cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Слова с чередующимися е и в корне слова – 70 примеров слов с чередующимися гласными е/и в корне

Содержание

70 примеров слов с чередующимися гласными е/и в корне

Приведем при­ме­ры слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми «е», «и» в корне.

В корне неко­то­рых слов в без­удар­ной пози­ции пишет­ся то бук­ва «е», то «и», напри­мер:

  • заберу — забирать;
  • растереть в поро­шок — растираю ладо­ни;
  • отпереть дверь — запирать на ключ.

Как пра­виль­но напи­сать эти сло­ва? В этих слу­ча­ях невоз­мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов с помо­щью уда­ре­ния, подо­брав род­ствен­ные сло­ва или изме­нив фор­му сло­ва. В корне подоб­ных слов отме­тим чере­до­ва­ние глас­ных е//и.

Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных

Чтобы выбрать пра­виль­ное напи­са­ние слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е//и в корне, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Правило

В кор­нях бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- пишет­ся бук­ва «и», если после кор­ня сле­ду­ет суф­фикс -а-. В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «е».

Например:

  • замирать от испу­га — замер;
  • придираться — придерусь.

Поможет в напи­са­нии таких слов стишок-запоминалка:

Собирать, стирать, задира —
Повнимательней гля­ди!
Если в сло­ве имя Ира,
Значит, в корне бук­ва «и».
Если после кор­ня «а»,
В корне будет «и» все­гда.
Вот при­мер, запо­ми­най:
— Ноги вытер? — вытирай!

Слова с чередующимися гласными е//и в корне

1. бер-/бир-

  • собе­ру гостей — пой­ду соби­рать тра­вы;
  • забе­решь с собой — заби­рать вече­ром; 
  • отбе­ре­те нуж­ное коли­че­ство — отби­рать немно­го;
  • набе­рем воды — наби­рай­те яблок;
  • при­бе­рет в ком­на­те — при­би­раю дом;
  • под­бе­ри­те воло­сы — под­би­раю каме­шек;
  • пол­ная нераз­бе­ри­ха;

2. дер-/дир-

  • при­де­русь к нему — при­ди­рать­ся без кон­ца;
  • про­де­русь сквозь зарос­ли — про­ди­рать­ся с тру­дом;
  • сде­рет наклей­ку — сди­ра­ет посто­ян­но;
  • отде­решь мар­ку — отди­ра­ем гли­ну;
  • наде­рет уши — нади­ра­ет вих­ры;
  • раз­де­рет ран­ку — раз­ди­ра­ет все вре­мя;
  • уде­рем­без огляд­ки — уди­ра­ет от нас;

3. мер-/мир-

  • замер­ло серд­це — зами­раю на месте;
  • отмер­ла вер­хуш­ка — отми­ра­ют кор­ни;
  • умер­ли дав­но — уми­ра­ет надеж­да;
  • замер­ший — зами­рать;

4. пер-/пир-

  • отпе­реть дом — отпи­рать калит­ку;
  • отпе­реть­ся от обви­не­ний — отпи­рать­ся все­гда;
  • запе­реть (ся) на ночь — запи­раю на засов;
  • запер надол­го — запи­ра­ем дверь;
  • сидеть вза­пер­ти;
  • напе­реть (ся) — напи­раю всем телом;
  • силь­но упе­реть­ся — упи­ра­юсь нога­ми;
  • выпе­реть — выпи­рать ото­всю­ду;

5. тер-/тир-

  • сте­реть тряп­кой —  сти­рать посто­ян­но;
  • может сте­реть­ся — сти­ра­ет­ся регу­ляр­но;
  • рас­те­реть в поро­шок — рас­ти­рать в ступ­ке;
  • обте­реть лицо — обти­ра­ешь малы­ша;
  • обте­реть­ся поло­тен­цем — обти­рать­ся с ног до голо­вы;
  • нате­реть мас­лом — нати­рать мазью;
  • про­те­реть сто­леш­ни­цу — про­ти­рать посу­ду;
  • вте­реть крем — вти­рать очки;

6. блест-/блист-

  • бле­стеть на солн­це — бли­стать крас­но­ре­чи­ем;
  • бли­ста­тель­ный ответ;
  • забле­сте­ло стек­лыш­ко — забли­ста­ли огни;
  • отбли­стать — отблес­ки мол­ний;
  • про­блес­ки зари;
  • бле­стя­щие спо­соб­но­сти;
  • бли­ста­ю­щий изда­ле­ка;

7. жег-/жиг-

  • раз­жёг костёр — раз­жи­га­ет печь;
  • пере­жёг про­вод — пере­жи­гать;
  • сжег дро­ва — сжи­га­ешь в печи;
  • зажег свеч­ку — зажи­гать топ­ку;
  • про­жег рубаш­ку — про­жи­гать жизнь;
  • обжёг палец — обжи­га­ет край лен­ты;
  • зажи­гал­ка;
  • при­жёг — при­жи­га­ние;
  • под­жег — под­жи­га­тель;

8. стел-/стил-

  • сте­лить постель;
  • рас­сте­лить ска­терть — рас­сти­лать кро­вать;
  • посте­лить про­сты­ню;
  • насте­лить пол — насти­лать дос­ки;
  • усте­лить тра­вой — усти­лать ков­ром;
  • пере­сте­лить — пере­сти­лать;
  • под­сти­лать соло­му — под­сте­лить сено;

9. чет-/чит-

  • счет — счи­тать до деся­ти;
  • пере­счет дохо­дов — пере­счи­тать овец;
  • отсчет вре­ме­ни — отсчи­тать немно­го;
  • вычесть — вычи­тать одно чис­ло из дру­го­го;
  • выче­ты  из зар­пла­ты;
  • выпол­нить вычи­та­ние;
  • зачесть — полу­чить зачёт;
  • при­чи­та­ю­щий­ся ему.

Дополнительный мате­ри­ал

russkiiyazyk.ru

Чередование гласных е -и в корне слова. Видеоурок. Русский язык 5 Класс

Много времени мы посвятили изучению правописания безударных гласных в корне. Мы знаем о гласных, которые нужно проверять ударением, знаем, что написание многих слов следует запоминать. А что делать, когда в одном и том же корне могут быть разные гласные? На данном уроке учащиеся узнают о корнях, в которых происходит чередование гласных е-и, узнают о правописании этих корней

Учебное наблюдение

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. В данных корнях чередуются е-и, поэтому у нас не получится подобрать проверочное слово, поскольку под ударением в этих корнях может встретиться е, а может – и.

 

Следует запомнить

В корнях с чередованием е-и

пишется и, если после корня идёт суффикс -а-.

Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе для написания е-и в корне, мы будем обращать внимание на суффикс а? Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1). Эти корни следует запомнить:

(Запомнить: сочетание, сочетать!)

Рис. 1. Буквы е-и в корнях с чередованием (Источник).

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Домашнее задание

Задание № 1

Перепишите сочетания слов, вставляя пропущенные буквы. Распределите словосочетания на две группы, в зависимости от гласной, которую вы вставили.

Соб..рают ягоды, всё зам..рло, звёзды забл..стали, зам..реть от восторга, небо забл..стело, разж..гать костёр, расст..лается туман, оп..раться на перила, зап..реть на ключ, ст..реть ошибку, пост..лить ковёр, прот..реть окно, выж..гать рисунок отч..тать за проступок.

Вставили букву е

Вставили букву и

 

 

 

 

Задание № 2

Выпишите слова с пропусками в соответствующие колонки таблицы. К словам, которые выпишете во вторую колонку, подберите проверочные, в словах, которые выпишете в третью колонку, выделите суффикс -а-, если такой в слове есть.

В народе с..нтябрь называют задумчивым. Увядшие травы покрываются бл..стящими паутинками. Природа зам..рает  перед большими переменами. Хорошим «метеорологом» можно сч..тать бурундука. Он запасает корм, как только почувствует прибл..жение осени. А сначала он проводит «ревизию» своих старых припасов, оч..щает земные кладовые, выст..лает их сухими листьями. Работает бурундук целый месяц и соб..рает до восьми килограммов к..дровых орешков, гр..бов, с..мян.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Bopre.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru (Источник).

interneturok.ru

Буквы е – и в корнях с чередованием

Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием.

Цель урока:

Задачи урока:

Предметные

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Оборудование: раздаточный материал


Ход урока

I. Организационный момент,

– Здравствуйте, дети!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Мы продолжаем с вами изучать такой раздел как морфология. Что же такое морфология? Правильно морфология изучает слово как часть речи, а какие части речи мы с вами уже изучили?Что такое существительное, прилагательное, глагол? (нас окружают части речи)

Какую часть речи мы изучаем? (Глагол)

– Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже прошли в разделе «Глагол». Вы будете отвечать на мои вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в оценочный лист.

Я утверждаю, что ...

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Слово «удивление» - это глагол.

3. В слове «не(?)годовать» не пишется отдельно.

4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.

7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.

10. Глагол «положить» несовершенного вида.

11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Проверим себя

1. да

2. нет

3. нет

4. да

5. да

6. да

7. нет

8. да

9. да

10. нет.

11. да

– Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде:

Самооценка

Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки- «3»

– Внесите оценку в оценочный лист

III. Постановка учебной задачи.

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. Но прежде чем определить тему урока, нам необходимо вспомнить одно правило, которое нам поможет в определении темы.

–Для того чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами слайд , на котором даны слова. Вам необходимо распределить их по столбикам. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.

Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,

разбери, запереть, напирать, растирать.

– Проверим.

– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

– Какие это слова? (Однокоренные)

– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.)

– Записываем тему урока.

ІІІ. Новый материал.

– Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И.

подбирать – разбери

растирать – стереть

блистать – заблестеть

напирать – запереть

– Определите вид глаголов.

– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

– Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

– Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

Искл: сочетать, сочетание

ИМ

занимать

ИН

начинать

IV. Закрепление изученного.

  1. Выборочный диктант. Задание: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
    1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) С кем поведешься, от того и наберешься.

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Улицы упирались в голые скалы.

7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.

8) Не задирай нос высоко – споткнешься.

9) Сердце замирает от восторга.

10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

  1. Динамическая пауза.

– Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.

Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло.

  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления

Соедините половинки слов, вставьте пропущенную букву, объясните правописание е – и.

1.выж..- 1. –стал

2.забл..- 2. –рать

3.пост..- 3. –ру

4.за- 4. –реть

5.забл..- 5. –п..р

6.изб..- 6. –лить

7.раст..- 7. –м..р

8.соб..- 8. –гал

9.раст..- 9. –рёшь

10.за- 10. –стело

Ответ; 1-8; 2-1; 3-6; 4-7; 5-10; 6-3; 7-2; 8-9; 9-4; 10-5.

(выжигал; заблистал; постелить; замер; заблестело; изберу; растирать; соберёшь; растереть; запер)

  1. Творческий диктант.

Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).

  1. Распределительный диктант

– Ребята, я буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка.

Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться,

предложить, командовать, росли, вытирать.

  1. Компетентностно - ориентированное задание:

– Представьте, что ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

– Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Возможные варианты.

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

– Давайте проверим.

V. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились

- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

VІ. Самостоятельная работа

- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VІІ. Домашнее задание: п.113; составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр. 653

infourok.ru

Корни с чередованием. Все правила — Вектор-успеха.рф

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I.  Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е.

  • -бир-а // -бер- (собИрать — забЕрёшь)
  • -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть)
  • -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)
  • -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)
  • -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)
  • -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)
  • -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)
  • -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти)
  • -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)

Правило II.  Корни с чередованием А//О

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а  нет, то в корне пишется буква О.

  • -кас-а //-кос- (кАсаться – кОснуться)
  • -лаг-а // -лож- (полАгать – полОжить)

Правило III.  Корни с чередованием А//О

Если в корне есть буквы Т или Щ, то   пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О.

  • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вырАсти– вырАщенный -  вырОсли).

Исключения: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Правило IV.  Корни с чередованием А//О

Если  корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О.

  • -скак // -скоч- (скАкать– вскОчить).

Чередование, зависящее от ударения

Правило V.  Корни с чередованием А//О

Если на корни –гАр- и – клАн- падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (загАр – загорать)
  • -клАн-//-клон- ( клАняться – поклониться)

Правило VI.  Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр- НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О.

Исключения: зорянка, зоревать.

  • -зОр-//-зар- (заря – зОрька)

Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.

  • -мак -//- мок- (макать хлеб в мёдпромОкнуть под дождём)

Правило VIII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О.

  • -равн -//- ровн- (сравнитьхарактерыподровнять грядку).

21vu.ru

Корни с чередованием гласных — Правило

Упражнения к правилу

Слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы по способу проверки:

Слова с чередующейся гласной в корне. Необходимо запомнить эти корни, а также условия выбора в них гласных.

Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, например: морской — мо́ре, мясной — мя́со, грибы — гри́б.

Слова с непроверяемыми написаниями, которые нужно сверять по словарю и запоминать, например: соба́ка, ветера́н, неде́ля.

Перечень корней с чередованием и условий выбора гласной в них

Выбор гласной в корне в зависимости от согласной

лаг — лож

излагать — изложение, возлагать — возложение

раст (ращ) — рос

подрастать — подросли, приращение — приросли

Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, но отрасль.

скак — скоч

прискакать — подскочил, обскакал — проскочил

Слова-исключения: скачок, скачу.

Выбор гласной зависит от ударения

га́р — гор (без ударение о, под ударением а)

зага́р — загорать, га́рь — горелка

зар — зо́р (без ударения а, под ударением о или а)

заря — зо́ри, зарница — зо́рька

Слово-исключение: зоревать.

клан — клон (без ударения о, под ударением о или а)

приклони́ть — кла́няться, склоне́ние — покло́н

Выбор гласной зависит от наличия суффикса -а-

бира — бер

убирать — уберу, собирать — соберу

дира — дер

выдирать — выдернуть, раздирать — раздеру

пира — пер

запирать — запереть, упираться — упереться

тира — тер

вытирать — вытерли, затирать — затереть

мира — мер

умирать — умереть, замирать — замереть

блиста — блест

блистать — блестеть, заблистать — заблестеть

стила — стел

подстилать — подстелить, перестилать — перестелить

жига — жег (жечь)

выжигать — выжегший, прижигать — прижечь

чита — чет

вычитать — вычесть, подсчитать — подсчёт

каса — косн

прикасаться — прикоснуться, касательная — коснётся

Выбор гласной зависит от значения слова

равн — ровн

равн → в словах со значением "равный", "одинаковый"
уравнение, поравняться, наравне

ровн → в словах со значением "ровный", "прямой", "гладкий"
выровнять, заровнять, разровнять

мак — мок

мак → в словах со значением "погружать в жидкость"
макать хлеб в мёд, обмакнуть кисть в краску

мок → в словах со значением "пропускать жидкость"
вымокнуть под дождём, замочить бельё


Примечание.
К корням с чередованием также относятся корни ча — чин, мя — мин, жа — жим, ня — ним, кля — клин.
Буква и в них пишется, если после корня находится суффикс -а-.

начать — начинать, примять — обминать, нажать — отжимать, принять — занимать, заклятие — проклинать

Примечание.
В корнях плав — плов всегда пишется плав: плавить, плавать, поплавок, выплавка.

Корень плов пишется в словах-исключениях: пловец, пловчиха, пловцы.

Примечание.
В корнях твар — твор всегда пишется твор: творить, творец, творение.

Корень твар пишется в словах-исключениях: тварь и утварь.

www.rusyaz-online.ru

Чередование в корне е и и. Правило, особенности, примеры

В русском языке часто встречается такое явление, как чередование в главной морфеме. В данной статье речь пойдет о чередовании в корне «е» и «и». Разберем правило и особенности, приведем примеры и исключения.

Корни с чередованием. Что это?

При изменении формы лексических единиц внутри основной морфемы часто могут изменяться как согласные, так и гласные. Так, например, бежать – бегу, сказать – скажу. Здесь мы наблюдаем чередование согласных. Следующие примеры: замирать – замереть, расположить – располагать. Эти слова отличаются чередованием гласных. Это явление обусловлено следующими причинами: является ли корень ударным или безударным, присутствует ли суффикс, какое именно значение заложено в главной морфеме и пр.

Чередование в корне «е» и «и». Правило

В ряде главных морфем в безударной позиции употребляется как «е», так и «и». Это означает, что в лексических единицах присутствует чередование в корне «е» и «и». От чего же это зависит? На написание той или иной буквы влияет наличие «а» (суффикс), стоящего за главной морфемой. Итак, если суффикс присутствует, то в корне пишется гласная «и». В случае если он отсутствует, то следует писать «е». Изучим подробно несколько примеров.

«Вытирать». При разборе по составу выделяем корень «тир». За ним следует суффикс «а». Таким образом, в главной морфеме требуется написать «и» («тир»). Второй пример: вытереть. Главной морфемой является «тер», после которой следует суффикс «е» (не «а»). Следовательно, в корне необходимо написать «е» (тер).

Рассмотрим еще одну пару «стел» / «стил». В качестве примеров используем слова «расстелить» и «расстилать». В первом варианте необходимо написать «е», потому что в лексической единице отсутствует «а» (суффикс), во втором случае – «и», так как «а» присутствует.

Чередование «е» / «и» в корне слова. Примеры

Лексические единицы с вышеуказанными основными морфемами являются распространенными. В речи можно часто встретить корни с чередованием «е» / «и». Примеры подобных лексических единиц приведены ниже.

  • Основные морфемы «бер» / «бир».

Выбирать, забирать, собирать, взбираться, добираться, отбирать, собираться, подбирать, перебирать, побираться, убирать, разбирать, пробираться, избирательность, разбирательства, соберет, разберусь, выберут, уберусь, отберет, взберешься, доберешься, неразбериха и пр.

  • Основные морфемы «мер» / «мир».

Замирать, вымирающий, умирать, вымирать, помирающий, замирание, умереть, умерший, вымерший и пр.

  • Основные морфемы «тер» / «тир».

Вытирать, втирать, протирать, натирать, стирать, постирать, перестирать, притирание, растирание, вытереть, вытертый, стереть, растеряться, оттереть, натереться, затеряться и пр.

  • Основные морфемы «дер» / «дир».

Задирать, обдирать, отдирать, задираться, продираться, сдирание, обдерет, продерется, задерешься, отдеру и пр.

  • Основные морфемы «пер» / «пир».

Запираться, подпирать, напирать, отпираться, отпирательство, запереться, припереть, подпереть и пр.

  • Основные морфемы «чет» / «чит».

Считаться, зачитать, считаться, отчитать, считалка, вычеты и пр. В качестве исключений выступают следующие слова: сочетать, чета, сочетание.

  • Основные морфемы «жег» / «жиг».

Зажигать, разжигать, зажигалка, зажигание, прижигать, обжигать, поджигатель, обжиг, сжигать, выжегший и пр.

  • Основные морфемы «стел» / «стил».

Расстилать, настилать, перестилать, перестелить, постелить, расстелить, достелить, стелющийся, постеленный и пр.

  • Основные морфемы «блест» / «блист».

Заблистать, проблистать, блистательный, отблистать, блистающий, блестеть, заблестеть, блестящий, поблестеть, блестяще и пр.

  • Основные морфемы «леп» / «лип».

Прилипать, налипать, залипать, отлипать, влипать, прилипала, отлипание, слипаться, прилипавший, облепить, вылепить, перелепить, залепить, долепить, лепнина и пр.

Примечания

Чередование в корне «е» и «и» имеет ряд особенностей. Ниже разберем каждую из них.

После шипящих согласных и мягких в ударном положении может употребляться не только «е», но и «е». Зависит от звука, который появляется при произношении. Это может быть либо звук «е» (ему соответствует буква «е»), либо звук «о» (ему соответствует буква «е»). Приведем несколько примеров. Тереть – терка, считать – счет, блестеть – блестка, блестеть – блеск и пр.

Вышеуказанным корням характерно такое явление, как беглый гласный. Что именно это обозначает? То, что в некоторых формах, из корня слова выпадает гласная буква. Рассмотрим примеры, на которые распространяется данное правило.

Прибирать – приберу – прибрать и пр.

Раздирать – раздерет – разодрать и пр.

Выжигать – выжег – выжгу и пр.

Умирать – умереть – умрет и пр.

Подпирать – подпереть – подопри и пр.

Перестилать – перестелить – перестлать и пр.

Протирать – протереть – протрешь и пр.

Пересчитать – вычет – вычту и пр.

Таким образом, мы видим, что в последних примерах отсутствует как гласная буква «и», так и «е». Они являются беглыми.

Употребление в речи

Рассмотрим, каким образом можно применять лексические единицы с чередование в корне «е» и «и» в речи.

  • К ним домой приходить прибираться прислуга.
  • Ребенок сам застелил утром кровать.
  • Девушка испугалась громкого звука и замерла на месте.
  • После еды необходимо протирать крошки со стола.
  • Этим утром снег очень ярко блестел на солнце.

Попробуйте продолжить этот ряд самостоятельно.

Теперь вы знаете правила и особенности употребления корней с чередованием «е» / «и» и сможете с легкостью употреблять их в речи и на письме.

fb.ru

Корни с чередованием е — и [wiki.eduVdom.com]

Для правописания корней с чередованием е — и надо знать следующее:

Корни, имеющиеся в глаголах соберу—собираю, сдеру—сдираю, постелю—постилаю, умереть—умирать, запереть—запирать, тереть—стирать, прочесть—прочитать, обжечь—обжигать, блестеть—блистать, пишутся с буквой и (вместо е), когда после корня следует суффикс -а-.

От перемены приставки в глаголе написание корня, конечно, не меняется: разберу—разбираю, выберу—выбираю; счесть—считать, вычесть—вычитать и т. д.

  • Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.

Слова дитя, дитятко пишутся с буквой и, хотя во множественном числе дети.


subjects/russian/корни_с_чередованием_е-и.txt · Последние изменения: 2013/06/15 20:06 —

www.wiki.eduvdom.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *