cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проект рассказы о баснописцах 5 класс – «Презентация по литературе в 5 классе. Басни Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ Греково- Степановской СОШ Лубяная Надежда Алексеевна.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Проект «баснописцы» — Литература — 5 класс

ПРОЕКТ

«ИЗВЕСТНЫЕ

БАС-

НОПИСЦЫ»

Выполнили:УЧАЩИЕСЯ 5 КЛАССА

МКОУ КУЧЕРЯЕВСКАЯ ООШ

2016г.

Мир , который находим в басне,

есть некоторым образом чистое

зеркало, в котором отражается

мир человеческий…

Василий Жуковский

ЭПИГРАФ

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.А.Вяземский

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  Знакомство с  известными   баснописцами , их баснями.

НУЖНЫ ЛИ НАМ БАСНОПИСЦЫ?.

ЭЗОП- древнегреческий

баснописец(VIвек до н. э.),

считавшийся создателем басни.

Легенды рисуют Эзопа

юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.

Б А С Н Я Э З О П А.

  • «Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел».

Иной не может доделать что — либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».

ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН

XVI-XVII распространение

басни в Западной Европе

Жан де Лафонтен- один из ярких баснописцев того времени. Ему сужде-

но было стать реформа-

тором басни.

ВАСИЛИЙ

КИРИЛЛОВИЧ

ТРЕДИАКОВСКИЙ

(1703-1768)

Русский поэт, филолог ,

академик Петербург-

ской АН.

Ворон и Лисица

(Басня)

Негде Ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось. Оного Лисице захотелось вот поесть; Для того, домочься б, вздумала такую лесть: Воронову красоту, перья цвет почтивши, И его вещбу еще также похваливши, «Прямо,- говорила,- птицею почту тебя Зевсовою впредки, буде глас твой для себя, И услышу песнь, доброт всех твоих достойну». Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну, Начал, сколько можно громче, кракать и кричать, Чтоб похвал последню получить себе печать; Но тем самым из его носа растворенна Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна Оною корыстью, говорит тому на смех: «Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех».

  • Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Писатель-просвети- тель, поэт- сатирик, всю жизнь боровшийся с общественным злом, людской несправедли- востью.
  • Александр
  • Петрович
  • Сумароков
  • (1717-1777)
  • Писатель-просвети-
  • тель, поэт- сатирик, всю
  • жизнь боровшийся с
  • общественным злом,
  • людской несправедли-
  • востью.

Сумароков Александр Петрович

Российский поэт

Поэт, драматург и литературный критик; один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором. 26 января 1767 года удостоен ордена Святой Анны и чина действительного статского советника. 

Википедия

Родился 25 ноября 1717 г.,  Лаппеенранта

Умер 12 октября 1777 г. (59 лет),  Москва

Родители Пётр Панкратьевич Сумароков

Дети Екатерина Александровна Княжнина

Цитата Многоречие свойственно человеческому скудоумию.

Волк и журавель басня Сумарокова

Волк ел — не знаю, что, — и костью подавился, Метался от тоски, и чуть он не вздурился. Увидел журавля и слезно стал просить, Чтоб он потщился в том ему помощник быть, И всю он на него надежду полагает. Журавль свой долгий нос в гортань ему пускает И вынимает кость. Потом он просит мзды, Что он от таковой спас злой его беды.  «Довольствуйся ты тем, — зверь хищный отвечает, — Что Волк тебя в таком здоровье оставляет, Какое до сея услуги ты имел, И радуйся тому, что нос остался цел».  Тот права честности немало собрегает, Кто людям никогда худым не помогает.

ИВАН

ИВАНОВИЧ

ДМИТРИЕВ

Дмитриев значительно

преобразует традицион-

ный жанр. Его басни ли-

шены социальных моти-

вов и сатирического эле-

мента. Поэт призывает

довольстваваться тем,

что они имеют и не роп-

тать на судьбу.

Басня Петух, Кот и Мышонок

О дети, дети! как опасны ваши лета! Мышонок, не видавший света, Попал было в беду, и вот как он об ней Рассказывал в семье своей: «Оставя нашу нору И перебравшися чрез гору, Границу наших стран, пустился я бежать, Как молодой мышонок, Который хочет показать, Что он уж не ребенок. Вдруг с розмаху на двух животных набежал: Какие звери, сам не знал; Один так смирен, добр, так плавно выступал, Так миловиден был собою! Другой нахал, крикун, теперь лишь будто с бою; Весь в перьях; у него косматый крюком хвост; Над самым лбом дрожит нарост Какой-то огненного цвета, И будто две руки, служащи для полета; Он ими так махал И так ужасно горло драл, Что я, таки не трус, а подавай бог ноги — Скорее от него с дороги. Как больно! Без него я верно бы в другом Нашел наставника и друга! В глазах его была написана услуга; Как тихо шевелил пушистым он хвостом! С каким усердием бросал ко мне он взоры, Смиренны, кроткие, но полные огня! Шерсть гладкая на нем, почти как у меня; Головка пестрая, и вдоль спины узоры; А уши как у нас, и я по ним сужу, Что у него должна быть симпатия с нами, Высокородными мышами». «А я тебе на то скажу, — Мышонка мать остановила, — Что этот доброхот, Которого тебя наружность так прельстила, Смиренник этот… Кот! Под видом кротости он враг наш, злой губитель; Другой же был Петух, миролюбивый житель. Не только от него не видим мы вреда Иль огорченья, Но сам он пищей нам бывает иногда. Вперед по виду ты не делай заключенья».

1802 г.

ДЕНИС

ИВАНОВИЧ

ФОНВИЗИН

(1745-1792)

Русский драматург

и баснописец

«Путешествие голубя в чужие края»

     Голубь, будучи в крайней опасности от ястреба и других хищных птиц, предприял наконец оставить свое отечество и искать такого места, где б остаток жизни мог препроводить спокойно и избавиться от опасности, которой был он подвержен в своем отечестве. Потом простился с своими приятелями и начал путешествие. По долговременном летании прибыл в весьма отдаленный город, где рассудил остаться; однако не прошло еще получаса, как увидел ястреба на башне.

    — Так ты и здесь еще? — сказал он в крайней досаде. — Если б я это знал, то б, конечно, все равно мне было и в моем отечестве остаться.

     Баснь сия учит, что в свете будучи, нигде несчастия избежать не можно; оскорбления могут быть, хотя и под разным видом, равно чувствительны.

ИВАН

АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

(1769-1844)

Высшего расцвета басня

в России достигла в твор-

честве И.А. Крылова.

Он считал, что искоре-

нить пороки человечест-

ва можно через их осме-

яние.

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,- И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

СЕРГЕЙ

ВЛАДИМИРОВИЧ

МИХАЛКОВ

(1913-2009)

Поэт, писатель, басно-

писец, драматург, акаде-

мик Российской Акаде-

мии образования.

Басня Соловей и ворона

Со дня рожденья четверть века  Справлял в дубраве Курский Соловей.  (Немалый срок и в жизни человека,  А соловью — тем паче юбилей!)  Среди лесных певцов подъем и  оживленье:  Окрестные леса  Вручают юбиляру адреса.  Готовится банкет. Концерт на два часа.  И от Орла приходит поздравленье.  Счастливый юбиляр растроган и польщен  Не зря в своих кустах свистел и щелкал он…  За праздничным столом в тот вечер шумно было.  На все лады звенели голоса,  И лишь Ворона каркала уныло:  «Подумать только, чудеса!  Уж мне за пятьдесят давно перевалило,  И голосом сильней, и всем понятней я,  И столько раз Сова меня хвалила…  А юбилей — поди ж ты — Соловья!..»

ВЫВОДЫ.

Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери.

Баснописцы нам нужны, благодаря им,

мы учимся различать порок и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее.

multiurok.ru

Исследовательская работа учащихся 5 класса «Басни»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 пгт. ЛЕНИНО

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Исследовательская работа

Авторы проекта:

Захарова Стелла, 5-А класс

Руководитель проекта:

Черненко Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 пгт Ленино

Содержание

  1. Вступление

  2. Основная часть

    1. Что такое басня?

    2. Итоги анкетирования «Любите ли вы читать басни?»

    3. Известные баснописцы

    4. Герои басен

    5. Язык басен И.А. Крылова

  3. Выводы

  4. Литература

  5. Приложение «Наше творчество»

  1. Вступление

На уроках литературы в 5 классе мы изучали басни И.А. Крылова. Этот жанр литературы нам очень понравился. Нам стало интересно, кто еще сочинял басни, кто был первый баснописец, пишут ли басни сейчас, и сможем ли мы сами сочинить басню. Мы решили найти ответы на наши вопросы. Так родился наш проект.

Цель исследования:

Цель исследовательской работы:

времен до наших дней;

  • расширить кругозор;

  • получить навык исследовательской работы;

  • развивать умение работать с разными источниками информации;

  • развитие творческих способностей через сочинение басен;

  • развивать способности воспринимать художественное произведение;

  • воспитывать положительные черты характера на примере изучения басен.

Объект исследования: басни

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе

Задачи исследования:

  • узнать, что такое басня;

  • провести опрос среди учащихся «Любите ли вы читать басни?» с целью выяснения популярности жанра басни;

  • обобщить материал по теме исследования и создать сборник басен «Наше творчество»

Методы исследования: поисковый, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение,

Тип проекта: творческий, групповой, индивидуальный, кратковременный.

Гипотеза: какое значение имеет басня, как литературный жанр, для человека во все времена.

  1. Основная часть

    1. Что такое басня?

Что такое басня, мы узнали из учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева «Литература» для 5 класса. А также мы воспользовались «Толковым словарем русского языка» под редакцией С.И. Ожегова.

Басня – 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 2. обычно мн. Вымысел, выдумка. 

