Учебник труд 5 класс – Учебник Технология Труды 5 класс Тищенко Симоненко читать онлайн бесплатно
Работы в промышленности и сельском хозяйстве большей частью выполняют с помощью различных машин. Многие из них могут длительное время работать без участия человека. Такие машины называются автоматами. § 1. ШКОЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ Распорядок работы в мастерских В школьных мастерских так же, как на фабриках и заводах, ученики работают в специальной одежде: халате, фартуке или комбинезоне. Во время занятий каждый ученик обязан соблюдать следующие правила внутреннего распорядка. Перед началом занятий. Являться в мастерскую до звонка на урок, имея при себе спецодежду, дневник, тетрадь, учебник, карандаш, линейку, резинку. Надеть спецодежду, на голову — косынку или берет, закрепить концы пионерского галстука так, чтобы они не свисали. В начале занятий. Осмотреть свое рабочее место и подготовить его к работе. Исполнить указания учителя. Во время работы. Выполнять задания на своем рабочем месте и без разрешения учителя не оставлять его. Бережно хранить инструменты и оборудование; экономно использовать материалы. По указанию учителя прекращать работу и слушать его пояснения. Во время перерыва открывать форточки и выходить из мастерской. После перерыва занять свое рабочее место и продолжать работу. Перед окончанием занятий. По указанию учителя закончить работу, вытереть и положите на место инструменты, убрать рабочее место, сдать готовое изделие, почистить одежду и вымыть руки. Вопросы для повторения 1. Чем оборудуют школьные мастерские? 2. Почему нужно бережно хранить оборудование школьных мастерских? 3. Как следует готовиться к занятиям в школьной мастерской? 5. Что должен сделать ученик перед окончанием занятий в мастерской? § 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ М КУЛЬТУРЫ ТРУДА Чтобы избегать ранений и успешно трудиться в любой мастерской, необходимо знать и выполнять следующие правила техники безопасности: 1. Соблюдать трудовую дисциплину: а) не оставлять рабочего места без разрешения учителя; б) не баловаться с инструментами; б) не разговаривать, не мешать работать другим; г) не вертеть ручки и рычаги станков, без разрешения учителя не включать электрические приборы. 2. Содержать в должном порядке рабочее место: а) на рабочем месте запрещается класть лишние инструменты и материалы; б) убирать рабочее место следует щеткой; нельзя сдувать или сметать руками стружки, опилки. Запомните и соблюдайте правила культуры труда в мастерских 1. Спецодежда должна быть чистой и соответственно заправленной. В карманах спецодежды надо иметь чистую тряпку для вытирания рук и инструментов. 2. Получив задание, подготовьте инструменты, необходимые для его выполнения. 3. Инструменты кладите так, чтобы было удобно ими пользоваться. 4. Работу выполняйте качественно и в срок. Учитесь работать быстро, аккуратно и красиво. 5. Оберегайте инструменты от повреждений. Вопросы для повторения 1. Каким должен быть внешний вид ученика во время работы з мастерской? 2. Как нужно ухаживать за рабочим местом? 3. Какие правила культуры труда следует соблюдать в школьной мастерской? КОНЕЦ ФРАГМЕНТА |
Учебник Технология Труды 5 класс для девочек Крупская Симоненко
Учебник Технология Труды 5 класс для девочек Крупская Симоненко — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
5К 74.212я72 Т37 Учебнвк включен в федеральный перечень Кам^тив авторов: Ю.В, Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В, Литикова, БД, Симоненко 17 Технология. Обслуживающий труд : 5 класс ; учебник для учащихся общеобразовательных учреящений / [Ю.В, Крупская, Н.И, Лебедева, Л.В, Литикова и др.] ; под ред, В.Д, Симоненко. — 4-е изд., перераб, — М. : Вентана-Граф, 2010. — 192 с.: ил. ISBN 978-5-360-01668-7 Учебник подготовлен в соответствии с авторской программой по технологии. Предназначен для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). Цель книги — дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.). ББК 74.212я72 N 978-5-360-01668-7 ® Издательский центр «Вентана-1фаф», » . 2007, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Граф», 2008, с изменениями ■ Введение т:.f^ Уважаемая пятиклассница! У тебя в руках учебник «Технология» для девочек. Ранее элементы технологии ты изучала в начальной школе. Слово «технология» происходит от древнегреческих t6hne — «искусство», «мастерство», «умение» и logos ~ «учение», «наука». Значит, технология — это наука об умении, мастерстве, искусстве. Сегодня под технологией понимают совокупность производственных операций, методов и процессов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и т. п. Только строгая последовательность определенных действий, соблюдение норм расхода сырья, использование качественных материалов и соответствующих им технологических операций могут обеспечить получение продукции нужного качества и количества. Технология изучает определенные правила обработки текстильных материалов и пищевых продуктов, а также процессы, происходящие при этом. Для ведения каждого технологического процесса необходимо оборудование, и порой очень сложное. Его создание тоже представляет собой технологию. Говорят, что все новое — хорошо забытое старое. В этом высказывании есть доля истины. Так, начиная создавать что-либо, необходимо изучить уже существовавшее и существующее, определить все плюсы и минусы, а главное — ответить на вопрос: для чего создавать новое? Различных технологий много. Есть очень простые (пришивание пуговицы), а есть очень сложные (создание космических кораблей). Все продукты, которые мы употребляем в пищу, имеют свою технологию приготовления. Есть технология кондитерского, молочного, мясного производства и т. д. Есть технология швейного дела. С ее помощью изготовляют различные изделия, одежду. Технология любого производст- ja включает в сеоя материаловедение, то есть изучение сырья, материалов, необходимых для изготовления изделия. Когда ты станешь взрослой, то будешь использовать ра.з-1ичные технологии в своей деятельности. В 5 классе ты ознакомишься с основами материаловедения и машиноведения, технологией выполнения ручных работ н изготовления швейного изделия, лоскутной техникой, вышив-шй, уходом за одеждой, рукоделием, кулинарией, технологией зедения дома. В учебнике раскрывается понятие «учебный творческий проект». Выполнение проектов поможет развить твои творче-:кйе качества, проявить самостоятельность, ответственность, 5ыть последовательной в любом деле. Успехов тебе в освоении технологии! Авторы В учебнике приняты условные обозначения — 5— Правила безопасной работы — 44^— Практическая работа Опорные понятия Вопросы для самопроверки Основы материаловедения Сколько на свете различных вещей и изделий из натуральных и искусственных тканей! И сами ткани такие ра.зные: гладкие и ворсистые, плотные и тонкие, легкие и тяжелые, теплые и прохладные… Но все они называются одним словом — «ткани», значит, они имеют много общего. Рассмотри любую ткань через увеличительное стекло — увидишь переплетенные нити. А у некоторых тканей они видны даже невооруженным глазом. Чтобы сшить любое изделие, надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства. Поэтому, прежде чем приступать к изготовлению швейного изделия, познакомься с основами швейного материаловедения. §1. Классификация текстильных волокон Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Волокно—это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. Текстильные волокна — это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические (схема 1). Схема 1. Классификация текстильных волокон Текстильные волокна Натуральные Химические Растительные Животные Минеральные Хлопок Лён Практическая работа № 2 Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения Материалы и инструменты: бумага, ножницы, клей, учебник, рабочая тетрадь. 1. Вырежи из бумаги разного цвета два квадрата 10 х 10 см, 2. Разметь два квадрата через 1 см. 3. Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии. 4. Разрежь второй квадрат по намеченным линиям на полоски. 5. Выполни переплетение, как показано на рисунке 8, и подклей концы полосок. 6. Приклей готовый макет переплетения в тетрадь. Практическая работа № 3 Определение нити основы и лицевой стороны в хлопчатобумажных тканях Материалы и инструменты: четыре-пять лоскутов хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения (один-два лоскутка с кромкой), линейка, ножницы, карандаш, клей, учебник, рабочая тетрадь. Определение нити основы в тканях полотняного переплетения 1. Выбери два лоскута тканей полотняного переплетения (с кромкой и без кромки). Определи в каждом лоскуте направление нити основы. 2. Вырежи из них два образца размером 5×7 см (так, чтобы в одном из них сохранилась кромка). 3. Приклей два образца в тетрадь и рядом стрелками или X покажи направление нити основы. 4. Рядом с каждым образцом напиши, по какому признаку ты определила нить основы. Определение лицевой стороны тканей полотняного переплетения 1. Возьми два лоскута тканей полотняного переплетения. Определи в каждом лоскуте ткани лицевую сторону. 2. Вырежи из них два образца размером 5×7 см, 3. Приклей каждый образец ткани в рабочую тетрадь лицевой стороной вверх. 4. Рядом с каждым образцом ткани напиши, по какому признаку ты определила лицевую сторону. Пряжа, прядение, ткань, нити основы и утка, печатание (набивка), готовая ткань, ткацкое переплетение, полотняное переплетение, лицевая сторона ткани. ‘7— 1. Что называют пряжей, прядением? 2. Какова цель прядения? 3. Что называют тканью? 4. По каким признакам определяют нить основы в ткани? 5. Как чередуются нити в полотняном переплетении? 6. По каким признакам определяют лицевую сторону ткани? 12 13 Ручные работы Каждая ученица может научиться самостоятельно кроить 1 шить для себя несложные вещи. Например, фартук, юбку, топ л др. Умение шить приучает к аккуратности, усидчивости и да-;т ощущение удовлетворения достигнутыми результатами. Для того чтобы научиться шить, необходимо знать основные прави-la построения чертежей выкроек и раскроя ткани, а также тех-40Л0ГИЮ изготовления изделий, которая включает в себя соеди-1ение деталей вручную, на швейной машине и влажно-тепловато обработку. § 3 ■ Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления К ручным относятся операции, которые выполняют руч-той иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалс-тию из деталей или изделия стежков временного назначения. Следует помнить, что при выполнении ручных работ необходимо соблюдать требования безопасного
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Учебник Технология Труды 5 класс для мальчиков Симоненко Тищенко Самородский
Учебник Технология Труды 5 класс для мальчиков Симоненко Тищенко Самородский — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
В.Д. Симоненко А.Т. Тищенко П.С. Самородский f г Al ТЕХНОЛОГИЯ 5 ‘f # ч ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО в. Д. Симоненко А. Т. Тищенко П. С. Самородский ТЕХНОЛОГИЯ О класс Учебник для общеобразовательных учреждений Вариант ДЛЯ мальчиков Под редакцией В. Д. Симоненко Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 6-е издание Москва «Просвещение» 2010 УДК М Ui»/.I:(1^ iji>K :юл)я/? сз/ Авторы: б. Д О/жоненяо — Информационные технологии, творческие проекты; А. Т. Тищенко — Технология обработки металлов, элементы машиноведения, культура дома; П. С. Самородский — Технология обработки древесины, элементы машиноведения. На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№ 01-165/5/7 от 03.07.2006 г.) и ГОУ ВПО «Московский институт открытого образования» (Ns 352 от 02.10.2006 г.) Симоненко В. Д. С37 Технология. 5 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений : вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. — б-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 176 с. : ил. — ISBN 978-5-09-024162-5. УДК 373.167.1:62 ББК З0.бя72 Учебное издание Симоненко Виктор Дмитриевич Тищенко Алексей Тимофеевич Самородский Петр Степанович ТЕХНОЛОГИЯ 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений ЦЕНТР ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Руководитель Центра В. И. Егудин. Зам. руководителя Центра £ К. Липкина. Редактор £ £. Купцова. Младший редактор Г. И. Данилова. Художники В. С. Давыдов, А. А. Осколкова. Художественный редактор Т. В. Глушкова. Технический редактор Н. В. Лукина. Корректоры В. М. Гончар, Н. И. Князева, £. Г. Терскова Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД N» 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 12.01.10. Формат 60x90Vi6. Бумага офсетная. Гарнитура Прагматика. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 9,07+ форз. 0,45. Тираж 40 000 экз. Заказ 790. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфком-бинат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46. ISBN 978-5-09-024162-5 © Издательство «Просвещение», 2005 © Издательство «Просвещение», переработка и дополнения, 2006 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2005 Все права защищены Введение Вы приступаете к изучению новой учебной дисциплины — технологии. Прежде всего попробуем объяснить, ЧТО понимается под этим термином. Слово «технология» происходит от древнегреческого techne — «искусство, мастерство, умение» и латинского logos — «учение, слово, наука». Под технологией понимают совокупность операций, приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности являются гарантией выпуска продукции заданного качества и в нужном количестве. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Совершенно по-разному, например, добывают полезные ископаемые и изготавливают машины, производят молоко и разводят домашних животных, строят дома и шьют одежду. Есть технологии, которыми пользуется каждый человек. Это прежде всего технология общения, технология ухода за жильем и др. Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, работающих по наиболее массовым профессиям, — это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др. В современных условиях все большую роль играет информация. Уже сформировалось целое научно-практическое направление — информационные техно- 3 логии, цель которых — передавать, хранить и перерабатывать информацию. Знание информационных технологий становится необходимым подавляющему числу специалистов, независимо от того, работают они в области производства продукции или занимаются ее реализацией и эксплуатацией. На занятиях по новой учебной дисциплине — технологии — вы познакомитесь с технологией обработки наиболее распространенных материалов — древесины и металла, освоите основы информационных технологий, элементы культуры дома. Вы узнаете также, что такое творческий проект и каким образом, выполняя этот проект, можно получить полезное для школы или дома изделие. й правила безопасной работы Технология обработки древесины Элементы машиноведения Древесина — один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать книжную полку для вашего дома, небольшую скамейку для садового участка, игрушки для младших братьев или сестер и многое другое. 1 Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины Рабочее место. Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Рабочее место для обработки древесины оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом (рис. 2), стеллажами (рис. 3), ящиками (рис. 4), полками и тумбочками для размещения и хранения инструментов, приспособлений и заготовок. Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская»*. Верстак представляет собой рабочий стол. * Поскольку ремесло и промышленное производство вначале развивались в Западной Европе, то многие ключевые слова произошли от слов иностранного происхождения. Рис. 1. Столярный верстак: 1—основание; 2—крышка; 3—отверстия под клинья; 4—лоток; 5—передний зажим; 6—задний зажим; 7—выдвижные или поворотные пальцы Рис. 2. Стул Рис. 3. Стеллаж для инструмента Рис. 4. Яш,ик для инструмента Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины, называется столяр. Произошло это название от основного вида деятельности — изготовления столов. Существует два вида верстаков: столярный (деревянный) (см. рис. 1) и универсальный (комбинированный). Столярный верстак применяют для обработки древесины, а универсальный — для обработки древесины и металлов. Столярный верстак состоит из основания 1, крышки 2 с отверстиями 3, в которые вставляют клинья, лотка 4, переднего зажима 5, заднего зажима 6, выдвижных или поворотных пальцев 7. Передний зажили предназначен для закрепления заготовок, например, при строгании. Отверстия 3 с клиньями предназначены для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке 4, образованном крышкой верстака и брусками обвязки, размещают инструмент. Задний зажим используется для крепления заготовок, например, при строгании и распиливании. Выдвижные или поворотные пальцы служат для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Под верстаком размещают заготовки и изделия, хранят инструменты и приспособления. Инструменты и приспособления. Для ручной обработки изделий из древесины на столярном верстаке применяют различные режущие и измерительные инструменты, а также приспособления. К режущим инструментам относятся пилы, струги, стамески, сверла и многие другие инструменты. Измерительными инструментами служат линейки, угольники, циркули, транспортиры и т. д. Все инструменты и приспособления хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. При этом наиболее часто применяемые инструменты располагают 8 Рис. 5. Зоны досягаемости рук: а — сидя; б — стоя, сбоку; в — стоя, спереди ближе к месту работы в зоне досягаемости р
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Учебник Трудовое обучение для мальчиков 5 класс Терещук Загорный
Учебник Трудовое обучение для мальчиков 5 класс Терещук Загорный — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Б, Н, Терещук, В. К. Затрный, В. М. Га щак, Я Н. Лешук ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ Б.Н. Терещук, В.К. Загорный, В.М. Гащак, Р.Н. Лещук ТЪудовое обучение (для мальчиков) Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: — вопросы в начале параграфа — вопросы на закрепление материала параграфа — определения новых терминов — перечень основных понятий Рекомендовано Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины (приказ Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 04.01.2013 г. № 10) Трудовое обучение : (для мальчиков) : учеб. для 5-го кл. Т78 общеобразоват. учеб. заведений / Б.Н. Терещук, В.К. Загорн^хй, В.М. Гащак, Р.Н. Лещук. — К. : Генеза, 2013. — 176 с. : ил. ISBN 978-966-11-0244-5. УДК 62-028.31(075.3) ББК 30я721 ISBN 978-966-11-0244-5 (рус.) ISBN 978-966-11-0243-8 (укр.) © Терещук Б.Н., Загорн^1й В.К., Гащак В.М., Лещук Р.Н., 2013 © Издательство «Генеза», оригинал-макет, 2013 Юный друг! В младших классах ты уже ознакомился с некоторыми техниками и технологиями изготовления полезных вещей, научился работать различными ручными орудиями труда, украшать изделия. В 5-м классе мы продолжим путешествие в более сложный мир техники и технологий. В учебнике ты найдешь интересные задания, схемы, чертежи, которые будут побуждать к творческому логическому мышлению. Ты узнаешь о строении, назначении и использовании разнообразных инструментов и устройств, овладеешь знаниями и умениями по технологии обработки различных конструкционных материалов, научишься превращать заготовку из определенного материала в изделие, полезную вещь, придавать ей красивый внешний вид, правильно выбирать технику отделки. Все это поможет тебе творчески и самостоятельно работать, получать знания, основательнее овладевать искусством труда, стать его творцом. Выполнение разных видов работ даст возможность попробовать себя в роли работника разных профессий. В начале каждого параграфа помещены вопросы, которые будут побуждать к размышлениям, припоминанию материала, изученного на уроках трудового обучения в предыдущие годы. Ознакомление с новыми терминами, толкование которых представлено в конце каждого параграфа, поможет лучше понять учебный материал. Обратись к ним, вспомни об их употреблении на других уроках, попробуй запомнить значение каждого из них — они понадобятся тебе в дальнейшей учебе. На уроках трудового обучения ты будешь разрабатывать собственные творческие проекты изготовления изделий и технологии их отделки, а также практически их изготавливать, используя при этом различные инструменты и приспособления. Для того чтобы успешно изготовить качественные изделия и предотвратить травмирование, ты должен усвоить правила безопасности и культуры труда, внутреннего распорядка, производственной санитарии, личной гигиены и соблюдать их на каждом уроке и в быту. Независимо от того, какую профессию ты изберешь после окончания школы, знания и умения, которыми ты овладеешь на уроках трудового обучения, понадобятся тебе в повседневной жизни. Овладевай ими и совершенствуй их. Не останавливайся на достигнутом. Стремись к достижению поставленной цели, и твои мечты осуществятся. Желаем успехов! Авторы ш ш ц с > н о ш § 1. РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ 1. Вспомни, что необходимо знать, чтобы самостоятельно изготавливать полезные вещи. 2. Какую вещь называют полезной? Ответ обоснуй. 3. От чего зависит качество изготовления изделия? 4. Каким требованиям должны соответствовать инструменты, устройства, оборудование для изготовления качественных вещей? 5. Какие правила безопасности труда и личной гигиены необходимо соблюдать при изготовлении изделий? В настоящее время степень удовлетворения жизненных потребностей каждого человека определяет развитие техники и технологий. Чем более они совершенны, тем более качественную и более надежную продукцию можно изготавливать, тем лучшим является развитие всех отраслей промышленности, тем более состоятельно живет каждый человек и государство в целом. Поэтому основной задачей на нынешнем этапе развития общества является совершенствование техники и технологий. За время развития человеческого общества техника и технологии прошли сложный путь от примитивных орудий труда до сложных устройств, которые заменяют физический труд человека машинным (рис. 1), от отдельных несложных операций до современных способов обработки материалов и изготовления изделий. В дальнейшем под термином техника будем подразумевать совокупность машин, механизмов, других приспособлений, применяющихся для создания полезных вещей. Технология (от греч. техно — мастерство, умение, искусство и логос — наука) — это совокупность приемов и способов, или, по-другому, виды работ, которые применяет человек для изготовления полезных вещей. Под термином полезная вещь подразумевается изделие, которое изготавливает и использует человек для удовлетворения собственных потребностей. 5 6 ш ц с > н о Ш Рис. 1. От первых технических устройств — к современной технике ш ш ц с > н о ш Рис. 2. Полезные вещи: а — изготовленные в домашних условиях; б — изготовленные на промышленных предприятиях Рассмотри изделия, изображенные на рисунке 2. Поразмышляй, какие из них можно отнести к полезным вещам. В результате чего они созданы? Объясни свои рассуждения. Да! Все эти вещи создавались в результате кропотливого и настойчивого труда человека. Деятельность человека, направленная на производство полезных вещей или выполнение полезной работы, называется трудом. Процесс применения человеком своего труда для изготовления определенной продукции или выполнения полезной работы называют технологической деятельностью. Она может выполняться в домашних условиях или на промышленных предприятиях. В домашних условиях — это изготовление вещей домашнего потребления, ремонт мебели, а также приготовление еды, вскапывание грядок, высадка деревьев, присмотр за животными, выполнение других бытовых, ремонтных и хозяйственных работ. На промышленных предприятиях технологическая деятельность человека направлена на добычу сырья, его переработку и изготовление из него продукции. Например, из древесины сначала изготавливают различные конструкционные материалы: доски, рельсы, оселки и т.п., а уже из них — необходимые для человека изделия. Добытую железную руду, нефть, газ перерабатывают и производят из них определенную продукцию. Из железной руды выплавляют металл, из нефти вырабатывают бензин, различные масла и т.п., из газа — полимерные материалы (пластмассы). Сельскохозяйственная продукция — это сырье для продуктов питания (рис. 3). Деятельность предприятия, направленная на преобразование сырья или материалов в полезные вещи (изделия), называется производственным процессом. 7 8 Рис. 3. Промышленные предприятия: а — производство изделий из древесных материалов; б — добыча нефти; в — добыча железной руды; г — плавление металла; д — выращивание сельскохозяйственной продукции; е — производство пластмассы В повседневной жизни человек пользуется разнообразными полезными вещами — результатами своего труда. Чтобы облегчить домашнюю работу, используют кухонные комбайны, мясорубки, пылесосы, стиральные и швейные машины, другую бытовую технику. Для удобства пользования разными вещами и их хранения изготавливают шкафы, столы, хлебницы. Все, чем пользуется человек, является результатом его технологической деятельности. Следовательно, труд является неотъемлемой составляющей технологической деятельности. В то же время выполнение отдельных видов работ, например изготовление из древесины сувенира и его отделка, — это несколько отдельных видов технологической деятельности. Каждый из них характеризуется выполнением определенной работы. Для изготовления сувенира необходимо разработать рисунок будущего изделия, подобрать материал для его изготовления, выполнить разметку заготовки, изготовить и украсить изделие и т. п
uchebnik-skachatj-besplatno.com