Урок в 5 классе речь монологическая и диалогическая – Урок для 5 класса «Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»
Урок для 5 класса «Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»
1. Работа с учебником – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.
Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр341., затем представляют связный ответ по плану.
– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?
– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?
– Каковы особенности оформления диалога на письме?
2. – углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебнонаучного текста.
Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?
3. Чтение определения диалога в рамке.
– Что такое реплика?
– Сколько реплик в тексте упр341.? (Одна.)
– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)
4. Упр.345 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.
– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).
– Сформулируйте выводы.
– Сравните их с правилом в рамке после упр. 326.
– Изобразите диалог в виде схемы.
5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.
6. Дополнительно.
а) Языковой тренинг «Самый острый слух» – развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).
Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак тическому материалу», 5-й кл.,
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.
– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)
– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)
– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?
б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.
4. Слушать и слышать друг друга.
doc4web.ru
Технологическая карта урока русского языка для 5 класса по теме «Диалогическая и монологическая речь»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Акмаева Татьяна Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок получения новых знаний.
Название темы, с указанием часов, отведенных на ее изучение: «Диалогическая и монологическая речь» (1 час).
Цель освоения учебного содержания: дать понятие о диалоге, познакомить с понятием монолог.
Планируемые результаты:
— личностные — осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
— предметные — знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме, научиться рисовать схемы предложений с прямой речью.
— метапредметные — способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Формировать УУД:
— регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
— познавательные — извлекать актуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
— коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Основные понятия темы: диалог, монолог.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная,
комментированное чтение, задания на установления соответствия, устный опрос,
рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом, тест, презентация к уроку.
Деятельность учащихся: различать образцы диалогической и монологической речи,
иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||
1. Этап мотивации к деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. (1 мин.) | Включает учащихся в деловой ритм, приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест (слайд 1,2). | Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на продуктивную работу на уроке.
| |||||||||||||||||||||||
2.Этап актуализации Цель: знакомство с новой темой. (8-10 мин.) Работа в группах: «Согласен – не согласен» (класс делится на группы) | Ребята, как вы думаете, зачем нужна человеку речь? Слайд 3: — для общения друг с другом, — для передачи различной информации, — для сохранения информации.
Слайд 4: — Подскажите, пожалуйста, что изображено в 1 группе картинок? — Подскажите, пожалуйста, что изображено во 2 группе картинок? — По какому признаку картинки группируются?
Слайд 5: — Что изображено на 1 и 2 картинках? — Чем они существенно отличаются?
Слайд 6: Диалог – смена говорящих, монолог – не происходит смена говорящих.
Молодцы, ребята, наше путешествие по стране русского языка на этом не заканчивается. Сегодня мы познакомимся с новой темой: «Диалогическая и монологическая речь» (слайд 7). Ребята, посмотрите фрагмент из мультфильмов «Умка», «Цветик-семицветик», «Домовенок Кузя», «Чипполино», «Просто так», «Винни Пух и день забот». Мы посмотрели и прослушали небольшие фрагменты разговоров. Вам нужно ответить на вопрос: сколько человек участвует в разговоре? Мы с вами это выясняли не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока. Разговор между двумя лицами называют диалог, одного лица – монолог, а слова каждого – реплики (слайд 8, 9). Каждая реплика нового лица в диалоге пишется с новой строки и с большой буквы. Перед репликой ставится тире. Реплики могут сопровождаться словами автора. Если сначала стоит реплика, а потом слова автора, то после реплики ставится запятая (если реплика- повествовательное предложение), восклицательный знак (если реплика -восклицательное предложение), вопросительный знак (если реплика- вопросительное предложение) и тире. Слова автора пишутся тогда с маленькой буквы. -Р,- а. -Р!- а. -Р?- а.
Если сначала стоят слова автора, а потом реплика, то после слов автора ставится двоеточие, реплика пишется с новой строки с большой буквы, перед ней ставится тире. Слова автора тоже пишутся с большой буквы. А: А: А: — Р. -Р! — Р? | Учащиеся отвечают на вопросы.
Устная форма речи (говорим, слушаем), письменная (пишем, читаем).
Монолог – речь одного человека, диалог – разговор двух или более человек. А реплика – это слова каждого участника диалога.
Учащиеся в группах просматривают свои отрывки, затем от каждой группы один учащийся отвечает на вопрос. Познавательные: воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно — следственные связи. Коммуникативные: развивают умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; учатся полно и точно выражать свои мысли; контролируют правильность ответов одноклассников; оценивают результат по алгоритму – регулятивная: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формирование умения прогнозировать предстоящую работу; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме. | |||||||||||||||||||||||
3.Этап локализации индивидуальных затруднений Цель: определить затруднение. (8 мин.) «Послушать – сговориться – обсудить» | — Предлагаю вам небольшой тест (слайд 10, 11): Вставь пропущенные слова и узнай, какие правила общения во время диалога необходимо соблюдать: 1.В разговоре старайся затронуть такую тему, которая и тебе, и собеседнику. собеседника. Не перебивай, даже если очень хочется рассказать. , чем собеседник. Прочитай монолог. К какому виду он относится?
Монолог может быть в виде высказывания, обращённого не к слушателям, а к самому себе. Найди соответствующий фрагмент:
Найди верное утверждение: Монолог – это ….
Как называются слова в диалоге, обращённые к собеседнику? Р… П… И….А
6.Сколько реплик в данном отрывке Н.Носова?
7.Монолог – это речь одного человека. В переводе с греческого, это слово состоит из двух частей. Найди их:
8.Какие пословицы относятся к теме «Диалог»?
| Приложение №1 Учащиеся решают тест в составе тех же групп, отвечает на вопросы другой представитель команды. Познавательная: отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия; анализируют синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативная: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Регулятивная — адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане; осуществляют самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. | |||||||||||||||||||||||
4.Реализация построенного проекта: а) сформулировать тему и цель урока; б) обозначить логическую необходимость изучения этой темы в) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия; г) создать алгоритм отличия монолога от диалога (7 мин.) | Слайд 12: Вы встретились с этим в тесте. Существуют различные виды монологов: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, монолог-оправдание, монолог-поздравление.
— Давайте теперь прослушаем аудиозапись (диалог и монолог), попробуем определить, где у нас встретился монолог, а где диалог (слайд 13). Выполнение упражнения 2.1 «Лингвистическая кладовая».
Упражнение 3.1 (приведены отрывки, нужно догадаться о количестве участников разговоров). |
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Определяют учащиеся тип речи, к которому относятся слова и составляют с ними предложения.
1-1, 2-2, 3-5. | |||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза. (2 мин.) | Физкультминутка (под видео) слайд 14. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже- Руки за спину положим. Голову поднимем выше И легко- легко подышим. А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли- В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют элементарные физические упражнения | |||||||||||||||||||||||
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: А) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; Б) проверить свое умение применять изученный способ; В) развивать умение самостоятельной проверки по эталону. ( 8 мин.) | — А сейчас попробуем выполнить упражнение 5 (работа в паре): диалог из К.И. Чуковского «От двух до пяти» (слайд 15). — Теперь поиграем в эстафету (работа в группах): с последней парты передаем листок, на котором каждый пишет небольшое предложение, содержащее монолог или диалог, соблюдая знаки препинания.
| Ребята активно принимают участие в выполнении упражнения, а также в эстафете. После завершения эстафеты, двоим учащимся предлагается стать помощниками учителя. Затем они зачитывают полученные монологи и диалоги. | |||||||||||||||||||||||
6. Включение в систему знаний и повторение Цель: обобщение полученных на уроке сведений. ( 2 мин.) | «Инсерт»: V – уже знал, + — новое, — хотелось бы узнать больше (слайд 16).
| Ребята делают заметки в своих листах индивидуальных достижений (приложение №2).
| |||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия учебной деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (3-5 мин.) | Слайд 17: Проводится рефлексия настроение и эмоционального состояния: учащиеся выбирают любую цветную ладошку, заранее приготовленную на парте. Затем происходят «аплодисменты» всем участникам данного урока, в виде поднятых вверх ладошек. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных: оформление листа индивидуальных достижений (приложение № 2). Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного и проходит в виде «Инсерта». Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. Спасибо всем за работу. |
| |||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. (2 мин.) | Слайд 18: Параграф 1, упражнение 6.1: составьте монолог, который мог бы произнести один из участников общения; упражнение 8 (проектная деятельность): подготовьте интервью с членами вашей семьи о Вов. | Учащиеся записывают домашнее задание. А также задают вопросы, если что-то осталось непонятным. |
Приложение №1
Тест для групповой работы:
Вставь пропущенные слова и узнай, какие правила общения во время диалога необходимо соблюдать:
1.В разговоре старайся затронуть такую тему, которая
и тебе, и собеседнику.
2. Учись внимательно
собеседника. Не перебивай, даже если очень хочется рассказать.
3. Не старайся говорить
, чем собеседник.
Прочитай монолог. К какому виду он относится?
Новый Год — пора чудес и волшебства. Вокруг счастливые люди, которые дарят друг другу подарки, желают счастья и хорошего настроения, звучат фейерверки, пахнет мандаринами. Я хочу пожелать вам чудес, здоровья, больше уделять времени родным, больше путешествовать и заниматься своими любимыми делами!
Монолог – рассуждение Монолог – оправдание Монолог – описание Монолог – повествование Монолог – поздравление
|
Монолог может быть в виде высказывания, обращённого не к слушателям, а к самому себе. Найди соответствующий фрагмент:
И отчего так быстротечна наша жизнь? Вот только аттестат, казалось, на днях получил, попрощался с одноклассниками, сдал первую сессию…зима, весна и вновь выпускной. Куда же она мчится? Лишь в дни рождения успевает на ходу махнуть своей лёгкой, еле уловимой во времени рукой. |
Жители планеты! Природа – это самое ценное на нашей Земле, это наши ресурсы, это наше богатство, это храм уединения и преображения души. Как жаль, что в погоне за техническим прогрессом, человек уничтожает этот храм, не думая о будущих поколениях. Давайте будем заботиться о лесе, воздухе, животных! Давайте будем внимательны и бережливы по отношению к нашему дому! |
Найди верное утверждение:
Монолог – это ….
смена говорящих высказывается три человека высказывается сначала один человек, затем другой высказывается только один человек | ||||||||
5.Как называются слова в диалоге, обращённые к собеседнику? Р… П… И….А 6.Сколько реплик в данном отрывке Н.Носова? — У! А я море мог переплыть! — Подумаешь — море! Я океан переплывал! — А я раньше летать умел! — А ну, полети! — Сейчас не могу: разучился. 5 4 2 3 7.Монолог – это речь одного человека. В переводе с греческого, это слово состоит из двух частей. Найди их:
| ||||||||
Приложение №2.
Лист индивидуальных достижений: ___________________________________________________ 5 класс
Тема «Диалогическая и монологическая речь». Урок №85.
Урок №85 | |||||||
V уже знал + новое — хотелось бы узнать больше | |||||||
1. Умею определять тему и цель урока | |||||||
2. Умею самостоятельно работать с текстом | |||||||
3. Умею составлять схему, алгоритм | |||||||
4. Умею применять правило при выполнении заданий | |||||||
5. Умею работать в паре | |||||||
6. Умею работать в группе | |||||||
7. Умею конструировать текст | |||||||
8. Умею осуществлять самооценку | |||||||
9. Самооценка за урок. Всё понял, смогу объяснить другому. (5 баллов) Сам понял, но объяснить другому не смогу.(4 балла) Необходимо повторить тему. (3 балла) |
Список источников информации:
Антонова С. В. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы для 5 класса. «Вентана-Граф».
Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. «Просвещение».
Мультимедийные пособия: уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс, презентации к урокам.
Нарушевич А. Г., Голубева И. В. Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 5 класс. «Просвещение».
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.
Савчук Л. О., Донскова О. В. Русский язык. 5 класс. Проектирование учебного курса. Органайзер для учителя. «Вентана-Граф».
Савчук Л.О., под редакцией Шмелевой Б.Я. Программы по русскому языку 5-9 классы, М., «Вентана – Граф», 2013г.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Шмелёв А. Д., Флоренская Э. А. и др. Под редакцией Шмелёва А. Д. Русский язык. В 2 частях. 5 класс.«Вентана-Граф».
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vip.km.ru/vschool
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября» http://rus.1september.ru
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка http://itn.ru/communities.aspx ?cat_no=2168&tmpl=com
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ» http://slovari.gramota.ru
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя http://ihtik.lib.ru/lib-ru-edu-21dec2006.html
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» http://www.gramota.ru
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp
Этимологический словарь М.Р. Фасмера http://vasmer.narod.ru
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Презентация к уроку «Диалогическая и монологическая речь»
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_0.jpg)
Диалогическая и монологическая речь. в 5 классе
Подготовила:
Акмаева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №9
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_1.jpg)
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_2.jpg)
Зачем нужна человеку речь?
- Для общения друг с другом.
- Для передачи различной информации.
- Для сохранения информации.
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_3.jpg)
Формы речи 1. Что изображено в первой группе картинок? 2. Что изображено во второй группе картинок? 3. По какому признаку картинки группируются?
- Письменная (пишем, читаем)
- Устная (говорим, слушаем)
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_4.jpg)
Виды речи 1. Что изображено на первой картинке и что на второй? 2. Чем они существенно отличаются?
- Монолог – это речь одного человека
- Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
- Реплика – это слова каждого участника диалога.
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_5.jpg)
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_6.jpg)
Работа в группах:
- Посмотрите фрагменты из мультфильмов «Умка», «Цветик-семицветик»,
«Домовенок Кузя», «Чипполино»,
«Просто так», «Винни Пух и день забот».
- Вам нужно ответить на вопрос: сколько человек участвует в разговоре?
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_7.jpg)
Сделаем выводы:
- Каждая реплика нового лица в диалоге пишется с новой строки и с большой буквы.
- Перед репликой ставится тире.
- Реплики могут сопровождаться словами автора.
- Если сначала стоит реплика, а потом слова автора, то после реплики ставится запятая (если реплика- повествовательное предложение), восклицательный знак (если реплика -восклицательное предложение), вопросительный знак (если реплика- вопросительное предложение) и тире. Слова автора пишутся тогда с маленькой буквы.
-Р,- а.
-Р!- а.
-Р?- а.
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_8.jpg)
- Если сначала стоят слова автора, а потом реплика, то после слов автора ставится двоеточие, реплика пишется с новой строки с большой буквы, перед ней ставится тире. Слова автора тоже пишутся с большой буквы.
А: А: А:
— Р. -Р! — Р?
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_9.jpg)
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_10.jpg)
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_11.jpg)
Монолог – описание. Монолог – рассуждение. Монолог – повествование. Монолог – оправдание. Монолог – поздравление.
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_12.jpg)
- Прослушаем аудиозапись.
- Упражнение 2.1 «Лингвистическая кладовая»
- Упражнение 3.1 (укажите количество участников разговора).
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_13.jpg)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Раз, два, три, четыре, пять!
- Все умеем мы считать,
- Отдыхать умеем тоже-
- Руки за спину положим.
- Голову поднимем выше
- И легко- легко подышим.
- А теперь, ребята, встали,
- Быстро руки вверх подняли-
- В стороны, вперёд, назад,
- Повернулись вправо, влево,
- Тихо сели, вновь за дело.
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_14.jpg)
Работа в паре:
- Работа в группах (игра «Эстафета»)
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_15.jpg)
Подведите итоги;
- Что вам было известно об этой теме до начала урока?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Оформляем листы индивидуальных достижений
- «Инсерт»
- «Комплименты – похвала»
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_16.jpg)
Монолог- это…(речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе). Диалог- это…(разговор между двумя лицами).
![](/wp-content/uploads/urok-v-5-klasse-rech-monologicheskaya-i-dialogicheskaya_17.jpg)
Домашнее задание:
- Дифференцированное задание (или… или)
На «4» — упражнение № 6.1 (придумайте монолог одного из участников общения)
На «5» — упражнение №8 (подготовить интервью).
intolimp.org
План урока по русскому языку «Диалог и монолог» 5 класс
Тема урока: «Диалог и монолог».
Класс: 5 класс
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование умений:
— находить диалог в текстах;
— составлять диалог;
— расставлять знаки препинания при диалоге.
Планируемые результаты:
Предметные:
— развитие умения формулировать определение понятий;
-формирование первичного представления о диалоге;
— формирование умений находить диалог в тексте и составлять его;
— совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой речи;
— обогащение словарного запаса учащихся.
Метапредметные:
Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; формировать умение формулировать тему урока, цели урока; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
Коммуникативные: строить связное монологическое и диалогическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности работы в паре; правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения с помощью диалога, составление и ведение диалога, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивации к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности; способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.
Основные понятия: диалог, монолог, реплика, слова автора, тире.
Решаемые проблемы: Что такое диалог? Как отличить диалог от прямой речи? Как ставить знаки препинания при диалоге?
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания
Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1.
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре.
До свидания закричал Знайка.
Карточка 2.К словам автора допиши прямую речь.
1.) Дежурный сообщил: …
2.) … , — возразил товарищ.
3.) … ? – удивилась девочка.
Карточка 3.
Начертите схемы предложений.
«А, старая знакомая, здравствуй!» — ласково проговорила лиса.
«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», — ответила Серая Шейка.
Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт».
Работа с классом.
— Что такое прямая речь?
— Из каких частей состоит прямая речь?
— Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора
2.Постановка проблемного вопроса?
Продолжите предложение.
Я люблю беседовать с друзьями, потому что
Правильное построение беседы поможет мне..
Я знаю о диалоге…
3. Формулирование темы урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Диалог»
Цель нашего урока? Узнать. Что такое диалог и правила оформления диалога на письме.
Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?
Диалог, монолог, реплика.
Диалог-(греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей .
Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь)
Реплика (от лат. replico — возражаю) Ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.
4. Правила оформления диалога.
Особенности оформления диалога без слов автора.
В. Бианки «Лис и Мышонок»
— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, Лис, прятаться.
— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь – вылезешь!
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
— А я от тебя в отнорочек – и был таков!
— Кто разговаривает в этой сказке?
— В чём особенность этого диалога?
— Как вы думаете, что такое диалог?
Прочитаем определение в учебнике.
— Из каких частей состоит диалог?
— Что такое реплика?
— Обратим внимание, как диалог оформляется на письме.
Диалог
Одно лицо
Два лица
Реплики заключаются в кавычки
Перед каждой репликой ставят знак «- »
Фразы записывают в строку
Реплику каждого лица записывают с новой строки
Итог беседы.
— Что такое диалог?
— Из каких частей он состоит?
— Как диалог оформляется на письме?
Домашнее задание. Составление своего диалога.
Например, диалог в библиотеке.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку.Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.
1. Упр. 252 и монологический текст (на выбор) у каждого на столе – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.
Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, затем представляют связный ответ по плану.
– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?
– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?
– Каковы особенности оформления диалога на письме?
2. Упр. 253 – углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебнонаучного текста.
Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения (с опорой на «Памятку» в учебнике, с. 169).
Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?
3. Чтение определения диалога в рамке.
– Что такое реплика?
– Сколько реплик в тексте упр. 253?
– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)
4. Упр. 254 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.
– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).
– Сформулируйте выводы.
– Сравните их с правилом в рамке
– Изобразите диалог в виде схемы.
5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.
6. Дополнительно.
а) Языковой тренинг «Самый острый слух» – развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).
Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак тическому материалу», 5-й кл., упр. 105.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.
– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)
– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)
– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?
б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).
ТОУУ
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.
4. Слушать и слышать друг друга.
nsportal.ru
Урок русского яыка в 5 классе по теме «Диалог. Монолог. Типы речи»
Урок развития речи в 5 классе 1
Учитель русского языка Криворожской
общеобразовательной школы І-ІІІ степеней № 102
Лысякова Тамара Николаевна, старший учитель,
специалист высшей категории
Тема урока: Формы речи: устная и письменная, диалог и монолог.
Цели урока:
Образовательная:
— учить пользоваться формулами речевого этикета при работе с текстом
учебника и создание собственных диалогов
Развивающая:
— Дать учащимся понятие об устной и письменной речи, диалоге
и монологе, показать разницу между ними;
— содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной
устной речи;
— формировать умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию учебной
деятельности.
Воспитательная:
— создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения,
умения работать в паре.
Опорный материал:
Учебник 5 класса. П. 2 стр.13, П. 8 стр. 44
Тип урока: Интерактивный, работа в группах, в паре. Развитие речи
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний
1. Выборочная проверка домашнего задания – упр. 18.
2. Беседа
Какие виды речи вы знаете?
Чем они различаются?
Сколько человек участвуют в монологе? 2
Достаточно ли для диалога участие только одного человека?
ІІ. Постановка цели и задач урока
ІІІ. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
1) Слушание текста «Лесной голосок» (в отрывках)
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом как
будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света.
Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся т изумрудно-зелёными, то совсем золотистыми.
Светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле…
От этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
И вдруг из этой солнечной дали мне слышится знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку».
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая на из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу-погляжу.
Вопросы для анализа текста:
— как вы думаете, этот отрывок, который я вам прочитала, является текстом?
— Как вы это определили?
— Какие бывают тексты?
2) Сообщение информации о диалоге и монологе.
— Диалог отличается от монолога тем, что говорят по очереди два человека. Говорящий и слушающий в диалоге то и дело меняются ролями. Реплики в нём связаны между собой: за вопросом должен следовать ответ; на побуждение можно ответить согласием или несогласием совершить 3 действие; на приветствие – также приветствовать.
* Как можно приветствовать друг друга? (Жестами, словами)
* Какие слова для приветствия вы знаете?
* Прочитайте диалог в лицах – упр. 112.
* Вспомните основные условия общения в диалоге и назовите их.
* Выпишите из текста упражнения выделенные слова, обозначьте в них
префиксы.
* Придумайте и запишите разговор Подсолнуха и Воробья,
которые увидели друг друга ясным солнечным утром.
ІV. Ознакомление со схемой оформления диалога (опережающее
обучение)
Схема оформления диалога:
— Реплика (Р).
— Р,- слова автора (а)
-Р?
-Р!
-Р! Р.
V. Закрепление изученного
1. Графический диктант.
Задание: Прослушайте и запишите (только знаками по образцу схемы оформления диалога) диалог двух героев.
Беседы с солнечным лучом
— Солнечный лучик, у нас в лесу иногда такие злые дела творятся, просто ужас! Почему ты не помешаешь этому?
— Как я могу помешать тому, что делается без меня, мышонок?
— Но разве эти ужасы не помешают тебе светить?
— Разве может кто-нибудь помешать мне приносить на землю свет, мышонок?
— Но кто же может остановить всё это зло?
— Ты, Рыжая Свинка. Ты можешь помешать этому злу, потому что ты 4 слышишь меня, думаешь обо мне и учишься жить по небесным законам.
— Где уж мне? Я такой маленький, никто не станет меня слушать, и тогда никому не нужен будет твой свет.
_ Мой свет всегда и всем нужен. Разве может кто-нибудь на земле существовать без него? Просто многие этого пока не понимают.
_ Если они никогда не поймут, значит, так и будут жить со злобой?
— Тогда они будут жить в темноте, даже если я им свечу.
(По А. Лопатиной)
2. Проверка выполнения задания по образцу (на доске)
VІ. Итог урока
VІІ. Домашнее задание
Написать сочинение о своей семье. «Мама, папа, я – дружная семья…»
kopilkaurokov.ru
Конспект урока развития речи в 5 классе «Устная и письменная речь»
Конспект урока в 5 классе
№ 38. ТЕМА: Р. Р. № 10. Устная и письменная речь. 25/10/2017
ЦЕЛИ: — познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи; дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся
уяснить разницу между ними; объяснить способы оформления диалогической и монологической речи на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в постановке знаков препинания при оформлении на письме диалогической и монологической речи;
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким образом формируя в них коммуникативные навыки.
Х О Д У Р О К А
Оргмомент.
Проверка Домашнего задания упр.____
Актуализация знаний и умений учащихся.
Орфографическая минутка.
Девоч..ка, лес..ница, верё..ка, на ст..не, (не) взлетает, в неб.., ре..кий.
Фонетическая минутка.
Веревка (сделать фонетический разбор).
Морфемный разбор слова
Взлетает
Морфологическая разминка.
Над каждым словом в предложении надпишите часть речи.
На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.
Из данного предложения выпишите слово, в котором все звуки мягкие/ твердые.
Синтаксический разбор предложения.
На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.
Физминутка.
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Материал для наблюдения
Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.
Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …
И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.
— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?
— Нет, Ивашка, — ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.
РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают
случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда
речь произносится одним человеком.
2. Словарная работа:
Монолог. монос — ″один″ ″логос″ — ″речь″ (греч.)
Диалог. ди – ″два″ ″логос″ – ″речь″ (греч.)
диалогос – ″беседа″ (греч.)
3.Работа с наглядностью и раздаточным материалом.
Задание: рассмотреть фотографии, указать ситуации, где происходит
монологическая, а где диалогическая речь.
Беседа:
— Трудно ли вести диалог?
— От чего зависит, состоится диалог или нет?
— Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?
Задание(работа с раздаточным материалом): прочитать пословицы,
записать их в тетрадь и объяснить их значение.
В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.
Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
На всякого Егорку своя поговорка.
Когда я ем, я глух и нем.
На добрый привет – добрый ответ.
Недоброе слово больней огня жжет.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
То же слово, да не так бы молвить.
4.Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского: (заранее оформить на доске)
У меня зазвонил телефон:
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик –слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.
Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).
Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).
Язык жестов (холодно, радость, успех).
5.Тренировочное упражнение(работа у доски).
Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая
правила постановки знаков препинания.
Цель: совершенствование навыка оформления диалога на письме.
–Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Помогаю Петру.
-А Петр что делает?
-Да на печи лежит.
–Ты пирог съел?
-Нет, не я.
-А еще хочешь?
-Хочу.
–Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть сгорю, да не отворю.
6.Закрепление изученного материла.
Цель: выяснить, насколько учащимися усвоено понятие диалога и способы его оформления на письме.
Самостоятельная творческая работа: составить и записать в тетрадь, соблюдая правила постановки знаков препинания, сценарий какой-либо детской телепередачи, основанный на диалогической речи.
7.Проверка творческих работ.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: привести примеры диалогической и монологической речи из произведений художественной литературы.
Составить и записать в тетрадь, соблюдая правила постановки знаков препинания, диалог на тему «Встреча друзей», «Семья»
multiurok.ru