Диктант 6 класс разумовская 1 четверть – Контрольные работы и диктанты по русскому языку для 6 класса по программе М.М. Разумовской
Контрольные работы для 6 класса
Итоговая контрольная работа
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
1-й текст контрольного диктанта предложен в методических рекомендациях под редакцией М. М. Разумовской на с. 221, но необходимо отредактировать некоторые словосочетания в зависимости от подготовленности класса. Желательно слова и словосочетания включать в орфографические разминки предшествующих уроков.
2-й текст
Солнечный цветок
Его родина – далёкая Мексика. Ярко-жёлтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали и в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, желая поймать его горячие лучи. Поэтому подсолнечник считали священным.
Испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку, завезли растение к себе на родину, и восторгам не было конца. Каждый, имевший хоть клочок земли, старался вырастить необычайный цветок. Другие разводили подсолнечник в горшках, как комнатное растение. В нём видели прелестное живое украшение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.
И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарёв смастерил небольшой пресс, выжимающий подсолнечное масло. Это было в 1829 году.
(По Н. Осипову.)
(119 слов.)
3-й текст
Первая встреча с Андерсеном
Мне было семь лет, когда я получил в новогоднюю ночь в подарок от мамы сказки Андерсена.
Сев под ёлку, я раскрыл книгу. В ней было много картинок. Там сверкали огнём стены ледяных дворцов, дикие лебеди летали над морем, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, прижимая к ней длинные ружья.
Удивительная человеческая доброта исходила со страниц этой книги с золотым обрезом.
Задремав от усталости и жара свечей, сквозь дремоту я увидел Андерсена.
Он рассматривал меня, прищурив один глаз, потом достал из кармана душистый платок, взмахнул им, из платка выпала белая роза. Сразу вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. Это звенели лепестки розы, ударившиеся о пол.
С тех пор моё представление об Андерсене всегда было связано с этим приятным сном.
(По К. Паустовскому.)
(127 слов.)
Изложение «Как спасали крысу» конт 13
Ц е л ь р а б о т ы: проверить, умеют ли учащиеся сохранять при пересказе основную мысль текста, если она прямо не сформулирована, а раскрывается через отношение автора к происходящему; композицию рассказа; ти-
пологическое строение текста; его абзацное членение;стиль речи; характерные для текста языковые средства.
Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:
—Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!
По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверю-
ге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сго-
нять проклятую крысу с рельсов.
Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде ≪Кыш!≫ и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъём.
Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.
—Замечательно, — в два приёма сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный. (164 слова) (По Б. Васильеву)
Краткая характеристика текста
1. Основная мысль, в тексте прямо не выраженная, раскрывается через отношение автора к его спутнице: ему нравится её активность, её деятель-
ная доброта. Такая жизненная позиция достойна уважения вне зависимости от того, в какой ситуации она проявляется. Сама же ситуация вызывает у него улыбку.
2. По жанровой принадлежности текст представляет собой рассказ, что чётко отражено в его композиции: здесь имеется вводная часть (1-й абзац), завязка и развитие действия (2-й абзац), кульминация (3-й абзац), развязка (4-й абзац) и заключение (последняя фраза).
6 КЛАСС
ТЕМА: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за 6 класс).
ВУЛКАН ФУДЗИЯМА
Самая высокая гора Японии – вулкан Фудзияма. Для жителей этой страны он еще и национальный символ. О Фудзияме слагают песни и стихи, она запечатлена на картинах многих художников.
Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен всего в девяноста километрах от Токио. Последнее извержение его происходило в тысяча семьсот семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной двести двадцать метров почитают как святыню. Каждый японец считает своим долгом хоть один раз побывать на священной горе. В июле–августе на Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год летом большие группы людей устремляются на вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч пятисот метров можно доехать на машине, но оставшиеся тысячу двести метров каждый должен пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан поднимаются до восьмидесяти тысяч человек.
(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)
Контрольная работа. Изложение
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков работы с текстом.
См. методические рекомендации под ред. М. М. Разумовской, с. 210 или по тексту упр. 473, с. 212.
Контрольная работа.
Диктант с грамматическим заданием
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
1-й текст из методических рекомендаций под ред. М. М. Разумовской (Дрофа, 2001), с. 198.
2-й текст
Азбука тайги
Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.
Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.
К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?
За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», – закончил старик свой рассказ.
(По А. Иванову-Смоленскому.)
(116 слов.)
Напомнить о знаках препинания при прямой речи.
В качестве грамматического задания можно предложить следующее:
1. Выпишите по 2 слова с указанными орфограммами (или с некоторыми из них):
– безударные гласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся;
– непроизносимые согласные в корне, безударные гласные в окончании глаголов и существительных, о–ё после шипящих.
2. Определите часть речи у слов во 2-м или в последнем предложениях.
3. Разберите по составу: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.
3-й текст
Вечером
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.
Куда я зашёл? Как найти дорогу?
Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздаются мои шаги.
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Блестит серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предположил, что через час буду дома.
(По И. С. Тургеневу.)
(108 слов.)
В материал предшествующих уроков необходимо вставить слова из выбранного для контрольной работы текста.
Можно предложить следующую методику подготовки к контрольной работе: за 3–4 урока до контрольной работы на стенде «Учись учиться» вывесить 4 варианта диктанта, предложив изучить их, выяснить о непонятном написании или пунктуации.
Это поможет предотвратить многие ошибки в контрольной работе, создаст ситуацию успеха, станет мотивацией для закрепления знаний и возможностью получить более высокую отметку, но не за списывание, а за осознанное изучение.
Контрольная работа.
Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта
(по упр. 134, 235)
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков.
1-й текст из методических рекомендаций под ред. М. М. Разумовской, с. 202.
2-й текст
В гостях
Катя показала мне квартиру. В одной комнате жила она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляла собой бородатую голову в шишаке, пепельница – древнерусскую рукавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным.
В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда ещё не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет широколобого моряка со сжатыми челюстями и светло-серыми живыми глазами.
Потом Катя показала мне морской компас – очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стеклянным колпачком – стрелка. Стрелка качается и одним концом с серебряным якорем показывает на север.
(По В. Каверину.)
(119 слов.)
Примечание. Шишак (в старину): металлический шлем с остриём, заканчивающимся шишкой.
Контрольная работа по словообразованию
Цель: обеспечение контроля и проверки знаний, умений и навыков по словообразованию.
См. Методические рекомендации под редакцией М. М. Разумовской, с. 203–206.
Контрольная работа.
Диктант
Цель: проведение диагностики сформированности умений и навыков правописания приставок, корней слов, окончаний глагола, постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложном предложении.
1-й вариант текста взят из методических рекомендаций под ред. М. М. Разумовской.
Известный русский писатель XIX века Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада». Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада»».
Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля.
Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.
Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьётся стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притоптывают, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрёг этой предосторожностью и был наказан. Его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих. (109 слов.)
2-й текст
Необычный стрелок
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами причудливо скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только прерывистое пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился, присмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Шум исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок преспокойно разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это преинтересное растение.
(По Г. Угарову.)
(111 слов.)
Контрольная работа по произношению
имён существительных и прилагательных
Цель: обеспечение проверки контроля знаний, умений и навыков по орфоэпическим нормам.
Ход урока
1. Расставьте ударение в данных существительных и прилагательных:
кухонный, договор, торты, квартал, мускулистый, завидный, дефис, центнер.
2. Расставьте ударение, пользуясь словариком.
3. Выберите из орфоэпического словарика и запишите с орфоэпическими пометами (то есть пометами произношения или ударения) только те существительные, которые можно произносить двояко (оба варианта при этом будут считаться правильными).
4. Выберите правильное произношение.
ба[с’э]йн – ба[сэ]йн;
ас[ф]альт – ас[в]альт;
тренеры – тренера;
[т’э]мп – [тэ]мп;
за[п’а]тая – за[п’иэ]тая;
туфля́ – тýфля;
фа[н’э]ра – фа[нэ]ра.
5. Найдите в орфоэпическом словаре 3–4 прилагательных, по ударению похожих на следующие.
Бéдный – бéден – беднá – бéдно – бéдны и бедны́.
6. Образуйте сравнительную степень прилагательных, расставьте ударение.
Красивый, громкий, долгий, сильный, верный, бледный.
7. Найдите орфоэпические ошибки, перепишите слова, исправляя эти ошибки.
Лé[к]че, врéдна, вкýсна, красивéе, подрóстковый, стройны́, глы́бже, бе[дн’]éе.
8. Дополнительное задание. Затранскрибируйте прилагательные.
Кухонный, красивейший, завидный, бедна.
Контрольная работа по лексике
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
См. методические рекомендации под ред. М. М. Разумовской, с. 209.
Можно добавить, отдельно оценивая, словарную диктовку по упр. 345, 383.
Контрольная работа
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
1-й вариант – по методическим рекомендациям под редакцией М. М. Разумовской – упр. 438, 439 (второй уровень) или одно из них (первый уровень).
2-й вариант (четыре уровня)
1-й уровень
1. Найти причастия, доказать: старый, стареющий, стареть, постаревший, старенький, старше. (1 балл.)
2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: смотреть, полетать. (2 балла.)
3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы: обиж..нный, отмет..вший, бор..щийся, муч..мый, освещ..нный. (2 балла.)
4. Записать причастия с суффиксами —ящ-, —нн-, —вш-. (1 балл.)
5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:
1) Ручей (спрятаться) в траве тихо журчал.
2) (Стоять) по обеим сторонам берёзы приветливо кивали ветвями.
(3 балла.)
6. Вставьте н-нн:
освещё..ая поляна
деревя..ый стол
тетрадь законче..а
серебря..ое колечко (2 балла.)
7. Расставьте знаки препинания. Поменяйте причастный оборот и определяемое слово, запишите: Расчищенная дворником дорога вновь усыпана листьями. (2 балла.)
8. Придумайте предложение по схемам. (2 балла.)
2-й уровень
1. Найти причастия, сделать морфологический разбор одного: игривый, играем, игравшем, поиграв, играющего. (2 балла.)
