Твои книжки урок изо 3 класс конспект школа россии – Конспект урока и презентациядля 3 класса по изобразительному искусству на тему «Твои книжки»
Конспект урока по ИЗО на тему «Твои книжки»
Конспект урока по изобразительному искусству
Используемый УМК: «Школа России»
Название учебного предмета: Изобразительное искусство
Класс: 3
Дата проведения: 6. 10.17 г.
Тема Урока: «Твои книжки»
Цель урока: Научиться конструировать обложку книжки – игрушки.
Предметные:
Знания: что такое обложка, форзац, книжный блок, шрифт
Умения: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач
Познавательные:
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам
Коммуникативные:
Овладение умением вести диалог
Личностные:
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Межпредметные связи:
Литературное чтение.
Оборудование (ресурсы):
Для ученика
Учебник УМК «Школа России»
Для учителя
Учебник УМК «Школа России»
Мультимедийная презентация
Ход урока
Коммуникативные:Овладение умением вести диалог
Здравствуйте, ребята!
И сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
Ребята, посмотрите какой сегодня солнечный день, я хочу, чтобы ваше настроение было таким же солнечным. Улыбнитесь соседу и пожелайте друг другу успехов в достижении новых знаний.
Здравствуйте!
Я желаю тебе знать много-много, и никогда не лениться чему-либо учиться.
2 мин
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
Регулятивные:
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач
Коммуникативные:
Овладение умением вести диалог
Личностные:
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
Что мы с вами рисовали на прошлом уроке?
Какой платок можно назвать праздничным?
Какой платок можно носить в будни?
Что мы выяснили на прошлом уроке?
Мамин платок
Красивый, яркий, броский, расписной, цветастый
Простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный
Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст
2
Выявление места и причины затруднения (Постановка учебной задачи)
Регулятивные:
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач
Познавательные:
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам
Коммуникативные:
Овладение умением вести диалог
Для того чтобы узнать тему нашего урока, ответьте на вопросы.
Вопросы:
И учебникам немножко,
С ней они всегда в порядке —
Защищает их…
Порхают белые…
Оно в каждой книге: в конце иль в начале. Его вы, ребята, конечно, узнали.
По темам расписано содержание,
И к теме любой есть страниц указание.
Узнали? Конечно же, без сомнения, —
Это обычное…
Им рассыпаться не дает.
Страницы в книгу превращает.
Конечно, это…
Что объединяет эти слова, к чему их можно отнести?
С чего начинается книга?
А зачем нужна обложка?
(обложка)
(страницы)
(оглавление)
(переплет)
Все эти слова связаны с книгой.
С обложки
Узнать название, для защиты, предположить по изображению на обложке о чем пойдет речь в произведении.
Построение проекта выхода из затруднения
Регулятивные:
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач
Познавательные:
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам
Коммуникативные:
Овладение умением вести диалог
Догадайтесь, что мы будем с вами делать?
Тема нашего урока «Твои книжки».
Чему мы с вами должны научиться на уроке? Какова цель?
Чтобы перейти к теме нашего урока, давайте составим план:
Обложку для книги
Научиться создавать обложку книжки
Научиться конструировать обложку книжки – игрушки
Знакомство с основными элементами конструкции книги
Сделать иллюстрацию к сказке.
Оформить обложку.
Анализ обложки
Реализация проекта
Регулятивные:
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач
Познавательные:
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обощения, классификации по родовитым признакам
Коммуникативные:
Овладение умением вести диалог
Личностные:
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Ребята, какие основные элементы конструкции книги вы знаете?
Как вы думаете, что такое форзац?
Как называются буквы в тексте книжного блока?
И шрифт, как и книги, бывает разным.
Как вы думаете, какой должен быть шрифт по объёму на обложке книги?
— Как мы называем рисунки, которые находятся в книгах? Кто помнит?
Правильно, а художник, который работает иллюстрациями, это художник- …
Все, что относится к оформлению книги, называется КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ.
К какому виду изобразительного искусства можно отнести книжную графику?
Ответ правильный!
У каждого дома есть свои любимые книжки, как выглядит у них обложка? Что в ней главного?
1. Обложка.
2. Форзац.
3. Книжный блок.
Фо́рзац (нем. Vorsatz) — элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней.
Шрифт
Большой, понятный, прописанный печатными буквами и не занимающей большое количество обложки
Рисунки в книгах называют иллюстрациями.
иллюстратор!
— Книжную графику можно отнести к виду изобразительного искусства — ГРАФИКЕ.
Она яркая, красочная, с иллюстрацией, в которой запечатлена вся суть.
Самостоятельная работа
Регулятивные:
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач
Познавательные:
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обощения, классификации по родовитым признакам
Личностные:
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
Мы с вами сегодня займемся изготовлением и проектом оформления обложки книги. Оформить обложку можно по любой выбранной вами сказке или литературному произведению. На обложке должна быть надпись, например название сказки и возможно вы захотите изобразить одного или нескольких героев этой сказки.
Возьмем белый лист бумаги. Кладем перед собой горизонтально. Обратите внимание на то, что обложка является лицом книги и расположить ее удобнее всего с левой стороны.
Фоном будет служить белый цвет бумаги. Важную роль в обложке играет шрифт. Какой выбрать размер шрифта и стиль обложки вы решите сами, но важно помнить, что очень маленькие буквы будут плохо видны, а роль текста здесь важна.
Лист складываем пополам.
Название нашей книги сначала пишем карандашом, а потом обводим его фломастерами.
Потом рисуете героя вашей выбранной сказки карандашом, после того как вы нарисуете карандашом, можете доставать краски, кисточки и банку-непроливайку. Затем раскрашиваете своих героев любыми цветами, какими вам угодно.
Рефлексия
Коммуникативные:
Овладение умением вести диалог
Личностные:
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Необходимо отметить, что все работы интересны по-своему. В каждом проекте есть, что-то особое.
— Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке?
-Какой момент вам показался самым трудным. Как вы оцениваете свою работу (справился, не справился)?
Все ребята молодцы! Задание было трудным, но все справились!
Оценивание работ обучающихся. Уборка рабочего места.
Ответы детей
Подпись методиста Подпись классного руководителя
infourok.ru
Урок ИЗО для 3 класса «Иллюстрация. Твои книжки»
Тема: Иллюстрация. Твои книжки. Программа под редакцией Б.М. Неменского\.
Класс: 3
Учитель: Шленская Т.Ю., учитель изобразительного искусства Гуманитарно-музыкальной гимназии № 18 им. В.Г.Соколова, города Рыбинска
Категория: изобразительное искусство
Тип урока: комбинированный
Цель: Изображение иллюстрации к стихотворению Через воображение, фантазию, слово побудить желание придумать несуществующий образ и передать его посредством изображения, используя знания, умения и навыки, приобретённые ранее, самостоятельно выбрав при этом материалы.
Задачи: Учебные задачи направлены на достижения личностных результатов. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся; умение передавать в рисунке свое представление о литературных образах. Совершенствовать навыки изображения образов в различной технике. Осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка).
Планируемые результаты:
Предметные: научатся обобщать образ- фантазию, определять роль и место образа – фантазии в построении композиции в листе, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала на основе пройденного, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.
Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация урока, технологическая карта, детские работы- фантазии, иллюстрации из детских журналов «Трамвай», «Колобок», выставка-передвижка, словарь художника: образ, фантазия, сюжет, композиция в листе, эскиз, репродукции картин и иллюстраций, презентация ,работы учащихся, кляксы – кисти разных размеров, бумага, графические и живописные материалы
-иллюстрация к книгеЛ. Проявлять интерес к изучению материала.
Фронтальный опрос
3.Актуализация ранее изученных знаний.
Как вы считаете… — 20 минут для воображения достаточно? Но сначала мысль- образ. В одном из детских журналов «Тропинка» был объявлен конкурс «Фантазеры». « Слон, любящий отвечать на…». Вот имена победителей во втором туре конкурса. Внимание: -Как нарисовать невидимку? Звание «Кавалера трех слоников» удостоен Федор Павлов (Санкт Петербург) за ответ: «Невидимка рисует вилами на воде» Звание «Кавалера двух слоников»- Маша Митропольская (11 лет Москва) за ответ» Надо поместить невидимку в зазеркалье, где все наоборот. Тогда он будет видимым и нарисовать его будет легко» «Кавалер одного слоника»- Олег Зайченко (11лет Гомельская область): «Нужно прижать его к свежевыкрашенной стене и срисовать отпечаток».
— ответы детей
Знакомятся с ответами и творчеством юных художников;
рассматривают иллюстрации из детских журналов;
анализируют детские рисунки и иллюстрации
Р. Осуществлять самоконтроль; взаимоконтроль
Овладевать умением прогнозировать.
К. Обсуждать и выполнять задание
Работа
в группах
4.Постановка учебной задачи
-А для рисования мало, потому, что фантазия и воображение плюс изображение- это непрерывный длительный процесс. Художники нашли выход, для этого существуют эскизы, зарисовки, наброски (словарь)
Сегодня нам предстоит работать над созданием образа, но есть у меня интересное задание для вас (работа с раздаточным материалом)
Итак, мы увидели интересные образы, теперь поверим в себя, будем сочинять на бумаге, рисовать..
Работают со словарями художественных терминов.
Получают конверты с заданием собрать образ фантазийного героя, складывая пазлы,
Подбирают строки из стихотворения относящиеся к изображаемому
Учащиеся работают в группах.
Р. Самостоятельно извлекать нужную информацию;
П. Осуществлять анализ учебного материала; овладевать художественной терминологией
К. Слушать и понимать речь других;
Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.
Фронтальный оп рос
Взаимоконтроль
Работа в группах
5.Изучение нового материала.
Сегодня, дорогие мои ученики, я предлагаю тему для свободного воображения, фантазии и рисования.
Эскиз к стихотворению «Ничего». Послушайте:
«Ничего» И. Михайлова
Жило –было Ничего Не умело ничего, Не хотело ничего, Взад-вперёд оно ходило, И ни с кем не говорило, Никого не замечало, Лучше всех себя считало. А про это Ничего И сказать-то нечего…
Учащиеся и анализируют текст и выбирают сюжет для выполнения работы .
П. обобщать образ устанавливают аналогии по видам, строят логически обоснованные рассуждения.
К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; ищут пути решения учебной задачи.
Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.
Фронтальный опрос
Физкультминутка
А.Латце «Песенка Фантазеров». Альбом Г.Дегтярева и О.Тамчук, детский хор, оркестр. Свободные произвольные движения на опору воображения и фантазии
Выполняют легкие физические упражнения..
Садятся на места.
Р. Осуществляют самоконтроль.
К. Контролируют свои действия в классе.
6.Творческая практическая деятельность учащихся
Я предлагаю вам нарисовать представленный вами образ к стихотворению
Выбирают сюжет для иллюстрирования стихотворения «Ничего» И.Михайловой
Выполняют рисунок-иллюстрацию графическими и живописными материалами (по выбору)
Л. Проявляют интерес к изучению материала.
Фронтальный опрос
7. Итог урока. Рефлексия.
Самооценка
Обобщение Что нового узнали на уроке? Что мы повторили на уроке? Выставка работ. А на выставку принято приносить цветы. Посмотрим какой букет у нас получится? -Красные все получилось -Зеленые получилось не все — Синие не получилось
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности подводят итоги работы, отвечают на вопросы учителя.
Р. формирование способности оценивать результаты собственной творческой деятельности. Осуществляют самоконтроль;
Овладевают умением прогнозировать.
К. Обсуждают и выполняют задание
Беседа
Объяснение
Самооценка и взаимооценка.
infourok.ru
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: «Твои книжки»
Филиал МБОУ «Цнинская СОШ №2» в с. Донское
Урок изобразительного искусства в 3 классе.
Тема урока: «Твои книжки»
Автор: Учитель ИЗО, 1 категории
Меркулова Е.А.
Цель: Познакомить учащихся с понятием “иллюстрация” на примере работ художника-иллюстратора И.Я.Билибина. Дать возможность вспомнить сказки А.С.Пушкина, рассматривая иллюстрации Билибина к этим сказкам.
Задание: Выполнить иллюстрацию к любимой сказке.
Материалы: Бумага, гуашь, акварель, кисти.
Зрительный ряд: Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам А. С. Пушкина.
Музыкальный ряд: Е. Птичкин “Сказки гуляют по свету”, Римский-Корсаков “Сказка о царе Салтане”
Ход урока
Звучит музыка: Е. Птичкина “ Сказки гуляют по свету”.
Учитель: Ребята, вас встретила прекрасная музыка. В ней вы услышали замечательные слова о сказках. И музыка и слова этой песенки полны радости и веселья. Разные звуковые краски, смешиваясь и переливаясь, удивительно хорошо создают настроение праздника. Наш сегодняшний урок посвящен сказкам А. С. Пушкина. Но сначала мы проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Отгадайте, из каких сказок прозвучат эти строчки.
Глядь, опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед ней разбитое корыто.
(Золотая рыбка)
Князь у синя моря ходит
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(Сказка о царе Салтане)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно…
(Сказка о попе)
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого…
(Золотой петушок)
Под окном за прялку села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто.
(Сказка о мертвой царевне)
– Молодцы, вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина и это неудивительно, его книги любит и знает весь мир, потому, что каждое пушкинское слово – это целая картина. Сказки Пушкина читаются легко, просто, с увлечением.
Сказки играют большую роль в жизни любого человека. Ведь это первое литературное произведение, с которым сталкивается человек в своей жизни. У многих первыми и любимыми книжками были именно сказки.
Вопрос: Ребята, я права?
Ответ: Да.
Вопрос: Но как, же вы знакомились со сказками, ведь вы еще не умели читать?
Ответ: Рассматривали картинки, и, если было интересно, то просили маму прочитать.
Учитель: Конечно, картинки, ведь они необычные. Картинка в книге называется “иллюстрация”.
Вопрос: Ребята, давайте попробуем сформулировать, что такое “иллюстрация”, почему не использовать обычное слово “картинка”?
Ответ: “Иллюстрация – это картинка в книге, которая передает то, о чем в книге написано.
Учитель: Правильно.
Вопрос: А кто же занимается созданием иллюстраций?
Ответ: Художник-иллюстратор.
Учитель: Правильно. Одним из таких художников был Иван Яковлевич Билибин. Художник тоже любил произведения А. С. Пушкина и нарисовал к этим сказкам, изображая волшебных героев, невероятные события, которые происходят в чудесном сказочном мире.
Какие бы события не изображал художник – грустные, радостные, фантастические – рисунки его всегда очень красивы.
Рисовал Билибин акварелью. Четкую, упругую линию художник проводит тонкой кисточкой. Линия то причудливо завивается, то распрямляется, выписывая сказочно- нарядный узор.
Учитель показывает иллюстрации художника Билибина к сказке “О золотом петушке” и предлагает найти в тексте соответствующие иллюстрациям строчки. Учащиеся читают “Петушок спорхнул со спицы…”
Учитель: Стихи Пушкина легкие, веселые, в них чувствуется улыбка поэта. Царь у него толстый, неуклюжий. Послушайте музыку стихов Пушкина, будто море шумит грозно, тревожно. Посмотрите на иллюстрацию.
Дальше учащиеся читают:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица…
Учитель: Посмотрите на картину. И здесь море шумит, и здесь тревога. Передал это художник темно-зелеными, темно-синими красками, неровными очертаниями бушующих волн, брызгами взлетающей к звездам пены. А вот совсем другая картина – радостная и тревожная. Берег покрыт пестрым ковром полевых цветов. Царевич с матерью смотрят на прекрасный город, внезапно возникший перед очами. Как Пушкин описывает эти события?
Учащиеся читают:
И, дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей,
И святых монастырей…
Учитель: Заканчивая путешествие в сказочные владения Билибина, мне хочется, ребята, сказать, что художник подарил нам красочный, узорчатый мир искусства, он сохранил поэтичность, доброту и мудрость сказок А. С. Пушкина.
Итак, мы сегодня попробуем себя в роли художников-иллюстраторов. Нарисуйте иллюстрацию к своей любимой сказке.
Звучит музыка Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Учащиеся рисуют. После окончания работы учитель предлагает для закрепления материала ответить на вопросы.
Вопрос: Понравился ли вам сегодняшний урок? Если понравился, то чем?
Ответ: Понравился, потому что мы вспомнили свои любимые сказки.
Вопрос: С каким художником вы сегодня познакомились? Почему этого художника можно назвать необычным?
Ответ: Это художник – Иван Яковлевич Билибин. Он художник-иллюстратор и рисует иллюстрации к сказкам.
Подводятся итоги работы. На доске создается импровизированная в
nsportal.ru
Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Твои книжки»
Алтынник Антонина Николаевна
Учитель изобразительного искусства
МОУ «Вейделевская СОШ»
Разработка урока по изобразительному искусству в 3 классе
Тема урока: «Твои книжки»
Цели урока: Обобщить знания учащихся об истории возникновения книги, ее устройстве, видах книг, значении понятия «иллюстрация», познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, учить различать элементы книги, создавать макет книги с объемными картинками; развивать умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к книге
Планируемые образовательные результаты
Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийная презентация, книги…
Оборудование: Учебник, краски, кисти, стакан с водой, салфетка, цветные карандаши, бумага.
Организационная структура урока
I. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку.
– Отгадайте загадку:
Пока на полочке лежит,
Молчит мой верный друг,
Но если в руки взять его,
Заговорит он вдруг.
(Книга.)
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (о книге).
— В старину книги ценили. Послушайте как надлежало обращаться с книгой:
«О, счастливейший читатель! Вымой свои руки и только после того возьмись за книгу, перевертывай листы медленно, держи пальцы подальше от букв». Да и сами книги не бегло читали, а «почитали»: «Велика ведь бывает польза от учения книжного».
– Что вы знаете о книге?
II. Изучение нового материала
Презентация
– Как появились первые книги? Самые первые книги появились очень давно. Древние люди высекали слова на каменных плитах, это была очень долгая и трудная работа. Позднее люди научились писать на тканях, на глиняных дощечках, на папирусной бумаге. Наши предки-славяне писали на березовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Потом возникли книги с металлическими буквами. Художники стали рисовать рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год. И только в 1563 году в России была выпущена первая печатная книга.
– Кто знает, кого мы называем первопечатником книги?
– Первая печатная книга в России была выпущена замечательным русским мастером Иваном Федоровым. Народ не забыл его. Ему установили памятник в Москве.
– Где сейчас печатают книги? (На печатных машинах в типографии.)
– Кто работает над книгой? (Писатели, художник, редакторы, работники типографии.)
– Зачем нам нужны книги?
– «Кто много читает, тот много знает», – гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о Родине, о лучших ее людях. Книга – наш помощник в учебе и труде. Книги учат, воспитывают, указывают правильный путь в жизни
– Вы, конечно, знаете, что книги бывают разных размеров – большие, средние и очень маленькие, читать которые можно только с помощью лупы. Есть книги толстые и тонкие. А бывают и книжки-игрушки, с которыми так любят играть малыши. Каждый из вас в детстве имел и вот такую книжку-раскладушку. А есть толстые энциклопедические словари, в которых можно найти информацию
обо всем на свете. Рассмотрите книги, опишите и ответьте, о чем в них рассказывается, поделитесь впечатлениями об увиденной книге
– Всякое знакомство с книгой начинается с ее одежды: переплета или обложки. Очень важно беречь обложку и титульный лист, ведь это лицо и имя книги. Без них невозможно узнать, кто написал ее и как она называлась. Переплет не только украшает и предохраняет книгу от порчи, но и создает первое впечатление о ней. Сейчас нам привычен картонный переплет, обтянутый кожей, тканью, бумагой, синтетическими материалами. А были времена, когда переплет состоял из досок – обтягивался кожей или красивой тканью. Отсюда и пошло выражение «прочитать от доски до доски».
– Иллюстрация – рисунок, помещенный в печатной книге. Украшение книг такими рисунками, или, как говорится, их иллюстрирование, ведет свое начало от сделанных от руки рисунков (так называемых миниатюр), помещавшихся в рукописях с первых веков христианства. По иллюстрациям можно узнать, о чем рассказывается в книге, ее героев. Писатель пишет, рассказывает словами, а художник рисует, показывает то, о чем пишет автор. Рисунки в книгах как окошко в мир. Открыли одну книгу – попали в лес, узнали его обитателей. Открыли другую – увидели космический корабль. Каждый художник-иллюстратор показывает мир таким, каким мы сами его видим. Кто же они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся детям?
Всех художников-иллюстраторов и не перечислить. Но вы можете открыть книгу с полюбившимися вам иллюстрациями и узнать, кто проиллюстрировал ее. Иллюстрации каких художников вам нравятся больше всего? Откройте незнакомую книгу и по иллюстрациям определите главных героев, о чем данная книга.
III. Физкультминутка (презентация).
IV. Практическое задание: Мы сегодня с вами тоже создадим свою книжку. Вы нарисуете обложку к своему любимому рассказу или сказке. Красиво оформите иллюстрации, название книги (рассказ, сказка)
V. Итоги урока. Рефлексия
Обсуждение выполненных работ, оценивание. Комментирование качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.)
Организуется беседа по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?
– Понравился ли вам урок?
– Над книгой трудится много людей. Как же люди должны обращаться с книгой? (Бережно.)
– А что это значит бережно? (Нельзя брать книгу грязными руками. Нельзя писать в ней ни ручкой, ни карандашом. Не загибать уголки – нужно пользоваться закладкой.)
kopilkaurokov.ru
Разработка урока ИЗО в 3 классе на тему: «Моя книжка»
— (1 слайд) Сегодняшний урок я хочу начать с загадки:
«Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.»
— Что же это такое?
— Правильно, ребята, это книга. (2 слайд) Тема нашего урока: «Моя книга». Сегодня на уроке мы повторим элементы книги. А также вы побудете в роли настоящих художников-иллюстраторов.
Человек, любящий, умеющий читать, — счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья — это книги. Вместе с героями книги мы совершаем удивительные путешествия. (3 слайд)
— Сейчас мы с вами поговорим о том, из чего же состоит книга. Скажите, на что мы обращаем внимание в первую очередь, когда видим книгу?
— Правильно. (4 слайд) Каждая книга обязательно имеет обложку. А для чего она нужна?
(Ответы учащихся)
— Обложка защищает книгу и её листы, придаёт книге нарядный вид. О чём вам может рассказать обложка?
— Она подскажет, кто написал книгу, как она называется. А по картинке, можно догадаться, о чём пойдёт речь в книге.
— А ещё у книги бывает суперобложка. Кто знает, что это такое?
(Ответы учащихся)
— Суперобложка – своего рода «обёртка», которую надевают поверх обложки, чтобы сделать книгу наряднее и уберечь её.
— Теперь откроем книгу. (5 слайд) Первая страница книги — титульный лист. Можно сказать, что это паспорт книги. Из текста на титульном листе мы узнаём:
1. Кто написал это произведение;
2. Каково его заглавие;
3. Кто нарисовал иллюстрации;
4. В каком городе и в каком году появилась эта книга;
5. Какое издательство выпустило её.
Но надо знать, ребята, что титульный лист бывает не везде. Как и у малышей нет паспорта, так и в книжках-малышках его может и не быть.
— (6 слайд) Следующий элемент книги — аннотация. Это короткий рассказ о книге, помещается он на обороте титульного листа или в самом конце книги. Задачи аннотации — передать главную мысль, заинтересовать и привлечь читателя.
— (7 слайд) В конце книги обычно даётся её оглавление по главам или частям повествования. Оно бывает в начале или в конце книги.
— Скажите, ребята, какие бывают книги?
— А чем отличаются детские книги от взрослых?
— Правильно, ребята. Невозможно представить детскую книжку без картинок. (8 слайд) Картинки в книге называются иллюстрациями, а художник, который работает над книгой, называется художником-иллюстратором! Иллюстратор помогает нашему воображению представить тот или иной художественный образ. Красочные картинки помогают раскрыть характер героев. (9 слайд)
— Перед созданием иллюстраций художник собирает подготовительный материал и делает эскизы; в них он изображает место действия произведения, его героев и предметы, которые могут их окружать.
— Так же делаются наброски — быстрые рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя.
— Иллюстрация, расположенная в начале книжки называется «заставка». Иллюстрация, расположенная на двух соседних страницах называется «разворот».
— Самые распространённые книжки для детей — это сказки. Что такое сказка?
— В книгах со сказками иллюстрации очень красивые, завораживающие, загадочные.
— Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогут репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова. Его называют певцом русской сказки. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Рассмотрите их внимательно. (10 слайд)
(Демонстрация репродукции картины
В.М. Васнецова «Алёнушка»)
— Эту картину художник создал, вдохновившись сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
— Какие чувства вызывает у вас эта картина?
— Какое настроение передаёт природа, окружающая Алёнушку?
— Какие краски использовал художник, чтобы передать грустное настроение девочки?
(11 слайд) (Демонстрация репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»)
— Для картины «Иван-царевич на сером волке» художник также взял сюжет известной сказки.
— Пейзажу в этой картине придаётся большое значение. Ивана-царевича и Елену Прекрасную окружают недобрые силы.
— Какой изображён лес на картине?
multiurok.ru
Блок уроков по изобразительному искусству на тему «Твои книжки» (3-й класс)
Разделы: МХК и ИЗО
Методический комментарий и обоснование актуальности проведения уроков на тему “Твои книжки”
Стоит ли говорить о том, что наши дети перестали совсем читать, и книга для них перестала быть единственным источником знаний, да и много ли на нашем рынке качественно изданных книг? Ответы на эти вопросы не внушают оптимизма. Все это и явилось вескими причинами, побудившими разработать блок уроков на тему: “Оформление книги”.
При разработке данной темы преследовалась следующую цель: научить ребят более внимательно всматриваться в мир, созданный руками художника. Умение вглядываться в жизнь, помноженное на воображение, помогает очень многое понимать. В первую очередь — других людей и их труд.
К 3 классу ребята накопили определенный опыт, они многое умеют и знают. В этом возрасте учащиеся осознанно активны. Данный блок включает в себя несколько уроков посвященный искусству в доме (По программе Б.М.Неменского), а именно книгам. Эти уроки проходят в 3 классе и отсюда особая специфика подачи материала, а именно через “Братьев- Мастеров”. Игровые моменты на уроке присутствуют, но ребята уже реально знакомятся с трудом иллюстратора, дизайнера, конструктора книги. Сказочные персонажи уже не удовлетворяют пытливые детские души и необходимо провести тонкую ниточку, связывающую сказку и реальную жизнь. В этом и помогают эти уроки. На этих занятиях ребята изображают, строят и украшают. Поэтому на уроках разный вид деятельности: конструирование, изображение и аппликация. Конспекты занятий — это личный опыт работы с детьми, который опирается на многочисленные книги, пособия и разработки других педагогов.
На уроках, посвященных книге очень важно под правильным углом осветить тему и поставить перед школьниками вопрос, и тогда дети с радостью будут искать, и находить свое творческое решение. Итак, в путь!
Темы уроков и виды деятельности:
Урок № 1 “Твои книжки. Буквица”
(Беседа, изобразительная деятельность).
Задание: Создание заглавной буквы: Буквицы (любая буква, любые художественные материалы).
Рис. 1
Урок № 2 “Оформление книги. Обложка”
(Интегрированный урок: художественный труд и изобразительная деятельность)
Задание: Создание обложки в технике аппликация или коллаж. Включение в работу элементы изобразительной деятельности.
Рис. 2
Урок № 3 “Книжка-раскладушка” (Конструирование, оформительская и изобразительная деятельность).
Тип урока: Комбинированный урок.
Вид деятельности: (Конструирование, оформительская и изобразительная деятельность)
Количество часов – 2
Рис. 3
Задачи:
- Развитие у ребят умения видеть и ценить труд художников-иллюстраторов, создавших книги. Формирование у детей представление у детей о книге, как о величайшей драгоценности.
- Формирование творческого участия детей в создании эскизов книжек.
- Формировать навыки работы с ножницами и бумагой, знакомство детей с новыми словами: оформление, иллюстратор, буквица и др. Дать представление детям о творчестве И. Билибина, Ю. Васнецова и др. художников-иллюстраторов.
Задание:
Создание проекта книжки-раскладушки к детской сказке “Колобок”, оформление обложки, создание иллюстраций
Материалы: бумага, ножницы, любые художественные материалы, фломастеры.
Зрительный ряд: пособия, выполненные учителем, лучшие детские работы, обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), книжки-игрушки, детские книжки. <Рисунок4>
Рис. 4
Содержание и ход урока:
- Организационный момент. Подготовка рабочего места.
- Сообщение темы урока. Беседа.
— Первые Книжки появляются в нашей жизни рано. Малыш делает всего лишь первые шаги в познавании мира, а родственники и близкие люди уже дарят ему первые книги. Эти книги особенные и сделаны из особого материала.
Вопрос: “Из чего же они сделаны?”
Дети отвечают правильно: “Из картона”.
Педагог задает ребятам новый вопрос: “А почему именно из картона?”
Звучат ответы детей.
— Говорите, что бы не порвали? Правильно, ребенок еще ни чего не понимает, и вид яркой нарядной обложки вызывает лишь одно желание потрепать ее, и попробовать на вкус. Но не только картон главное условие для такой книги. Книжки для малышей особенные.
Опять вопрос: “Какими еще должны быть детские книги?”
— Опять звучат ответы детей. Слышны разные прилагательные: красивые, яркие. Кто-то из детей замечает: “Простыми!”
— Правильно, простыми, то есть выразительные лаконичные образы и минимум текста — вот главное условие!
Учитель показывает ребятам несколько детских книг.
— Посмотрите, всего две страницы, а мы уже видим здесь бедную кошку, у которой сгорел дом. А обратите внимание на текст: его мало и напечатан он крупными буквами, что бы ребенку лучше было видно.
Сообщение новых знаний.
— Эти буквы в тексте называются шрифтом. (Учитель пишет слово на доске на доске) И шрифт, как и вся книга, бывает разным.
Но книга не всегда была такой. Первые книги делались из дерева, камня, позже папируса и совсем не похожи были на книги. На Руси книга всегда были величайшей драгоценностью. Их переписывали вручную и очень красиво украшали.
Вопрос: “Какая самая популярная книга была на Руси? Ее знали многие, а уж слышали о ней все жители государства”.
Дети радостно отвечают: “ Сказки!”
Педагог просит ребят подумать и напоминает, что сказки долгое время были устным творчеством.
Дети притихли. И, наконец, Сережа вспоминает: “Библия!”.
— Правильно Библия и Евангелие – это самые известные и любимые книги в народе, так как наши предки вели духовный образ жизни. И вот первая буква, с которой начинался текст, любовно называлась “Буквицей”. (Учитель пишет слово на доске). Буквица по-особому затейливо украшалась. Демонстрация ребятам детской азбуки. Педагог предлагает обратить внимание на причудливость орнамента.
— А теперь давайте поговорим о современной книге. Какая она?
Ребята узнают о том, что книга, как и человек, имеет свое лицо. Посмотришь иной раз на лицо человека и уже представляешь, какой он. По лицу книги – обложке – тоже можно узнать, о чем она. Если строга, сдержанна, сурова – не жди сказки, сказочных приключений. Если веселая, яркая, забавная – значит, такой будет и сама книга. К тому же обложка это еще и реклама книги. Детская книга, которая имеет строгую сдержанную обложку, вряд ли найдет себе хозяина.
А, глядя на эту обложку, можете догадаться, о чем будет книга? А эта? Смотрим картинки в книге. Некоторые из ребят, достаточно просвещенные, взбунтовались: это не картинки, а иллюстрации! (К сожалению, это бывает все реже и реже). Правильно, а художник, который работает над книгой, называется художником-иллюстратором!
(Учитель пишет это слово на доске).
— А представьте себе, если бы книга не имела иллюстраций? Вся она сплошной текст, глазу не на чем задержаться.
Ребята вовлечены в активный разговор. Вспоминают себя, когда они были совсем маленькими. Каждый из них испытал волшебное воздействие иллюстраций, только об этом никогда ни задумывался.
— Вспомните о книжках- игрушках. Открываешь ее, и целый сказочный мир встает перед вами!
Ребята опять тянут руки. Выясняется что эти детские книги до сих пор дороги их сердцам.
— А еще иллюстратор помогает нашему воображению представить тот или иной художественный образ. Художник, работая над книгой, отражает свое видение. К сожалению, иногда в магазине можно встретить книги-пустышки: яркая обложка, а внутри пустота, ни одной иллюстрации, а если они и есть, то настолько ужасные образы, способные скорее испугать малыша, нежели посеять доброе в его сердце. (Демонстрирование неудачных книг и детских работ).
— Теперь вы понимаете как трудно художнику?
Учитель продолжает разговор о книгах. В начале книжки есть заставка. На соседних страницах иллюстрация так и называется – разворот. В конце книги как заключительный аккорд – концовка. Обратить внимание детей на цветовое решение, на разницу в исполнении разных художников.
А вот эти книги ребята хотели сдать на макулатуру. Если бы они могли говорить, сколько бы ужасов рассказали о своей несчастной судьбе. Будьте к ним человечнее и добрее
3. Практическая часть урока. Сегодня на уроке мы попробуем сделать книжку-раскладушку с яркой обложкой и забавными иллюстрациями. Забавными потому что наша книжка для самых маленьких и название ее “Колобок”. Давайте вспомним сюжет этой поучительной детской сказки. (Педагог читает ее вслух).
Фоном нашей будущей композиции будет служить простой лист.
- Складываем белый или цветной лист бумаги пополам в длину.
- Разрезаем.
- Делаем “гармошку” (в 3 классе все дети это умеют делать, но учителю лучше все это продемонстрировать).
Рис. 5
Обратить внимание детей на то, что обложка является лицом книги и расположить ее удобнее всего с левой стороны.
— Важную роль в обложке играет шрифт. Какой выбрать размер шрифта и стиль обложки вы решите сами, но важно помнить, что очень маленькие буквы будут плохо видны, а роль текста здесь велика, ведь малыш впервые знакомиться с буквами. Создавать шрифт будете вы сами: из любой газеты вырезать любой шрифт, а наклеить его необходимо кверху ногами (называется “рыба”).
Не обязательно на каждой странице изображать нашего главного героя. Если не яркость цветового решения, то выразительность сказочных образов обязательна!
Итог урока подводит учитель. Необходимо отметить, что все работы интересны по-своему. В каждом проекте есть, что-то особое. Все ребята молодцы!
Педагог устраивает мини-выставку и выставляет оценки.
Выражает благодарность детям за ту радость, которую они подарили друг другу и педагогу своими работами.
5.За 2-3 минуты до конца урока сообщение домашнего задания: подобрать дома книги с обложками и иллюстрациями, отображающими разное настроение. Поговорить об этом с родителями.
Рис. 6
Рис. 7
Литература:
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства — М.: Просвещение, 1991.
- Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырехлет. Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., — М.: Просвещение, 2000.
- Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. /Под ред. Неменского Б.М., – М.: Просвещение, 2005.
17.03.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | 1. Организационный момент | Подготовка к усвоению материала | — Ребята, послушайте русскую загадку, и отгадайте о чём идёт речь. Языка не имеет, а у кого побывает, — Давно появились книги? | Слушают учителя, рассказывают о книге | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | 2. Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказmc элементами беседы « Первые рукописные книги на Руси». Беседа «Какой бывает книга?». Рассматривание книг. Просмотр мультимедийной презентации. Коллективный поиск ответа на вопрос. Беседа «Иллюстрации и художники иллюстраторы». Рассматривание книг и слайдов | -Уже в конце XI в. в Древней Руси возникает ремесло «книжных писателей». Посмотрите как выглядели старинные книги, на создание одной книги уходил целый год. (слайд 2) Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками. Нужно сказать, что книжные художники нередко были людьми начитанными, эрудированными. — Почему так долго работали над созданием книг? — Текст и изображения в книгах выполнялись от руки. Уходит много труда и времени на создание одной книги. — Прошло много времени, а мы продолжаем читать книги, только сейчас их появилось огромное количество на любой вкус и возраст. (слайд3) — Ребята, у вас на столах лежат детские книги, какие они? — Книги бывают маленькие и большие, для детей и для взрослых. — Покажите, книжки – игрушки, книжки – раскладушки (показывают в каждой группе). В книжках вы видите много красочных картинок, как они называются? Иллюстрация (слайд 4) Что такое иллюстрация? Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования… Слово «иллюстрация» имеет латинское происхождение, и в переводе обозначает «проливать свет, объяснять». Сегодня под термином «иллюстрация» принято понимать изображения, сделанные к литературным текстам. Над ними работают художники-иллюстраторы. — Ребята, посмотрите и найдите, кто проиллюстрировал эти книги, лежащие у вас на столах? (дети делятся информацией по кругу). — Теперь я попрошу сложить книги. | Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию | Фронтальная, групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: извлекают информацию из текста и иллюстраций, анализируют её Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, делать выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | 3. Творческая практическая деятельность | Беседа «Что мы будем делать?» | Видеоролик из детсада Учитель: Ребята, что мы с вами будем делать? (слайд 5) Мы сделаем книжку-раскладушку, где будут помещены русские потешки и ваши иллюстрации. (слайд 6) Для кого сочинялись потешки? ПОТЕШКИ — жанр детского фольклора, коротюсенькие песенки или стишки юмористического, шуточного содержания игровой направленности. Физминутка Как на наш на лужок выпал беленький снежок. Вышли зайки погулять свои лапки поразмять Прыг-скок, прыг-скок, свои лапки поразмять. Иллюстрациями к потешкам будут служить образы, взятые из глиняной дымковской игрушки (слайд 7). Она белая и украшена яркими узорами. — Не следует копировать, можно больше импровизировать, опираясь на стиль формы и декора игрушки. (слайд 8) | Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приёмы работы с бумагой | Фронтальная | Личностные: ориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл задания учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи. Познавательные: умеют анализировать информацию | Устные ответы | Практическое задание | Цель нашей работы: Мы должны за 15 минут оформить одну страницу нашей книги, работая в паре. Вы должны решить, кто из вас украшает страничку декоративными элементами, а кто работает над персонажем. Как грамотно составить композицию странички книги вы можете посмотреть. (учитель работает с документ камерой) Этапы работы (слайд 9) 1. Читаем потешку и подбираем подходящий персонаж к содержанию (совместно). 2. Каждый выполняет определённую задачу ( можно меняться)
3. На страницу сначала располагаем, а наклеиваем изображение 4. С готовой работой подходим ко мне, главному читаем содержание потешки, и вклеиваем свою страничку с иллюстрацией в книжку-раскладушку. | Выполняют задание | Совместно-индивидуальная | Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдением норм и правил поведения. Коммуникативные: умеют договариваться в процессе работы | Выполнение эскиза иллюстрации | 4. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация книжки-раскладушки. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | Учитель: Теперь подошло время показать нашу книгу. (слайд 10) — Ребята, кому может пригодиться наша книга? — Какая получилась книга? — Почему мы быстро справились с заданием? Мы учились дружно работать, сотрудничать, помогать друг другу. Молодцы! Нашу книжку мы подарим ребятам из детского сада, они будут рады. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свои работы на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. | Оценивание учащихся. Устные ответы |
multiurok.ru