Басня изображает героев и события, используя олицетворение: действующими лицами выступают не только люди, но и животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, вещи…

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Мораль басни  — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Чтобы выяснить, как популярен жанр басен, каких известных баснописцев знают наши одноклассники и их родители, мы провели анкетирование.

2.2. Итоги анкетирования «Любите ли вы читать басни?»

Было опрошено 25 пятиклассников нашей школы и 15 родителей. Вопросы анкеты:

— Любите ли вы читать басни?

— Кого из баснописцев вы знаете?

— Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

— Как вы думаете, актуален ли этот жанр литературы в наше время?

Итоги анкетирования:

  1. Любите ли вы читать басни?

  1. Кого из баснописцев вы знаете?

  1. Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

  1. Как вы думаете, актуален ли этот жанр литературы в наше время?

Анализируя анкеты, мы видим, басни читают больше ученики, чем их родители. Самый известный баснописец – это Иван Андреевич Крылов. С его баснями знакомы и ученики, и их родители. И те, и другие считают, что этот жанр актуален и в наше время. Поэтому мы пришли к выводу, что басни – это популярный литературный жанр. Тема нашего проекта актуальна, но знать о баснях надо больше. Кто же был баснописцами, когда они появились?

2.3. Известные баснописцы

Басня пришла к нам из Древней Греции. Отсюда нам известны

такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец – Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений.

Древнегреческий баснописец Эзоп

В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, Эразм Роттердамский и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и французский поэт Жан Лафонтен (семнадцатый век).

Французский баснописец Лафонтен

В 15-16 столетиях в России успех имели те басни, которые пришли с Востока через Византию. Хотя и до этого времени у читателей уже сложилось кое-какое мнение по поводу того, что это такое. Немного позже люди уже начали изучать произведения Эзопа, а в 1731 году Кантемир даже написал шесть басен. Правда, в этом он заметно подражал работам древнегреческого автора, но все же произведения Кантемира можно считать русскими.

Иан Хемницер, Андрей Сумароков, Василий Тредиаковский, Иван Дмитриев усердно трудились над созданием своих собственных и переводами иностранных басен. В советское время особую популярность имели работы Демьяна Бедного, Сергея Михалкова, Леонида Глибова. Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий.

Самый известный русский

баснописец И.А. Крылов

Русский баснописец Сумароков А.П.

Русский баснописец Тредиаковский В.К.

Самобытные, гениальные и совершенные басни И.А. Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России.

2.4. Герои басен

Героями басен чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее.

2.5. Язык басен И.А. Крылова

Язык басен И.А. Крылова очень богат афоризмами. Они очень меткие, образные. Зная значение каждого афоризма, который употребляется в баснях, мы понимаем смысл, содержание басни. Понимаем, о каких человеческих пороках говорит великий баснописец. Употребляя их в своей речи, мы делаем ее более выразительной, богатой.

У басен особый язык. Он называется эзопов язык. Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа) – это речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для скрытия прямого смысла.

Басни И.А. Крылова живут и будут жить, их знают и любят. Они не могут состариться, потому что настоящие поэтические, сильные и правдивые слова не стареют. В разные эпохи они обретают новое рождение, «как будто сегодня написаны».

За современными баснями мы отправились в нашу библиотеку, но литературу в ней мы не нашли. В этом нам помог интернет.

  1. Выводы

В ходе нашего проекта мы узнали с помощью различных источников, что такое басня, особенности литературного жанра, баснописцев, язык басен.

К этому жанру обращались многие писатели различных эпох.

Основоположником басенного жанра был древнегреческий автор Эзоп. И.А. Крылов писал свои басни на злобу дня, поэтому они были интересны современникам. Они не утратили своей актуальности и сегодня.

Мы последовали примерам великих баснописцев, написали свои басни. Так появился сборник басен «Наше творчество». В него собраны лучшие басни наших одноклассников. (Приложение №1)

Все поставленные задачи в нашем проекте решены. Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Басня – это один из древних жанров литературы. Этот жанр актуален также и в наши дни.

Литература

— Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений – М. 1999

— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2014.

— Лучшие басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.

Интернет — ресурсы

Приложение № 1.

О полезной силе

Автор Захарова Стелла,

ученица 5-А класса

В лесу случился как-то спор:

О силе спорили кабан, медведь и буйвол.

И каждый утверждал, что с давних пор

О нем как самом сильном всякий думал…

Кабан: «Я рылом дуб могу подрыть

И завалить его на землю»

Медведь: «Тот дуб и я могу схватить,

С корнями вырвать, если я не дремлю».

На что ответил тут же буйвол:

«Рогами я снесу ваш дуб мгновенно!

Неужто ты, кабан, иль ты, медведь, подумал,

Что спор наш за тобою будет непременно?»

И тут увидели они, что муравьишко

С трудом от дуба веточку волочит…

Он строит для семьи большой домишко,

И это силы требует немалой, между прочим.

А главное, что он – не хвастунишка

И силу проявляет с пользой только.

И пусть он в маленьких, как говорят, штанишках –

Уж слабым он не выглядит нисколько!

Мораль сей басни такова:

О силе, вы друзья, не спорьте.

И если с телом дружит голова –

Дела полезные творить извольте.

Лиса и заяц

Автор Пискунов Артем,

ученик 5-В класса

Зайчишка по лесу гулял,

Подпрыгивал и песни распевал.

Навстречу вылезла лиса

И путь косому пригродила.

И снова распевая, она ему проговорила:

«Куда ты держишь путь, дружок!

Зашел бы в гости на чаек.

Я угощу тебя печеньем,

А может даже и вареньем».

Подумав, пораздумав, ей заяц говорит:

«Таких как ты весь знает белый свет.

Своим умом и хитростью обманываешь всех.

Как только я зайду к тебе в нору,

Ты сразу съешь меня и я погибну

Поэтому минуты не теряя

Подпрыгнул заяц и сбежал.

Разговором не дивись,

На хитрость не ловись!

Кот и воробей

Автор Кушин Олег, ученик 5-В класса

Однажды осенним днем

Прилетел воробей к рыжему коту.

Воробей присел и начал хлебушек клевать в миске у кота.

Кот, услышав стук в своей любимой миске,

Устремился к непрошеному гостю.

Увидев воробья, он резко встал на лапы и мяукнул строго.

Но не успел он приземлиться, как след пропал от воробья.

И кот в порыве злости пытается догнать его, но тщетно.

Воробышек взлетел уж высоко.

— Вот хитрец ты, воробей! Украл весь корм у бедного кота.

Поэтому все говорят : проявишь наглость – будешь сытым!

infourok.ru

Презентация на тему «Проект учащихся 5 класса «По тропинкам басни»»

Презентация на тему: Проект учащихся 5 класса «По тропинкам басни»

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда:

Проект учащихся 5 класса Андрюхиной Анастасии и Еремина Владимира.

№ слайда 3 Описание слайда:

Руководитель проекта Рябова Марина Сергеевна.

№ слайда 4 Описание слайда:

1. познакомиться с жизнью и творчеством великих баснописцев; 2. сформировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам(аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; 3. стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность; 4. обучить проектной деятельности

№ слайда 5 Описание слайда:

5. пробудить интерес к чтению басен; 6. активизировать творческое начало каждого ребёнка; 7. развивать познавательную активность; 8. формировать умения работать в группах.

№ слайда 6 Описание слайда:

1.Выбор темы. Обсуждение темы проекта с детьми. Составление плана работы. 2. Сбор информации (подборка различных басен) 3. Организация выставки «Рисуем басню». 4. Обсуждение результатов и подготовка презентации. 5. Презентация проекта.

№ слайда 7 Описание слайда:

Эзо п- древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н.э., считавшийся создателем басни. Жан де Лафонте н (1621- 1695) -знаменитый французский баснописец.

№ слайда 8 Описание слайда:

И. И. Хемницер А. П. Сумароков Л. Н. Толстой М. В. Ломоносов И. А. Крылов

№ слайда 9 Описание слайда:

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский

№ слайда 10 Описание слайда:

Крылов – русский баснописец. Родился в 1769г в Москве в семье бедного дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. Был трудолюбивым ребенком. Знал итальянский и французский язык. Любил переводить книги. Когда умер его отец, мама много работала, но денег не хватало, и Ваня поступил на службу в тверской суд. Там он переписывал бумаги, разносил пакеты и много читал, переводил. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке, но И.А.Крылов решил стать писателем. Он писал пьесы для театра и, конечно же, басни. С 1805 года Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни.

№ слайда 11 Описание слайда:

Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Басня изображает героев и события, используя олицетворение: действующими лицами выступают не только люди, но и животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, вещи… Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Мораль басни  — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

№ слайда 12 Описание слайда:

■ Краткий рассказ, часто стихотворный ■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■ Аллегория (иносказание) ■ Сатирическое изображение ■ Герои – чаще животные ■ Диалог ■ Использование просторечной лексики ■ Лаконизм ■ Афористичность языка ■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь ■ Олицетворения

№ слайда 13 Описание слайда:

А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

№ слайда 14 Описание слайда: № слайда 15 Описание слайда:

Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдёт, Хоть видит око, Да зуб неймёт.

№ слайда 16 Описание слайда:

Мартышка тут с досады и печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.

№ слайда 17 Описание слайда:

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, Тихонько Медведя толк ногой: смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа?

№ слайда 18 Описание слайда:

« Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

№ слайда 19 Описание слайда:

«И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!»

№ слайда 20 Описание слайда:

« Соседка , перестань срамиться,- Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?»

№ слайда 21 Описание слайда:

Басня – это… а) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. б) краткое нравоучительное произведение в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль; с) Короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

№ слайда 22 Описание слайда:

ПРАВИЛЬНО!

№ слайда 23 Описание слайда:

НЕПРАВИЛЬНО!

№ слайда 24 Описание слайда:

а) Животных; б) Пороки людей;

№ слайда 25 Описание слайда:

а) Характера героя; б) Главной мысли произведения; с) Темы произведения.