2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: рисовать, мыть. (2 балла.)
3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы: обид..вший, слыш..мый, дремл..щий, проглоч..нный, освещ..ный. (2 балла.)
4. Записать причастия с суффиксами: -им-, -ащ-, -нн-, -т-. (2 балла.)
5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:
Вокруг меня простиралась печальная пустыня (пересечь) холмами и оврагами. (2 балла.)
6. Вставьте —н— или —нн-:
отреза..ый ломоть
пальто броше..о
газирова..ый напиток
ветре..ый день (2 балла.)
7. Придумайте прилагательное и причастие с суффиксом —енн-, —н-.
(2 балла.)
8. Расставьте знаки препинания.
Обед продолжавшийся около трёх часов кончился и я обрадовался. Туристы направились к сверкающей вдали блестящей лентой речке.
(2 балла.)
9. Придумайте предложения по схемам. (3 балла.)
3-й уровень
1. Найти и выписать причастия, сделать морфологический разбор одного:
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
С. Маршак
(3 балла.)
2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: задумать, глядеть, исследовать. (3 балла.)
3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы: передава..мая, услыш..нные, удосто..нный, скач..щие, реж..щий, замет..вший. (2 балла.)
4. Записать причастия с суффиксами -ющ-, -нн-, -ш-, -им-, -ен-.
(2 балла.)
5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:
1) За окном (осветить) лунным светом тускло серебрилось поле (быстро расти) рожью.
2) Чёрной рекой вилась между холмами (разъездить) машинами дорога.
(2 балла.)
6. Вставьте —н- или -нн-:
выписа..ы советы
посея..ые семена
броше..ый стул
законче.. разговор
серебря..ый шар. (2 балла.)
7. Придумайте причастия и прилагательные с суффиксами —енн-, —ен-, —н-. (2 балла.)
8. Расставьте знаки препинания.
1) В кабинете стало светло но Пушкин не замечавший этого продолжал писать.
2) Он широко шагал по улицам ещё не расчищенным от снега.
(2 балла.)
9. Придумайте предложение по схемам. (3 балла.)
4-й уровень
1. Найти и выписать причастия, сделать морфологический разбор одного:
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
М. Ю. Лермонтов
(3 балла.)
2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: задуматься, озарять, шелестеть. (3 балла.)
3. Вставить пропущенные гласные в суффиксы: слыш..мый, держ..щий, освеща..мый, запрещ..нный, кол..щий, обид..вший. (2 балла.)
4. Записать причастия с суффиксами -ем-, -ённ-, -нн-, -т-, -ящ-.
(2 балла.)
5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:
Его (свернуть) паруса (расправить) ветром ожили. Чьи-то голоса (слышать) издалека гулко раздаются в тишине (стоять) вокруг. (4 балла.)
6. Вставьте —н- или —нн-: сви..ой, встрече.. поезд, серебря..ый шар, подли..ый расчёт, баше..ый кран, глаза сощуре..ы, трава скоше..ая.
(2 балла.)
7. Расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты:
1) В конце января овеянные первой метелью хорошо пахнут вишнёвые сады.
2) Даже в номере гостиницы освещённой лампой с зелёным абажуром были видны следы бури: пыль веером лежала на столе рама была вдавлена внутрь и за ней наискось торчала сорванная ветром труба.
(3 балла.)
8. Придумайте предложение по схемам. (3 балла.)
Выставляемые отметки:
«5» – 20–22 балла;
«4» – от 15 баллов;
«3» – от 9 баллов.
Контрольная работа.
Диктант. Работа над ошибками
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков.
Учитель может построить эти уроки как контрольную работу (с последующим её анализом) с привлечением одного из текстов в качестве проверочного. Или на первом уроке провести один из видов предупредительного диктанта (объяснительный, предупредительный, «проверяю себя»), а работу над ошибками включить в последующие уроки.
Текст диктанта берётся со с. 213 методических рекомендаций под ред. М. М. Разумовской. Остальные подбирает учитель самостоятельно.
1-й текст
Таинственный ящик
У прославленного певца Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпускал из рук.
В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.
Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.
Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. Это была таинственная загадка.
После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть родной русской земли.
(По А. Лессу.)
(121 слово.)
2-й текст
Пастух и лисёнок
Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным лещом.
Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной берёзы и занялся лещом.
Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась.
Пастух, причмокивая, объедал каждую косточку и кидал за плечо.
Вдруг за спиной кто-то стал похрустывать. Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза смотрели тревожно, напряжённый смуглый нос был заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.
Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву.
Лисёнок, осторожно придвигаясь, при каждом движении пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.
Так они вместе и пообедали.
(По В. Бочарникову.)
(118 слов.)
3-й текст
По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры с журчаньем стекала вода.
Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.
Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.
Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.
(По Е. Спангенбергу.)
(136 слов.)
Не использованные на данных уроках тексты можно включить частями в последующие уроки.
Контрольная работа по грамматике
Цель: осуществление контроля сформированности морфологических и синтаксических навыков.
Оборудование, наглядность: таблица-схема из урока 2.
Учитель. Цель нашей работы сегодня – проверить, как вы усвоили знания по морфологии, словообразованию и синтаксису.
