Религия древних египтян урок истории в 5 классе: План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: УРОК В 5 КЛАССЕ.»РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
История Древнего мира. 5 класс
Б.Б.Сафрыгин, учитель истории высшей квалификационной категории
Рузаевского детского дома –школы №1.
Тема: Религия древних египтян.
Цели урока:
- Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.
- Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.
- Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян».
Основные факты и понятия
XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.
Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец – служитель культа.
Фараон – титул египетских царей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».
1. Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.
2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.
— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.
- Работа с классом по карте.
— Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)
— В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)
4. Беседа по вопросу.
— Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)
5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
IV. Изучение новой темы
План
1) Боги древних египтян.
2) Погребальные обряды египтян.
3) Религиозные верования древних египтян.
4) Религия и власть фараона.
На доске написана тема урока.
- Рассказ учителя.
Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.
Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
2. Работа с текстом учебника.
— Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.
— Выясните, какие боги существовали у древних египтян?
— Заполните таблицу в тетрадях.
Боги | Какие силы природы и занятия они отражали? |
1. Ра, Амон, Амон-Ра | Бог солнца |
2. Апоп | Бог тьмы |
3. Геб | Бог земли |
4. Нут | Богиня неба |
5. Тот | Бог мудрости |
6. Бастет | Покровительница женщин и их красоты |
3. Работа с текстом учебника.
— Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.
— Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
4. Рассказ учителя.
В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».
Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали — вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.
5. Решение задачи.
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
— О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)
6. Рассказ учителя.
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.
Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.
Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было «обслуживание» того или иного божества.
V. Закрепление изученного на уроке.
Беседа по вопросам.
— Дайте определение понятию «религия».
— Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
— Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).
— Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?
VI. Итог урока.
Домашнее задание:
- Прочитать §10 учебника.
- Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Историки, археологи многих стран мира давно занимаются изучением загадочности, неопределенности цивилизации древнего Египта. Существует множество различных точек зрения на возникновение искусства и религиозных верований древних египтян. Осталось множество неразрешенных загадок, в том числе, загадки возникновения строительства одного из чудес света – пирамид. Ранее изученный вами материал говорит о том, что религия древних египтян основана на поклонении многочисленным богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и создание пирамид. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о религии древних египтян. Открыли тетради и записали тему сегодняшнего урока (слайд №1) 2) Задачи на урок.
Открыли учебник на стр. 49, самостоятельно прочтите пункт 2, после чего вам необходимо ответить на вопрос: «Какие боги изображены на слайде и чему они покровительствовали?» (слайд №6). Время работы 2 минуты Молодцы! Мы познакомились с основными, верховными богами древнего Египта, среди которых один олицетворяет свет — «Амон Ра», второй – тьму «Апоп». Давайте вместе с Вами прослушаем краткие информацию от двух учащихся, которые подготовили небольшие сообщения. «Амон Ра» — подготовила Шкуратова Анастасия. А об боге «Апоп» нам расскажет Зозуля Анжелика. После чего вам необходимо ответить на вопрос: «С каким природным явлением древние египтяне соотносили данных богов?» Продолжим работу с учебником (стр. 51-52). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?» (слайд №7) Из двух прочитанных вами пунктов данного параграфа можно сделать вывод, что каждому явлению природы, которое египтяне не могли объяснить, соответствовал тот, или иной бог. Запишите. А сейчас познакомимся с отношением древних египтян к погребальным обрядам. И с тем, какую роль они играли в их жизни. 4)Погребальные обряды Египта Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем. Поэтому рассмотрим слайды презентации. И ответим на вопрос: «Как происходил погребальный обряд и захоронение фараона в пирамиде» (слайд №8, №9) Из вышеуслышанного формируется вывод: египтяне верили, что после земной смерти жизнь не заканчивается. 5) Фараон и религия. Мы узнали с вами, что пирамиды это усыпальницы. И возводились они для правителей Египта – фараонов. Сейчас обратите внимание на экран (слайд №10). Рассмотрите золотую маску фараона Тутанхамона и попытайтесь определить какие предметы были символами Власти? Вы правы, основными предметами, которые были символами власти фараона была плеть и скипетр, давайте узнаем их значение Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски «нехех») состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, «Главы восточных номов». Другое первоначальное значение плети — опахало от мух. Плеть — постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям. Хека (Крюк): — это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова «править». Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц. Из услышанного мы с вами приходим к мысли, что египтяне обожествляли фараона и называли его богом солнца. Они верили, что Омон Ра – царь среди богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющих Египет. 6) Жрецы – служители бога. Так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов». Посмотрите на слайд (слайд №11) и ответьте на вопрос: « Почему жрецы выполняли эти обязанности?» Молодцы! Вы правы. От сюда следует вывод: жрецы – служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом – знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей. Давайте его и запишем. А так как в Египте было множество богов, давайте с вами потренируемся в умении угадывать их и соотносить с тем или иным явлением жизни древних египтян. На слайде (слайд №12, №13) представлены верховные боги древних египтян. Назовите их. Вы заметили, что среди данных богов присутствуют животные, возведенные в ранг священных. (слайд № 14).Это явление получило название «культа животных». Откройте Хрестоматию по истории древнего мира, стр. 38. Самостоятельно, в течении 2-х минут прочтите выдержки 66, 67, 68 и ответьте на вопрос: «Как древние египтяне относились к некоторым домашним животным?». Физминутка Мы гуляем по Египту (топ, топ) Мы заходим в пирамиду (Цок-цок) Открываем двери шире (вжик-вжик) Там на троне фараон (вау) А там Ра – вот это да. Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу) Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик. Мы со всеми попрощались, бай-бай. И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ. | Поиск решения поставленной проблемы. Запись в тетради Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос. Прослушивание новой информации. Расширение собственного кругозора. Фронтальный ответ учащихся на поставленный вопрос (Амон Ра — движение солнца, Апоп – наступление ночи. Оба – время суток). Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос. Конспектируют слова учителя Слушают объяснения учителя, отвечают на поставленный вопрос (Каждый погребальный обряд был священным действием, выполнять которое поручалось специально обученным людям – жрецам. Тело умершего превращали в мумию. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги. Строительство пирамиды для фараона начиналось с момента его рождения. Запись в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя (плеть, скипетр) Слушают объяснения учителя Ответы учащихся (жрецы – особая группа людей, которая, по вере простых египтян, общалась с богами. Они были посредниками между богом и людьми). Запись в тетради Отвечают на вопрос учителя (РА – бог солнца, ИСИДА – покровительница семьи, БАСТ (Бастет – богиня любви), МААТ – богиня истины, НУТ – богиня неба, АПИС – священный бык). Поиск дополнительной информации в хрестоматии по истории древнего мира. Фронтальные ответы на вопрос учителя (они их обожествляли, мумифицировали и поклонялись.) Повторение под диктовку учителя различных движений. |
Конспект урока 5 класс (октябрь 2018)
Тема: Религиозные верования древних Египтян
Цели урока:
- Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.
- Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.
- Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Учебное оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс / А.А. Андреевска М.В. Белки, Э.В. Ванина; карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян».
Основные факты и понятия:
Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец – служитель культа.
Фараон – титул египетских царей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».
1. Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.
2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.
— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.
- Работа с классом по карте.
— Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)
— В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)
4. Беседа по вопросу.
— Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)
5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
IV. Изучение новой темы
План
1) Боги древних египтян.
2) Погребальные обряды египтян.
3) Религиозные верования древних египтян.
4) Религия и власть фараона.
На доске написана тема урока.
- Рассказ учителя.
Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.
Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
2. Работа с текстом учебника.
— Прочитайте п.2 §6
— Выясните, какие боги существовали у древних египтян?
— Заполните таблицу в тетрадях.
Боги | Какие силы природы и занятия они отражали? |
1. Ра, Амон, Амон-Ра | Бог солнца |
2. Апоп | Бог тьмы |
3. Геб | Бог земли |
4. Нут | Богиня неба |
5. Тот | Бог мудрости |
6. Бастет | Покровительница женщин и их красоты |
3. Работа с текстом учебника.
— Прочитайте п.3 §6
— Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
4. Рассказ учителя.
В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».
Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали — вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.
5. Решение задачи.
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
— О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)
6. Рассказ учителя.
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.
Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.
Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было «обслуживание» того или иного божества.
V. Закрепление изученного на уроке.
Беседа по вопросам.
— Дайте определение понятию «религия».
— Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
— Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).
— Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?
VI. Итог урока.
Домашнее задание:
- Прочитать §6
- Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
III. Изучение нового материала — Посмотрите на оформление и расшифруйте тему урока
древних египтян — Откройте тетради, запишите число и тему урока. -Комментирует, как на уроке русского языка — Откройте учебник. Какой это параграф? Каким будет домашнее задание?/на доске зашифровано дом. Задание § 10 ч., в., п., рисунок — Сформулируйте задачи урока: —Сегодня мы узнаем —- Просмотрите параграф. -Каким будет план урока — Я предлагаю следующий план: / открывается запись на презентации/ — Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: Работа по изучению первого пункта плана Боги и жрецы. Фараон – сын Солнца. 1. Комментированная работа по презентации. -Рассказ учителя /запись в тетрадь учениками главного/ Физическая минутка /дыхание, осанка, зрение/ 2.Самостоятельная работа по 2 пункту — Боги египтян. Задание. -Прочитать, Выписать в тетрадь имена основных богов египтян, например: Амон Ра – бог Солнца Проверка — динамическая поза -В каких богов верили египтяне? — Находим изображения богов и хором их называем — исправьте ошибки -Какой вывод можем сделать? Египтяне верили во множество богов/ 3.Самостоятельное чтение « Миф об Осирисе и Исиде» -Задание. -Прочитать и ответить на вопрос. Какое явление природы получило отражение в этом мифе? Проверка Презентация Назовите главных героев мифа. -Какое явление природы? -Что олицетворяли боги: Осирис? Сет? Исида 4.Комментированная работа с текстом по пункту «царство мертвых» — читаем по одному предложению, выделяем смысловые абзацы и находим главные мысли Вопросы: 1 абзац — Опишите царство мертвых, там все живут после смерти? — Что запишем в тетрадь? 2 абзац -Кто распоряжается в царстве мертвых? — Какую клятву давали египтяне? 3 абзац — Как определяли, правду ли говорил человек? -Имя какой богини запишем? -Как вы думаете все египтяне попадали в царство мертвых? — А современные люди, мы с вами, смогли бы пройти через суд Осириса? Почему? — А что современному человеку тяжелее всего соблюдать? 4 абзац — Почему египтяне заботились о сохранении тела умершего? — Как они поступали с телом? -Куда они клали мумию? -Какой вывод можем сделать о вере египтян? 5. Решение проблемы. -Какая проблема стояла перед нами? -Какую роль играла религия в жизни египтян? 6.Закрепление. — Назовите бога и что он олицетворял? 7.Подведение итогов. Рефлексия — Что узнали на уроке? _ Что запомнилось больше всего 8.Выставление оценок — возьмите стикеры, рассмотрите, какой бог изображен? дома узнать, поставьте одну оценку себе, а другую всем за урок, приклейте в тетрадь. /посмотрите на критерии/ — поднимите тетрадь с оценкой — Поднимите медальки — оценки с учетом тестов получили…. Спасибо за урок! |
* Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? Тетрадь ученика Храмы – жилища богов Статуи богов Жрецы – служители богов Молитвы Подарки – жертвы богам Жрецы – богаты и могущественны Фараон — царь среди людей, сын бога Солнца / Тетрадь ученика Амон Ра – бог Солнца Апоп – Бог Тьмы Геб – Бог Земли Нут – Богиня Неба Тот – Бог Мудрости Бастет – Богиня Красоты /стоя, поворачиваясь, указываем рукой/ /жужжащее чтение/ Тетрадь ученика Осирис – бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира Сет — бог пустыни и песчаных бурь Исида — защитница всех жен и матерей. Гор -– покровитель земных фараонов /смена времен года/
Тетрадь ученика « царство мертвых» Анубис Маат — богиня правды Презентация С опорой на клятву выключить Мумия – забальзамированное тело умершего Саркофаг- гроб Презентация выключить /религия играла огромную роль, вся жизнь египтянина была подчинена подготовке к загробной жизни, к царству мертвых/
Критерии оценивания «5»- глубокое, с привлечением дополнительного материала знание, правильные полные ответы на вопросы, правильные записи в тетрадях, умение делать вывод, формулировать цели урока, задавать вопросы, выделять главную мысль. «4»- твердое знание материала в пределах программных требований, неполные ответы, правильные записи в тетрадях. «3»- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений «2»- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыками |
История Древнего мира. 5 класс
.
Тема: Религия древних египтян.
Цели урока:
- Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.
- Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.
- Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян».
Основные факты и понятия
XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.
Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец – служитель культа.
Фараон – титул египетских царей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».
1. Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.
2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.
— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.
- Работа с классом по карте.
— Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)
— В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)
- Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
- Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
- Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
- Царей древнего Египта называли… (Фараон)
- Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
- Подсчитайте, сколько лет назад это было?
- Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
- Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
- У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)
4. Беседа по вопросу.
— Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства?(1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)
5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
IV. Изучение новой темы
План
1) Боги древних египтян.
2) Погребальные обряды египтян.
3) Религиозные верования древних египтян.
4) Религия и власть фараона.
На доске написана тема урока.
- Рассказ учителя.
Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона.
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.
Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.
Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
2. Работа с текстом учебника.
— Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.
— Выясните, какие боги существовали у древних египтян?
— Заполните таблицу в тетрадях.
Боги | Какие силы природы и занятия они отражали? |
1. Ра, Амон, Амон-Ра | Бог солнца |
2. Апоп | Бог тьмы |
3. Геб | Бог земли |
4. Нут | Богиня неба |
5. Тот | Бог мудрости |
6. Бастет | Покровительница женщин и их красоты |
3. Работа с текстом учебника.
— Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.
— Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
4. Рассказ учителя.
В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».
Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали — вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.
5. Решение задачи.
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
— О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)
6. Рассказ учителя.
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.
Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.
Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было «обслуживание» того или иного божества.
V. Закрепление изученного на уроке.
Беседа по вопросам.
— Дайте определение понятию «религия».
— Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
— Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).
— Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?
VI. Итог урока.
Домашнее задание:
- Прочитать §10 учебника.
- Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Карточка №2
1. Дельта | 1. … |
2. … | 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы для письма. |
3. Фараон | 3. … |
4. … | 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. … | 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла. |
6. … | 6. Специалист по строительству зданий. |
7. Религия | 7. … |
8. … | 8. Сбор в пользу государства. |
Бог солнца
Амон – Ра
Богиня неба
Нут
Бог земли
Геб
Бог Тьмы
Апоп
Бог мудрости Тот
Богиня красоты Бастет
Богиня правды
Маат
Бог мертвых Анубис
Бог пустыни Сет
Богиня ма теринства Исида
Бог-судья
мертвых Осирис
Бог фараонов Гор
Тема урока: Религия древних египтян
Цель:
познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена;
дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе;
продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта;
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
Оборудование: ИКТ, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.
Ход урока:
I. Повторение изученного материала
1. Исторический диктант.
Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
Царей древнего Египта называли… (Фараон)
Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)
2. Составьте и запишите предложения со следующим набором слов:
Нил, Северо – Восточная Африка, плодородный ил, разлив, Средиземное море, дельта, Египет.
3. Установите в какой последовательности по течению Нила располагались:
Дельта, Ливийская пустыня, средиземное море, Мемфис.
Письменно: Зачем египтяне строили каналы и сооружали земляные насыпи?
Устно:
А) Что собой представляло войско фараона?
Б) Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?
В) Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?
II. Новая тема.
Слайд 1
1. Боги и жрецы.
— Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом.
Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
— Прочитайте п.1
Кто такие жрецы? Что такое храмы?
Слайд 2
Храмы – это жилища богов
Слайд 3
Жрецы – это служители богов
2. Боги Древнего Египта.
Слайд 4
А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.
— Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.
Слайд 5
Б) Геб — бог Земли
В) Нут – богиня неба.
Слайд 6
Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)
Слайд 7
Д) Бастет – богиня женской красоты
Слайд 8
Е) Осирис и Исида – смена времен года.
Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.
Миф об Осирисе и Исиде
Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.
Слайд 9
Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.
Сет завидовал Осирису и ненавидел его.
Слайд 10
Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.
Слайд 11
Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.
Слайд 12
Нянчила там маленького сына – бога Гора.
Слайд 13
Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.
Слайд 14
Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.
Слайд 15, 16
Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.
Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?
Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.
Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.
В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.
В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).
3) «Царство мертвых»
Слайд 17
«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».
Слайд 18
Что же нам рассказывают египтяне о «царстве мертвых»?
Прочитайте п. 4 и рассмотрите рисунок. Кто же по верованию египтян мог попасть в «царство мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?
Слайд 19, 20
— Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.
Слайд 21
Закрепление.
Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?
Особую любовь и почтение древние египтяне испытывали к кошкам. Как вы думаете, почему кошка была в Египте священным животным?
Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?
Урок по теме «Религия древних египтян» в 5-м классе
Цель:
- Познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена
- Дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе.
- Продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта.
Оформление доски
Тема «Религия древних египтян»
Главное
|
Религия – это вера в бога и поклонение ему.
Ход урока
І. Опрос домашнего задания.
ІІ. Объяснение нового материала.
ІІІ. Закрепление.
Так как тема урока сложна, целесообразно провести фронтальный опрос.
- Как называется страна Древнего Востока, которую мы изучаем? (Египет)
Ученик рисует меловую схему
- Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
- Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
- Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
- Царей древнего Египта называли… (Фараон)
- Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
- Подсчитайте, сколько лет назад это было?
- Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
- Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
- У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)
Входит фараон (во всем черном, на голове корона, блестящий ворот и повязка – шарф на поясе. В руках кнут и жезл).
Учитель – Кто Вы? И что Вы делаете здесь?
Фараон – Как смеешь ты смертный, обращаться к фараону Египта, с столь не пристойной речью?
Учитель (обращается по всем правилам) – «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости. Не казни, О лучезарный, позволь слово молвить…»
Фараон (кивает)
Учитель – Что привело Вас, О блистательный, в наш мир, недостойный Ваших очей?
Фараон – Я ищу недостойного, который посмел написать свой труд, в котором более 10 ошибок по истории моей страны!
Письмо в виде свитка, обратная сторона которого оформлена иероглифами
«Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой как это всем известно, похоронен фараон Тутанхомон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхомона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.»
ІІ
Учитель – Сегодня мы приступаем к изучению темы «Религия Древнего Египта». Как вы думаете, а что такое религия?
Далее определение записывается в тетрадь:
План объяснения нового материала
а) Отражение природы и жизни древних египтян в религии.
б) Вера в загробную жизнь.
в) Храмы и жрецы в Древнем Египте.
г) Живой бог – фараон.
а) Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
Задание:
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.
Учитель – Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.
(Миф о Осире – в книге для чтения по Истории Древнего Мира и в книге «История» из серии «Я познаю мир»)
Вопросы: Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?
б) Рассматриваем рисунки на странице 52 (рисунок на папирусе изображает суд Осириса)
Описание в книге «Мифы народов мира»
Т І с 267 – 268.
Работа с документами в учебнике с 53.
Учитель – Ребята, вы познакомились с египетской «Книгой мертвых» ответьте на вопрос: где – нибудь, в какой – либо религии Вы встречались с такими заповедями? ( Коран, Библия)
Учитель – Верно, ребята, все эти религии учат прежде всего «не чинить зла людям…не поднимать руку на слабого»
в) Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы – «жилища богов» — из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились: тростник сгнил, а глина распалась. Позже храмы стали строится из камня, они напоминали дворцы. Их развалины можно видеть и в наши дни.
Картина «Храмовой хозяйство в Древнем Египте»
Словарная работа: мумия, саркофаг.
г) Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.
Решаем задачу №72 (из задачника по Истории Древнего Мира стр. 7)
Обобщение и закрепление.
Учитель — Итак, мы изучили тему «Религия». Как вы поняли, что такое религия?
А сейчас сделаем опорный сигнал, работаем в тетрадях и помогаем мне.
Выставление оценок.
Домашнее задание &10,вопросы, опорный сигнал.