№ слайда 26 Описание слайда:

а) Крылов; б) Эзоп; с) Лафонтен.

№ слайда 27 Описание слайда:

а) «…Так поди же, попляши!» б) «…Избави Бог и нас от этаких судей».  в) «…Слона-то я и не приметил». г) «…Сильнее кошки зверя нет!»

№ слайда 28 Описание слайда:

     а) Случается нередко нам       И труд и мудрость видеть там,       Где стоит только догадаться,       За дело просто взяться. б) Примолвить к речи здесь годится,       Но ничьего не трогая лица,       Что делом, не сведя конца,       Не надобно хвалиться.  в) Свет полон дружбою такою.       Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша,       Что в дружбе все они едва ль не одиноки:       Послушать — кажется, одна у них душа, —       А только кинь им кость, так что твои собаки!   

№ слайда 29 Описание слайда:

а) Слон, овцы, волки.       б) Крестьянин, Дерево, Змея.       в) Мужик, гуси, прохожий.       г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

№ слайда 30 Описание слайда: № слайда 31 Описание слайда: № слайда 32 Описание слайда:

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

№ слайда 33 Описание слайда:

Квартет; Свинья под Дубом; Лисица и Виноград; Волк на Псарне; Волк и Ягнёнок; Кот и Повар. Стрекоза и Муравей; Ворона и Лисица; Слон и Моська; Мартышка и Очки;

№ слайда 34 Описание слайда: № слайда 35 Описание слайда:

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты — Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный проект принесет пользу.

№ слайда 36 Описание слайда:

выразительно читать, грамотно и образно выражать свои мысли, создавать иллюстрации к басням, научились работать с материалами, бережно относится к творчеству друг друга, работать в группе.

№ слайда 37 Описание слайда:

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят. Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.

№ слайда 38 Описание слайда:

Андрюхина Анастасия и Еремин Владимир . Наши помощники:

№ слайда 39 Описание слайда:

Эзоп. Заповеди. Басни. Описания / перевод М. Л. Гаспарова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999; Классическая басня / сост., подг. текста, прим. М. Л. Гаспарова и И. Ю. Подгацкого. — M.: Московский рабочий, 1981. — С. 4—41. Классическая басня / сост., подг. текста, прим. М. Л. Гаспарова и И. Ю. Подгацкого. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 117—145. Биография И.А.Крылова; Самые любимые басни; Интернет.

№ слайда 40 Описание слайда:

ppt4web.ru

Самые известные баснописцы

Басня – древнейший жанр литературы, берущий начало еще в Древней Греции. В ее основе лежит нравоучительная история, содержащая мораль либо в тексте самого произведения, либо в отдельной его части. Традиционно этот жанр имеет небольшой объем и пишется в стихотворной форме. В качестве главных героев известные баснописцы чаще всего выбирают животных, воплощающих в себе пороки как отдельной личности, так и общества в целом.

Развитие жанра

Предполагается, что басня возникла в Древней Греции. Первыми ее авторами называют Стесихора и Гесиода. Однако наибольшей известности достиг Эзоп, чьи произведения впоследствии использовали известные баснописцы в качестве основы для создания произведений этого жанра. Меньшей популярностью пользовались Деметрий Фалерский (300 год до н. э.) и Бабрий (2-й век н. э.).

Со времен средневековья и до 19-го века басни писали Жан де Лафонтен, живший во Франции в 17-и веке, немецкий поэт Геллерт. В 18-19-м веках этот жанр приобретает большую популярность в русской литературе. Наибольшей известности здесь добились А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев и, конечно же, И. А. Крылов.

Эзоп – известный древнегреческий баснописец

Это довольно известная и между тем таинственная личность. Предполагается, что Эзоп жил в 6-м веке до н. э. в одном из городов Фракии или Фригии.

Главный источник сведений о баснописце – легенды, так как до сих доподлинно не известно, существовал ли такой человек на самом деле. Ему приписывают создание небольших увлекательных историй в прозе, из которых вытекал нравоучительный смысл. В основном они были направлены против знати, что требовало особого, завуалированного содержания. Героями стали условные животные, говорившие на простом языке. Отсюда крылатое выражение «эзопов язык», активно использующееся и в наше время в значении «иносказание».

Интерес к сюжетам басен Эзопа существовал всегда. Его последователи Федр, Флавий Авиан делали переложение текстов на латинский язык. Многие самые известные баснописцы разных времен использовали их в качестве основы для создания собственных произведений. Отсюда довольно знакомые и похожие сюжеты в текстах разных авторов. Вот один из примеров басни Эзопа: волк увидел пастухов, обедавших овцой, подошел и сказал, обращаясь к ним: «А сколько было бы шума, если бы это делал я».

Творчество Жана де Лафонтена

История современной басни начинается с творчества французского баснописца, жившего в 1621-1695 годах.

Его детство прошло рядом с природой, так как отец служил по лесному ведомству. К должности, переданной от родителя, Лафонтен отнесся несерьезно и вскоре оказался в Париже, где и прожил всю жизнь, добившись, к слову, большой известности. Перед ним были открыты двери практически всех столичных салонов, за исключением королевского дворца: там не любили вольного и легкомысленного поэта, не принимающего никаких обязательств.

Главную известность поэту приносят 6 книг под единым названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном». Они отличались очень хорошим, образным языком, разнообразными поэтическими формами и особым ритмом. В содержании органично переплетались интереснейшие философские размышления и лирические отступления. Герои Лафонтена обычно добивались успеха благодаря своей ловкости и умению пользоваться ситуацией.

Жанр басни в русской литературе

Интерес к творчеству Эзопа, а затем и Лафонтена наблюдался во многих странах, в том числе и в России. Еще в 17-м веке были известны басни Стефанита и Ихнилата. Однако наибольшей популярности этот жанр достигает только после Петровской эпохи, когда в литературе появляются по-настоящему известные баснописцы. Русские подражательные произведения этого жанра постепенно сменяются оригинальными.

Первыми здесь стали А. Кантемир, написавший 6 басен в духе Эзопа, и В. Тредиаковский, занимавшийся переработкой произведений древнегреческого поэта.

Известные баснописцы А. Сумароков, И. Хемницер, И. Дмитриев

Следующий серьезный шаг сделал А. Сумароков: в его творческом наследии 334 басни, большинство из которых уже самостоятельные произведения. Это небольшие живые сценки, написанные вольным стихом и несколько грубоватым языком. По утверждению автора, этого требовал низкий штиль, к которому относились басни. Сами произведения очень напоминали натуралистическую сценку из обыденной жизни, да и сюжет происходил из фольклора, что также придавало произведениям народный характер. Сам Сумароков часто называл их баснями-притчами, что уже определяет авторский замысел.

Во второй половине 18-го века вышел сборник «Басни и сказки N.N. в стихах», особенностью произведений которого стало сочетание черт классицизма и сентиментализма. Имя автора — И. И. Хемницера стало известно широкому читателю лишь спустя два десятилетия, когда книгу переиздали после смерти поэта. Основные черты его басен хорошо выражаются в эпиграфе ко второму сборнику: «В природе, в простоте он истину искал…» Для поэта важнее были точность и логическое выражение мысли, что ограничивало его в выборе выразительных средств. Многие отмечали, что, в отличие от Сумарокова с его «мужицким» разговором, язык Хемницера больше походил на дворянскую речь, более сглаженную и изящную.

Замыкает этот ряд баснописцев И. Дмитриев, который был очень дружен с Карамзиным. Это наложило отпечаток на его творчество. Язык Дмитриева отличается особой легкостью, плавностью и хорошим вкусом, а герои-животные изъясняются остроумно и вместе с тем мило. Не случайно его называли реформатором в области поэтического языка и основоположником салонной басни.

В русской литературной критике сохранилось мнение, что эти известные баснописцы сумели реформировать язык произведений этого жанра и заложили основы для формирования творчества другого известного поэта.

Великий И. А. Крылов

Этот известный нам с детства поэт начинал с переводов любимого им Лафонтена в 1805 году, а затем еще 6 лет пробовал силы в разных жанрах.

Признание Крылова как баснописца произошло в 1811 году, в течение которого было написано 18 басен, причем 15 из них были оригинальными. Яркий и меткий образный язык, привлекательные и зачастую неожиданные образы, практически все ставшие нарицательными, моментальные отзывы на самые актуальные общественно-политические события – это самые существенные черты басен И. Крылова. Его произведения воплотили в себе мудрость и самобытность народа и заложили основы реализма. Творческое наследие И. Крылова включает 340 басен, изданных в 9 сборниках. Еще при жизни поэта его книги были переведены на итальянский, немецкий, английский, французский языки.

Так получилось, что известный русский баснописец И. А. Крылов сыграл ведущую роль в развитии этого жанра во всей мировой литературе. Лучше и больше него уже никто сказать не мог.

fb.ru

Басни 5 класс — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Самые известные баснописцы

Басня – древнейший жанр литературы, берущий начало еще в Древней Греции. В ее основе лежит нравоучительная история, содержащая мораль либо в тексте самого произведения, либо в отдельной его части. Традиционно этот жанр имеет небольшой объем и пишется в стихотворной форме. В качестве главных героев известные баснописцы чаще всего выбирают животных, воплощающих в себе пороки как отдельной личности, так и общества в целом.

Развитие жанра

Предполагается, что басня возникла в Древней Греции. Первыми ее авторами называют Стесихора и Гесиода. Однако наибольшей известности достиг Эзоп, чьи произведения впоследствии использовали известные баснописцы в качестве основы для создания произведений этого жанра. Меньшей популярностью пользовались Деметрий Фалерский (300 год до н. э.) и Бабрий (2-й век н. э.).

Со времен средневековья и до 19-го века басни писали Жан де Лафонтен, живший во Франции в 17-и веке, немецкий поэт Геллерт. В 18-19-м веках этот жанр приобретает большую популярность в русской литературе. Наибольшей известности здесь добились А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев и, конечно же, И. А. Крылов.

Эзоп – известный древнегреческий баснописец

Это довольно известная и между тем таинственная личность. Предполагается, что Эзоп жил в 6-м веке до н. э. в одном из городов Фракии или Фригии.

Главный источник сведений о баснописце – легенды, так как до сих доподлинно не известно, существовал ли такой человек на самом деле. Ему приписывают создание небольших увлекательных историй в прозе, из которых вытекал нравоучительный смысл. В основном они были направлены против знати, что требовало особого, завуалированного содержания. Героями стали условные животные, говорившие на простом языке. Отсюда крылатое выражение «эзопов язык», активно использующееся и в наше время в значении «иносказание».

Интерес к сюжетам басен Эзопа существовал всегда. Его последователи Федр, Флавий Авиан делали переложение текстов на латинский язык. Многие самые известные баснописцы разных времен использовали их в качестве основы для создания собственных произведений. Отсюда довольно знакомые и похожие сюжеты в текстах разных авторов. Вот один из примеров басни Эзопа: волк увидел пастухов, обедавших овцой, подошел и сказал, обращаясь к ним: «А сколько было бы шума, если бы это делал я».

Творчество Жана де Лафонтена

История современной басни начинается с творчества французского баснописца, жившего в 1621-1695 годах.

Его детство прошло рядом с природой, так как отец служил по лесному ведомству. К должности, переданной от родителя, Лафонтен отнесся несерьезно и вскоре оказался в Париже, где и прожил всю жизнь, добившись, к слову, большой известности. Перед ним были открыты двери практически всех столичных салонов, за исключением королевского дворца: там не любили вольного и легкомысленного поэта, не принимающего никаких обязательств.

Главную известность поэту приносят 6 книг под единым названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном». Они отличались очень хорошим, образным языком, разнообразными поэтическими формами и особым ритмом. В содержании органично переплетались интереснейшие философские размышления и лирические отступления. Герои Лафонтена обычно добивались успеха благодаря своей ловкости и умению пользоваться ситуацией.

Жанр басни в русской литературе

Интерес к творчеству Эзопа, а затем и Лафонтена наблюдался во многих странах, в том числе и в России. Еще в 17-м веке были известны басни Стефанита и Ихнилата. Однако наибольшей популярности этот жанр достигает только после Петровской эпохи, когда в литературе появляются по-настоящему известные баснописцы. Русские подражательные произведения этого жанра постепенно сменяются оригинальными.

Первыми здесь стали А. Кантемир, написавший 6 басен в духе Эзопа, и В. Тредиаковский, занимавшийся переработкой произведений древнегреческого поэта.

Известные баснописцы А. Сумароков, И. Хемницер, И. Дмитриев

Следующий серьезный шаг сделал А. Сумароков: в его творческом наследии 334 басни, большинство из которых уже самостоятельные произведения. Это небольшие живые сценки, написанные вольным стихом и несколько грубоватым языком. По утверждению автора, этого требовал низкий штиль, к которому относились басни. Сами произведения очень напоминали натуралистическую сценку из обыденной жизни, да и сюжет происходил из фольклора, что также придавало произведениям народный характер. Сам Сумароков часто называл их баснями-притчами, что уже определяет авторский замысел.

Во второй половине 18-го века вышел сборник «Басни и сказки N.N. в стихах», особенностью произведений которого стало сочетание черт классицизма и сентиментализма. Имя автора — И. И. Хемницера стало известно широкому читателю лишь спустя два десятилетия, когда книгу переиздали после смерти поэта. Основные черты его басен хорошо выражаются в эпиграфе ко второму сборнику: «В природе, в простоте он истину искал…» Для поэта важнее были точность и логическое выражение мысли, что ограничивало его в выборе выразительных средств. Многие отмечали, что, в отличие от Сумарокова с его «мужицким» разговором, язык Хемницера больше походил на дворянскую речь, более сглаженную и изящную.

Замыкает этот ряд баснописцев И. Дмитриев, который был очень дружен с Карамзиным. Это наложило отпечаток на его творчество. Язык Дмитриева отличается особой легкостью, плавностью и хорошим вкусом, а герои-животные изъясняются остроумно и вместе с тем мило. Не случайно его называли реформатором в области поэтического языка и основоположником салонной басни.

В русской литературной критике сохранилось мнение, что эти известные баснописцы сумели реформировать язык произведений этого жанра и заложили основы для формирования творчества другого известного поэта.

subscribe.ru

Проект «Русский баснописец — И.А.Крылов.

Паспорт проектной работы

  1. Тема творческого проекта: «Русский баснописец – И.А. Крылов».

  2. Учебный предмет: литературное чтение.

  3. Состав проектной группы: ученики 4 класса «А».

  4. Руководитель проекта: Михалькова Ирина Александровна.

  5. Основная цель проекта: активизация знаний детей о творчестве великого русского баснописца И.А. Крылова.

  6. Задачи проекта:

— расширить знания детей о баснях И.А. Крылова, продолжать учить детей извлекать мораль из прочитанных басен;

— воспитывать интерес к чтению и чувство гордости за великого русского баснописца И.А. Крылова;

— развивать творческие способности и умение работать в команде.

7. План работы:

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный:

изучение темы на уроке;

выбор творческого названия проекта;

распределение в группах:

1 группа – сбор материала о творчестве И.А. Крылова

2 группа – иллюстрирование басен

3 группа – составление вопросов к викторине о баснях, кроссворда

обсуждение плана работы над проектом.

  1. Основной:

  1. Аннотация.

Проект по литературному чтению для учащихся 4-го класса «Русский баснописец — И.А. Крылов» проводится в ходе изучения раздела «Произведения русских баснописцев». Данный материал является обязательным для изучения. В ходе выполнения проекта ученики учатся выбирать из большого потока нужную информацию, анализировать, рассуждать, обобщать и систематизировать изученный материал.

  1. Продукт творческого проекта: иллюстрации к басням и викторина.

  2. Подведение итогов проекта: выступление каждой из групп.

  1. «библиотекари»

  2. «оформители»

  3. «почемучки»

Критерии оценки проекта:

  • активность каждого из участников проекта

  • эстетичность оформления

  • соблюдение временных рамок

  • качество и объём подобранного материала.

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

В Петербургском Летнем саду сидит, глубоко задумавшись о чём-то, бронзовый Иван Андреевич Крылов в окружении зверей – героев своих басен. О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё нелёгкое детство?..

Родился будущий знаменитый писатель в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Десять лет было мальчику, когда отец умер. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. «Чистой» литературой писатель никогда не занимался: приехав в Петербург, он стал сначала журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями.

Что такое басня? Это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. В басне обязательно должно быть поучение, совет или насмешка над дурным поступком. В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери, но ведут себя по-человечьи – спорят, ссорятся, мирятся…

Всего Крылов написал более 200 басен, объединённых им в девять книг.

Крылов был одним из первых русских писателей, в произведениях которого впервые зазвучала подлинно народная речь.

Басни Крылова очень легко запомнить – такие они ясные и складные. А многие фразы просто стали крылатыми словами. «Ларчик просто открывался», «кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест», — говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова.

Александру Сергеевичу Пушкину, великому русскому поэту, современнику баснописца, очень нравилось крыловское «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Многие поколения детей зовут писателя «дедушкой Крыловым», любят и знают наизусть его басни. Басни Крылова стали книгой мудрости самого народа.

Викторина «Лучший книгочей»

  1. Из каких басен эти отрывки?

а) Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом. (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».)

б) Но это только в поученье

Ей муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал. (И.И. Хемницер «Стрекоза».)

в) «Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что не знаком

Ты с нашим петухом:

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился». (И.А. Крылов «Осёл и Соловей».)

  1. Из какой басни мораль?

К несчастью, то ж бывает у людей.

Как не полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит. (И.А. Крылов «Мартышка и очки».)

  1. Как называется нравоучение в басне?

а) присказка г) рассказ

б) вступление д) заключение

в) мораль

4. Кто написал басню «Муха»?

а) И.И. Хемницер г) А.Е. Измайлов

б) Эзоп д) И.И. Дмитриев

в) И.А. Крылов

5. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»?

а) И.И. Хемницер г) И.И. Дмитриев

б) Л.Н. Толстой д) И.А. Крылов

в) А.Е. Измайлов

6. Выберите названия басен И. И. Хемницера.

а) «Стрекоза и Муравей» г) «Кукушка»

б) «Друзья» д) «Стрекоза»

в) «Муха»

7. Кто автор басни «Осёл и Соловей»?

а) Л.Н. Толстой г) И.А. Крылов

б) А.С. Пушкин д) А.Е. Измайлов

в) И.И. Хемницер

8. Как называется иносказание в басне?

а) присказка г) закон

б) аллегория д) мораль

в) правило

Кроссворд «Знаток басен И.А. Крылова»

9

1

л

и

с

и

ц

а

м

а

р

т

ы

ш

к

а

3

м

у

р

а

в

е

й

4

л

е

б

е

д

ь

5

р

а

к

6

м

о

с

ь

к

а

7

з

е

р

к

а

л

о

8

к

в

а

р

т

е

т

  1. Расхваливая ворону, завладела сыром.

  2. К старости слаба глазами стала, поэтому решила завести очки.

  3. К нему за помощью обратилась Стрекоза.

  4. …, Щука и Рак.

  5. Он пятился назад.

  6. Ай, … ! Знать она сильна, что лает на Слона!

  7. Обезьяна смотрелась в него не понимая, что видит в нём своё отражение.

  8. Четвёрка музыкантов.

  9. Она пропела всё лето.

Иллюстрирование басен учащимися

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *