cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

6 класс контрольная работа по теме лексика – Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс

Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс

Итоговый тест по теме «Лексика»

6 класс (1в.)

Ф.И. _______________________________________________________________________

1. Закончите предложения.

A. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется

_______________________________________________

Б. Слова, которые имеют сходное лексическое зна­чение, называются

___________________________________________________

B. Слова, которые имеют два или более лексиче­ских значений, называются

—————————————————————————-

2. В каком случае синоним подобран неверно?

  1. Ветеран — военный.

Б. Ветошь — тряпье.

B. Ветреный (человек) — легкомысленный, пустой.

3. В каком словосочетании есть слово, употреб­ленное в переносном значении?

A. краснеть за сына
Б. краснеть от жары

B. краснеть на заре (о небе)

4 В каком словосочетании слово корабль, употреб­ленное в прямом значении?

A. военный корабль

Б. корабль пустыни (о верблюде)

B. степной корабль (о комбайне)

5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Всадник, наездник, пассажир, верховой.

6. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Волнение, беспокойство, тревога, уныние.

7. Закончите предложение.

Слова приобрести (что-либо) и обзавестись (чем-либо) являются ….

8. Закончите предложение.

Слова обернуть и развернуть являются ….

9. Закончите предложение

.

Слова строчка (стихотворная) и строчка (на платье) являются ….

10. Закончите предложение.

Слова забор (воды) и (дощатый) забор являют­ся ….

11. Какое слово является диалектным (диалектиз­мом)?

А. рушник В. астероид

Б. ипостась Г. аэроплан

12. Какое слово является устаревшим?

А. витязь В. сапоги

Б. магнитофон Г. дискета

13. . Какое слово является неологизмом?

А шкаф В. столовая

Б. ракета Г. оброк

14. Установите соответствие между словами из ле­вой и правой колонки.

A. диалектизм 1. шоумен
Б. устаревшее слово 2. бульба

B. неологизм 3. ратный

15. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки

  1. Уста А .диалектизм

2. Попкорн Б. архаизм

3. люлька (трубка для курения) В. неологизм

16. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.

A. диалектизм 1. Интернет
Б. устаревшее слово 2. светлица

B. неологизм 3. буряк

17. Установите соответствия между фразеологиз­мами и их значениями.

A. чесать язык 1. замолчать, воздержаться в разговор

Б. придержать язык 2. выведывать что-либо

B. тянуть за язык 3. болтать, сплетничать

18. Определив значение фразеологизмов, сгруп­пируйте их в синонимические пары.

A. задавать тон 1. сорвать маску

Б. делать из мухи слона 2. поставить на ноги

B. вывести на чистую воду 3. сгущать краски
Г. вывести в люди 4. играть первую скрипку

Итоговый тест по теме «Лексика»

6 класс (2в)

Ф.И.______________________________________________________________

1. Закончите предложения.

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, называется

_________________________________

Б. Слова, которые имеют противоположное лексическое зна­чение, называются

__________________________________

  1. Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются

__________________________________

2.В каком случае значение слова определено не­верно?

A. Абзац — половина страницы.

Б. Абсурд — нелепость, бессмыслица.

B. Автограф — собственноручная надпись или подпись.

3. В каком словосочетании слово копить, употреб­ленное в прямом значении?

A. копить силы
Б. копить деньги

B. копить обиды

4. В каком словосочетании слово змеиный, употребленное в переносном значении?

A. змеиная улыбка
Б. змеиный яд

B. змеиный питомник

5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Вниматель­ный, вдумчивый, вежливый

6.. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.

Замечательно, великолепно, аккуратно, прекрасно

7. Закончите предложение.

Слова смелый, храбрый, мужественный явля­ются _____________________________________

8. Закончите предложение.

Слова ствол дерева и ствол пушки являются _________________________________________

9. Закончите предложение.

Слова плакать, смеяться являют­ся __________________________________________________

10. Закончите предложение.

Слова старинный замок и дверной замок являют­ся _____________________________________

11. какое из слов является диалектизмом?

А. скатерть В. полотенце

Б. рушник Г. салфетка

12. Какое из слов является устаревшим?

А. кроссовки В. лапти

Б. туфли Г. Тапки

13. Какое слово является неологизмом?

А. терем В. дом

Б. коттедж Г. изба

14.Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А. архаизм 1. космонавт

Б. историзм 2. треуголка

В. Неологизм 3. Очи

15 Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А. заимствованное 1. сундук

Б. исконно русское 2. персты

В устаревшее 3. Чернила

16 Установите соответствие между словами из левой и правой колонок

А диалектизм 1. бульба

Б профессионализм 2. сорт

В. Общеупотребительное 3. Картофель

17 Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.

А хоть в бровь, хоть в глаз 1. Ничего не видно

Б. хоть глаз выколи 2. наедине

В. с глазу на глаз 3 бесполезные действия

18 Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары.

А. бить баклуши 1. В поте лица

Б. не покладая рук 2. Как с гуся вода

В. как о стену горох 3 плевать в потолок

Г. распустить язык 4. Длинный язык

Ключи к тестам

А-лексика;

Б-синонимы;

В-многозначные

1 А-фразеология

Б-антонимы

В-омонимы

2-А

2-А

3-А

3-Б

4-А

4-А

5- пассажир

5- вежливый

6- унылый

6-аккуратный

7-синонимы

7-синонимы

8-антонимы

8- многозначные

9-многозначные

9-антонимы

10-омонимы

10- омонимы

11-А

11-Б

12-А

12-В

13-Б

13-Б

14-А-2

Б-3

В-1

14-А-1

Б-2

В-3

15 – 1-Б

2-В

3-А

15- А-1

Б-3

В-2

16 – А-3

Б-2

В-1

16 – А-1

Б-2

В-3

17 – А-3

Б-1

В-2

17 – А-3

Б-1

В-2

18 А-4

Б-3

В-1

Г-2

18 – А-3

Б-1

В-2

Г-4

infourok.ru

Тест по русскому языку (6 класс) на тему: Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология».

Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 1

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление  и происхождение слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Омонимы – слова одной и той же  части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) острый (______________) нож.

2) добрый (______________) человек.

3) долгая (_______________) ночь.

4) теплый  (______________) вечер.

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) коробейники

2) бурак

3) акварель

4) мольберт

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара

1) профессионализмы.

2) неологизмы.

3) синонимы.

4) антонимы.

5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром — жаргонизм

2) тихий — громкий — антонимы

3) земля – необщеупотребительное слово

4) делать из мухи слона — фразеологизм

6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.

3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.

4) Жилищное законодательство требует введения поправок.

8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный.

2) обводить вокруг пальца – обманывать.

3) с гулькин нос – много.

4) яблоку негде упасть – тесно.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) лицо

2) стамеска

3) затишье

4) везуха

10. Укажите устаревшее слово – историзм

1) дворец

2) веретено

3) колыбель

4) рыбак

11. В каком словаре можно узнать произношение слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой — испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) семи пядей во лбу – без царя в голове

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) кожа да кости — ________________________

2) на всех парусах — ______________________

3) рукой подать — _________________________

4) на ночь глядя — _________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18.  Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

19. Укажи номер предложения с однородными членами

1) 3

2) 5

3) 8

4) 9

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое фразеологизмы? Расскажите о роли фразеологизмов в речи. Приведите примеры.

Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 2

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексика изучает слово с точки зрения его смыслового значения.

2) Однозначные слова имеют одно лексическое значение.

3) Синонимами могут быть слова различных частей речи.

4) Лексикон – словарный запас одного человека.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) смеяться (____________) весело

2) черный (_____________) цвет

3) глубокий (____________) пруд

4) широкое (______________) поле

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) кеды

2) босоножки

3) ботфорты

4) кроссовки

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

сказал – произнес

хлынул – полился

1) профессионализмы

2) неологизмы

3) синонимы

4) антонимы

5. Укажите неверное утверждение

1) слинять — диалектизм

2) бить баклуши — фразеологизм

3) гроза – общеупотребительное слово

4) лошадь, конь  — синонимы

 6. В каком ряду все слова – синонимы?
1) время, период, эпоха, эра;

2) лингвист, историк, литературовед;
3) фрукты, овощи, вишня;

4) сосна, тополь, ясень;

7. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить слово эффективный?

1) Валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

2) Её появление было весьма эффектным.

3) Бушующие волны создавали чрезвычайно эффектную картину.

4) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.

 8. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) слабак

2) проявитель

3) втулка

4) бахилы

10. Укажите устаревшее слово – архаизм

1) рука

2) чело

3) занавес

4) уборка

11. В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неверно?

1) как с гуся вода – ничего не действует

2) сказка про белого бычка — выдумка

3)  поднять на смех – осмеять, сделать предметом насмешки

4) браться за ум — образумиться

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) кот наплакал – сколько душе угодно

2) как кошка с собакой – не разлей вода

3) держать язык за зубами – по секрету всему свету

4) владеть собой – держать себя в руках

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) в один миг – в мгновение ока

2) в двух шагах – на краю света

3) дать нагоняй – намылить шею

4) во весь дух —  во все лопатки

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) В этом году уродилось много грибов, так что за ними далеко ходить не надо – собирай сразу в ближнем лесочке.

2) Машина дала задний ход и остановилась.

3) Надо внимательнее слушать объяснение учителя, а не хлопать ушами.

4) Свинья села в лужу прямо посередине двора.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) жить душа в душу — _________________________

2) не видно ни зги — ___________________________

3) сидеть сложа руки — ________________________

4) как в воду канул — __________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18.  Укажи номер предложения с однородными членами

1) 9

2) 8

3) 5

4) 3

19. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое устаревшие слова? На какие группы они делятся? Напишите, для чего писатели используют в своих произведениях устаревшие слова. Приведите примеры.

nsportal.ru

«Лексика и фразеология» (6 класс)

Контрольная работа по теме:

«Лексика и фразеология»

(6 класс)

1 вариант

1. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

2. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия; Б) псалтырь, светлица, кафтан; В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай; Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

3. Определите, в какой строке все слова заимствованные:
А) место, история, тетрадь; Б) берег, город, молоко; В) аббат, филин, штык;
Г) ладонь, корова, дочь, Д) поле, береза, сосед.
4. Укажите, какое из данных слов является архаизмом: А) меньшевик Б) выя В) кольчуга Г) алебарда.

5. Сколько слов в списке, которые можно понять как две разные формы двух разных глаголов?

Отрасти, пили, полей, мой

А) одно; Б) два; В) три; Г) четыре.

6. Подберите ответ – фразеологизм: Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

А) Молчит, как в рот воды набрал; Б) Смотрит как баран на новые ворота;

В) Ему всё как об стену горох; Г) Как сыр в масле катается.

7.Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел; Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде; Д) не разлить водой. 8. Этот фразеологизм означает то, что открывает дорогу кому-либо вперед, представляет право, возможность полезного существования.

А) вывести на чистую воду; Б) родиться в сорочке; В) путёвка в жизнь.

9. Найдите фразеологизм, антонимичный фразеологизму «положа руку на сердце«:

А) Играть на руку; Б) Засучив рукава; В) Кривить душой; Г) Через пень колоду. 10.Подберите синонимы к фразеологизмам (1-2 примера): А) валять дурака — ……. Б) не покладая рук -………

11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к устаревшей лексике, диалектной лексике.

12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.

13. Запишите 2 любых фразеологизма, объясняя историю их появления в языке (происхождение).

2 вариант

1. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра; Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня; Г) сосна, тополь, ясень;
2. Определите, в каком варианте даны профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог; Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран; Г) аккорд, вокализ, мольберт.
3. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза; Б) акварель, гуашь, палитра; В) нечто, выкаблучиваться, ступай; Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно; Д) кирпич, свекла, идти.
4. Какое значение слова «плюс» является переносным?

А) Знак, обозначающий действие сложения;

Б) Положительная величина при обозначении температуры;

В) Достоинство, хорошая сторона кого — или чего-либо;

Г) Знак, употребляемый при оценке знаний, если требуется обозначить превышение уровня, соответствующего кому-то.

5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол?

Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.

А) Два; Б) Три; В) Четыре; Г) Пять.

6. Укажите, какое из данных слов является историзмом: А) шарабан; Б) внемли; В) очи; Г) чело.

7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:

А) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля, апофеоз; Б) ватрушка, факел, мичман, галстук, ветер;

В) шахтер, акация, психолог, экран, цирк; Г) монолог, пудинг, перелесок, хоккей, одуванчик.

8. Какой фразеологизм имеет значение «достигать сразу двух целей«?

А) (Оказаться) между двух огней; Б) сидеть между двух стульев;

В) гоняться за двумя зайцами; Г) убить двух зайцев.

9. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

А) бить баклуши, Б) положа руку на сердце, В) сложа руки Г) не покладая рук Д) море по колено

10. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

А) выходит из себя; Б) садится в калошу; В) смотрит сквозь пальцы.

11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к профессиональной лексике, диалектной лексике.

12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.

13. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами:

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, мальчик печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.

www.metod-kopilka.ru

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология». 6 класс.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Вариант 1.

1. Найдите верный ответ: ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА — ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка

3. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

Г) В марте в лесу появились первые проталины.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода

6. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы

Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза

7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк

8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы

Б) С еловой ветки мне на голову упал снег

В) В чистой воде озера хорошо было рыбам

Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули

9. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Начало – конец Холод – жара Свет – тьма

11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –

Не покладая рук – Чуть свет –

12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Вариант 2.

1. Найдите верный ответ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) оброк Б) боярин В) кольчуга Г) глас

3. Какое слово является неологизмом?

А) обоз Б) сканер В) космос Г) теплоход

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.

Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

В) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.

Г) Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) орфоэпические нормы Б) сладкое печенье В) заячьи следы Г) гранитная набережная

6. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»?

А) поставить на место В) внести лепту

Б) подложить свинью Г) втирать очки

7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) барщина

8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Коля легок на подъем, вскоре мы уже встретились на остановке.

Б) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.

В) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккуратный узелок.

Г) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы.

9. В каком предложении есть синонимы?

А) Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

Б) Сова спит днем, а охотится ночью

В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Пурга — метель, бросать – швырять, караулить — сторожить

11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Из рук валится – Сидеть сложа руки – Не видно ни зги –

Жить как кошка с собакой – Видимо-невидимо –

12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

infourok.ru

Контрольная работа по теме «Лексика» (6 класс)

Контрольная работа по теме «Лексика».

6 класс. 2017-2018

1 вариант

  1. Теоретическая часть

1. Дайте определение:

Лексика — это …

2. Замените определение термином:

А. Слова, распространение которых ограничено территорией, называются …

Б. Новыми словами называются …

В. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению и употреблению в речи, называются …

3. Продолжи мысль:

А. По сфере употребления лексика делится на …

Б. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …

В. Профессионализмами называются …

4. Восстановите определение:

1.Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления вместе с предметом (явлением),

называются … . Слова, выходящие из лексики, старое название предмета которых можно заменить на новое(можно подобрать синоним), называются … .

5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?

А. обл. Б. перен. В. спец.

  1. Практическая часть

  1. Какую букву нужно вставить? Перепиши, подчёркивая орфограмму, укажи проверочные слова. Ответьте на вопрос: что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?

Пос..деть на скамейке, пол..скать бельё, прим..рять друзей, язык разв..вается, сп..ши в школу, посв..тить фонариком.

  1. Распредели слова на две группы (столбика): прямое — переносное значение слова.

Каменный дом, светлый день, каменное сердце, провалиться на экзамене, хвост павлина, занавешенное окно, светлые мысли, окно в Европу, провалиться под землю, плестись в хвосте колонны.

  1. Выбери пары, где верно указаны синонимы, выпиши их:

Реформа — обсуждение, чуткий — стыдливый, скорбь — покой, пламенный — страстный, почёт — уважение, надменный — слабый, жребий — участь.

  1. Найдите среди следующих пар слов антонимы, выпиши их:

Хитрый — лукавый, соперник — конкурент, даровитый — бездарный, отрицать — утверждать, скорбь — покой, вспыльчивый — сдержанный, недруг — враг.

  1. В какой строке все слова являются заимствованными?

А. продукты, спектакль, книжный, аптека, двигаться; куст;

Б. кофе, парашют, брошюра, бутерброд, маркетинг;

В. девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание.

6. Найдите пару русскому слову (напишите каждую через тире):

Перерыв, языкознание, независимость, покровитель, исключительный, притворство, украшение.

Слова для справок: лингвистика, эксклюзивный, спонсор, антракт, суверенитет, симуляция, декор.

7. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов, выпишите его и объясните свой выбор: Всадник, наездник, пассажир, верховой.

8. Установите соответствие между словами из ле­вой и правой колонки.

1. диалектизм а. шоумен
2. устаревшее слово б. бульба

3. неологизм в. кольчуга

III. Напишите рассуждение на тему «Почему так важно изучать лексику?»

Контрольная работа по теме «Лексика».

6 класс. 2017-2018

2 вариант

  1. Теоретическая часть

1. Дайте определение:

Неологизмы — это …

2. Замените определение термином:

А. Слова, распространение которых ограничено специальностью (профессией), называются …

Б. Слова, пришедшие в русский язык из других языков, называются …

В. Слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по своему лексическому значению, называются …

3. Продолжи мысль:

А. По происхождению лексика делится на …

Б. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …

В. Диалектизмами называются …

4. Восстановите определение:

Слова в русском языке могут употребляться в … и в … значении.

5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?

А. обл. Б. устар. В. спец.

  1. Практическая часть

1. Какую букву нужно вставить? Перепиши, подчёркивая орфограмму, укажи проверочные слова. Ответьте на вопрос : что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?

Пос..деть к старости, пол..скать ребёнка, прим..рять платье, разв..вается флаг, сп..ши задание, посв..тить рассказ.

2. Распредели слова на две группы (столбика): прямое — переносное значение слова.

Живое слово, тихий шёпот, тёплый вечер, живой крокодил, крыло самолёта, тёплый приём, свежая новость, куриное крыло, шёпот листьев, свежие овощи.

  1. Выбери пары, где верно указаны синонимы, выпиши их:

Добродушный — доблестный, радушный — гостеприимный, обет — клятва, отрицать — утверждать, соперник — конкурент, робкий — скупой, ликовать — торжествовать.

  1. Найдите среди следующих пар слов антонимы, выпиши их:

Могучий — глупый, презирать — уважать, отчаяние — упадок, жажда — увлечение, притеснять — угнетать, благородный — подлый, чужбина — родина, друг — приятель.

  1. В какой строке все слова являются архаизмами?

А. кольчуга, реветь, домик, зверюшка, небо, осенний;

Б. ланиты, око, уста, перстень, чело;

В. каменный, рубить, очи, мальчишка.

6. Найдите пару русскому слову (напишите каждую через тире):

Общительный, подарок, азбука, случайный, представление, мнимый, мировоззрение.

Слова для справок: алфавит, сувенир, коммуникабельный, презентация, фиктивный, менталитет, спонтанный.

7. Определите, какое слово является «лишним». Выпишите его и объясните свой выбор..

Волнение, беспокойство, тревога, уныние.

8. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки

  1. Уста а .диалектизм

2. Попкорн б. архаизм

3. люлька (трубка для курения) в. неологизм

III. Напишите рассуждение на тему «Почему так важно изучать лексику?»

Ключи к контрольной работе по теме «Лексика». 6 класс.

1 вариант

Теоретическая часть

  1. Лексика — все слова языка, его словарный состав.

2. А. диалектизмами.

Б. неологизмы.

В. Омонимы.

3. А. общеупотребительную и ограниченную в употреблении.

Б. многозначными.

В. Слова, употребляемые людьми той или иной специальности (профессии).

4. историзмы, архаизмы.

5. А.областное (диалектизм).

Б. переносное значение.

В. Специальное (профессионализм).

Практическая часть

1. ПосИдеть на скамейке, полОскать бельё, примИрять друзей, язык развИвается, спЕши в школу, посвЕтить фонариком. Необходимо учитывать лексическое значение слова.

2. Прямое: каменный дом, хвост павлина, занавешенное окно, провалиться под землю, светлый день, Переносное: каменное сердце, провалиться на экзамене, светлые мысли, окно в Европу, плестись в хвосте колонны.

3. синонимы: жребий — участь, пламенный — страстный, почёт — уважение

4. антонимы: вспыльчивый — сдержанный, даровитый — бездарный, отрицать — утверждать.

5. В (девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание)

6. Перерыв — антракт, языкознание — лингвистика, независимость — суверенитет, покровитель — спонсор, исключительный — эксклюзивный, притворство — симуляция, украшение — декор.

7. пассажир – современное слово

8. 1-б, 2-в, 3-а

2 вариант

Теоретическая часть

1. Неологизмы – новые слова

2. А. профессионализмами.

Б. заимствованными.

В. синонимами.

3. А. исконно русскую и заимствованную.

Б. однозначными.

В. Слова, употребляемые людьми той или иной местности.

4. прямом и переносном значениях.

5. А.областное (диалектизм).

Б. устаревшие.

В. Специальное (профессионализм).

Практическая часть

1. ПосЕдеть к старости, полАскать ребёнка, примЕрять платье, развЕвается флаг, спИши задание, посЯтить рассказ. Необходимо учитывать лексическое значение слова.

2. Прямое: тихий шёпот, тёплый вечер, живой крокодил, тёплый приём, куриное крыло, свежие овощи. Переносное: живое слово, крыло самолёта, свежая новость, шёпот листье.,

3. синонимы: радушный — гостеприимный, обет — клятва, соперник — конкурент, ликовать — торжествовать.

4. антонимы: презирать — уважать, благородный — подлый, чужбина — родина.

5. Б

6. Общительный — коммуникабельный, подарок — сувенир, азбука — алфавит, случайный — спонтанный, представление — презентация, мнимый — фиктивный, мировоззрение — менталитет,

7. уныние –не является синонимом к остальным словам

8. 1-б, 2-в, 3-а

infourok.ru

Контрольная работа по теме: «ЛЕКСИКА.» (6 класс)

Контрольная работа по теме: «Лексика».

6 класс.

Вариант 1.

  1. Закончить высказывания:

______________________ — это совокупность слов языка, его словарный состав.

Многозначными называются слова, у которых ___________________________ .

Синонимы – это _____________________________________________________.

  1. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

тяжелый, холодный, лететь.

  1. Соотнесите слова с группами:

Общеупотребительные Необщеупотребительные

ветер

зубило

фиксаж

омшаник

мороз

баксы

  1. Дайте определение профессиональным словам.

Из данных слов выберите слова, которые являются профессиональными:

альбом , суппорт, машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк.

  1. Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:

верзила, обожраться, идти, глупышка, чернеть.

  1. Какое из данных слов является стилистически сниженным?

Проявитель, фамилия, облом, веретено, телешоу.

  1. Значение какого жаргонизма определено НЕВЕРНО?

  1. Тачка – машина;

  2. Кайф – удовольствие;

  3. Хвост – прическа;

  4. Вкалывать – работать.

  1. Соотнесите слова с группами:

Архаизмы Историзмы

Аршин

Чело

Кафтан

Ланиты

Ныне

Вирши

  1. Найдите заимствованные слова и замените их русскими:

  1. Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.

  2. Ваши аргументы убедительны.

  3. Автострада поворачивала влево.

  4. В дверях гостиницы нас встретил консьерж.

  1. Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.

  1. Количество читателей школьной библиотеки постоянно прогрессирует.

  2. При проверке сочинений учителем было выявлено немало дефектов.

  3. В последние годы жизни поэт стал писать мемуары.

  4. Во время очередного антракта между уроками мы сбегали в столовую.

  1. Написать 5 слов с заимствованным элементом теле- (от греч. далеко).

  1. Дайте определение слову «фразеологизм».

  1. Значение какого фразеологизма определено НЕВЕРНО?

  1. Как снег на голову – неожиданно;

  2. Не разлить водой – быть неразлучными;

  3. Бить баклуши – драться;

  4. Кот наплакал – мало.

  1. К словам и словосочетаниям подберите синонимичные фразеологические обороты.

работать кое-как; запомнить; быстро бежать; что-либо преувеличивать.

  1. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

  1. Дать волю языку – держать язык за зубами;

  2. Кот наплакал – яблоку негде упасть;

  3. Рукой подать – в двух шагах;

  4. Выйти из себя – взять себя в руки.

  1. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

  1. Чтобы угодить товарищу, он готов расшибиться в лепешку.

  2. Ученые давно определили, где зимуют раки.

  3. С утра до вечера он только и делал, что бил баклуши, пока все работали.

  4. Он сделал работу без сучка, без задоринки.

  1. * Приведите 2-3 фразеологизма, которые можно употребить, говоря об очень похожих людях.

  1. Составьте текст из 4-5 предложений на свободную тему, употребив в нем как можно больше антонимов, неологизмов.

Контрольная работа по теме: «Лексика».

6 класс.

Вариант 2.

