cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Жанры литературы таблица 5 класс – Литературные жанры в таблицах — Пиши.про

Словарик литературоведческих терминов для 5 класса

Словарик терминов для 5 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)

Словарик составлен на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к подготовке к экзаменам.

Словарик для 5 класса состоит из следующий разделов:

  • поговорим о теории литературы;

  • поговорим о родах и жанрах;

  • поговорим о структуре текста;

  • поговорим о структуре стихотворения;

  • поговорим о тропах и стилистических фигурах;

  • поговорим о художественных средствах создания образа;

  • поговорим о видах комического.

Термины берутся из следующих источников:

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.

Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

«Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Тесты по литературе. 5 класс.

Также могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки класса и глубины усвоения материала.

Для лучшего усвоения терминологии словарик сопровождает «Рабочая тетрадь по теории литературы для 5 класса», в которой представлены задания на усвоение, структурирование материала в виде схем, таблиц и т.д. Предлагается написать примеры к терминам из изученных произведений. Такая работа поможет не только просто выучить термины, но уметь видеть их в текстах, понимать значение и смысл их употребления. Рекомендуется начинать знакомство с терминами именно с «Рабочей тетради по теории для 5 класса», а словарик использовать в качестве справочного материала при самостоятельном нахождении ответа на нужный вопрос.

Поговорим о теории литературы

Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.

Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Анализ – исследовательское прочтение художественного текста.

Аннотация – краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Бестселлер – книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» – серия книг, посвящённая творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам. Основана М. Горьким в 1931 году.

Быль – это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.

Вопленицы (плакальщицы) – исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Интерпретация – истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Литературовед – специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение – наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).

Проза – литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Рецензия – один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Риторика – наука об ораторском искусстве.

Художественное произведение – произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Поговорим о родах и жанрах

Фольклор (устное народное творчество) – искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.

Эпос – обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

Лирика – обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Драма – обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев.

Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.

Народный

Авторский

Народная

Авторская

Народная

Авторская

Былина

Притча

Легенда

Предание

Сказание

Сказка

Басня

Рассказ

Притча

Летопись

Литературная сказка

Сказ

Стихотворение

Ода

Послание

Драма

Лиро-эпика – литературный род, находящийся на пересечении лирики и эпоса, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны сюжетного повествования, представленного в стихотворной форме, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную (лирическую) оценку повествователя.

Баллада

Поэма

Баллада – произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова и др.).

Былина – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами, обществом.

Загадка – вид фольклора, представляющий собой вопрос или задание, которое требует решения, разгадки.

Закличка – обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.

Колыбельная песня – песня, которой убаюкивают ребёнка.

Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись – памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

Пестушка – короткий стихотворный напев, который сопровождают действия ребенка, совершаемые им в самом начале своей жизни.

Повесть – жанр эпического произведения, занимающий по объёму текста промежуточное положение между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному изложению сюжета, ограниченный минимумом сюжетных линий.

Поговорка – широко распространённое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление.

Послание – поэтическое или публицистическое произведение в форме обращения к кому-нибудь.

Пословица – краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Потешка – песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами ребёнка.

Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Предание – жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок.

Приговорка – стихотворное обращение к живым существам.

Притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни героя.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; повествование, ведущееся от лица рассказчика.

Сказание – это рассказ (преимущественно народный) исторического или легендарного содержания.

Скороговорка – фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые слова.

Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Считалка – произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.

Литературная сказка – авторское, прозаическое или поэтическое произведение, основанное на фольклорных источниках (иногда оригинальное), преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения героев; имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Поговорим о структуре текста

Композиция – расположение частей, построение произведения.

Экспозиция – вступительная часть сюжета, в которой содержатся сведения о жизни персонажей до начала событий, изображаются обстоятельства, которые составляют фон действия, внешние условия, исторические события.

Завязка – событие, с которого начинается развитие действия и благодаря которому возникают последующие события.

Развитие действие – система событий, вытекающих из завязки; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в тексте, требующий особого внимания; перелом, решающее столкновение изображённых характеров и обстоятельств.

Развязка – заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Финал – эпизод, завершающий сюжетное произведение.

Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Подтекст – подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Сюжет – ряд событий, происходящих в художественных произведении.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец.

Поговорим о структуре стихотворения

Стихосложение – система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.

Стих – строка стихотворения.

Ритм – повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

Стопа – устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с безударными, которые повторяются в каждом стихе.

Строфа – группа стихов (строк), составляющих единство, объединенных общей тематикой, обладающих определенным метрическим, ритмическим и интонационно-синтаксическим строением.

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Парная (смежная)

a

a

b

b

Перекрестная

a

b

a

b

Кольцевая (охватная, опоясывающая)

a

b

b

a

Поговорим о тропах и стилистических фигурах

Культура речи – уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Троп – поэтический оборот, употребление слов, их сочетаний и фраз в переносном образном смысле.

Стилистические фигуры – фигуры речи, усиливающие её воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.

Фонетические средства

Звукопись – приём звуковой выразительности: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.

Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Лексические средства

Аллегория – иносказательное изображение предметов, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Архаизм – устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм – обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме; принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т.д.).

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Крылатые слова – широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Литота – художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому (скрытое сравнение).

Неологизмы – слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение.

Синтаксические средства

Анафора (единоначатие) – повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Анжабеман (перенос) – несовпадение синтаксической паузы с ритмической (концом стиха, полустишия, строфы).

Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Асиндетон (бессоюзие) – стилистическая фигура, при котором союзы, соединяющие элементы синтаксической единицы, опущены.

Инверсия – намеренное изменение привычного порядка слов в предложении.

Полисиндетон (многосоюзие) – избыточное употребление союзов, усиливающее экспрессивность высказывания.

Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Синтаксический параллелизм – соблюдение в смежных стихах одинаковой структуры построения предложений.

Эпифора – повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи.

Поговорим о видах комического

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Ирония – скрытое выражение насмешки.

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Юмор – изображение героев в смешном виде; весёлый и доброжелательный смех.

Поговорим о художественных средствах создания образа

Деталь – выразительная подробность в произведении, помогающая острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях.

Монолог – речь одного человека в художественном произведении.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

infourok.ru

Роды и жанры литературы

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов: эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. «повествование») — обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события. 

Лирика (от греч. «исполняемое под лиру») — обобщённое название произведений — как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя). 

Драма (от греч. «действие») — обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино. 

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры — исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров). 

     ЭПОС        ЛИРИКА  ДРАМА
эпопеяодатрагедия
романэлегиякомедия
повестьгимндрама
рассказсонеттрагикомедия
сказка посланиеводевиль
басняэпиграммамелодрама

 Лиро-

эпические

жанры      

  поэма       
 баллада   

                                           

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс – театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность. 

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства. 

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

mosliter.ru

Таблица «Роды и жанры литературы»

Роды и жанры литературы

Род

литературы

Эпос – род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

Лирика – род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания.

Драма – род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев, большую роль играет разрешение конфликта.

Жанр

произведения

Рассказ— малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.

Повесть — средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Очерк— эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.

Новелла- дин из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, Н. большее внимание уделяет фабуле (цепь, череда событий, положенная в основу сюжета), которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

Сказка – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка фольклорная ), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Роман — жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни.

Басня — малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл.

Притча — жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме.

Элегиялирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Ода— жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

Романс— небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом.

Сонет— лирический жанр, стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм: чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).

Песня — жанр лирической или эпической народной поэзии. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.

Послание — поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. («К Чаадаеву», «Послание Цензору» А.С. Пушкина; «Послание пролетарским поэтам» В.В. Маяковского).

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.

Драма –жанр произведения, изображающий преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой.

Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходомжанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.

Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.

Водевилькомедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Фарскомедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Стихотворные размеры

пиррихий, (два безударных)

¯ ˘

хорей (первый ударный)

˘ ¯

ямб (второй ударный)

¯ ¯

спондей (два ударных)

Трёхсложные

˘ ˘ ˘

трибрахий (три безударных)

¯ ˘ ˘

дактиль (первый ударный)

˘ ¯ ˘

амфибрахий (второй ударный)

˘ ˘ ¯

анапест (третий ударный)

˘ ¯ ¯

бакхий (второй и третий ударные)

¯ ¯ ˘

антибакхий (первый и второй ударные)

¯ ˘ ¯

кретик (первый и третий ударные)

¯ ¯ ¯

молосс (три ударных)

Композиционные части произведения

Экспозиция  — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Развитие действия — структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

Кульминация — структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий.

Развязка — структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.

Эпилог — часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см. развязка) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.

Фольклорные жанры

Былина — жанр устного народного творчества: русская народная эпическая песня героико-патриотического содержания. Повествует о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Б. сочетает историческую основу с большой долей условности и вымысла.

Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».

Быль (бывальщина) — жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

Легенда — жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное.

Небылица — жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости слов, «перевёртыш».

Обрядовые песни — жанр устного народного творчества: песни, связанные с различными праздниками или календарными обрядами, сопровождающие, например, свадьбу, сбор урожая, молотьбу, праздник Рождества Христова, масленицу и др.

Предание — жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям.

infourok.ru

Уроки литературы: Жанры литературы

   Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме
        

1) Анекдот    2) Апокриф    3) Баллада     4) Басня    5) Былина  

 6) Драма   7) Житие   8) Загадка      9) Исторические песни   

10)Комедия   11)Легенда    12) Лирика    13) Новелла    

14) Ода   15)Очерк    16) Памфлет    17) Повесть  

 18) Пословицы и поговорки  19) Поэмы    20) Рассказ   21) Роман     

22) Сказка     23) Слово   24) Трагедия    25) Частушка    26) Элегия    

 27) Эпиграмма    28) Эпопея       29) Эпос


    Литературный род — это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.  

ЭПОС  (от греч. «повествование») — это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. «исполняемое под лиру») — это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. «действие») — обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видамилитературных произведений.

Вид и жанр — понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты  и эстетическое качество.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: 

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях. 

РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности. 

ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение. 

РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя. 

СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил. 

БАСНЯ (от «баять» — рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.



ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня. 

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. 

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э. 

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э. 

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание. 

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

 ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ): 

поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему. 

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: 

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя. 

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки. 

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами. 

ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

zelena11.blogspot.com

таблица лирических, эпических и драматических жанров

Литературные роды и литературные жанры — мощнейшее средство, позволяющее обеспечить единство и преемственность литературного процесса. Они касаются характерных черт ведения повествования, сюжета, авторской позиции и отношений рассказчика с читателем.

Основные литературоведческие определения



Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос;
  • Лирика;
  • Драма.

Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте — само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия.

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках — кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр.

Эпос (с греческого — «повествование»)Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов)Драма (с греческого — «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях).Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие — чувство и то, как оно повлияло на героя.Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

Литературные жанры


Жанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.

Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица.

ЭпосЛирикаДрама
НародныйАвторскийНародныйАвторскийНародныйАвторский
Эпическая поэма:
  • Героическая;
  • Воинская;
  • Сказочно-легендарная;
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический;
  • фантастический;
  • авантюрный;
  • роман-притча;
  • утопический;
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть;
  • рассказ;
  • новелла;
  • басня;
  • притча;
  • баллада;
  • литературная сказка.
Песня.Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма.Игра, обряд, вертеп, раек.Трагедия и комедия:
  • положений;
  • характеров;
  • масок;

Драма:

  • философская;
  • социальная;
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.

Эпос и его особенности



Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Характеристика лирики

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Особенности драматических произведений

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме — его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир.

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс — жанры драмы.

В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором — сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс — это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль — лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения — отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

1001student.ru

1.7 Литературные роды. Жанры литературы

Видеоурок 1: Роды, жанры, литературные направления

Видеоурок 2: Литературные роды и жанры

Лекция: Литературные роды. Жанры литературы

Литературные роды

Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится  рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.

Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс. Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы — по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания. 

 

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр. Лиро-эпос соединяет  в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).

Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц. Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций). Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда  герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.

Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

  • Эпос – о событии рассказывается

  • Лирика – событие переживается

  • Драма – событие изображается


Жанры литературы

Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»). В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы. Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика

Структурные разновидности

автобиографический
притча
исторический
фельетон
авантюрный
памфлет
сатирический
роман в стихах
философский
эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

 

Роман — эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты,  на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.

Повесть – прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.

Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

  • кратковременность событий,

  • малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),

  • одна проблема,

  • одно событие.

Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.

Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать  и сделать вывод.


Поэзия

Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе  черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.

Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно. В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное  произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк. Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы. Второе рождение баллада пережила в начале XX века,  жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.

Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.

Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчества – народные песни. Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор — профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н. «авторская», самодеятельная песня).

Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня». Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя. Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.

Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.

Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в  нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц. Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев. В современной поэзии  выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.

Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.

Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:

                                                                                               Трехстрочник. Развязка

                                                                            

                                                                       Трехстрочник. Намечается развязка

                                                

                                                   Четверостишие. Развитие экспозиции


                                 Четверостишие. Экспозиция

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.


Комедия, трагедия, драма 

Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?


Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

Комедии бывают нескольких видов:

  • «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.

  • Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.

  • Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.


Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры — героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр — трагикомедия.

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.

Трагедия

Драма

Непримиримый конфликт

Острый конфликт
Высокие темы
Приземленные, обыденные темы
Гибель героя – обязательное условие
Герой находит выход из конфликта
Показаны тяжелые жизненные ситуации, лейтмотив – обреченность, ситуация не имеет выхода
Конфликт всегда разрешим, утверждается новый герой, сумевший победить обстоятельства

  

cknow.ru

Роды литературы — Пиши.про

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

 

     Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

     Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

     Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

     Эпос – это повествование, проза.

     Лирика – это стихи.

     Драма – это пьесы.

     Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

     Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

    

Роды литературы в таблице

Литературный род

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос объективно изображает человека; лирика субъективно; драма изображает частную человека в переломные моменты.

Эпос

Проза Повествование

Эпические жанры:

  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк

Лирика

Поэззия

Лирические жанры:

  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс

Драма

Пьесы

Драматические жанры:

  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • трагикомедия
  • водевиль

pishi.pro

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *