Учебник экология 5 класс фгос – РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ 5 КЛАСС ФГОС
Рабочая программа по экологии для 5 класса
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая образовательная программа по экологии для 5 класса составлена на основе программы Самковой В.А. (Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция.
ПодробнееПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа внеурочной деятельности на 206 207 уч.год для основной школы (5 класс МБОУ СОШ 8) составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
Подробнее Пояснительная записка
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы явились: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (расширенный
ПодробнееПояснительная записка
1 Пояснительная записка Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» 7 класс (авт. И.М.Швец) Программно-методическогие
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Экология родного края» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Предлагаемая программа
Подробнее(базовый уровень) на 2016/2017 учебный год
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Экология» для обучающихся 7 классов МБОУ «СОШ 30» Энгельсского муниципального района (базовый уровень) на 2016/2017 учебный год Составитель Агапкина Ольга
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка курса по Военно-морской географии. Данная программа составлена для «Средней общеобразовательной школы-интерната Кадетского морского корпуса составлена на основе специальной литературы
Подробнее РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. (По авторской программе Сонин Н.И. биологии 6-11 класс) 6 КЛАСС Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа предназначена для изучения биологии на уровне основного
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9-11 классов средних школ, гимназий, лицеев. Данный курс дает научное представление об экологии
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа линии УМК «География. СФЕРЫ» для основной школы представлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к
ПодробнееРабочая программа по биологии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 8 Г. КОНАКОВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ «Согласовано» на ШМО учителей естественных наук Протокол от 07 г. Руководитель ШМО «Утверждаю»
ПодробнееРабочая программа по биологии 11 класс
«Согласовано» Председатель МО естественнонаучного цикла «Согласовано» Заместитель директора по УВР «Утверждено» и.о. директора ГБОУ гимназии 1788 / А.А. Подгузова / Протокол 1 от «2» сентября 2013 г. /И.В.Токмакова./
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» 5-6 класс для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований
Подробнее Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы Дронова В.П. «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы» (М., Просвещение. 20г).
ПодробнееРабочая программа по биологии для 5 класса
Рабочая программа по биологии для 5 класса Разработчик программы: учитель биологии Гаула Л.Н. 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного
Подробнееdocplayer.ru
>>> Экология 5 класс учебник читать онлайн
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по географии предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ПодробнееКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений: объяснять, для чего изучают географию; использовать различные источники
ПодробнееРабочая программа по природоведению 5 класс
ГЕОГРАФИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2017
ГЕОГРАФИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.8 ББК 74.26 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 699. Рецензент
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 79 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 классы 2013/2014 учебный год Составила: Ахмерова Э.Р., учитель географии первой
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии для 5 класса составлена и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,и авторской программы
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ФГОС второго поколения Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин География. Начальный курс. (5 класс, 34 часа) Структура рабочей
ПодробнееТема: «Планеты-гиганты. Маленький Плутон»
МОУ Марфинская средняя общеобразовательная школа Тема: «Планеты-гиганты. Маленький Плутон» Урок природоведения в 5 классе Разработала и провела: учитель истории Хачатурова Марина Юрьевна Марфино 2007 Задачи:
ПодробнееЧЕЛОВЕК И МИР 5 класс (35 ч в год, 1 ч в неделю)
Предисловие Примерное календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Человек и мир» для 5-го класса, утвержденной Министерством образования Республики
Подробнее7. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
34 7. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты Что называют Солнечной системой? В чем основное отличие планет от звезд? О чем узнаем Какие тела, кроме планет и их естественных спутников, составляют Солнечную
ПодробнееОбразовательная программа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 58 г. Пензы Рассмотрена на заседании МО учителей естественного цикла Протокол 1 от 29.08.2011г. Одобрена педагогическим
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии 5 класс полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего
Подробнее«Сфера и шар. Решение задач»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щебетовская школа им. М.А.Македонского г. Феодосии Республики Крым» Урок в 11 классе «Сфера и шар. Решение задач» Учитель математики Гордиёнок Т.В.
ПодробнееРабочая программа по природоведению
МБОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Рабочая программа по природоведению основное общее образование 2014 Пояснительная записка Рабочая программа составлена
Подробнее ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Используемая программа по природоведению разработана в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника для учащихся 5 класса авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. «Природоведение»
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном
ПодробнееГорное дело. Раздел 1 Основы геологии
Горное дело 1 Раздел 1 Основы геологии Основы геологии 2 Подраздел 1.2 Общие сведения о Земле как о планете Солнечной Галактика Млечный путь 3 Наиболее крупными космическими единицами сегодня принято считать
ПодробнееКонтрольная работа за курс 5 класса. (ФГОС)
Контрольная работа за курс 5 класса. (ФГОС) Итоговый тест. Учебник: География. Начальный курс: 5 класс / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин М. Дрофа, 2012 Цели урока: Образовательные: обобщить и систематизировать
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, на основе программы основного общего образования «Природоведение. 5 класс»
Подробнееприродоведение 5 класс
Рассмотрено. Кафедра естественных наук протокол 1 от 28 августа 2013 года руководитель кафедры Гривко Е.В. Согласовано. Научно методический совет протокол 1 от 29 августа 2013 года руководитель НМС Буренкова
ПодробнееДом детского творчества с. Пестравка
Пестравский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Майское муниципального района Пестравский Самарской области Дом детского
ПодробнееТест 1 по теме «Введение в Астрономию»
Тест 1 по теме «Введение в Астрономию» Вариант 1 1. Наука о небесных светилах, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется: 1. Астрометрия; 2.
Подробнее«Изучение Вселенной».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Касторенская средняя общеобразовательная школа 1» Касторенского района Курской области Урок географии 5 класс по ФГОС «Изучение Вселенной». Методическая
Подробнееdocplayer.ru
Наименование раздела программы (количество часов) | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Введение (1 час) | 1 | Экология – наука о взаимосвязях живых организмов | Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. | 5а — 06.09 5б — 06.09 5в — 04.09 5г – 06.09 | 5а — 5б — 5в — 5г — |
Тема №1 История взаимоотношений человека и природы (5 часов) | 2 | Древние люди. Присваивающее хозяйство | Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу. | 5а — 13.09 5б — 11.09 5в — 13.09 5г — 13.09 | 5а — 5б — 5в — 5г — |
3 | Переход человека к производящему хозяйству | Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. | 5а — 20.09 5б — 18.09 5в — 20.09 5г – 20.09 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
4 | Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества | Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Окружающая среда. Хозяйственная деятельность человека. | 5а — 27.09 5б –25.09 5в — 27.09 5г – 27.09 | 5а – 5б — 5в — 5г — | |
5 | Человек и природа в настоящем. | Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукции. | 5а — 04.10 5б — 02.10 5в — 04.10 5г – 04.10 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
6 | Неисчерпаемые и исчерпаемые источники энергии. | Источники энергии. Неисчерпаемые источники энергии. Исчерпаемые источники энергии. | 5а — 11.10 5б — 09.10 5в — 11.10 5г – 11.10 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
Тема №2 Основные понятия экологии (10 часов) | 7 | Экология: что это такое. | Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». | 5а — 18.10 5б — 16.10 5в — 18.10 5г – 18.10 | 5а — 5б — 5в — 5г — |
8 | Направления современной экологии. | Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей. | 5а — 25.10 5б — 23.10 5в — 25.10 5г – 25.10 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
9 | Понятие «экосистема», Общая характеристика | Экосистема, элементы экосистемы, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг | 5а — 01.11 5б — 30.10 5в — 01.11 5г – 01.11 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
10 | Основные компоненты экосистемы. | Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. | 5а — 15.11 5б — 13.11 5в — 15.11 5г – 15.11 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
11 | Биосфера Земли – самая крупная природная экосистема. | Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. | 5а — 22.11 5б — 20.11 5в — 22.11 5г – 22.11 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
12 | Биологическое разнообразие биосферы. | Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. | 5а — 29.11 5б — 27.11 5в — 29.11 5г – 29.11 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
13 | Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. | Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды | 5а — 06.12 5б — 04.12 5в — 06.12 5г – 06.12 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
14 | Зависимость распространения живых организмов на Земле. | Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. | 5а — 13.12 5б — 11.12 5в — 13.12 5г – 13.12 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
15 | Среда обитания живых организмов. | Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм | 5а — 20.12 5б — 18.12 5в — 20.12 5г – 20.12 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
16 | Факторы живой и неживой природы. | Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. | 5а — 27.12 5б — 25.12 5в — 27.12 5г – 27.12 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
Тема №3. Сообщества и экосистемы (12 часов). | 17 | Сообщества живых организмов. | Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ раличных экосистем. Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. | 5а — 17.01 5б — 15.01 5в — 17.01 5г – 17.01 | 5а — 5б — 5в — 5г — |
18 | Природные и искусственные сообщества живых организмов. | Природные сообщества живых организмов. Искусственные сообщества живых организмов. | 5а — 24.01 5б — 22.01 5в — 24.01 5г – 24.01 | 5а — 5б — 5в — 5г – | |
19 | Группы организмов в природном сообществе. | Организмы: производители, потребители, разрушители. | 5а — 31.01 5б — 29.01 5в — 31.01 5г – 31.01 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
20 | Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. | Биологический круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. | 5а — 07.02 5б — 05.02 5в — 07.02 5г – 07.02 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
21 | Пищевые связи в экосистеме. | Пищевые связи. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические. | 5а — 14.02 5б — 12.02 5в — 14.02 5г – 14.02 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
22 | Пищевые сети. | Пищевые сети в экосистеме, их значение. | 5а — 21.02 5б — 19.02 5в — 21.02 5г – 21.02 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
23 | Естественные и искусственные экосистемы. Луг. | Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика. Луг – естественная экосистема. | 5а — 28.02 5б — 26.02 5в — 28.02 5г – 28.02 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
24 | Естественные и искусственные экосистемы. Поле. | Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика. Поле – искусственная экосистема. | 5а — 07.03 5б — 05.03 5в — 07.03 5г – 07.03 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
25 | Городские экосистемы | Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. | 5а — 14.03 5б — 12.03 5в — 14.03 5г – 14.03 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
26 | Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы | Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры | 5а — 21.03 5б — 19.03 5в — 21.03 5г – 21.03 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
27 | Русь деревянная. | Народный промысел на Руси. | 5а — 04.04 5б — 02.04 5в — 04.04 5г – 04.04 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
28 | Русь деревянная. | Деревянное зодчество на Руси. | 5а — 11.04 5б — 09.04 5в — 11.04 5г – 11.04 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
Тема №4 Край, где ты живёшь (3 часа) | 29 | Географическое положение Волгоградской области. | Волгоградская область, особенности географического положения, территория и границы. Природа Волгоградской области в прошлом. Изменение природы области человеком, его причины. Современный рельеф. | 5а — 18.04 5б — 16.04 5в — 18.04 5г – 18.04 | 5а — 5б — 5в — 5г — |
30 | Полезные ископаемые Волгоградской области. | Полезные ископаемые Волгоградской области. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды. | 5а — 25.04 5б — 23.04 5в — 25.04 5г – 24.04 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
31 | Охрана животных и Растений Волгоградской области. | Красная книга Волгоградской области. | 5а — 02.05 5б — 30.04 5в — 02.05 5г – 02.05 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
Заключение (3 часа) | 32 | Это зависит от нас с вами. | Основные правила экологической культуры. | 5а — 16.05 5б — 07.05 5в — 16.05 5г – 16.05 | 5а — 5б — 5в — 5г — |
33 | Правила поведения в природе. | Основные правила поведения в природе. | 5а — 16.05 5б — 14.05 5в — 16.05 5г – 16.05 | 5а — 5б — 5в — 5г — | |
34 | Итоговое обобщение за курс 5 класса. | 5а — 23.05 5б — 21.05 5в — 23.05 5г – 23.05 | 5а — 5б — 5в — 5г — |
kopilkaurokov.ru
№ | Тема курса. Тема урока. | Кол. во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители. | Элементы допол. содержа-ния. | Приме-ча-ния | Д/З | Дата проведения | |
| 3 | план | факт | ||||||||
1 | Как идет жизнь на земле. Экскурсия. Живая и неживая природа. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Живые организмы. Биология. | Знать понятия: биология, живые организмы. | С. 81-83 Вырас-тить пле-сень на хлебе | |||||
2 | Прибор, открывающий тайны. | 1 | Урок усвое-ния навыков и умений | Обьектив, окуляр, тубус, микропре-парат. | Знать понятия: клетка, единица строения и размножения живых организмов. | Л/Р №1 «Устройство микроскопа. Рассматрива-ние под микроскопом пузырьков воздуха и плесени» | С. 83-88 | ||||
3 | Изучение состояния деревьев и кустарников в парке | 1 | Урок — практи-кум | Знать признаки жизни | П/Р №1 «Состояние деревьев и кустарников в парке» | ||||||
II Как размножаются живые организмы | 6 | ||||||||||
1 | Одинаково ли размножаются разные животные. | 1 | Урок усвое-ния нов. знаний | Однополые обоеполые организмы | Знать: однополые, обоеполые организмы | Эвристичес-кая беседа | С. 89-97 | ||||
2 | Как размножаются растения | 1 | Урок усвое-ния навыков и умений | Яйцеклетка спермии | Знать: яйцеклетка, спермии, размножение, зародыш, оплодотворение, плод и т.д. | Л/Р №2 «Строение семени фасоли» | С.93-100 | ||||
3 | Перекрестное опыление – условие появления здорового потомства | 1 | Комби-нирован-ный урок | Перекрест-ное опыление насекомы-ми и ветром | Знать: в чем необходимость перекрестного опыления | Фронтальный опрос | Работа по карточкам | С.95-97 | |||
4 | Расселение потомства у животных и растений | 1 | Комби-нированный урок | Приспособления к распространению | Знать: приспособление растений к распространению | Индивидуаль-ный опрос | |||||
5 | Уход за комнатными растениями | 1 | Урок – практи-кум | Уметь: осуществлять уход за комнатными растениями | П/Р №2 «Уход за комнатными растениями» | ИКТ | |||||
6 | Экскурсия «Распространение плодов и семян» | 1 | Урок обобще-ния знаний | Знать: приспособление растений к распространению | Индивидуаль-ный и фрон-тальный опрос | ||||||
III Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды | 3 | ||||||||||
1 | Приспособленность организмов к условиям среды | 1 | Урок усвое-ния нов. знаний | Разнообра-зие жизни, среда обитания. | Знать: благоприятные и неблагоприятные условия обитания | Эвристичес-кая беседа | |||||
2 | Регуляция численности организма. Роль растений в жизни животного и человека | 1 | Урок провер-ки знаний | Знать : роль растений в жизни животного и человека | Фронтальный опрос | Работа по карточкам | ИКТ | ||||
3 | «Контроль санитарного состояния классных комнат» | 1 | Урок – практи-кум | П/Р №3 «Санитарное состояние классных комнат» | |||||||
| IV Как питаются живые организмы | 7 | |||||||||
1 | Пища – источник энергии | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Органические вещества, хлорофилл | Знать: расход питательных веществ приходится на построение тела и получение энергии | Эвристичес-кая беседа | |||||
2 | Питание хищников и паразитов | 1 | Комби-нирован-ный урок | Растения — хищники | Знать: способы питания животных, уметь их сравнивать | Фронтальный опрос | ИКТ | ||||
3 | Цепи питания | 1 | Комби-нирован-ный урок | Создатели и потреби-тели орган. вещества | Уметь составлять цепи питания | Индивидуальный опрос | Работа по карточкам | ||||
4 | Разнообразие движения животного | 1 | Комби-нирован-ный урок | Способы передвижения | Беседа | С. 147-150 | ИКТ | ||||
5 | Движение и расход энергии | 1 | Комби-нирован-ный урок | Движение к свету | Уметь проводить наблюдения | Фронтальный опрос | Опыт: «Изуч. роста корней» | ||||
6 | «Подкармливание птиц» | 1 | Урок – практи-кум | Уметь: сооружать кормушки. | П/Р №4 «Пдкармливание птиц» | Зимующие птицы. | |||||
7 | Экскурсия «Живые организмы зимой» | 1 | Урок закрепления | Фронтальный опрос | |||||||
V Дыхание живых одноклеточных и многоклеточных организмов | 3 | ||||||||||
1 | Наличие кислорода – необходимое условие для жизни на земле. Дыхание растений, животных, человека. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Вдох, выдох, газообмен, устьица, чечевички | Уметь сравнивать процесс газообмена у живых организмов | Состав воздуха. | |||||
2 | Клетка – единица жизнедеятельности. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Дрожжи, инфузории-туфельки, хламидома-нада | Уметь работать с микроскопом, сравнивать, делать выводы | Л/Р №3 «Рассматривание клеток одноклеточ-ных и многоклеточ. организмов» | |||||
3 | Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Питатель-ные вещества, вредные вещества, газообмен | Уметь работать с микроскопом, сравнивать, делать выводы | Л/Р №4 «Ранообразие клеток одноклеточ-ных организмов» | |||||
| VI Многообразие животного мира | 7 | |||||||||
1 | Условия, необходимые для поддержания жизни | 1 | Урок усвоен. новых знаний | Экологичес-кие факторы | Знать: экологические факторы. Уметь: характери-зовать различные среды обитания | Эвристичес-кая беседа | ИКТ | ||||
2 | Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Растения- создатели органичес-кого вещества | Знать: царства, вид, систематика, систематические единицы. | Л/Р №5 «Простейшие под микро-скопом» | |||||
3 | Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. | 1 | Урок обобще-ния | Приспособление к среде обитания | Уметь: характеризовать различные среды обитания. | Индивидуаль-ный и фронтальный опрос | ИКТ | ||||
4 | Организм, как среда обитания | 1 | Комби-нирова-нный урок | Хищник, паразит | Знать: хищник, паразит | Индивидуаль-ный опрос | |||||
5 | Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие | 1 | Комби-нирова-нный урок | Биологичес-кое разнообразие | Фронтальный опрос | ИКТ | |||||
6 | Биологическое разнообразие – условие устойчивости жизни на земле | 1 | Урок провер-ки знаний | Устойчи-вость жизни | Знать: царства – простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы. | Индивидуальная работа по карточкам | |||||
7 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Живые организмы весной» | 1 | Урок обобще-ния | Царства живых организмов | Тестирование | ||||||
VII Жизнь в сообществах. Экосистема. | 5 | ||||||||||
1 | Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Ярусное расположение, сигнальные и пищевые взаимоотношения, цепи питания | Знать: сообщество, экосистема. Приспособлен-ность к совместному обитанию. | ||||||
2 | Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. | 1 | Урок провер-ки знаний | Хищник, паразит, сапрофит | Знать: какова роль хищников, паразитов и сапрофитов в сообществе | Фронтальный опрос | Работа по карточкам. | ||||
3 | Современные проблемы охраны природы. | 1 | Урок обобще-ния | Человек – часть природ, разумное вещество. | Знать: биосфера, человечество. | Эвристичес-кая беседа | ИКТ | ||||
4 | Урок рисования «Красота и гармония в природе» | 1 | Гармония | Уметь: увидеть в обыденном окружающем мире прекрасное, красивое | Творческая работа | ИКТ | |||||
5 | «Уход за комнатными растениями» | 1 | Урок – практи-кум | Уметь: производить уход за комнатными растениями | П/Р №5 «Уход за комнатными растениями» | ||||||
Всего — 34 часа Резерв – 1 час |
nsportal.ru
Рабочая программа элективного курса для 5 класса «Экология»
Элективный курс
«Экология»
для 5 класса (34 часа)
Составила: Ильина Мария Игоревна
учитель химии и биологии
Пояснительная записка
Программа курса «Экология» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.
Данная программа позволила конкретизировать цель обучения экологии — становление научно — познавательного, эмоционально-нравственного, практически — деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности. При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми.
Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:
сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;
на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.
Основными задачами данного элективного учебного предмета являются:
способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня;
развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.
Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, следовательно, 34 часа за год и включает разделы: «Введение в экологию», «Взаимоотношения человека и природы», «Сообщества и экосистемы» и «Город в котором ты живешь и его основные экологические проблемы».
Данный элективный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой будущего – применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями — ценностными ориентациями. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.
На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры, конференции, экскурсии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава 1. Введение в экологию (9 ч)
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Глава 2. Взаимоотношения человека и природы (5 ч)
История взаимоотношений человека и природы.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Глава 3. Сообщества и экосистемы (8 ч)
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Глава 4. Город в котором ты живешь и его основные экологические проблемы (10 ч)
Город Волгоград, особенности географического положения, территория и границы. Природа о края в прошлом. Изменение природы Волгоградской области человеком, его причины. Современный рельеф города Волгограда.
Полезные ископаемые Волгограда.
Погодные условия Волгоградской области. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»).
Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Красная книга Волгоградской области. Правила поведения в природе.
Заключение (2 часа)
Обобщение и повторение пройденного материала за 5-й класс.
Учебно-тематический план
Лекция2
Направления современной экологии
1
Семинар, лекция с элементами беседы
3-4
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем.
2
Семинар, лекция с элементами беседы,
5
Экологические связи, простейшая классификация
1
Лекция, игра
6
Биосфера Земли
1
Семинар, лекция с элементами беседы,
7
Человек в биосфере
1
Лекция
8
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины
1
Лекция с элементами беседы
9
Среда обитания.
1
Семинар, лекция с элементами беседы
Взаимоотношения человека и природы
5
10
История взаимоотношений человека и природы
1
Семинар, лекция с элементами беседы
11
Основные занятия древних людей: собирательство и охота.
1
Семинар, игра
12
Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
1
Семинар, лекция с элементами беседы
13
Человек и природа в настоящем.
1
Семинар, лекция с элементами беседы
14
Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
1
Семинар, лекция с элементами беседы
Сообщества и экосистемы
8
15
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы
1
Групповая работа
16
Группы организмов в природном сообществе.
1
Семинар, лекция с элементами беседы
17
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов.
1
Лекция с элементами беседы
18
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания
1
Групповая практическая работа
19
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
1
Семинар, лекция с элементами беседы
22
Городские экосистемы, общая характеристика.
1
Лекция с элементами беседы
23-24
Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
2
Семинар, игра
Город в котором ты живешь и его основные экологические проблемы
10
24
Изменение природы Волгоградской области человеком, его причины.
1
Семинар, лекция с элементами беседы
25
Полезные ископаемые Волгограда.
1
Семинар, лекция с элементами беседы
26
Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»).
1
Групповая практическая работа.
27
Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
1
Групповая практическая работа.
28
Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина.
1
Семинар, лекция с элементами бесед
29
Красная книга Волгоградской области.
1
Лекция с элементами беседы, групповая работа
30
Правила поведения в природе.
1
Лекция с элементами беседы, групповая работа
31-32
Проектная деятельность
2
Проекты
Заключение
2
33-34
Подведение итогов.
2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя:
Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.
Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. — : 64 с.
Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с.
Список литературы для учащихся:
Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.
Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. — : 64 с.
infourok.ru
Книга «Экология: Учебник. Живая планета. 5 класс» из жанра Учебники: доп. пособия
Экология: Учебник. Живая планета. 5 класс
Автор: Самкова В.А.
Жанр: Учебники: доп. пособия
Издательство: Академкнига / Учебник
Год: 2010 Количество страниц: 128
Формат:
PDF (6.40 МБ) Дата загрузки: 21 августа 20122011-06-21 Скачать с нашего сайта
| |||
Аннотация Данное пособие открывает новую серию учебных пособий по экологии для 5—7 классов, разработанных в соответствии с концепцией экологического образования в общеобразовательных учреждениях и знакомит школьников с историей взаимоотношений человека и природы, с основными понятиями, законами и направлениями экологии. | |||
Комментарии
|
www.chitalkino.ru
Книга «Экология: Учебник. Живая планета. 5 класс» из жанра Учебники: доп. пособия
Экология: Учебник. Живая планета. 5 класс
Автор: Самкова В.А.
Жанр: Учебники: доп. пособия
Издательство: Академкнига / Учебник
Год: 2010 Количество страниц: 128
Формат:
PDF (6.40 МБ) Дата загрузки: 21 августа 20122011-06-21 Скачать с нашего сайта
| |||
Аннотация Данное пособие открывает новую серию учебных пособий по экологии для 5—7 классов, разработанных в соответствии с концепцией экологического образования в общеобразовательных учреждениях и знакомит школьников с историей взаимоотношений человека и природы, с основными понятиями, законами и направлениями экологии. | |||
Комментарии
|
www.chitalkino.ru