  1. Закончить высказывания:

Лексикология – это наука, которая изучает _____________________________.

____________________ — это смысл слова. Его можно найти в толковом словаре.

Омонимы – это _____________________________________________________.

  1. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

горький, каша, туманный

  1. Соотнесите слова с группами.

Общеупотребительные Необщеупотребительные

Каменный

Прикид

Перст

Автомобиль

Бурак

  1. Дайте определение диалектным словам.

Из данных слов выберите те, которые являются диалектными:

Фиксаж, яблонь, кочет, дождь, рогач, сон, учение.

  1. Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:

Втемяшить, голубушка, икра, ножницы, бездарь.

  1. Какое из данных слов является стилистически сниженным?

Альбом, жмот, велосипед, натюрморт.

  1. Дайте определение жаргонизмам.

  1. Значение какого жаргонизма определено НЕВЕРНО?

  1. Врубить – включить;

  2. Калякать – разговаривать;

  3. Мухлевать – ловить мух;

  4. Отсебятина – выдумка

  1. Соотнесите слова с группами.

Архаизмы Историзмы

Очи

Рдяный

Опричник

Дабы

Кафтан

Перст

  1. Найдите заимствованные слова и замените их русскими:

  1. На прошлой неделе я участвовал в ралли.

  2. Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби.

  3. Ребята заключили пари.

  4. Все работали с энтузиазмом.

  1. Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.

  1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа.

  2. Цветки в степи, травка молодая, кобылки пасутся, солнышко пригревает, — одним словом, полный тебе ажиотаж.

  3. К предстоящему празднику мы украсили класс декорациями.

  4. На ней был светло-зеленый джемпер.

  1. Написать 5 слов с заимствованным элементом ..лог (греч. слово, понятие, учение).

  1. Значение какого фразеологизма определено НЕВЕРНО?

  1. Своя голова на плечах – способен решать что-либо самостоятельно.

  2. Как кошка с собакой – о людях, которые постоянно ссорятся.

  3. Повесить нос – расстроиться.

  4. Одного поля ягоды — о любителях ягод.

  1. К словам и словосочетаниям подберите синонимичные фразеологические обороты.

Близко; ничего не делать; не выдавать секретов; усердно трудиться.

  1. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

  1. Видимо-невидимо – хоть пруд пруди.

  2. В двух шагах – на краю света.

  3. Дело в шляпе – сесть в калошу.

  4. Повесить нос – воспрянуть духом.

  1. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

  1. Весь урок он прохлопал ушами.

  2. Несмотря ни на что, она держала язык за зубами.

  3. Малыш на прогулке по неосторожности сел в лужу.

  4. Этот человек совсем махнул на себя рукой.

  1. * Приведите 2-3 примера фразеологизмов, которые можно употребить, говоря о том, чего очень много

  1. Составьте текст из 4-5 предложений на свободную тему, употребив в нем как можно больше синонимов, эмоционально окрашенных слов.

infourok.ru

Проверочная работа по теме «Лексика» 6 класс

Проверочная работа по теме «Лексика» 6 класс

1.Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается

1)слово как основная единица языка с точки зрения его ЛЗ; 2)слово как часть речи;

3)члены предложения; 4)морфемы как части слова.

2.Слова, имеющие два и более лексических значения, называются

________________________________________________________

3.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению называются ________________________________________

4.Близкие по значению слова – это ________________________________

5.Антонимы – это слова ______________________________________________________

6.В прямом или переносном значении употреблены выделенные слова:

Тяжелый характер, идёт время, золотые руки, шляпка гриба?

____________________________________________________________

7.Соотнесите слова с группами (покажите стрелкой )

Общеупотребительные                                                          Необщеупотребительные

                                                       Молоко

                                                       Аккумулятор

                                                       Идти

                                                       Фреза

                                                       Кубрик

                                                       Морозный

                                                       

8.Слова, связанные с особенностями работы людей  той или иной специальности, профессии называют

1)диалектизмы 2)профессионализмы 3)жаргонизмы 4)историзмы

9.Диалектизмы – это  слова, употребляемые _________________________

_______________________________________________________________.

Приведите пример диалектного слова_________________________________________

10. Какое устаревшее слово является синонимом слова «битва»?

а) ланиты б) перст в) чело г) баталия

Каждое задание оценивается в 0,5 балла

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *