cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Русские прялки презентация изо 5 класс – Презентация к уроку (изобразительное искусство, 5 класс) по теме: Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему «Конструкция и декор предметов народного быта». | скачать бесплатно

Презентация к уроку ИЗО «Прялка», 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок ИЗО в 5 классе

2 слайд Описание слайда:

В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?

3 слайд
Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

5 слайд Описание слайда:

Прялка – орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка –ножки с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. В верхней части резные выступы — «городки» обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца.

6 слайд Описание слайда:

сплошные, из корневища или ствола древа составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце. Прялки были

7 слайд Описание слайда:

«В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней»,- писал А.С.Пушкин.

8 слайд Описание слайда:

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.

9 слайд Описание слайда:

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

10 слайд
Описание слайда:

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

11 слайд Описание слайда:

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.

12 слайд
Описание слайда:

Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

13 слайд Описание слайда:

Сверкающая золотом прялка – свадебный подарок жениха невесте. Свадебную прялку для невесты расписывали по — особому. Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись. Такую прялку женщина особенно берегла.

14 слайд
Описание слайда:

На некоторых прялках есть именные и дарственные надписи. К примеру надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…»

15 слайд Описание слайда:

Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью.

16 слайд Описание слайда:

Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.

17 слайд Описание слайда:

С прялками ходили на посиделки, или супрядки — деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.

18 слайд Описание слайда:

Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.

19 слайд Описание слайда:

Непряха», «неткаха» — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом.

20 слайд Описание слайда:

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

21 слайд
Описание слайда:

Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок: Гребни с донцами Прялки с лопастями

22 слайд Описание слайда:

На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

23 слайд Описание слайда:

Вологодская губерния., XIХ в. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельские области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки- «башенки».

24 слайд Описание слайда:

Прялка с Сирином. Русский Север, 19 век Прялка «с ожерельем». Вологодская губерния, 20 век

25 слайд Описание слайда:

А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:

Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1. Стержень для навивания средней нити. 2. Приспособление, к которому привязывался кудель для прядения. 3. Вертикальный стояк с №2. По вертикали: 4. Орудие для ручного прядения. 5. Боковые выступы в нижней части №5 — символы восходящего и заходящего солнца. 6. Горизонтальное сидение для пряхи. 7. Резные выступы в верхней части №5, обозначающие путь солнца по небосводу. 7 4 5 6 1 3 2

28 слайд Описание слайда:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Г О Р П С Д О В Е Р Е Т Е Н О Д Я Р Н О Ж К А Л Ь Ц И Л О П А С К А Г Е А И

29 слайд Описание слайда:

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-161840

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе «Прялка»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе «Прялка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Конструкция и декор предметов народного быта Прялка Урок по изобразительному искусству в 5 классе (Фгос). Учитель 1 категории МБОУ « Заостровская СОШ» Архангельская область. Бугаева Надежда Васильевна

2 слайд Описание слайда:

Цель: сформировать у учащихся навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении прялки.

3 слайд Описание слайда:

Прядение- вид народного ремесла. В любом краеведческом музее или музее деревянного зодчества ты обязательно увидишь изукрашенную прялку. Из предметов прежнего крестьянского быта до нашего времени их сохранилось больше всего.

4 слайд Описание слайда:

На картинках нередко встречаются изображения русских девушек, занятых работой за прялками. В те далекие времена все предметы быта изготовлялись своими руками. Женщины шили одежду для всей семьи, вкладывая в эту работу свою душу и силы. К такой работе обычно приступали осенью, когда урожай был собран, и завершали ее к весне. Наши предки трудились, не разгибая спины, отдавая этой работе по 14-15 часов в сутки.

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Пряхи. Жила- была Дуня, Дуня – тонкопряха, Вали – вали, Дуня, Дуня – тонкопряха! Пряла наша Дуня Ни толсто, ни тонко, Ни толсто, ни тонко. Потолще каната, Потолще каната, Потоньше оглобли.

7 слайд Описание слайда:

Происхождение слова « прялка» загадочно. Древний корень его означает « прыгать». Именно так прыгает пряха горностайка в сказках об ивановских ткачах.

8 слайд Описание слайда:

Любая прялка состояла из веретена ( палочки), пряслицы ( это мог быть круглый камешек с дырочкой посередине) и собственно прялки, к которой перед началом работы прикрепляли прядильное волокно в виде кудели.

9 слайд Описание слайда:

Основные элементы прялки

10 слайд Описание слайда:

Русские прялки разнообразны по своему размеру, форме, украшениям. В некоторых уголках нашей страны прялки делали с тонкой ножкой, которая напоминала весло, в Поволжье изготовляли многоярусные прялки, которые назывались башенками.

11 слайд Описание слайда:

Украшались прялки различными цветными узорами, среди которых можно увидеть ягоды, цветы….А посреди всего этого горело яркое солнце- символ света и тепла.

12 слайд Описание слайда:

В росписях прялок присутствовали сказочные мотивы. Украшали прялки серьгами и ожерельями. Считалось, если жених подарил своей невесте прялку, то жизнь их будет сладкой и счастливой.

13 слайд Описание слайда:

Виды прялок: Цельные — делались из корня и ствола березы или ели. Составные – состояли из двух деталей горизонтальной и вертикальной.

14 слайд Описание слайда:

Творческое задание. Выберите форму прялки. Наметьте основные детали и выполните рисунок в карандаше. Изобрази солнечные и небесные мотивы для « лица» прялки. Раскрась работу гуашью или акварелью.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В 5 классе по программе изучаются народные промыслы.Я создала презентацию к уроку по теме » Конструкция и декор предметов народного быта». Она наглядно помогает увидеть какие виды прялок существовали в прошлые времена, как расписывали и украшали этот предмет быта. Детям очень нравиться рисовать старинную прялку и затем создавать узор, применяя элементы наших северных росписей( например: шенкурская). Я надеюсь, что моя презентация кому-нибудь пригодится и будет использоваться на уроках изобразительного искусства.

Общая информация

Номер материала: 176191

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по ИЗО 5 класс «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО 5 класс «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Конструкция и декор предметов народного быта Прялка

2 слайд Описание слайда:

Повторение изученного материала Выберите правильный ответ

3 слайд Описание слайда:

1. Определите на какой картинке находится ковш-скопкарь? А Б В Г

4 слайд Описание слайда:

2. На какой картинке находится солонница А Б В Г

5 слайд Описание слайда:

3. Определите где находится ковш-черпак А Б В Г

6 слайд Описание слайда:

4. Определите где изображен ковш-конюх А Б В Г

7 слайд Описание слайда:

5. Определите на какой картинке изображен рубель А Б В Г

8 слайд Описание слайда:

6. На какой картинке изображен валек А Б В Г

9 слайд Описание слайда:

7. Определите на какой картинке находится бурак А Б В Г

10 слайд Описание слайда:

8. Определите где находится хлебница А Б В Г

11 слайд Описание слайда:

Проверка 1.А 2.Б 3.Б 4.Г 5.А 6.Б 7.В 8. Г

12 слайд Описание слайда:

8 правильных ответов – 5 7 правильных ответов — 4 6 правильных ответов — 3 5 и менее – нужно еще раз повторить прошлый материал

13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

Прялка сплошная составная

16 слайд Описание слайда:

Городки (маковки) Лопасть Серьги Ножка (стойка) Донце

17 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-048004

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

ИЗО 5 класс «Русские прялки»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Русские прялки
5 класс

Слайд 2

Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин

Слайд 3

Прялку старались украсить и сделать особенно нарядной
Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте Дарил на память муж жене Отец дарил дочери Прялку – подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению

Слайд 4

Слайд 5

А. Венецианов Пряха

Слайд 6

Слайд 7

Уж ты, прялица
Уж ты прялица, ты , прялица моя, Ты красавица, красавица моя. Ты расписана листочками, Разукрашена цветочками. Ой ты, прялица, ты прялица моя, Сослужи – ко службу верную, Сопряди – ко нитку тонкую, Нитку тонкую, шелковую.

Слайд 8

Основные элементы прялки
Городки Лопасть Серьги Ножка

Слайд 9

Разнообразие русских прялок
Различают по форме лопасти По форме ножки По декоративным украшениям Какие солярные знаки вы видите?

Слайд 10

Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно

Слайд 11

В верхней части – выступы – городки, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – серьги – символы заходящего и восходящего солнца

Слайд 12

Архангеьская прялка – царственная птица Сирин

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Задание
Выполни эскиз прялки, придумай форму и выполни декоративную роспись

lusana.ru

Конспект урока по ИЗО на тему «Прялка» (5 класс)

Прялка

5а,б

Выполнить эскиз оформления силуэта прялки знаками и символвми,построение карандашом.

Повторить: композиционное построние

Учить: выбор формата, история прялки, составные прялки, обозначения знаков солнца, земли, воды.

Формировать: навыки работы в стиле русских народных мастеров.

Эстетический и художественный вкус, ассоциативно-образное мышление, аккуратность.

Любовь к национальному искусству.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, сообщающая беседа, практическая работа, компьютерные технологии.

Карандаши, лист А3.

Комьютер, мультимедийный проектор, экран, доска мел.

План урока:

  1. Орг. Момент

  2. Введение в тему урока

  3. Изучение нового матриала

  4. Практическая работа

  5. Подведение итога практической работы

  6. Итог урока

Ход урока.

А) Приветствие, организация.

Б) Проверка готовности учащихся к уроку.

В) Подведение итога проверки учащихся к уроку.

Начать урок я хочу вот с таких слов из русской народной песни:

В низенькой светелке огонек горит.

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса!

Сегодня, ребята, мы познакомимся с удивителной вещью- прялкой. Узнаем много интересного об истории ее появления, применения и украшения.

Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта.

На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

Прялка- предмет народного быта, орудие труда, н акотором пряли нити. Прялка сопровождала девушку от рождния до замужества. Прядение, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершенолетия они полностью осваивали это мастерствои становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. Черз прялку передавали новорожденную кресной метери; клали прялку в калыбельдевочки.

Личную, подписаную прялку не давали взаймы, иначе, как в Полесье, будет пожар или погибнут пчелы. На русском севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделаную своими руками и украшенную прялку.

Без прялки невозможно представить быт русского человека. Она была и орудием, и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые потом использовали для изготовления одежды.

Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывается кудель, и горизонтальной (донце), где сидела пряха. Вертикальная часть состояла из лопатк и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и русписывали. Выделяют 2 вда прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (2 детали: горизонтальная и вертикальная).

Укпашали это изделие по-разному. В основном знаами и символами.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении. Жизнь природы меняется: зимой спит, весной- расцветает, летом- плодоносит, осенью- увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила- Солнца.

Знаки земли и воды.

Как вы считаете, какой цвет символизировал землю?

Черный.

А солнце?

Желтый.

Молодцы. Красный жизнь, а белый чистоту.

Берем форматы А3 и ложим вертикально, карандаши и давайте вместе построим прялку(лопасть).

Молодцы, а тепрь используя символы, урашаем свою прялку. Не забываем о омпозиции.

Анализ работ учащихся, разбор часто допустимых ошибок.

(Уборка рабочего места)

Все сегодня молодцы. Спасибо за урок!

infourok.ru

Конспект по изо «Прялка» (5 класс)

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка»

Цель: Приобщение к народному творчеству посредством знакомства народных традиций, художественных росписей крестьянских предметов быта

Задачи:

Обучающие: формирование знаний о назначении прялки и ее роли в крестьянском быту, особенностях ее декора и его взаимосвязи с формой предмета, учить обучающихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии.

Развивающие: развивать образное мышление, чувство цвета, формы, навыки работы с ножницами, кистью и красками

Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков, любовь к русскому народному творчеству, трудолюбие, умение доводить дело до конца

Оборудование: наглядный материал по теме «Прялка», записи русских народных песен, наглядное пособие, бумага, картон, кисти, краски, ножницы, баночки с водой

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок

Тема нашего занятия сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

Учитель. Зимний вечер… деревня… избы, утонувшие в сугробах снега. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окна. Мерцающий огонек лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено.

— Скажите, чем занимается крестьянка? (прядет)

Давайте прослушаем фрагмент русской народной песни «Пряха» в исполнении мужского хора Данилова монастыря.

(текст песни)

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

Молода, красива,

Карие глаза.

По плечам разлита

Русая краса.

Русая головка

Кудри без конца.

Ты о чем вздыхаешь,

Девица – краса?

— Что вы себе представляли, когда слушали эту песню? (ответы детей)

— Вспомните, в какой сказке А.С.Пушкина можно встретить стихи об этом же? (ответы детей)

— А, что значит прясть? И почему прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни? (дети размышляют, высказывают свои предположения)

Учитель. Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Вы сейчас и представить себе не можете, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти.

Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замерзшие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно протягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой и рыхлой, неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха наматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 000 метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала с 6-8 лет!

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно. Нарядная прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил ее в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери. И каждый стремился сделать подарок на радость и удивление. Прялка становилась гордостью владелицы. Прялку – подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. Сейчас многие их этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, расписные, светлые и темные, детские и взрослые прялки всех уголков России!

В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность. На прядку наносились причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге – солнце, опоясанное лучиками – треугольниками. Царственная птица сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что эта птица обитает в райских садах и своим сладкоголосым голосом может усыпить любого, что она приносит счастье. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывалась кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состоит из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей: горизонтальной и вертикальной).

Основные элементы прялки:

Существует множество пословиц и поговорок о прядении:

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Прялка не Бог, а рубаху дает

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен.

Подготовка к выполнению практического задания.

Самая нарядная часть прялки – лопасть. Я вам предлагаю побыть в роли мастера, украсить прялочку узорами, знаками, символами не бездумно, а со смыслом. Может быть, придумать какой-то сюжет, рассказ. А сейчас давайте посмотрим на примере, как мы будем работать дальше.

Педагогический рисунок

Практическая работа

Изобразите один из основных типов русской прялки – прялки с лопастью.

Определите форму, пропорцию лопасти

Выберите композиционную роспись: растительность вертикально по середине лопасти или ярусную композицию, каждый ряд которой отделен горизонтально орнаментальной полосой

Самостоятельно придумать мотив росписи

В практической работе придерживаться будем плана работы:

Определим цветовой фон

Подберем гармоничные цвета для росписи

По цветовому фону рисуем крупные и мелкие цветные элементы узора, согласно подобранному сочетанию цветов

Завершаем рисунок росписи с помощью белильных «оживок» и черных или цветных «приписок»

Самостоятельная работа учащихся. Во время работы звучит русская народная песня.

Итоги урока. Выставка работ.

Отвечаем на вопросы:

— Прялка – предмет или произведение искусства? (ответы детей)

— Украшая прялку, что вы хотели выразить? (ответы детей)

— Из каких частей состоит прялка? (ответы детей)

— Почему говорят, что прялка сопровождает крестьянку всю жизнь? (ответы детей)

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки, Ленинград, «Аврора», 1970

  2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова. Материалы курса «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

  3. http://www.detiperuna.ru/?p=4279

  4. http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Prjalka/Prjalka2.htm

infourok.ru

Презентация по ИЗО на тему Живая душа русской прялки (5 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО на тему Живая душа русской прялки (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

В низенькой светёлке огонёк горит. Молодая пряха у окна сидит. Молода, красива, карие глаза, По плечам развита русая коса (русская народная песня)

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

«На осине сижу, сквозь клен гляжу, березу трясу». 2.«Стригли, щипали, а после чесали, чисто, пушисто к доске привязали»

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Графические схемы конструкций разных прялок

7 слайд Описание слайда:

Пермогорская прялка

8 слайд Описание слайда:

ЛОПАСТЬ ЛОПАСКА вертикальная часть прялки, к которой привязывалась кудель

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Прорезные прялки

12 слайд Описание слайда:

«Прядём нить». Позолоченная прялица, Мы прядем, а нитка тянется,  Мы прядем, а нитка тянется.  Нам работа наша нравится.

13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:

«Прялка-цветок», «прялка-солнце», «прялка-весна»…

15 слайд Описание слайда:

Русская прялка узором богата, Формой красива, резьбой хороша. Мастер создал её в прошлом когда-то, В ней старина и живая душа.   Женские руки к ней прикасались, Пряжу крутили, веретено. Прабабушки наши пряли и старались, Чтобы красивым соткать полотно. Автор стиха –Шаркова О.

16 слайд Описание слайда:

Пример выполнения задания

17 слайд Описание слайда:

Росписи учащихся

18 слайд Описание слайда:

«Живая душа русскй прялки» презентация к уроку ИЗО 5 класс. УМК-программа общеобразовательных учреждений изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы  (под ред. Неменского Б.М.) Москва «Просвещение» 2011год. Учебник Изобразительное искусство Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Автор Горяева Н. Издательство: «Просвещение» 2012год. Серия: Школа Неменского Автор презентации Шаркова Ольга Николаевна МКОУ «Староалейская средняя общеобразовательная школа №1» Используемые ресурсы иллюстративный материал. http://www.lifeintravel.com.ua/news_20130608120803.html

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-016830

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *