Тексты с фразеологизмами 6 класс – Карточки по теме: «Фразеологизмы», 6 класс | Уроки по Русскому языку
Фразеологизмы. 6-й класс
Разделы: Русский язык
Цели урока:
- познакомить учащихся с фразеологизмами;
- учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
- учить находить фразеологизмы в тексте.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Индивидуальные задания на компьютере(6человек)
3. Фронтальный опрос
— Какая наука изучает словарный состав языка?
— Что такое лексическое значение слова?
— Сколько значений может иметь слово? Как они называются ,приведите пример.
— Какие слова называются омонимами?
— Какие слова называются синонимами?
— На какие группы делятся слова русского языка?
— Назовите группы необщеупотребительных слов?
— Какой путь проходит неологизм? Приведите пример.
4. Объяснение новой темы. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение лексикологии. Тема нашего урока: «Фразеология».
(Сообщение темы, целей урока, запись в тетрадь) Презентация, слайд №1, 2
— Что такое фразеологизмы? (слайд №3, 4)
Фразеологизм-это устойчивое неделимое сочетание слов,которое можно заменить синонимом,одним словом. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.Фразеологизм - это средство выразительности языка,они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.
— Какое значение имеет фразеологизм? (слайд №5, 6, 7)
- Море по колено — ничто не страшно.
- Мухи не обидит — кроткий человек.
- Как две капли воды — очень похожи друг на друга.
- Тянуть кота за хвост — надолго затягивать какое-либо решение или дело.
- Витать в облаках — мечтать.
- Не разлей вода — дружные ребята.
- Плясать под чужую дудку — беспрекословно выполнять волю.
- Водить за нос — обманывать.
- Сесть на шею — быть обузой для другого человека.
— Где мы можем найти значение фразеологизмов? (слайд №8 — зачитывают учащиеся).
5. Работа сучебником. Найдите в толковом словаре учебника фразеологизмы,выпишите их и дайте его лексическое значение. (У доски работает 1 человек, с фразеологическим словарем 2 человека)
6.Словарь просит выполнить задания. «Помоги иностранцу» (слайд 9,10). — объясни значение фразеологизмов.
- Крокодиловы слезы.
- Взять быка за рога.
- Сесть в калошу.
- Заметать следы.
- Лезть в бутылку.
- Опять завис.
- Вверх ногами.
6. Следующее задание словаря: на место пропусков в тексте вставить фразеологизмы и подчеркнуть каким членом предложения является. (слайд №11)
Вывод:(формулируют учащиеся) Для чего в речи мы употребляем фразеологизмы? (слайд №12)
7. Продолжи предложение. (слайд №13)
— Самому надо отвечать за свои поступки, а не прятаться за:
— На садовом участке ребята работали дружно, старались:
— Бросились искать приезжего, а его и след :
— У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой :
— Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи:
— Мы его расспршиваем, а он словно воды:
Обиделся Петя на замечания товарищей,надулся как:
8. Составь предложения с фразеологизмами. (слайд №14).9. Исправь ошибку (слайд №15).
10. Откуда берутся фразеологизмы и сфера их употребления (слайд №16,17)
11. Распределительный диктант (устно).
1 Разговорный;
2 Книжный;
3 Публицистический.(слайд №18)
12. Сегодня вы хорошо поработали, посмотрим как вы усвоили сегодняшнюю тему. Работа в группах.
1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения,дайте названия группам (что для них является общим), определите значение фразеологизмов.
Вне себя.Выйти из себя. Довести до белого каления. И бровью не шевельнул. Как с гуся вода. Махнуть рукой. Моя хата с краю. Хоть бы что.Рвать и метать.
2 группа. Запишите фразеологизмы по группам:
а) выражающие радость, счастье;
б) выражающие недоумение.
Вон оно что!.Воспрянуть духом. Вот так штука! Глазам своим не верю. Как баран на новые ворота. Наверху блаженства. Не укладывается в голове. Подумать только. Развести руками. Ума не приложу. Хорошенькое дело! Скажи на милость Вот так номер.
3 группа.К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.
Рукой подать.Спервого взгляда.С горем пополам. С первых слов. Засучив рукава. Затаив дыхание. На каждом шагу. Остаться сносом. Опустить руки. Так себе. Черным по белому.Два сапога пара.Мороз по коже.
13. Итог урока
— Что такое фразеологизмы?
— Для чего служат в речи?
— Кто больше?(слайд №22)
Выставление оценок (слайд №23)
Домашнее задание (слайд №»24).
4.06.2011
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сочинение на любую тему с фразеологизмами. 6 класс
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля, — возмутился дед, — всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, — успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была — ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё. ——————————————————————————————————- или вот: Как то нашли мы в лесу странную, неизведанную пещеру. Долго не поколебавшись мы решили, что завтра изведаем её, чем черт не шутит, вдруг клад найдем. Вернувшись в лагерь, я и ещё пара ребят начали готовиться. На следующий день, собрав всех, все были живика в деле, мы отправились в лес, покорять пещеру. По началу все шло как по маслу, однако потом, в глубине пещеры начались мелкие толчки, которые вскоре усилились. Мы подумали, что открыли ящик Пандоры . Но толчки стихли, и мы начали выбираться из пешеры. По пути, нам сопутствовала удача, мы нашли пару старых монет. По прибытию в лагерь, я тудже сообщил о находке. И все мы отнесли их в музей, нас поблагодарили и вручили грамоты. ———————————————————————————————— ещё: Проснулся ни свет, ни заря — очень волновался перед предстоящей контрольной. Погода выдалась скверная, и настроение было под стать, а еще предстояла физкультура на улице, хотя дождь лил как из ведра. Первым уроком была история, очень хотелось ответить, но учитель так и не спросил – ушел, ни солоно хлебавши. На контрольной попалось сложное задание, хотел попросить соседку по парте помочь с решением, но она характерная, на хромой козе не подъедешь. По литературе задали чтение рассказа А. Грина, не стал заходить в библиотеку, мама работает в книжном магазине, принесет. В магазине нужного произведения не оказалось, все как полагается: сапожник и без сапог. День оказался неудачным, все шло из рук вон плохо, но вешать нос нельзя, потому что все, что ни делается, то делается к лучшему.
твои глаза как у шрека …ладно помогу ================================ ================================ Волшебник мозг поможет тебе бери тетрадь и ручку. Взял? Теперь пиши : Сочинение. Теперь главное чтобы мозг не пошёл на перезагрузку ================================ ================================
амм как бы ты уже в 9 классе) или в 10?
пишыте сами это легко
Лето. Утром встал ни свет ни заря. Решил не бить баклуши, а заняться полезным делом. Нельзя тратить зря драгоценные часы, это я зарубил себе на носу. Решил с утра пойти на рыбалку, но поймаю ли что-то — это вилами на воде писано. Надо хотя бы взять приятелей. Мишка и Сашка — друзья не разлей вода. Вот с ними и отправился. Но Мишка любит загребать дар чужими руками и не стал готовить все необходимое. Сказал так: «Ты кашу заварил, вот и делай все сам». Рыбалка, конечно. получилась курам на смех, но надолго врезалась в память.
слишком много, покороче
touch.otvet.mail.ru
Урок по русскому языку для 6 класса на тему фразеологизмы
Тема: Путешествие по стране Фразеология.
Цели урока: (Слайд 2)
Обучающие:
обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи
Научить:
подбирать фразеологические синонимы и антонимы
исправлять неточности во фразеологизмах
подбирать фразеологизмы по определенной теме
объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.
Развивающие:
развитие речи
развитие мышления
Воспитывающие:
воспитание чувства взаимопомощи
воспитание дисциплины на уроке.
Оборудование: бумажные «островки», изображения животных, карточки со словами, бумажные кленовые листья, юмористические картинки фразеологизмов.
План урока
I. Организационный момент
II. Опрос
III.Путешествие
1. Городские ворота
2. Музей
3. Зоопарк
4. Город Мастеров
5. Лес синонимов и антонимов
6. Портрет на память
7.Просмотр мультфильма.
IV. Итог урока
Ход урока
I.Оргмомент (Слайд1)II.Опрос по пройденной теме
III.Путешествие
1.Городские ворота. (Слайд 3)
2. Музей.
(сообщение )
3. Зоопарк
(Слайд 8-9) устно
Физкультминутка
4.Город мастеров (Слайд 10)
5.Лес синонимов и антонимов.
6. Мастерская художника: Портрет на память.
7.Мультфильм «Красная
Шапочка»
IV.Итог урока.
V.Домашнее задание:(Слайд21)
— На прошлом уроке мы познакомились с фразеологизмами.
— Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы?
— Что такое фразеологизмы?
— Для чего они нужны в речи?
— Какие вы знаете фразеологизмы?
Молодцы. Теперь я вижу, что вы поняли, что такое фразеологизмы. Ребята, сегодня наш урок будет не совсем обычным. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране Фразеология. Путешествие будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил.
Итак, не будем бить баклуши,
Вы засучите рукава.
Задание приготовьтесь слушать,
Чтоб не шла кругом голова. (Слайд 6
-какие фразеологизмы встретили в стихотворении?
— Как вы думаете, что обозначают эти фразеологизмы?
Запишите сегодняшнюю дату и тему урока.
Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3) На ней есть различные островки. Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания. Итак. мы оказались у городских ворот.
Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.
Задание на карточке. Из стихотворения В. Суслова «Как работает слово?» выписать фразеологизмы и объяснить их значение.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода»,
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идет –
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!,, Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: « В стихах-то вода!»
Музей. Мы продолжаем путешествие по городу Фразеология, и подходим к музею. В музеи, ребята, собраны история возникновения фразеологизмов. Давайте послушаем.
Правильно, это препятствие преодолели. И мы попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача — поймать и вернуть их на место.
Пишет как_________лапой.
Делить шкуру не убитого _______.
______носа не подточит.
Не все______масленица.
Денег______не клюют.
(Из представленных на слайде картинок животных выбрать нужную).
— Какие вы знаете фразеологизмы со словом «кошка»?
— А когда так говорят?
Ребята, а вы знаете что на основе фразеологизмов можно провести физкультминутку. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять. Встанем, как аршин проглотили.
— Проголосуем обеими руками.
— Согнемся в три погибели.
— Попрыгаем, как заяц.
— Дадим задний ход.
— Посмотрим друг другу в глаза.
— Сделаем мину при плохой игре.
— Побьем друг другу челом.
— А теперь – руки в брюки.
— Подержим нос по ветру.
Но в ногах правды нет, поэтому продолжаем наше путешествие
Шли-шли и добрались до города мастеров. Все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое?
Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Работаем в парах. Соедините фразеологизм стрелочкой с той профессией, откуда он пришел?
— Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям.— Составьте с этими фразеологизмами предложения. Примеры.
— Каким членом предложения являются фразеологизмы? (Они всегда являются одним членом предложения).
Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди — лес антонимов и синонимов. В лесу была сильная буря и деревья вывернуло с корнем. Ваша задача найти антонимы, соединив кленовые листочки. (на доске)
— Что такое антонимы?
Найдите антонимы. Работа в парах
— А что такое синонимы?Вариант 1- выписать фразеологические синонимы со значением «мало», В -2 со значением «много». На карточке. К доске выходит с 1 в- Ангелина, со 2 варианта Алина
Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память. Вот и нам на память художник оставил «портреты фразеологизмов». Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы и составляют с ними предложения).1. Отложить дела в долгий ящик (Слайд 16)
2. Подложить свинью (Слайд 17)
3. Сквозь землю провалиться (Слайд 18)
4. Глаза разбегаются (Слайд 20)
На основе фразеологизмов есть забавный мультфильм. Предлагаю вашему вниманию мультфильм «Красная
Шапочка». Давайте перечислим фразеологизмы из мультфильма.
Путешествие наше подходит к концу. Мы покидаем страну Фразеологизмов.
Итак, я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие. И теперь вы будете использовать фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее богатой, красивой и правильной.
Упражнение 155.
(Фразеология).
(Это устойчивое неделимое выражение).
(Они делают речь богаче, красивее, помогают украсить речь).
(Примеры).
( бездельничать и много работать)
Было давно
Испытывать много трудностей
Все сходит с рук
Замолчал
О лентяе
Болтать
Напрасно тратить время
Проводить время бесмысленно
(1.Во всю ивановскую.
2.И ежу понятно
3.Манна небесная.)
Курица
медведь
комар
кот
куры
(на сердце кошки скребут, знает кошка, чье сало съела).
(Профессионализмы — это слова, употребляющиеся в определенной профессии).
(Антонимы — это слова с противоположными значениями.)
1.
(Синонимы — это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.) (Слайд 12)
1.Откладывать дело
2.готовить неприятность
3. Испытывать неловкость
4.когда не можем сосредоточится на чем-то одном
Музей. Мы продолжаем путешествие по городу Фразеология, и подходим к музею. В музеи, ребята, собраны история возникновения фразеологизмов.
Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». (Щ Марина)
Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.
В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.
С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
Ежовые рукавицы
И ежу понятно — очень просто 1. Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). 2. Широкое распространение выражение получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одаренных детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, «двухгодичники» уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.
Манна небесная — выражение из Библии. Манна — пища, которую Бог посылал иудеям каждое утро с неба, пока они шли пустыней в Землю обетованную (обещанную). Ждать как манны небесной — очень сильно, с нетерпением ждать. Шутливое выражение питаться манной небесной означает «питаться как придётся, непонятно чем».
Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». (Щ Марина)
Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.
В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.
С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
Коломенская верста .Верста — от слова вертеть. Первоначально так называли расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты — 1060 метров. Коломенская верста — «верзила» — шутливое название очень высокого человека. Оно берет свое начало со времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 год. Он велел расставить вдоль дороги от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высота каждого из них была около 2 саженей,
И ежу понятно — очень просто 1. Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). 2. Широкое распространение выражение получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одаренных детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, «двухгодичники» уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.
Манна небесная — выражение из Библии. Манна — пища, которую Бог посылал иудеям каждое утро с неба, пока они шли пустыней в Землю обетованную (обещанную). Ждать как манны небесной — очень сильно, с нетерпением ждать. Шутливое выражение питаться манной небесной означает «питаться как придётся, непонятно чем».
infourok.ru
Рассказы с фразеологизмами — 3 Апреля 2013 — Блог
Ситуация в лесу
Однажды голодный как волк охотник Петя отправился в лес за добычей со своей собакой Тяпой. Тяпа уверенно шла по лесным тропинкам, которые знала как свои пять пальцев. Вдруг зашелестел и задрожал как осиновый лист куст малины. Тяпа пустилась бежать сломя голову. Добежав до опушки, она увидела незнакомого для себя зверька. Длинные уши, лохматая шубка, а сам с ноготок. Тяпа хотела познакомиться с ним и заглянуть ему в душу. Незнакомец пустился бежать так, что только пятки засверкали.
В поисках незнакомца Тяпа обрыскала каждый уголок знакомой ей тропинки. Явилась не запылилась собачка домой, и сказал ей Петя: «Тебя только за смертью посылать!»
Ким Виталий, 5Б класс
Поспешишь – людей насмешишь
Однажды Вова проснулся ни свет ни заря, оделся на скорую руку и сломя голову побежал в школу. А там ещё никого нет. Вова слонялся без дела, носился как угорелый по коридорам, ещё до занятий очень устал. На уроке он считал ворон, ничего не слышал и не видел. У доски он молчал как воды в рот набрал. Учитель говорит: «Ты что, язык проглотил?» Все засмеялись. В дневнике у Вовы появился красный лебедь. Нечего теперь лить слёзы и реветь белугой, надо засучив рукава исправлять положение.
Гирфатов Владимир, 5Б класс
Пираты
Однажды в допотопные времена на пиратов пала чёрствая метка. Так как на корабле была чёртова дюжина людей. На следующий день капитан встал не с той ноги, ведь в обед их разгромили как шведов под Полтавой.
После битвы на обоих кораблях было мамаево побоище. И судна стали похожи как Кастор и Поллукс. Первый капитан засел в медвежий угол и стал ждать манны небесной. А второй – использовал мартышкин труд. На следующий день снова завязалась битва.
Малынкин Юрий, 5Б класс
Напутственное слово
– Сынок, хватит жить как у Христа за пазухой, вернись на белый свет! Бери пример с Коли. Он многих ребят взял на буксир! Коля в школе забивает фонтаном. В классе он подковывает блоху. Не бьёт отбой. В общем, ты должен взять быка за рога, чтобы всё было в твоих руках.
Потёмкин Виктор, 5Б класс
Школьная история
Когда я пришла в школу первый день, меня первой вызвали к доске. Я не смогла решить пример. А когда всё растолковали на пальцах и разжевали и в рот положили, я прокричала: «Ах, вот оно что! Теперь я поняла, где собака зарыта!» Я подумала, что учитель меня водит за нос. На перемене меня испугали мальчики, и у меня волосы встали дыбом! За такие дела им, конечно, следует всыпать по первое число! Девочки у нас в классе как двуликий Янус. Меня за день довели до белого каления. Кода я пришла домой, там дым стоял коромыслом. Я легла спать и промычала себе: «Дело в шляпе!»
Буслова Александра, 5Б класс
Никогда так не делайте!
Целый год ученик занимался ни шатко ни валко, середина на половину, как Бог на душу положит. В общем, звёзд с неба не хватал. Забил он на учёбу, всех за нос водил, всем очки втирал, ворон считал, строил воздушные замки. Но экзамены покажут, как это выйдет боком.
Гайдук Вероника, 5Б класс
lapteva-n-a.ucoz.ru
«Волшебная страна Фразеология». 6-й класс
Разделы: Русский язык, Внеклассная работа
Презентация
Цели урока: (Слайд 2)
Обучающие:
- обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи
Научить:
- подбирать фразеологические синонимы и антонимы
- исправлять неточности во фразеологизмах
- подбирать фразеологизмы по определенной теме
- объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.
Развивающие:
- развитие речи
- развитие мышления
Воспитывающие:
- воспитание чувства взаимопомощи
- воспитание дисциплины на уроке.
Оборудование: бумажные «островки», изображения животных, грибов, корзин, карточки со словами, бумажные кленовые листья, юмористические картинки фразеологизмов (возможен вариант с презентацией)
План урока
1. Организационный момент
2. Опрос
3. Городские ворота
4. Зоопарк
5. Город Мастеров
6. Лес синонимов и антонимов
7. Переправа
8. Музей
9. Портрет на память
10. Итог урока
Ход урока
Организационный момент.
Опрос по пройденной теме (Слайд 4-5)
— На прошлом уроке мы познакомились с фразеологизмами.
— Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы? (Фразеология).
— Что такое фразеологизмы? (Это устойчивое неделимое выражение).
— Для чего они нужны в речи? (Они делают речь богаче, красивее, помогают украсить речь).
— Какие вы знаете фразеологизмы? (Примеры).
— Что они обозначают?
Теперь я вижу, что вы поняли, что такое фразеологизмы. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране Фразеология. Путешествие будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил.
Итак, не будем бить баклуши,
Вы засучите рукава.
Задание приготовьтесь слушать,
Чтоб не шла кругом голова. (Слайд 6)
— Как вы думаете, что обозначают эти фразеологизмы?
— Чем по отношению друг к другу являются бить баклуши и засучить рукава? (Антонимами)
Городские ворота.
Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3) На ней есть различные островки. Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания.
Итак, мы оказались у Городских ворот, возле которых стоит стража и не пускает без пароля. Но выход есть. Перед нами стихотворение. Вставьте пропущенные фразеологизмы, пользуясь подсказками в таблице.
- Когда от забот________,
- То лучше прогуляться с другом.
- Пройдет он ________,
- У________не будет________,
- Он _______даже_______,
- Что только _______,
- Да, вас ________…
- Но ______такого друга________.
Ответы:
1. голова идет кругом
2. сквозь огонь и воду
3. у моря ждать погоды
4. не покажет вида
5. проглотил обиду
6. водой не разольешь
7. днем с огнем не найдешь (Слайд 7)
— Что обозначают эти фразеологизмы?
— Какую гласную напишете в слове «голова»? Почему?
— Что напишете на конце «разольешь», «найдешь»? Почему?
Зоопарк (Слайд 8-9)
Правильно, это препятствие преодолели. И мы попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача — поймать и вернуть их на место.
- Пишет как_________лапой.
- Делить шкуру не убитого _______.
- ______носа не подточит.
- Не все______масленица.
- Денег______не клюют.
(Из представленных на доске картинок животных выбрать нужную).
— Какие вы знаете фразеологизмы со словом «кошка»? (на сердце кошки скребут, знает кошка, чье сало съела).
— А когда так говорят?
— Как пишется слово «сердце»? Почему слово волшебное?
(потому что здесь 6 букв и 5 звуков, д - непроизносимый согласный)
Город мастеров (Слайд 10)
Шли-шли и добрались до города мастеров. Все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое?
(Профессионализмы — это слова, употребляющиеся в определенной профессии).
Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Соедините фразеологизм стрелочкой с той профессией, откуда он пришел?
Заварить кашу парикмахер Играть первую скрипку шофер Стричь под одну гребенку портной Шито белыми нитками кузнец Между молотом и наковальней артист Завестись с полуоборота повар
— Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям.
— Составьте с этими фразеологизмами предложения. Примеры.
— Каким членом предложения являются фразеологизмы? (Они всегда являются одним членом предложения).
Лес синонимов и антонимов.
Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди — лес антонимов и синонимов. Дремучий лес, и была в нем сильная буря. Деревья вывернуло с корнем. (Раздаются бумажные кленовые листья, с написанными на них фразеологическими антонимами.)
Ваша задача — найти антонимы, соединив кленовые листочки. (Слайд 11)
— Что такое антонимы? (Антонимы — это слова с противоположными значениями.)
Найдите антонимы, и дерево оживет.
кричать вовсе горло денег куры не клюют рукой подать набрать в рот воды ни гроша за душой черепашьим шагом наговорил с три короба язык проглотил бежать во все лопатки за тридевять земель
— А что такое синонимы? (Синонимы — это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.) (Слайд 12)
Перед нами две корзины с надписями «мало», «быстро». Из развешанных на доске грибов нужно выбрать фразеологические синонимы и разложить в корзины.
Раз-два и обчелся во весь опор Всего ничего со всех ног Кот наплакал во весь дух По пальцам можно пересчитать на всех парах С гулькин нос сломя голову
Переправа (Слайд 13)
Добрались до переправы. Вода быстрая, шумная. Того гляди замочит, если не исправим быстро предложения. Если исправим их, то построим мостик.
1. Он никогда не откладывал дела в длинный (долгий) ящик.
2. Он начал рассуждать, и заигрался (заблудился) в трех соснах.
3. В общении с другими людьми большое значение (большую роль) играет ваше умение вести беседу.
— В чем ошибки? Когда так говорят?
Музей (Слайд 14)
Правильно. В каждой стране есть музей. И наша предпоследняя остановка — музей. Как вы знаете, многие фразеологизмы пришли из разных источников: из профессий, мифов, легенд, художественных произведений. Давайте узнаем, что же они обозначали раньше. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о следующих фразеологизмах).
— кричать во всю Ивановскую (Ивановская - площадь на территории Московского Кремля. Свое название она получила от находящейся на ней колокольни Ивана Великого — самого высокого сооружения старой Москвы.
В XVI-XVII веках на этой площади были расположены центральные правительственные учреждения России, которые назывались приказами. Их можно сравнить с современными министерствами.
Тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни Интернета — того, что сейчас называется средствами массовой информации. Новости просто объявлялись вслух собравшейся толпе. Основную информацию люди могли получить на Ивановской площади, на которой специальные глашатаи зычными голосами читали народу правительственные указы и приказные постановления. В переносном смысле оно означает: «очень громко кричать» или попросту «орать во все горло».
— отложить дела в долгий ящик
Есть предположение, будто это словосочетание, означающее «дать делу длительную отсрочку», «надолго задержать его решение», возникло еще в Московской Руси, триста лет назад.
Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень не легко; часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот «длинный» ящик в «долгий».
— лебединая песня
Впервые встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (VI век до н. э.): «Говорят, что лебеди поют перед смертью». Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти непевчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво.
— вавилонское столпотворение
Вавилон — древний город на реке Евфрате в Азии, на территории нынешнего Ирака. По библейском легенде, жители Вавилона задумали возвести башню высотой «до неба», чтобы обессмертить свои имена, и приступили к «столпотворению», то есть к постройке столпа — башни.
Бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам «смешать их язык». Вавилоняне, о того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках; началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Вполне понятно, что слова «вавилонское столпотворение» стали обозначением всякой бестолковой сутолоки и беспорядка.
— вычистить авгиевы конюшни
Жил-был в стране Элиде царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому.
Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.
Греки причислили этот поступок к самым славным подвигам Геракла и воспели наряду с другими его одиннадцатью подвигами а выражение «авгиевы конюшни» стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.
(Слайд 15)
— А что называется крылатым выражением? Приведите примеры. (Устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.
А Васька слушает да ест; а воз и ныне там)
— Откуда взяты данные примеры? (Из басен И.А.Крылова. Учёные дали название таким фразам по фамилии известного русского баснописца)
Мастерская художника: Портрет на память.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память. Вот и нам на память художник оставил «портреты фразеологизмов». Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы и составляют с ними предложения).
1. Как с гуся вода (Слайд 16)
2. Отложить дела в долгий ящик (Слайд 16)
3. Подложить свинью (Слайд 17)
4. Сбоку припёка (Слайд 17)
5. Скатертью дорога (Слайд 18)
6. Сквозь землю провалиться (Слайд 18)
7. Внести свою лепту (Слайд 19)
8. Пускать пыль в глаза (Слайд 19)
9. Пуп земли (Слайд 20)
10. Глаза разбегаются (Слайд 20)
Итог урока.
Итак, я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие. И теперь вы будете использовать фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее богатой, красивой и правильной.
Домашнее задание: (Слайд 21)
- Повторить раздел «Лексика»
- Нарисовать «портрет» фразеологизма
- Использовать в своей речи фразеологизмы для её красоты и выразительности
Литература (Слайд 22)
- Е. А. Полежаева. Обучение с увлечением. Дидактические материалы к урокам русского языка в 6 классе. (Серия «Школа радости») — Ростов на / Д: изд-во «Феникс», 2003.- 384с.
- Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. — М.: «Просвещение», 2002.
- Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. Крылатые выражения.
- В.П.Жуков, А.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.
- В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку. — М.: Новое знание, 2000. — 256 с.
- http://frazbook.ru/
- http://www.otrezal.ru/
19.11.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок-игра по фразеологии в 6 классе
Урок-игра по фразеологии
1-й конкурс. Разминка «Знаешь ли ты?»
Объяснить значение предложенных фразеологизмов.
Водой не разольешь. — Неразлучные друзья.
Как в воду опущенный. — Грустный человек.
Толочь воду в ступе. — Бесполезная работа.
Седьмая вода на киселе. — Дальний родственник.
Вода не замутит. — Тихий человек.
Набрал в рот воды. — Молчаливый человек.
Как в воду глядел. — Угадал.
Как две капли воды. — Очень похожи.
Прошли огонь и воду. -Все испытали.
Как с гуся вода. — Безразлично.
Много воды утекло. — Долгое время.
2-конкурс. «Замени фразеологизмом»
Названное слово заменить синонимичным фразеологизмом.
Метко — не в бровь, а в глаз.
Неожиданно — как снег на голову.
Тесно — яблоку негде упасть.
Темно — хоть глаз выколи.
Опытный — стреляный воробей
. Мокрый — ни одной сухой нитки.
Молчать — держать язык за зубами.
Хвалить — возносить до небес.
Обманывать — водить вокруг пальца.
Бить — намять бока.
Исчезать — рассеиваться как дым.
Очень мало — с гулькин нос.
3- конкурс. «Закончи фразеологизм»
Закончить фразеологизм.
Дрожит, как … осиновый лист.
Катается, как … сыр в масле.
Выводить на … чистую воду.
Держать в … ежовых рукавицах.
Поразить, как … гром среди ясного неба.
Вариться в… собственном соку.
Сидеть … сложа руки.
Знать, как … свои пять пальцев.
4-конкурс «Угадай профессию»
Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.
Стричь под одну гребенку. -Парикмахер.
На живую нитку. — Портной.
Сложить оружие. — Военный.
Брать на прицел. — Охотник.
Закидывать удочку. — Рыбак.
В час по чайной ложке. — Врач.
Играть первую скрипку. — Музыкант.
Петь с чужого голоса. — Певец.
Открывать Америку. — Путешественник.
Ждать у моря погоды. — Рыбак.
Попасть в ловушку. — Охотник.
Закусить удила. — Конюх.
Сгущать краски. — Художник.
Ход конем. — Шахматист.
с больной головы на здоровую. — Врач.
Клевать носом. — Охотник.
5-й конкурс — капитанов «Что в имени твоем?»
Капитаны получают карточки с именами, им необходимо вспомнить крылатые фразы и фразеологизмы, в которых встречались эти имена.
Васька: а Васька слушает да ест.
Фома: я ему про Фому, а он про Ерему.
Емеля: мели Емеля — твоя неделя.
Маланья: на Маланьину свадьбу.
Макар: куда Макар телят не гонял.
Федот: Федот, да не тот.
Сидор: драть как Сидорову козу.
Ахилл: ахиллесова пята.
Ариадна: нить Ариадны.
Авгий: Авгиевы конюшни.
Сизиф: сизифов труд.
Дамокл: дамоклов меч.
6- конкурс «Пантомима»
Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Надо правильно назвать его.
Сесть в галошу.
Водить за нос.
Дело в шляпе.
Льет как из ведра.
Связать руки.
Намылить шею.
Лить крокодиловы слезы.
Реветь в три ручья.
Тянуть за уши.
7-конкурс «На географической карте»
Необходимо назвать фразеологизм, в котором встречаются указанные географические названия.
Москва: Москва слезам не верит; Москва не сразу строилась.
Полтава: как швед под Полтавой.
Коломна: коломенская верста.
Киев: язык до Киева доведет; в огороде Бузина, а в Киеве дядька.
Иваново: во всю Ивановскую.
Америка: открывать Америку.
Европа: галопом по Европам.
Китай: китайская стена.
8-конкурс «Найди пару»
Даны две карточки с написанными фразеологизмами. Надо к каждому подобрать антоним.
1-я карточка.
Ни зги не видно — 6.
Заваривать кашу — 8.
По чайной ложке — 7.
Коломенская верста — 4.
Чуть свет-3.
Повесить нос — 2.
На чужой шее сидеть — 1.
Душа в душу-5.
Сидеть сложа руки — 9.
2-я карточка.
Жить своим горбом.
Воспрянул духом.
На ночь глядя.
От горшка два вершка.
Как кошка с собакой.
Хоть иголки собирай.
Единым духом.
Расхлебывать кашу.
Не покладая рук.
9-й конкурс «Кто больше?»
Команды по очереди называют фразеологизмы, в которых встречаются имена числительные.
Например: один на один; от горшка два вершка; лить слезы в три ручья; на все четыре стороны; как свои пять пальцев; семь пятниц на неделе; давать сто очков вперед; ни два ни полтора и т. д.
10-конкурс «Кто быстрее?»
Команды получают по два фразеологизма и карточки с набором фразеологизмов. За определенное время необходимо правильно выбрать все синонимы к каждому.
1-й вариант. Кот наплакал — видимо — невидимо: тьма тьмущая; с гулькин нос; с мизинец; с три короба; капля в море; деть некуда; хоть отбавляй; негусто; всего ничего; пруд пруди; как собак нерезаных; по пальцам пересчитать можно; конца и края нет; раз-два и обчелся.
2-й вариант. Во всю прыть — в тот же миг: что есть духу; сию минуту; недолго думая; со всех ног; не мешкая; сломя голову; на всех парах; не тратя времени; с места в карьер; в два счета; не отходя от кассы; по горячим следам; в мгновение ока; раз- два и готово; как по волшебству; не успеешь глазом моргнуть; по мановению волшебной палочки; по щучьему велению.
Подведение итогов, награждение победителей и активных участников игры.
(Урок составлен по статье «Конкурсная программа по фразеологии» С.А. Козловой) «Школьные игры и конкурсы» № 8 2008 г.
infourok.ru
Урок в 6 классе на тему «Фразеологизмы»
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Фразеологизмы
Дата: 19.11.2016
Учитель: Колесникова А.С.
Формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.Тип урока
Изучение нового материала
Место урока в системе уроков
Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты
Понимать определения фразеология, фразеологизмы. Уметь работать в группах, самостоятельно, со словарем.
Основные понятия
Фразеология, фразеологизм.
Методы и формы обучения
Работа в парах, по группам.
Образовательные ресурсы
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6кл. – М.: Просвещение, 2013, рабочая тетрадь, фразеологический словарь, раздаточный материал
Организационная структура урока
Содержаниеурока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Время
(в мин.)
1
Организационный момент
Вижу по глазам ребят: огоньки в глазах горят, приступаем, чтоб успели все внести весомый вклад.
– дорисуйте смайлика, чтобы показать своё настроение (на рабочем листе — кружочки) А вот моё настроение (магнитный смайлик)
Начнём мы урок с лингвистической задачи (на доске и в рабочих листах).
Перед вами два предложения с похожими сочетаниями слов. Что в них общего и чем они (сочетания) различаются? (к доске приглашаются два ученика; они отвечают на ??, выполняют синтаксический разбор предложений) Аргументируйте свой ответ.
Он допустил три ошибки в двух словах.
Расскажите обо всём в двух словах.
Вопрос классу: Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов)
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Проверяют готовность к уроку.
Подготовка класса к работе.
Личностные ре
зультаты
Самоопределение
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2
Актуализация знаний
Разминка. Кроссворд.
Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока.
Кроссворд.
1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.
2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы.
3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие.
4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз.
5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы.
6. Речь двух или нескольких человек. Диалог.
7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог.
8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия.
9. Речь одного человека. Монолог.
10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис.
11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая.
12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология.
Какое слово получилось в результате? Фразеологизм.
Определение темы урока
Какое слово получилось в результате? фразеологизм.
Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём?
Вывод: слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» — выражение и «логос» — учение.
Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём?
Самооценка «Линейка моих результатов».
1.Слайд 1, 2, 3.
Определение темы урока, постановка цели, задач урока.
Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания.
Работа в паре.
Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов.
Формулируют тему и цель урока.
Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат.
Метапредметные результаты
Целеполагание
Постановка вопросов
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели
Формулирование проблемы
Метапредметные результаты
Планирование Прогнозирование
Сотрудничество в поиске и выборе
3
2
3
Знакомство с новым материалом.
Начнём мы урок с лингвистической задачи (на доске и в рабочих листах).
Перед вами два предложения с похожими сочетаниями слов. Что в них общего и чем они (сочетания) различаются? (к доске приглашаются два ученика; они отвечают на ??, выполняют синтаксический разбор предложений) Аргументируйте свой ответ.
Он допустил три ошибки в двух словах.
Расскажите обо всём в двух словах.
Вопрос классу: Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов)
Определение синтаксической роли фразеологизмов
— Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении?
А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении.
Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника.
2. Слайд 4,5
Сравнение предложений, работа с фразеологизмами, определение синтаксической роли фразеологизмов в тексте.
3.Слайд 5
Определение фразеологизмов.
Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу.
Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов.
Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.
Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах.
Дают оценку деятельности одноклассников.
Читают определение, делают вывод.
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
4
Физминутка
Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять).
— Встанем, как аршин проглотили.
— Проголосуем обеими руками.
— Согнемся в три погибели.
— Попрыгаем, как заяц.
— Дадим задний ход.
— Посмотрим друг другу в глаза.
— Сделаем хорошую мину при плохой игре.
— Побъем друг другу челом.
— Разведем руками.
— А теперь — руки в брюки.
— Подержим нос по ветру.
— Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
Предлагает учащимся выполнить задания физминутки.
Выполняют задания физминутки
2
5
Закрепление изученного материала
Работа по нахождению в поэтическом тексте фразеологизмов. (Группы «Альфа» и «Бета», «Омега», «Сигма»)
Задание: выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова, найдите фразеологические обороты и объясните их значение.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно,
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой,
да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой сквозь огонь
и сквозь воду пройдет.
А утки и гуси сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось, с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет-
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду –
то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай!»
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Самооценка «Линейка моих достижений»
4. Слайд 6. Работа в парах. Найди в стихотворении фразеологизмы, выпиши их в тетрадь.
Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.
Работа в группах. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения
Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения.
Записывают в тетради фразеологические обороты. Взаимопроверка.
Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат.
Метапредметные результаты
Планирование Прогнозирование
Сотрудничество в поиске и выборе
13
Группа «Гамма», «Дельта».
Знакомство и работа с фразеологическим словарем
Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма.
«Сизифов труд»
«Бить баклуши»
«Медвежья услуга»
«Заварить кашу»
Игра «Аплодисменты»
золотые руки — золотые зубы
медвежья берлога – медвежья услуга
сбивать с толку – сбивать с дерева
дрова разгорелись — глаза разгорелись
горькая правда – горькое лекарство
приходить в школу – приходить в голову
«Кто быстрее?»
5.Слайд 6, 7,8
«Работа со словарём»
«Подбери синонимы»
«Найди антонимы»
Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.
Работа в группах.
Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания.
Работают со словарями, анализируют словарную статью, выступают с сообщением перед классом.
Метапредметные результаты
Выделение и осознание усвоенного
Волевая регуляция в ситуации затруднения
Управление поведением партнера
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные результаты
Действие по аналогии
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Личностные результаты
Самоопределение
13
6
Подведение итогов
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Называют ключевые слова темы.
1.Слайд 11
Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся.
Фиксируют выводы. Дают советы по теме.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли
Предметные результаты
Рефлексия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
5
6
Домашнее задание
§29, упр.146
Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию (по желанию)
1.Слайд 12
Комментирует домашнее задание
Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.
2
infourok.ru