cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Технологическая карта урока истории 5 класс счет лет в истории – Технологическая карта урока истории 5 класс «Счет лет в истории»

Технологическая карта урока истории 5 класс «Счет лет в истории»

Технологическая карта урока истории «Счет лет в истории»

Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназии № 3»,

Вахитовского района, г. Казани

Саулова Анастасия Владимировна

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии ФГОС.

Класс: 5 А, 5 Б

Цели урока:

  1. сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний;

  2. формирование умений счета лет в истории.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся определять столетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию.

  • Получат возможность научиться:

    называть век, оперировать понятиями.

Метапредметные:

  • Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства

  • Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии.

  • Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к новому материалу.

Основные понятия: Хронология, месяц, год, эра, эпоха, век, тысячелетие, лента времени.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

УМК: Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История древнего мира 5 класс. Учебник -М. Дрофа,2015.

Список использованных источников и литературы: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.. Свенцицкой и Ф. А.Михайловского. Вако, 2013 г.; интернет ресурсы: http://arhschool1.ucoz.ru/ehksperiment/tekhnol_karta_uroka_fgos.docx; http://armou1.no-ip.org/teachers/21/files/1321703574/Измерение_времени.doc; http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p23aa1.html

ИКТ: проектор, интерактивная доска, ПК

Тип урока: комбинированный урок

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

Положительная мотивация к изучению предметного материала

  1. Актуализация знаний обучающихся

Выявляет уровень знаний

Опрос: что такое история? для чего ее изучают? С помощью чего мы изучаем свое прошлое? Какая наука помогает истории в поисках исторического источника?

Задание 2. По карточкам. Что является лишним в рядах слов? (ответ письменный)

А) тарелка, платье, копье, рубило, миф.

Б) пергамент, миф, летопись, хроника, письмо.

В) пословица, былина, легенды, обрядовые песни, музыкальная открытка

Задание 3 Подчеркни в тексте вещественные исторические источники

Выполняют задания, обсуждая поставленные вопросы

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

Умение работать в группе ( слушают товарищей, делают свои предположения, выражают свои мысли)

Познавательные:

умение делать выводы

  1. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы

 Угадайте, о чем идет речь:

      Без крыльев, без рук оно.

      Быстро летит, не догонишь его. (время)

    Чтобы точно знатьь, когда произошло то или иное событие в прошлом, мы должны правильно ориентироваться во времени. Для этого существует специальное историческое время. У этого времени есть свои особенности: одно событие в истории может длиться несколько дней, другое годами, а некоторые даже веками. Поэтому перед нами, историками, встает вопрос: как научиться правильно определять в каком году произошло то или иное событие?   Когда ученые находят исторический источник, очень важно понять к какому периоду он относиться, ведь в каждую эпоху время определяли по-разному.

Например, на папирусном свитке древний договор и стоит дата — «Седьмой год правления сына Солнца» или найдена летопись, которая начинается словами «В 382 год от основания Рима…» Можно ли точно сказать, когда произошли эти события?

Формулирование проблемы урока

КАК ПРАВИЛЬНО ДАТИРОВАТЬ СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ?

Выслушать ответы учеников, записать на доске

Регулятивные:

Регулятивная саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

  1. Поиск решения проблемы.

Для того, чтобы определить точную дату существует специальная вспомогательная наука – ХРОНОЛОГИЯ, которая устанавливает точные даты исторических событий.

С хронологией тесно связаны понятия: эра, час, месяц секунда, год, век, неделя, день. Далее обращаем внимание на интерактивную доску, где представлена лента времени и учитель объясняет, что история это движение от прошлого к будущему. Вводятся понятия: век=100 лет, тысячелетие =1000 лет, эра — точка отсчета. Также необходимо объяснить, как правильно определять какой идет век. Напомнить, что год пишется арабскими цифрами, а век римскими.

Ученики пишут определение Хронология – наука о времени.

Далее ученикам нужно поставить понятия в порядке возрастания (работа в парах). Записывают определение Эра промежуток во времени К доске выходят два человека и преобразуют арабские цифры в римские:

5, 7, 10, 25, 41,311, а также соотнести год и век, например: 223 г. III век

Личностные: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение работать в паре.

Регулятивные: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  1. Открытие нового знания

Учитель дает задание прочитать первый пункт параграф 1 стр. 5. Вопрос: как начался современный отсчет времени?

Учитель объясняет ленту времени, понятие наша эра и до нашей эры

Ученики отвечают на вопрос. В тетради чертят ленту времени

Позновательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

  1. Физминутка

Учитель: Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» — поднимают руки вверх, «нет» — приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими).

Вопросы

  1. первый месяц года – январь (да)

  2. первый месяц весны – апрель (нет)

  3. в году – 12 месяцев (да)

  4. в феврале – 30 дней (нет)

  5. новый год начинается 31 декабря (нет)

  6. четверть часа – это 15 минут (да)

  7. век – это срок в тысячу лет (нет)

  8. в сутках – 25 часов (нет)

  9. день больше, чем сутки (нет)

  10. часы — прибор для отсчета времени (да)

Ученики повторяют за учителем движения

  1. Счет лет до нашей эры

Работа с учебником стр. 6. На доске учитель объясняет как считать

Ученики читают учебник, отвечают на вопросы

Позновательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

  1. Закрепление

      1. Сосчитайте:

  • Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век?

  • Когда было первое упоминание о Москве (в каком году, веке, тысячелетии)? (В 1147 году, XII веке, во II тысячелетии.)

  • Какой год был раньше и на сколько раньше — 65 г. до н. э. или 40 г. н. э. Объясните, как вы сосчитали. (65 г. до н. э. был раньше на 105 лет.)

  • В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года — первое и 920 лет — второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше? (Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет.)

Ученики выполняют задания, работая в паре и индивидуально

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 Личностные:

самоопределение

  1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

Ученики осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.

Умение анализировать свою деятельность

  1. Домашнее задание

Уровень 1: параграф 1 отвечать на вопросы

Уровень 2: параграф 1 отвечать на вопросы, дома на ленте времени изобразить даты рождения членов семьи до н. э. и н. э.

Уровень 3: параграф 1, отвечать на вопросы, решение задач

Записывают домашнее задание в дневники

infourok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Разработка технологической карты урока на тему «Счет лет в истории» для 5 класса

Структура урока

Деятельность учителя (характеристики)

Деятельность обучающихся (характеристики)

Формируемые УУД

  1. Мотивационный блок

Размещает смарт-доске интерактивную «Ленту времени» и хаотично расположенные события. Предлагает обучающимся вместе установить верный порядок.

Предлагает обучающимся определить тему урока.

Организует диалог по формулированию целей и плана урока.

Размещают события на ленте времени в соответствующем порядке.

Формулируют тему урока.

Намечают цель, которой они хотят достичь и план работы по ее достижению.

Личностные: 

Умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные: умение решать учебные задачи.

Регулятивные: умение самостоятельно выделять  и формулирование цель.

Коммуникативные:

Планирование  учебного сотрудничества  с учителем и со сверстниками.

Предметные: умение датировать и размещать события.

  1. Информационный блок

Сообщения, подготовленные учащимися «Как считали время в древности» (египтяне, римляне и др.).

Сообщение о современном счете лет, разделенном на эры

Задает вопрос, почему этот вариант счета лет прочно закрепился в большинстве цивилизаций мира

Анализируют информацию, делают выводы о том, что не все варианты счета времени были удобны; отмечают достоинства и недостатки разных способов

Делают выводы о достоинствах и недостатках такого варианта

Отмечают возможные варианты (могут звучать различные ответы, начиная от выделения явных достоинств этих вариантов и заканчивая доминированием христианской цивилизации).

Личностные: формирование интереса к познанию. 

Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.

Коммуникативные: умение принимать  участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные: способность осуществлять свою деятельность во взаимодействии с одноклассниками.

Предметные: умения датировать события и процессы в истории, сравнивать факты, формулировать выводы.

  1. Аналитический блок

Организует работу в парах по применению полученной информации: решение задач на правильное размещение событий на ленте, вычисление срока, прошедшего с того или иного события, определения, какое событие произошло раньше  и на сколько.

Предлагает задание на поиск исторической ошибки.

Выполняют задания в парах. Формулируют затруднения,  осуществляя взаимоконтроль и

коррекцию.

Анализируют, предлагают, размышляют, рассуждают

Личностные: формирование интереса к познанию, к достижению истины.

Познавательные: формирование способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Регулятивные:

Умение осуществлять самооценку

на

основе критерия

успешности учебной

деятельности, взаимодействовать с одноклассниками и учителями.

Коммуникативные: вести конструктивный диалог.

Предметные: формирование умения датировать события и процессы в истории; сравнивать простые однородные исторические факты; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

  1. Рефлексия

Направляет русло работы на завершающий этап

Предлагает на выбор домашнее задание: составление заданий по теме или написание исторической задачи с ошибкой

Осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.

Определяются с домашним заданием.

Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе.

Познавательные: Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы

Регулятивные: способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми

Коммуникативные: формирование готовности формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог.

Предметные: формирование умения датировать события и процессы в истории; сравнивать простые однородные исторические факты; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования

nsportal.ru

Технологическая карта урока истории 5 класс на тему «Счет лет в истории»

Технологическая карта урока истории «Счет лет в истории»

Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназии № 3»,

Вахитовского района, г. Казани

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии ФГОС.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к новому материалу.

Основные понятия: Хронология, месяц, год, эра, эпоха, век, тысячелетие, лента времени.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

УМК: Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История древнего мира 5 класс. Учебник -М. Дрофа,2015.

Список использованных источников и литературы: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.. Свенцицкой и Ф. А.Михайловского. Вако, 2013 г.; интернет ресурсы: http://arhschool1.ucoz.ru/ehksperiment/tekhnol_karta_uroka_fgos.docx; http://armou1.no-ip.org/teachers/21/files/1321703574/Измерение_времени.doc; http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p23aa1.html

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

  1. Организационно – мотивационный этап

Определяет готовность к уроку. Сосредотачивает внимание учащихся

Включаются в деловой ритм урока

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

Положительная мотивация к изучению предметного материала

  1. Актуализация знаний обучающихся

Выявляет уровень знаний

Опрос: что такое история? для чего ее изучают? С помощью чего мы изучаем свое прошлое? Какая наука помогает истории в поисках исторического источника?

Задание 2. По карточкам. Что является лишним в рядах слов? (ответ письменный)

А) тарелка, платье, копье, рубило, миф.

Б) пергамент, миф, летопись, хроника, письмо.

В) пословица, былина, легенды, обрядовые песни, музыкальная открытка

Задание 3 Подчеркни в тексте вещественные исторические источники

Выполняют задания, обсуждая поставленные вопросы

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

Умение работать в группе ( слушают товарищей, делают свои предположения, выражают свои мысли)

Познавательные:

умение делать выводы

  1. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы

 Угадайте, о чем идет речь:

      Без крыльев, без рук оно.

      Быстро летит, не догонишь его. (время)

    Чтобы точно знатьь, когда произошло то или иное событие в прошлом, мы должны правильно ориентироваться во времени. Для этого существует специальное историческое время. У этого времени есть свои особенности: одно событие в истории может длиться несколько дней, другое годами, а некоторые даже веками. Поэтому перед нами, историками, встает вопрос: как научиться правильно определять в каком году произошло то или иное событие?   Когда ученые находят исторический источник, очень важно понять к какому периоду он относиться, ведь в каждую эпоху время определяли по-разному.

Например, на папирусном свитке древний договор и стоит дата — «Седьмой год правления сына Солнца» или найдена летопись, которая начинается словами «В 382 год от основания Рима…» Можно ли точно сказать, когда произошли эти события?

Формулирование проблемы урока

КАК ПРАВИЛЬНО ДАТИРОВАТЬ СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ?

Выслушать ответы учеников, записать на доске

Регулятивные:

Регулятивная саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

  1. Поиск решения проблемы.

Для того, чтобы определить точную дату существует специальная вспомогательная наука – ХРОНОЛОГИЯ, которая устанавливает точные даты исторических событий.

С хронологией тесно связаны понятия: эра, час, месяц секунда, год, век, неделя, день. Далее обращаем внимание на интерактивную доску, где представлена лента времени и учитель объясняет, что история это движение от прошлого к будущему. Вводятся понятия: век=100 лет, тысячелетие =1000 лет, эра — точка отсчета. Также необходимо объяснить, как правильно определять какой идет век. Напомнить, что год пишется арабскими цифрами, а век римскими.

Ученики пишут определение Хронология – наука о времени.

Далее ученикам нужно поставить понятия в порядке возрастания (работа в парах). Записывают определение Эра промежуток во времени К доске выходят два человека и преобразуют арабские цифры в римские:

5, 7, 10, 25, 41,311, а также соотнести год и век, например: 223 г. III век

Личностные: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение работать в паре.

Регулятивные: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  1. Открытие нового знания

Учитель дает задание прочитать первый пункт параграф 1 стр. 5. Вопрос: как начался современный отсчет времени?

Учитель объясняет ленту времени, понятие наша эра и до нашей эры

Ученики отвечают на вопрос. В тетради чертят ленту времени

Позновательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

  1. Физминутка

Учитель: Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» — поднимают руки вверх, «нет» — приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими).

Вопросы

  1. первый месяц года – январь (да)

  2. первый месяц весны – апрель (нет)

  3. в году – 12 месяцев (да)

  4. в феврале – 30 дней (нет)

  5. новый год начинается 31 декабря (нет)

  6. четверть часа – это 15 минут (да)

  7. век – это срок в тысячу лет (нет)

  8. в сутках – 25 часов (нет)

  9. день больше, чем сутки (нет)

  10. часы — прибор для отсчета времени (да)

Ученики повторяют за учителем движения

  1. Счет лет до нашей эры

Работа с учебником стр. 6. На доске учитель объясняет как считать

Ученики читают учебник, отвечают на вопросы

Позновательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

  1. Закрепление

      1. Сосчитайте:

  • Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняш­него дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сей­час идет век?

  • Когда было первое упоминание о Москве (в каком году, веке, тысячелетии)? (В 1147 году, XII веке, во II тысячелетии.)

  • Какой год был раньше и на сколько раньше — 65 г. до н. э. или 40 г. н. э. Объясните, как вы сосчитали. (65 г. до н. э. был раньше на 105 лет.)

  • В 1985 году были найдены останки двух захоронений, кото­рые пролежали в земле 784 года — первое и 920 лет — второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше? (Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет.)

Ученики выполняют задания, работая в паре и индивидуально

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 Личностные:

самоопределение

  1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

Ученики осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.

Умение анализировать свою деятельность

  1. Домашнее задание

Уровень 1: параграф 1 отвечать на вопросы

Уровень 2: параграф 1 отвечать на вопросы, дома на ленте времени изобразить даты рождения членов семьи до н. э. и н. э.

Уровень 3: параграф 1, отвечать на вопросы, решение задач

Записывают домашнее задание в дневники

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта урока истории 5 класс «Счет лет в истории»

Технологическая карта урока истории «Счет лет в истории»

Автор: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №9

Артюшенко Анжелика Сергеевна

Технологическая карта урока истории разработана с учетом требований ФГОС

Класс: 5 А , 5 Б

Цели урока:

  1. сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний;

  2. формирование умений счета лет в истории.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся определять: хронологию происходящих событий,столетия,век,тысячелетия,эра,эпоха.

  • Получат возможность научиться: называть век, оперировать историческими действиями в соответствии с их хронологией.

Метапредметные:

  • Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства

  • Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии.

  • Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к новому материалу.

Основные понятия: Хронология, месяц, год, эра, эпоха, век, тысячелетие, лента времени.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

УМК: Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С ,Всеобщая история.История Древнего мира 5 класс.У- М.«Просвещение»,2014г.

Список использованных источников и литературы: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.. Свенцицкой и Ф. А.Михайловского. Вако, 2013 г.; интернет ресурсы: http://arhschool1.ucoz.ru/ehksperiment/tekhnol_karta_uroka_fgos.docx; http://armou1.no-ip.org/teachers/21/files/1321703574/Измерение_времени.doc; http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p23aa1.html

ИКТ: проектор, интерактивная доска, ПК

Тип урока: комбинированный урок

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

Положительная мотивация к изучению предметного материала

  1. Актуализация знаний обучающихся

Выявляет уровень знаний

Опрос: что такое история? для чего ее изучают? С помощью чего мы изучаем свое прошлое? Какая наука помогает истории в поисках исторического источника?

Задание 2. По карточкам. Что является лишним в рядах слов? (ответ письменный)

А) тарелка, платье, копье, рубило, миф.

Б) пергамент, миф, летопись, хроника, письмо.

В) пословица, былина, легенды, обрядовые песни, музыкальная открытка

Задание 3 Подчеркни в тексте вещественные исторические источники

Выполняют задания, обсуждая поставленные вопросы

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

Умение работать в группе ( слушают товарищей, делают свои предположения, выражают свои мысли)

Познавательные:

умение делать выводы

  1. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы

 Угадайте, о чем идет речь: без крыльев, без рук оно.  Быстро летит, не догонишь его. (время)

    При изучении истории важно знать ,когда произошло — то или иное событие, какое событие произошло раньше, какое событие произошло- позже, на сколько лет позже. Для этого существует специальное историческое время. У этого времени есть свои особенности: одно событие в истории может длиться несколько дней, другое годами, а некоторые даже веками. Поэтому перед нами, историками, встает вопрос: как научиться правильно, определять в каком году произошло то или иное событие?   Когда ученые находят исторический источник, очень важно понять к какому периоду он относиться, ведь в каждую эпоху время определяли по-разному.

Например, на папирусном свитке древний договор и стоит дата — «Седьмой год правления сына Солнца» или найдена летопись, которая начинается словами «В 382 год от основания Рима…» Можно ли точно сказать, когда произошли эти события?

Формулирование проблемы урока

КАК ПРАВИЛЬНО ДАТИРОВАТЬ СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ?

Выслушать ответы учеников, записать на доске

Регулятивные:

Регулятивная саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

  1. Поиск решения проблемы.

Для того, чтобы определить точную дату существует специальная вспомогательная наука – ХРОНОЛОГИЯ, которая устанавливает точные даты исторических событий.

С хронологией тесно связаны понятия: эра, час, месяц секунда, год, век, неделя, день. Далее обращаем внимание на интерактивную доску, где представлена лента времени и учитель объясняет, что история это движение от прошлого к будущему. Вводятся понятия: век=100 лет, тысячелетие =1000 лет, эра — точка отсчетаТакже необходимо объяснить, как правильно определять какой идет век.Напомнить, что год пишется арабскими цифрами, а век римскими.

Ученики пишут определение Хронология – наука о времени.

Далее ученикам нужно поставить понятия в порядке возрастания (работа в парах). Записывают определение Эра промежуток во времени К доске выходят два человека и преобразуют арабские цифры в римские:

5, 7, 10, 25, 41,311, а также соотнести год и век, например: 223 г. III век

Личностные:смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные:структурирование знаний

Коммуникативные:

умение работать в паре.

Регулятивные: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  1. Открытие нового знания

Учитель дает задание прочитать первый пункт параграф 1 стр. 5. Вопрос: как начался современный отсчет времени?

Учитель объясняет ленту времени, понятие наша эра и до нашей эры

Ученики отвечают на вопрос. В тетради чертят ленту времени

Позновательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

  1. Физминутка

Учитель: Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» — поднимают руки вверх, «нет» — приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими).

Вопросы

  1. первый месяц года – январь (да)

  2. первый месяц весны – апрель (нет)

  3. в году – 12 месяцев (да)

  4. в феврале – 30 дней (нет)

  5. новый год начинается 31 декабря (нет)

  6. четверть часа – это 15 минут (да)

  7. век – это срок в тысячу лет (нет)

  8. в сутках – 25 часов (нет)

  9. день больше, чем сутки (нет)

  10. часы — прибор для отсчета времени (да)

Ученики повторяют за учителем движения

  1. Счет лет до нашей эры

Работа с учебником стр. 30. На доске учитель объясняет как считать

Ученики читают учебник, отвечают на вопросы

Позновательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

  1. Закрепление

      1. Сосчитайте:

  • Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век?

  • Когда было первое упоминание о Москве (в каком году, веке, тысячелетии)? (В 1147 году, XII веке, во II тысячелетии.)

  • Какой год был раньше и на сколько раньше — 65 г. до н. э. или 40 г. н. э. Объясните, как вы сосчитали. (65 г. до н. э. был раньше на 105 лет.)

  • В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года — первое и 920 лет — второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше? (Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет.)

Ученики выполняют задания, работая в паре и индивидуально

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 Личностные:

самоопределение

  1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

Ученики осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.

Умение анализировать свою деятельность

  1. Домашнее задание

Уровень 1: параграф 4 отвечать на вопросы

Уровень 2: параграф 4 отвечать на вопросы, дома на ленте времени изобразить даты рождения членов семьи до н. э. и н. э.

Уровень 3: параграф 4, отвечать на вопросы, решение задач

Записывают домашнее задание в дневники

infourok.ru

Технологическая карта урока по истории в 5 классе

Тема «Как заглянуть в прошлое»

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять, как учёные-историки узнают о том, что было в прошлом, используя понятия: датировка исторических источников,

научная реконструкция, личные оценки событий; объяснять, какие трудности необходимо преодолеть, чтобы воссоздать научную картину

исторического прошлого.

Научить ориентироваться на ленте времени всемирной истории, используя правила счёта исторического времени.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять причины, по которым учёные-историки по-разному объясняют некоторые исторические события.

Линии 4–5. Нравственное гражданско-патриотическое, культурное самоопределение.

Научить находить и оценивать возможности объективного поиска правдивых сведений об историческом прошлом.

Обязательный минимум содержания: исторические источники (виды, проблема датировок и понимания исторических источников). Счёт

лет в истории: понятие об эре как точке отсчёта и правила ориентировки в историческом времени. История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

                                                

План урока:

I. Проблема урока: можно ли узнать правду о прошлом?

II. Поиск решения проблемы.

1. Как узнать правду о прошлом? Исторические источники, счёт лет в истории.

Примерный вывод по проблеме: если сохранились исторические источники и мы умеем с ними работать, то можно узнать отдельные факты, хотя бы часть правдивой информации о прошлом.

2. Как понять прошлое?

Примерный вывод по проблеме: учёные-историки дают объяснения фактам, восстанавливают ход реальных событий, помогая нам понять

прошлое. Однако зачастую источники могут содержать противоречивые факты, а чьи-либо личные оценки событий могут мешать историкам

в поиске истины.

multiurok.ru

Конспект урока по истории на тему «Счет лет в истории» (5 класс)

Виды деятельности на уроке

Содержание урока

Вводное слово учителя

Задание классу

Постановка ключевых проблемных вопросов

Вопросы классу

Рассказ учителя с элементами беседы

Вопросы классу

Рассказ учителя

Работа учащихся с основными понятиями и терминами

I этап. Организационный момент.

Приветственное слово учителя, проверка посещаемости, готовности к уроку.

Записи на доске: тема урока, лента времени

II этап. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель: Изучая историю, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, землетрясение), какое из двух событий было раньше, а какое позже, на сколько позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории».

III этап. Изучение нового материала.

  1. Год, век, тысячелетие.

Учитель: Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории. Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово «хронология» в переводе с древнегреческого языка означает «наука о времени».

Хронология – наука, определяющая последовательность событий мировой истории.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам.

Представление о годе как промежутке времени возникло у древних земледельцев. Они поняли, то от одного лета до другого, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта.

Вопрос классу: Сколько дней в году? (365 дней)

Учитель: Древние египтяне подсчитали, что год равен 365 суткам: для того времени это было достаточно точно.

Вопрос классу: Век – это сколько лет? (100 лет, столетие)

Если век – это 100 лет, то сколько веков составляют тысячелетие? (10 веков)

Учитель: Давайте попробуем определить, к какому веку относится та или иная дата.

Решение хронологических задач.

1380 г. IV век. Чтобы определить какой это век, нужно

948 г. X век закрыть две последние цифры. Остается

2012 г. XXI век цифра – 13, значит прошло 13 полных

223 г. III век веков, а идет 14-й.

1833 г. XIX век

1700 г. XVII век

Учитель: Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

1 = I 160 = CLX (100 + 50 + 10)

2 = I+I = II 9 = IX (10 — 1)

5 = V 7 — ?

10 = X 12 — ?

50 = L 28 — ?

100 = C 4 — ?

500 = D 73 — ?

1000 = M

  1. Как считали время в древности?

Учитель: Последовательность событий, их удаленность от нашего времени удобно обозначать на линии времени.

Итак, годы, тысячелетия, века удобнее считать по порядку. Но для этого нужна точка отсчета, т.е. с какого года нужно начинать счет? Какой год считать первым?

Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 36)

Учитель: В Древнем Египте счет лет производился следующим образом. Этой страной правили цари – фараоны. Каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год – вторым и т.д. Когда фараон умирал и к власти приходил новый царь (допустим его сын), вновь наступал первый год, затем второй, третий. Вопрос классу: Как вы думаете, в чем неудобство данной системы летоисчисления?

Учитель: Иным был счет лет у древних римлян, первым годом они считали год основания Рима. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

  1. Современное летоисчисление.

Вопрос классу: От какого события мы ведем счет лет?

Учитель: Счет лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии – Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.

Условимся, что время движется слева направо. Отметим на линии текущий год (2012 г.) и еще одну-две даты: скажем год основания Москвы (1147 г.) и год рождения А.С. Пушкина (1799 г.).

Отметим также Рождество Христово – начало нашей эры (н.э.). В нашем летоисчислении этот год считается первым, мы ведем счет лет от Рождества Христова. Справа — наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим — первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты — до нашей эры — мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Решение хронологических задач.

1. Какой год был раньше и насколько был раньше: 33 г. до н.э. или 33 г. н.э.?

Действия:

Первый шаг — с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг — если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их — с левой стороны — до н. э., а с правой стороны — н.э.;

Третий шаг — на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг — записываем решение задачи;

Пятый шаг — записываем ответ.

2. Какой год был раньше и насколько раньше: 33 г. до н.э. или 14 г. до н.э.?

3. Какое событие было раньше и насколько: Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)?

4. Сколько лет назад произошла Марафонская битва?

5. Карфаген был основан на 72 года раньше, чем Рим. В каком году был основан этот город? (825 год до н.э.)

6. Карфаген просуществовал 971 год. В каком году его разрушили римляне? (146 год н.э.)

7. Через 1900 лет после основания Рима был основан другой город. В каком году и что это за город? (в 1147 году, Москва)

8. Вашингтон моложе Москвы на 644 года. В каком году был основан этот город? (1791 год)

III этап. Закрепление изученного.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что изучает хронология?

Домашнее задание: § 6, карточки

infourok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

Урок: история

Класс: 5а, 5б

Дата: 23.09.2015

Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.
  2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.
  3. Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».

Учебное оборудование: на доске – тема урока, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки с датами.

Этапы урока

1

Организационный момент (1-2 мин.)

— ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.

Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.

Выполнение учащимися задания «Овладение огнем» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора) — расставить в правильной последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

Ответ: 1, 6, 2, 7, 5, 8, 4, 3.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Устное выполнение учащимися задания «Расставь события». Необходимо расставить события (карточки с датами) по порядку.

  1. Куликовская битва — 1380 год
  2. Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год
  3. Первый полет человека в космос — 1961 год
  4. Первое упоминание о Москве — 1147 год
  5. Основание станицы Полтавской – 1794 год
  6.  Начало правления династии Романовых — 1613 год
  7. Крещение Руси — 988 год
  8. Основание Санкт-Петербурга – 1703 год

Ответ: 7, 4, 1, 6, 2, 8, 5, 3.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Беседа по окончанию выполнения обоих заданий:

— Что требовалось выполнить в первом задании?

— Что требовалось выполнить во втором задании?

— Можно ли провести аналогию, т.е. увидеть общее между этими заданиями?

— Можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока?

— Вспомните, как называется наука, изучающая последовательность исторических событий?

3

Изучение новой темы (25 — 30 мин.)

— Хронология (от хроно… и логос — слово, учение) — последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.

Записи в тетрадях: Хронология — последовательность исторических событий, наука об измерении времени.

Работа учащихся в тетрадях – выполнение задания «Измеряем время» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). 

Задание — расположить по возрастанию единицы измерения времени – десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки. 

Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

4

Беседа по вопросам:

— Какими единицами измерения времени пользуется ученые?

— Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?

— Как в истории принято записывать года и века?

— Как правильно соотносить даты событий с веком?

Показ слайда с изображением арабских и римских цифр

Цифры арабские

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Цифры римские

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

5

Устное выполнение учащимися задания «Составь дату» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). Для выполнения этого задания вам потребуются знания по математике и по литературе. 

Задание — составить дату (указать век) из всех цифр, пропущенных и упомянутых в пословицах.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать,

на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

6

Физминутка (варианты проведения см. в приложении)

Выйдите из-за парт, встаньте рядом со своими рабочими местами.

Я задаю вам вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Вы отвечаете определенными движениями: «да» — хлопаем в ладошки, «нет» — шагаем на месте.

Вопросы

  1. первый месяц года – январь (да)
  2. первый месяц весны – апрель (нет)
  3. в году – 12 месяцев (да)
  4. в феврале – 30 дней (нет)
  5. новый год начинается 31 декабря (нет)
  6. четверть часа – это 15 минут (да)
  7. век – это срок в тысячу лет (нет)
  8. в сутках – 25 часов (нет)
  9. день больше, чем сутки (нет)
  10. часы — прибор для отсчета времени (да)

7

— Во многих христианских государствах отсчет времени долго вёлся от сотворения мира (по древней еврейской, а затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира.

Наша (новая) эра (эра — от лат. aera — отдельное число, исходная цифра) — современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства – религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.

Записи в тетрадях: Летосчисление — система счёта больших промежутков времени.

— Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части – периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.

«Линия времени»

до нашей эры

наша эра

753

74

1147

1799

1961

древний мир

средние века

новое время

новейшее время

Записи в тетрадях: «Линия времени» — это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

8

Устное выполнение учащимися задания «Счет лет». 

Задание — сосчитать:

Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).

Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).

Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).

Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).

Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Проведение игры «Лента времени» 

 Задание — расположить картинки на ленте времени:

— характерные для конкретной эпохи изображения одежды людей;

— характерные для конкретной эпохи изображения орудий труда, которыми пользовался человек в разные эпохи;

— характерные для конкретной эпохи изображения жилища человека (шалаш, бревенчатые избы, небоскребы и др.).

9

Закрепление изученного на уроке (2-3 мин.)

Беседа по основным вопросам урока:

— Что такое хронология?

— Что такое летосчисление?

— Для чего была придумана «линия времени»?

— Какие единицы измерения времени вы знаете?

— Какими единицами измерения времени пользуются при изучении истории?

— Как правильно определять последовательность важнейших событий истории?

10

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал (2-3 мин.)

Заключительное слово учителя. 

— Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, что история – это наука, у которой есть свои правила и законы. Вы показали отличные знания, научились измерять время годами, веками, тысячелетиями и поняли главное — изучать историю без дат невозможно.

11

Домашнее задание (1 мин.)

Составить в рабочих тетрадях кроссворд с использованием терминов, обозначающих различные единицы измерения времени (учитель дает учащимся рекомендации по выполнению домашнего задания).

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

1-й вариант

1. Первая общегреческая Олимпиада проходила в 776 г. до н.э.. Сколько лет тому назад это было?

2. Город Рим основан в 753 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

3. Какой год был раньше 200 н. э. или 200 до н. э.? На сколько?

4. Москва была основана в 1147 г. Какой это век?

5. Куликовская битва произошла в 1380 году. В каком веке праздновалось 500-летие этой битвы?

6. Какой год был раньше? 12 г. до н. э. или 13 г. до н. э.? На сколько?

7. Какой год предшествовал 133 г. до н.э.?

8.Какой это век?

А) 1205 год; Б) 81 год; В) 185 год; Г) 2011 год.

    9. Запишите арабскими цифрами:

А)III век; Б)VII век; В)XII век; Г)L век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

2-й вариант

1.Единое египетское государство возникло в 3000 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

2.Какой год был раньше 525 н. э. или 525 до н. э. На сколько?

3.В 1500 г.до н.э. фараон Тутмос отправился в военный поход. Сколько лет тому назад это было?

4.Русь приняла православную веру в 988 году. Какой век это был?

5.Ледовое побоище произошло в 1242 году. В каком веке праздновалось 500-летие этой битвы?

6.Какой год был раньше? 110 г.до н.э. или 120 г. до н.э.? На сколько?

7.Какой год наступит после 2 г.до н.э.?

8.Какой это век?

А) 1405 год; Б) 281 год; В) 85 год; Г) 1011 год.

    9. Запишите арабскими цифрами:

А) VIII век; Б)II век; В) XXII век; Г)XVI век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

3-й вариант

1. В 1770 г. до н. э. были написаны сказания о красавице-богине Иштар. Сколько лет тому назад это было?

2.  Какой год был раньше 1202 н. э. или 1202 до н. э.? На сколько?

3.  Петербург был основан в 1703 г. Какой это век?

4. Полтавская битва произошла в 1709 году. В каком веке праздновалось 200-летие этой битвы?

5. Какой год был раньше? 2 г. до н. э. или 13 г. до н. э.?

На сколько?

6. Какой год был перед 33 г. до н.э.?

7. В 1750 г. до н.э. в Египте произошло восстание рабов. Сколько лет тому назад это было?

8.  Какой это век?

А) 205 год; Б) 981 год; В) 1852 год; Г) 1011 год.

9. Запишите арабскими цифрами:

А)LX век; Б)XVII век; В)XIII век; Г)XV век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

4-й вариант

1. Пирамида Хеопса была построена в 2600 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

2. Какой год был раньше 525 н. э. или 525 до н. э. На сколько?

3. Первая Пуническая война началась в 264 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

4. Иван Грозный стал царём в 1547 году. Какой век это был?

5. Бородинская битва произошла в 1812 году. В каком веке празднуется 200-летие этой битвы?

6. Какой год был раньше? 2110 г. до н.э. или 2120 г. до н.э.? На сколько?

7.  Какой год предшествовал 92 г. до н.э.?

8.  Какой это век?

А) 405 год; Б) 1281 год; В) 785 год; Г) 1811 год.

9. Запишите арабскими цифрами:

А) LXXX век; Б) IV век; В)XII век; Г)XХV век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

5-й вариант

1. Греко-персидские войны начались в 499 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

2. Марафонская битва произошла в 490 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

3. Какой год был раньше 8 н. э. или 18 до н. э.? На сколько?

4. Сражение у мыса Гангут состоялось в 1714 г. Какой это век?

5. Нижний Новгород был основан в 1221 году. В каком веке праздновалось 500-летие этого города?

6. Какой год был раньше? 12 г. до н. э. или 13 г. до н. э.? На сколько?

7. Какой год наступит после 81 г. до н.э.?

8. Какой это век?

А) 105 год; Б) 1881 год; В) 1985 год; Г) 11 год.

9. Запишите арабскими цифрами:

А) XVIII век; Б)LXX век; В) XI век; Г)XIV век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

6-й вариант

1. Греко-персидские войны закончились в 449 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

2. Какой год был раньше 5 н. э. или 5 до н. э. На сколько?

3. Саламинское сражение состоялось в 480 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

4. Сражение на реке Неве было в 1240 году. Какой это век?

5. Восстание декабристов произошло в 1825 году. В каком веке отмечалось 150-летие этого событие?

6. Какой год был раньше? 110 г. до н.э. или 120 г. до н.э.? На сколько?

7. Какой год наступит после 100 г. до н.э.?

8. Какой это век?

А) 15 год; Б) 1281 год; В) 685 год; Г) 1101 год.

9. Запишите арабскими цифрами:

А) VI век; Б) XL  век; В) XXII век; Г)XVI век.

Куликовская битва –

1380 год

Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год

Первый полет человека в космос — 1961 год

Первое упоминание о Москве — 1147 год

Основание станицы Полтавской –

1794 год

Начало правления династии Романовых –

1613 год

Крещение Руси — 988 год

Основание Санкт-Петербурга –

1703 год

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *