cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проект про растения 3 класс окружающий мир – Проект «Разнообразие растений» (3 класс)

Окружающий мир. Мир растений. (3 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Разнообразие растений 3 класс — презентация к уроку Окружающий мир

Презентация на тему: Разнообразие растений 3 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Проект по теме «Разнообразие растений» Подготовила ученица 3 «Б» класса Воробьева ОльгаРуководитель проекта: Александрова И.В.МОУ гимназия №4 город Озеры

№ слайда 2 Описание слайда:

Цели и задачи Доказать, что растение -живое существо.Как воздействует солнечный свет на жизнь растенийУзнать, чем одна группа растений отличается от другой

№ слайда 3 Описание слайда:

Содержание Разнообразие растенийРастение-живое существоДыхание и питание растений Деревья, кустарники, цветыЛекарственные растенияРастения из Красной книгиИсчезающие растения, причины исчезновенияЛитература

№ слайда 4 Описание слайда:

Разнообразие растений

№ слайда 5 Описание слайда:

Дерево: это обычно крупное растение с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, а ветви образуют крону.

№ слайда 6 Описание слайда:

Деревья

№ слайда 7 Описание слайда:

Лиственные деревья Лиственные деревья относятся к царству растений, отделу высших растений, имеющих цветок. Лиственные деревья обычно легко узнать. Одни имеют обширную корону, другие более вытянуты вверх. Резко выражена листовая пластина, почки, плоды – характерные составляющие лиственных растений. Сейчас трудно найти уголок на планете, где не было бы представителей лиственных растений. Поражает воображение огромное разнообразие лиственных деревьев и кустарников. Берёза, бук, ясень, липа, вяз, ива, клён, багульник, тополь, ольха, орех, бархат, боярышник, бузина, вереск, дуб, — вот лишь маленькая толика лиственных деревьев. В нём нет экзотических представителей, не характерных для нашей страны.

№ слайда 8 Описание слайда:

Лиственные Береза.Красивые листопадные деревья с прозрачной, сквозистой кроной и часто с тонкими, свисающими ветвями и светлоокрашенными стволами. Дуб.Крупные красивые вечнозеленые деревья с мощной шатровидной кроной, кожистыми листьями, глубокой корневой системой с мощным стержневым корнем, реже кустарники. Липа.Дерево до 40 м в высоту с густой широкопирамидальной кроной. . Листья распускаются в середине мая, несколько раньше липы мелколистной, опадают в октябре. Цветки белые.

№ слайда 9 Описание слайда:

Хвойные деревья Листья хвойных деревьев видоизменены и имеют форму длинных , тонких иголочек и называются хвоинками. Большинство хвойных сохраняют иголки в течении всего года, постоянно формируя новые. Вот почему за исключением лиственницы, хвойные всегда зеленые. К таким деревьям относятся ель, сосна, пихта. Семена хвойных деревьев запрятаны в шишках.

№ слайда 10 Описание слайда:

Хвойные Сосна.Вечнозеленое однодомное дерево высотой до 45 м. Ствол диаметром до 1 м, покрыт красновато-бурой, бороздчатой, отслаивающейся корой.ПихтаСтвол прямой, высотой до 80 м, с густой, обычно конусовидной кроной. Листья (хвоя) плоские, на верхушке большей частью притупленные, снизу с двумя светлыми полосками, по которым располагаются устьица Семена крылатые, по созревании семян вместе с ними отпадают чешуйки.Лиственница.Высокие вечнозелёные деревья с густой кроной и прямым стволом. Дерево до 45 м высотой с конусовидной, опущенной до земли кроной и серым стволомдо120 см в диаметре.

№ слайда 11 Описание слайда:

Кустарники Жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет.Чаще всего расположены на границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра)

№ слайда 12 Описание слайда:

Кустарники Малина Листопадный кустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой до полутора метров.БоярышникКак правило, высокий кустарник или небольшое дерево. Побеги пурпурно-красные, с колючками длиной 3—6 см. Плод — мелкое яблоко, образованное из гинецея, обросшего снаружи гипантием, размер 1—4 см. БарбарисВетвистый кустарник с трёхраздельными колючками, в углах которых сидят укороченные веточки с пучками обратнояйцевидных, по краям реснитчато мелкопильчатых листьев с короткими черешками.

№ слайда 13
Описание слайда:

Цветы Покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. Насчитывает свыше 400 семейств, более 12 000 родов и, вероятно, не менее 235 000 видов. По числу видов Цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.

№ слайда 14 Описание слайда:

Цветы КалендулаОднолетнее прямостоячее растение 20-75 см высотой.Побеги толстые, ребристые, светло-зелёные, опушённые липкими железистыми волосками. зычковые цветки — жёлтые или оранжевые, сверху блестящие, с нижней стороны матовые. НезабудкаОднолетние травы небольших размеров.Стебли ветвистые 10—40 см высотой.Листья очерёдные сидячие, ланцетные, линейно-ланцетные или лопатчатые.Цветки обычно голубые с жёлтым глазком, иногда розовые или белыеГладиолусРастения многолетние. Стебли прямые, неветвящиеся, одиночные. Листья тонкие, линейные или мечевидные 50-80 см длиной, голубовато-зеленого цвета.

№ слайда 15
Описание слайда:

Мхи Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм. Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите.

№ слайда 16 Описание слайда:

Мхи СфагнумБолотное растение из которого образуется торф; торфяной мох.Из-за малой теплопроводности употребляется в строительном деле как изоляционный материал в виде пластинок, порошка, изготовляемого из этого торфа; также дезодорирующее средство.Кукушкин ленПроизрастает в местах с высокой влажностью. Имеет высокие стебельки, обычно возвышающиеся на 5-10 см, но иногда достигающие 30 см и более.

№ слайда 17 Описание слайда:

Папоротники Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Разнообразие форм листьев, удивительная экологическая пластичность, устойчивость к переувлажнению, громадное количество производимых спор обусловили широкое распространение папоротников по Земному шару. У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Папоротники размножаются спорами и вегетативно.

№ слайда 18 Описание слайда:

Папоротник Щитовник пахучийнизкорослый горный или тундровый розеточный папоротник. Листья жёсткие, плотные, узкие, прямостоячие, многолетние, собраны в плотные розетки. Листовые пластинки тёмно-зелёные, дважды перистые, по форме — почти ланцетные Спорангии эллиптические, расположенные вдоль питающих жилок листа. Адиантум Папоротник с тонкими ползучими корневищами, покрытыми матовыми коричневыми или чёрными чешуями. Листья очередные или супротивные. Черешки листьев тёмные, блестящие, у основания также с чешуями.

№ слайда 19 Описание слайда:

РАСТЕНИЕ — ЖИВОЕ СУЩЕСТВО Растение, как любое живое существо, дышит и вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород «вдыхают» листья через маленькие отверстия на листовых пластинах – устьица. Устьица, как правило, располагаются на нижней части листовой пластины. Но могут быть и сверху. Так, например, у водяных лилий листья плавают на воде. Поэтому растение дышит верхней стороной листа, где и расположены устьица. Растение получает кислород как в воздухе (с помощью листьев), так и под землей (с помощью корней). «Выдыхается» углекислый газ в воздух и под землю. Из почвы растение с помощью корней получает воду и растворенные в ней соли. Но растению для нормального развития и роста требуется еще сахар крахмал. Этих веществ в почве нет. Когда свет падает на лист, часть его энергии поглощается зеленым пигментом, находящемся в листе. Этот пигмент называется хлорофиллом. Растение преобразует энергию солнца, и получаются молекулы сахара, которые разносятся по всему растению. Ненужный кислород выделяется обратно.

№ слайда 20 Описание слайда:

Дыхание растений

№ слайда 21 Описание слайда:

Питание растений

№ слайда 22 Описание слайда:

Лекарственные растения РомашкаПрименяют как противовоспалительное, слабое. Ромашка принимается внутрь в виде чая или настоя, её используют при спазмах кишечника, а также как потогонное средство. Настоем ромашки ополаскивают волосы для придания им золотистого оттенка.Мать и мачехаЦенное средство от кашля. А также от слизистой мокроты. Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом.ПодорожникСухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме.

№ слайда 23 Описание слайда:

Лекарственные растения МалинаЗаваренные как чай сухие плоды исстари считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средство:: -при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулирует деятельность желудка и кишечник. Плоды также обладают противорвотным, обезболивающим и противовоспалительным действием. Укроп Настой из листьев и стеблей применяют при гипертонической болезни. Семена и эфирное масло укропа действует как ветрогонное, седативное и спазмолитическое средство. Настой семян употребляют внутрь как противогеморроидальное средство и наружно как ранозаживляющее и при аллергическом зуде кожи.Лимон С лечебно-профилактической целью лимоны употребляют при гиповитаминозах, авитаминозах, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушении минерального обмена, ревматизме, мочекаменной болезни, атеросклерозе, цинге, ангине, подагре, гипертонии. настойку лимонной корки или цедры — как средство, повышающее аппетит, седативное и противорвотное.

№ слайда 24 Описание слайда:

Растения из Красной книги ЛандышРастение имеет тонкое ползучее корневище. Почти в самом низу стебля расположены 2-3 листа овальной формы. Цветки белые, с приятным тонким запахом, собраны в кисти. Плоды — ягоды алого цвета. Цветет в июне – июле.Женьшень Женьшень настоящий – это многолетнее травянистое растение высотой 40-60 см. его листья по внешнему виду похожи на листья клена. Цветки мелкие , невзрачные, собраны зонтиком. Плоды – ягоды красноватого цвета.. Клевер темно – каштановыйРастение имеет тонкие стебли, на которых расположены небольшие, продолговатой формы листья. Цветки мелкие, вначале темные – ореховые, позднее темно-каштановые, собраны в густые кисти .

№ слайда 25 Описание слайда:

ятрышник .

№ слайда 26 Описание слайда:

Исчезающие растения

№ слайда 27 Описание слайда:

Купальница Распространена от тундровой до степной зоны Европы, в Западной Сибири, а за пределами России в Скандинавии. Раньше купальница европейская принадлежала к обычным растениям средней полосы, теперь же из-за истребления на букеты встречается все реже и реже. Характерные места обитания купальницы европейской — опушки смешанных лесов, сырые лесные поляны, луга. Купальница в массе растет среди кустарников на разнотравных лугах.  В Подмосковье размер растений зависит от мест обитания. Цветки купальницы шаровидные, крупные, в диаметре достигают 5 см. Чашелистики в количестве от 10 до 20 образуют шарообразный цветок. Цветки купальницы слабо душистые. Их цвет колеблется от бледно-желтых до золотисто-желтых. Лепестки-нектарники не превышают размера чашелистиков и имеют более интенсивную оранжевую окраску. Они немного короче тычинок, узкие, почти линейные, слегка расширенные сверху. Все части цветка скрыты под чашелистиками. Купальница европейская цветет при практически закрытом цветке. Стебель простой, иногда ветвистый. Цветет купальница европейская в конце мая — начале или середине июня, в течение 20—30 дней. Семена созревают в конце июня — июле. Плод — листовка с носиком, круто завернутым внутрь, очень коротким, не более 1 мм длиной. Листовки собраны в рыхлую головку шарообразной формы.  Причины исчезновения: Купальница многолетняя трава. Но зацветает она только на девятый год. Это довольно обычное растение , но во многих областях она взята под охрану из за того, что ее активно уничтожают любители букетов. Редкий сокращающийся в численности вид.

№ слайда 28 Описание слайда:

Список используемой литературы Ушакова О.Д. «Красная книга России: Растения/ Словарик – справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литератур», 2009.Плешакова А.А. «От земли до неба» атлас определитель для учащихся начальных классов/ — 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007.Шалаева Г.П., Терентьева И.Г., Курбатова Н.В.«Новейший справочник школьника. 1-4 классы/- М.: СЛОВО, Эксмо, 2007.

ppt4web.ru

Проект по окружающему миру на тему: «Комнатные растения» 3 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чулымский лицей

Комнатные растения

Выполнил: Маренков Егор

ученик 3-б класса

Выполнил: Маренков Егор

ученик 3-б класса

2018 год

Содержание

1. Для чего люди разводят комнатные растения (Теоретическая часть).

2. Изучить комнатные растения в моем доме (Практическая часть).

3. Попробовать посадить и вырастить комнатное растение (Практическая часть).

4. Провести опрос (Практическая часть).

5. Сделать выводы по работе моего исследования.

Введение

В доме каждого человека растут комнатные растения. Когда мы идем по улице и смотрим в окна чужих домов, первое что мы видим на подоконниках — это огромное множество разнообразных растений. Мой дом не исключение. Комнатные растения служат не только для украшения в доме, но и для очищения воздуха, а также многие растения являются еще и лекарственными. Данную тему я считаю актуальной, потому что она затрагивает каждого.

Цель исследования: Узнать, как комнатные растения влияют на нашу жизнь.

Гипотеза: На самом ли деле растения, растущие на наших подоконниках, оказывают благоприятное воздействие на наш организм?

Задачи: 1. Узнать, какие растения растут в моем доме.

2. Найти и изучить материал о растениях с помощью дополнительной литературы.

Методы: Опрос (Узнать о растениях в домах моих друзей и родных).

План: 1. Для чего люди разводят комнатные растения (Теоретическая часть).

2. Изучить комнатные растения в моем доме (Практическая часть).

3. Попробовать посадить и вырастить комнатное растение (Практическая часть).

4. Провести опрос (Практическая часть).

5. Сделать выводы по работе моего исследования.

Эпиграфом своей работы я выбрал стихотворение М. Львовского:

«Когда цветок в тепле цветёт,
Кусочек лета он несёт,
И отступают холода,
И по-другому всё тогда!

Берёшь свой фотоаппарат,

Запечатлеть цветочек рад,

И миг цветения с тобой,

Когда расцвёл цветочек твой!»

Глава1.1 Ещё в глубокой древности люди начали украшать свой дом растениями. Известно, например, что в храмах Древней Эллады для декорирования помещений использовали красивые вазоны с цветами, а в конце 1 тысячелетия нашей эры в Китае появилось искусство бонсаи, которое впоследствии распространилось и на территории других стран.

Постепенно растения стали одним из самых дорогих товаров. В Европу большинство декоративных экзотических представителей растительного мира попали в период колониальных завоеваний.

Позднее появились первые оранжереи, в которых королевские садовники выращивали апельсины к царскому столу. Там же культивировали картофель, но не для еды, а в декоративных целях.

В России первая теплица была построена во времена правления Петра1. Зимой в ней выращивали цитрусовые культуры, а летом растения в горшках выносили на свежий воздух. Но со временем эта оранжерея потеряла свою новизну и оригинальность. Поэтому потребовалось расширение ассортимента выращиваемых в оранжереях культур.

Многие экзотические растения попали на Европейский континент из заморских стран. Так продолжалось вплоть до 19 века.

Постепенно разведение экзотических растений стало очень модным, и в тропические районы направились огромные экспедиции. Представители различных слоёв населения были готовы отдавать огромные суммы денег за обладание диковинными представителями мира растений.

В конце 17 века королю Франции Людовику 14 в честь заключения Урехтского мира был вручен ценный подарок — саженец кофейного дерева. Следует сказать, что такие растения, как ваниль, каучуковое дерево, гвоздичное дерево, чёрный перец и некоторые другие, первоначально разводились как декоративные комнатные культуры. А томат выращивали как декоративно-цветущее растение, при этом его плоды считались непригодными в пищу и даже ядовитыми.

С тех пор и до настоящего времени люди на прекращали попыток приучить к жизни в комнатных условиях много различных красивых растений. В результате непрерывных опытов сегодня в наших квартирах сосуществуют представители флоры северных областей, выносливые растения далёких пустынь и привередливые культуры тропических лесов.

Сейчас комнатное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней, а также как с помощью домашних растений сделать дом или рабочее место намного уютнее и красивее.

2.Зачем люди разводят комнатные растения?

Ответ на этот вопрос я нашел в специальной литературе, и выяснил, что комнатные растения действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, однако в последние годы учёные открыли и другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним. Комнатные цветы нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным – в выхлопах автомобилей и сигаретном дыме содержатся такие опасные для здоровья вещества, как бензол и толуол.

Электромагнитное излучение, бактерии и высушенный воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако не все подряд, а определённые виды.

Значит можно сделать вывод, что комнатные растения не только служат украшением помещения, а еще и имеют множество качеств, начиная от очищения воздуха и заканчивая поглощением шума.

Глава2. Изучение растений в моем доме и влияние их на человека.

В моем доме растет много растений, и вот некоторые из них:

Полезные свойства: очистка воздуха, улучшение микроклимата в помещении, положительная энергетика растения. Но при этом Диффенбахия является ядовитой. Но на деле не все так страшно, поскольку ядовитым является сок растения, выделяющийся при сломе стебля или разрыве листа.

Полезные свойства: очистка воздуха, целебное свойство в лечении онкологии, болезней суставов, спины. Вред растения заключается в том, что его нельзя заводить, если в доме есть астматики. Также сок Фикуса может вызвать раздражение.

Полезные свойства: нейтрализует химические вещества, позволяет легче переносить скачки температур, помогает сохранить здоровье (содействует очищению организма от шлаков, тонизирует сосуды, успокаивает боль в мышцах, костях, помогает заживлению ран).

Полезные свойства: хорошо действуют на нервную систему, помогают справиться с нервным срывом, также и с сильными эмоциями, неважно какими, хорошими, или плохими.

Денежное дерево является индикатором здоровья всех проживающих в доме людей. Когда оно поглотит достаточно негативной энергии с больного организма – начинает чахнуть. Применяется во многих народных рецептах.  Говорят, что толстянка притягивает в дом деньги:)

Полезные свойства: лепестки Розы применяются во многих лекарственных средствах от таких заболеваний, как ангина, язва желудка, глазные заболевания и прочие. Из лепестков розы делают вкусное и полезное варенье.

Полезные свойства: помогает нормализовать артериальное давление, для этого достаточно приложить листочек к запястью. Растение стимулирует кровоток и нормализует сердечный ритм. Герань можно использовать для лечения ОРЗ и простуды, для этого можно использовать настойку или свежевыжатый сок.

Полезные свойства: используется как приправа.

Из данного исследования можно сделать такие выводы: комнатные растения очищают и увлажняют воздух, применяются во многих медицинских целях, потому что имеют целебные свойства. Благоприятно действую на психическое состояние человека.

На третьем этапе работы я своими руками попытался посадить и вырастить комнатное растение — Герань.

1.Сначала мы приготовили горшочек с плодородной землей.

2.Затем на влажную землю я разложил семена герани, накрыл пищевой плёнкой и поставил на самый солнечный подоконник в нашем доме. Ожидание прорастания семян составило 6 дней.

3.После появления трёх листочков я рассадил каждое растение в отдельный стаканчик.

Мной был проведен опрос среди моих родственников и друзей.

Вопросы были следующими:

  • Есть ли в вашем доме комнатные растения?

  • Знаете ли вы хоть что-нибудь о растениях, которые растут у вас дома?

  • Пользуетесь ли их лечебными свойствами?

На первый вопрос ответили все. Оказывается, практически у всех опрошенных, в доме растут комнатные растения. 2 человека ответили, что в доме комнатных растений нет (примечательно, что так ответили ребята моего возраста).

Оказалось, что многие не знают о растениях, растущих в своём доме. Таких оказалось немного меньше половины (также в основном так ответили ребята моего возраста).

Результаты третьего заданного вопроса практически совпали с предыдущим вопросом. Те, кто знал о своих домашних растениях, пользовались их лечебными свойствами, а те, кто не знал, соответственно нет.

Проведя все исследования, можно сделать выводы по всей моей проделанной работе:

  • Комнатные растения служат красивым оформлением жилища, улучшают его микроклимат;

  • Очищают воздух в доме, избавляют его от токсичных веществ;

  • Большинство растений обладают лечебными свойствами и применяются в лечении многих заболеваний;

  • Хорошо действуют на нервную систему, помогают справиться с нервным срывом.

  • Некоторые из комнатных растений применяются в кулинарии.

  • По исследования опроса, практически у каждого человека в доме есть хотя бы одно комнатное растение.

Список используемой литературы:

  1. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. — М. : Эксмо, 2010. — 240 с.

  2. [Электронный ресурс] / Стихи про цветы на окне в горшках. — Режим доступа: http://axmama.ru/stihotvorno/stihi-pro-tsvety-na-okne-v-gorshkah/

  3. [Электронный ресурс] / Зачем дома растения. — Режим доступа: http://museum-design.ru/zachem-doma-rasteniya/

Вывод

Список лит-ры

infourok.ru

Проект по окружающему миру «Лекарственные растения нашей местности» (3 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Олымская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района

Курской области

Районный конкурс «Зелёная планета 2014»

Номинация «Природа – бесценный дар, один на всех»

Проект «Лекарственные растения нашей местности»

Выполнили обучающиеся 3-х классов

Руководители: Пигарева Елена Ивановна,

Афанасьева Галина Александровна,

учителя начальных классов.

П. Олымский

2014 год

Лекарственные растения нашей местности

Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе по ботанике.

Задачи: образовательные: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;

развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Краткая аннотация проекта

« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,

нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением».

Восточная мудрость.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в лесах нашей местности, и о том, как они помогают людям.

На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Я же хочу рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.

Проект «Лекарственные растения нашей местности» реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешакова «Окружающий мир». К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю. Проект «Лекарственные растения нашей местности» ориентирован на изучение темы: «Мир растений» из раздела учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3класс. В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагогов проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений леса, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.

Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей «Лекарственные растения нашей местности», информационные листы, презентация. Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

Проблемные вопросы

Могут ли растения заменить лекарства?

Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

Учебные вопросы

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

Как можно сохранить редкие растения нашего региона?

Ход проекта.

Работа состояла из трех этапов:

1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.

 Лекарственные растения. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

       Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

      На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

Иван Грозный «Аптекарская изба»

Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.  

Пётр Первый «Аптекарские огороды»

        Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведена беседа. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица , календула, зверобой, пустырник и др. ).

На подготовительном этапе оформлялся специальный маршрутный лист «Моё растение», в который заносились результаты наблюдений в виде кратких записей и рисунков.

Ромашка аптечная

Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная

Описание. Ромашка аптечная — однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.

Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.

Применение. Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек — при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.

Календула лекарственная, или ноготки

Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.

Описание. Лекарственная календула — однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.

Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне — сентябре. Сушат в темном месте.

Применение. Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли «травой против рака» и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.

Зверобой продырявленный

Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.

Описание. Зверобой продырявленный — многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле — мае.

Собирают листья, стебли, цветки в июне — июле.

Применение. Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при’ женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.

Пустырник

Народные названия: глухая крапива, сердечная трава, собачья крапива, сердечник.

Описание. Пустырник — многолетнее травянистое растение . Цветки розовые, мелкие. Цветет в июне — августе. Собирают верхушки стеблей с листьями и цветками, корни. Траву собирают во время цветения, корни — осенью.

Применение. В русской народной медицине пустырник издавна применялся как средство против «биения сердца», «тяжести желудка». Настой и настойка из травы замедляют ритм сердца, снижают кровяное давление, успокаивающе действуют на нервную систему (в 3-4 раза сильнее валерианы). Отвар из корней пьют как кровоостанавливающее средство.

Душица обыкновенная

Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.

Описание. Душица обыкновенная — многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне — августе.

Собирают стебли, листья, цветки, в июне — августе.

Применение. Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли .

Крапива

Народные названия: жалива, жгучка,

стрекава, жегала.

Описание. Двудомная крапива –

многолетнее травянистое растение

с длинным корневищем. Цветки мелкие, зеленоватые. Цветет в июне — сентябре.

Собирают листья, корневища и корни.

Листья собирают в июне — августе, корневища и корни — поздней осенью.

Применение. Настой из листьев крапивы является хорошим кровоостанавливающим и ранозаживляющим средством, имеет противовоспалительное действие, снижает повышенную температуру, избавляет от сильного кашля. Молодые листья крапивы вкусная и полезная добавка в щи и салаты, так как в них содержится большое количество витаминов.

2-й этап – и с с л е д о в а т е л ь с к и й.

Он состоял из ряда заданий.

Анкетирование детей.

Был проведен опрос детей, выяснено, как они относятся к лекарственным растениям.

Вопросы анкеты:

Какие лекарственные растения ты знаешь?

Где они растут?

Какую пользу они приносят?

Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

По сведениям, собранным детьми ( в опросе участвовало десять человек), сделали выводы: все знают лекарственные растения своей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

Анкетирование взрослых.

Мы решили поинтересоваться, замечают ли взрослые лекарственные растения, которые их окружают.

Вопросы анкеты:

Замечаете ли вы лекарственные растения, когда идете по улице?

Какие чувства вы испытываете, если видите сломанное или выдернутое с корнем растение?

Какие чувства вы испытываете, когда видите первые появляющиеся листочки, цветы?

Сажали ли вы лекарственные растения?

В анкетировании участвовало двенадцать взрослых. Проведенный эксперимент показал, что 90% любуются красотой растений, 10 % осознают, что за обыденной суетой не успевают замечать окружающую природу. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву или обломанному кусту. Первые листочки весной у всех вызывают радость.

Проведение исследовательских наблюдений.

По просьбе учителя дети провели два исследования.

Сочинили история своего лекарственного растения.

Изучили строение растения.

Определили, одинаков ли стебель у разных растений.

Погладили стебли растений, листья.

Определили, какие они: твёрдые, мокрые, сухие, тёплые, холодные, колючие, мягкие?

Прилетают ли кто-нибудь к этому растению?

Есть ли запах у растения?

Всегда ли одинаково пахнет растение?

Дети заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и тёплые, только у мать-и-мачехи одна сторона листа гладкая и холодная, другая – мягкая и тёплая. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах (пахнут жвачкой, конфетами, сеном, пылью, мёдом) и др.

Школьники также изучали связи животных и растений.

Прилетают или приползают к растению животные?

Какие?

Есть ли на растении следы, оставленные человеком? Сможет ли растение залечить раны?

Дети обнаружили, что практически на всех растениях есть насекомые (пчёлы, осы, шмели, божьи коровки, тля, жуки, муравьи). Все растения опыляемы. На некоторых исследуемых объектах были оставлены следы деятельности человека.

Таким образом третьеклассники пришли к выводу, что все люди пользуются лекарственными растениями и, чтобы они не исчезали с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.

Посещение библиотеки.

Посетив библиотеку, учащиеся читали и рассматривали литературу о лекарственных растениях, затем писали сочинения.

3-й этап – о б о б щ е н и е р е з у л ь т а т о в.

Викторина «Лесная аптека».

-Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

-Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

-Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).

-Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Чёрная смородина, шиповник).

-Какими лечебными свойствами обладает мать –и мачеха?

(Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля).

-Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. При нервных расстройствах, бессоннице).

-Какие болезни лечит красавица берёза?

(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

2) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

Каждый кустик и травинка,

Корень, ягода, орех –

Все приносит пользу людям,

Помогает от всех бед.

Лес – богатство наше, знай!

Береги и сохраняй!

Правило первое: что собирать?

Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвёртое: где собирать?

Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

Правило пятое: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

-Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

Выполнение зарисовок детьми.

Письмо «зелёному другу» ( см. приложение)

Заключение.

Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.

В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке —

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и учителя нас могут научить.

Все целебные растения.

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства.

Приложение

Подорожник

Хочу рассказать о лекарственном растении – подорожнике.

Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего на велосипеде мальчика. На дороге попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой.

С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Ученик 3 «А» класса – Сапрыкин Даниил

Ромашка- спасительница

Утром с восходом солнышка просыпаются все цветы. Расцвела ромашка. Маленькая бабочка пролетела над цветком. Она рассыпала пыльцу. Вдруг налетел воробей и хотел съесть её. Бабочка заметалась на полянке, она просила помощи у всех цветов, и только ромашка распахнула лепестки и укрыла её. Воробей поискал, поискал и улетел ни с чем. Бабочка вылетела и поблагодарила ромашку, а затем построила дом под её лепестками. Так и подружилась ромашка и бабочка. Когда наступила зима, бабочка сделала настой из лепестков и листьев ромашки, чтобы лечиться.

Ученица 3 «Б» класса Киселёва Виктория

Сообщения детей о лекарственных растениях

Календула лекарственная

Календула лекарственная (ноготки лекарственные) – однолетнее травянистое растение семейства сложноцветных высотой 30-60 см. Стебель прямостоячий, разветвленный. Цветки собраны в крупные корзинки, оранжево-красно-желтые. Плоды-семянки разной формы и величины. Цветет с июня до сентября. Выращивается как лекарственное и декоративное растение во многих регионах России. В качестве лекарственного сырья используются цветки растения, которые собирают многократно: с начала цветения до заморозков через 3-5 дней.

Применяют как ранозаживляющее, бактерицидное, противовоспалительное средство. Настой как желчегонное, настойку при ангине, желудочно-кишечных заболеваниях, воспалительных процессах печени, для лечения порезов, фурункулезе и т.д.

Смола Дмитрий – ученик 3 «А» класса

Мелисса лекарственная

Травянистый многолетник семейства губоцветных. Распространена на юге европейской части России, Кавказе, в Средней Азии. Растет по опушкам леса и оврагам, тенистым ущельям. У нас это садовое растение. Его сажают в садах и огородах. Культивируется во многих странах мира. Является приправой к пище; ценный медонос. В качестве лекарственного сырья используется трава. Заготавливают ее во время цветения; сушат в хорошо проветриваемых помещениях или сушилках. Сырьё содержит эфирное масло с запахом лимона, применяемое в парфюмерии и для ароматизации напитков.

Как лекарственное средство мелиссу знали и широко использовали древние греки и римляне.

В народной медицине настой этой травы употребляли как успокаивающее, противосудорожное и болеутоляющее средство.

Бирюков Дмитрий – ученик 3 «Б» класса

Письма «зелёному другу»

Здравствуй, моё солнышко!

Я соскучился по тебе, ведь в хмурый осенний день ты радуешь нас цветами.

Когда я приду после школы, обязательно к тебе зайду.

Спасибо, что ты лечишь людей.

Елисеева Мария – ученица 3 «А» класса

Здравствуй, красавица ромашка!

Я очень люблю разговаривать с растениями, а больше всего с ромашками. Хочу сказать, о моё золотое солнышко, что я приду к тебе на каникулах пообщаться и принесу тебе подарок. Ты самая прекрасная, нежная ромашка! Спасибо тебе, что помогаешь нам пережить холодную зиму без болезней.

Битюцких Елизавета – 3 «Б» класс

infourok.ru

Проект по окружающему миру «Цветковые растения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Новостепновская школа»

Джанкойского района Республики Крым

ПРОЕКТ

«Цветковые растения»

Подготовили: ученики 3 класса

Бекмулаева Алиме, Бекмулаева Эмине.

Учитель: Усатова Г.В.

Цветковые растения

 

Цветковые растения представляют самую прогрессивную группу растений. К ним принадлежат около 250 тыс. видов, обитающих повсюду на Земле. Самое маленькое из них — это ряска, живущая в воде и едва достигающая миллиметра в диаметре. Самыми крупными цветковыми растениями являются деревья, которые могут достигать высоты 95м и более.

Цветковыми растения этой группы называются потому, что у них развивается особый орган размножения — цветок. Например, это могут быть такие ярко окрашенные и обладающие чудесным запахом цветы, которые можно увидеть в садах или за городом. Цветки растений, напоминающих обычную траву, обычно мелкие и невзрачные, а у многих деревьев они и вовсе не похожи на цветки.

Части цветка:

Существует множество типов цветков, однако все они устроены по единому плану. Каждая часть цветка предназначена для выполнения определенной функции. Внешние части цветка представлены чашелистиками, которые защищают этот орган, когда он еще находится в состоянии почки. Лепестки — это самая заметная часть цветка. Часто они имеют яркую окраску и запах для привлечения насекомых. Тычинки несут мужские половые клетки растения, которые заключены в пыльцевых зернах. Пыльца переносится с одного растения на другое. Завязь скрывает внутри себя женские половые клетки, или яйцеклетки. Яйцеклетка не может дать начало новому растению до тех пор, пока не соединится с пыльцевым зерном. У большинства растений в одном цветке есть и тычинки, и завязи. Тем не менее некоторые из них, например дубы или ивы, имеют отдельные мужские и женские цветки.

Листья снабжают растение пищей, синтезируя питательные вещества из углекислого газа и воды с использованием солнечной энергии. Этот процесс называется фотосинтезом. Стебли — основная опора растения. Они также содержат особые трубки, по которым передвигается вода от корней к листьям, а питательные вещества разносятся от листьев к другим частям растения. Корни удерживают растение на месте и всасывают воду вместе с жизненно необходимыми минеральными солями. Главный (стержневой) корень проникает глубоко в почву, а множество тонких второстепенных распространяются под ее самой поверхностью.

Опыление и оплодотворение:

Для того чтобы в завязи образовались семена, яйцеклетка должна соединиться с пыльцой. Этот процесс называется оплодотворением. Ему предшествует опыление — попадание пыльцы на яйцеклетку того же цветка или цветка другого растения того же вида.

Известно два основных способа переноса пыльцы: при участии ветра или при помощи животных, в основном насекомых, таких, как пчелы и бабочки. Цветки привлекают опылителей окраской и запахом. Они выделяют нектар — сладкую, сахаристую жидкость, скапливающуюся в небольших углублениях (нектарниках) у основания каждого лепестка. Когда насекомые отыскивают нектар, к их тельцам прилипают пыльцевые зерна. Часть их впоследствии попадает на другие цветки, которые посещают эти сладкоежки.

Ветроопыляемые растения должны расти в таких местах, которые открыты для движения воздуха. Их пыльца мелкая и легкая, поэтому ее подхватывает малейшее дуновение. Пыльца производится в огромных количествах — ведь шанс попасть на другой цветок у каждого зерна очень мал. Находящуюся в воздухе пыльцу цветки улавливают особыми перистыми образованиями (рыльцами), которые действуют наподобие сетей.

Как только пыльцевое зерно попадает с одного цветка на другой, из него в пестик прорастает крошечная трубочка. Как только трубочка достигает завязи, происходит соединение мужских и женских половых клеток. Этот процесс называется оплодотворением. Оплодотворенная яйцеклетка начинает развиваться и формирует семя. Одновременно часть пестика, окружающая семя (завязь), разрастается и образует плод. Это может быть сочная ягода, орех или сухая коробочка.

Жизненные циклы цветковых растений:

Во время каждого вегетационного периода растения растут, увеличиваясь в размерах до тех пор, пока не приобретут способность к размножению. Однолетние растения цветут всего один раз и ежегодно отмирают, а их семена переживают зимнее время или сухой сезон. Двулетние тоже цветут однократно, однако их цикл развития длится два года. В первый год у них развиваются стебли и листья, а также запасаются питательные вещества, которые обычно накапливаются в корнях. Затем побеги отмирают, а корни перезимовывают. На второй год развития растения, используя запасенные вещества, выгоняют побеги, которые цветут, плодоносят и затем отмирают. Многолетние растения цветут на протяжении многих лет, каждый год запасая в корнях питательные вещества для развития в следующем сезоне.

Как прекрасны цветы
Дождь прошел, отмелькали   зарницы.
Снова в мире покой, чистота  и надежда…
Снова песни запели беспечные птицы,
И цветы распустились, прекрасны, как прежде…

Сколько чувств в каждой  капле на их лепестках!
Сколько страсти в изгибах и черт сочетаньях!
Сколько грёз в их прекрасных и чистых мечтах!
Сколько трепета в лёгких касаньях…

Как прекрасны цветы! Как похожи на нас они, люди…
Душ прекрасных порыв в красоту облекают не зря:
Коль любить – так любить! И никто обделённым не будет!
И душой не замёрзнет в седой пелене декабря…

ДАВАЙТЕ БЕРЕЧЬ ЭТУ КРАСОТУ!

infourok.ru

Проект по окружающему миру (3 класс) по теме: Презентация «Разнообразие природы родного края», ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:»Разнообразие растений на Земле».

Слайд 1

Проект: «Разнообразие растений на Земле» Ученица 3 «Г» класса БОУ г. Омска « Средняя общеобразовательная школа № 63» Агальцова Алина Константиновна. Учитель: Кучковская Светлана Михайловна г. Омск – 2013г.

Слайд 2

Цель: Формировать целостное восприятие картины мира и осознавать в нём место человека. Задачи: 1). Формировать уважительное отношение к России, к Омской области. Беречь родную природу. 2). Осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своё место в нём человека. 3). Охранять окружающую природу – наше настоящее и будущее богатство России.

Слайд 3

План: 1 . Разнообразие растений на Земле. 2. Растения леса. 3. Значение природы для людей. 4. Берегите растения!

Слайд 5

Водоросли — жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи (например: морская капуста) похожи на длинные бурые ленты. Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков , плодов с семенами . Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Слайд 6

Цветковые – это такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Хвойные растения — это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. цветковые х войные растения

Слайд 7

Растения леса Берёза Ромашка

Слайд 8

очень огромное!

Слайд 9

Вывод: * Как хорошо, что на Земле есть растения! * Сколько радости доставляет нам их красота! * Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. * Для животных растения — это и дом, и пища. Берегите растения!!!

Слайд 10

Источники информации: 1. Интернет. 2. Личные наблюдения.

nsportal.ru

презентация по окружающему миру 3 кл «Разнообразие растений»

Разнообразие растений.

Урок окружающего мира в 3 классе

Программа «Школа России» А.А.Плешаков

Составила : учитель начальных классов

МБОУ СОШ ст.Павлодольской

Моздокского р-на

Павленко Е.В.

Проверка домашнего задания

  • Расскажите, что такое почва, из чего она состоит.
  • Расскажите о том, как живые организмы помогают в образовании почвы.
  • Работа в тетрадях «Проверь себя»
  • с.15

Проверь себя

  • Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

ш) песок;

щ) глина;

ч) перегной.

  • Слой почвы в 18см вода сможет смыть за 500тысяч лет, на лугу – за 3225лет, а там где нет растений – за 15 лет! О чём говорят расчёты учёных?

м) чем больше слой почвы, тем быстрее смывается, какие бы растения на ней не росли.

Н) чем больше корневая система растений, тем сильнее удерживает почву.

л) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.

  • Какое утверждение верно?

а) там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть почву.

о) если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет своё плодородие.

я) при внесении большого количества удобрений, в почве накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

  • Выберите правильное определение почвы:

я)верхний слой земли, где есть песок и глина;

е)верхний слой земли, где есть песок и глина, вода и воздух;

о) верхний плодородный слой земли;

  • Какая главная часть почвы?

т)перегной;

д) песок;

б) глина;

  • Что образуется из перегноя под действием микробов?

м) вода;

н) воздух;

л) соли;

  • Что используют растения для

питания?

е) микробы;

и) соли;

ю) перегной;

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

БАКТЕРИИ

РАСТЕНИЯ

ГРИБЫ

ЖИВОТНЫЕ

Царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев.

Наука о растениях называется – ботаника.

  • Учёные – ботаники делят царство растений на группы.

растения

Низшие растения Высшие растения

Водоросли Мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Водоросли.

  • Водоросли встречаются у побережья во многих местах земного шара. У них нет настоящих листьев, стеблей и корней.

Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Их более 150 тысяч видов.

Мхи.

  • Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней.

мхи

Растут во влажных

местах. Они имеют

стебли листья, но у

них не бывает корней,

цветков и плодов с

семенами.

Папоротники.

Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть листья, корни и стебли, а цветов и плодов у них нет.

Хвойные растения.

  • Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки, в которых и созревают их семена.

Цветковые растения.

  • Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.

Рассмотрите рисунки. К каким группам относятся эти растения?

главная

главная

главная

Таблица «разнообразие растений»

Итог урока

  • Назовите части растения.
  • Что такое низшие растения? Приведите примеры
  • Что такое высшее растение? Приведите примеры.
  • Как они размножаются?
  • Что такое ботаника?

Спасибо за внимание.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *