cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Религия древних египтян урок истории в 5 классе – План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: УРОК В 5 КЛАССЕ.»РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН | скачать бесплатно

Урок по теме «Религия древних египтян» в 5-м классе

Разделы: История и обществознание


Цель:

  1. Познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена
  2. Дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе.
  3. Продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта.

Оформление доски
Тема «Религия древних египтян»

Главное

  1. жрецы 
  2. храмы
  3. мумия
  4. саркофаг

Религия – это вера в бога и поклонение ему.

 

Ход урока

І. Опрос домашнего задания.


ІІ. Объяснение нового материала.
ІІІ. Закрепление.
Так как тема урока сложна, целесообразно провести фронтальный опрос.

  1. Как называется страна Древнего Востока, которую мы изучаем? (Египет)

Ученик рисует меловую схему

  1. Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
  2. Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
  3. Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
  4. Царей древнего Египта называли… (Фараон)
  5. Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
  6. Подсчитайте, сколько лет назад это было?

  1. Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
  2. Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
  3.  У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

Входит фараон (во всем черном, на голове корона, блестящий ворот и повязка – шарф на поясе. В руках кнут и жезл).
Учитель – Кто Вы? И что Вы делаете здесь?
Фараон – Как смеешь ты смертный, обращаться к фараону Египта, с столь не пристойной речью?
Учитель (обращается по всем правилам) – «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости. Не казни, О лучезарный, позволь слово молвить…»
Фараон (кивает)
Учитель – Что привело Вас, О блистательный, в наш мир, недостойный Ваших очей?
Фараон – Я ищу недостойного, который посмел написать свой труд, в котором более 10 ошибок по истории моей страны!

Письмо в виде свитка, обратная сторона которого оформлена иероглифами
«Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой как это всем известно, похоронен фараон Тутанхомон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхомона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.»

 ІІ
Учитель – Сегодня мы приступаем к изучению темы «Религия Древнего Египта». Как вы думаете, а что такое религия?

Далее определение записывается в тетрадь:
План объяснения нового материала
а) Отражение природы и жизни древних египтян в религии.
б) Вера в загробную жизнь.
в) Храмы и жрецы в Древнем Египте.
г) Живой бог – фараон.

а) Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
Задание:
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим?

( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.

Учитель – Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.
(Миф о Осире – в книге для чтения по Истории Древнего Мира и в книге «История» из серии «Я познаю мир»)

Вопросы: Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?
б) Рассматриваем рисунки на странице 52 (рисунок на папирусе изображает суд Осириса)
Описание в книге «Мифы народов мира»
Т І с 267 – 268.
Работа с документами в учебнике с 53.
Учитель – Ребята, вы познакомились с египетской «Книгой мертвых» ответьте на вопрос: где – нибудь, в какой – либо религии Вы встречались с такими заповедями? ( Коран, Библия)
Учитель – Верно, ребята, все эти религии учат прежде всего «не чинить зла людям…не поднимать руку на слабого»
в) Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы – «жилища богов» — из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились:  тростник сгнил, а глина распалась. Позже храмы стали строится из камня, они напоминали дворцы. Их развалины можно видеть и в наши дни.
Картина «Храмовой хозяйство в Древнем Египте»
Словарная работа: мумия, саркофаг.
г) Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.
Решаем задачу №72 (из задачника по Истории Древнего Мира стр. 7)

Обобщение и закрепление.
Учитель — Итак, мы изучили тему «Религия». Как вы поняли, что такое религия?
А сейчас сделаем опорный сигнал, работаем в тетрадях и помогаем мне.

Выставление оценок.
Домашнее задание &10,вопросы, опорный сигнал.

25.06.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: разработка урока «Религия древних египтян»

Открытый урок по истории в 5 классе

Тема: Религия древних египтян

Цели:

  1. познакомить учащихся с религией Древнего Египта, рассмотреть основные божества и сферу их влияния;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические источники, обеспечить  усвоение понятий;
  3. воспитывать уважение к культурному наследию других народов.

Ход урока:

В начале урока – 1 слайд

I. Актуализация опорных знаний по теме «Древний Египет»

1. У доски 1 человек – привести в соответствие термины и понятия

1) дельта

А) высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма

2) папирус

Б) специалист по строительству зданий

3) фараон

В) место, где река делилась на несколько рукавов

4) крестьянин

Г) повелитель всего Египта

5) ремесленник

Д) вера в сверхъестественные существа

6) архитектор

Е) земледелец, имеющий своё небольшое хозяйство

7) религия

Ж) сбор в пользу государства

8) налог

И) мастер, изготовлявший изделия из глины, камня, дерева, металла

Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – г, 4 – е, 5 – и, 6 – б, 7 – д, 8 – ж

2. Работа по карточке – 1 человек

Подготовь развёрнутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

  • для чего фараоны Египта организовывали военные походы?
  • Как было вооружено войско фараона?
  • Как выглядели боевые колесницы?
  • Что привозили из военных походов их участники?
  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальников и рядовых воинов?

Примерный ответ:  фараоны организовавывали  военные походы для того. Чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

3. Работа над ошибками в тексте (фронтальный опрос)

Ребята, сегодня к нам на урок пришел необычный гость из прошлого.

— что привело Вас, о, Блистательный, в наш мир, недостойных наших очей?

— я ищу недостойного, который посмел написать свой труд по истории моей страны, в котором много ошибок. (слайд2)

— о, Почтеннейший. В нашем классе таких безграмотных учеников нет. Мы сейчас исправим все ошибки. Ребята, давайте найдем ошибки в письме.

Текст письма:

«Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога.. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой как это всем известно, похоронен фараон Тутанхомон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхомона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.»

— доволен я вашими ответами. Пожалуй останусь я в вашем обществе, оценю ваши знания (садится на трон)

Ответ по карточке (слайд 3)

II. Переход к новой теме:

 Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно. Что в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных)

Примерный ответ: (у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, существовали религиозные верования.

Итак, сегодня мы с вами поговорим о религии древних египтян.(слайд 4) Запишите тему урока.

III. Изучение новой темы:

1. Работа с текстом учебника

-откройте свои учебники на стр. 49, п. 1

О ком пойдет речь в данных пунктах? ( о богах и жрецах) (слайд 5)

Какие слова в тексте выделены курсивом?

Что они означают?

Используя эти слова, составьте несколько предложений по теме пункта

( Жилища богов называют храмами. В храмах стоят большие статуи богов. Жрецы являются служителями богов. Они совершают священные обряды).

2. Проблемные вопросы(слайд 7)

А)Ребята, как вы думаете, почему у египтян зародилась религия? (религия зародилась у египтян. Как и у других народов. Ещё в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Эти верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами).

Б)  (слайд 8) В III тыс. до н. э . земледелие превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? (египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце – это раскаленное небесное тело и верили в то, что солнце – это бог)

Найдите в п.2, как звали бога солнца? (Ра, Амон – Ра. Амон)

Помимо ра, в Египте существовали и другие боги. В п.2 найдите их имена. Какие силы они олицетворяли? Как их изображали? (слайд 9)

3)Рассказ ученика

Египтяне создали множество мифов о богах. Лёня подготовил вам один их таких мифов. (рассказывает о Гебе и Нут) (слайд 10)

4) Проблемный вопрос:

Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. (слайд 11) 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. (щелчок на слайде)В середине лета страшный ветер пустыни затихает, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять. В чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

5) Проект ученика (рассказ, сопровождающийся презентацией)(слайд 12 – 18)

6) Проблемный вопрос

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зелёный цвет? Почему они часто изображали его сидящим среди деревьев с виноградной лозой, обвивавшей фигуру?

(Осирис символизировал плодородие) (слайд 19)

7) Театрализация(слайд 20)

Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство ертвых. Сейчас вы увидите, как проходил суд Осириса. Подумайте, кто мог попасть туда?

 Действующие лица: Египтянин, Анубис, Амат, Тот, Гор, Осирис, «голос за кадром».

Анубис:

Я бог смерти и покровитель мертвых – Анубис.

Амат:

Я – Амат, я караю тех, кто лжет.

Тот (с табличкой и пером в руке):

Я – Тот, бог мудрости.

Гор:

Я бог покровитель фараонов – Гор.

Осирис:

Я – великий бог Осирис, царь загробного мира.

«Голос за кадром»:

Когда Египтянин умирал, он отправлялся на суд к богу загробного мира Осирису.

Появляется Египтянин. Анубис подходит к нему, берет его за руку и ведет на суд.

Анубис (обращаясь к египтянину):

Говори.

Египтянин: (произносит исповедь отрицания)

Я не делал зла, я не крал, я не лгал, я не был причиной слез, я не завидовал, я не говорил плохого о царе, я не пренебрегал богами

Анубис:

Мы проверим твои слова на весах богини истины Маат.

Тот (после проверки слов египтянина):

Весы не дрогнули. Египтянин сказал правду (фиксирует приговор на таблички).

Египтянин проходит дальше. Его берет за руку Гор и подводит к трону Осириса.

Гор:

Я привел к тебе умершего. Его сердце праведно. Он не прегрешил ни против одного бога, ни одной богини. Ты даруй ему вечную жизнь.

Осирис (обращаясь к египтянину):

Ты правдив, ты не прегрешил ни против одного бога, ни одной богини, ты не вершил зла на земле. И дарую я – царь загробного мира Осирис – тебе вечную жизнь в лучшем мире.

Итак, кого же принимали в царство мёртвых? (доброго и хорошего человека, не совершавшего плохих поступков, почитавшего богов)

Для существования в царстве мертвых человеку нужны тело, жилье, пища. Поэтому египтяне заботились  о сохранении тела умершего, в которое вновь могла переселиться его душа. Тело высушивали и обматывали тонкими бинтами – изготавливали мумию. Мумию клали в саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. Как вы думаете, гробницы богатых египтян и бедных различались? Чем?

8) Работа с историческим источником

Не только богам поклонялись в Египте. Кому же ещё? Это вы узнаете, ознакомившись с историческим документом.

Раздать карточки с текстом

Геродот «История»

(культ животных)

66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…

69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, а пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу…

Итак,  кому поклонялись в Египте кроме богов?

Культ каких животных существовал? (слайд 21)

Какие факты говорят о том, что эти животные действительно были священными?

9)Работа с текстом учебника

Ну что ж, ребята, вот мы и познакомились с религией древних египтян

Слова фараона:

О, сообразительные дети, внимательно слушал я вас. Доволен я вами, но… о себе, фараоне, не услышал я ни слова.

Ребята, давайте не будем гневить нашего почетного и могущественного гостя.

Кого в Египте называли фараонами7

Что вы уже знаете  о фараонах?

Найдите в п.5 те сведения, которые вам были неизвестны?

(фараона называли сыном Солнца и верили, что без него, также как и без солнца. Невозможна жизнь на земле. Все должно подчиняться воле фараона – не только люди, но и сама природа). (слайд 22)

IV. Закрепление (переход на страницу интеракт. Доски)

Ребята, вы сегодня многое узнали. Я хочу увидеть, как внимательно вы слушали меня и своих одноклассников.

На интерактивной доске изображения богов и имена в произвольном порядке. Необходимо привести в соответствие.

V. Итог урока

Ну что же, я очень вами довольна. Сегодня вы на славу потрудились. Показали свои знания и умения не только мне, но нашим гостям – учителям, и самому могущественному человеку Египта.

Выставление оценок.

Домашнее задание (слайд 23)

Завезёнова Т.Г., учитель истории и обществознания

МОАУ СОШ №1  г. Свободного

nsportal.ru

Конспект урока истории в 5 классе на тему «Религия древних египтян»

Класс: 5

Учитель: Елецкая Я. А.

Предмет: история.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Религия древних египтян.

Цели урока:

  1. образовательные: познакомить учащихся с основными богами, мифами, священными животными Древнего Египта;

показать, что вера в богов была вызвана необходимостью объяснить непонятные природные явления;

познакомить детей с представлениями египтян о загробной жизни.

  1. развивающие: развивать внимание, восприятие, память, монологическую речь, интерес к истории;

развивать умение работать с текстом учебника, как источником знаний;

развивать творческие способности учащихся;

развивать умение самостоятельно работать с раздаточным материалом.

  1. воспитательные: на материале Древнего Египта предложить учащимся задуматься о значении добра и зла в жизни человека.

Оборудование урока: записи на доске, раздаточные таблицы, пять карточек с новыми словами, рисунки с изображением богов, текст «Священные животные», тексты с заданием, выставка книг, учебник.

Использованная литература:

  1. Вигасин А.А. и др. История древнего мира: Учеб. для 6 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1993.

  2. Годер Г.И. Изучение истории древнего мира в 5 классе. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1972.

  3. Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл.: История Древнего мира.: В 3ч. — М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — Ч. 1.

  4. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб, 1993.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вводно — мотивационная часть.

  • Напомните, историю какого древнего государства мы изучаем?

  • Назовите, из каких групп состояло население Древнего Египта?

  • Кому подчинялись и перед кем трепетали все жители Египта?

  • А вы знаете, что древние египтяне боялись и трепетали не только перед фараоном, но и перед богами.

  • Кто помнит, как называется вера людей в богов, духов, в душу, в жизнь после смерти?

  • На сегодняшнем уроке мы познакомимся с религией древних египтян (открываем тетради, записываем число и тему урока).

  • Какие же вопросы нам предстоит разобрать на занятии? Для этого обратимся к плану урока:

1) во-первых, мы должны узнать, каким богам поклонялись древние египтяне, также нам предстоит познакомиться с некоторыми египетскими мифами и выяснить, какие природные явления нашли в них отражение;

2) во-вторых, каких животных египтяне считали священными;

  1. и, наконец, что по верованиям египтян происходило с человеком после смерти и каким они представляли себе загробное царство.

  1. Изучение нового материала.

1) Итак, древние египтяне верили, что людьми и природой управляют боги. Если не угодить богам — те разгневаются и навлекут на страну бедствия. Поэтому их старались задобрить щедрыми подарками, молили о пощаде и милости, пели им хвалебные песни. Люди строили для богов жилища — храмы (прикрепляю к доске карточку с новым словом ). При храмах находились жрецы — служители бога ( прикрепляю к доске карточку с новым словом).Считалось, что только жрец может разговаривать с

богом — он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей.

Итак, начнём с первого пункта нашего плана и узнаем, каким богам поклонялись древние египтяне. Для этого обратимся к таблицам, которые лежат у вас на партах. Сначала подпишем их. Таблица называется «Боги Древнего Египта», она состоит из двух колонок. В первую колонку вы будете записывать имена богов, а во вторую — какие явления природы они отражали и какую роль играли в жизни древних египтян. Таблица содержит пропуски. Ваша задача, по ходу урока вписать в таблицу пропущенные слова, а после урока вы сдадите таблицы и получите оценку за свою работу. Чтобы заполнить таблицу правильно, вам нужно быть очень внимательными. Задание понятно? Тогда начнём.

  • Назовите главное занятие египтян.

  • Вы знаете, ребята, что самым главным и почитаемым в Египте был бог Солнца.

  • Подумайте, как одно связано с другим? Почему бог Солнца стал

главным богом египтян? Как это было связано с их занятием?

  • Однако они ещё не знали, что солнце — это раскалённое небесное тело и верили, что солнце — это бог. Бога Солнца называли Ра, или Амон-Ра. Изображали бога Ра с головой сокола и солнечным диском на голове (вывешиваю на доску изображение бога).

  • Сейчас мы обратимся к учебнику и прочитаем красивый миф, посвящённый богу Ра, а после прочтения вы должны будете ответить на вопрос: какое природное явление нашло отражение в этом мифе? Чтение, обсуждение и запись в таблицу: Ра — бог Солнца, отвечающий за смену дня и ночи.

  • Что такое миф? Прикрепляю к доске лист с новым словом.

  • Итак, для развития земледелия необходимы тепло и солнечный свет. Но разве этого достаточно?

  • Какое ещё условие способствовало развитию земледелия в Египте?

  • Что происходило с Нилом в июле?

  • Какое значение имели разливы Нила?

  • Почему Нил разливался?

  • Подумайте, могли древние египтяне знать об этом? Как же они объясняли разливы Нила? Учащиеся рассказывают миф о боге Хапи, с которым они познакомились ранее и заполняют таблицу. Во время обсуждения на доску вывешивается изображение бога Хапи.

Мы продолжаем знакомство с богами и мифами Древнего Египта. Сейчас вы прослушаете сообщение, которое подготовила ваша одноклассница. Слушайте внимательно! После выступления вам предстоит:

  1. назвать и записать в таблицу имена ещё трёх египетских богов;

  2. определить, какое явление природы отражено в этом мифе?

Ученик рассказывает египетский миф о земле и небе, который объясняет, куда днём исчезают звёзды.

Бог воздуха.

Изображения богов вывешиваю на доску.

Самым красивым и интересным мифом Древнего Египта является миф об Осирисе и Исиде. Я просила вас дома познакомиться с ним самостоятельно и подготовить к уроку его пересказ. Кто готов? Остальные слушают внимательно, кто сделает последнее правильное дополнение к ответу, получит «5».

Теперь попытаемся разобраться, какое природное явление объясняли египтяне этим мифом. Египтяне не знали, почему каждый год природа увядает, а потом вновь оживает, т.е. почему происходит смена времён года. Они считали, что в мае Сет убивает Осириса, а в июле Осирис воскресает.

Каких египетских богов вы узнали из этого мифа?

Изображения богов вывешиваю на доску.

Сейчас проверим, как вы запомнили древнеегипетских богов. Для этого вам предстоит разгадать кроссворд. В клетках, выделенных рамкой, зашифровано имя бога. Если вы правильно решите кроссворд, то прочтёте имя этого бога.

6

1.Бог — сын Осириса и Исиды. 2. Богиня — защитница жён и дочерей. 3. Сказание о богах. 4. Царь среди богов. 5. Бог Нила. 6. Бог пустыни.

Имя какого бога зашифровано в рамке? Что это за бог?

Кто назовёт, какие природные явления нашли отражение в мифах египтян?

  1. смена дня и ночи;

  2. причины разливов Нила;

  3. куда днём исчезают звёзды;

  4. смена времён года.

Физминутка.

Папирус высокий качается ветром

И шепчет хвалебные песни слова:

«Слава тебе Нил, приходящий,

Тобою одним пустыня жива!»

Повелителем Египта

Был всесильный фараон,

Скрестив руки с жезлом, плетью,

Восседал на троне он.

Интересно нынче было б

В Египте древнем побывать,

Растирать зерно на тёрке

И шадуфом управлять,

Виноград давить ногами,

В цель из лука пострелять

И помочь Шу — божеству

Небо на руках держать.

Но урок у нас идёт,

Сесть за парту он зовёт,

Будем дальше продолжать,

Египет Древний изучать.

  1. Ребята, оказывается древние египтяне поклонялись не только богам, но и многим животным. Священными они считали: быка, корову, кошку, крокодила, сокола и даже навозного жука-скарабея. Кого заинтересовало, за что египтяне почитали этих животных, какие правила по отношению к ним соблюдали, тем в конце урока я раздам распечатки, в которых они смогут найти ответы на эти вопросы. Также много интересного о Древнем Египте и других древних государствах вы можете узнать из книг, представленных вашему вниманию (в классе находится выставка книг, посвящённая истории Древнего Египта). Все эти книги вы найдёте в школьной и детской библиотеках.

  2. Итак, мы с вами познакомились с мифами древних египтян, узнали каким богам и животным они поклонялись, но это не всё. Большую роль в жизни египтян играла подготовка к смерти. Ещё при жизни они строили гробницы, читали «Книгу Мёртвых».

Как же складывалась судьба человека после смерти? Древние египтяне верили, что человек обладает не только телом, но и душой («Ба»). Человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот. Но Ба, верили египтяне, обязательно возвращается и человек оживает. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Для этого тело бальзамировали, т.е. пропитывали особыми снадобьями, которые предохраняли тело от гниения и разложения.

Как это происходило? Бальзамировщик железным крючком извлекал через ноздри мозг умершего, затем вскрывал тело и доставал все внутренности, которые опускали в специальные сосуды. Вычистив и промыв пальмовым вином брюшную полость, мастер заполнял её ароматическими смолами, благовониями и потом зашивал. После этого тело на 70 дней опускали в особый раствор из солей и смолистых веществ. По истечении срока, тело вынимали, просушивали и обматывали льняными лентами. Так изготавливали мумию (на доску прикрепляется карточка с новым словом). Мумию помещали в гроб и отвозили на западный берег Нила, где в заранее подготовленной гробнице гроб опускали в саркофаг, над которым жрецы совершали последние обряды, и затем гробницу запечатывали (на доску прикрепляется карточка с новым словом «саркофаг» и даётся его определение).

А что происходило с умершим и его душой после этого, вы узнаете из сценки, которую подготовили для вас одноклассники.

ХОД ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

«Путешествие по Дуату и Суд Осириса.»

Действующие лица: ведущий, умерший, Осирис, Анубис и несколько других богов на выбор учителя (см. в тексте сценки).

Реквизит:

  • у «умершего» элементы костюма древних египтян;

  • у богов бумажные маски соответственно египетским изображениям;

  • врата «Дома Осириса»;

  • карта Дуата, прорисованная на большом листе;

  • надпись «Чертог Двух Истин»;

  • весы;

  • нарисованные и вырезанные сердце и перо;

рисунок чудовища с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила.

До начала сценки на доске крепятся: врата «Дома Осириса», карта «Дуата» и надпись «Чертог Двух Истин».

Ведущий: На сердце покойного клали амулет с изображением скарабея — это обеспечивало его воскресение. Чтобы умерший не задохнулся в царстве мёртвых, где нет воздуха, в гроб также клали деревянные фигурки бога Шу.

Воскреснув, египтянин оказывался перед первыми вратами «Дома Осириса».

Умерший: Я — тот великий, кто создал свой свет, я пришёл к тебе, Осирис, я молюсь тебе. Слава тебе… Открой мне путь.

Ведущий: Ещё при жизни человек должен был прочесть «Книгу Мёртвых» — книгу магических заклинаний и узнать из неё имена всех демонов, охраняющих врата в царство мёртвых.

Миновав первые врата, умерший встречал 2 извилистые тропы, разделённые огненным озером, на берегах которого жили страшные чудовища. Пройти мимо них можно было, только зная их имена и заклинания.

Пройдя все врата и оставив позади 14 холмов, умерший, наконец, достигал Великого Чертога Двух Истин. Отсюда его сопровождал бог Анубис — бог мёртвых с головой шакала.

Умерший: Слава тебе, великий бог, владыка Двух Истин! Я пришёл к тебе, о господин мой!… Я знаю тебя, знаю имя твоё, знаю имена сорока двух богов, которые находятся с тобой в Чертоге Двух Истин. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принёс тебе Две Истины, я устранил ради тебя грехи мои.

Ведущий: Умершего слушали многие боги во главе с Осирисом. Это Шу, Геб, Нут, Исида и другие ( всего 42 бога).

Боги по очереди выходят, и ученики в классе должны узнать, что это за бог.

Ведущий: Произнеся свою речь, умерший приступал к « Исповеди отрицания». «Исповедь отрицания» состояла из перечисления 42 преступлений, которых не совершал умерший.

Умерший: О, великий Осирис,

Я не чинил зла людям.

Я не творил дурного.

Я не грабил бедных.

Я не был причиной слёз.

Я не крал.

Я не лгал.

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

Я не сквернословил.

Я не обманывал.

Я не завидовал.

Я не говорил дурного о царе.

Я не пренебрегал богами.

Я чист, я чист, я чист, я чист. Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин.

Осирис: Сейчас я — Осирис — повелитель царства мёртвых вместе с другими богами проверю правдивость твоих слов.

Принесите весы Истины.

Анубис — бог мёртвых, положи на одну чашу весов сердце умершего , а на другую — легчайшее перо — знак богини правды Маат. Если чаши весов останутся в равновесии, то ты сказал правду, ты — добрый и праведный человек. Но если одна чаша весов перевесит другую, то ты солгал, и тебя съест свирепое чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила.

Итак, приступим. Анубис кладёт на весы сердце и перо. Весы показывают равновесие.

Ты прошёл испытание. Войди, переступи порог Чертога Двух Истин. Я дарую тебе бессмертие и жизнь в царстве мёртвых.

Один из богов: Египтянин отправлялся к месту вечного блаженства — в поля Иалу, где его ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Здесь находились плодородные поля, полноводные каналы, пшеница в рост человека, много разной еды и напитков.

Ведущий: На этом Суд Осириса заканчивался.

Итак, вы посмотрели сценку и теперь знаете, что, по мнению древних египтян, происходило с человеком после смерти.

  • Ответьте, кто же из умерших обретал бессмертие и допускался в царство мёртвых?

  • Какого человека египтяне считали добрым и праведным?

  • Можно ли считать эти требования к жизни египтян современными?

  • Какое из этих требований, на ваш взгляд, является самым важным, самым главным?

Таким образом, египетские законы не устарели, они существуют и действуют и в наше время

Изображения богов вывешиваю на доску.

  1. Подведение итогов урока.

  • О чём же мы говорили на сегодняшнем уроке?

  • Что вы узнали о религии древних египтян?

  • Что вам запомнилось больше всего?

  1. Задание на дом.

&10, вопрос 1 (устно).

Поднимите руки те, кому интересно узнать, почему многих животных египтяне считали священными и какие правила по отношению к ним соблюдали. Раздаю текст «Священные животные».

Фамилия, имя _________________

Явления природы и

жизнь древних египтян

Ра, Амон-Ра

. . .

. . .

Бог Нила, повелитель наводнений

Геб

. . .

. . .

Богиня неба. По вечерам рождает звёзды, а утром их проглатывает.

Шу

. . .

. . .

Бог, отвечающий за увядание и оживление природы. Владыка царства мёртвых.

Исида

. . .

. . .

Бог пустыни и песчаных бурь.

Гор

. . .

. . .

Богиня Правды.

Анубис

. . .

Боги Древнего Египта

Фамилия, имя _________________

Боги Древнего Египта

Явления природы и

жизнь древних египтян

Ра, Амон-Ра

. . .

. . .

Бог Нила, повелитель наводнений

Геб

. . .

. . .

Богиня неба. По вечерам рождает звёзды, а утром их проглатывает.

Шу

. . .

. . .

Бог, отвечающий за увядание и оживление природы. Владыка царства мёртвых.

Исида

. . .

. . .

Бог пустыни и песчаных бурь.

Гор

. . .

. . .

Богиня Правды.

Анубис

. . .

Священные животные египтян.

Древние египтяне почитали быка, ибиса, сокола, коршуна, кошку, крокодила и жука-скарабея. Умершее священное животное бальзамировали, клали в саркофаг и предавали погребению в храме.

Поклонение быку было связано с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия. Наиболее известный бык — Апис. Считалось, что от него Небесная Корова рождает золотого телёнка — солнечный диск. Апис должен был иметь ряд особых примет: он чёрный, на лбу у него белый четырёхугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы, а под языком — изображение жука. После смерти Аписа бальзамировали, укладывали в саркофаг и устанавливали в подземных галереях Мемфисского храма.

Крокодилам поклонялись во многих местах, но особенно в Фивах и Фаюме, где их было особенно много. Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. Выбранный по особым приметам крокодил жил при храме в большом водоёме, окружался заботой и почётом и довольно скоро становился ручным; жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами и кольцами. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями.

Почитание кошек связано с тем, что они истребляют грызунов — врагов урожая, а также борются со змеями ( известно изображение Ра в виде кота, истребляющего змея ). Умерших кошек бальзамировали и хоронили в святилище богини Баст в Бубастисе.

Считалось, что навозный жук-скарабей обладает способностью самозарождения. Скарабей почитался как один из образов солнечного бога, так как земляной комок, который он катил перед собой, ассоциировался у древних египтян с солнечным диском, проходящим по небу с востока на запад. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти.

infourok.ru

Конспект урока истории в 5 классе «Религия Древних Египтян

Тема урока: Религия древних египтян

Цель:

познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе;

продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта;

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.

Ход урока:

I. Повторение изученного материала

1. Исторический диктант.

Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)

Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)

Первой столицей Египта был город…(Мемфис)

Царей древнего Египта называли… (Фараон)

Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)

Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)

 У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

2. Составьте и запишите предложения со следующим набором слов:

Нил, Северо – Восточная Африка, плодородный ил, разлив, Средиземное море, дельта, Египет.

3. Установите в какой последовательности по течению Нила располагались:

Дельта, Ливийская пустыня, средиземное море, Мемфис.

Письменно: Зачем египтяне строили каналы и сооружали земляные насыпи?

Устно:

А) Что собой представляло войско фараона?

Б) Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

В) Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?

II. Новая тема.

Слайд 1

1. Боги и жрецы.

— Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

— Прочитайте п.1

Кто такие жрецы? Что такое храмы?

Слайд 2

Храмы – это жилища богов

Слайд 3

Жрецы – это служители богов

2. Боги Древнего Египта.

Слайд 4

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

— Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

Слайд 5

Б) Геб — бог Земли

В) Нут – богиня неба.

Слайд 6

Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8

Е) Осирис и Исида – смена времен года.

Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Миф об Осирисе и Исиде

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

3) «Царство мертвых»

Слайд 17

«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».

Слайд 18

Что же нам рассказывают египтяне о «царстве мертвых»?

Прочитайте п. 4 и рассмотрите рисунок. Кто же по верованию египтян мог попасть в «царство мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?

Слайд 19, 20

— Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.

Слайд 21

  1. Закрепление.

  1. Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?

  2. Особую любовь и почтение древние египтяне испытывали к кошкам. Как вы думаете, почему кошка была в Египте священным животным?

  3. Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?

infourok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Религия древних египтян

Учитель истории высшей категории Данькова И.В.

Урок истории в 5 классе по теме : «Религия древних египтян»

Педагогические цели: Способствовать развитию умения характеризовать понятия жрецы как сословие древне египетского общества, представление о древнеегипетских богах как религиозной системы Древнего Египта.

Тип и вид урока: Усвоение знаний , навыков и умений/урок- путешествие

Планируемые результаты(предметные): Умение применять понятийный аппарат, исторические знания для раскрытия сути и значения событий прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из разных исторических источников.

Личностные результаты: Толерантное отношение к окружающим, их точке зрения, культуре, языку, традициям, умение вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания в коллективе.

Метапредметные результаты: Способствовать творчески подходить к решению задач представлять результаты своей работы в различных формах(презентации, сообщении, решении и составление кроссвордов и рисунков), умение работать в паре, группе, коллективе, находить общее решение, разрешать конфликты, приходить к общему мнению; формулировать свою точку зрения.

Основное содержание темы, понятия и термины: Религия древних египтян. Боги древнего Египта: Амон-Ра, Нут, Осирис, Сет, Тот, Хани, Бастет. Суд Осириса. Символы богов-священные животные. Жрецы-особое сословие древнеегипетского общества. Фараон- реформатор Эхнатон. Храм, жрец. Мумия, саркофаг.

Образовательные ресурсы: Учебник

Организационная структура урока

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

2. Актуализация знаний

Беседа:

— Что такое религия ?

— Когда возникли религиозные верования?

— В какой форме существовали первоначально религиозные представления первобытных людей?

3. Постановка учебной задачи

— Начало путешествия в Древний Египет, к древнеегипетским богам

4. Усвоение новых знаний

— Рассказ, работа с учебником, с понятием жрецы, как особое сословие древнеегипетского общества. Учащиеся по рассказу учителя самостоятельно составляют таблицу

Боги Древнего Египта

Символ- священное животное

Значение

Ра

жук-скарабей

солнечный диск

— Работа с учебником, мир об Осирисе (стр.53), беседа по содержанию:

* Какие явления природы отражены в мифе?

* Кто считался хорошим человеком?

— Работа с документами «фараон Эхнатон и царица Нефертити» (на мультимедийном экране). Учащийся находят, в документе подтверждение реформаторской деятельности Эхнатона, в чем ее суть; Отвечают на вопросы.

— Работа с учебником п.5 параграф 10 прочитать т ответить на вопросы:

* Почему к фараонам в Древнем Египте относились как к богам?

5. Закрепление знаний и способов действий

— Решить исторический кроссворд в тетради( правильно сформулировать вопросы к кроссворду)

э

х

а

т

о

р

н

е

а

л

т

о

т

и

о

г

о

р

н

и

а

н

у

б

и

с

я

с

и

д

б

а

с

т

е

т

6. Домашнее задание

Параграф 10, Термины; творческое задание на выбор стр. 56.

nsportal.ru

Урок истории в 5 классе «Религия Древнего Египта»

Урок истории в 5 классе овладения новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии. Цель урока: анализируя религиозные представления египтян о загробном мире, научить выделять особенности древней религии Египта и делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних египтян.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе «Религия Древнего Египта»»

Урок истории в 5 классе

«Религия Древнего Египта»

Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.

Цели урока по линиям развития личности:

1–2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.

Анализируя религиозные представления египтян о загробном мире, научить выделять особенности древней религии Египта и делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних египтян.

Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.

3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные связи.

Выявляя причинно-следственные связи обожествления древними египтянами сил природы и поклонения различным богам, научить объяснять, каких богов и почему они почитали больше всего, а также всего, а также выяснить, зачем египтяне-язычники строили храмы.

Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян.

4–5 Л.Р. Культурно-нравственное самоопределение.

Научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о добре и зле древних египтян и делать выводы о том, насколько совпадают представления о нравственности и гуманистических ценностях человека XXI века и представителей древнеегипетской цивилизации.

Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию добра и зла древних египтян с позиции человека XXI века.

Обязательный минимум содержания урока:

особенности древней религии Египта (роль жрецов, представления о загробном мире, боги Египта).

Оборудование: мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем к изучаемой теме, учебник, тетрадь.

План урока:

1. Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?

2. Поиск решения проблемы.

3. Боги древних египтян.

4. Храмы древних египтян.

5. Религиозное мировоззрение древних египтян.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

I. Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о религиозных взглядах древних египтян.

– Давайте узнаем, какое противоречие смутило Антошку в рассказе о приключениях египетского вельможи Синухета.

Выявляем противоречивые факты.

1-й факт: узнав о заговоре фараона, Синухет испугался заговорщиков и сбежал на чужбину, где вёл безбедный образ жизни.

Фиксируем на доске 1-й факт:

Синухет на чужбине жил хорошо.

2-й факт: однако к концу жизни Синухет возвращается на родину, несмотря на то, что там ему грозило наказание.

– Какое наблюдаем противоречие?

– Какой возникает вопрос?

Обобщая ответы учеников, фиксирует вопрос на доске: Почему египтяне боялись погребения на чужбине?

Формулируют главный вопрос урока:

Почему Синухет боялся умереть на чужбине?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему.

2. Выдвигать версии, планировать деятельность.

3. Работать по плану.

4. Оценивать степень и способ достижения цели.

Познавательные УУД

1. Выделять главное.

2. Определять понятия.

3. Устанавливать причинно- следственные связи.

4. Находить достоверную информацию из текста.

5. Умение делать вывод.

Коммуникативные УУД

1. Работать в парах.

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий.

II. Версии.

– Какие у вас есть версии, предположения?

– Важно было соблюсти обряд погребения по египетским обрядам.

– Религиозные представления египтян.

III. Актуализация знаний.

– От каких сил природы зависела жизнь египтян?

Работают во фронтальном диалоге.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам надо узнать для решения проблемы?

Формулируют пункты плана решения проблемы:

Каких богов обожествляли и почему?

Зачем египтяне строили храмы?

Представления древних египтян о добре и зле.

V. Открытие нового знания. Решение проблемы.

1. – Используя текст учебника (параграф 10, пункт 2), объясните, каких богов и почему египтяне почитали больше всего.

– Выполните задание №31 из Рабочей тетради

– Какой вывод по проблеме можем сделать на основе открытых знаний?

В течение 3 мин. Работают с текстом учебника.

Индивидуально самостоятельно выполняют задание.

Примерный вывод по проблеме:

больше всего египтяне почитали бога Ра, так как верили, что египтяне произошли от богов. Первым царём Египта они считали Осириса – сына бога Ра.

2. – Используя текст учебника (с.51-52), объясните, зачем египтяне строили храмы?

– Какой вывод по проблеме можем сделать?

Читают вслух тест, разбирая значение понятий: языческая религия, храмы, жрецы.

Примерный вывод по проблеме:

египтяне строили храмы – жилища для богов, где с помощью специальных обрядов через жрецов они могут общаться с богами.

3. – Используя текст учебника (с. 54-55), сделайте вывод, почему египтяне боялись умереть на чужбине?

– Насколько совпадает твоё (человека XXI века) понимание добра и зла с представлениями древних египтян?

Работают с текстом, вычитывают соответствующие факты.

– Египтяне боялись быть погребёнными на чужбине, т.к. верили в бессмертие души, а для этого необходимо было соблюсти обряды: из тела умершего сделать мумию,

поместить её в гробницу – дом для души, пройти суд Осириса.

Высказывают свои оценки.

VI. Выражение решения проблемы.

– Какой вывод по проблеме можем сделать?

Примерный вывод по проблеме урока:

языческая религия древних египтян формировала у них моральные ценности и нормы жизни.

VII. Применение нового знания.

– Выполните тесты

Работают в листе самоконтроля

VIII. Домашнее задание.

Прочитайте параграф 10 и ответьте на вопросы; кроссворд, рисунок по желанию

4


kopilkaurokov.ru

Урок в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

села Кочубеевского, Ставропольского края

Открытый урок по теме:

Религия древних египтян.

Урок разработала Насонова В.В.,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №1

с. Кочубеевское

2013г

Урок 13. Религия древних египтян

Цели: ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян.

Планируемые результаты:

ПУУД: Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, назначение гробниц.

РУУД: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.

КУУД: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

ЛУУД: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия».

Ход урока

1. Индивидуальная письменная работа (на листочках).

— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в пра­вом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали мате­риал для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5….

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7….

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 — место, где река делилась на несколько рукавов; 2 — папирус; 3 — повелитель всего Египта; 4 — крестьянин; 5 -ре­месленник; 6 — архитектор; 7 — вера в сверхъестественные суще­ства; 8 — налог.

Вступительное слово учителя.

1. Индивидуальная письменная работа (на листочках).

2. Беседа по теме «Военные походы фараонов»

1. Несколько учеников по просьбе учителя выполняют задание по карточкам (см. Приложение №1)

2. Остальные ребята в это время участвуют в беседе.

Примерные ответы учеников:

  • Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину Сирию, Финикию.

  • 1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2.Огромное количество ра­бов в стране — это источник недовольства властью, своим по­ложением. В любой момент они могут поднять восстание.

ПУУД:

применять (карту) для решения учебных и познавательных задач.

Умение определять понятия, устанавливать причинно -следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

III.Изучение нового материала.

Определение темы урока.

Определение цели урока.

  1. Храмы и жрецы.

  1. Египетские боги.

3.Боги и фараоны.

Учитель: Ребята! Вот уже несколько дней (т.е. уроков) мы с вами путешествуем по Древнему Египту. Вам нравится? С кем мы встречались? Что мы узнали о жизни древних египтян?

Презентация

Слайд 1.

Задание №1: Объедините понятия одним термином и дайте ему определение: боги, идолы, страна мертвых, храмы, душа.

Вы правильно ответили, поэтому я думаю вам не трудно будет догадаться о чем пойдет речь на на нашем уроке-путешествии.

Слайд 2 (тема урока)

Учитель: Вы правильно догадались.

Сегодня перед нами стоит именно эта цель: познакомиться с древнеегипетскими богами.

Слайд 3(план урока)

Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Эти верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Но мы с вами продолжаем путешествие по Древнему Египту. Нашему взору предстает величественное здание, похожее на дворец (с 49,56,57). Уже знакомый нам египтянин рассказывает, что это храм – жилище богов, сначала их строили как и все жилища.

Вопрос учителя: Из чего строили древние египтяне свои жилища, помните?

Но потом храмы стали строить из камня. Из бронзы или глины делали статуи богов. Египтяне верили, что в них вселяются боги. Они видят и слышат все, что говорят им люди. Чтобы боги исполняли их просьбы, верующие дарили им подарки.

Мы видим в храме человека. Это жрец – служитель богов.

Вопрос учителя: В учебнике на с 49 найдите объяснение, кто такие жрецы?

Слайд 4. Вопрос учителя: Итак, ребята, как бы кратко ответили на вопросы: Что такое храмы? Кто такие жрецы?

Учитель: Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов. Давайте познакомимся с некоторыми богами Древнего Египта.

Слайд 5. Класс делится на 6 групп, каждой группе дается по 2 карточке с именами богов.

Задание группам: С помощью текста учебника и дополнительных источников опишите облик бога. Чему он покровительствовал? Какие мифы, легенды, интересные факты с ним связаны?

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Слайд 19.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами увидели, что египтяне верили в загробную жизнь, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Каждый погребальный обряд был священным действием, выполнять которое поручалось специально обученным людям – жрецам. Тело умершего превращали в мумию. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги, на которых писали заклинание и изображали богов. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Мумия фараона Тутанхамона помещалась в 9 саркофагов. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем.

Строительство пирамиды для фараона начиналось с момента его рождения.

Слайд 20.

Учитель задает вопрос: Вспомните, как почитали фараона вельможи?

Рассказ учителя:

Амон – Ра считался царем среди богов, а его сын фараон – царь среди людей. Египтяне считали, что жизнь на Земле без фараона также невозможна, как и без Солнца. Люди молили фараона сделать так, чтобы был хороший урожай, приумножался скот.

Предполагаемые ответы: встречались с земледельцами, ремесленниками, вельможами;

узнали как живут разные категории населения, какие походы совершают их фараоны.

Предполагаемый ответ:

религия

Предполагаемый ответ:

о религии древних египтян

Предполагаемый ответ:

Из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка.

Предполагаемый ответ:

Ребята находят в учебнике ответ: жрецы – это люди, которые лучше всех умеют разговаривать с богами – он знает особые молитвы, хранит их в тайне от людей.

Предполагаемый ответ:

Глядя на слайд, ученики отвечают: Храм – это жилище богов, а жрецы – это служители богов.

Учащиеся работают по группам: с помощью учебника заполняют таблицу, затем прикрепляют изображение бога на ватман (вывешенный на доске) и рассказывают о тех богах, над которыми самостоятельно работали.

Проверяется опережающее задание «Миф об Осирисе и Сете»

Ребята выполняют зарядку.

Учащиеся слушают объяснение учителя

Предполагаемый ответ:

К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Часто знатные египтяне униженно называли себя ничтожными людишками, которые всем обязаны лишь фараону.

Учащиеся слушают объяснение учителя

ПУУД умение объединять исторические факты и понятия в целостную картину.

РУУД: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.

РУУД Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

КУУД: Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

КУУД: 1) Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы..

IV.Закрепление изученного материала

Тест по теме «Религия древних египтян»

1. Что называется религией?

вера в сверхъестественные существа, духов, богов

сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта

Осирис

Амон-Ра

Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

Осирис

Амон-Ра

Тутанхамон

4. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

с засухой

с разливом Нила

с землетрясением

5. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

саркофаг

пирамида

храм

6. Самый главный, могущественный бог Древнего Египта:

бог Земли

бог «царства мертвых»

бог Солнца

7. Служители богов в Древнем Египте:

фараоны

жрецы

вельможи

8. Кого, по представлениям древних египтян, Осирис пропускал в «царство мертвых»?

только фараонов

только жрецов

всех, кто при жизни творил добро

V. Рефлексия.

Домашнее задание

1. Индивидуальная письменная работа (на листочках).

— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в пра­вом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

1. Дельта

1. Место, где река делилась на несколько рукавов.

2. Папирус.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали мате­риал для письма.

3. Фараон

3. Повелитель всего Египта.

4. Крестьянин.

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5.Ре­месленник.

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.

6. Архитектор архитектор;

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7.Вера в сверхъестественные суще­ства.

8. Налог.

8. Сбор в пользу государства.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.