Посмотрите внимательно на схему и объясните, в каких ситуациях пригодятся эти знания.
Таким образом, если вы умеете определять часть речи, характеризовать слово, разбирать его по составу – вам легче будет справиться с орфографическими правилами, то есть грамотно писать; если вы умеете видеть структуру предложения (это изучает синтаксис) – знаки препинания не станут для вас преградой.
II. Контрольная работа.
Представлены четыре текста.
Учитель может выбрать либо один текст для всех, либо предложить детям выбрать тот, который им нравится, либо разделить по вариантам по уровню сложности.
1. Из Гете Горные вершины3 Спят3 во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей3 мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты. М. Ю. Лермонтов | 2. Тыква В жару растенья3 никнут, Бегут3 от солнца в тень. Одна лишь чушка-тыква На солнце целый3 день. Лежит рядочком с брюквой, И кажется вот-вот От счастья громко хрюкнет И хвостиком махнёт. С. Орлов |
3. Слова живут3 единою3 семьёй И от родных корней3 берут начало, Растёт язык извечно молодой, Так будет впредь, так и всегда бывало. | 4. Слёзы дождя3 живые Заволжскую даль окрасили, И с новою3 силой рванулась3 Вверх молодая листва. Вс. Рождественский |
Задание общее для всех.
1. Определите, о чём отрывок из стихотворения (1, 2, 4 – достаточно того, если напишут «о природе», 3 – о русском языке).
2. Надпишите части речи над всеми словами, в том числе и служебными.
3. Сделайте морфологический и морфемный разбор слов, обозначенных цифрой 3.
4. Сделайте синтаксический разбор подчёркнутого предложения.
5. Выпишите из разобранного предложения все словосочетания. Или из всего текста выпишите словосочетания, соответствующие схемам: прилагательное + существительное, наречие + глагол, глагол + существительное.
Развитие речи. Контрольная работа.
Изложение с творческим заданием
Цели:
1) проведение диагностики уровня владения стилем научного рассуждения;
2) формирование умения употреблять тип речи «рассуждение».
I.Упр. 190: анализ и пересказ.
II. Написание изложения.
Текст и его анализ даны в методических рекомендациях под ред. М. М. Разумовской, с. 200–202.
Развитие речи. Контрольная работа.
Сочинение-рассказ
Цель: проверка усвоения сведений о композиции рассказа и языковых особенностях изобразительного изображения и сформированности умения создавать свой текст.
Задание к сочинению.
Учитель. Приходилось ли вам наблюдать какие-нибудь проделки животных или слышать благородные истории о них – то, что пригодилось бы для сборника рассказов под названием «Однажды…»? Знаете какие-либо случаи из жизни животных? Может быть, вы слышали об этом от кого-нибудь? Подготовьте рассказ о животных. Какой тип речи будет ведущим? Какие другие типы речи могут быть включены? Какие требования желательно выполнить, чтобы событие было представлено живо, наглядно? Можно пользоваться материалом § 41, 42.
Сочинение – текст художественного стиля, в нём повествование должно сочетаться с описанием. По композиции – это рассказ со вступительной частью, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.
Развитие речи. Контрольная работа.
Сочинение по фотографиям
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков работы с текстом.
Работа по упражнениям 710 и 713.
Развитие речи. Контрольная работа
Сочинение по летним впечатлениям
Цель: формирование умений анализировать текст (определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, языковых средств), самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения, создавать свой текст, используя различные языковые средства.
I. Анализ текста.
1. Чтение текста упр. 81.
2. Ответы на вопросы перед текстом.
Предложение, в котором выражена основная мысль текста: Мало ли что можно делать в лесу! Она раскрывается через описание того, что любит делать герой. В этом тексте три микротемы (по количеству абзацев).
Автору удалось передать свою любовь к родной природе, хотя не употребляются оценочные слова, например: нравится, люблю. Отношение передано при помощи лексических средств, в первую очередь, при помощи рядов однородных членов, передающих увлечённость, заинтересованность действиями, о которых идёт речь.
II. Создание своего текста.
Предлагается тема «Мало ли что можно делать (в лесу, на реке, в поле и т. д.)», основная мысль – «Мне там никогда не бывает скучно».
Задание: напишите сочинение, последовательно раскрывая в нём основную мысль, при этом следите, чтобы в каждом абзаце были упомянуты либо тема, либо основная мысль текста. Соблюдайте абзацное строение текста, используйте повествование и описание, а главное – языковые средства, аналогичные тем, которые встретились в тексте упр. 81. Примерный объём – 130–170 слов, то есть 1–1,5 тетрадной страницы.
IV. Написание сочинения
Контрольная работа № 10 по лексике
Задание 1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.
Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите предложение.
I вариант
1) свежий
свежий ветер—
свежая газета—
свежий взгляд—
свежий хлеб—
2) тупой
тупой угол—
тупой человек—
тупой взгляд—
тупая боль—
II вариант
1) чистый
чистая посуда—
чистые помыслы—
чистая совесть—
чистое небо—
2) тяжёлый
тяжёлые мысли—
тяжёлый взгляд—
тяжёлая сумка—
тяжёлый характер—
Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите предложение.
I вариант
проливать слёзы
II вариант
бить баклуши
Задание 3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями
I вариант
волчья нора —
волчий аппетит
каменный дом —
каменное сердце.
II вариант
медвежья шкура —
медвежья услуга
туманное утро —
туманный намёк
Задание 4. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употреблённые в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: в скобках укажите виды тропов, использованные в этом отрывке (метафора,олицетворение, эпитет).
Задание 5. Спишите, укажите, какой частью речи являются слова-антонимы.
I вариант
Корень учения горек, да плод его сладок.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
II вариант
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Задание 6. Коротко расскажите, как вы понимаете смысл одной из пословиц, включённых в задание 5.
multiurok.ru
Контрольный диктант в 6 классе за 1 полугодие
Методическая разработка по русскому языку в 6 классе
ГБОУ школа 181 Центрального района СПб учителя русского языка и литературы Овсовой Татьяны Владимировны
Контрольный диктант в 6 классе 1 полугодие.
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти и 1 -го полугодия по теме: «Словообразование и орфография».
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— правописание корней с чередованием;
— написание сложных слов;
— гласные в приставках пре-, при- ;
— не — с глаголами;
— написание -ь- в глаголах 2-го лица ед. числа;
постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— в предложении с прямой речью;
— однородные члены предложения при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня
сформированности практических умений и навыков:
— знать способы образования слов;
— знать условия выбора написания приставок пре-, при-;
— синтаксического разбора предложения;
Шёпот рыб.
Заглянешь в воду и захочешь присмотреться к жизни подводного
царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил на
дно ёлочки, укрепил их камнями, приспособил кормовую полочку, расчистил
аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины. Ночью в
подводном саду загорался фонарь и на огонёк приплывали яркие рыбы:
окуньки, плотвички, уклейки.
«О чём они шепчутся?» — прислушивался я. Мне казалось, что о многом
хотели рассказать людям. Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые
ловят их сетью, просили не загрязнять озёра и реки, прекратить сбрасывать
в них всякий хлам. Они обещали за это не уходить из водоёмов.
(100 слов)
(По Н. Сладкову)
Грамматическое задание:
1. Выписать слова с приставками при- и пре- и объяснить их значение:
из первого абзаца — 1-й вариант;
из второго абзаца — 2-й вариант;
2. Выписать слова с чередующимися гласными в корне слова, объяснить условие их выбора, подобрать к ним 2-3 однокоренных слова .
3. Разобрать слова по составу:
Подводного, присмотреться — 1-й вариант
Кормовую, приспособил — 2-й вариант
4. Найти предложение с обобщающим словом при однородных членах и начертить его схему — 1-й вариант
Найти предложение с прямой речью и начертить его схему — 2-й вариант
infourok.ru
Диктант. Русский язык 6 класс. ФГОС. 1 полугодие
Административная контрольная работа по русскому языку – диктант – в 6 классе
Цель: проверка ЗУН за 1 полугодие.
БЕЛЯК И КУНИЦА
Проходили по лесу лоси, нашумели.
Услыхал зайчишка-беляк, как шумят близко лоси, выскочил из-под елки, прижал уши к спине и помчался со всех заячьих быстрых ног куда глаза глядят, куда ноги несут.
Бежит по лесу зайчишка и не оглядывается, ничего не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.
А на сосне злая куница сидит. Нацелилась куница, оскалила острые зубы, хочет прыгнуть вниз — поймать зайчишку.
Не видит зайчишка куницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо сосны.
Нет, не поймать кунице быстрого зайчишку. Прыгнет с дерева, промахнется — и прости-прощай!
Далеко-далеко умчится от нее на своих быстрых ногах длинноухий заяц.
(По И. Соколову-Микитову) (103 слова)
Грамматическое задание
1 вариант | 2 вариант сложнее |
1. Синтаксический разбор предложения | 1. Синтаксический разбор предложения
|
Подчеркните существительные как члены предложения, определите их склонение, род, число и падеж. 1 в. – 2-ой абзац.
| 2. Подчеркните существительные как члены предложения, определите их склонение, род, число и падеж. 2 в. – 5 и 6-ой абзацы |
3. Подберите антоним к слову «шумят» | 3. Подберите синоним к слову «мчится» и укажите фразеологизм. |
tehurok.ru
Контрольная работа по русскому языку в 6 классе за 1-ю четверть по программе М.М.Разумовской
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
за 1-ую четверть 2014-2015 учебного года
6 класс.
Каждый год возвращаются журавли из далеких теплых стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли. Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое болото. В самых недоступных местах устанавливают гнезда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдет по болоту волк, не пробьется лисица, не подкрадется осторожная рысь. Водят весной журавли веселые хороводы. Соберутся в кружок на болоте, машут крыльями, и по всему лесу разносятся их шумные голоса. Скоро выведутся на болоте длинноногие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей. Будут расти, учиться летать журавлята. Ниже опускается вечернее солнце. Слетаются на ночевку журавли.
Грамматические задания;
1.Гласные в корне слова: ( 1.2,3 предложение) а) проверяемые ударением, б) словарные слова, в) чередующиеся. (возвращаются- возврат, далеких- даль, морями- море, лесами- лес, летят- полет, весной- весны, прошлогодней- год, большое- больше ; журавли, болото, камышом, осока; заросло).
2.- тся и ться в глаголах; ( возвращаются, не проберется, не подкрадется, соберутся, разносятся, выведутся, спускается, слетаются).
3. приставки на –з и –с; ( разносятся, слетаются).
4. выписать прилагательные и глаголы с –не; ( неприступный, неуклюжие, не пройдет, не проберется, не подкрадется).
5.Подчеркнуть однородные члены предложения; ( 2 предложение).
Ливень.
Еще ярче блеснула молния, и еще сильнее загрохотал гром. Налетел ветер, и зашептались камыши, и заговорили деревья. С неба лились потоки воды и затопляли луга и поля.
Метель.
infourok.ru
Контрольно-измерительные материалы к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 6 класс»
Контрольно-измерительные материалы к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 6 класс»
Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)
В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.
Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.
Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.
Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Грамматическое задание
1. Выписать 1-2 слова со следующими орфограммами:
А) проверяемая гласная в корне слова;
Б) непроверяемая гласная в корне слова;
В) чередующаяся гласная в корне слова;
Г) непроизносимая гласная в корне слова;
Д) безударные гласные в окончаниях существительных и глаголов.
2. Разобрать по составу слова: доберешься, связующим, наслаждение.
3. Обозначить части речи в первом предложении.
Контрольная работа №2. РР Сочинение-повествование «Мало ли что можно делать в лесу (в поле, в горах, на реке, на море)». По разделу «Что мы знаем о тексте».
Учебник. Упражнение 81. Цель: проверить, умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и решать вопросы выбора стиля речи, типов речи, языковых средств. Задача: используя материалы упр. 80, создать текст повествование, используя рабочие материалы.
Контрольная работа №3. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Морфология. Речь. Имя существительное».
Диктант.
Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам. Пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь.
Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.
( По К. Паустовскому.)
Грамматическое задание
1. Произвести синтаксический разбор простого предложения:
1 вариант – 3 предложение 4 абзаца;
вариант – 2 предложение 5 абзаца.
2. Произвести фонетический разбор существительного:
1 вариант – дорогам;
2 вариант – березой.
Контрольная работа №4. РР Сочинение-описание по одной из картин К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» или А. Я. Головина «Цветы в вазе». По разделу «Речь. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах».
Учебник. Упражнение 24. Цель: написать сочинение описание по картине. Задача: назвать предметы, изображенные художником, указать признаки этих предметов.
Контрольная работа №5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Морфология. Речь. Имя существительное. Имя прилагательное».
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в атом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждёт своей поры.
В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.
(По Т. Головановой.)
Грамматическое задание
1. Выписать из текста диктанта не менее трех сложных прилагательных, объяснить их правописание.
2.Выписать из текста диктанта прилагательные с орфограммой «-Н- и –нн- в суффиксах прилагательных», графически объяснить их правописание.
Контрольная работа №6. РР Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени». По разделу «Имя прилагательное».
Учебник. Упражнение 250. Репродукция картины в приложении к учебнику «Справочные материалы». Цель: описание репродукции картины А.М.Герасимова «Дары осени». Задача: используя материалы словарика эпитетов, создать текст описание натюрморта, используя как можно больше имен прилагательных.
Контрольная работа №7. Изложение «Как спасали крысу».
Цель: проверить умение учащихся сохранять при пересказе основную мысль текста, композицию рассказа, типологическое строение рассказа, его абзацное членение, стиль речи, языковые средства, характерные для текста
Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:
— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!
По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.
Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъем.
Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.
— Замечательно, — в два приема сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный.
(По Б. Васильеву)
Контрольная работа №8. Тест по разделу «Глагол»
Вариант1
А1. Что обозначает глагол?
1) действие;
3) признак предмета;
2) предмет;
4) количество предметов.
А2. Какой признак глагола не является постоянным?
1) вид;
3) лицо;
2) переходность;
4) спряжение
А3. Укажите ряд глаголов II спряжения.
1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить;
2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь;
3) хотеть; бежать; дать; есть;
4) стараться; бороться; делать; украшать; лелеять.
А4. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.
1) пришёл бы – сов.вид, неперех., I спр., услов. накл., ед.ч., муж.р.;
2) спроси – сов.вид, перех., II спряж., повел. накл., 2 –е л., ед.ч.;
3) захочу – несов.вид, перех., I спр., изъяв. накл., прош.вр., 1-е л., ед.ч.;
4) варит – несов.вид, перех., II спр., изъяв. накл., наст.вр., 3-е л., ед.ч.
В1. Выпишите переходные глаголы.
1. Мы остановились по двум причинам. С одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтобы и самому несколько закусить и подкрепиться.
(Н.В. Гоголь) 2. «Садись сзади, держись крепче», – сказал мотоциклист. (А. Твардовский) 3. Собираешься в лес – бери кузовок побольше.
В2. От данных глаголов образуйте формы изъявительного наклонения.
Писать, читать, показать, отложить.
В3. Образуйте от глаголов формы настоящего или будущего времени 2-го лица множественного числа.
Скакать, писать, искать, колоть, крикнуть, свистнуть.
В4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Чуть проб…вался рассвет. 2. Природа лик…вала: все живые существа приветств…вли ласковое солнце. 3. Далеко за лесом вспых…вает зарница. 4. Она недолго завед…вала библиотекой. 5. Комиссия разрабат…вала важный проект. 6. Мужество воспит…вается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. 7. Стану сказ…вать я сказки, песенку спою.
В5. Составьте предложения с безличными глаголами в условном наклонении, используя глаголы в неопределённой форме: сидеть, темнеть, спать.
С1. Закончите предложение.
Переходные глаголы сочетаются с существительными, числительными и местоимениями.
Вариант2
А1. Какой признак глагола является постоянным?
1) время;
3) лицо;
2) вид;
4) число.
А2. Укажите ряд глаголов I спряжения.
1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить;
2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь;
3) хотеть; бежать; дать; есть;
4) лежать; ходить; сидеть; спать; жениться.
А3. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.
1) проходите (в зал) – сов.вид, перех., II спр., повел.накл., 2-е л., мн.ч.
2) переноситься – неопр.ф., несов.вид, возвр., неперех., II спр.
3) успеет – сов.вид, неперех., I спр., изъяв. накл., буд. время, 3-е л., ед.ч.
4) расцвело бы – сов. вид, неперех., I спр., усл.накл., 3-е л., ед.ч., ср.р.
А4. В каком слове ударение стоит верно?
1) формирую;
3) балуем;
2) премировали;
4) звонят.
В1. Составьте словосочетания с данными глаголами.
Белеть – белить; чернеть – чернить; синеть – синить.
В2. Выпишите глаголы совершенного вида.
Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот. Вот захотел он стать музыкантом. Гусля дал Незнайке большую медную трубу. Незнайка как подует в неё, труба как заревёт!
(По Н. Носову)
В3. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени мужского и женского рода.
Затеять, увидеть, обидеть, растаять, залаять, посеять, раскаяться.
В4. От данных глаголов образуйте форму условного наклонения.
Писать, читать, печь, есть, резать, показать, отложить.
В5. Запишите в неопределённой форме однокоренные глаголы к данным словам.
Марш, модель, телеграф, премия, совет, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.
С1. Закончите предложение.
В предложении с безличными глаголами нет … .
Ответы к тесту
Вариант 1
А1. 1;
А2. 3;
А3. 1;
А4. 3;
В1. дать, бери; (2б)
В2. пишу – писал – буду писать; читаю – читал – буду читать; покажу – показал; отложу – отложил; (10б)
В3. скачете, пишите, ищете, колете, крикнете, свистнете; (6б)
В4. 1. Чуть пробивался рассвет. 2. Природа ликовала: все живые существа приветствовли ласковое солнце. 3. Далеко за лесом вспыхивает зарница. 4. Она недолго заведовала библиотекой. 5. Комиссия разрабатывала важный проект. 6. Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. 7. Стану сказывать я сказки, песенку спою. (8б)
В5. 1. Нам не сиделось бы спокойно дома в хорошую погоду. 2. Эх, темнело бы позже, тогда и времени на прогулку нам оставалось бы больше. 3. Спалось бы лучше без света. (3б)
С1. Переходные глаголы сочетаются с существительными, числительными и местоимениями в винительном падеже без предлога. (1б)
Вариант 2
А1. 2;
А2. 2;
А3. 1;
А4. 4;
В1. парус белеет, белить забор, небо чернеет, чернить серебро, губы синеют, синить ткань;(6б)
В2. захотел, стать, дал, подует, заревёт; (5б)
В3. затеял — затеяла; увидел – увидела; обидел – обидела; растаял – растаяла; залаял – залаяла; посеял – посеяла; раскаялся – раскаялась; (14б)
В4. писал бы, читал бы, пёк бы, ел бы, резал бы, показал бы, отложил бы; (7б)
В5. Маршировать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать. (13б)
С1. В предложении с безличными глаголами нет подлежащего. (1б)
Ключ
10 – «5»
8-9 – «4»
6-7 – «3»
Контрольная работа №9. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Причастие».
С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью. В тайге начиналась весна. Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпающуюся тайгу. Она шла по дороге, уже освобожденной от снега. Широкие деревянные пластины, подернутые ледком, освещенные зарей, блестели, как яркие ленты, стремительно брошенные вдоль просеки. Изумительные зори на Севере. Марину всегда зачаровывало богатство красок, сверкающих на чистой синеве вечернего неба. По нежнейшим оранжевым и лиловым полосам, протянутым вдоль горизонта, нанизано ожерелье мелких облачков —золотых, синих, опаловых. И над всем этим буйством красок и присмиревшей тайгой широко раскинулся великолепный бархат неба.
1.Найти в тексте причастия и подчеркнуть их как члены предложения.
2.Выполнить морфологический и морфемный разбор одного причастия:
1 вариант — 1- 6 предложения;
2 вариант – 7-11 предложения
Контрольная работа №10. Изложение «Речкино имя».
Цель: проверить умения сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста; строить развернутое описание состояния окружающей среды; использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте.
Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:
— Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно. И тиной она заросла.
Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмут и назовут ее Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем… Обидно!
Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.
Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.
Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.
А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.
Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.
Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее Болотным ручьем обозвать
Контрольная работа №11. Диктант «Волшебная роса» с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».
Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну.
Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.
Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
113 слов. (По И. Дегтярёвой)
Задания.
1.Выпишите из предложений 1 абзаца глаголы и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный состав этих глаголов и деепричастий.
2.Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 11) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.
3.Проведите синтаксический разбор предложения Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту.
Контрольная работа №12 по разделу «Имя числительное».
Диктант по теме «Имя числительное»
Впервые я ступил на необитаемый остров 30 сентября 1659 года, чтобы провести на нём двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. Шестнадцать лет моим надёжным помощником была наша корабельная собака, которая почти заменила мне человеческое общество.
Я поселился в пещере, которую огородил двойным частоколом. Для этого мне пришлось вбить триста или четыреста кольев выше человеческого роста.
На третий год моего пребывания на острове я испёк первый хлеб, а на одиннадцатый, когда порох стал у меня истощаться, я решил приручить нескольких козлят. Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.
Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари. Совершенно случайно я обнаружил скрытую от глаз пещеру, куда и перенёс почти все свои припасы. «Теперь и пятьсот дикарей не смогут разыскать моего тайника»,- говорил я себе.
(По «Робинзону Крузо» в переводе К.И.Чуковского.)
Грамматическое задание.
1.Подчеркнуть в тексте диктанта все числительные, сверху указать разряд.
2. Просклонять числительное:
1 вариант – триста;
2 вариант – четыреста
3. Приведите по два примера числительных.
Количественных:
целых
собирательных____________________
дробных_________________________
порядковых______________________
Контрольная работа №13 по теме «Местоимение».
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов)
Задания.
1.Выпишите из текста все местоимения, ставя их в начальную форму и указывая разряд.
2.Проведите морфологический разбор местоимения:
вариант — из 1 предложения 4 абзаца;
2 вариант — из 3 предложения 4 абзаца.
infourok.ru
Контрольный диктант в 6 классе № 9 | Сборник диктантов по Русскому языку в 6 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 6 классе № 9
24.09.2014 61285 0Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Словообразование и орфография» и 1-го полугодия.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— правописание корней с чередованием;
— написание сложных прилагательных;
— написание з-с на конце приставок;
— гласные в приставках пре-, при- ;
— буквы и-ы после ц.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— знать способы образования слов;
— знать условия выбора написания приставок пре-, при-;
— синтаксического разбора.
Весенний снегопад
Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.
Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.
Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юго-запад зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.
В апреле многих птиц пришлось встречать дважды.
(109 слов) (По Л. Семаго)
Грамматические задания
1. Выписать по одному слову в следующей последовательности:
1) образованные при помощи приставки, 2) с помощью суффиксов, 3) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса; 4) сложением основ
2. Выделить приставку при— со значением «немного» и приставку пре— со значением пере- — 1-й вариант;
Приставку при- со значением присоединения, приближения и приставку пре— с неясным значением — 2-й вариант
3. Произвести синтаксический разбор предложения:
Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. — 1-й вариант
Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. — 2-й вариант
tak-to-ent.net
Контрольный диктант в 6 классе № 10 | Сборник диктантов по Русскому языку в 6 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 6 классе № 10
24.09.2014 47889 0Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Словообразование и орфография» и 1-го полугодия
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— правописание корней с чередованием;
— написание сложных слов;
— гласные в приставках пре-, при- ;
— не с глаголами;
— написание ь в глаголах 2-го лица ед. числа.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— в предложении с прямой речью;
— однородные члены предложения при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— знать способы образования слов;
— знать условия выбора написания приставок пре-, при-;
— синтаксического разбора.
Шёпот рыб
Заглянешь в воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил на дно ёлочки, укрепил их камнями, приспособил кормовую полочку, расчистил аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь и на огонёк приплывали яркие рыбы: окуньки, плотвички, уклейки.
«О чём они шепчутся?» — прислушивался я. Мне казалось, что о многом хотели рассказать людям. Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью, просили не загрязнять озёра и реки, прекратить сбрасывать в них всякий хлам. Они обещали за это не уходить из водоёмов.
(100 слов) (По Н. Сладкову)
Грамматические задания
1. выписать слова с приставками при- и пре— и объяснить их значение:
Из первого абзаца — 1-й вариант
Из второго абзаца — 2-й абзац
2. Выписать слова с чередующимися гласными в корне слова, объяснить условие их выбора, подобрать к ним 2-3 однокоренных слова .
3. Разобрать слова по составу:
Подводного, присмотреться — 1-й вариант
Кормовую, приспособил — 2-й вариант
4. Найти предложение с обобщающим словом при однородных членах и начертить его схему — 1-й вариант
Найти предложение с прямой речью и начертить его схему — 2-й вариант
tak-to-ent.net