cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Задачи по экономике 5 класс с решением – Проект «Задачи с экономическим содержанием в 5 классе»

Содержание

Олимпиадные задания по экономике.(5-6 класс)

Задания для школьного этапа всероссийской олимпиады

по экономике для 5-6 классов в 2016-2017 учебном году

I Выберите единственный верный ответ (1 балл за правильный ответ и 0 при неправильном ответе)

1 Древнегреческое слово «экономика» обозначает:

  1. «правила ведения хозяйства»;

  2. «искусство вести производство»;

  3. «искусство вести домашнее хозяйство»;

  4. «правила ведения бизнеса».

2 Основой экономики является:

  1. обмен;

  2. распределение;

  3. производство;

  4. потребление.

3 Предметом спора между продавцами и покупателями является:

  1. затраты на производство товара;

  2. качество товара;

  3. цена товара;

  4. количество товара.

4 .Деньги—это:

  1. монеты;

  2. особый товар, на который можно обменять любой другой товар;

  3. рубли, евро, доллары;

  4. кредитные карты.

Тест № 2 Выбери все верные ответы (3 балла за вопрос, если в точности указаны все верные варианты(и не отмечено ничего лишнего), 0 баллов в противном случае)

5 Для организации производства используются:

  1. денежные ресурсы;

  2. материальные ресурсы;

  3. природные ресурсы;

  4. трудовые ресурсы;

  5. физические ресурсы.

6. Найдите в приведённом ниже списке функции банка и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. Предоставляет кредиты;

  2. Выпускает деньги в обращение;

  3. Принимает вклады;

  4. Продаёт товары.

  1. Выберите верные утверждения:

1) средством удовлетворения потребностей является производство.

2) экономика требует от людей рационального поведения.

3) рынок—главный производитель товаров.

4) в экономические отношения вступают только производители.

Ответ___________

8. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «рынок».

Цена, спрос, нация, деньги, предложение.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ _______

9. задание закрытого типа на установление последовательности (3 балла за правильный ответ)

Определите последовательность стадий хозяйственной деятельности людей: производство, потребление, обмен, потребление.

Правильный ответ: производство, распределение, обмен, потребление.

10. задание закрытого типа на установление соответствия (2 балла за правильный ответ)

Установите соответствие между главными вопросами экономики и их сущностью; к каждой позиции, данной в первой столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Главные вопросы экономики Их сущность

А) что производить? 1) какие технологии использовать?

Б) для кого производить? 2) какие товары производить?

В) как производить? 3) кто будет покупать произведённые

товары?

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Правильный ответ:

11 Установите соответствие между понятиями и определениями

Понятия Определения

А) рынок 1) денежное выражение стоимости товаров и услуг

Б) спрос 2) особый товар, на который можно обменять любой В) деньги другой товар

Г) цена 3)желание и возможность приобрести товар

4) система экономических отношений, связанных с

обменом товаров и услуг

Запишите в таблицу выбранные цифры

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором есть пропущенные слова. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

Экономика—это главное_________(1) и основной _______(2) обеспечения жизни и _____________(3). Она направлена на __________(4) необходимых жизненных _________(5).

Каждое слово может быть использовано один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов

А) блага Б) источник В)условие Г) деятельность

Д) создание Е) рынок Ж) распределение

Правильный ответ: 13. Найдите черты сходства и отличия современного и средневекового рынков. (2 балла за правильный ответ)

1) осуществляется купля-продажа товаров;

2)большое многообразие товаров;

3) участники рынка: производители и потребители;

4) продаётся продукция ручного производства.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую—порядковые номера черт отличия

Правильный ответ

14. задание открытого типа на дополнение (1 балл за правильный ответ)

Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ:__________

Правильный ответ: потребители

15 Прочитайте текст и выполните задание(2 балла за правильный ответ)

Существование товара связано с последовательным прохождением четырёх стадий. Для начала товар должен быть произведён. Производство—это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения каких-либо общественных потребностей.

Следующая стадия—распределение. Как правило, в производстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в созданном товаре….Третья стадия движения товара—обмен. с целью обмена товар передаётся на рынок…… Завершающая стадия—потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей. (

По материалам энциклопедии для школьников)

1. используя содержание текста, заполните таблицу:

Правильный ответ:1.Обмен2.Производство 3. Распределение 4. Потребление.

16 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономика»? Составьте одно предложение с понятием «экономика».

Примерный вариант ответа: экономика- это хозяйство страны; рационально организованная деятельность людей, направленная на создание товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Предложение: экономика направлена на создание необходимых жизненных благ.

Критерии оценивания:

Раскрыт смысл понятия и составлено предложение, содержащее информацию о рынке- 2 балла

Раскрыт смысл понятия и не составлено предложение ИЛИ не раскрыт смысл понятия, но составлено предложение- 1 балл.

infourok.ru

Решение экономических задач — Математика

Спросите вы у школьника; Что значит экономика? Ответит он, что правит бал Там биржа, банк и капитал. Нам знанья эти всем нужны И этим знаньям нет цены

  • Развивать познавательный интерес, интеллект
  • Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний
  • Формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать командой
  • Показать необходимость знаний по математике в других науках

Задача:

Решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал.

  • 1. Используя все девять цифр и «0» (каждую можно применить только один раз), запишите меньшее число (возможное).

1023456789

  • 2. Если в 12 ч ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?
  • Нет будет опять ночь.

3. Мастерица связала свитер и продала его за 10 000 сумов. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло 3 мотка шерсти по 2 000 сумов за моток, а на украшение свитера понадобился бисер, стоимостью 1000 сумов.

(10 000 – (2000 х 3 + 1000)) = 3000 сумов

затраты прибыль

4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?

4 минуты

У меня было 3 целых яблока, 4 половинки да 8 четвертинок. Сколько всего яблок было у меня?

3 + 2 + 2 = 7 яблок

Поставьте скобки так, чтобы равенство было верным:

15 – 35 + 5 : 4 = 5

15 – (35 + 5): 4 = 5

8 деревьев растут в ряд на расстоянии 3 метров друг от друга. Каково расстояние между двумя крайними деревьями?

7 х 3 = 21 м

Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 300 сумов за газету и стали продавать их по 500 сумов за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?

20 000 сумов

Имеется 3 штырька, на один из которых насажены 3 кольца. За сколько ходов можно перенести пирамиду из этих трех колец на другой штырек, если за один ход разрешается переносить только одно кольцо, при этом нельзя большее кольцо класть на меньшее?

За 7 ходов

Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?

1 х 2 х 3 = 1 + 2 + 3

Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из старой оловянной ложки массой 123 г. 24 солдатика были одинаковыми: друг от друга не отличались. Но 25-й был не такой как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним и олова немного не хватило. Какова масса последнего солдатика?

123 : 24 = 5 (ост. 3)

5г – масса каждого солдатика

3г – масса 25-го солдатика

0 ч 24 х 1/6 = 4 ч – пела «

Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время – готовилась к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

24 х ½ = 12 ч – спала

24 х 1/3 = 8 ч – танцевала 24 часа = 0 ч

24 х 1/6 = 4 ч – пела

Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько кг меда было первоначально в бочонке?

7 – 4 = 3 кг – половина меда

3 х 2 = 6 кг – было первоначально

Малыш может съесть 600 г варенья за 6 мин, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

600 : 6 = 100 г – ест малыш в минуту

100 х 2 = 200 г – ест в минуту Карлсон

100 + 200 = 300 г – едят в минуту вместе

600 : 300 = 2 мин – съедят вместе они варенье

Два бизнесмена поспорили, кто больше получил прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 500 000 сум, а его расходы составили 300 000 сум. Другой наторговал на 100 000 сум меньше, но и затратил своих денег 200 000 сум. Кто выиграл спор?

500 000 – 300 000 = 200 000 сум – прибыль 1-го.

(500 000 – 100 000) – 200 000 = 200 000 сум– прибыль 2-го

Никто не выиграл

Возьми ты первую ноту из нот и к ней прибавь ты слово «ХОД». Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает.

До — ход

Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет. Но стоит букву заменить, как можешь акции купить.

Баржа — биржа

Что помогает помочь увеличить продажу товара?

Реклама

Как называются деньги иностранного государства?

Валюта

Назовите понятие, которое объединяет все приведенные ниже слова: вексель, банкноты, чек, акции?

Ценные бумаги

Посредник между покупателем и продавцом на бирже…?

Брокер

Бабушка печет пирожки и продает их на рынке. В I день она продала 100 пирожков по цене 500 сум за один пирожок. На следующий день она снизила цену на 10% и продала 110 пирожков. В какой день она заработала больше денег?

I день: 100 х 500 = 50 000 сум

II день: 500 х 0,1 = 50 сум, на столько снизилась цена

500 – 50 = 450 стоимость пирожка

110 х 450 = 49 500 заработок во II день

multiurok.ru

Задачи по экономике

Решение задач по экономике вызывает немало трудностей у школьников и студентов, так как требует знаний не только экономических терминов, законов и формул, но также и навыков пользования математическим аппаратом.  

В этом разделе собраны задачи по экономике с решением, задачи как типовые, так и повышенной сложности.

Данный раздел полезен:


1. школьникам, изучающим основы экономической теории, а также изучающим экономику в курсе обществознания.

Рекомендуем обратиться к разделам:

Микроэкономика

Макроэкономика

Национальное счетоводство

Экономическая статистика

Финансовая математика


2. студентам экономических и не экономических специальностей, изучающим экономику в ВУЗе и средних профессиональных образовательных учреждениях.

Этот раздел поможет подготовить домашнее задание по экономическим дисциплинам, приготовиться к контрольным мероприятиям, экзамену.

Для вас будут полезны разделы:

Анализ хозяйственной деятельности

Макроэкономика

Микроэкономика

Общая теория статистики

Система национальных счетов

Финансовая математика

Ценообразование

Эконометрика

Экономическая статистика


3. учителям обществознания и экономики в школе при подготовке к уроку или для составления домашних заданий и контрольных работ.


4. преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся и желающим разобраться в этом сложном мире, называемом экономикой.


Сайт регулярно пополняется новыми разделами, статьями, публикациями, а также задачами по экономике с решениями. Следите за обновлением списка задач в нашей группе В Контакте. Надеемся, что Вы найдёте для себя много полезного на нашем сайте.

Желаем успехов!

ecson.ru

Материал (5, 6 класс) по теме: Интеллектуальная игра по математике и экономике «Аукцион задач» (5-6кл.)

МБОУ «Апраксинская СОШ», РМ, Чамзинский район, с.Апраксино

Учитель математики  Алякина Елена Ивановна

Интеллектуальная игра по математике и экономике для учащихся 5-6кл.

Цели и задачи:

  • расширение умственного кругозора учащихся;
  • развитие логического мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей школьников;
  • повышение интереса учащихся к предмету математики;
  • формирование у подростков экономических знаний;
  • создание благоприятных эмоционально-деловых отношений.

Подготовительная работа:

Ознакомление участников с правилами игры, деление учащихся на команды, определение названий команд, изготовление эмблем. Оформление аудитории (игровые столы, высказывания о математике и экономике). Подготовка к работе «Банка» и его служащих. Приготовление наградного материала.

При подготовке к аукциону можно провести анкетный опрос:

  1. Твои увлечения.
  2. Кем мечтаешь стать?
  3. Если бы ты выиграл (а) миллион, то на что бы его потратил (а)?

План

I тур                «Экономический»

II тур                «Исторический»

III тур                «Математический»

Содержание.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Как поется в известной песне, «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» А собрались мы на экономический аукцион. И т.к. мы собрались на аукцион, то у нас будут вестись торги. Лот – это вопрос. Командам нужно будет покупать право ответа на этот вопрос. Первоначальная сумма у каждой команды одинаковая – 200 умников. Затем зачитывается вопрос и говорится первоначальная стоимость ответа на этот вопрос, а так же минимальный шаг. Команды, считающие, что знают ответ на данный вопрос, ведут торги. Та команда, которая предлагает большую сумму, имеет право ответа. Если команда правильно отвечает на вопрос, банк выплачивает ей эту сумму, если неправильно – сумма «отправляется» в банк. 

Вся игра делится на III тура:

I тур                «Экономический»

II тур                «Исторический»

III тур        «Математический»

Наша игра еще и экономическая. И мы сегодня увидим, как экономно команды будут распоряжаться своим капиталом. Некоторые команды в течение игры окажутся банкротами. Они имеют право взять в банке ссуду, но по истечению игры или во время игры они должны будут вернуть ее. Ссуду могут брать в банке и те команды, которым из-за проблем с капиталом будет сложно вести торги. Ссуда, взятая в банке в сумме с личным капиталом команды не должна превышать капитала, имеющегося у лидирующей команды. Команда, которая будет иметь в наличие слишком большой капитал, и тем самым будет перекрывать другие команды, может на время быть отстранена от игры.

Представление работников банка, команд.

I тур

«Экономический» 

1.        В пяти магазинах по 200 пальто —

Зеленые, красные в клетку,

И как тебе выбрать из тысячи то,

И сумку к нему, и беретку?

И как тебе выбрать из тысячи то,

Что будет подарком для мамы.

И как магазину тебе доказать,

Что «то»-

Это то, что у них надо взять???

Конечно, посредством рекламы!!!

Реклама подскажет, что надо купить.

Реклама сумеет тебя убедить.

Насколько мне известно, слово «Реклама» пришло к нам из Древнего Мира.

Что значит «Реклама» в переводе с латинского?

        Продаю                Предлагаю                Выкрикиваю

                                                                                (Выкрикиваю)

2.        Знаете ли вы, что такое гварани? А лемпира? Новый седи? Сукре? Паанга? Пиастры? Кьят? Песо? Гурд? Ну хотя бы что такое квача, знаете? Элементарно6 квача – то же самое, что и 100 нгве. Что же обозначают эти непонятные слова?

                                                (Названия денежных единиц разных стран)

3.        Сегодня уже не меняют шкуры на яйца, а меняют, например, бетон на нефть, вагоны на автомобили и т.д. Как называется такой обмен по научному?

                                                                                        (Бартер)

4.        Знаете, почему копейка называется копейкой? Дело в том, что на монетах Московского княжества с одной стороны был изображен Святой Георгий на коне и с копьем в руке («копье»), а с другой – княжеский вензель («решето»). Уже тогда была известна игра на деньги «копье иль решето?». С появлением на монетах двуглавого орла игра изменила название. Как она стала называться?

                                                                                (Орел или решка)

5.        Слово «банк» в переводе с итальянского означает всего-навсего «стол», «прилавок» средневековые итальянские банкиры вели свои операции, сидя за столом прямо на рыночной площади. В Древней Греции банковские операции тоже велись за столами на рыночных площадях. Стол по-древнегречески «трапеза». А как называли людей, принимавших на хранение деньги, документы и торговые договоры?

                                                                        (Трапезитами или менелами)

6.        Они таинственны, если начнешь ими разбрасываться не остановишься, начнешь про них рассказывать не остановишься тем более. Они сами по себе – ничто. Они – как велосипед: если едет, в нем есть смысл, стоит остановиться – падает и превращается просто в кучу металла. Когда они были изобретены – никто не знает. Самые первые из них ходили на четырех ногах, мычали и блеяли. Вопрос: о чем идет речь?

                                                                                (Речь идет о деньгах)

7.        Предположим, вы изобрели некое невероятное средство, с помощью которого любого учителя в школе можно сделать добрым, как Красная Шапочка, чтобы он, словно пирожки, раздавал всем пятерки. Уверяю вас, что такое средство будет пользоваться огромным спросом, и вы сможете сделать на нем свой бизнес. Но первым делом вы должны получить один документ на это изобретение. Этот документ – такой документ, в котором удостоверяется, что, во-первых, ваше открытие воистину открытие, а не пустая фантазия, во-вторых, что именно вы являетесь авторами данной идеи.        Как называется такой документ?

        Патент        Лицензия        Дивиденд

                                                                (Патент) 

(Лицензия – разрешение на право вести ту или иную коммерческую или хозяйственную деятельность. Дивиденд – часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами пропорционально количеству имеющихся у них акций.)

II тур

«Исторический»

  1. Уже при жизни этого выдающего ученого, древнегреческого математика, физика, инженера из Сиракуз, вокруг его имени создавались легенды, поводом для которых служили его поразительные изобретения. Инженерный гений с особой силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году до н.э. в ходе Второй Пунической войны. В этот момент ему было уже 75 лет. Построенные им мощные метательные машины забрасывали римские войска тяжелыми камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в то время легкие метательные машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощные краны захватывали железными крюками корабли, приподнимали их кверху, а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули. В последние годы были проведены несколько экспериментов с целью проверить правдивость описания этого «сверхоружия древности». Построенная конструкция показала свою полную работоспособность. Римляне вынуждены были отказаться от мысли взять город штурмом и перешли к осаде. Знаменитый историк древности Полибий писал: «Такова чудесная сила одного человека, одного дарования, умело направленного на какое-либо дело… римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто-либо изъял из среды сиракузян одного старца».         О ком идёт речь?

                Архимед        Пифагор        Евклид

                                                                                        (Архимед)

2.        Бумажные деньги изобрели в Китае в VIII веке. В Европу же, и в частности в Россию, они попали очень поздно, аж с тысячелетним опозданием. Мушкетеры из книг Дюма даже понятия не имели, что это такое – это в XVII веке! В России бумажные ассигнации были введены в 1769 году. Кто ввел бумажные ассигнации в России?

Петр I        Екатерина II        Александр II

                                                                                        (Екатерина II)

3.        После открытия постоянных торговых путей в Америку и Индию Ганза (крупное купеческое сообщество) стала терять свое значение, и почти в то же время начали возникать первые акционерные общества. В 1602 году были выпущены акции голландской Ост-Индской торговой компании, финансировавшей отправку торговых кораблей в Америку. В 1613 году такая же компания возникает и в Англии, а за ней появляются все новые и новые. Все первые акционерные общества были так или иначе связаны с морем, занимаясь страхованием судов и грузов, предоставляя ссуду для заморских экспедиций. В XVII веке появляются и «сухопутные» акционерные общества. Знаменитый экономист Адам Смит насчитал целых 55 крупных обществ, занимавшихся производством сахара и тканей, добычей полезных ископаемых.

        А кто пытался создать в России первые акционерные общества?

        Петр I         Николай II                Александр III

                                                                                (Петр I)

4.        У этого древнегреческого философа, математика и мистика было много учеников, которых он обучал в течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его: философ говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу. Его наставления начинались словами: «Самое священное на свете – лист мальвы, самое мудрое – число, а после него – тот из людей, кто дал всем вещам имена». Когда его ученики просыпались, они должны были произносить такие стихи: Прежде чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, думой раскинь, какие дела тебе день приготовил. А перед сном такие: Не допускай ленивого сна на усталые очи, прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Что я сделал? чего я не сделал? и что мне осталось? Великий математик говорил так: «Главное – это отгонять от тела болезнь, от души – невежество, от утробы – сластолюбие, от государства – мятеж, от семьи – раздор, отовсюду – нарушение меры».

                Назовите этого древнегреческого математика.

                Аристотель        Платон        Пифагор        

                                                                                        (Пифагор)

5.        Русский математик, первая в России женщина-академик. Ещё в детстве она проявляла незаурядные способности к математике. Однажды на предварительную оклейку стен обоями в доме были использованы листы бумаги с выкладками по высшей математике. Непонятные формулы захватили любознательную девочку. Долго она простаивала перед этими таинственными записями, разбираясь в них. Взрослые вначале не очень были довольны столь странными математическими интересами: девочке ли этим заниматься?! Но она находила книги, самостоятельно изучала математику, просиживала при керосиновой лампе долгие ночи потихоньку от взрослых.

С.В.Ковалевская                О.А.Ладыженская                Н.Н.Гернет

                                                                                (С.В.Ковалевская)

6.        Выдающийся российский математик академик Андрей Николаевич решил много сложнейших задач, совершил не одно открытие в различных разделах современной математики. Но радость своих первых математических «открытий» он познал рано. Андрей Николаевич рассказывал, что еще до поступления в гимназию в возрасте пяти-шести лет он любил придумывать задачи, подмечал интересные свойства чисел. Эти «открытия» публиковались в домашнем журнале. Вот одно из «открытий» шестилетнего Андрея. Он заметил, что 12 = 1, 22 = 1 + 3, 32 = 1 + 3 + 5, 42 = 1 + 3 + 5 + 7. Назовите фамилию этого ученого.

                Сухомлинский        Менделеев                Колмогоров

                                                                                (Колмогоров)

III тур

«Математический»

1.        Фраза на некотором иностранном языке «каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» — «большая красная груша», «цаля баля» — «большое яблоко. Как на этом языке записать слова: яблоко, груша, солнышко?

                                        (Цаля – яблоко, фаля – груша, каля — солнышко)

2.        На 250г муки берём 5 яиц и 300г сахарного песка. Сколько муки и сколько сахарного песка надо взять, если в холодильнике осталось только 4 яйца?

                                                        (200г муки и 240г сахарного песка)

3.        Два одинаковых прямоугольника приложили друг к другу большими сторонами так, что получился квадрат. Периметр этого квадрата 100м. Найдите периметр прямоугольника.

                                                                (75м)

 

  1. По столбу высотой 11м взбирается улитка. За день она поднимается по столбу на 5м, за ночь опускается на 3м. Сколько дней ей потребуется, чтобы подняться  на вершину столба?

(4 дня)

  1. Маша, Саша, Даша собирали в лесу грибы. Маша и Саша вместе нашли 30 грибов, Маша и Даша  – 34 гриба, а Саша и Даша – 20 грибов. Сколько грибов нашел каждый?

(Маша – 22, Саша – 8, Даша – 12)

  1. В двух пакетах было 47 конфет. Когда из одного пакета взяли 15 конфет и 6 из них положили во второй, а остальные подали к чаю, то в пакетах конфет стало поровну. Сколько конфет было в каждом пакете первоначально?

                                        (34 и 13)

  1. Бабушке и двум её внукам 74 года. Возрасты внуков равны соответствующим цифрам возраста бабушки. Сколько лет бабушке и сколько лет каждому внуку?

                                (64 года бабушке и 6 и 4 — внукам)

Подведение итогов.        Награждение команд.

nsportal.ru

Задачи по экономике предприятия с решениями

Задача по экономике предприятия № 1.

Трудоёмкость производственной программы составляет 12 млн. нормо-часов. Эффективный фонд времени одного среднесписочного работника-1830 часов. Коэффициенты выполнения норм в первом варианте-1,2, во втором-1,5. Определить численность работников и дать оценку выполнения производственной программы по вариантам.

Решение задачи по экономике предприятия

1.  Эффективный фонд времени одного среднесписочного работника -1830 часов, а с учётом выполнения норм в 1-ом варианте: 1830*1,2=2196 часов

2.  Эффективный фонд времени одного среднесписочного работника во втором варианте=1830 часов, с учётом выполнения норм: 1830*1,5=2745 часов.

3.  Численность работников в 1-ом варианте: 12000000/2196=5464 (работн.).

4.  Численность работников во 2-ом варианте 12000000/2745=4372 (работн.).

Выводы: численность работников во 2-ом варианте значительно меньше. Производственная программа во 2-ом варианте выполнена меньшим количеством работников за счёт более высокого коэффициента выполнения норм.

 

Задача по экономике предприятия № 2.

На основании данных в таблице сравнить технические и экономические параметры двух холодильников. Определить единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности. Каким образом можно повысить конкурентоспособность каждого холодильника, не меняя их технических параметров?

Таблица. Показатели конкурентоспособности холодильников

Показатели

Холодильники

Лучший

образец-аналог

«Стинол»

«Атлант»

Технические:

     

объём камеры, л

200

250

250

срок службы, лет

17

15

17

энергопотребление, квт:час/год

230

200

200

стабильность температуры, баллы

7

8

10

дизайн, баллы

7

6

10

гарантийный срок работы без ремонта,лет

2

3

3

Экономические, услед.

     

розничная цена

250

300

250

стоимость доставки

10

15

10

затраты на ремонт

150

150

150

затраты на электроэнергию

100

80

80

Решение задачи по экономике предприятия

Холодильники

Показатели

«Стинол»

«Атлант»

Единичные показатели

   

Объём камеры

0,8

1

Срок службы

1

0,88

Энергопотребление

1,15

1,0

Стабильность температуры

0,7

0,8

Дизайн

0,7

0,6

Гарантийный срок работы

0,7

1,0

Групповые технические

0,32

0,42

Единичные экономические

   

Розничная цена

1,0

1,2

Стоимость доставки

1,0

1,5

Затраты на ремонт

1.0

0,1

Затраты на электроэнергию

1,25

1,0

Групповые экономические

1,25

1,8

Интегральные

0,4

0,76

Выводы: холодильник «Стинол» по групповым (техническим и экономическим) и интегральному показателям более конкурентоспособен и заметно опережает «Атлант». Для повышения конкурентоспособности «Стинола» необходимо сократить энергопотребление, уменьшить затраты на ремонт. Конкурентоспособность «Атланта» может быть повышена за счёт снижения розничной цены.

 

Задача по экономике предприятия № 3.

Дайте оценку фактическомуи плановому уровню производительности труда при следующих обстоятельствах:

Изделия

Количество изделий

Затраты нормачасов на 1 изделие

План

Факт

А

100*20=2000

120*20=2400

20

Б

250*15=3750

225*15=3375

15

В

760*5=3800

820*5=4100

5

 

1110*8,6=9550

1165*8,5=9875

 

Выводы по задаче: в результате решения задачи установлено, что плановая трудоёмкость единицы изделия составила 8,6 чел.-часа, фактическая-8,5 чел.-часа, а это означает, что фактическая производительность труда выше плановой на 1,2%: 8,5/8,6*100=98,8%

 

Задача по экономике предприятия № 4.

Стоимость оборудования 10000 млн. грн. С первого февраля введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 50 млн. грн., с первого июня выбыло оборудование стоимостью 30 млн. грн. Объём выпуска продукции 500 тыс. т., цена за 1т.-10 тыс. грн. Производственная мощность предпрития-550 тыс. т. Рассчитайте коэффициент интенсивности использования оборудования и дайте оценку эффективности использования производственных фондов.

Решение задачи по экономике предприятия

1. Среднегодовая стоимость ОПФ=

2. Денежная выручка от всей продукции=500000×10000=5000000000

3. Фо=5/10,028=0,50грн/грн;

4. Фе=10,028/5=2грн/грн

5. Кинт. исп. об.=500/550=0,91×100=91%

Выводы: фондоотдача (0,5 грн/грн) и фондоёмкость (2 грн/грн) в исследуемом предприятии на достаточно высоком уровне. Коэффициент интенсивности использования оборудования (0,91) может быть повышен за счёт увеличения объёма выпуска продукции.

 

Задача по экономике предприятия № 5.

Рассчитайте коэффициент сменности работы станков и внесите предложения по его повышению при следующих условиях: 30 станков работает в одну смену; 80 – в две смены и 20 станков – в три смены.

Решение задачи по экономике предприятия

Ксм=

Выводы: Ксм=1,9. Он моет быть повышен засчёт увеличения числа смен работы первой и второй групп станков.

 

Задачи по теме Определение потребности предприятия в сырье и материалах с решением.

Задача по экономике предприятия № 6

Гостиница, в которой 400 мест, работает 365 дней в году. Цикличность ремонта номерного фонда гостиницы – 4 года, средняя продолжительность ремонта — 10 дней. Среднее время проживания 1-го гостя составляет 5 дней, а средние время подготовки номера к размещению гостей – 1 час.

Определить:

— максимальную пропускную способность гостиницы;

— фактическую пропускную способность;

— коэффициент использования максимальной пропускной способности.

Решение задачи по экономике предприятия:

1. Максимальная пропускная способность гостиницы, место-дни = 400 мест * 365 дней = 146 000 м-д.

2. Простой номерного фонда из-за ремонта, место-дней = 400 мест * 10 дней  = 1000 место-дней.
                                                                                      4 года

3. Простой номерного фонда из-за подготовки помещения к приему гостей,

место-дни = 365 дней       1 час . * 400 мест = 1 217 место — дней
                   5 дней     *   24 часа

4. Общий простой номерного фонда, место-дни =1000 место — дней + 1217 место-дней = = 2 217 м-д.

Фактическая пропускная способность гостиницы, место-дни = 146 000 м — д. – 2217 м — д. = 143 783 м — д.

Коэффициент использования максимальной пропускной способности гостиницы =  143 783м-д. = 0, 985
                                                                                                                             146 000м-д.

Вывод по решению экономической задачи: коэффициент использования показывает, что максимальная пропускная способность гостиницы была использована на 98,5%, т.е. на 1,5% меньше. Это произошло из-за простоя номерного фонда по причине ремонта (1000 место-дней) и из-за подготовки помещений к приему гостей (1217 м-д.).

Задача с решением по экономике предприятия № 7

Гостиница, в которой 200 мест, работает 365 дней в году. Простой номерного фонда 2100 место-дней. Количество оплаченных место — дней – 65 000. За год в гостинице проживало 12 200 гостей. Определить среднее время проживания одного гостя и коэффициент загрузки гостиницы.

Решение экономической задачи:

 1. Среднее время проживания одного гостя, дни = 65 000 м-д. = 5,3 дня
                                                                            12 200 гостей

2. Коэффициент загрузки гостиницы =           65 000 м-д.                                = 65 000 м-д.      =    0,917
                                                    (200 мест * 365 дней) – 2100 м-д.                   70 900 м-д.

Вывод решения задачи: коэффициент загрузки показывает, что гостиница в течение года было загружена только на 91,7%, а оставшиеся 8,3% номерного фонда простаивали из-за отсутствия клиентов (гостей).

 

Экономическая задача №8

Кафе работает 12 часов в день, количество мест – 35. Среднее время приема пищи одним посетителем — 30 мин, среднее кол-во блюд на 1-го посетителя – 2,5. Плановое кол-во рабочих дней в году – 365. Коэффициент пропускной способности – 0,8.

Определить годовой план выпуска блюд.

Решение задачи:

Определяем годовой план выпуска блюд, шт. (12 час*60 мин)*35 мест      * 2,5 блюда * 0,8 * 365 дней = 613 200 блюд.
                                                                                30 мин

Ответ: план выпуска блюд на год составляет 613 200 шт.

Задача по экономике предприятия №9

В кафе максимальная оборачиваемость одного места – 12,0 чел. Фактическая оборачиваемость одного места в отчетном году – 8,5 чел. (т.е. коэффициент оборачиваемости в отчетном году составляет: 8,5 чел./ 12,0 чел. = 0,71). В будущем году планируется повысить коэффициент оборачиваемости до 0,8. В кафе – 20 мест. Среднее кол-во блюд на 1-гопоситителя – 2,1. Определить плановую численность посетителей на следующий год и плановый выпуск блюд на год.

Решение:

1. плановая численность посетителей за год, чел = 12,0 чел * 0,8 * 20 мест * 313 дней = 60 096 чел.

2. плановый выпуск блюд на год, шт. = 60 096 чел * 2,1 блюд = 126 201,6 = 126 202 блюда.

Ответ: за год кафе планирует принять 60 096 чел, и произвести 126 202 блюда.

Задача по экономике предприятия №10

Годовой выпуск блюд – 26 800 шт. Норма расхода картофеля на одно блюдо – 0,15 кг, моркови – 0,02 кг, соли – 0,007 кг. Цена 1 кг картофеля – 1,20 грн, 1 кг моркови – 2,20 грн, 1 кг соли – 0,50 грн.

Остатки картофеля на начало года – 40 кг, моркови – 10 кг.

Норма запасов на конец года: картофеля – 30 дней, моркови – 20 дней, соли – 5 дней.

Определить годовую потребность в сырье: картофеле, моркови, соли и его стоимость, а также величину закупки картофеля, моркови, соли на год.

Решение:

1. годовая потребность в картофеле, кг = 26 800 шт. * 0,15 кг = 4 020 кг

2. стоимость картофеля, грн = 4 020 кг * 1,20 грн = 4 824 грн

3. годовая потребность в моркови, кг = 26 800 шт.* 0,02 кг =536 кг

4. стоимость моркови, грн = 536 кг * 2,20 грн =1 179, 20 грн

5. годовая потребность в соли, кг = 26 800 шт.* 0, 007 кг = 187,6 кг

6. стоимость соли, грн = 187,6 кг * 0,50грн = 93,8 грн

7. среднесуточная потребность в картофеле, кг = 4 020 кг = 11, 17 кг
                                                                          360 дней

8. среднесуточная потребность в моркови, кг = 536 кг = 1,49 кг
                                                                      360 дней

9. среднесуточная потребность в соли, кг = 187,6 кг = 0, 52 кг
                                                                  360 дней

10. величина закупки картофеля на год, кг = 4 020 кг – 40 кг + (11, 17 кг * 30 дней) =
= 4 020 кг – 40 кг + 335,1 кг = 4 315,1 кг (на сумму: 4 315,1 кг * 1,20 грн = 5 178,12 грн)

11. величина закупки моркови на год, кг = 536 кг – 10 кг + (1,49 кг * 20 дней) =
= 536 кг – 10 кг + 29,8 кг = 555,8 кг (на сумму: 555,8 кг * 2,20 грн = 1 222,76 грн)

12. величина закупки соли на год, кг = 187,6 кг – 0 кг + (0, 52 кг * 5 дней) =
= 187,6 кг – 0 кг + 2,6 кг = 190,2 кг (на сумму: 190,2 кг * 0,50 грн = 95,1 грн)

Ответ: планируется закупить на год:

— картофеля — 4 315,1 кг; на сумму 5178,12 грн,

— моркови — 555,8 кг; на сумму 1222,76 грн,

— соли — 190,2 кг; на сумму 95,1 грн.

Задача № 1 по экономике предприятия

Проведите обобщённый горизонтальный анализ Актива баланса предприятия на основании данных, предствавленных в таблице и сделайте соответствующие выводы.

Таблица. Актив баланса предприятия

Актив

На начало отчётного периода, тыс. грн.

На конец отчётного периода, тыс. грн.

Отклонения

Абсолютные, тыс. грн.

Относительные,%

Необоротные активы

222322

236834

14512

Оборотные активы

45803

47333

1530

Затраты будущих периодов

9018

7854

-1164

Всего активов

277143

292021

14878

Выводы по задаче: проведённый горизонтальный анализ актива баланса показал, что необоротные и оборотные активы возросли на 9,8%; затраты будущих периодов уменьшились на 12,9%; валюта баланса возросла на 5,4%.

 

Задача № 2 по экономике предприятия

Предприятие в течение года реализует картофель на сумму 100 тыс. грн.. Затраты на производство и реализацию составляют 80 тыс. грн., в т. ч. постоянные -20 тыс. грн., переменные -60 тыс. грн. Определить точку безубыточности производства картофеля (критическую программу производства), коэффициенты маржинальной прибыли и безопасности производства. По результатам расчётов сделать соответствующие выводы.

Решение задачи № 2

1. Определяем коэффициент маржинальной прибыли:

2. Точка безубыточности:

3. Коэффициент безопасности:

Выводы: коэффициент безопасности свидетельствует о том, что уменьшение объёма производства на 50% приведёт к критической ситуации, при которой предприятие окупит затраты, но прибыли иметь не будет.

Критическая программа производства составляет 50000 грн. При такой сумме реализации картофеля предприятие не будет иметь убытков. Но в случае уменьшения суммы реализации предприятие будет иметь убытки.

 

Задача № 3 по экономике предприятия

В предприятиях всез районов Крыма было реализовано 112246 ц. овощей открытого грунта. На основании данных, приведенных в таблице, рассчитать индекс Герфиндаля-Хиршмана и определить уровень рыночной власти в отрасли.

Таблица. Реализация овощей открытого грунта в Крыму.

 

Уд. вес,%

Кол-во, ц.

 

Уд. вес,%

Кол-во, ц.

АРК

2439,48

 

112246

       

Бахчисарайский р-н

2,37

1,54

1726

Лененский

0,007

0,082

92

Белогорский

0,008

0,09

106

Нижнегорский

0,518

0,72

812

Джанкойский

1568,16

39,6

44441

Первомайский

653,825

25,57

28697

Кировский

0,123

0,35

388

Раздольненский

21,25

4,61

5169

Красногвардейский

60,84

7,8

8769

Сакский

20,34

4,51

5066

Красноперекопский

98,1

9,9

11123

Симферопольский

4,67

2,16

2420

       

Советский

9,36

3,06

3437

Выводы задачи: индекс Герфиндаля-Хиршмана >2439, это свидетельствует о том, что рынок реализации овощей в Крыму высоконцентрированный.

Задача № 4 по экономике предприятия

На основании данных, приведенных в таблице, проведите обобщённый горизонтальный аналз Пассива баланса предпрития и сделайте выводы.

Таблица. Пассив баланса предприятия

Пассив

На начало отчётного периода, тыс. грн.

На конец отчётного периода, тыс. грн.

Отклонения

Абсолютные, тыс.грн.

Относительные,%

Собственный капитал

226658

225617

-1041

(-1041/22658)100=-0,5

Обеспечение последующих затрат и платежей

4603

2196

-2407

-52,3

Долгосрочные обязательства

210

4964

4754

22,6

Текущие обязательства

43298

46574

3276

7,6

Доходы будущих периодов

2374

12670

10296

4,3

Пассив всего

277143

292021

14878

5,4

Выводы задачи: вертикальный анализ Пассива баланса предприятия показал, что валюта баланса предприятия возросла в течение года на 5,4%.

Задача № 5 по экономике предприятия

Проведите обобщённый вертикальный анализ на основании данных, приведённых в таблице и сделайте соответствующие выводы.

Таблица. Актив баланса предприятия

Актив

На начало отчётного периода, тыс. грн.

На конец отчётного периода, тыс. грн.

Структура, %

На начало отчётного периода

На конец отчётного периода

Необоротные активы

222322

236834

80,2

81,1

Оборотные активы

45803

47333

16,5

16,2

Затраты будущих периодов

9018

7854

3,3

2,7

Всего активов

277143

292021

100,0

100,0

Выводы по задаче: Проведённый вертикальный анализ Актива баланса показал, что структура Активов ориентирована на необоротные активы, удельный вес которых на начало отчётного периода составлял 80,2%, на конец отчётного периода -81%, то есть производство в исследуемом предприятии является достаточно фондоёмким.

Задача по экономике предприятия

На основании таблицы сравнить технические и экономические показатели компрессоров. Определить единичные и групповые показатели конкурентоспособности. Сделать выводы о конкурентоспособности компрессоров. Обосновать выводы.

Таблица. Показатели (технические и экономические) воздушных поршневых компрессоров

Показатели

Конкуренты

Лучший

образец-аналог

I

II

III

Полезный эффект, млн.м воздуха

5,8

7,2

8,8

8,0

Совокупные затраты, млн.грн.

2,2

2,3

2,6

2,5

Эффективность использования, м3/грн

2,6

3,1

3,4

3,2

Решение задачи по экономике предприятия

Единичные показатели определяем, составляя показатели конкурентов с показателями образца-аналога:

 

Варианты

I

II

III

По полезному эффекту

0,725

0,9

1,1

По совокупным затратам

0,88

0,92

1,04

По эффективности использования

0,81

0,97

1,06

Групповые показатели определяем путём переумножения единичных

0,59

0,80

1,21

Выводы: наиболее конкурентоспособными являются воздушные поршневые насосы 3-его варианта. Это объясняется тем, что и единичные показатели и групповой показатель конкурентоспособности воздушных поршневых насосов 3-его варианта превышающие аналогичные показатели конкурентов-насосов 1-ого и 2-ого вариантов.

zadachi-ru.com.ua

Задачи с экономическим содержанием в начальных классах.

Преобразования во всех сферах современного общества выдвигают на первый план проблему подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в постоянно меняющихся, сложных и противоречивых условиях и определяют необходимость постановки новых задач перед системой экономического образования. Основным принципом их обновления выступает ориентация на личность, ее образовательный и творческий потенциал. Реализация данного принципа позволяет создать определенные гарантии дальнейшему развитию личности и способствует более успешной социальной адаптации учащихся.

Исключительно важное место в системе непрерывной экономической подготовки занимает начальная школа. Осуществление экономического обучения и воспитания в младшем школьном возрасте создает условия для развития экономической культуры личности, формирования элементарной экономической грамотности, умений ориентироваться в экономической действительности, навыков экономического поведения, представлений о содержании основных социально-экономических ролей в обществе.

В связи с этим возникает необходимость исследования проблемы экономического образования учащихся начальных классов, содержания, форм и методов его осуществления.

Современное состояние исследований свидетельствует о рассмотрении различных аспектов проблемы. Общетеоретические и методологические основы экономического образования проанализированы в трудах А.Ф.Аменда, Ю.К.Васильева, Л.ПКуракова, Л.Н.Пономарева, В.К.Розова, И.А.Сасовой, К.А.Улыбина и др.

Вопросы экономического образования в рамках учреждений инновационного типа и учреждений дополнительного образования рассмотрены в исследованиях Р.Ы.Асатулина, Т.А.Федоткиной, М.Н.Чуйковой и др. Ряд работ посвящен изучению возможностей формирования экономически значимых качеств личности, культуры делового общения, потребительской культуры (Т.А.Ильина, М.А.Селиванова, Т.А.Степченко, М.Н.Умутбаев и др.). Вопросы подготовки школьников к фермерскому труду, предпринимательской деятельности в период становления рыночных отношений изучаются Т.В.Елисиной, П.П.Кондратьевым, А.И.Парамоновым, Т.С.Рахметовым, П.А.Степановым и др.

Рассмотрению проблем экономического образования младших школьников, подготовки будущих учителей начальных классов к его осуществлению посвящены исследования О.В.Бажиной, И.А.Мельничук, И.Г.Рябовой, О.М.Стригиной и др. В ряде работ начальная школа рассматривается как важнейший пропедевтический этап в системе непрерывного экономического образования (Г.С.Агошкова, Н.Г.Гордиенко, Е.В.Иванова, В.А.Кальней, С.Л.Чернер и др.). Актуальность экономического образования младших школьников подчеркивается также в методических письмах Министерства образования Российской Федерации.

Анализ теории и практики экономического образования младших школьников показывает, что наибольшее внимание уделяется интегрированному подходу, предполагающему введение элементов экономики в содержание общеобразовательных предметов. Вместе с тем, все большее значение приобретает факультатив как форма организации экономического образования. В настоящее время значимость данной формы возрастает в связи с переходом к вариативному образованию, одной из основных задач которого является развитие личности каждого ребенка.

Исследователями и учеными (Г.П.Аксакалова, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачев, А.В.Мордовская, Е.А.Певцова, Е.А.Саркисян, В.А.Сластенин, Й.Э.Унт, Г.И.Фатеева и др.) отмечается, что факультативные занятия создают возможность учитывать индивидуальные способности, интересы, дарования, наклонности учащихся, прогнозировать их дальнейшее развитие и учитывать в процессе обучения и воспитания, а также способствует отбору и проверке содержания образования. Однако, возможность осуществления экономического образования учащихся начальных классов в форме факультативных занятий по экономике в педагогической науке недостаточно исследована.

Таким образом, возникают противоречия между необходимостью осуществления непрерывного экономического образования школьников, начиная с первой ступени обучения и недостаточной разработанностью проблем начальной экономической подготовки; между активным внедрением факультативной формы обучения экономике в практику работы начальной школы и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса. Необходимость устранения данных противоречий обусловила актуальность проблемы исследования, которая заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективность экономического образования младших школьников.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность экономического образования учащихся начальных классов.

Объект исследования: экономическое образование учащихся начальных классов.

Предмет исследования: педагогические условия экономического образования учащихся начальных классов.

Гшшотезш исследования. Экономическое образование младших школьников будет эффективным, если разработано содержание экономического образования младших школьников; в систему начального образования включен факультатив по экономике; в процессе факультативного обучения используются личностно-ориентированные технологии; осуществляется диагностика уровня экономической образованности личности.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Определить содержание экономического образования учащихся начальных классов.

2. Выявить возможности осуществления экономического обучения и воспитания младших школьников в процессе факультативных занятий по экономике.

3. Разработать диагностику экономической образованности учащихся начальных классов.

4. Разработать и экспериментально проверить технологию проведения факультативного курса экономики в начальной школе.

5. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия экономического образования младших школьников.

infourok.ru

Рабочая программа по экономике 5 класс

Муниципальное образовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ №89» г.Саратова»

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Составлена учителем истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Тихоновой Юлией Александровной

Саратов

Пояснительная записка

Обучение школьников экономике является неотъемлемой и важной частью общего среднего образования. Согласно письму Министерства образования России от 12.05.99 № 707/11-12 оно «позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформи­ровать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина». Поэтому идея экономического образования российских школьников находит все больше и больше сторонников. Но, как правило, речь идет об изучении экономики школьниками старших классов, ре­же — средних классов и совсем редко — школьниками младших классов.

Между тем рыночные экономические отношения, складывающиеся в России и являющиеся «новыми» для большинства россиян, для детей становятся естественной средой обитания. Жизнь в условиях рыночной экономики требует от них усвоения элементарных экономических поня­тий и приобретения «рыночных» навыков поведения. В то же время жиз­ненный опыт учащихся достаточен для восприятия элементарных эко­номических сведений. Изучение экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятия и приобрести навыки, необ­ходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создает основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, формирует стимулы к приобретению знаний.

Для того чтобы добиться таких результатов, нужно поставить и ус­пешно решить в процессе обучения следующие задачи:

а) сообщить учащимся элементарные сведения об экономике и до­биться их понимания, раскрыть значение экономических понятий и терминов, с которыми школьники встречаются в своей повседневной жизни;

б) объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении учащихся, мотивы и ограничения в экономической деятельности людей; основные экономические принципы и законы и т. д.;

в) привить учащимся навыки экономически грамотного поведения в повседневной жизни;

г) выработать умение наблюдать и объяснять события своей повсе­дневной жизни с экономической точки зрения;

д) создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

Выделение преподавания элементов экономики для школьников 5—6 классов в отдельный образовательный предмет требует четких от­ветов на следующие вопросы:

  • зачем учить, т. е. определение целей и задач;

  • чему учить, т. е. определение содержания обучения; обоснование и составление учебных программ, разработка учебников, пособий;

  • как учить, т. е. разработка методов и приемов обучения, конструи­рование уроков;

  • как контролировать усвоенное.

Замысел курса «Начала экономики». Основной идеей при определе­нии содержания обучения экономике школьников, делающих первые шаги в изучении этого предмета, стал отбор тех концепций, принци­пов, понятий, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жиз­ни и которые могут быть ими применимы. При этом мы ориентиро­вались не на разбор отдельных экономических понятий, доступных пониманию школьников этой возрастной группы, а на изучение систе­мы понятий и правил, связанных между собой. Предлагаемый курс «На­чала экономики» включает четыре взаимосвязанных раздела:

  • Я и семья.

  • Город.

  • Страна.

  • Мир.

Разрабатывая концепцию курса, мы исходили из того, что способ­ность мыслить логически и умение делать обобщающие выводы фор­мируются постепенно. Поэтому в первый год обучения, когда у учащихся сильнее развито конкретное образное мышление, они знакомятся толь­ко с теми экономическими понятиями, с которыми сталкиваются в кругу своей семьи. По мере приобретения навыков обобщения конкретных фактов и формулирования некоторых абстрактных принципов, появле­ния навыков системного анализа круг изучаемых понятий расширяет­ся. Ученики переходят к изучению экономических понятий, с которы­ми они сталкиваются как жители своего города, затем — как граждане своей страны и, наконец, мира в целом. От шага к шагу расширяется круг изучаемых экономических понятий, изменяется глубина их анализа.

Методические основы курса. Мы убеждены, что обучение школьни­ков экономике должно быть ориентировано на активное использование деятельностного подхода к обучению детей. Основой обучения при этом является не запоминание учениками информации, которой в изобилии их снабжает учитель, а участие самих школьников в процессе ее приоб­ретения. Учащийся выступает не как объект обучения, а сам участвует во всех видах учебной деятельности.

Активность школьника в процессе обучения тесно связана с его ин­тересом к предмету. Только в этом случае он принимает участие в об­суждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя. Интерес ученика как нельзя лучше помо­гает запоминанию и повышает работоспособность. «Через сказку, фан­тазию, игру, через неповторимое детское творчество, — писал В. Сухомлинский, — верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить… В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному». Именно поэтому в создании курса «Начала экономики» была использована сказка. Мы постарались опереться на способность детей запоминать образы, а че­рез них переходить к логическим выводам.

Идея деятельностного подхода к обучению учащихся реализована посредством систематического выполнения школьниками упражнений, решения задач, проблемных заданий, участия в развивающих играх и т. п. Через выполнение подобного рода заданий и упражнений, игры, прак­тическую деятельность преподаватель подводит учеников к выявлению некоторых экономических взаимосвязей, самостоятельным логическим выводам. Учащиеся не получают готовых знаний, а постоянно трудятся над их приобретением.

Формы организации учебных занятий. Рекомендуемые формы органи­зации учебного процесса многообразны: игры, решение задач, выпол­нение проблемных заданий, постановка контролирующих и итоговых вопросов и т. п. Наиболее часто структура урока включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Например, рассказ учителя с элементами беседы, дискуссии, игра, вы­полнение заданий из Рабочей тетради.

Особое внимание преподавателей обращаем на использование та­кого методического приема, как чтение сказки. Следует добиваться того, чтобы по ходу чтения сказки школьники многое высказывали бы сами, направляемые вопросами учителя; дискутировали бы друг с другом, обсуждали прочитанное. Желательно, чтобы ответы учите­ля на вопросы, которые задают герои сказки, звучали только после того, как ученики сами попытались дать на них ответ. Учитель дол­ дол­жен постоянно вовлекать учащихся в беседу, с помощью цепочки вопросов направлять ход дискуссии, обобщать и корректировать от­веты учеников.

Эффективным приемом преподавания экономики являются разви­вающие игры, которые стимулируют активность детей, формируют спо­собность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных си­туациях, поддерживают интерес к предмету. В курсе разработаны игры различных типов:

  • проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут
    сделать нужные выводы;

  • обучающие игры, рассчитанные на закрепление знаний, полученных
    на уроке;

  • игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихся
    по всему пройденному материалу.

Чтобы произношение экономических терминов было правильным и грамотным, рекомендуется новые понятия записывать на доске. Это позволит задействовать зрительную память учащихся. По мере приоб­ретения школьниками экономических знаний перед учителем ставится задача добиваться, чтобы в своих ответах ученики использовали изучен­ные экономические понятия.

Формы контроля знаний. Большое место в методике отводится кон­тролю знаний учащихся. Формы контроля знаний могут быть различ­ны: постановка контролирующих и итоговых вопросов, проведение итоговых уроков, игр, решение задач, выполнение учениками зада­ний из Рабочей тетради и т. п. Каждый урок рекомендуется начинать с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии, и за­канчивать выполнением учащимися заданий на закрепление получен­ных знаний. Вопросы для закрепления и повторения материала сфор­мулированы в учебном пособии «Начала экономики* в конце каждого урока в блоке «Вопросы Почемучек». Изучение каждой темы реко­мендуется заканчивать проведением итогового урока с целью повто­рения, систематизации и контроля знаний учащихся по изучаемой теме.

Оценка знаний. Вопрос об оценке знаний учащихся может быть ре­шен творчески каждым учителем. Мы предлагаем лишь один из при­емов.

С первых уроков в обращение вводится денежная единица сказоч­ного королевства, название которой ученики могут придумать сами. Например, ее можно назвать «экон». Вместо применения обычной пя­тибалльной системы для оценки знаний предлагается система начисле­ния эконов, которые ученики получают за каждый правильный ответ. Сумма эконов, полученная каждым учеником, изменяется от урока к уроку и считается в некотором роде итоговой оценкой изучения всего курса экономики. Полученные учащимися эконы являются прообразом заработной платы и значительно повышают активность работы школь­ников. Система начисления эконов носит сквозной характер.

Предложенная система оценки знаний учащихся способствует раз­витию экономического мышления, стимулирует образовательную актив­ность школьников. Кроме того, она позволяет школьникам приобрести элементарные навыки пользования безналичными деньгами и показать на практике механизм безналичного расчета.

Учебно- тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

оборудование

Экономика семьи – 7 часов

1

Что изучает экономика?

1

Беседа

Устный опрос

ТТ, слайды, У

2

Что изучает экономика?

1

Беседа с элементами дискуссии

Устный опрос

ТТ, слайды, У

3

Основные проблемы экономики.

1

Беседа

Устный опрос

ТТ, слайды, У

4

Семья глазами экономиста.

1

Смешанная – игровое упражнение и беседа

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

5

Хозяйственная деятельность семьи.

1

Смешанная – беседа и игровое упражнение

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

6

Потребности человека и семьи.

1

Самостоятельная работа

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

7

Потребности человека и семьи.

1

Игровое занятие

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

Семейное хозяйство – 8 часов

8

Элементы семейного хозяйства.

1

Беседа и ручной труд

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

9

Элементы семейного хозяйства.

1

Беседа и игра

Устный опрос

ТТ, слайды, У

10

Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства.

1

Беседа

Устный опрос

ТТ, слайды, У

11

Практическая работа: Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства.

1

Деловая игра

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

12

Планирование , учет и контроль в семейном хозяйстве.

1

Деловая игра

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

13

Планирование , учет и контроль в семейном хозяйстве.

1

Решение задач.

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

14

Контрольная работа.

1

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

Бюджет семьи – 4 часа

15

Доходы и расходы семьи.

1

Беседа и игра

Устный опрос

ТТ, слайды, У

16

Что такое бюджет семьи?

1

Беседа и игры

Устный опрос

ТТ, слайды, У

17

Что кладут в потребительскую корзину?

1

Самостоятельная работа и работа учащихся в малых группах

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

18

Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.

1

Семинар

Устный опрос

ТТ, слайды, У

Рачительный хозяин – 4 часа

19

Кто такой рачительный хозяин?

1

Беседа и решение задач

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

20

Качества личности рачительного хозяина.

1

Беседа и игра

Устный опрос

ТТ, слайды, У

21

Секреты рачительного хозяина.

1

Беседа и решение задач

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

22

Секреты рачительного хозяина.

1

Рассказ

Устный опрос

ТТ, слайды, У

Думающий покупатель – 5 часов

23

Покупатель и продавец.

1

Беседа и решение задач

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

24

Реклама и упаковка.

1

Беседа и игра

Устный опрос

ТТ, слайды, У

25

Реклама и упаковка.

1

Беседа и решение задач

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

26

Особенности маркировки товаров.

1

Рассказ

Устный опрос

ТТ, слайды, У

27

Секреты выбора товара.

1

Беседа и решение задач

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

28

Контрольная работа.

1

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

Семья и рынок — 4 часа.

29

Экономические возможности семейного хозяйства.

1

Беседа и решение задач

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

30

Экономические возможности семейного хозяйства.

1

Беседа и игра

Устный опрос

ТТ, слайды, У

31

Экономические связи семьи.

1

Беседа и решение задач

Устный опрос

Письменный опрос

ТТ, слайды, У

32

Профессии членов твоей семьи и родственников.

1

Рассказ

Устный опрос

33

Итоговый урок: Экономика моей семьи.

1

Деловая игра

Письменный опрос

34

Резерв.

1

ТТ- творческая тетрадь

У — учебник

Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения (6 ч, из них 5 ч на изучение темы и 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)

Основные понятия.

Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необ­ходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.

Учащиеся должны знать: что такое потребности; почему люди не мо-гуг иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что та­кое товары и услуги, кто такой потребитель.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры потребностей; объяс­нять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему

из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отка­заться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать това­ры и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.

Тема 2. Может ли человек обеспечить себя сам? (3 ч)

Основные понятия.

Возможность изготовления некоторых товаров и услуг своими рука­ми. Распределение обязанностей в семье. Выгода от распределения обя­занностей в семье. Отсутствие возможности все делать своими руками.

Учащиеся должны знать: некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому; распределе­ние обязанностей в семье позволяет добиться большего и выполнить работу лучше, чем если делать ее одному; большинство товаров и услуг, которые потребляют люди в современном обшестве, невозможно создать самому, и их получают, обмениваясь друг с другом.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры, когда нужные для удов­летворения потребностей товары и услуги человек производит сам; при­водить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять вы­годы, получаемые от распределения обязанностей; объяснять, почему большинство товаров и услуг, которые современный человек потребля­ет, нельзя сделать в одиночку; объяснять, почему нет необходимости все делать своими руками.

Тема 3. Обмен (3 ч, из них 2 ч на изучение темы, 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)

Основные понятия.

Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг. Спе­циализация и необходимость обмена. Выгодность добровольного обме­на для его участников. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг.

Учащиеся должны знать: что такое специализация и обмен; в чем выгоды специализации; о взаимосвязи специализации и обмена; люди обмениваются добровольно, поскольку ожидают, что в результате обме­на им станет лучше.

Учащиеся должны уметь: объяснять преимущества специализации и обмена; приводить примеры разных профессий и указать, на про­изводстве каких товаров или услуг специализируются люди, имею­щие соответствующую профессию; объяснять взаимосвязь обмена и специализации; объяснять взаимозависимость как следствие спе­циализации.

Тема 4. Деньги (6 ч, из них 5 ч на изучение темы, 1 ч на повторение и контроль полученных знаний)

Основные понятая.

Бартер как простейшая форма обмена. Трудности бартерного обме­на. Разрешение проблем бартерного обмена при помощи денег. Эволю­ция денег. Свойства и функции денег. Продажа товаров и услуг. Покуп­ка товаров и услуг. Цена. История денежной единицы России.

Учащиеся должны знать: в чем трудности бартерного обмена и поче­му деньги помогают разрешению этих трудностей; основные функции денег; что такое цена.

Учащиеся должны уметь: показывать на примерах трудности бартер­ного обмена, понимать, как деньги способствуют их разрешению; при­вести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в раз­ное время и в разных странах; объяснять, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие — затруднительно; назы­вать свойства денег; объяснять функции денег; иметь представление об истории развития денег в России.

Тема 5. Доходы семьи. Богатство (9 ч, из них 7 ч на изучение темы и 2 ч на повторение и контроль полученных знаний)

Основные понятия.

Доход семьи. Заработная плата — один из основных источников до­хода семьи. Причины различий в размере заработной платы. Повре­менная и сдельная заработная плата. Причины существования различ­ных форм заработной платы. Другие виды доходов семьи — пенсии, пособия, стипендии. Собственность как источник дохода. Аренда. Арендная плата. Арендатор и арендодатель. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Богатство. Движимое и недвижимое имуще­ство.

Учащиеся должны знать: что такое доход; основным источником до­хода большинства людей является заработная плата; существуют другие виды доходов семьи, такие, как пенсия, стипендия, пособия, арендная плата, процент по вкладам в банк; что такое богатство.

Учащиеся должны уметь: объяснять, что такое заработная плата; по­нимать причины различий в оплате труда, в том числе и в связи с вос­требованностью профессии; обосновывать необходимость хорошего об­разования, приобретения профессиональных навыков и умений; на условных примерах рассчитывать размер повременной и сдельной зара­ботной платы; перечислять и пояснять разные виды доходов семьи; иметь представление о том, что люди хотят получать высокие доходы, чтобы можно было покупать больше товаров и услуг для удовлетворе­ния своих потребностей; объяснять, что такое богатство.

Тема 6. Расходы. Бюджет семьи. Сбережения (7 ч)

Основные понятия.

Расходы. Основные направления расходов семьи. Бюджет семьи. Сбережения. Банк. Вклад. Вкладчик. Процент по вкладу как источник дохода. Заем. Заемшик. Безналичный расчет.

Учащиеся должны знать: основные направления расходов семьи; что такое бюджет; что расходы семьи должны сопоставляться с ее дохода­ми; что такое сбережения и почему люди их делают; что такое банк, вклад, заем; кто такие вкладчик и заемщик; хранение денег в банке может принести дополнительный доход; как происходит безналичный расчет.

Учащиеся должны уметь: объяснять, зачем нужен бюджет; уметь со­поставлять доходы семьи с ее расходами; планировать личный и семей­ный бюджеты на условных примерах; объяснять, что такое сбережения; объяснять, чем выгодно решение положить деньги в банк, а также не­достатки такого решения; на

Требования к уровню подготовки учащихся в 5 классе.

Учащиеся должны знать:

  1. что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что та­кое товары и услуги, кто такой потребитель.

  2. некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому; распределе­ние обязанностей в семье позволяет добиться большего и выполнить работу лучше, чем если делать ее одному; большинство товаров и услуг, которые потребляют люди в современном обшестве, невозможно создать самому, и их получают, обмениваясь друг с другом.

  3. что такое специализация и обмен; в чем выгоды специализации; о взаимосвязи специализации и обмена; люди обмениваются добровольно, поскольку ожидают, что в результате обме­на им станет лучше.

  4. что такое доход; основным источником до­хода большинства людей является заработная плата; существуют другие виды доходов семьи, такие, как пенсия, стипендия, пособия, арендная плата, процент по вкладам в банк; что такое богатство.

  5. основные направления расходов семьи; что такое бюджет; что расходы семьи должны сопоставляться с ее дохода­ми; что такое сбережения и почему люди их делают; что такое банк, вклад, заем; кто такие вкладчик и заемщик; хранение денег в банке может принести дополнительный доход; как происходит безналичный расчет.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры потребностей; объяс­нять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отка­заться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать това­ры и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.

  2. приводить примеры, когда нужные для удов­летворения потребностей товары и услуги человек производит сам; при­водить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять вы­годы, получаемые от распределения обязанностей; объяснять, почему большинство товаров и услуг, которые современный человек потребля­ет, нельзя сделать в одиночку; объяснять, почему нет необходимости все делать своими руками.

  3. объяснять преимущества специализации и обмена; приводить примеры разных профессий и указать, на про­изводстве каких товаров или услуг специализируются люди, имею­щие соответствующую профессию; объяснять взаимосвязь обмена и специализации; объяснять взаимозависимость как следствие спе­циализации.

  4. объяснять, что такое заработная плата; по­нимать причины различий в оплате труда, в том числе и в связи с вос­требованностью профессии; обосновывать необходимость хорошего об­разования, приобретения профессиональных навыков и умений; на условных примерах рассчитывать размер повременной и сдельной зара­ботной платы; перечислять и пояснять разные виды доходов семьи; иметь представление о том, что люди хотят получать высокие доходы, чтобы можно было покупать больше товаров и услуг для удовлетворе­ния своих потребностей; объяснять, что такое богатство.

  5. объяснять, зачем нужен бюджет; уметь со­поставлять доходы семьи с ее расходами; планировать личный и семей­ный бюджеты на условных примерах; объяснять, что такое сбережения; объяснять, чем выгодно решение положить деньги в банк, а также не­достатки такого решения;

Учебно- методическое обеспечение:

  1. Сборник программно- методических материалов по экономике и праву. Вита-пресс, М 2008.

  2. Сасова И.А. Методическое пособие по курсу «Экономика семьи», М, Вита-пресс, 2010

  3. Новожилова Н.В. Экономика: моя семья.( учебное пособие- 5 класс) Вита-пресс, 2011

  4. Новожилова Н.В. Программа по экономике для средней школы, Вите-пресс, 2008.

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *