Смирнов основы безопасности жизнедеятельности 5 класс – ОБЖ за 5-ый класс — А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-ый класс. Учебник. #1
Обж 5 класс Смирнов Хренников (Основы безопасности жизнедеятельности)
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Учебник, построенный по модульному принципу, содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни. Учебник знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с некоторыми правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях.Пример из учебника
С этого года вы начинаете изучать предмет Основы безопасности жизнедеятельности. Для чего он вам нужен? Он нужен для того, чтобы вы, постепенно расширяя свои знания об окружающем мире, видели факторы, которые способствуют вашему здоровью и благополучию, и знали об опасных и чрезвычайных ситуациях, которые таят в себе угрозу вашей жизни и здоровью.
Содержание
Введение 3
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 5
1.1. Город как среда обитания б
1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища 10
1.3. Особенности природных условий в городе 14
1.4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность 18
1.5. Безопасность в повседневной жизни 23
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 28
2.1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 28
2.2. Пешеход. Безопасность пешехода 35
2.3. Пассажир. Безопасность пассажира 39
2.4. Водитель 45
2.5. Пожарная безопасность 50
2.6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях 57
Глава 3. Опасные ситуации природного характера 64
3.1. Погодные явления и безопасность человека 64
3.2. Безопасность на водоёмах 71
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 76
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера 76
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 83
Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 90
5.1. Антиобщественное поведение и его опасность 90
5.2. Обеспечение личной безопасности дома 95
5.3. Обеспечение личной безопасности на улице 99
Глава 6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства 103
6.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения 103
6.2. Виды экстремистской и террористической деятельности 109
6.3. Виды террористических актов и их последствия 112
6.4. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности 122
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 129
Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 130
7.1. О здоровом образе жизни 130
7.2. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья 135
7.3. Рациональное питание. Гигиена питания 143
Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье 147
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 147
8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) 153
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 155
Глава 9. Первая помощь и правила её оказания 156
9.1. Первая помощь при различных видах повреждений … 156
9.2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия) 159
9.3. Первая помощь при отравлениях (практические занятия) 160
Приложения 165
Приложение 1. Дорожные знаки 165
Приложение 2. Безопасность при использовании средств бытовой химии, инструментов, на занятиях физической культурой 178
Приложение 3. Рекомендации по безопасному поведению человека при чрезвычайных ситуациях природного характера 181
Приложение 4. Рекомендации специалистов по безопасному поведению при чрезвычайных ситуациях техногенного характера 185
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
ГДЗ по ОБЖ 5 класс Смирнов Хренников учебник ответы на вопросы
Учебник по основам безопасности жизнедеятельности ОБЖ за 5 класс под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова издательства Просвещение состоит из 1 части и имеет 191 страницу.
В 5 классе начинается знакомство обучающихся с основными определениями о состоянии здоровья и образе жизни, с оказанием первой медицинской помощи в несчастных случаях. Отличительной особенностью учебника является построение по модульному принципу. В учебном пособии содержатся информация о том, как надо себя вести при различных несчастных случаях и опасных ситуациях, которые могут случиться с любым человеком. В результате прохождения данного курса, ученик 5 класс должен быть готов к непредвиденным ситуациях и всегда придерживаться безопасной жизни.
Готовые домашние задания на сайте ЯГДЗ построены по уникальной авторской методике, так как содержат только нужную информацию из проверенных источников. Используя наши решебники, школьники приобретают возможность быстро оценить качество выполнения своей домашней работы, проверить свой ответ в соответствии с критериями и исправить неточности, если они имеются. Данный вид деятельности стимулирует ответственное отношение к школьным обязанностям, поощряет активное вовлечение в образовательный процесс.
стр.9 стр.13 стр.18 стр.22-23 стр.22 стр.27 стр.34 стр.35 стр.39 стр.44 стр.49 стр.56-57 стр.56 стр.57 стр.63 стр.70 стр.75 стр.82 стр.83 стр.85-86 стр.87-88 стр.88 стр.94-95 стр.94 стр.98 стр.102 стр.109 стр.110 стр.111 стр.112 стр.121-122 стр.122 стр.126-127 стр.127 стр.135 стр.142 стр.146 стр.152-153 стр.153 стр.154 стр.158 стр.160 стр.163 стр.164
yagdz.com
Учебник ОБЖ 5 класс Смирнов Хренников
Учебник ОБЖ 5 класс Смирнов Хренников — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение» Академический школьный учебник А ФГОС Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение» Академический школьный учебник А.Т. Смирнов Б.О. Хренников ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией А.Т. Смирнова Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2012 УДК 373.167.1:614.8 ББК 68.9я72 С50 Серия «Академический школьный учебник» основана в 2005 году Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе» Руководители проекта: вице-президент РАН акад. В. В. Козлов, президент РАО акад. Я Д Никандров, генеральный директор издательства «Просвещение» чл.-корр. РАО А М. Кондаков Научные редакторы серии: акад. РАО, д-р пед. наук А А Кузнецов, акад. РАО, д-р пед. наук М. В. Рыжаков, д-р экон. наук С В Сидоренко Учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5—9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова Авторы А Т. Смирнов, Б. О. Хренников Доработка структуры и содержания учебника проведена в рамках государственного контракта Федерального государственного учреждения «Пограничный научно-исследовательский центр ФСБ России». На учебник получены положительные экспертные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/46 от 30 сентября 2011 г.) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-419 от 17 октября 2011 г.) Смирнов А. Т. С50 Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс : учеб, для обще-образоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под ред. А. Т. Смирнова ; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 191 с. : ил. — (Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-020893-2. Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» под редакцией А. Т. Смирнова. Учебник, построенный по модульному принципу, содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни. Учебник знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случгых. УДК 373.167.1:614.8 ББК 68.9я72 ISBN 978-5-09-020893-2 © Издательство «Просвещение», 2012 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены II Введение Дорогие наши читатели, девочки и мальчики, учащиеся 5 класса! С этого года вы начинаете изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Для чего он вам нужен? Он нужен для того, чтобы вы, постепенно расширяя свои знания об окружающем мире, видели факторы, которые способствуют вашему здоровью и благополучию, и знали об опасных и чрезвычайных ситуациях, которые таят в себе угрозу вашей жизни и здоровью. Чтобы вы научились распознавать опасности и предвидеть их последствия, избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации невозможно, а главное — самим не создавать опасных ситуаций. Для этого, следуя по страницам учебника, вы изучите наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых можно оказаться в повседневной жизни. Познакомитесь с рекомендациями специалистов о правилах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Постепенно, от урока к уроку, у вас будет формироваться представление о правилах личной безопасности в повседневной жизни. Учебник познакомит вас с основными понятиями о здоровье и покажет, что оно во многом зависит от вашего поведения и соблюдения правил личной безопасности. Вы узнаете о здоровом образе жизни, который складывается из вашего повседневного поведения и обеспечивает вашу безопасность и здоровье. Вы познакомитесь с некоторыми правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях. Счастливого вам пути к познанию мира, себя в нём, к здоровью и здоровому образу жизни! Условные обозначения Это интересно О Проверьте себя О Практикум О Запомните! После уроков Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства Раздел! Основы комплексной безопасности Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации РАЗДЕЛ 1 Основы комплексной безопасности Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека характера Глава 2. Опасные ситуации техногенного Глава 3. Опасные ситуации природного характера Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера П. НИН Модуль 1. Раздел первый 1(11 ^ ^ I J ; Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека Город как среда обитания Город — это населённый пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством. Первые упоминания о городах относятся к 4—3 тысячелетиям до н. э. Это Вавилон в Месопотамии, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. Исторически постоянно шёл процесс повышения роли городов в развитии человеческого общества. Это было обусловлено тем, что только в городах можно было развивать производство необходимых товаров, сосредоточивать достижения культуры и организовывать воспитание и обучение подрастающего поколения. Только совместными усилиями многих людей можно было обеспечивать благополучную жизнь каждого человека и общества в целом. Процесс повышения роли городов в развитии общества идёт непрерывно. Для примера сравним, как менялось со временем количество жителей городов по отношению ко всему населению Земли. Глава 1 В начале XIX в. в городах мира проживало 3% населения Земли; к 1900 г. — 13,6%, к концу XX в. — 41,1%. Городское население Российской Федерации в настоящее время составляет 73% (более 100 млн человек), и проживает оно более чем в 1030 городах. Не каждый населённый пункт, жители которого не работают в сельском хозяйстве, может считаться городом. Так, согласно российским законам, город должен иметь не менее 12 тыс. жителей, при этом не менее 85% из них должны быть заняты не в сельском хозяйстве. Современные города в зависимости от количества жителей делятся на: ■ малые — до 50 тыс. жителей; ■ средние — 50—100 тыс. жителей; ■ большие — 100—250 тыс. жителей; ■ крупные — 250—500 тыс. жителей; ■ крупнейшие — 500 тыс. — 1 млн жителей; ■ города-миллионеры — 1 млн жителей и более. Мегаполис П, Модуль 1. Раздел первый Мегаполис — единое городское пространство, объединяющее множество разросшихся мелких городов и сельских поселений. В начале XXI в. в мире насчитывалось около 220 мегаполисов, в их числе Москва — около 11 млн человек и Санкт-Петербург — более 4,5 млн человек. Что привлекает современного человека в городской жизни? Это прежде всего возможность совместными усилиями всех жителей города более полно удовлетворить физические и духовные потребности: в жилище, пище, получении образования, работе, общении и т. д. В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами — от одежды до автомобиля. Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы. Создана система учебных заведений различного уровня (школы, училища, институты и др.). Население обслуживают медицинские учреждения. Действует система культурных, научных и спортивных учреждений (театры, библиотеки, музеи, стадионы, спортивные комплексы и др.). Созданы службы для обеспечения безопасности населения: органы правопорядка, пожарная охрана, служба спасения и т. д. Всё это называется системой жизнеобеспечения города, и работает она, как правило, слаженно и взаимозависимо. Жителю города не надо идти на охоту, чтобы добыть себе пропитание, не надо с вёдрами идти на реку за водой, не надо ехать в лес и заготовлять дрова для обогрева жилища. Всё это он имеет в готовом виде: продукты в маг
uchebnik-skachatj-besplatno.com
❺ ГДЗ (решебник) по обж 5 класс рабочая тетрадь авторы Смирнов, Хренников, Маслов
В рабочей тетради для учащихся 5 класса по ОБЖ содержатся практические вопросы и задания, тесты для проверки знаний, разнообразные кроссворды, при решении которых ребёнок закрепляет знания, полученные на уроке. Данные учебное пособие является дополнением к учебнику по основам безопасности жизни для 5 класса, и предназначена для самостоятельной работы пятиклассников, как на уроках, так и дома.
С помощью решебника ребенок может самостоятельно проверить свои результаты, а родители объяснить непонятный ученику материал. Тем самым подготовить его к дальнейшему обучению. Готовые ответы представлены в развернутой форме и доступны для просмотра в режиме онлайн.
← Предыдущая
1
Следующая >
Понравился материал? Загрузка…otlgdz.online
Рабочая тетрадь по ОБЖ 5 класс Смирнов Хренников Маслов
Авторы: Смирнов А.Т., Маслов М.В., Хренников Б.О.
Класс: 5
Предмет: ОБЖ
Выберите подходящее издание решебника
- Рабочая тетрадь по ОБЖ 5 класс Смирнов Хренников Маслов
- ОБЖ 5 класс Смирнов Хренников
Готовые задания
Школьная дисциплина основы безопасности жизнедеятельности в пятом классе знакомит учеников с понятием здорового образа жизни и его неотъемлемыми составляющими: гигиеной и правильным питанием. Также школьники узнают правила поведения в нестандартных ситуациях, которые могут привести к опасности. Эти знания будут полезными в повседневной жизни не только школьника, но и во взрослом возрасте. Поэтому так важно ответственно подойти к изучению этой дисциплины. Авторы Смирнов Александр Тимофеевич и Хренников Борис Олегович, рекомендуют для этого использовать учебник по ОБЖ в сочетании с рабочей тетрадью для 5-го класса.
Важность изучения ОБЖ
Эта дисциплина является гуманитарной и многие школьники не воспринимают её всерьёз. На самом деле материал курса закладывает основы правильного и своевременного реагирования на различные явления. При отличных знаниях по ОБЖ, школьник не растеряется и будет знать что ему делать в любой чрезвычайной ситуации.
Авторы учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т. и Хренников Б.О. на уроках в 5-м классе рекомендуют к изучению следующие разделы:
- Обеспечение безопасности человека в среде его обитания.
- Правила поведения при участии в уличном движении, возможные источники опасности в быту.
- Погодные явления, их влияние на безопасность человека.
- Социальный характер опасности. Характерные признаки поведения, опасного для общества.
- Основы здорового образа жизни. Здоровое питание и динамические тренировки как элементы здоровья человека.
- Виды повреждений и травм. Схема действий школьника до появления врача.
Все вопросы, которые рассматриваются школьной программой на этом отрезке обучения очень важны в повседневной жизни. Поэтому очень важно хорошо усвоить знания и уметь применять их на практике. С успехом справиться с этим ученику пятого класса поможет использование рабочей тетради по ОБЖ, а также решебника с ГДЗ.
В чём особенности работы с методическими пособиями?
Чтобы сориентироваться и не растеряться в опасной ситуации, знания школьника по ОБЖ должны быть доведены до автоматизма. Лучше всего этому способствует выполнение практических упражнений.
Наиболее удачные и интересные практические задания для пятиклассников собраны в рабочую тетрадь авторов Смирнова А.Т. и Хренникова Б.О. для 5-го класса. Работая с тетрадью даже самостоятельно, без помощи учителей и родителей, ученик сможет получить и закрепить знания по дисциплине на очень высоком уровне.
В этом учебном пособии представлены разнообразные задания. Ученикам предлагается выбрать правильный вариант ответа в тестах, заполнить таблицу, дополнить предложение. Выполняя упражнения рабочей тетради, школьники учатся анализировать и систематизировать информацию и применять её в конкретных условиях.
Теоретический материал школьники могут получить из учебника или скачать из интернета. В случае если выполнение заданий вызывает сомнения или затруднения, школьник может воспользоваться решебником с ГДЗ. В этом учебном пособии собраны правильные ответы на вопросы рабочей тетради. Сверив результат самостоятельной работы с ответами решебника, ученик может самостоятельно судить о готовности к уроку или контрольной работе.
Ученик 5 класса должен знать, что ГДЗ в печатной форме или те, которые можно скачать в интернете, следует использовать только с целью самоконтроля. Основы безопасности жизнедеятельности это тот предмет, знания по которому нужны не только для хорошей успеваемости. Эти знания в любой критической ситуации могут оказать реальную помощь, иногда жизненно важную.
gdzmonster.net
ГДЗ по ОБЖ 5 класс рабочая тетрадь Смирнов Хренников Маслов ответы
Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности ОБЖ для 5 класса под редакцией А.Т. Смирнова, М.В. Маслова, Б.О. Хренникова издательства Просвещение состоит из 1 части и имеет 96 страниц.
Структура рабочей тетради полностью соответствует содержанию учебнику. В 5 классе обучающиеся, на основе изученной информации на предмете окружающий мир, усвоенной в начальных классах, получат сведения о безопасности жизнедеятельности. Знания, полученные из содержания курса, охватывает теорию и практику безопасности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Учебный предмет состоит из 3-х модулей с помощью которого ученик познакомится с основами медицинской помощи и ее оказании, безопасного поведения при ЧС, а также про здоровый образ жизни. В пособии представлены проверочные задания, тематические тесты, познавательные кроссворды, которые можно использовать для закрепления знаний, полученных при изучении учебного курса.
Готовые домашние задания на нашем сайте ЯГДЗ предназначены для проверки правильности выполнения домашнего и школьного задания. Даже самый трудный материал в нашем решебнике написан понятным языком. Теперь школьники смогут оценивать свои ответы в соответствии с критериями, которые необходимы для получения высоких отметок, а также будут затрачивать значительно меньше времени на поиск своих ошибок в домашней работе.
1.1 Город как среда обитания
1.2 Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
1.3 Особенности природных условий в городе
1.4 Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
1.5 Безопасность в повседневной жизни
2.1 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
2.2 Пешеход. Безопасность пешехода
2.3 Пассажир. Безопасность пассажира
2.4 Водитель
2.5 Пожарная безопасность
2.6 Безопасное поведение в бытовых условиях
3.1 Погодные явления и безопасность человека
3.2 Безопасность на водоёмах
4.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера
5.1 Антиобщественное поведение и его опасность
5.2 Обеспечение личной безопасности дома
5.3 Обеспечение личной безопасности на улице
6.1 Экстремизм и терроризм — основные понятия и причины их возникновения
6.2 Виды экстремистской и террористической деятельности
6.3 Виды террористических актов и их последствия
6.4 Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности
7.1 О здоровом образе жизни
7.2 Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья
7.3 Рациональное питание. Гигиена питания
8.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
8.2 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
9.1 Первая помощь при различных видах повреждений
9.2 Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах
9.3 Первая помощь при отравлениях
yagdz.com
Рабочая программа по ОБЖ (5 класс) по теме: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности к учебному пособию А.Т.Смирнов Б.О.Хренников ОБЖ 5 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
«Михновская основная общеобразовательная школа» Погарского района Брянской области
«Рекомендовано» Руководитель МО _______ Протокол № ________ от «____»____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Михновская ООШ» __________ /Козлова С. А./ «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Михновская ООШ» ___________/Сорокина Р.А./ Приказ № ____ от «___»____________2013 г. |
Рабочая программа
по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
класс: 5
Составитель: учитель ОБЖ
Понаморенко Н.В.
2013-2014 учебный год
Раздел I
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов — М.: Просвещение, 2008) и образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю за счет времени регионального компонента в объеме 35 часов в год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2010 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080, и методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует требованиям образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Формы занятий, используемые при обучении:
— учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
— подготовка индивидуальных рефератов;
— индивидуальные консультации;
— практические занятия;
— внеклассная и внешкольная работа (участие в школьной и районной олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).
Раздел II
Учебно-тематический план
№ раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
I | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях | 16 | |
Тема 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | |
Тема 2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | |
Тема 3 | Опасные ситуации природного характера. | 2 | |
Тема 4 | Опасные ситуации социального характера | 3 | |
II | Чрезвычайные ситуации | 6 | |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 | |
III | Основы здорового образа жизни. | 5 | |
Тема 6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 5 | |
IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 8 | |
Тема 7 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 8 | |
Всего часов: | 35 |
Раздел III
Содержание тем учебного курса
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные аварийные и спасательные службы города, предназначенные для защиты населения.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера.
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода, его безопасность на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира, его безопасность при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя (велосипедиста), правила его поведения на дороге. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.
Тема 3. Опасные ситуации природного характера.
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель). Правила безопасного поведения при их воздействии.
Водоемы в черте города, их состояние в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
Тема 4. Опасные ситуации социального характера.
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Правила безопасного поведения во дворе и дома, при разговоре по телефону. Воры в квартире. Нападение в лифте, в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделений милиции, постов ГИБДД и т.п.). Правила безопасности в общественных местах, в толпе, при обнаружении взрывного устройства.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации
Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Характеристика ЧС природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера.
Характеристика ЧС техногенного характера: аварии на радиационно-опасных объектах, на взрывопожароопасных объектах, на химических объектах, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера.
Организация защиты населения от ЧС. Действия населения при оповещении об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения.
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие ЗОЖ. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие ЗОЖ.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Правила закаливания организма.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества. Гигиена питания.
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на здоровье и организм человека. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего человека и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.
Алкоголь – наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практическое занятие).
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию ПМП.
Ситуации, при которых необходимо немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательная практическая отработка навыков в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении, при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом.
Раздел IV
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащийся должен:
знать:
• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически — письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 — 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Раздел V
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература
Школьный учебник для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2007 г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008. — 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2009. — 272 с. — (Библиотека учителя).
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. — М.: Дрофа, 2006. — 112 с.
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2006. — 76 с. — (библиотека учителя).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». — М.: Дрофа, 2007. — 170 с. — (Готовые домашние задания).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс». — М.: Дрофа, 2007. — 160 с. — (Готовые домашние задания).
Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2009. — 158 с. — (Библиотека учителя).
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 336 с.
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с. — (Высшее профессиональное образование).
УМК «Безопасность дорожного движения»:
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. — М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285.
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006.
Оборудование и приборы
1. Комплект плакатов «Угрозы терроризма».
2. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
3. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Академия повышения квалификации работников образования | http://www.apkro.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | Как сделать дизайн и ремонт помещения самостоятельно |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
Раздел VI
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ в 5 классе
(35ч; 1ч. в неделю)
Программа по ОБЖ 1-11 классы под общей редакцией А.Т Смирнова
Учебник ОБЖ 5 класс. Рекомендован Министерством Образования и науки РФ
Авторы А.Т Смирнов, Б.О.Хренников
Москва «Просвещение» 2010
№ раздела, темы и урока | Дата | Наименование раздела, темы и урока | Количество часов | |
Раздел | Тема | |||
І | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях | 16 | ||
1 | Человек, как среда обитания, безопасность человека | 5 | ||
1.1 | Город как среда обитания | 1 | ||
1.2 | Жилища человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | ||
1.3 | Особенности природных условий в городе | 1 | ||
1.4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | 1 | ||
1.5 | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 | ||
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | ||
2.1 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | ||
2.2 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | ||
2.3 | Пассажир. Безопасность пассажира | 1 | ||
2.4 | Водитель | 1 | ||
2.5 | Пожарная безопасность | 1 | ||
2.6 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | ||
3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | ||
3.1 | Погодные условия и безопасность человека | 1 | ||
3.2 | Безопасность на водоемах | 1 | ||
4 | Опасные ситуации социального характера | 1 | ||
4.1 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | 1 | ||
4.2 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | ||
4.3 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | ||
ІІ | Чрезвычайные ситуации | 6 | ||
5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 | ||
5.1 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | ||
5.2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | ||
5.3 | Практические занятия по обработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера | 4 | ||
ІІІ | Основы здорового образа жизни | 5 | ||
6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 5 | ||
6.1 | О здоровом образе жизни | 1 | ||
6.2 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья | 1 | ||
6.3 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | ||
6.4 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | ||
6.5 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | ||
ІV | Основы медицинских знаний и правила её оказания | 8 | ||
7 | Первая медицинская помощь и правила её оказания | 8 | ||
7.1 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 2 | ||
7.2 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) | 3 | ||
7.3 | Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) | 3 | ||
Всего часов | 35 |
nsportal.ru