cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Введение в историю 5 класс – Учебник История Введение в историю 5 класс Майков

Учебник История Введение в историю 5 класс Майков

Учебник История Введение в историю 5 класс Майков — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

АЛГОРИТМ УСПЕХА ■Г». й L-‘ ) •’ A.H. Майков 5 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Издание второе, доработанное Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 ББК 63.3(0)я72 М14 Учебник включён в федеральный перечень Майков А.Н. М14 История. Введение в историю : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков. — 2-е изд., дораб. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 128 с. : ил. ISBN 978-5-360-03662-3 Учебник включён в систему «Алгоритм успеха» и предназначен для учащихся, начинающих изучать историю в основной школе. В книге раскрывается значение важнейших понятий, с которыми придётся встретиться школьнику при изучении истории. Автор доступно рассказывает о том, как работают учёные-историки, какие науки помогают им проникать в прошлое человечества. Советы автора помогут в работе с текстом, историческими картами, иллюстрациями в учебниках по истории. Соответствует федеральному государственному образовательном)’ стандарту основного общего образования (2010 г). Условные обозначения факт Запомни значение слова дворяне* Смотри слово в словаре С» Ответь на вопрос, выполни задание Ф Работа в тетради Дополнительный материал ISBN 978-5-360-03662-3 © Майков АН., 2007 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 © Майков А.Н., 2012, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Граф», 2012, с изменениями Дорогие друзья! Вы стоите в начале большого пути, который приведёт вас в мир исторических знаний. Как и ко всякому увлекательному путешествию, к изучению истории необходимо подготовиться, и поможет в этом учебник, который вы держите в руках. Он расскажет вам, как работают историки и какие науки помогают учёным изучать проыиюе, как работать с учебными материалами и как читать историческую карту. Вы узнаете, что изучает история и какие существуют источники исторических знаний. История окружает нас — она в названиях улиц и городов, стран и континентов, именах и фамилиях, гербах и гимнах, флагах и знамёнах. История — в великом прошлом всего человечества, его свершениях и открытиях. Учебник состоит из 12 параграфов, часть из которых отмечена звёздочкой (*). Эти параграфы вы сможете изучать самостоятельно, на факультативных занятиях, исторических кружках и так далее. Надеемся, что разнообразные вопросы и задания, сопровождающие параграфы учебника, помогут вам закрепить полученные знания, отработать навыки самостоятельной исследовательской работы. Доброго вам начала! Автор История — наука о прошлом Вам уже приходилось знакомиться с тем, что происходило когда-то в прошлом. Слушали воспоминания участников Великой Отечественной войны. Смотрели фильмы о том, как создавались первые автомобили или летательные аппараты. Наверное, читали книги о древних государствах мира и событиях, которые произошли много лет назад. Посмотрите на иллюстрации (с. 4-5). Что их объединяет? Такие автомобили можно увидеть только в музее. Такую одежду теперь не носят. Вид Московского кремля Автомобиль начала XX в. А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1897 г. A.M. Васнецов. Московский кремль при Иване Кгтите. 1921 г. времён великого князя Ивана Калиты, который правил с 1325 по 1340 г., далёк от современного. На всех этих иллюстрациях изображено то, чего сейчас уже нет. Всё это было в прошлом. Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей. История помогает узнать, как жили люди когда-то, чем они занимались, к чему стремились, какие горести и радости испытывали. Люди творят историю. Вы начинаете знакомиться не с отдельными рассказами о знаменательных и поучительных событиях прошедших лет, а с наукой, которая всесторонне изучает прошлое человечества. У этой науки есть свои правила и законы. С некоторыми из них вы познакомитесь в этом учебнике, он поможет вам подготовиться к изучению истории. Как работают историки Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Оно означает «рассказ о прошедшем, об узнанном». Геродот Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древности. Один из первых историков — Геродот* — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышанные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли. Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сообщить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произо- В. Хит. Битва при Ватерлоо. 1816 г. К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1828 г. шедшее является фактом. Значит, слово «факт» имеет и другое значение — «правда», «истина». Но для историка недостаточно на основе фактов лишь назвать то, что произошло. Он должен установить, как и почему именно так происходили события в действительности. Кроме того, обязательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть назвать дату (день, месяц, год, столетие). А.П. Бубнов, Утро на Куликовом поле. 1943-1947 гг. События, которые изобразили художники на своих полотнах (см. с. 6—7), действительно имели место в истории. Поражение Наполеона в битве при Ватерлоо (1815 г.), извержение вулкана Везувий (79 г.), засыпавшее Помпеи пеплом. Куликовская битва (1380 г.) — исторические факты. Знакомясь с картинами на историческую тему, всегда обращайте внимание на то, какие события на них изображены, где и когда они происходили. Учебники, словари и справочники по истории помогут вам лучше разобраться в событиях прошлых лет. Участниками важных событий могли быть ваши родители, бабушки, дедушки и близкие вашей семье люди. Они сообщат вам много интересного из своей жизни. Это тоже история. Наиболее значительные факты запишите в тетрадь, укажите, где и когда они произошли. Не торопитесь сделать это к следующему уроку. Эта серьёзная работа займёт у вас несколько дней. Так вы сохраните часть истории близких людей. Вопросы и задания 1. Что изучает наука история? 2. На какие главные вопросы отвечают историки, изучая прошлое? 3. Объясните значение слова «факт». Как гибнут памятники старины Издавна люди тщательно сохран5Ц1И сведения о прошлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихийных бедствиях»^, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на киноплёнку важнейшие события. В любой семье хранят свою историю: старые письма и документы, фотографии или кино- и видеозаписи. Неслучайно говорят, что история — это прошлое, сохранившееся в памяти человечества. Но сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми. Однако нельзя винить во всём только природу. Человек своими непродуманными действиями тоже наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов снесли церковь, построенную 200 лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки. Какие природные явления могут стать причиной уничтожения исторических свидетельств? Почему многие памятники старины гибнут по вине людей? Составьте рассказ, используя иллюстрации (с. 9—10). Дом, разрушенный войной Беспощадная сила огня Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского кремля. 1612 г. Вторжение захватчиков всегда сопровождалось пожарами, грабежами, гибелью памятников старины От заброшенного селения осталась полуразрушенная церковь Песок засыпает здания. Отсюда тоже ушли люди После строительства водохранилища памятники истории оказались под водой 10 Исторические источники Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия вражеского войска город был уничтожен, но под землёй остались фунд

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Конспект урока истории в 5 классе на тему «Введение. Что изучает история»

Тема урока: Введение. Что изучает история.

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Задачи:

  • Продолжить формировать умение учащихся анализировать исторические факты, делать несложные выводы;

  • Познакомить с новыми терминами

  • Сформировать интерес к изучению исторического материала;

  • Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

  • Дать широкий простор для проявления личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.

Планируемые результаты:

предметные: 

овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: доска, иллюстрации, рабочая тетрадь, карта мира (настенная), учебник ФГОС, планшетный компьютер, раздаточный материал для самооценки учащихся.

Современные педагогические технологии.

  • Исследовательская

  • Информационно-коммуникационная

  • Здоровьесберегающая

  • Личностно-ориентированная

  • Технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения

  • Технология проблемного обучения, ориентированная на самостоятельное добывание знаний

  • Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно — целевой этап

В этом году в учебном расписании появился новый предмет – история. Ребята, наверно кто-то уже изучал этот предмет, когда был учащимся начальных классов. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

Великий русский писатель А. С. Пушкинтак говорил об истории: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Проблемно-познавательная задача. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории? (учитель заслушивает ответы учащихся, возникает беседа и дискуссия).

План урока. (записаны заранее на доске учителем во время перемены, были закрыты ватманом с магнитиком, учитель открывает всё это в начале урока во время второго этапа)

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

2. Исторические источники.

  1. Знакомство со структурой учебника.

  1. Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

— Ребята, как вы понимаете выражение «знать историю»?

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».

Первый вид – это вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей. Второй вид – это устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение. Третий вид источников — это письменные (это исторические документы или историческая письменность).

Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.

— Где могут храниться источники?

В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.

Ребята, а вы бывали в музеях? Расскажите, пожалуйста, в каких, и какие у вас впечатления?

Ребята, я вижу, что мы усердно работаем и вы подустали. Давайте отдохнем немножко, разомнем уставшие мышцы и для этого проведем физкультминутку. Повторяйте, пожалуйста, те движения, которые описаны в стихотворении, которое я сейчас буду вам читать.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Хорошо. Давайте работать над нашей темой дальше. Итак, ребята, в музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.

Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.

Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».

Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?

Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!

Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Что изображено на источнике.

5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).

6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.

Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.

3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Учащиеся узнают, какие типы заданий есть в учебники, как выполнять задания ФГОС, где ответы надо искать в сети Интернет (например, составление мультимедийной презентации или доклада к новому уроку).

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Предлагаю перейти снова к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

— Насколько справедливо данное высказывание? — Почему важно изучать историю? — Чему можно научиться на уроках истории?

  • Смогли ли мы достичь целей, которые стояли перед нами в начале урока? — Какой материал был трудным, непонятным, а что воспринималось легко? — Попробуйте дать оценку уроку.

Дети получают листы для самооценки. Там они должны оформить небольшую анкету, указав свои имя-фамилию, класс, оценку (сами себе ставят) и аргументацию оценки в 1-2 предложениях.

Домашнее задание

Прочитать введение учебника, устно ответить на вопросы.

Организационные условия на уроке.

На уроке должны быть созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности ученика с учеником, для сотрудничества ученика с учителем. Нужна открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия. На уроке должны полностью соблюдаться санитарно-гигиенические условия: кабинет проветривается, доска к началу урока готовая, кабинет — чистый, проведение физкультминутки в середине урока. Соблюдение начала и конца урока, рациональное использование времени.. Дети обеспечены учебниками и тетрадями.

infourok.ru

Введение в историю Древнего мира 5 класс

Презентация разработана к уроку история, в помощь учителю, для более расширенного объяснения, как жили наши предки и откуда мы это знаем.

Просмотр содержимого документа
«Введение в историю Древнего мира 5 класс»

Введение в историю Древнего мира

5 класс

Выполнила работу учитель школы 1205 Задорожная Инна Николаевна

ПЛАН УРОКА

  • 1. Что такое история.
  • 2. Как устроен учебник.
  • 3.О чем рассказывает история Древнего мира.
  • 4. Исторические источники

Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку.

Что же изучает история ?

История делится на всемирную и отечественную .

Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

Памятные и героические события нашей истории

Подробную информацию мы получим, изучив этот учебник

А как же настоящие ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Как вы думаете…?

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? 
  • Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?
  • Как работает археологическая экспедиция?

Археологические экспедиции

История хранит много тайн и загадок.

Узнать их можно, изучая исторические источники. Ученые выделяют две группы таких источников :

Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Закрепление изученного материала

  • 2. Закончите предложение:
  • Археология изучает…
  • История изучает…
  • История Древнего мира – это…
  • Музу истории зовут…

Рефлексия

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Домашнее задание

Прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»

multiurok.ru

Урок 1. Введение в историю Древнего мира (5 класс)

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

  1. Что изучает история Древнего мира?

  2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

    1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

    1. Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы…

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

    2. Беседа по прочитанному.

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

  1. Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов — разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф — это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне… Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

  1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология — наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник — это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История — наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

    1. Закрепление изученного материала

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

  • Что изучает история? (История — это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

infourok.ru

Введение в историю Древнего мира 5кл

Вводный урок по истории Древнего мира

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока:

образовательные:

— создать у учащихся представления об истории как науке;

— познакомить учащихся с лентой времени;

— рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

развивающая:

— сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная:

— формирование мотивации к изучению истории.

Оборудование:

— компьютер;

— мультимедийная доска или проектор;

— учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;

— глобус.

План урока.

I. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

2. О чем рассказывает история Древнего мира.

3. Исторические источники.

4. Как устроен учебник.

II. Закрепление изученного.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Слайд 1 (тема урока). Презентация

Слайд 2 (цели и задачи урока)

1. Что такое история

Урок начинается с вводного слова учителя:

— Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «История». Это слово вам знакомо. Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?

На основании сказанного учитель подводит итог:

История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.

Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества, жизнь и деятельность людей в прошлом.

История делится на всемирную и отечественную. 

Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

Учитель обобщает ответы:

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.

Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?

Слайды 3-6

Примерные ответы: Ледовое побоище, Куликовская битва, сражения Великой отечественной войны.

Запись в тетрадь:

История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.

Слайд 7

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.

Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?

Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:

Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

2. О чем рассказывает история Древнего мира

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?

Примерные ответы: давний, старый.

Запись в тетради: История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.

3. Исторические источники

Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

Слайд 8-11

Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.

Вопрос: как люди находят исторические источники?

Слайд 12

Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Слайд 13

Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.

Вопросы для беседы: Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток). Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).

4. Как устроен учебник

Знакомство со структурой учебника. Учитель рассказывает о том, что учебник состоит из глав и параграфов. На странице 3. Знакомимся с условными обозначениями.

II. Закрепление изученного на уроке

Задания:

1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)

2. Закончите предложения:

Археология изучает…

История изучает…

История Древнего мира – это…

Музу истории зовут…

Подведение итогов.

Итак, на уроках Истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.

Рефлексия:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Домашнее задание.

С.6 – читать, выучить записи в тетрадях

videouroki.net

Введение в историю Древнего мира 5 класс

Презентация разработана к уроку история, в помощь учителю, для более расширенного объяснения, как жили наши предки и откуда мы это знаем.

Просмотр содержимого документа
«Введение в историю Древнего мира 5 класс»

Введение в историю Древнего мира

5 класс

Выполнила работу учитель школы 1205 Задорожная Инна Николаевна

ПЛАН УРОКА

  • 1. Что такое история.
  • 2. Как устроен учебник.
  • 3.О чем рассказывает история Древнего мира.
  • 4. Исторические источники

Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку.

Что же изучает история ?

История делится на всемирную и отечественную .

Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

Памятные и героические события нашей истории

Подробную информацию мы получим, изучив этот учебник

А как же настоящие ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Как вы думаете…?

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? 
  • Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?
  • Как работает археологическая экспедиция?

Археологические экспедиции

История хранит много тайн и загадок.

Узнать их можно, изучая исторические источники. Ученые выделяют две группы таких источников :

Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Закрепление изученного материала

  • 2. Закончите предложение:
  • Археология изучает…
  • История изучает…
  • История Древнего мира – это…
  • Музу истории зовут…

Рефлексия

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Домашнее задание

Прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»

multiurok.ru

Тестовые задания по теме «Введение в историю» (5 класс) – УчМет

Тестовые задания

по теме

«Введение в историю»

  1. класс)

Учитель истории

Донецкой общеобразовательной

школы IIII ступеней № 120

Полтавец Ольга Анатольевна

Тестовые задания

по теме «Введение в историю»

  1. класс)

1. История – это наука ….

А) которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом;

Б) которая изучает музеи;

В) которая изучает былины, мифы, сказания;

2. Отцом истории называют…

А) Аристотеля;

Б) Геродота ;

В) Сократа;

3. Что в переводе с латинского обозначает слово «факт»?

А) сделанное;

Б) правда;

В) истина;

4. Исторические источники бывают…

А) письменные, вещественные, устные

Б) письменные, вещественные;

В) устные, вещественные;

5. Учреждение, которое собирает, хранит, выставляет для обозрения предметы искусства, памятники старины, научные коллекции называется…

А) архив

Б) галерея

В) музей

6. Покровительницей истории считалась муза…

А) Терпсихора;

Б) Клио;

В) Мельпомена;

7. Учреждение, которое собирает и хранит книги для общественного пользования называется…

А) библиотекой;

Б) архивом;

В) музеем;

8. Последовательность исторических событий во времени называется…

А) хронологией;

Б) летописью;

В) датой;

9. Изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества называют…

А) планом;

Б) исторической картой;

В) географической картой;

10. Наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным источникам, называется…

А) этнографией;

Б) историей;

В) археологией

11. Наука, изучающая народы, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру называется…

А) этнографией

Б) историей;

В) археологией;

12. Изучением происхождения родов, семей, их родственными связями занимается…

А) генеалогия

Б) геральдика;

В) этнография;

13. Топонимика изучает…

А) историю происхождения географических названий

Б) историю происхождения имен, фамилий, отчеств;

В) историю происхождения родов, семей;

14. Геральдика изучает…

А) флаги;

Б) гербы;

В) монеты;

15.Династия – это…

А) находящиеся у власти короли, цари, великие князья, которые происходят из одного рода и сменяют друг друга на троне;

Б) имя византийской принцессы;

В) наука, изучающая монеты и денежные знаки;

16. Перечень поколений, происходящих от одного предка, называется…

А) летоисчислением;

Б) родословной;

В) семьей;

17. Что в переводе с греческого означает «гимн»

А) песнь, слава, хвала

Б) гордость, честь, отвага;

В) великолепие, роскошь, величие;

18. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, иногда с гербом или эмблемой называется…

А) лентой;

Б) флагом;

В) гербом;

19. Легенда карты – это

А) история происхождения карты;

Б) мифическое сказание о месте, изображенном на карте;

В) перечень условных обозначений на карте;

20. Дата – это

А) день, месяц и год произошедшего события;

Б) день и месяц произошедшего события;

В) век и тысячелетие произошедшего события.

Ответы:

1 а; 2 б; 3 а; 4 а ; 5 в; 6 б; 7 а; 8 а; 9 б; 10 в; 11 а; 12 а; 13 а; 14 б; 15 а; 16 б; 17 а; 18 б; 19 в; 20 а.

Шкала оценивания:

5 – 20 правильных ответов

4 – 15 – 19 правильных ответов

3 – 14 -10 правильных ответов

2 – менее 10 правильных ответов

Список использованной литературы

  1. История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н.Майков. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.

www.uchmet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *