капитал
  2. доход
  3. земля
  4. заработная плата
  5. труд

2.3. Что из перечисленного относится к малой группе?

  1. сословие
  2. семья
  3. школьный класс
  4. пролетариат
  5. очередь в кассу супермаркета
  6. болельщики на стадионе во время матча

Ответ:

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. игра, познание, общение, труд.

Ответ: виды деятельности.

3.2. Дружба, признание, сон, уважение, безопасность.

Ответ: потребности человека.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Уклонение, арбитраж, эскалация, посредничество, компромисс.

Ответ: формы разрешения социальных конфликтов, лишнее – эскалация.

4.2. Цель, результат, гипотеза, мотив, субъект.

Ответ: структура деятельности, лишнее – гипотеза.

По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование,

2 балла за указание лишнего).

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Одна из функций семьи – социализация ребёнка.

5.2. Наличие физиологических потребностей – проявление биологической сущности человека.

5.3. Понятие гуманизм связано с моральными категориями.

5.4. Человек является носителем социальных качеств с момента рождения

5.5. Государственная власть – это единственное проявление власти в обществе.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
дададанетнет

По 2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 6

Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.

Рисунок А
Рисунок Б

Рисунок В
Рисунок Г

Ответ:

2 балла за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 7

Установите соответствие между историческими примерами и формами правления, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Форма правленияИсторический пример
1) монархия

2) республика

А) Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своём решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» – установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена.

Б) В 1315 г. венецианские власти составили «Золотую книгу» – список имеющих политические права активных граждан. Главой государства был дож (герцог). Его выбирали пожизненно, следуя нарочито усложненной процедуре: от городских кварталов (или от Большого совета) выделялись выборщики, те образовывали вторую коллегию с привлечением дополнительных электоров, вторая – третью, та – четвёртую (все разного количественного состава), и только пятая или шестая непосредственно утверждала предложенного кандидата. Эта система должна была препятствовать политическому сговору и авантюристам, которые могли затуманить головы рядовым гражданам. Дож обладал преимущественно представительской властью, а также высшей юрисдикцией.

В) Как известно, Византия не знала чёткого законодательства о престолонаследии. Но византийское правосознание, очевидно, склонялось к «классическому» варианту династической преемственности власти от отца сыну.

И пример последней династии – Палеологов, правивших с 1261 г. по последний день существования Империи (1453 г.), т. е. почти 200 лет, не является из ряда вон выходящим. Через тысячелетнюю историю православной Византийской империи прошли немало династических линий. Это тем более интересно, что далеко не всегда преемство трона даже внутр. одной династии происходило по мужской линии.

Г) В XIII веке образованная парламентом Англии комиссия из 24 баронов составила так называемые Оксфордские провизии, постановившие, что при короле должен быть организован совет пятнадцати, который будет иметь право давать королю советы относительно управления государством и под. контролем которых будет находиться верховный юстициарий и другие должностные лица.

 

Ответ:

 

По 3 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 8

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная _____ (А), и как важный _____ (Б) институт. В качестве малой группы она удовлетворяет _____ (В) потребности, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его _____ (Г), деятельность которой регулируется как брачно-семейным _____ (Д), так и морально-нравственными _____ (Е), обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое _____ (Ж) населения. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных _____ (З) семьи: простую (_____ (И)) и сложную (расширенную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более _____ (К).

Список терминов

1) подсистема

2) устойчивость

3) нуклеарная

4) класс

5) воспроизводство

6) норма

7) группа

8) система

9) классификация

10) сословие

11) контроль

12) социальный

13) функционирование

14) подчинение

15) личный

16) организация

17) предназначение

18) поколение

19) законодательство

20) тип

 

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
712151196520318

 

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 9

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В повседневных разговорах слово «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением,

влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, приятель, начальник, профессор – всё это статусы.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, называется приписываемым. Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста…

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения.

Статус предполагает наличие определённых социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения, – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или не соответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определённым статусом.

Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор.

(Ю. Волков и др.)

9.1. Какие два определения понятия «статус» приводит автор? Запишите оба определения.

9.2. Какие два вида статусов называет автор? Приведите по одному примеру каждого вида статусов, каждый раз указывая, к какому именно виду относится

Ваш пример.

9.3. Как соотносятся социальная роль и поведение человека?

9.4. Автор пишет, что люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Приведите пример, который иллюстрирует это утверждение.

На основании текста напишите, что такое «ролевой набор».

9.5. Автор пишет, что успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения. Приведите два примера, иллюстрирующие эти процессы.

Ответ:

9.1.

  1. Понятие «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем.
  2. Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями.

Формулировка может быть произвольной.

По 2 балла за каждое приведённое значение понятия. Всего 4 балла.

9.2. 1. унаследованный от рождения, ИЛИ прирождённый, ИЛИ приписываемый. 2. достигнутый.

За каждый названный вид по 2 балла. Всего 4 балла.

Примеры: приписываемый статус – ребёнок, достигаемый статус – учитель.

Могут быть приведены иные примеры.

По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла.

Максимум 8 баллов.

9.3. Социальная роль определяет ожидаемое обществом поведение личности.

2 балла.

9.4. 1. Пример разного понимания: один учитель может понимать свою роль как проявление повышенной строгости и требовательности к ученикам, другой – как стремление шутками и интересными фактами заинтересовать учеников в предмете.

Может быть приведён другой пример.

3 балла за приведённый корректный пример.

2. Ролевой набор – это некоторое число социальных ролей, связанных с определённым статусом.

Может быть приведена другая формулировка.

3 балла.

Всего 6 баллов.

9.5. Победа учащегося в предметной олимпиаде способствует приобретению статуса «отличника». Банкротство способствует приобретению статуса ненадёжного заёмщика.

Могут быть приведены иные примеры.

По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла.

Максимум за задание 24 балла.

Максимум за работу 90 баллов.

olimpiadnye-zadanija.ru

Олимпиада по обществознанию 10 класс

Школьный этап всероссийской олимпиады по обществознанию 2015 – 2016гг. 10 класс.

Общее количество баллов 100-

Задание 1. Выберите правильные ответы. Запишите их в таблицу.

Всего – 10 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. 1. Какие из ценностей характерны для общества традиционного типа?

1) приоритет коллективизма, принадлежности к общине

2) независимость личности от государства

3) динамизм, быстрота общественных преобразований

4) светский характер образования и культуры

1. 2. Как изменится рынок гречневой крупы после аномально жаркого лета?

1) рыночная цена крупы понизится

2) предложение крупы понизится

3) спрос на крупу понизится

4) количество проданной крупы повысится

1. 3. По какому критерию в обществе выделяются управляющие, управляемые, политические лидеры?

1) по гражданству

2) по роду занятий

3) по принадлежности к власти

4) по религиозной принадлежности

1. 4. Что из приведённого ниже принадлежит к природным ресурсам?

1) материал, не включённый в производство 2) действующие на производстве машины

3) квалифицированная рабочая сила 4) топливо в цистернах, стоящих на подъездных путях

1. 5 . Какой из примеров иллюстрирует деятельность государства в социальной сфере?

1) Правительство рассмотрело поправки в налоговое законодательство, были изменены ставки налога на прибыль.

2) Согласно проводимой в стране пенсионной реформе, был увеличен пенсионный возраст для женщин и выделена накопительная часть пенсии.

3) Президент страны совершил поездку в ряд зарубежных стран, договариваясь о поставках металлургической продукции.

4) После многочисленных поправок был утвержден парламентом новый закон о средствах массовой информации.

1. 6. Что из перечисленного относится к административным наказаниям?

1) замечание, выговор

2) предупреждение, дисквалификация

3) увольнение, лишение свободы

4) возмещение убытков, взыскание неустойки

1. 7. Укажите обстоятельство, препятствующее заключению брака согласно существующему в Российской Федерации законодательству.

1) отсутствие у вступающих в брак собственности

2) наличие ограничений в физических возможностях вступающих в брак

3) отсутствие у вступающих в брак общего среднего образования

4) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак

1. 8. Экстенсивный путь экономического развития предполагает

1) вовлечение в производство все большего количества ресурсов

2) повышение производительности труда

3) совершенствование технологических приемов

4) сокращение числа занятых в производстве

1. 9. Какой ценз существует в РФ для кандидата на пост президента на президентских выборах?

1) образовательный

2) имущественный

3) возрастной

4) конфессиональный

1.10. Право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться своим имуществом регулируется нормами

1) гражданского права

2) наследственного права

3) административного права

4) жилищного права

Ответ.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

Задание 2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. Всего – 10 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

2. 1

Современное образование должно обслуживать потребности экономики инновационного типа, развивая в подрастающем поколении креативные качества

2. 2

Престиж — это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека. 

2. 3

Прямые налоги непосредственно взимаются в казну с доходов и имущества граждан и организаций.

2.4

Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.

2. 5

Авторитет — это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

2. 6

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития.

2. 7

При выборах по мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами.

2. 8

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования относятся к юридическим лицам.

2. 9

Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.

2.10

Тоталитаризм — это результат развития постиндустриального общества.

Задание 3. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили. Всего – 10 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

3. 1. Субъект, объект, цель, нормы, средства ,результат .

3. 2. Деяние, правовой обычай, неосторожность, умысел, вина.

3. 3. Спор, пособник, партнёрство, противоречие, подстрекатель.

3. 4. Коллективизм, традиционализм, сословия, стабильность структуры, промышленный переворот.

3.5. Умозаключение, ощущение, представление, суждение, описание

Ответы

Лишнее

Объяснение

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

Задание 4. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Всего – 10 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

1) эмпирический

2) теоретический

A) формулирование научных законов

Б) объяснение сущности изучаемых явлений

B) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых явлений

Д) проведение количественных измерений

Е) доказательство положений

Ж) сбор фактов

З) описание наблюдаемых явлений

И) постановка научной проблемы

К) мысленное конструирование объектов

4. 1

4.2

Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Всего – 6 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

«Человек живет в ________(1), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(2) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(3) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(4). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(5) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(6), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) знание Б) общество В) группа

Г) позиция Д) отношение Е) норма

Ж) закономерность З) поведение И) экономика

5.1

5. 2

5. 3

5. 4

5. 5

5. 6

Ответ:

Задание 6. Решите задачи. 8 баллов.

Решите задачи:

6.1. К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 10 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.

Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте (3 балла)

6.2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(1) Гражданин К., 44 лет, прошёл собеседование при приёме на работу. (2) Но работодатель отдал предпочтение дру­гому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе гражданина К. на три года. (3) Похоже, что работодатель плохо знает содержание статьи 64 Трудового кодекса РФ, не допускающей установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от возраста. (4) Правильным со сто­роны гражданина К. было бы обжаловать это решение в суде. (5) Урегулирование трудовых споров является одной из функций государства.

Определите, какие положения текста имеют

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под цифрой, обозначающей положение, букву, выражающую его характер.

Ответ : (5 баллов)

А

фетишизм

магия

5,6

1,4

3

2

Б

тотемизм

фетишизм

магия

5,6

1,4

3

2

В

Задание 7. Решите кроссворд. 24 баллов. По 1 баллу за каждое слово.

По горизонтали

3. Застой в экономике, производстве, торговле, социальной жизни

9. Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом

10. Процесс обмена информацией между людьми

11. Знание, не соответствующее своему предмету

17. Совокупность умственных способностей людей и умелое применение их в разных ситуациях

19. Церковь, вероисповедание

22. Биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности

24. Как называется общество в котором составные части однородны

По вертикали

1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

2. Особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью

4. Создание нового, еще не известного, не имеющего аналогов в природе

5. Обмен любой информации между людьми

6. Общение, основанное на высокой степени доверия к тому, с кем происходит общение

7. Раздел философского знания, занимающийся исследованием феномена человека.

8. Форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира

12. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.

13. Общество, характеризующееся: — преобладанием сельскохозяйственного производства; — незначительным развитием либо отсутствием промышленности; — слабой социальной дифференциацией; и — преобладанием сельского населения.

14. Очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности

15. Постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

16. Американский ученый, выделивший несколько уровней человеческих потребностей

18. «Вторая природа»

20. Художественное творчество в целом

21. Как называются люди которые видят источник бед в обществе и других людях активно борются против них

22. Проверенный практический результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека

23. Подсистемы общества

Задание 8. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует. . (10 баллов)

1. «И к бобрам с улыбкой хитрой

Обратился По-Пок-Кивис:

«О друзья мои! Покойно,

Хорошо у вас в вигвамах!

Все вы опытны и мудры,

Все на выдумки искусны,

Превратите же скорее

И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгофелло «Песнь о Гайавате»)

2. «Йеннифер не ответила. Она обеими руками держала бессильную, выскальзывающую из рук голову Геральта, ломким голосом повторяя заклинания. По ее ладоням, по щекам, по лбу ведьмака плясали синие огоньки и потрескивали искорки. Трисс знала, какой энергии требуют такие заклинания. Знала также, что эти заклинания здесь не помогут. Было слишком поздно.»

(А. Сапковский «Владычица озера»)

3. «Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем мать поцеловала дочку и померла.» («Василиса Прекрасная» русская народная сказка)

4. «Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу.» (Сергей Алексеев «Мифология Славян»)

5. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». ( Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

6. «В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

«Солнце, солнце, ты сияешь

Всем прекрасно и светло!

В знойном поле что сжигаешь

Войско друга моего?

Жажда луки с тетивами

Иссушила в их руках,

И печаль колчан с стрелами

Заложила на плечах.»

(Иван Козлов «Плач Ярославны»

Ответ:

фетишизм

магия

5,6

1,4

3

2

тотемизм

фетишизм

магия

5,6

1,4

3

2

Задание 9. Исправьте ошибки,допущенные в тексте: (7 баллов)

Задание 10.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. Всего 5 баллов. (по 1 баллу за правильный ответ)

1.

1) Проблема 2) закон 3) гипотеза 4) наука 5) теория

2.

1) Мотив) 2)компонент деятельности3) цель 4) процесс 5) результат 6) метод

3.

1) адвокатура 2) прокуратура 3) правоохранительные органы 4) органы внутренних дел

5) нотариат

4.

1) социальные реформы 2) революционные преобразования 3) социальный прогресс

4) социальный регресс 5) социальная динамика

5

1) моральные нормы 2) позитивные санкции 3) социальный контроль

4) правовые нормы 5) негативные санкции

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *