Викторина мифы древней греции 5 класс: Викторина «Мифы Древней Греции»( 5 класс)
Викторина «Мифы Древней Греции»( 5 класс)
КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Урок-викторина
«Мифы Древней Греции»
Зайцева
Надежда Иосифовна –
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
Цель: повторение и закрепление материала по теме;
развитие творческих способностей учащихся.
воспитывать интерес к литературе, культуру коллективного ответа.
Ход урока
Викторину ведет учитель, ему помогает один из сильных учеников (объявляет правила игры, следит за временем, считает очки).
Класс делится на 2 команды.
1. Слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали мифологию древней Греции.
Вы спрашивали: «Мы живем в 21 веке, используем атомную энергию и летаем в космос, научились делать сложнейшие медицинские операции и играючи управляться с компьютером. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в очень далекие времена»?
Да, это действительно так, человеческая цивилизация достигла многого. Но вслушайтесь в свою речь. Человек часто произносит слова, например, тетрадь, стадион, герой, или так радующее вас слово «каникулы», не задумываясь о том, что произошли они из древнегреческого языка.
Кроме того, древнегреческая мифология – источник появления в языке большого количества устойчивых сочетаний: сизифов труд, нить Ариадны, олимпийское спокойствие и др. В каких жизненных ситуациях их произносить? Какой смысл они несут в себе? Ответ на этот вопрос и даёт нам изучение мифологии.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? Почему некоторые созвездия носят названия «Большая медведица», «Кассиопея», «Близнецы»? Откуда в нашем языке названия месяцев январь, март, май, июнь?
Источник всего один – античная мифология.
Сегодня на уроке вы под моим руководством вспомните и примените на практике свои знания по мифологии древней Греции.
Итак, объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.
2. Помощник учителя: Прошу вас посовещаться и выбрать две команды по 6 человек (команды делятся так, чтобы было равное количество сильных и слабых учеников). Придумайте название команде, выберите капитана. Остальные – болельщики, которые тоже могут заработать себе фишки за правильный ответ. Фишка – лавровый лист, символ олимпийских игр.
1 конкурс. Блиц-турнир.
Помощник: В течение трех минут командам по очереди будут заданы вопросы, на которые сразу должен быть дан ответ.
1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов? (кентавры).
2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом? (Цербер)
3. Какой бог самый некрасивый? (Гефест)
4. Какая богиня носит прозвище Пенорождённая? (Афродита)
5. Где находилось жилище богов? (Олимп)
6. Кто являлся верховным богом Греции? (Зевс).
7. Как звали отца Зевса? (Кронос)
8. Какая из богинь была рождена самим Зевсом? (Афина)
9. Назовите имена братьев Зевса. (Посейдон, Аид).
10. Кто подарил людям огонь? (Прометей)
11. Кто из богов Олимпа прихрамывал и почему? (Гефест, был сброшен с Олимпа).
12. Чудовище с туловищем человека и головой быка? (Минотавр).
13. У кого из богов были крылатые сандалии? (Гермес)
14. Кто из богов дал людям азбуку, письменность, счет и числа? (Гермес).
15. Как называется река подземного царства, дающая людям забвение? (Лета)
16. Назовите имена богов-близнецов, детей Зевса. (Аполлон и Артемида).
17. Имя героя, освободившего Прометея? (Геракл).
18.Что означает имя Прометей? (предусмотрительный).
19. Как назывался корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном? (Арго)
20.Имена каких персонажей мифа о Персее стали названиями созвездий? (Кассиопея, Цефей, Андромеда, Персей, Кит).
21.Кто сделал первые инструменты и научил людей пользоваться ими? (Прометей)
22.Кто сделал крылья и впервые подумал о полете? (Дедал)
2 конкурс. Толкование фразеологизмов.
Помощник: на столе у каждой команды находится фразеологический словарь. Ваша задача: взять конверт и через пять минут объяснить значение и происхождение находящихся в нем устойчивых сочетаний.
рог изобилия яблоко раздора
бочка данаид ящик Пандоры
панический страх муки Тантала
авгиевы конюшни прокрустово ложе
Пока команды совещаются, вопросы болельщикам.
1. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар, амброзия)
2. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)
3. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская)
4. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесполезного труда. (Сизиф)
5. Что обозначает фразеологизм «титаническая борьба»? (тяжелая, долгая борьба).
6. Что означает имя Пандора? (наделенная всеми дарами)
7. Как звали козу, вскормившую Зевса? (Амалфея)
8. Сколько дочерей было у царя Даная? (13)
9. Назовите имя греческого героя, убившего Медузу горгону? (Персей)
10. Назовите имя греческого героя, убившего Минотавра? (Тесей)
3 конкурс. Состязания капитанов.
Помощник: капитаны команд выходят к доске. На доске написаны имена греческих богов. Ваша задача – написать их функции и дать римское соответствие имени.
1. Зевс – Юпитер (царь богов и людей)
2. Гера – Юнона (покровительница семьи)
3. Афродита — Венера (богиня любви)
4. Посейдон – Нептун (бог морей)
5. Аид – Плутон (бог подземного царства)
6. Артемида – Диана (богиня охоты)
7. Гефест – Вулкан (бог огня)
8. Арес – Марс (бог войны)
9. Гермес – Меркурий (вестник богов)
4 конкурс. Подвиги Геракла.
Помощник: пока капитаны выполняют задания, вопросы командам. Вам дается конверт, в котором на отдельных карточках написаны названия 12 подвигов Геракла. Ваша задача: за 3 минуты восстановить последовательность подвигов.
1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Цербер. 12. Яблоки Гесперид.
Вопросы болельщикам:
1. Кому служил Геракл, выполняя 12 подвигов? (Эврисфею)
2. Сколько голов было у гидры? (9)
3. Кто помог Гераклу одолеть гидру? (Иолай – племянник Геракла).
4. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде).
5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд).
6. Кто из богов подарил быка царь Крита? (Посейдон).
8. Какая богиня все время помогала Гераклу? (Афина).
9. Кто из богов подарил пояс царице амазонок Ипполите? (Арес).
10. Сколько золотых яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)
Затем заслушиваются ответы капитанов, ответы команд. Анализ ответов. Награждение фишками.
5 конкурс. Собери муз.
Помощник: каждой команде даны конверты, в которых находится бумажная мозаика. Если вы правильно её соберете, то у вас получатся шесть имен муз. Каждое имя поделено на 6 кусочков. Время, данное командам, 5 минут
Муза эпической поэзии. (Э-в-т-е-р-па)
Муза лирики. (К-а-л-л-и-опа)
Муза любовных песен. (Ме-л-ь-по-ме-на)
Муза астрономии. (Т-е-рп-си-хо-ра)
Муза священных гимнов. (По-л-и-г-и-мния)
М
уза истории. (У-р-а-н-и-я)
Пока команды выполняют задания, болельщикам предлагается разгадать мифологический кроссворд. Подсказка: если правильно отгадаете, то узнаете любимый цвет бога Посейдона.
1.Хранительница брака и семейного очага.
2. Богиня любви и красоты.
3. Бог, объезжающий мир каждый день на золотой колеснице.
4. Продолжите: Сизифов …
5. Бог северного грозного ветра.
Слушаются ответы участников команд. За каждый правильный ответ команда получает 1 фишку. Количество фишек суммируется, выявляется команда-победитель. Болельщики в каждой команде выделяют наиболее сильных игроков, которые награждаются оценками.
Помощник учителя определяет победителей среди болельщиков.
Цель: систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.
Решаемые задачи:
- образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры.
- развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах.
- воспитательные : воспитание интереса к литературе.
Ход игры-викторины
Тур 1. Представление команд.
(Название, эмблема, девиз должны соответствовать теме игры.)
Тур 2. РАЗМИНКА.
А) Назовите произведения, из которых приведены следующие строки:
- Безотрадная, суровая местность. Никогда ещё не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. /Прометей/
- Тяжелое наказание несет он в загробной жизни за всё коварство, за все обманы, которые совершил на земле. Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится он. Пот градом струится с него от тяжкой работы. Всё ближе вершина; ещё усилие, и окончен будет труд; но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается он за работу. /Сизиф/
- Около острова Киферы родилась богиня, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. /Афродита/
- Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все приказания свои передавал он сыну Зевса в Тиринф через своего вестника Копрея. /Геракл на службе у Эврисфея/
Б) О ком говорится?
- … покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города,крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. /АФИНА/
- Бог войны – сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. /АРЕС/
- Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. /Пигмалион/
- Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. /НАРЦИСС/
- Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. /ОРФЕЙ/
- Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка. /Гера/
Тур 3. «Чёрный ящик».
(Изображения предметов, принадлежащих героям мифов.)
Двузубец, трёглавая собачка, колесница с черными лошадьми. (АИД) | Щит (АРЕС) |
Трезубец, дельфины (Посейдон) | Весы и повязка на глазах (Фемида) |
Песочные часы (Кронос – бог времени) | Железный посох, факел (Прометей) |
Тур 4. Подбери пару герою мифа.
(От каждой команды по 1 представителю.)
Орфей – Эвридика , Зевс – Гера, Аид – Персефона, Аполлон – Дафна, Арес – Афродита, Пигмалион – Галатея.
Тур 5. Блиц-турнир.
(отвечать надо очень быстро, если команда задерживается с ответом, то право ответа переходит к противнику).
Этап 1.
- Что такое мифы?(Мифы – сказания ,созданные фантазией народа, в них рассказывается о происхождении мира и человека, объясняются различные явления жизни, рассказывается о деяниях богов и героев.)
- Кто такие эллины? (Древние греки.)
- Как зовут верховного бога? (Зевс – бог грома и молнии.)
- Какое место избрали боги для своего пребывания? (Гору Олимп.)
- Кто такие кентавры?(Мифологические существа, получеловек-полулошадь.)
- Чем отличаются мифы от сказок? (Миф передаёт представление народа о происхождении мира, явлениях природы.)
Этап 2. «12 подвигов Геракла».
- Кем был Геракл? (Сыном Зевса и смертной женщины Алкмены.)
- Что означает имя Геракл? (Сначала Геракла звали Алкидом. После того , как Геракл убил собственных детей в порыве безумства, которое наслала на него Гера, оракул велел носить ему имя Геракл, т.е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере».)
- В чём заключалась служба Геракла? (12 подвигов за 10 лет.)
- Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.)
- Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел.)
- Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.)
- Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру.)
- С помощью какого подарка Афины Геракл одержал победу над стимфалийскими птицами? (Трещотки помогли спугнуть птиц.)
- Кто опустошал леса в окрестностях Марафона? (Критский бык.)
- Сколько времени преследовал Геракл керинейскую лань? (Больше года.)
- Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта.)
- Чей пояс должен был принести Геракл и кому? (Пояс царицы амазонок Ипполиты, дочери Эврисфея Адмете.)
- С помощью какого явления природы Геракл победил эриманфского вепря? (Геракл загнал вепря в глубокий снег.)
- Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед.)
- Как называется река, около которой отдыхал Геракл в мифе о стаде Гериона? (Река Эридан.)
- Назовите имя пастуха, пасшего стадо Гериона? (Эвритион.)
- Что обозначает выражение «авгиевы конюшни»? (Так говорится о месте , в котором давно не убирались и которое от этого стало очень грязным, так что привести в порядок очень трудно.)
- Кто учредил Олимпийские игры? (Геракл.)
- Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.)
- Кто стоял на страже Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.)
- Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид.)
- Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли Геи.)
- Как звали держащего небесный свод? (Атлас.)
- Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас.)
- Как называлась река забвения? Назовите имя перевозчика теней через неё. (Лета. Перевозчик Харон.)
- Кто помогал Гераклу совершить этот подвиг? (Богиня мудрости Афина.)
Тур 6. Конкурс капитанов.
(Победит тот, кто раньше решит тест).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сыном бога Посейдона был: а) Геракл; б) Персей; в) Тесей; г) Одиссей. |
Важное свойство мифологии: а) непонятность; б) символичность; в) сложность; г) простота. |
Корабль аргонавты назвали «Арго» потому, что: а) такое имя имел предводитель аргонавтов; б) так назывался их город; в) такое имя имел строитель корабля; г) так называлась страна, куда они отправились. |
Золотое руно – это: а) ларец с сокровищами; б) шкура золотого барана; в) произведение искусства; г) священное украшение. |
Волшебницу, которая помогла добыть золотое руно, звали: а) Ариадна; б) Андромеда; в) Клеопатра; г) Медея. |
Ответы: 1) в; 2) б; 3) в; 4) б; 5) г.
В это время команды дают объяснения выражениям.
- Что значит «Панический страх»? (Животный страх, слепой ужас.)
- Когда употребляют выражение «нить Ариадны»? (В случае, когда можно выйти из затруднительного положения.)
- «Ахиллесова пята»? (Наиболее уязвимое место.)
- «Титаническая борьба»? (Бескомпромиссная борьба огромных сил.)
- «Олимпийское спокойствие»? (Абсолютное спокойствие, свойственное богам.)
- «Муки Тантала»? (Муки, которые невозможно утолить, несмотря на обманчивую близость желаемого.)
Подведение итогов. Награждение победителей и участников викторины.
Игра: «В поисках золотого руна».
По мифам Древней Греции .
Цель – в игровой форме проверить знания учащихся по теме «Мифы Древней Греции».
Задачи:
образовательные
- закрепление пройденного материала
- повышение мотивации к изучению истории
- способствовать расширению кругозора ребят в области истории, литературы, географии, астрономии, искусства.
развивающие
- продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстрациями
- обучать учащихся связной монологической речи, краткому пересказу.
- способствовать формированию аналитических навыков: анализировать, обобщать, аргументировать ответ
- приучать учащихся работать с энциклопедиями и дополнительной литературой по заданной теме.
- способствовать развитию памяти, внимания, любознательности
воспитательные
- воспитывать интерес к мировой истории
- воспитывать толерантность, уважение к истории, обычаям и традициям других народов
- воспитывать у учащихся ответственность за порученное задание, чувство коллективизма, умение работать в команде
Игра проходит в несколько этапов. Играют командами по 5-6 человек в каждой. Каждая команда заранее должна придумать название и свой девиз. Так же учащиеся получают список литературы, по которой они, кроме учебника, могут подготовиться к игре. На мероприятие следует пригласить учителей или старшеклассников, которые составят жюри.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Авторская презентация с ходом игры и заданиями
3. Географическая карта Древнего мира.
4. Выставка книг и энциклопедий по теме «Древняя Греция».
Ход мероприятия.
— Только смелые, умные люди могут отправиться по огромным морям в неведомые земли. Аргонавты отправлялись в далёкую Колхиду в поисках золотого руна, а мы вслед за ними отправимся тоже на поиски древнего клада. Но знаем ли мы мифы так, чтобы не заблудиться в бескрайних просторах мифологии? Итак, в путь! (Слайд 2)
— Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то!
Древним сказаньям внимая, последуйте верным:
Каждый, рождённый для жизни, быть может и смелым, и трусом;
Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала!
Слушайте ж добрые люди, рассказы неспешные старцев:
Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.
В жизни и вы поплывёте, как плыли в морях аргонавты, —
Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!
(Из предисловия Л. Успенского к «Двенадцати подвигам Геракла»).
Приветствие команд. Каждая команда должна придумать название и свой девиз.
— Как смелые эллины, по бурному морю мы поплывём дорогами знаний. В пути нам будут помогать или вредить языческие боги. Их нужно задобрить. А для этого нам нужно их знать. Перед вами боги Древней Греции: Зевс, Посейдон, Афина, Афродита, Гефест, Гермес, Артемида, Аполлон, Прометей, Гера. (Слайд 3).
— Сейчас вам предстоит доказать, что вы дружная команда, каждый член которой истинный знаток мифов.
— Я буду задавать вам вопросы, а каждый из вас по очереди будете на них отвечать. И так, всего 12 вопросов. Каждой команде по 6 вопросов. Правильный ответ – один балл в копилку команды. (Слайд 4)
I конкурс. Узнайте бога или героя мифов по его атрибутам.
Например, молнии принадлежат Зевсу.
1.Что является символом цепей Гименея? (Кольцо)
2. Кому из богов принадлежит трезубец? (Посейдону)
3. Символом какой богини стала морская раковина? (Афродиты)
4. А какой предмет принадлежит Гефесту? (Молот)
5. Лавр, лавровый венок стал символом какого бога? (Аполлона)
6. У этого бога был уникальный вид транспорта, позволяющий ему двигаться с быстротой мысли. Что это за бог? (Гермес)
7. А что стало символом Прометея? (Огонь)
8. Простой клубок ниток позволил этому герою найти выход из безвыходной ситуации. О ком идет речь? (Тесей)
9. А этот музыкальный инструмент – лира – помог нашему герою попасть в подземное царство, усыпив игрой свирепого трехголового пса Цербера.
Кто этот герой? (Орфей)
10. Щит этому герою выковал сам бог Гефест. (Ахиллес)
11. Символом этого героя мифов стали два огромных крыла. (Икар)
12. С именем этого героя связано «золотое руно», добытое им в Колхиде. Кто он? (Ясон)
Итак, позади первый круг вопросов, какие же у нас результаты. Слово жюри.
— Богов мы умилостивили, а, может быть, и прогневили…
Мы плывём дальше. Впереди ещё много препятствий, но мы их сумеем преодолеть, как и герои мифов. Вспомним их имена…
II конкурс. «Картинная галерея»
— Перед вами картины, созданные по сюжетам древнегреческих мифов.
Ваша задача: по картине узнать героя и рассказать, какой эпизод на ней изображен (Команды отвечают по очереди. Начинает та, которая набрала в предыдущем конкурсе меньше баллов. За каждый правильный ответ — 5 баллов).
Слайды 5-10. Представлены следующие репродукции:
1. Похищение Персефоны
2. Падение Фаэтона
3. Персей и Андромеда
4. Нарцисс
5. Прометей
6. Одиссей и его спутники в пещере Полифема.
— Вы вспомнили сюжеты мифов о героях, а теперь жюри оценит вашу работу.
III конкурс. «Острова мифологических существ». (Слайды 11-20).
— В бурных водах мифологических морей и в заморских странах героям встречались самые разные добрые и ужасные существа. Вот и мы попали на острова мифологических существ. Сможем ли мы отсюда выбраться, зависит от вас. Каждой команде задается по 5 вопросов. 1 балл за правильный ответ.
1. Одна из этих мифологических персонажей Дафна, преследуемая Аполлоном, превратилась в дерево. (Нимфы).
2. А для этого существа сам Дедал строил жилище. (Минотавр).
- А этих существ всего было трое. Три сестры, взгляд которых всё живое превращал в камень. Из капель крови одной из них родился Пегас. (Гаргона Медуза).
- Один из этих существ знает, что его ослепил «никто». (Циклоп).
- А это существо охраняло вход в царство Аида. (Цербер).
- Одного из этих существ звали Хирон, и он обладал даром бессмертия, но, будучи раненный Гераклом, он променял своё бессмертие на освобождение Прометея. (Кентавры).
- Город Феллискиру, в котором жили эти мифологические персонажи, осадил всё тот же Геракл. И именно ему удалось добыть пояс их царицы Ипполиты. (Амазонки).
- А это существо обитало у города Фивы и загадывало всем загадку: «Кто утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?» (Сфинкс).
9. А это существо выбило на горе Геликон источник, вода которого дарует вдохновение поэтам. (Пегас).
10. Услышать сладостный голос этих мифических существ и остаться живым смог только Одиссей. Кто они? (Сирены).
— Сфинкс вам принёс новые загадки, разгадав которые вы сможете плыть дальше.
А какая из команд ближе к заветной цели, скажет нам жюри.
IV конкурс. Мифологический зоопарк. (Слайд 21).
— В мифах встречаются не только волшебные существа, но и обычные животные. Перед вами изображены различные звери.
В результате командного рассуждения вспомните богов или героев, которым приходилось сталкиваться с этими животными, а может даже превращаться в них.
1. Лев (Со львом сражался Геракл; Дионис, когда его украли морские разбойники, превратился в рычащего льва).
2. Орел (Любимая птица Зевса; клевал печень прикованного к скале Прометея)
3. Лебедь (В него превращался Зевс для свиданий с Ледой, матерью прекрасной Елены).
4. Лань (Изображалась с Артемидой)
5. Медведица (Прекрасную нимфу Каллисто превратила в медведицу Гера, когда узнала, что отцом ее ребенка был Зевс).
6. Бык (Зевс превратился в быка, чтобы похитить Европу, ставшую матерью будущего царя Крита Миноса).
— Мы отправились в дальние страны, но хорошо ли вы разбираетесь в географических картах Древнего мира?
V конкурс. Мифологическая география. (Слайд 22)
.
Ответьте на вопрос и покажите по карте:
1. Как называлась Греция в древности? На каком полуострове она находиться? (Эллада. Балканский)
2. Где родился Зевс? (о. Крит)
3. Как называется самая высокая гора в Греции, где жили боги? (Олимп)
4. Где жил Одиссей? (о. Итака)
5. Как еще называли Трою в древности? На каком полуострове находился этот город? (Илион. Малая Азия)
6. Почему море получило название Эгейское? (Отец Тесея царь Эгей бросился в него со скалы).
— Мифология отразилась в происхождении некоторых растений. Перед вами цветы. Ваша задача – назвать их и вспомнить мифы с ними связанные.
VI конкурс. Мифологический сад. (Слайд 23).
- Нарцисс (Нимфа Эхо влюбилась в него без взаимности, и так переживала, что от нее остался только голос. Боги наказали юношу. Он увидел свое отражение в воде, влюбился в него и любовался, пока не умер. На этом месте вырос цветок).
- Лавр (Нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, по воли богов была превращена в лавр, листья которого никогда не вянут, как и любовь Аполлона)
- Мак (Персефона нашла в траве цветок необыкновенной красоты. Когда она понюхала этот цветок, Аид её украл к себе в подземное царство)
- Роза (Когда Афродита бежала к смертельно раненному возлюбленному Адонису, острые камни ранили ей ноги, и куда попадали капли ее крови, там вырастали кусты роз)
— Надеюсь, я убедила вас, что мифология нас окружает и протягивает к нам руки из глубокой древности. Да что там говорить…
Мы до сих пор используем крылатые выражения, заимствованные из мифов.
Так у Козьмы Пруткова есть стихотворение «О том, чего бы я хотел»
Чтец читает стихотворение.
Хотел бы я нектар прохладный
Черпать из Стиксовой реки.
Хотел бы я носить чулки
Из тонких нитей Ариадны.
Испечь хотел бы я пирог
Из нежных яблоков раздора.
Хотел бы изобилья рог
Узреть на тёлке у забора.
Роскошный дом хотел бы я
Сложить из камней преткновенья,
И чтоб пред ним, струи лия,
Журчали волны вдохновенья.
— Времена древних эллинов скрыты от нас столетиями, тайнами, которые приходится раскрывать новым поколениям. Аргонавты отправлялись в далёкую Колхиду за золотым руном, и в пути им пришлось многое претерпеть. Мы сегодня тоже проделали большой путь. Остался последний шаг до клада – клада знаний, но, как и всякий клад,
скрыт от нас за семью печатями.
Последний конкурс, который определит победителя, называется …
«За семью печатями».
Вам придётся узнать героя Древней Греции, имя которого спрятано от нас за семью печатями.
— Мною задуман герой. Ваша задача – отгадать его имя. Для этого я вам буду рассказывать о его жизни и задам 7 вопросов, на которые вам нужно ответить. У кого будет больше правильных ответов, тот и будет иметь право назвать имя героя и заработать 10 баллов.
Итак, вопрос первой печати. (Слайд 24)
— У нашего героя, как и у всех мифологическим героев, было чудесное рождение. Его отец — сам Зевс, который ради встреч со своими возлюбленными часто превращался в разных животных.
Перед вами картина, где Зевс в облике быка спасает от праведного гнева богини Геры свою возлюбленную. Кто же эта девушка? (Европа).
Время второй печати. (Слайд 25).
— Ещё во младенчестве наш герой проявил невероятную силу. Ему удалось спасти себя и своего брата: он задушил змею, подкинутую в их колыбель. Не всякому это удаётся.
Так прорицатель из Трои погиб вместе с сыновьями именно от насланных на них богиней Афиной змей. Вспомните имя этого прорицателя. (Лаокоон).
Время третьей печати. (Слайд 26).
— Родители нашего героя стремились дать ему всестороннее образование. Но один из учителей однажды его так разгневал, что наш герой убил его музыкальным инструментом. Известно, что этот инструмент был у самого Аполлона, а выменял он его у Гермеса на стадо коров. Так что же это за инструмент? ( Кифара).
Время четвёртой печати. (Слайд 27).
— Настоящее имя героя – Алкид, но больше он известен по имени богини, которая его преследовала. У этой богини родился ребёнок, но он был так страшен и уродлив, что она сбросила его со скалы. Но сын богини остался жив, т. к. и сам был богом, потому обладал бессмертием. Позже он отомстил матери за неоправданную жестокость: он создал для неё прекрасный трон, но как только она в него села, то защёлкнулись потайные замки, и богиня больше не смогла с него подняться, потому её часто изображают сидящей. Назовите этого бога. Подсказка: несмотря на его безобразие, в жёны ему досталась сама Афродита. (Гефест).
Время пятой печати. (Слайд 28).
— Наш герой совершил множество подвигов, хотя мифологи называют вполне конкретное их число. Однажды он раздвинул горы, тем самым образовался Гибралтарский пролив, который разделил два материка. Какие материки он разделил? (Европу и Африку).
— Надеюсь, вы уже догадались о каком герое идёт речь, но его имя вы ещё не произносите.
Время шестой печати. (Слайд 29).
— Согласно мифам, наш герой основал некое мероприятие, которое покорило всю Грецию. Его проводят до сих пор и, можно признать, что оно покорило весь мир.
Перед вами фото знаменитейших людей России, которых знает весь мир, так как они прославили себя и нашу страну именно в том деле, которое основал наш герой.
(На фото Алексей Немов – олимпийский чемпион по гимнастике, Дмитрий Носов – дзюдоист, бронзовый призёр в Афинах, Алина Кабаева – олимпийская чемпионка по художественной гимнастике в Афинах, Арвидас Сабонис – олимпийский чемпион по баскетболу в Сеуле, Евгений Плющенко – фигурист, олимпийский чемпион в Турино).
— Так какое же мероприятие стало проводиться в Греции, а затем и во всём мире, благодаря нашему герою? (Олимпийские игры)
Время седьмой печати. (Слайд 30).
— Однажды наш герой доверил перевести свою жену Деяниру кентавру Нессу. Но тот вёл себя не достойно, и наш герой убил его. Известно, что кентавр Несс успел отомстить нашему герою. Перед смертью он посоветовал Деянире собрать его кровь, т.к., по его словам, эта кровь поможет ей сохранить любовь мужа, стоит только пропитать ею его одежду – и он не взглянет ни на одну другую женщину. Деянира поверила кентавру и сделала всё так, как он говорил. Бедная влюблённая женщина не подозревала, что стрелы её мужа пропитаны ядовитой кровью гидры, убитой им когда-то. Этот самый яд и попал в кровь кентавра Несса, сделав её настоящим ядом. И вот однажды Деянира, почувствовав измену мужа и решив сделать всё возможное, чтобы вернуть его любовь, пропитала его хитон кровью кентавра Несса. И тем самым погубила мужа. Яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Но даже в смерти наш герой остаётся истинным героем. Он не желает, чтобы люди видели его мучения и, чтобы больше никто не смог использовать ядовитую кровь, принимает решение. Я предложу варианты его гибели, а вы должны выбрать правильный ответ. Итак, главный герой сам спустился в Аид, т.к. он знал, где расположен вход в царство мёртвых, т.к. уже однажды там побывал. А, может быть, он спрыгнул со скалы в море к царю Посейдону.. Или он сгорел на костре? (Сгорел на костре).
Итак, это, конечно, легендарный Геракл, совершивший 12 знаменитых подвигов.
(Слайд 31).
Подведение итогов игры. Награждение команд-победительниц и отдельных учащихся за активное участие и глубокие знания греческой мифологии.
-Вот и закончилось наше путешествие. Мы не нашли золотого руна, зато открыли удивительнейший клад – древнегреческую мифологию, которая, как ярчайшая звезда, светит нам из древности. Мы встречам её и в искусстве, и в литературе, и в музыке, в архитектуре, скульптуре, в языке. Я надеюсь, что многие из вас пополнили свои знания. И вы с еще большим интересом продолжите это путешествие самостоятельно, открывая для себя все новые и новые мифические истории.
Урок-викторина в 5 классе «Мифы Древней Греции»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Урок- викторина в 6-м классе по теме «Мифы и легенды Древней Греции» Презентацию выполнила Мощенко Яна Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ « СОШ № 26 » г. Иркутск 2016г.
2 слайд Описание слайда:повторить и закрепить изученный материал о мифах Древней Греции Цель урока
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Гера Одиссей Галатея Крон Пенелопа Пигмалеон Рея Уран Гея Зевс 1 – й этап «Разминка» Соотнесите имя женского персонажа мифологического дуэта с её партнёром. Проверим команды! Гера — Зевс Галатея – Пигмалеон Пенелопа — Одиссей Рея – Крон Гея — Уран
12 слайд Описание слайда:2-й этап «Искусная ткачиха» Богиня Афина-Паллада – защитница городов, богиня мудрости и знания Одна из участниц команды получает крючок и клубок ниток и должна до конца состязаний плести нить из воздушных петель. Побеждает та участница, чья нить окажется длиннее.
13 слайд Описание слайда:1. Как называлась одежда, которую носили древние греки? ( ТУНИКА) 2. Юноша, поднявшийся в воздух на крыльях и погибший от лучей солнца. ( ИКАР) 3. Как звали юношу, которого Боги превратили в цветок за сильную любовь к себе? (НАРЦИСС) 4. Знаменитый греческий герой, совершивший 12 подвигов? ( ГЕРАКЛ) 5. Чудовище, обитавшее на острове Крит в лабиринте? ( МИНОТАВР) 6. Какая война разгорелась из-за спора трёх богинь? (ТРОЯНСКАЯ) 7. Титан, похитивший огонь с Олимпа и принёсший его людям? ( ПРОМЕТЕЙ) 3-й этап « Что? Где? Когда?»
14 слайд Описание слайда:Назовите как можно больше богов , героев , с которыми вы познакомились, прочитав мифы Древней Греции. ВНИМАНИЕ! Время ограничено! 4-й этап «Кто больше?»
15 слайд Описание слайда:5-й этап «На вернисаж в Олимп» Назовите бога, чему он покровительствовал Зевс – владыка неба
16 слайд Описание слайда:Посейдон – владыка морей.
17 слайд Описание слайда:Афина – богиня мудрости и войны, покровительница ткачества.
18 слайд Описание слайда:Афродита- богиня любви, красоты и вечной молодости.
19 слайд Описание слайда:Артемида – богиня луны и охоты
20 слайд Описание слайда:Аид – владыка подземного царства
21 слайд Описание слайда:Аполлон – бог солнца, врачеватель и покровитель искусства.
22 слайд Описание слайда:6-й этап Конкурс капитанов Что обозначают эти выражения? 1. Сизифов труд 2. Нить Ариадны 3. Ящик Пандоры 4. Ахиллесова пята 5. Авгиевы конюшни 6. Яблоко раздора
23 слайд Описание слайда:Сизифов труд — бесконечная, но бесполезная работа. Нить Ариадны – способ, помогающий выйти из трудного положения. Ящик Пандоры – источник бед и несчастий. Ахиллесова пята — уязвимое место, слабая сторона. Авгиевы конюшни — очень загрязнённое место, запущенное помещение. Яблоко раздора – причина ссоры. Жюри , проверим капитанов!
24 слайд Описание слайда:7-й этап « Галерея» Соотнесите предыдущие высказывания с данными иллюстрациями 4.Сизифов труд. 3.Авгиевы конюшни 2.Ящик Пандоры 1.Ахиллесова пята 5.Яблоко раздора
25 слайд Описание слайда:8-й этап. « Кто быстрее?»
26 слайд Описание слайда:Восстановите последовательность 12-ти подвигов Геракла
27 слайд Описание слайда:Немейский лев. Лернейская гидра. Стимфалийские птицы. Керинейская лань. Эриманфский кабан ( вепрь). Скотный двор царя Авгия ( Авгиевы конюшни). Критский бык. Кони Диомеда. Пояс Ипполиты. Коровы Гериона. Цербер ( Кербер). Яблоки Гесперид. Работает жюри!12 подвигов Геракла
28 слайд Описание слайда:1.Кто были родители Геракла? ( Зевс и смертная женщина Алкмена ) 2.Какое имя дали Гераклу при рождении? ( Алкид) 3.Что значит имя Геракл? («Преследуемый Герой») или «совершающий подвиг из-за Геры» 4.Сколько голов было у гидры? ( Девять) 5.Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью бубна). 6.Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде) 7.Чем кормил Диомед коней? (Человеческим мясом) 9-й этап« Внимательный читатель»
29 слайд Описание слайда:Каждая из команд готовит пантомиму по одному из подвигов Геракла . ВНИМАНИЕ! Время ограничено! 10-й этап « Древнегреческий театр»
30 слайд Описание слайда:ПОБЕДИТЕЛЮ ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК! 11-й этап Подведение итогов. Слово жюри
31 слайд Описание слайда:Сегодня на уроке мне было… Урок показался мне … На уроке я узнал… Сегодня я на уроке вспомнил… Я открыл для себя на уроке… Этап 12-й Я на уроке
32 слайд Описание слайда:Ещё раз поздравляем ПОБЕДИТЕЛЕЙ! МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
33 слайд Описание слайда:Цели: образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной культуры; содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифов с помощью выразительных средств и приёмов; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала. — развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей. — воспитательные: через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива.
34 слайд Описание слайда:О .В. Ельцова . Поурочные разработки по литературе. «Курс в мире литературы». Москва. «Вако».2007 Н.А.Кун .Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои. Троянский цикл. Новосибирск. «Наука». Сибирское отделение.1991 Интернет-ресурсы: Яндекс . Фотографии, иллюстрации. http://www.newmif.ru/mifologija/20 http://proksimo.ucoz.ru/photo/1-0-3 http://www.kubarev.ru/ru/content/230.htm http://www.beleon.ru/mythology.asp?id=397 http://crazymama.ru/forum.php?a=2&id_p=890&id_t=1080&page=85 http://weblog.rc-mir.com/weblog.1632693.html http://www.vipcenter.ru/index.php?id=3774&info=1111885 http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=803&t=34385 http://nnvashkevich.narod.ru/BLOG/vmirebogov.htm http://clubs.ya.ru/4611686018427406068/posts.xml?tb=100 http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post158565045/ http://www.libex.ru/ppl/usr1305/cat/other.html http://www.mifinarodov.com/g/gerakl.html http://wwwfedorova.holyvigil.org./Pikturel/Default.uspx http://l adaile l/com. ua? page_id=647 . Использованные ресурсы
35 слайд Описание слайда:Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-296917
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Мифологическая викторина по истории Древней Греции, 5 класс
(внеклассное мероприятие)
«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
Цели:
обобщить и закрепить знания учащихся о мифах Древней Греции;
воспитывать уважение к литературному наследию древних греков;
повысить интерес учащихся к историческому прошлому;
прививать моральные ценности, знакомить с моральными нормами на основе мифологических сюжетов, поступков героев;
Учитель: греческое слово «миф» собственно значит рассказ о богах или героях. В сказках и мифах, писал М.Горький, мы слышим «отзвуки работы над приручением животных, над открытием целебных трав, изобретением орудий труда. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, — об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и Сыне его Икаре, а также сказка о ковре самолете».
Конкурсы: «Разминка» и «Знатоков».Вопросы викторины.
Идя по следам греческих мифов, можно узнать о далеких походах и путешествиях древних греков. Какие мифы дают представление о морских и сухопутных странствиях древних греков?
Ответ: «Геракл», «Одиссея», «Аргонавты».
Кто из известных вам знаменитых греков совершил путешествия в другие страны? Назовите их имена.
Ответ: мифологические – Язон, Кадм, Персей. Литературные – Одиссей, Ахилл. Реальные – Геродот, Александр Македонский.
Из древнегреческого мифа об аргонавтах в наш язык прищли выражения «золотое руно,
«гоняться за золотым руном», «искать золотое руно» и т.п. Золотое руно стало символом богатства, которым человек хочет овладеть, которое влечет его.
— Что в этом мифе достоверно, а что вымысел?
— Вспомните, какие русские сказки схожи по сюжету с мифом об аргонавтах и что в них является символом исполнения желаний?
Ответ: Золотое руно достоверно. Это шкура барана, через которую мыли золото. Золото застревало в ворсинках шкуры, и шкура становилась золотой. Протонтиды – Мраморное море. Геллеспонт – Дарданеллы. Фракия, Лемнос, Колхида – Молдавия. Вымысел: соглавцы, шестирукие великаны, Харибда, Скилла, Сирены, Атлант.
«Иван – царевич и Серый волк». Символ исполнения желаний – «Жар – птица».
Убийцы в греческих мифах наказываются тяжкой, но бессмысленной работой или бездействием. Они или стоят по горло в зловонной жиже, или вкатывают в гору камень, который тут же срывается вниз, или заполняют водой бездонный колодец и т.п.
– Попытайтесь выявить, какие словосочетания и крылатые выражения в русском языке близки по смыслу к содержанию таких выражений, как неблагодарный труд.
– Считаете ли вы подобное наказание действительно суровым, тяжелым? (Да. Нет. Почему?)
Ответ: Сизифов труд. Биться как рыба об лед. Носить воду в решете. Переливать из пустого в порожнее. Тянуть лямку. Игра не стоит свеч. Бочка Данаид. Хоть разорвись. Да. Это суровое наказание. Этот труд результата не имеет.
Как древние греки объясняли природные явления, как засуха. Дождь, морские бури, неурожаи, смену времен года?
Ответ: Древние греки объясняли природные явления и смену времен года как гнев или милость богов, либо связывали с событиями, происходящими в их жизни.
Перечислите действующих лиц мифа о Деметре и Персефоне. Какое явление природы нашло отражение в мифе о богине земледелия и ее дочери? Догадайтесь, почему среди действующих лиц этого мифа нет Посейдона?
Ответ: 1) Зевс, Персефона, подруги Персефоны, Деметра, Аид, Гермес.
2) Явления: смена времен года.
3) Посейдон властелин морей, по мнению древних греков вода не играла роль в смене времен года.
7. Почему Зевс послал к Аиду за Персефоной именно Гермеса, а не какого-то другого бога?
Ответ: Гермес был посланником богов, т.к. он быстр как мысль, а также являлся
проводником душ умерших в царство Аида.
8.Свою мечту о свободе и полетах греки выразили в мифе о Дедале и Икаре. Что было отражением этой мечты у наших предков? У других народов?
Ответ: Мечта людей о полетах нашла свое отражение в русских сказках таких как
«Летучий голландец», «Конек – горбунок», «Сказка о сапогах скороходах», «Лягушка – путешественница», в английской сказке «Принцесса Ландыш». А в реальной жизни наши предки на Руси делали себе крылья, напоминающие современные дельтапланы и прыгали с колоколен, пытаясь взлететь.
Конкурс капитанов. По рисункам определить греческого бога и составить об одном рассказ.
Подведение итогов.
Стихотворение Садырина Александра
Боги и Герои Древней Греции
Любознательные предки
Найти пытались объяснение:
Откуда взялись бури, ветры.
Другие странные явления?
Расскажут мифы нам о том.
Из них мы многое узнаем:
Как появились реки, травы,
Леса, поля и дождь, и гром.
В них боги грозные живут,
Они щадят, они карают,
Кому достался тяжкий труд,
А кто вкусил блаженство рая.
За преступленья и кощунство
Зевс Тантала покарал.
Голодный, жаждущий веками
Он в чистом озере стоял.
За хитрость, ложь, обман, коварство
Сизиф наказан, и поныне.
По горе он катит камень
От подножия к верщине.
Нас учат мифы отличать
Добро от зла и избегать пороки,
Отважные герои мифов
Дают нам мужества уроки.
Геракл, Персей, Ясон. Тесей –
Один отважнее другого.
Сверщили подвиги они,
Не ведая пути иного.
Отсутствуют крылья у нас,
Они не даны нам природой.
Придумал их мастер Дедал
С мечтой о далекой свободе.
Икар не послушал отца.
Он весело к солнцу взмыл,
Но жар от его лучей
На крылышках воск растопил.
Мы, не задумываясь порой,
Слова привычно произносим.
Не зная этих слов корней,
Через всю жизнь мы их приносим:
Фортуна, Геркулес, Титан
Зефир, Гармония, Мегера,
Сирена, Эхо, Океан,
Уран, Палладий и Венера.
Эти слова из мифов к нам пришли
И мы им применение нашли.
В мифы верили, как в правду
Из поколения в поколение,
И этих мифов в наши дни
Находим ныне отражение.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Урок- викторина. 5КЛАСС.
Задача: — закрепление изученного материала по теме «Древняя Греция» — проверка знания древнегреческой мифологии, поэзии -умение выбирать необходимый материл, группировать его.
Задание 1. Представление жюри.
Командам зачитываются краткие характеристики богов. Каждой команде надо отгадать о ком идёт речь.
- Одна из наиболее почитаемых богинь Греции, богиня мудрости, покровительница наук, ремёсел, земледелия. Она, так же, считается богиней справедливой войны. Родилась из головы Зевса. В её честь возведён храм Парфенон. ( Афина)
- Сын Реи и Крона, самый высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель богов и людей. Громовержец, тучегонитель. ( Зевс)
- Богиня — охотница, покровительница животных. Сестра Аполлона, в её честь построен храм в Эфесе, который был сожжён
Геростратом. (Артемид а)
- Крылатая богиня победы, постоянная спутница Зевса. ( Ника)
- Один из древнейших богов, сын Зевса. Бог солнца, света, покровитель искусства. (Аполлон)
- Одна из муз, спутниц Аполлона, покровительница истории.(Клио)
- Сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Мать Персефоны, жены Аида. (Деметра).
Задание 2. Какие слова и словосочетания из греческой мифологии вошли
в нашу речь? Что они означают?
Команды должны назвать как можно больше примеров.
(Нить Ариадны, авгиевы конюшни, сизифов труд, троянский конь,
ахиллесова пята, муки Тантала, минотавр, Цербер и т. д.)
Задание 3. Отрывки из произведений.
Необходимо узнать из какого произведения отрывок и кто автор.
«Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился…»
(« Одиссея» Гомер)
«Мачту поднявши и белый на мачте расправивши парус Все мы взошли на корабль И пустились в открытое море…
(«Одиссея» Гомер)
«Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады!
Спасайте Родину, спасайте жён, Детей своих, богов отцовских храмы, Гробницы предков: бой теперь за всё!»
(«Персы» Эсхил)
«В мире много сил великих
Но сильнее человека нет в природе ничего…»
(«Антигона» Софокл)
Задание 4. Среди принятых за обедом развлечений, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из них.
Я чёрное дитя сверкающего отца, птица без крыльев. Я поднимаюсь до облаков, едва родившись я рассеиваюсь в воздухе.
(Дым)
Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.
(Зеркало)
Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня!
(Молчание)
Задание 5.Кому принадлежат слова? По какому поводу они сказаны? Когда произошло это событие?
«Радуйтесь, афиняне! Мы победили!»
{Воин — гонец, после одержанной победы над персами на Марафонской долине. 490г. до н. э.)
«Если стрелы и дротики закроют от нас солнце, мы будем сражаться в тени».
(Греки е Фермопильском проходе. 480г. до н. э.)
«Там вы найдёте достаточно и земли и воды»
{Ответ спартанцев персидским послам. 490г. до н.
э.)
«Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная…»
{Солон. Отмена долгового рабства. 594г. до н. э.)
Задание 6. Перед вами карточки с именами выдающихся людей древней Греции. Нет ли здесь ошибки? Сгруппируйте имена людей по роду их деятельности.
Эсхил, Мильтиад, Тутмос, Геродот, Мирон, Леонид, Перикл, Хаммурапи, Поликлет, Аристотель, Ксеркс, Софокл, Солон, Дракон, Дарий, Аристофан, Демосфен, Анаксагор,Фемистокл, Гомер.
(Лишние в списке: Тутмос. Хаммурапи, Ксеркс, Дарий.
Политические деятели: Солон, Перикл, Демосфен, Фемистокл, Дракон.
Учёные: Геродот, Аристотель, Анаксагор.
Деятели искусства: Мирон, Поликлет, Фидий, Эсхил, Софокл, Аристофан, Гомер.
Полководцы: Мильтиад, Леонид.)
Задание 7. Какое событие описывается здесь?
«Два дня враги атаковали малочисленный отряд. Военачальники бичами гнали своих воинов в битву. Защитники отражали все атаки, пока изменник не провёл врагов через горы».
(Битва в Фермопильском проходе.)
«Десять лет осаждали они город, который стоял на высоком холме и был окружён высокой каменной стеной. Только хитростью им удалось проникнуть в город и открыть ворота».
( Взятие Трои греками.)
«Едва вражеские корабли вошли в узкую часть пролива, как гребцы разом ударили вёслами и защитники устремились на корабли врагов.»
( Саламинское сражение.)
«Запев боевую песню, стройными рядами пошли они на врага. Их встретил град стрел. Под стрелами атаковали они противника. Мужество и силу им придавала мысль, что сражаются они за Родину».
(Марафонская битва.)
Задание 8. Работа по контурным картам.
Обозначьте места важнейших сражений Греко-персидских войн, их даты.
Задание 9. Конкурс капитанов,
Дайте определения.
1)рыночная площадь (агора) укреплённая часть города (акрополь) Человек, произносящий речь (оратор) Палочка для письма (стиль) Первая ступень школы (музическая) Название рабов в Спарте (илоты) Греческий корабль (триера) Военачальник (стратег) Место для зрелищ (театр) Власть знати (аристократия)
2) Народ (демос)
Вторая ступень греческой школы (палестра) Раб-нянька (педагог) Порт средней Греции (Пирей) Место проведения народных собраний (Пникс) Место ремонта и постройки кораблей (верфь) Место конных состязаний (ипподром) Храм Афины на Акрополе (Парфенон) Площадка для состязаний (арена) Победитель Олимпийских игр (олимпионик)
Подведение итогов.
Урок – викторина «Мифы Древней Греции» (5 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Урок-игра для 5-7 кл. «В стране занимательной математики», 1.09.2014
Составила и провела учитель I категории, дефектолог —
Бондарева Елена Васильевна
Цели урока:
Пробудить любознательность, интерес к изучению предмета математики.
Развивать у детей познавательную активность, зрительную память, произвольное внимание.
Воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.
Оборудование:
На доске мелом изображена карта Заниматики, разноцветный куб;
листы с заданиями, ребусы, презентация к уроку « Занимательная математика», проектор, экран, ноутбук.
Ход урока:
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы попали в страну математических игр, которая носит название «Заниматика» (карта на доске).
Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?
Дети: «Заниматика» – это занимательная математика.
Учитель: Правильно!
Сегодня на уроке
Затеи, и задачи.
Игры, шутки-всё для вас:
Пожелаем всем удачи,
За работу в добрый час.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с 1 появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке».
И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов- «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» – имеют общее свойство: одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа. Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге (учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами).
При помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии в этом учебном году по Стране занимательной математики.
Помощником моим по стране Заниматике будет разноцветный куб. Цвет, который вы выберете на кубе, покажет на цвет сектора на карте и задания, по которым вы проверите свои знания в области математики.
Учитель. Первый сектор на карте. Цвет на кубе- оранжевый, сектор «Разминка».
Задачи-загадки:
Сколько ног у жука? (6)
Сколько ног у паука? (8)
Сколько ушей у трёх мышей? (6)
Сколько лап у двух медвежат? (8)
Продолжить наш урок-игру поможет волшебный экран.
Презентация с заданиями для разминки
Учитель. Второй сектор на карте. Цвет куба- белый, сектор «Физкультурная минутка» (разминка-отдых для глаз- стоя упражнения для глаз).
Учитель.А сейчас продолжим наш игровой урок.
Третий сектор. Голубой сектор «Математический ручеёк».
Нам выпал сектор «Математический ручеёк». У каждого ряда на столе лист бумаги, на котором вы друг за другом отгадываете числовые ребусы. Посмотрим, чей ручеёк течёт по правильному руслу.
Ребусы:
100л;
100лица;
ме100;
и100рия;
100рона;
100лб.
— Задача на внимание: несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько осталось? (Все разбились.)
— Какое число вам встретилось? (100). Какие вы можете сами написать слова , где спряталось число 100?
Четвертый сектор. Зелёный сектор «Природа и математика».
Для этого выполним задание.
Назовите самое наименьшее трехзначное число.(100)
Что можно сказать о числе 100, если его рассмотреть в метрической системе мер? ( какая мера содержит 100 единиц ?)
Да, еще на расстоянии 100 метров лиса слышит свою добычу и находит.
Пятый сектор. Жёлтый сектор «Геометрия».
А сейчас услышите стихотворение-шутку Е.Паина «Треугольник и квадрат».
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему:
«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
Но Квадрат ответил:
«Брат!
Я же старше, я – квадрат».
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
— Учитель ( Кто может показать что произошло с треугольником?)
Шестой последний сектор. Красный сектор «Игра».
Игра на внимание.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»
Ты его в руках лови! ( Надо на слово три быстро хлопнуть в ладоши)
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри…
Рыбёшек мелких увидали
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, три…марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше три..!
Недавно поезд на вокзале
Мне три (прочитать быстро) часа пришлось прождать.
И трижды книжку прочитать.
Задача-шутка.
На узенькой дорожке плясали осьминожки.
10 дочек – осьминожек и сыночков 10 тоже.
Пришёл папа – осьминог,
5 детишек уволок.
Сколько деток – осьминожек
Плясать остались на дорожке. (15)
Заключение урока.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора пройдены, все задания выполнены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и пополнить свои знания.
Итог урока, рефлексия.
Интересно было? Что понравилось тебе ? Какой сектор больше понравился?
Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и, полезная наука. А когда придёт время выбирать профессию, вы поймёте, что на земле нет такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике. А теперь давайте улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за интересное и увлекательное путешествие по стране «Заниматике».
Снято | Викторина |
---|---|
249,952 | Попробуйте назвать все 24 греческих букв. |
222 323 | Угадай греческие и римские имена олимпийских богов. |
129,047 | Угадай название каждой выбранной греческой буквы. |
80,881 | Назовите этих знаменитых фигур из греческой мифологии. |
41,493 | «Методический» философ, который выпил болиголов? |
40,255 | Например, вещи, которые идут внутри термометров. |
39,752 | Гадание планет не поможет этому. |
31 207 | Переведите эти древнегреческие слова на английский. |
29 790 | Назовите все современные страны, территорию которых Александр Македонский контролировал как минимум на 20%. |
26 852 | Я пристрастился к викторинам для любителей истории. |
16,718 | Можете ли вы ответить на эти вопросы о греческой мифологии? |
15,938 | Назовите самые густонаселенные современных городов, которые расположены на территории, завоеванной Александром Великим. |
13 564 | . Можете ли вы назвать современные страны, которые были заселены древними греками в 550 году до нашей эры? |
13,467 | Угадайте эти цифры из греческой и римской мифологии. Последняя буква каждого ответа совпадает с первой буквой следующего ответа. |
12,970 | Можете ли вы угадать ответы на эти вопросы, связанные с географией древней Греции и ее колоний? |
12,814 | Можете ли вы ответить на эти вопросы о греческой мифологии? |
11 230 | Можете ли вы ответить на эти вопросы о Древней Греции? |
11,228 | Назовите эти изобретения и открытия древней Греции. |
10 283 | Для каждой буквы A-Z угадать эти вещи, связанные с мифологией из разных культур по всему миру. |
10 150 | Можете ли вы ответить на эти вопросы о Троянской войне в греческой мифологии? |
8,774 | |
6162 | |
5716 | Угадайте эти факты о жизни знаменитого завоевателя Александра Македонского. |
3 302 | |
2952 | |
2,519 | |
2,212 | |
1,733 | |
1,660 | |
1,508 | |
1,450 | |
1,234 | |
1,090 | |
933 | |
885 | |
831 | |
830 | |
739 | |
713 | |
705 | |
702 | |
633 | |
600 | |
519 | |
504 | |
488 | |
485 | |
469 | |
386 | |
360 | |
359 | |
356 | |
310 | |
295 | |
281 | |
268 | |
264 | |
257 | |
239 | |
237 | |
229 | |
226 | |
215 | |
214 | |
209 | |
205 | |
194 | |
192 | |
189 | |
176 | |
174 | |
170 | |
167 | |
167 | |
159 | |
153 | |
142 | |
141 | |
136 | |
133 | |
133 | |
131 | |
128 | |
121 | |
116 | |
109 | |
108 | |
106 | |
105 | |
98 | |
89 | |
89 | |
88 | |
88 | |
88 | |
87 | |
83 | |
82 | |
81 | |
79 |
Греческая мифология | Боги, истории и история
Греческая мифология , множество историй о богах, героях и ритуалах древних греков. То, что в мифах содержался значительный элемент вымысла, было признано более критичными греками, такими как философ Платон в V – IV вв. В целом, однако, в популярном благочестии греков мифы рассматривались как истинные счета. Греческая мифология впоследствии оказала значительное влияние на искусство и литературу западной цивилизации, которая стала наследницей большей части греческой культуры.
Электра и Орест убивают Эгиста в присутствии их матери, Клитемнестры; деталь греческой вазы, V век до н.э. The Mansell Collection / Art Resource, Нью-ЙоркОсновные вопросы
Кто является одной из главных фигур греческой мифологии?
Греческий миф принимает много форм, от религиозных мифов происхождения до сказок и легенд героев. С точки зрения богов, греческий пантеон состоит из 12 божеств, которые, как говорят, проживают на горе Олимп: Зевс, Гера, Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес и Посейдон.(Этот список иногда также включает Hades или Hestia). Другие главные фигуры греческого мифа включают героев Одиссея, Орфея и Геракла; Титаны; и девять муз.
Какие основные работы в греческой мифологии?
Одними из самых важных и известных произведений греческой мифологии являются эпические поэмы Гомера: Илиада и Одиссея . В них изложены многие характеристики олимпийских богов и известных героев. Самым полным и самым важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода, которая также включает в себя сказки и этиологические мифы.Гесиод также внес работ и дней , эпическое стихотворение о сельскохозяйственных искусствах, которое включает в себя элементы мифа.
Когда началась греческая мифология?
Трудно понять, когда началась греческая мифология, так как считается, что она возникла из вековых устных традиций. Вполне вероятно, что греческие мифы возникли из историй, рассказанных в минойской цивилизации Крита, которая процветала примерно с 3000 до 1100 г. до н.э.
Хотя люди всех стран, эпох и этапов цивилизации развили мифы, которые объясняют существование и действие природных явлений, рассказывают о деяниях богов или героев или стремятся оправдать социальные или политические институты, мифы греков имеют оставался непревзойденным в западном мире как источник творческих и привлекательных идей.Поэты и художники с древних времен до наших дней черпали вдохновение в греческой мифологии и обнаружили современное значение и актуальность в классических мифологических темах.
Орест Орест очищается Аполлоном после его оправдания судом Ареопага, деталь греческой вазы 5-го века до нашей эры; в Лувре Alinari / Art Resource, Нью-ЙоркИсточники мифов: литературные и археологические
Греческий историк 5-го века до н.э. Геродот отметил, что Гомер и Гесиод передали олимпийским богам их знакомые черты.Мало кто сегодня примет это буквально. В первой книге года «Илиада » сын Зевса и Лето (Аполлон, строка 9) мгновенно идентифицируется греческим читателем по его отчеству, как и сыновья Атрея (Агамемнон и Менелай, строка 16). В обоих случаях ожидается, что аудитория будет знакома с мифами, которые предшествовали их литературному воспроизведению. Мало известно, что греки относились к Гомеру или любому другому источнику греческих мифов как к развлечению, в то время как есть выдающиеся греки от Пиндара до поздней Стоа, для которых мифы, в частности те, которые принадлежат Гомеру, настолько серьезны, что ордера на боулеризацию или аллегоризацию.
Гомер Гомер, копия потерянного бюста 2-го века из Байя, Италия. © Бывшая коллекция TownleyСамый полный и самый важный источник мифов о происхождении богов — Теогония года Гесиода ( в. 700 г. до н.э.). Вышеупомянутые сложные родословные сопровождаются сказками и этиологическими мифами. Works и Days делятся некоторыми из них в контексте календаря фермера и обширных споров по вопросу о справедливости, адресованных, возможно, фиктивному брату Гесиода Персе.Ортодоксальный взгляд рассматривает два стихотворения как совершенно разные по теме и трактует Произведения и Дни как теодицею (естественное богословие). Однако можно рассматривать два стихотворения как диптих, каждая часть которого зависит от другого. Теогония объявляет о тождествах и союзах богов, в то время как Работы и Дни дают советы о том, как наилучшим образом добиться успеха в опасном мире, и Гесиод убеждает, что самый надежный, хотя и не обязательно, путь быть справедливым
Гесиод, деталь мозаики Монна, 3 век; в Рейнском государственном музее, Трир, Германия. Предоставлено Rheinisches Landesmuseum, Трир, Германия. Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняДругие литературные произведения
Фрагментарные постгомеровские эпосы разной даты и авторства заполнили пробелы в отчетах о Троянской войне, записанных в Илиаде и Одиссеях ; так называемые гомеровские гимны (более короткие выжившие стихи) являются источником нескольких важных религиозных мифов.Многие из лирических поэтов сохранили различные мифы, но оды Пиндара из Фив (расцвет 6-6 вв. До н.э.) особенно богаты мифами и легендами. Работы трех трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида, все V в. До н.э. — отличаются разнообразием традиций, которые они сохраняют.
Троянская война Ахилл, убивающий Пентесилею во время Троянской войны, интерьер кубка Аттики, c. 460 до н.э .; в музее древностей, мюнхен. The Mansell Collection / Art Resource, Нью-ЙоркВ эллинистические времена (323–30 гг. До н.э.) Каллимах, поэт и ученый 3-го века до н.э. в Александрии, записал много неясных мифов; его современник, мифограф Эухемерус, предположил, что боги изначально были людьми, и этот взгляд известен как эухемеризм.Аполлоний Родосский, другой ученый 3-го века до н.э., сохранил наиболее полное описание аргонавтов в поисках золотого руна.
В период Римской империи, География Страбона (1-й век до н.э.), Библиотека года псевдо-Аполлодора (приписывается ученому 2-го века до н.э.), антикварные труды греческого биографа Плутарха и работы Павсания, историка 2-го века, а также латиноамериканская год Гигина, мифографа 2-го века, предоставили ценные источники на латыни поздней греческой мифологии.
Археологические открытия
Открытие микенской цивилизации Генрихом Шлиманом, немецким археологом-любителем 19-го века, и открытие минойской цивилизации на Крите (из которого в конечном итоге произошли микенские времена) сэр Артур Эванс, английский археолог 20-го века, имеют важное значение 21-го века понимание развития мифа и ритуала в греческом мире. Такие открытия пролили свет на аспекты минойской культуры от 2200 до 1450 г. до н.э. и микенской культуры от 1600 до 1200 г. до н.э .; за этими эпохами последовал темный век, который длился около 800 г. до н.э.К сожалению, свидетельство о мифе и ритуале на микенских и минойских территориях совершенно монументально, потому что сценарий Linear B (древняя форма греческого языка, найденная как на Крите, так и в Греции), в основном использовался для регистрации запасов.
Геометрические рисунки на глиняной посуде 8-го века до нашей эры изображают сцены из троянского цикла, а также приключения Геракла. Чрезвычайная формальность стиля, однако, делает большую часть идентификации трудной, и нет никаких надписей, сопровождающих образцы, чтобы помочь ученым в идентификации и интерпретации.В последующие архаичные ( г., г., 750– гг., , 500 г. до н. Э.), Классический ( г., , 480–323 гг. До н. Э.) И эллинистический периоды, Гомерик и другие мифологические сцены дополняют существующие литературные свидетельства.
Геракл сражается с амазонками Геракл сражается с амазонками, деталь из спирального кратера, приписываемого Евфронию, c. 500 лет до нашей эры; в Археологическом музее, Ареццо, Италия. Alinari / Art Resource, Нью-Йорк .Древнегреческая история для детей
греческая повседневная жизнь
Повседневная жизнь древнегреческого была очень похожа на нашу сегодняшнюю жизнь.Конечно, древние греки не имели смартфонов, компьютеров, телевизоров или электричества. Но они жили в высокоорганизованных городах
Читать большеДревнегреческие города
Древняя Греция имела различные виды зданий и городов, которые были установлены недалеко от Средиземного моря.
Читать большеГреческая еда
Найти отличную еду в древней Греции было бы очень легко.Они ели разнообразные вкусные блюда, некоторые из которых до сих пор существуют сегодня.
Читать большеДревнегреческое вино
Вино было очень важно в древнегреческом и не только пить, но и было большой частью торговли.
Читать большеГреческая одежда
Древние греки не очень интересовались модой! Одежда, которую они носили, была простой и была сделана, чтобы служить цели.
Читать большегреческих домашних животных
Греки любили своих питомцев, особенно собак! Как и большинство современных обществ, собаки были самым распространенным домашним животным в древней Греции.
Читать большегреческие игрушки
Так же, как сегодняшние дети, дети в древней Греции любили играть с различными игрушками.Археологи обнаружили все виды игрушек на сайтах в Греции.
Читать большеСвадебные обычаи
Древнегреческие свадьбы были очень популярны.В большинстве случаев девушки выходят замуж в возрасте от 12 до 13 лет.
Читать большеГреческий дом
Архитектура греческих домов в древние времена была разработана для того, чтобы их жители были прохладными в жаркое лето и чтобы они были теплыми зимой.
Читать большеГреческое образование
Греки любили учиться! Они считали, что обучение — это один из лучших способов провести время.Они вообще не считали, что ходить в школу — это рутина.
Читать большеДревнегреческие семьи
Древнегреческие семьи жили так же, как мы живем сегодня, за исключением того, что у них было много разных обычаев, которым они будут следовать. Читать больше
Древнегреческие Фермеры
В Древней Греции было трудно заниматься сельским хозяйством, потому что там не было хорошей почвы.
Читать большеГреческие игры
Точно так же, как дети сегодня, дети в древней Греции любили играть во множество игр.
Читать больше