cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок снежная королева презентация 5 класс – Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | скачать бесплатно

Содержание

Презентация к уроку литературы в 5 классе. «Сказка Г.Х.Андерсена Снежная королева».

Презентация к урокам по сказке датского сказочника Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» (5 класс).

 Раздел «Зарубежная литература»

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений  / Авт.-сост.

Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе. «Сказка Г.Х.Андерсена Снежная королева».»

Ханс Кристиан Андерсен.

«Снежная королева»

Трудный путь Герды.

История первая. «Зеркало и его осколки»

  • Зачем злой тролль создал зеркало?
  • Какое свойство зеркала вам кажется самым страшным?

Владислав Ерко

Рассказ второй.

«Мальчик и девочка»

Кто такие Кай и Герда?

Владислав Ерко

  • Почему Снежная королева прилетела к Каю?
  • Какой увидел Снежную королеву Кай?
  • Почему он испугался?

Ника Гольц

Крист иан Бирмингем

Бенвенути

Владислав Ерко

Владислав Ерко

  • Как изменился Кай, когда ему попали в сердце и глаз осколки дьявольского зеркала?
  • Что теперь Каю кажется совершенным?

Владислав Ерко

Анжела Барретт

  • Почему Снежной королеве удалось увезти Кая?
  • Какой видится ему Снежная королева?

Рассказ третий. «Цветник женщины, умевшей колдовать»

  • Что заставило Герду отправиться на поиски Кая? Кто помогает ей в поисках?
  • Чем отличается исчезновение Герды от исчезновения Кая?
  • Что общего в желании колдуньи и поступке Снежной королевы? В чём различие?
  • История какого цветка понравилась больше всего?
  • Кто помог Герде вспомнить про Кая?

Владислав Ерко

Рассказ четвёртый. «Принц и принцесса»

  • Какую историю поведал девочке ворон?
  • Что заставило Герду поверить, что речь идёт о Кае?

Владислав Ерко

Владислав Ерко

Ханс Кристиан Андерсен.

«Снежная королева»

В чём сила Герды?

Владислав Ерко

Рассказ пятый. «Маленькая разбойница»

1.Какие события произошли с Гердой в главе «Маленькая разбойница»?

2.Почему Маленькая разбойница отпустила Герду на поиски Кая?

Ника Гольц

Рассказ шестой. «Лапландка и финка»

Анастасия Архипова

Анджела Барретт

  • Почему Герде помогают и люди, и животные?

Ника Гольц

Анджела Барретт

  • Почему на помощь Герде пришли ангелы?
  • Как же жил всё это время Кай? Чем занимался?

Кристиан Бармингем

  • Как Герде удалось победить злые чары тролля и Снежной королевы?

Ника Гольц

  • В чем смысл финала сказки Андерсена?

Владислав Ерко

Использованные ресурсы

Ника Георгиевна Гольц. Снежная Королева. https://trettiocrabdi.wordpress.com

«Снежная королева». Иллюстратор Christian Birmingham

http://turan57.livejournal.com/53154.html

Иллюстрации Владислава Ерко.

http://illustr.narod.ru/html/queen.htm

«Снежная королева» великолепной Анжелы Барретт. http://kinita.livejournal.com/14940.html

multiurok.ru

Презентация к уроку литературы в 5 классе: Х.К.Андерсен «Снежная Королева»: реальность и фантастика.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе: Х.К.Андерсен «Снежная Королева»: реальность и фантастика.»

к уроку литературы в 5 классе

Х.К.Андерсен

«Снежная королева»:

реальность и фантастика.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

(Ю.Энтин)

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало;

На датском языке мать песни

мне певала,

Шептала сказки мне, родимая моя…»

Х.К.Андерсен

Сказка – произведение устного народного творчества,

занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

  • Русские народные сказки –
  • Литературные сказки –

это произведения устного творчества русского народа.

это

сказки, написанные автором.

Х.К.Андерсен

«Снежная королева»:

реальность и фантастика.

В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ханс Кристиан, и его отца — сапожника — тоже звали Ханс Кристиан. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен-отец был бедным. Он вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе. Он ходил с сыном в театр, который был в их маленьком городе.

  • Когда мальчик подрос, чем только он ни занимался – и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил.
  • В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия.
  • Всего Андерсен написал 170 сказок.

О ком из героев можно сказать,

что у них ледяное сердце?

К.Паустовский сказал:

«Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою,

и доброго человеческого сердца над злым».

А чему научились вы?

Сегодня на уроке я

научился(лась)…

познакомился(лась)…

повторил(а)…

закрепил(а)…

  • 1. Подготовить выразительное чтение и пересказ 5-7 историй из сказки Андерсена «Снежная королева»
  • 2. Задание 4 из раздела «Размышляем о прочитанном»

Дополнительное задание:

рассказать об одном из второстепенных героев сказки (на выбор).

multiurok.ru

Презентация к уроку литературы в 5 классе. «Сказка Г.Х.Андерсена Снежная королева».

Презентация к урокам по сказке датского сказочника Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» (5 класс).

 Раздел «Зарубежная литература»

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений  / Авт.-сост.

Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе. «Сказка Г.Х.Андерсена Снежная королева».»

Ханс Кристиан Андерсен.

«Снежная королева»

Трудный путь Герды.

История первая. «Зеркало и его осколки»

  • Зачем злой тролль создал зеркало?
  • Какое свойство зеркала вам кажется самым страшным?

Владислав Ерко

Рассказ второй.

«Мальчик и девочка»

Кто такие Кай и Герда?

Владислав Ерко

  • Почему Снежная королева прилетела к Каю?
  • Какой увидел Снежную королеву Кай?
  • Почему он испугался?

Ника Гольц

Крист иан Бирмингем

Бенвенути

Владислав Ерко

Владислав Ерко

  • Как изменился Кай, когда ему попали в сердце и глаз осколки дьявольского зеркала?
  • Что теперь Каю кажется совершенным?

Владислав Ерко

Анжела Барретт

  • Почему Снежной королеве удалось увезти Кая?
  • Какой видится ему Снежная королева?

Рассказ третий. «Цветник женщины, умевшей колдовать»

  • Что заставило Герду отправиться на поиски Кая? Кто помогает ей в поисках?
  • Чем отличается исчезновение Герды от исчезновения Кая?
  • Что общего в желании колдуньи и поступке Снежной королевы? В чём различие?
  • История какого цветка понравилась больше всего?
  • Кто помог Герде вспомнить про Кая?

Владислав Ерко

Рассказ четвёртый. «Принц и принцесса»

  • Какую историю поведал девочке ворон?
  • Что заставило Герду поверить, что речь идёт о Кае?

Владислав Ерко

Владислав Ерко

Ханс Кристиан Андерсен.

«Снежная королева»

В чём сила Герды?

Владислав Ерко

Рассказ пятый. «Маленькая разбойница»

1.Какие события произошли с Гердой в главе «Маленькая разбойница»?

2.Почему Маленькая разбойница отпустила Герду на поиски Кая?

Ника Гольц

Рассказ шестой. «Лапландка и финка»

Анастасия Архипова

Анджела Барретт

  • Почему Герде помогают и люди, и животные?

Ника Гольц

Анджела Барретт

  • Почему на помощь Герде пришли ангелы?
  • Как же жил всё это время Кай? Чем занимался?

Кристиан Бармингем

  • Как Герде удалось победить злые чары тролля и Снежной королевы?

Ника Гольц

  • В чем смысл финала сказки Андерсена?

Владислав Ерко

Использованные ресурсы

Ника Георгиевна Гольц. Снежная Королева. https://trettiocrabdi.wordpress.com

«Снежная королева». Иллюстратор Christian Birmingham

http://turan57.livejournal.com/53154.html

Иллюстрации Владислава Ерко.

http://illustr.narod.ru/html/queen.htm

«Снежная королева» великолепной Анжелы Барретт. http://kinita.livejournal.com/14940.html

multiurok.ru

«О дружбе, верности, любви по сказке Г-.Х. Андерсена «Снежная королева»»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: cоздание условий для работы над понятием “Дружба, верность, любовь” при работе с художественным текстом.

Задачи урока.

Образовательные: 
Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

Развивающие: 
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные: 
Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, фрагменты мультипликационного фильма “Снежная королева”, кластеры.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 

Урок разработан в форме игры-путешествия. 

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые. 

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная. 
В ходе урока использовались кластеры, тестирование, самоконтроль и самооценка знаний учащихся. А так же: 
— отрабатываются навыки выразительного беглого чтения; 
— развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение; 
— воспитывается интерес к чтению, умение быть надежным и верным другом;
— прививается умение работать в коллективе. 

Структура (план) урока: 
1. Организационный момент. 
2. Сообщение темы и целей урока. 
3. Вызов: актуализация знаний, побуждение интереса к сказке. 
4. Осмысление содержания. Актуализация опорных знаний. 
5. Рефлексия. 
6. Итог урока.
7. Оценка урока. Оценка работы учащихся.
8. Домашнее задание. 

Ход урока 

І. Организационный момент.

— Ребята, давайте поиграем в игру “Доброе утро”. 

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 

Доброе утро, ребята! 
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 
Я скажу слова “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса.

Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 

Попробуем? 

Доброе утро всем девочкам! 
Доброе утро всем мальчикам! 
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! 
Доброе утро всем, кто любит конфеты! 
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

Учитель. 
Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: “Доброе утро!” 
Доброе утро солнцу и птицам! 
Доброе утро улыбчивым лицам! 
И каждый становится добрым, доверчивым, 
И доброе утро длится до вечера. 

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. 

II. Сообщение темы и целей урока. 

Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас. 

Ведь где читают дружно, 
Пересказывают умело, 
Там сказке можно появиться смело. 

Но сначала вы должны угадать, как называется сказка и кто ее автор.

а) Разгадывание ребуса.

Правильно. Мы отправимся в сказку Г. Х. Андерсена “Снежная королева”.

(Исполнение песни сказочника).

III. Работа по теме урока.

а) Вступительное слово о творчестве Г. Х. Андерсена. (Презентация, I часть).

На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания — маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Сказки Андерсена знакомы вам с детства. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен  родился в1805 году в городе Оденсе  в семье сапожника и прачки. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.

Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям. Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.          

Андерсен был человеком   необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, “через волшебное стекло”. А самое главное – он умел дарить людям  радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому. Всего  Андерсен написал 170 сказок.  Сегодня одна из  его сказок приглашает нас в гости.

Появляются герои: Автор, Снежная королева, Герда.

IV. Стадия “ Вызов”.

а) Вступление. Мини-сценка. (Презентация, II часть).

Автор:

Какое это чудо — лист бумаги.
Бывает белоснежным он с утра —
И вдруг: дороги, замки и овраги —
Я мир создал на кончике пера.
И в этом мире люди обитают,
Они живут, играют, говорят.
Смеются, плачут, думают, мечтают
Добро и зло на выбор свой творят.
Кто в радости, кто в горести, кто в гневе —
Попробуй их характер улови…
Я написал о Снежной Королеве —
Рассказ о дружбе, верности, любви…

Снежная королева:

О Снежной Королеве всем известно.
Да, это я. Я соткана изо льда.
Но жизнь людей мне мало интересна:
Вы нерациональны, господа.
Нелепы ваши бурные искусства,
Вам не понять снежинки красоты.
Вы вспыльчивы, надеетесь на чувства,
В вас нет холодной мудрой пустоты,
Вы так нелепы, так ассиметричны,
Над вами разум не имеет власть,
Вы вспыльчивы, глупы и истеричны,
А я не знаю, что такое страсть.

Герда:

А я с тобою вовсе не согласна,
И все, что ты сказала — ерунда!
Ну, что с того, что ты умна, прекрасна,
Коль вместо сердца — лишь кусочек льда?

Я сто дорог смогу пройти,
Чтоб брата милого найти!
Я верю, что любви тепло
Способно уничтожить зло;
Что жар сердец и солнца луч
Сильнее льда и черных туч,
Что после вьюг и снежных бурь
Придет весенняя лазурь.
И птицы запоют в листве,
И камни скроются в траве,
Цветы расстелются ковром
И с братом мы войдем в свой дом.
Любовь ведет меня вперед
И к сердцу брата приведет!
Я сто дорог смогу пройти,
Чтоб Кая милого найти.

б) Работа в парах.

Учитель. Чтобы определить тему нашего урока я предлагаю выполнить вам задание. Перед вами 3 синквейна. Дайте правильные ответы и сделайте вывод.

1.————

2. сплоченный, единодушный

3. общаться, переживать, выручать

4. доверие укрепляет ее и делает прочнее

5. взаимоотношения

Вопрос:

— Определите первое слово синквейна? (Дружба)

1.————

2. надежный, стойкий

3. не предавать, хранить, любить

4. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга

5. постоянство

— Определите второе слово синквейна? (Верность)

1. ————

2. беззаветная, бескорыстная

3. обожать, боготворить, страдать

4  испытывать внутреннюю склонность к чему-либо

5. увлечение.

— Определите третье слово синквейна? (Любовь)

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

— Сегодня мы поговорим о дружбе, верности и любви.

— Как вы думаете, актуальна ли сейчас эта тема? Почему?

— Как вы понимаете смысл этих слов?

В) Работа с толковыми словарями С. Ожегова и В. Даля.

— Давайте обратимся за помощью к словарям. Найди значение слов дружба, верность, любовь.

 Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств. 

Верность — преданность, надежность, человек неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия.

Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Эпиграфом к нашему уроку, я думаю, подойдут такие слова: “Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти”.

Королевство главной героини — не простое и попасть туда не так-то легко. Но Герда — смелая девочка. Она решила спасти Кая и доказать Снежной королеве, что дружба, верность и любовь могут творить чудеса. Автор отправляет ее в сказочное путешествие.

Ребята, я предлагаю вам проследить по сказке весь путь героини, и если потребуется, помочь ей. Вы готовы? У мудрого Автора есть ещё условия. Он любит за работу награждать.

Если будет твой ответ прекрасный,- 
Ты жетон получишь красный. 
Если твой ответ чуть – чуть похуже – 
Жёлтый цвет тобой заслужен, 
Если не преодолел преград – 
Не получишь ты наград. 

V. Стадия “Осмысление содержания”.

а) Чтение текста учащимися с остановками.

В начале сказки “Снежная королева” Андерсен писал: “Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь”. Наверное, мы, внимательно прочитав произведение великого датского сказочника, узнаем больше, чем раньше. Посмотрим, так ли это.

Давным-давно жили по соседству двое детей: мальчик Кай и девочка Герда.
Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружатся снежинки.
— Интересно, — задумчиво протянул Кай, — а у них есть королева?
— Конечно, — кивнула бабушка. — Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.
На другой день, когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул:
— Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце!
Бедный мальчик еще не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной королевы, который должен был превратить его сердце в лед.

— Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной королеве?

Ответ: Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.

Что попало в сердце мальчика?

Ответ: В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лед.

Однажды дети отправились играть на площадь. В разгар веселья вдруг появились большие белые сани. Никто и глазом не успел моргнуть, как Кай привязал к ним свои саночки.

Сидевшая в санях Снежная Королева, а это была она, усмехнулась — и унеслась вместе с Каем в свой ледяной дворец.

Околдованный Кай забыл и Герду, и бабушку: ведь его сердце превратилось в лед.

Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы?

Ответ: Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной королевы, и она унесла его в свой ледяной дворец.

Но Герда не забыла Кая. Она отправилась на его поиски: села в лодку и поплыла, куда глаза глядят.
Вскоре лодка причалила к удивительному саду. Навстречу Герде вышла колдунья:
— Какая очаровательная девочка!
— Вы не видели Кая? — спросила Герда.
— Нет, не видела. Зачем тебе Кай? Оставайся, мы с тобой славно заживем!
Колдунья показала Герде волшебный сад с удивительными цветами, которые умели рассказывать сказки. Там всегда светило солнце и было очень красиво, но Герда отправилась дальше - искать Кая.

— Что движет  Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?

Ответ: Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он   причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

Почему Герда не осталась у колдуньи?

Ответ: У нее была цель: найти и спасти Кая.

По дороге она встретила старого ворона.
— Я видел Кая, — важно сказал ворон. — Он теперь живет у принцессы!
И Герда отправилась во дворец. Но оказалось, что это был не Кай!
Она рассказала принцессе и принцу свою историю.
— Ах, бедняжка! — расплакалась принцесса. — Мы тебе поможем.
Герду накормили, дали теплую одежду и золотую карету, что бы она быстрее нашла своего Кая.

Кто сказал Герде, что Кай живёт во дворце с принцессой?

Ответ: По дороге она повстречала ворона, который сказал ей, что Кай живет во дворце?

Как помогли Герде принц и принцесса?

Ответ: Они накормили ее, дали теплую одежду и золотую карету, чтобы Герда поскорее нашла Кая.

Но тут случилась беда: на богатую карету в лесу напали разбойники. 
Ночью Герда не сомкнула глаз. Два голубя рассказали ей, что видели сани Снежной Королевы и в них сидел Кай.
— Наверное, она увезла его в Лапландию, — курлыкали голуби.
Дочь атаманши, маленькая разбойница, хотела, чтобы Герда осталась с ней, но когда узнала ее печальную историю, так растрогалась, что решила отпустить Герду и приказала своему любимому северному оленю довезти девочку до Лапландии.
День и ночь бежал олень. Он уже совсем выбился из сил, когда среди снегов показался, наконец, ледяной дворец Снежной Королевы.

Какая опасность снова подстерегала героиню?

Ответ: На карету напали разбойники.

Кто рассказал Герде новости о Кае?

Ответ: Два голубя рассказали девочке, что видели сани Снежной королевы и в них сидел Кай.

— Как маленькая разбойница помогла Герде?

Ответ: Она приказала своему любимому северному оленю довезти Герду до Лапландии.

Герда осторожно зашла внутрь. На ледяном троне восседала Снежная Королева, а у нее ног льдинками играл Кай. Он не узнал Герду, и в сердце его ничего не дрогнуло — ведь оно было ледяным!
Тогда Герда обняла его и заплакала.

Ее слезы были такими горячими, что растопили ледяное сердце Кая.
— Герда! — окликнул он, словно проснувшись.
— Кай, мой милый Кай! — ахнула Герда. — Ты узнал меня! Конец колдовству!
Теперь им была не страшна Снежная Королева.
Кай и Герда вернулись домой, и зажили, как и раньше, весело и дружно.

VI. Физкультминутка. 
/Звучит фонограмма “Зима”/ 

Шагая по царству, 
Устали немножко. 
Сейчас отдохнём 
И снова в дорожку. 
Из-за парты тихо встали 
И по царству зашагали. 
Мы шагаем, мы шагаем, 
Голову не опускаем, 
Дышим ровно, глубоко. 
Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – присесть, 
Четыре – встать, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – за парту тихо сесть. 

VII. Работа по теме урока. Продолжение.

а) Анализ содержания текста по вопросам:

— Каким Герда нашла Кая?

Ответ: Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи.

— Почему Кай не узнал Герду?

Ответ: У него было ледяное сердце.

— Как смогла героиня возродить его к жизни?

Ответ: Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами.

Снежная королева.

Лишь тот, кого я в лоб поцеловала —
Подобно Каю, холоден, как снег.
И Герда зря его расколдовала:
Теперь он — жалкий добрый человек…

Проблемные вопросы:

1. Как вы думаете, почему маленькая  хрупкая  девочка победила злую волшебницу?

Ответ: Её сер

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературы в 5классе «Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»» (методическая разработка урока и презентация)

Конспект урока литературы в 5 классе

Тема урока: Х. К. Андерсен и его сказочный мир.
Сказка «Снежная королева»
Класс: 5, учебник под редакцией В. Я. Коровиной
Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с удивительным датским писателем-сказочником Хансом Кристианом Андерсеном и его сказкой «Снежная королева»; создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения;
уметь воспринимать и анализировать текст; формулировать проблематику произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД :

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к культурному наследию другого народа.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, модельной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока
1. Организационный этап.

— Ребята, давайте поиграем в игру «Доброе утро». Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. Я скажу слова «Доброе утро…», а вы помашете мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

-Доброе утро, ребята! Слайд 1.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя, посвященное Году литературы в России.

В Российской Федерации 2008 год был объявлен Годом семьи, 2009 — Годом молодежи, 2010 — Годом учителя, 2011 – Годом российской космонавтики, 2014- Годом культуры. Слайд 2.

? — А знаете ли вы, ребята, какой год проводится в 2015 году?

2015 год в нашей стране объявлен Годом литературы. Слайд 3.

Литература – это не только предмет школьной программы, литература – это величайшее наследие, доставшееся нам от предыдущих поколений. Это книги, которые читали наши родители, бабушки и дедушки, читаем и перечитываем мы. Они помогают нам жить, познавая мир в художественных образах.

Слайд 4. Хочется, чтобы книга всегда оставалась ценностью, а чтение – любимым и модным занятием, особенно для детей и молодёжи. 

Долгие годы в самой читающей и, пожалуй, самой пишущей стране литература владела умами. Она формировала взгляды, воспитывала и возвышала, заставляла думать и размышлять.

? Посмотрите на эту черно-белую фотографию. Как вы думаете, когда сделан этот снимок и кто на нем запечатлен? Слайд 5.

На этой фотографии ученики 7 класса средней школы № 10 Свердловского района Ленинграда. И это снимок сделан в блокадном Ленинграде.

Была война, и книги подчас были последним прибежищем нежности и улыбки. Сказочными островами посреди бескрайнего горя. Сказать, что книги во время войны согревали и утешали — ничего не сказать. Они спасали. Помогали взрослым сохранить человеческий облик, а детям — остаться детьми.

Если бы вдруг в 1941 году советское правительство сэкономило на книжках для детей, то за это и сегодня никто бы не бросил в него камень. Но книги и детские журналы продолжали выходить и в ту пору, когда враг стоял под Москвой. Они печатались даже в блокадном Ленинграде. И на девяносто девять процентов это классика мировой и отечественной литературы, лучшие произведения поэтов и писателей.

В результате в СССР не просто сохранили грамотность населения, а получили прекрасное поколение, достигшее выдающихся результатов в науке и культуре. Космонавты, поэты и ученые начинали свой путь к вершинам познания со скромных книжек Детиздата.

Посмотрите этот поразительный, на мой взгляд, список книг. Здесь лишь малая часть того, что было издано в СССР в 1941–1945 годы. Слайды 7-8-9.

3. Актуализация знаний.
Есть среди книг, изданных в 1945 году, и та, с которой мы встретимся сегодня. Имя ее автора многим знакомо с раннего детства.

  • Давайте сыграем в игру «Узнай сказку» и попробуйте догадаться, о каком сказочнике идет речь. Слайды 10 -11-12-13. (игра)

4. Работа по теме урока.

1. Рассказ о сказочнике

Х. К. Андерсен родился 2 апреля 1805 года.

? Сколько лет исполнилось бы датскому писателю в этом году?

А как называется годовщина какого- либо лица, обычно исчисляемая в круглых и крупных числах? (Юбилей).

Слайд 16. Перед вами портрет великого сказочника.

Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого.

Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

Каждый год 2 апреля, в день рождения писателя, во всем мире празднуется Международный день детской книги.

За свою жизнь Андерсен сочинил множество пьес, шесть романов более ста семидесяти сказок и семьсот семьдесят стихотворений.

В одном из них Андерсен написал : «В цветущей Дании, где свет увидел я, берет мой мир свое начало».

Все начинается в детстве. Давайте уделим немного внимания его биографии, потому что сказочный мир Андерсена – родом из его детства.

Мы с вами сегодня постарались поближе познакомиться с великим датским сказочником.
— Чему вы могли бы поучиться у Андерсена?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «В гостях у гномов»

2.Знакомство со сказкой «Снежная королева». Слайд18.

— Все ли сказочные существа такие веселые и добродушные?
Встречали ли вы в сказках других персонажей?

— Известно ли вам, кто такие тролли?

(Индивидуальное задание – работа с толковым словарем)

Давайте попробуем разгадать ребус. В нем зашифровано название сказки Андерсена, в которой тролль сыграет важную роль

  • Выразительное чтение истории первой.

  • Беседа по прочитанному с частичным анализом произведения

Вопросы:
1. Найдите, где в тексте «спрятались» элементы народной сказки? (Начало сказки.)
2. Являются ли тролль и его ученики главными героями сказки?

3. Можно ли утверждать, что действие сказки в 1-й истории уже началось?

4. Как можно назвать такую предысторию к произведению? (Вступление.)

5. Нужна ли эта предыстория в сказке? Почему?

Ответы на вопросы

« Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол».

Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, — абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

«… он смастерил такое зеркало…»

«…зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами! Лица искажались так, что и не узнать. Ученики тролля рассказывали всем, что сотворилось чудо.»

Зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. Характерно, что люди, попадающие под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми.

  • Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце? Процитируй нужный отрывок из текста.

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное. Некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось, как кусок льда.»

Тролль и его ученики решили посмеяться над самим творцом. «Напоследок захотелось им добраться и до неба… »

  • Почему люди, по мнению Андерсена, становятся злыми?

  • О борьбе двух каких сил будет идти речь в сказке?

6. Рефлексия. Слайд 19. Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

На мой взгляд, эта сказка отличается от предыдущих, прочитанных нами, тем, что…

Я думаю, что и в наше время есть тролли, которые…

Мне кажется, что дальше будет история о том…

7. Домашнее задание. Слайд 20.

1. Подготовить художественный пересказ первой истории.

2. Нарисовать, какими были Тролль и его ученики.

3. Прочитать историю вторую.

infourok.ru

Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Интерактивная викторина по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Слайд 1

Разработала Онищенко Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОБУ Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова Интерактивная викторина по сказке «Снежная королева»

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 0 Интерактивная викторина 2 1 2 2 23 2 4 2 5 2 6

Слайд 3

Ганс Христиан Андерсен Кто автор сказки «Снежная королева»?

Слайд 4

тролль Кто смастерил волшебное зеркало, в котором всё прекрасное уменьшалось, а безобразное бросалось в глаза ?

Слайд 5

п о крыше Как ходили друг к другу мальчик и девочка?

Слайд 6

розы Какие цветы Кай и Герда выращивали в деревянных ящиках в летнем саду?

Слайд 7

Снежная королева Кто сидел в больших белых санях, к которым Кай привязал свои санки?

Слайд 8

старая бабушка Кто рассказал Каю и Герде о Снежной королеве?

Слайд 9

на тёплую печку Куда Кай хотел посадить Снежную королеву, если она придёт к ним?

Слайд 10

красные башмачки Что бросила Герда в речку, когда плыла на лодке ?

Слайд 11

волшебным гребешком Чем расчёсывала старушка волосы Герде, чтобы та забыла Кая ?

Слайд 12

воробьи Какие птицы пытались утешить Герду, уплывающую на лодке далеко по течению ?

Слайд 13

роза Какой цветок был на соломенной шляпе старушки, который напомнил Герде о Кае ?

Слайд 14

с вороном С кем повстречалась Герда, убежав из волшебного сада старушки ?

Слайд 15

башмаки , муфту, чудесное платье, золотую карету Что подарили Герде принц и принцесса ?

Слайд 16

на северном олене На каком животном уехала Герда от маленькой разбойницы ?

Слайд 17

на сушеной треске На чём было написано послание лапландки для финки ?

Слайд 18

финка Кто жил в доме с дымовой трубой без дверей ?

Слайд 19

родная дочь Кто укусил старуху-разбойницу за ухо ?

Слайд 20

в ледяное зеркало Куда глядела Снежная королева, когда сидела на ледяном троне ?

Слайд 21

вечность Какое слово составлял из льдинок Кай в замке Снежной королевы?

Слайд 22

весной В какое время года Кай и Герда возвращались домой?

Слайд 23

Снежной королевы «Больше я не буду тебя целовать, а то зацелую до смерти… Чьи это слова ?

Слайд 24

«Отче наш» Что читала Герда, когда шла во дворец Снежной королевы ?

Слайд 25

Зеркало разума Как называлось озеро, посреди которого восседала Снежная королева ?

Слайд 26

любовь Что помогло Герде победить Снежную королеву?

Слайд 27

горячие слёзы Герды Что растопило ледяное сердце Кая ?

Слайд 28

Семь : История о зеркале и его осколках. Кай и Герда. Цветник женщины, которая умела колдовать. Принц и принцесса. Маленькая разбойница. Лапландка и Финка. Чертог Снежной королевы. Сколько историй в сказке «Снежная королева»?

Слайд 29

Используемые источники: Портрет писателя : https ://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.abdulaeva.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2F02.jpg&text=иллюстрации Андерсен Иллюстрации к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева »: https://yandex.ru/images/search?text= Иллюстрации к сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева »%3 A&stype = image&lr =77&noreask=1&source=wiz Викторина, тесты по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» : http ://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-skazke-andersena-snezhnaja-koroleva http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktoriny-dlja-4-klasa-s-otvetami/viktorina-dlja-4-klasa-s-otvetami-snezhnaja-koroleva.html http://easyen.ru/load/chtenie/vneklassnye_meroprijatija/viktorina_po_skazke_snezhnaja_koroleva/392-1-0-27836 http://madamelavie.ru/victoriny/skazka_snezhnaya_koroleva/

nsportal.ru

Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Разделы: Литература


Цель: через знакомство с текстом шестой и седьмой сказок показать образ жизни и обычаи людей Севера; раскрыть нравственную ценность добра, торжествующего над злом.

(Слайд 1)

Слово учителя: На прошлых уроках мы говорили о героях «Снежной королевы», об их добрых сердцах и о связи их поведения с умом и воспитанием. (Слайд 2)

Сегодня мы узнаем новое о жизни народов Севера в далёкие времена и дополним наше представление о героях сказки. (Учитель показывает на географической карте, где находится Лапландия, Финляндия и Финмарк, остров Шпицберген, Северный полюс и рассказывает о суровом климате Севера.) (Слайд 3)

Учитель: Обратимся к 6-ой сказке «Лапландка и финка» и сделаем акцент на самом начале сказки на словах: «Я напишу два слова на вяленой треске – бумаги у меня нет…»; «Постучался в дымовую трубу финки, – в её доме и двери-то не было! Ну и жарко там было!»; «Положила оленю на голову кусок льда». Как вы думаете, что в прочитанном нами отрывке реальное (правдоподобное), а что сказочное?

Ученик: Реальное – описание жилища лапландки и финки. Сказочное – как Герда и олень проникали в их избушки. (Слайд 4)

Учитель: Встречались ли мы с подобным соединением сказочного и реального в других сказках «Снежной королевы»?

Ученик: Когда животные, птицы и цветы говорили человеческим языком (олень, ласточки, вороны, розы…). Сказочны Снежная королева, тролль, его ученики. Сказочно также Герда проникла во дворец. Сказочная старушка – волшебница, которая спрятала розы под землю…

Учитель: Но реальны отношения между героями. Теперь посмотрите в тексте сказки, что нового мы узнали о Герде из разговора оленя и финки? Прочитайте их диалог. (Слайд 5)

Ученик: Олень: «А нет ли у тебя средства сделать Герду всесильной?» Финка: «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! Но мы не должны говорить ей о той силе, что скрыта в её сердце».

Учитель: Как же Андерсен стремится доказать, что у Герды сильное, потому что доброе сердце? Прочтите последний абзац 6-ой сказки – Герда в саду Снежной королевы.

Ученик: «Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперёд, что было мочи…», как побежала из прекрасного цветника колдуньи…

Учитель: Два разных сада: в саду колдуньи Герде было весело, она играла среди цветов, но всё – таки побежала искать Кая. В саду Снежной королевы она босая замерзает, но забывает о себе и опять бежит искать Кая. Она очень самоотверженная и славная девочка. Расскажите, как её встретили в саду Снежной королевы.

Ученик: (краткий пересказ).

(Слайд 6)

Учитель: Страшно было Герде одной бороться с войском Снежной королевы, но она всё – таки победила и пробилась в её дворец. Вот как Андерсен его описывает: «Стены чертогов были наметены снежными метелями, окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведённые прихотью вьюг, сотнями тянулись непрерывной грядой, освещённые северным сиянием. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замёрзшее озеро. Лёд на нём треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков… одинаковых и правильных». Можем ли мы сказать, как относится Андерсен к чертогам Снежной королевы, нравится ли ему здесь?

Ученик: Ему здесь не нравится, потому что здесь холодно и нет ничего живого: ни людей, ни животных. Он пишет: «Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах!» И ещё раз: «Холодно было здесь, пусто, а потом – мёртво и величественно!» Он сначала повторяет, что было холодно и пусто, а потом – мёртво и величественно.

Учитель: Где же был Кай? Прочитайте.

Ученик: «Он сидел один в необозримом пустом зале». Потом Андерсен ещё раз повторяет: «в огромном пустынном ледяном зале». (Слайд 7)

Учитель: Если в чертогах Снежной королевы не было ничего живого, то каким же стал мальчик? Прочитайте в тексте.

Ученик: «…Кай совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к стуже, да и самое сердце его превратилось в кусок льда».

Учитель: Не только сердце мальчика превратилось в кусок льда, но казалось, что и он сам замёрз. Послушайте, как об этом пишет Андерсен: «Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замёрз». И ещё раз повторяет сказочник: «Но он сидел такой же неподвижный и холодный». Скажите, какие слова о Кае повторяет в этом случае Андерсен?

Ученик: «Неподвижный» и «что он замёрз».

Учитель: В царстве пустоты, холода, где нет ничего живого, Кай не замечает, что он один. Он заметит это позднее. Скажите. Как повела себя Герда, когда увидела замёрзшего Кая? Прочтите в тексте.

Ученик: «Тогда Герда заплакала; горячие слёзы её упали Каю на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную кору, и осколок растаял». (Слайд 8)

Учитель: Отчего заплакала девочка?

Ученик: Она пожалела Кая. Она заплакала от горя.

Учитель: Когда Герда увидела, что Кай ожил и узнал её, что она стала делать? Прочтите.

Ученик: «Она смеялась и плакала от радости. Герда поцеловала Кая в обе щёки – и щёки его опять зарумянились; поцеловала его глаза – и они опять заблестели, как её глаза; поцеловала его руки и ноги – и он опять стал бодрым и здоровым».

Учитель: Андерсен не случайно повторяет одно слово «поцеловала». Поцелуи Герды, как живая вода в русских сказках, приносят жизнь, исцеление, радость. И когда девочка увидела ожившего Кая, она очень обрадовалась. Как она выражает свою радость?

Ученик: «Бросилась на шею», «крепко обняла», «плакала от радости», «поцеловала».

Учитель: Скажите, как бы вы поступили на месте Герды, если бы увидели, что ваш друг замёрз? Как бы выразили своё горе, радость?

(Ребята обмениваются мнениями.)

Учитель: В седьмой сказке Андерсен дополняет наше представление о Снежной королеве. Почему её нет в чертогах, когда туда прибегает Герда?

Ученик: Снежная королева полетела в тёплые края, чтобы принести зло и смерть. Она хочет посыпать снегом лимоны и виноград и по пути дохнуть ещё на гнёзда птенчиков, чтобы они умерли от холода, как птенчики лесных голубей.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с двумя героинями сказки – Снежной королевой и девочкой Гердой. (Слайд 9) Обе они боролись за Кая. В чём сила Снежной королевы? В чём сила Герды? Почему Герде удалось победить Снежную королеву?

Ученик: Снежная королева сильная, потому что бессердечная, злая и жестокая. Герда сильная, потому что добрая и самоотверженная. Герде удалось победить Снежную королеву потому, что добро всегда побеждает зло. (Слайд 10)

Задание на дом: вспомнить и выписать пословицы о дружбе, написать сочинение – миниатюру на тему: «Как я понимаю настоящую дружбу».

25.07.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *