Проект на тему басни крылова 5 класс – Проект по литературе «Басни Ивана Андреевича Крылова» 5 класс скачать
Проект по литературе (5 класс) на тему: Проект «Басни И.А.Крылова
Цели и задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в начальной школе;
- углубить знания о жанре басни;
- стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность пятиклассников;
- обучение проектной деятельности;
- формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет;
- развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
- развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;
- формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
- воспитывать доброту, честность, справедливость.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Используемые образовательные технологии: учебное проектирование (проект электронного пособия «Избранные басни И.А. Крылова»). Приложение 1.
Тип проекта: информационный.
Ход урока
- Организационный момент. Объявление целей урока.
Учитель: В 2015году 15 февраля исполняется 246лет со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца. К юбилейной дате мы подготовили электронное пособие «Избранные басни И.А. Крылова», материалы которого можно использовать как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Над созданием электронного пособия работали: группы «Биографы», «Теоретики-лингвисты», «Критики-актеры», «Художники». Сегодня они готовы представить и защитить свой проект.
- Актуализация знаний. Представление проекта-презентации.
Учитель: Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».
(Группа представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова).
Ученик: Начнем с портрета. Художник К.Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.
Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, на котором ему вручили звезду ордена Святого Станислава.
О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».
И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (Презентация слайдов группой «теоретиков-лингвистов»).
Ученик: Эзоп — родоначальник басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века, был рабом и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, согласно которой Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу. Приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!» — говорит у Аристофана одно действующее лицо.
Ученик: В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Он понимал людей и природу, воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами. Красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства придают его басням особую выразительность. (Чтение басен пятиклассниками).
Учитель: В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер.
Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»).
«Теоретики-лингвисты»: Мы нашли высказывание Н.В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например:
- «А Васька слушает да ест». Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
- «А воз и ныне там». Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» — опять вы не подготовились.
- «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?.
Представление басни И.А. Крылова «Волк на псарне». (Группа «критиков-актеров» читает басню по ролям и объясняет ее смысл).
Вопросы и задания
- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями 1812 года?
- Как автор относится к Волку? Согласен ли он с решением Ловчего?
- Подготовьте чтение басни по ролям. Постарайтесь передать свое отношение к Волку и Ловчему.
В басне «Волк на псарне» выражено патриотическое чувство, готовность народа бороться с напавшим на родину врагом. Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. В описании псарни передана картина общенародного движения, борьбы с врагом. В то же время автор показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает он мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего — Кутузова полон достоинства и мужества.
В работу включаются «лингвисты». Объясните слова и выражения, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне:
- попал на псарню
- поднялся двор
- и вмиг ворота на запор
- ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть
- пустился в переговоры
- уставим общий лад
- не делать мировой
- выпустить на Волка гончих стаю
«Свинья под Дубом». (Инсценирование басни и объяснение ее морали «критиками-актерами»).
Вопросы и задания:
— Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
— Какой вам представляется Свинья?
— В каких строчках заключена мораль басни?
— Создайте свои иллюстрации к басне.
В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.
Инсценирование басни «Ворона и Лисица».
Вопросы и задания:
— Сравните басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.
— Что общего и чем различаются басни?
— В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?
— Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?
— Чья басня кажется вам более выразительной?
— В каких строчках заключена мораль басни? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает?
— Посмотрите мультфильм по басне. Удалось ли художникам-мультипликаторам передать хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны?
— Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.
В этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.
Учитель: Басни Крылова иллюстрировали многие художники. В пособии использованы иллюстрации Г.Куприянова, А.Лаптева, М.Алексеева, Е.Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. (Художники защищают свои рисунки).
- «Своя игра». Приложение 2.
Вопросы для игры:
Термины.
- Дайте определение басни как жанра литературы.
- Дайте определение аллегории.
- Что такое мораль басни?
- Что такое «эзопов язык»?
Узнай басню по иллюстрации.
Узнай басню по морали:
- «У сильного всегда бессильный виноват…»
- «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад». - «Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк». - «Избави, бог, и нас от этаких судей».
Чьи слова?
- «Эх, эх!.. Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки». - «Стой, братцы, стой!.. Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»
«Вот друга я люблю!.. Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!». - «Ты шутишь!.. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!».
Правила игры.
Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из четырех блоков: в каждом блоке по четыре задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Команда определяет лучшего знатока басен И.А. Крылова. Успехов вам!
- Итог урока. Чему учат басни Крылова?
Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный проект электронного пособия принесет пользу и младшим школьникам.
Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе мы встретимся с ним вновь, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца.
Приложение 1
Приложение 2
Использованные материалы
- Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2004.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 класс
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.
Интернет-ресурсы:
- http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru, http://window.edu.ru
- http://kostyor.ru
- Мультфильм по басне «Ворона и Лисица».
- Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1
nsportal.ru
Проект по литературе (5 класс) на тему: Исследовательская работа на тему «Секрет популярности басен И.А.Крылова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Секрет популярности басен И. А.Крылова
исследовательская работа
Выполнили: Габор Вера Андреевна, Денисов Даниил Сергеевич, обучающиеся 5 «В» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Руководитель: Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Бутурлиновская СОШ |
Бутурлиновка 2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………..……… 3
Основная часть…………………………………………….…………………….. 5
Посещение начальной школы……………………………………………………6
Классификация цитат……………………………………………………………..7
Словарь пословиц…………………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………..8
Список литературы……….……………………………………………………….9
Приложение………………………………………………………………………10
Введение
Мир литературы сложный, многогранный и интересный. У каждого из нас, наверное, есть свои предпочтения. Какой-то писатель нравится больше, какой-то меньше.
Басни И. А.Крылова знакомы каждому читателю нашей необъятной страны, причем ещё с дошкольного возраста мы знакомы с его баснями, а затем «проходим» их в школе. Цитаты и афоризмы басен И. А.Крылова известны всем, почему басни великого писателя пользуются такой популярностью, являясь частью нашей жизни. Я сама много читаю и знаю наизусть многие басни Крылова, их любят и в нашей семье, а все ли тка же, как и я знают басни Крылова, в чем заключается секрет популярности его произведений? Это и есть тема моей исследовательской работы.
Актуальность темы заключается в том, что мне часто приходится слышать известные цитаты и с экранов телевидения, и в устной речи моих ровесников и знакомых тоже проскальзывают афоризмы мастера.
Проблема: какие афоризмы из басен Крылова стали частью нашего языка.
Объект исследования: басни А. И.Крылова.
Предмет исследования: афоризмы из басен А. И.Крылова.
Цель: выявление особенностей афоризмов из басен И.А.Крылова; выявление уровня распространенности афоризмов.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— выяснить, что такое басня;
— провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснения, насколько популярен жанр басни и каких известных баснописцев они знают;
— обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни во все времена»;
— составить словарик афоризмов цитат А.И.Крылова
При выполнении работы для решения данных задач использовались следующие методы:
— теоретические: изучение и анализ источников информации;
— эмпирические: проведение интервью, анкетирование.
Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Этапы работы:
— работа со словарями;
— проведение анкетирования;
— посещение начальной школы с программой по басням А.И.Крылова
— работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами;
— обобщение, выводы.
1 Основная часть
1.1 Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня?
Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.
1.2 Работа со словарями
1) Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
2) Вымысел, выдумка.
В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.
Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или другие предметы.
1.3 Проведение интервью и анкетирования. Результаты
Чтобы выяснить, насколько популярны басни И. А.Крылова, мы провели анкетирование. Для этого были предложены следующие вопросы:
1Любите ли Вы басни?
1 Каких баснописцев Вы знаете: Крылова И.А., С.Михалкова, Эзопа?
2 Назовите самые популярные цитаты из басен
3 Закончите цитаты А.Крылова….
4Определите название Басни по отрывку
4 Как Вы думаете, пишут ли басни в настоящее время?
В опросе принимали участие обучающиеся нашей школы 5-7-х классов, учителя и взрослые родственники.
Басни любят читать и дети, и взрослые. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас хорошему».
Опрос среди детей и взрослых показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.
А самые популярные басни как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».
Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут, но есть и те, которые сомневаются.
Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни А.И. Крылова любят и помнят, большинство знает басни наизусть или помнит самые яркие афоризмы.
Посещение начальной школы с программой по басням А.И.Крылова
После изучения басен А.И. Крылова в 5 классе мы провели конкурс на лучшую инсценировку его произведений. Класс был разбит на 3 группы, каждая из которых готовила свой проект. Для выступления необходимо было подготовить костюмы, выразительное чтение своей роли, защиту, с которой выступали перед группой экспертов. Среди 3-х групп наша была выбрана для выступления перед начальной школой. Мы тщательно репетировали басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», подготовили самодельные книжки собственного сочинения, разработали вопросы викторины для начальных классов, подобрали несколько интересных конкурсов по басням И.А.Крылова для группы продленного дня, включая разукрашивание иллюстраций.
Мероприятие прошло в теплой и дружеской атмосфере, дети от души нам аплодировали и приглашали нас ещё к себе в гости. Таким образом мы не только закрепили раздел литературы, включающий изучение басен И.Крылова, но и углубили свои знания по этому разделу и поделились своим небольшим опытом с учениками начальных классов.
Классификация цитат И.Крылова по темам
По словарю крылатых выражений мы выяснили, что существует множество афоризмов, автором которых является И.А.Крылов. Это те афоризмы, которые пришли в нашу речь и стали неотъемлемой частью нашей жизни, порой трудно определить, кому они принадлежат: взял ли их Крылов у народа или народ у Крылова. Это говорит о том, что цитаты «прижились», «срослись с народной речью.
Я выделила следующие темы: «Человек не на своем месте», «О лести», «О труде», «О хвастовстве», «О глупости», «О жадности»,
«О несправедливости». (Приложение 4).
На основании такой разнообразной тематики я понимаю секрет популярности цитат И.Крылова. Он высмеивал человеческие пороки и давал советы по их устранению. Это было, остается и есть самой злободневной темой.
Словарь пословиц, поговорок, афоризмов
Благодаря опросу, проведенному среди обучающихся 5-7-х классов нашей школы, я составил словарь пословиц, поговорок и афоризмов, куда вошли самые популярные изречения. В этот словарь вошло 60 цитат, я их распределил по алфавиту. (Приложение 5)
Заключение
Не стареют басни Крылова! И как важно, чтобы с раннего возраста дети впитывали эту народную мудрость, копили его крылатые строки на все случаи жизни, так как Иван Андреевич сумел, кажется, объять все стороны человеческого характера. И копили не только для красного словца, что тоже очень неплохо, но и чаще взглядывали на себя со стороны.
Список литературы
- И. А. Крылов. Избранные сочинения. — М., «Детская литература», 2013.
- И. А. Крылов. Басни. — М., «Эллис Лак», 2013.
- Степанов Н. Л. И. А. Крылов. Жизнь и творчество. — М., Гослитиздат, 2008.
- Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М., «Kнигa», 2014
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Классификация цитат И.Крылова по темам
Человек не на своем месте.
* — А вы, друзья, как ни садитесь…
* — Беда, коль пироги начнет
Тачать сапожник…
* — Если голова пуста, то голове
Ума не придадут места.
* — Они немножечко дерут,
Зато уж в рот хмельного не берут.
* — По мне уж лучше лей,
Да дело разумей.
О лести.
* — Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он Кукушку.
* — От радости в зобу дыханье сперло…
О труде.
* — А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть.
* — Без труда не выловишь рыбку из пруда.
О хвастает.
* — Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
О глупости.
* — Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
О жадности.
* — …мне за песни и за сон,
Не надобен и миллион».
* — «Почти у всех во всем один расчет:
Кого кто лучше проведет, И кто кого хитрей обманет.»
О несправедливости
* — Что пользы нет большой тому знать птичий быт.
Кого зверьми владеть поставила природа…
* — У сильного всегда бессильный виноват…
— А вы друзья как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
* — Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
* — На что и время тратить нам!
На младших не найдешь себе управы там,
Где делятся они со старшим пополам.
Приложение 5
Словарь пословиц, поговорок, афоризмов.
А
1. «А Васька слушает да ест» ( «Кот и Повар») Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по-своему.
2. « А воз и ныне там» ( «Лебедь, Рак и Щука») Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.
3. «А ларчик просто открывался» ( «Ларчик») Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.
4. « А вы, друзья, как ни садитесь
… Все в музыканты не годитесь» ( «Квартет») Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.
5.« А только кинь им кость, так что твои собаки!» ( «Собачья дружба») употребляется в случаях мнимой дружбы.
6. « Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!» ( «Слон и Моська») Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком-либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
7. « А где пастух дурак, там и собаки дуры». («Волк и Волчонок») Если плох руководитель, глуп, то и подчинённые у него такие же.
8. « А вору дай хоть миллион —
Он воровать не перестанет» ( «Крестьянин и Лисица»)
Б
9. « Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник» ( «Щука и Кот») Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим делом.
10. «Без драки попасть в большие забияки» ( «Слон и Моська») Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.
11. « Без труда не выловишь рыбку из пруда» ( не приложив труда, терпения, ничего не сможешь сделать)
12. « Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги:
Так слишком на свою ты силу не надейся!» ( «Лев и Комар»)
13. « Беда б не велика сначала, когда бы руки приложить…» ( «Мельник») ( если вовремя всё делать, то не будет больших бед)
В
14. «В семье не без урода» («Слон на воеводстве») Употребляется по отношению к какому-либо члену коллектива, выделяющемуся своими отрицательными чертами характера, манерой поведения.
15. « Вперед чужой беде не смейся, Голубок» ( «Чиж и Голубь»)
« Великий зверь на малые дела» ( «Воспитание Льва») Намёк на того, кто почитается учителем, но сам мало знает.
Д
16. « Демьянова уха» ( «Демьянова уха») Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое.
17. Дразнить гусей («Дразнить гусей») Стараясь не задеть кого-либо, не вызвать раздражение.
18. «Да наши предки Рим спасли!» ( «Гуси») Указывает на прошлые подвиги и заслуги.
Е
19. « Если голова пуста, то голове ума не придадут места» («Парнас») Употребляется по отношению к глупому человеку.
З
20. « Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
21. Полают да отстанут» ( « Прохожие и собаки») употребляется в том случае, когда не надо обращать внимание на сплетни и склоки.
И
22. « Из дальних странствий возвратясь» («Лжец») Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия.
23. « Избави, бог, и нас от этаких судей» ( «Осёл и Соловей) Употребляется по отношению к невежественному человеку, высказывающемуся о вещах, в которых он мало разбирается.
24. « И с той поры к Демьяну ни ногой» ( «Демьянова уха») Имеется в виду, что больше в этот дом человек не придёт никогда.
25. « Имеет дар одно худое видеть» ( «Свинья») Говорят о том, кто видит только плохое у других.
К
26. «Как белка в колесе» ( « Белка») Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах (иногда без видимого результата).
27. «Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он Кукушку» ( « Петух и Кукушка») Употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга.
28 . « Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он» ( «Слон на воеводстве») Говорят о людях, которые имеют власть, но не имеют образования, не приносят пользу обществу.
29 . «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука» ( « Квартет»)
30. « Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла» ( «Разборчивая невеста») Употребляется в том случае, когда уже некуда деваться и необходимо хоть из чего-то выбирать.
31. « Как много у людей затей,
Которые ещё опасней и глупей!» ( «Механик»)
32. « Когда почтен быть хочешь у людей,
С разбором заводи знакомства и друзей!» ( «Крестьянин и Змея») Нужно с умом выбирать друзей.
33. « Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» ( « Две собаки») употребляется в случае, когда хотят сказать о лицемерии человека, подхалимстве.
34. « Коль выгонят в окно, так я влечу в другое» ( « Муха и Пчела») Так говорят о людях, у которых нет чувства стыда.
Л
35. « Лебедь рвется в облака
Рак тащится назад…» («Лебедь, Щука и Рак») Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.
М
36. «Мартышка к старости слаба глазами стала» ( «Мартышка и Очки») употребляется в случае, когда человек испытывает какое-то недомогание, нездоровье.
37. «…мне за песни и за сон,
Не надобен и миллион». ( « Откупщик и Сапожник»)
38. « Мартышкин труд» ( «Обезьяна») . Бесполезный труд, напрасные страдания
Н
39. « Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются» ( «Заяц на ловле»)
40. «Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье» ( « Свинья под дубом»)
41. « Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага» ( «Пустынник и Медведь») говорят о тупости и глупости человека.
42. « Недаром говорится, что дело мастера боится».( « Щука и Кот») употребляется в случае, когда хотят похвалить какого-то человека за хорошую работу.
43. «Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его» ( «Орёл и Крот») Необходимо прислушиваться к советам бывалых людей.
44. «Не плюй в колодезь, пригодится воды напиться» ( « Лев и Мышь») Употребляется в том случае, когда надо подумать, прежде чем сделать что-то плохое человеку.
О
45. « От радости в зобу дыханье спёрло» ( « Ворона и Лисица») От радости захватывает дух.
П
46 . « Попался, как ворона в суп!» ( «Ворона и Курица») Говорят, если человек попал впросак
47. « Пой лучше хорошо щеглёнком,
Чем дурно соловьём» ( «Скворец») Каждый должен делать то, что он хорошо умеет делать)
Р
48. «Рыльце в пуху» ( «Лисица и Сурок») Употребляется по отношению к человеку, причастному к чему-то.
С
49 . «Спой, светик, не стыдись!» ( «Ворона и Лисица») Употребляется с иронией, когда хотят над человеком посмеяться.
50. « Слона-то я и не приметил» ( «Любопытный») Не заметить самого главного, важного.
51.» Скупой теряет всё, желая всё достать» Говорится о скупости человека, жадности.
52. «Сильнее кошки зверя нет!» ( «Мышь и Крыса») В значении « у страха глаза велики»
53. « С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой» ( «Волк на псарне»)
Т
54. « Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!» ( «Стрекоза и Муравей») употребляется в качестве упрёка беззаботному человеку.
55. «Тришкин кафтан» ( «Тришкин кафтан») Когда хотят сказать о бедности человека
У
56. « У сильного всегда бессильный виноват…» ( «Волк и Ягнёнок») в значении того, что физически сильный человек чувствует свою власть над слабым.
Х
57. « Хоть видит око, Да зуб неймет» ( «Лисица и Виноград») Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному.
Ч
58. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» («Зеркало и Обезьяна») Употребляется иронически в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого.
59 . «Чтоб музыкантом быть,
Так надобно уменье
И уши ваших понежней…»( «Квартет») употребляется в том случае, когда хотят сказать: чтобы чему-то научиться, надо иметь желание, терпение, талант.
60. « Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» ( «Воронёнок») наказывают мелких воров, а крупным ворам всё прощается.
nsportal.ru
Проект по теме: «Басни И.А.Крылова»
Проект
на тему:
«Басни И.А.Крылова»
ученика 5 «Д» класса
МБОУСШ № 37
Г. Липецка
Дуденкова Степана
Оглавление
1. Введение.
2. Биография И.А. Крылова.
3. Особенности басни как литературного жанра.
3.1. Понятие.
3.2. Основные признаки басни.
4. Иллюстрации.
5. Басня «Ворона и лисица». Анализ.
6. Викторина.
7. Заключение.
8. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
«Мораль сей басни такова…», «Соловья баснями не кормят» – эти выражения нам всем не только хорошо известны, но и понятны. Причина ясна: с баснями мы знакомы с самого раннего детства. По популярности этот жанр на одном уровне разве что со сказками.
Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера.
Детство в биографии Крылова
Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец — Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами.
Юность в биографии Крылова
Мать Крылова не сумела добиться пенсии после смерти мужа, поэтому в 1782 году приняла решение переехать в Петербург и хлопотать о пенсии там. Переезд дал Ивану возможность заниматься литературным трудом. С 1786 по 1788 год Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Бешеная семья», «Проказники». Благодаря этим произведениям имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах Петербурга.
В 1789, в типографии И.Г. Рахманинова и при его финансировании , Крылов начинает издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта Духов
В 1792 году Крылов совместно с друзьями открывает типографию и начинает выпускать новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики.
В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель «сильных» мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова1812-1841 — работает в Публичной библиотеке.
9 ноября в 1844 году в возрасте 75 лет Крылов умер и был похоронен в Петербурге.
Басня – это короткий рассказ в стихах поучительного характера, в которой действуют животные и растения, а подразумеваются люди. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, жадность, лень.
Основные признаки басни:
Краткий рассказ, чаще в стихах.
- 2 части: основная повествование и мораль.
Иносказание.
Сатирическое изображение.
Герои – чаще животные.
Диалог.
Особый басенный стих (строчки разной длины).
Это неполный список из наиболее известных бесен.
ВОРОНА И ЛИСИЦА. Басня Крылова.
Басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» была создана не позднее конца 1807 года, а напечатана впервые в журнале «Драматический вестник» в 1908 году.
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
«Бог послал» — это значит, взялось неизвестно откуда.
Взгромоздясь – взобравшись.
Дух — здесь означает запах.
Пленил – привлёк внимание, привел в восторг.
Плутовка – обманщица.
Царь-птица — это самая главная, самая важная птица в лесу, у которой и оперенье прекрасное, и голос замечательный, словом, она всех во всем превосходит.
Вещунья — это от слова «ведать», знать. Вещунья — колдунья, которая все знает заранее. Считается, что вороны могут предсказывать судьбу, поэтому в басне Ворона и названа вещуньей.
Зоб – горло у птицы.
Анализ басни «Ворона и лисица
Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?
Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в несовпадении текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.
Викторина по басням И. А. Крылова
1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?
а) Слона
б) Муравьеда
в) Таракана
г) Муравья
2. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А. Крылова?
а) Ворона и Лисица
б) Ворона и Курица
в) Лебедь, Рак и Щука
г) Лягушка и Вол
3. Из какой басни этот отрывок?
«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица…»?
а) «Ворона и Лиса»
б) «Ворона и Курица»
в) «Лисица и Сурок»
г) «Квартет»
4. Как звали собаку, которая лаяла на слона?
а) Тоська
б) Моська
в) Доська
г) Амвроська
5. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?
а) Профессор
б) Вол
в) Мартышка
г) Моська
6. На какое дерево взгромоздилась ворона в басне «Ворона и Лисица
а) Пальма
б) Береза
в) Ель
г) Баобаб
9. Что выпало у вороны изо рта в басне «Ворона и Лисица»?
а) Арбуз
б) Сыр
в) Колбаса
г) Рыба
10. «А Моська знать она сильна, что лает на …». Продолжите.
а) Льва
б) Обезьяну
в) Суслика
г) Слона
Заключение
И в нашей жизни мы сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты – Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает сейчас, ка в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения И.А. Крылова помогут вам стать лучше.
Список литературы
Книга «Самые любимые басни» под редакцией Е. Серединцевой ОЛМА Медиа групп 2010г.
Данные из интернета.
infourok.ru
И. А. Крылов.? Избранные басни. Презентация. 5класс
И. А. Крылов. Избранные басни
5 класс
И. А. Крылов. Избранные басни
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Содержание
Номера слайдов
«Кто не слыхал его живого слова?»
Слайд 4
Из биографии
Слайды 5 -7
У истоков жанра. Басня как жанр
Слайды 8 — 10
Крылатые выражения из басен
Слайды 11 — 14
«Волк на псарне»
Слайды 15 -18
«Свинья под Дубом»
Слайд 19
«Ворона и Лисица»
Слайд 20
Чему учит басня
Слайд 21
Слайд 23
Использованные материалы
Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова
Из биографии
Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил никакого образования.
Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери.
Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца заботы о воспитании и образовании сыновей Ивана и Льва взяла на себя мать. Так как отец был единственным кормильцем семьи, Иван с детства начал работать в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба.
В Санкт-Петербурге
В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.
Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов
Памятник И. А. Крылову
- В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.
- Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
У истоков басенного жанра
Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.
Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец
Басни в русской литературе писали:
В. И. Майков
М. В. Ломоносов
А. П. Сумароков
И. А. Крылов
И. И. Хемницер
Басня как жанр
■ Краткий рассказ, часто стихотворный
■ Диалог
■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
■ Использование просторечной лексики
■ Аллегория (иносказание)
■ Лаконизм
■ Сатирическое изображение
■ Афористичность языка
■ Герои – чаще животные
■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь
■ Олицетворения
А Васька слушает да ест
Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.
Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
Художник А. М. Савченко
А воз и ныне там
Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.
Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» — опять вы не подготовились.
Чем кумушек считать
трудиться,
не лучше ль на себя,
кума, оборотиться?
Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.
Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.
Художник Г. Куприянов
► Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.
Кукушка хвалит петуха за то,
что хвалит он кукушку
Взаимные похвалы не бывают искренними.
Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.
Художник Г. Куприянов
У каждой басни своя история
- «Волк на псарне» — отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под красным, обнажил голову, показав свои седины.
Художник А. М. Савченко
Рассмотрим басню подробнее
Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?
Здесь под Ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов, под Волком – Наполеон.
Художник Е. М. Рачёв
Поработаем над языком басни
Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл: слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут защитить себя сами.
«Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ.
Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия.
Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Волк- Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.
«Пустился в переговоры» — значит «начал переговоры». «Начал» — в данном случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее.
«Уставим общий лад» — значит «заключим мирный договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России.
«Не делать мировой» означает не заключать мирного договора.
«Выпустить на Волка гончих стаю» — дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.
«Свинья под Дубом»
► Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
► Какой вам представляется Свинья?
► В каких строчках заключена мораль басни?
► Создайте свои иллюстрации к басне.
«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов
«Ворона и Лисица»
► Сравните басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.
► Что общего и чем различаются басни?
► В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?
► Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?
► Чья басня кажется вам более выразительной?
«Ворона и Лисица».
Худ. Г. Куприянов
Чему учат басни Крылова?
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Использованные материалы
- Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
- Уроки литературы Кирилла и Мефодия.
5 класс
- Интернет-ресурсы:
http://it-n.ru , http://school-collection.edu.ru , http://window.edu.ru
http://kostyor.ru
Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова.
Мультфильм по басне «Ворона и Лисица».
Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1
kopilkaurokov.ru
Проект по литературе — Басни Ивана Андреевича Крылова — 5 класс — Поэты и писатели
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Выполнили ученики 5 класса: Григорьева Галина, Скляренко Петр
Ивлев Сергей, Климентьева Вероника,
Лопырева Надежда, Новикова Ксения,
Руководитель: Склокина Оксана Юрьевна
Проект по литературе:
«Басни Ивана Андреевича Крылова»
- Повысить интерес к литературе, расширить кругозор, получить навык исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации.
- Развитие речи, коммуникативных способностей, создание условий для самореализации каждого ученика, повышение самооценки, обогащение словаря.
- Развитие поэтического слуха, воспитание художественного вкуса, развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение.
- Воспитание положительных черт характера на примере басен.
- Что такое басня?
- Кто первый написал басню?
- Чему учат басни И.А. Крылова?
- Актуальность басен И.А. Крылова сегодня.
Кто первый написал басню?
Древнегреческий хромой раб Эзопа жил примерно в VI веке до нашей эры (с 620 по 560 год). Эзоп славился своим остроумием, был интересным собеседником и прекрасным рассказчиком. Это был народный мудрец, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Благодаря своему остроумию Эзоп получил свободу. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. Такой литературный приём назвали по имени “изобретателя” — эзоповым языком.
В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.
Он сочинил более 400 басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа были не стихотворными.
Жил во Франции в 17 веке при дворе короля Людовика XIV. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами.
Жан де Лафонтен
Ж.Лафонтен «Лисица и Виноград»
Эзоп, Древняя Греция, 6 в. до н.э.
Биография И.А. Крылова
Художник Карл Брюллов
в Санкт — Петербурге
Скульптор Петр Карлович Клодт
Что такое басня?
БАСНЯ (по В.И. Далю) — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными
БАСНЯ (по C. И.Ожегову) — краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ
- басни обычно пишутся в стихотворной форме;
жадность, хвастовство, лесть, ложь, лень, невежество)
- Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!
- Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона.
- Спой, светик, не стыдись!
- А воз и ныне там
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь
Действующие лица:
- Автор – Климентьева Вероника
- Волк – Григорьева Галина
- Ягненок – Ивлев Сергей
И.А.Крылова «Волк и Ягненок»
Действующие лица:
- Автор – Лопырева Надежда
- Свинья – Скляренко Петр
- Дуб – Григорьева Галина
- Ворон – Новикова Ксения
И.А.Крылова «Свинья под дубом»
Игра «Сума с потерянными
По вертикали:
1. Кто впрягся вести воз вместе с лебедем и щукой?
2. Что нашел петух?
3. Известный русский писатель басен.
4. Где родился И.А.Крылов?
6. Птица из отряда воробьинообразных, которая встречается в басне Крылова?
По горизонтали:
3. Как называется музыкальная группа из 4 человек?
5. Что примеряла мартышка?
7. Какого хищника встретил ягнёнок на реке?
«В сюжетах красочной одежды есть … орех Он в каждой басенке за внешнею обёрткой Укрыт надёжно, ограждённый твёрдой коркой. Скорлупка вкусный плод хранит.
А коль пустой орех – кори тогда себя. Не говори же, что бесплодная Земля…»
rus-poetry.ru
Проект по литературе (5 класс) на тему: Учебный проект » Басенный мир И.А. Крылова»
Проект « Басенный мир И.А. Крылова»
Автор проекта:
Трибунская Надежда Дмитриевна
Предмет, класс:
Литература 5 класс
Продолжительность проекта: 5 уроков
Краткая аннотация проекта
Учебный проект по литературе «Басенный мир И.А. Крылова» направлен на развитие интереса к литературному жанру басни, чтобы учащиеся имели представление о басенном творчестве, богатстве языка басни, об иносказании в них, научились правильно понимать их смысл.
Цель проекта — познакомить учащихся с историей возникновения и развития басни. Главным в этом проекте является совершенствование у учащихся навыков работы с информацией, формирование высокой культуры речевого общения, развитие коммуникативных качеств. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят работу в группах по различным источникам информации и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, а также театральных постановок . В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о баснях как источнике богатства и выразительности, иносказательности этого литературного жанра.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Почему басни популярный жанр литературы?
Проблемные вопросы
Что хочет донести до читателей баснописец?
Учебные вопросы
— Что такое басня?
— Когда появились первые басни?
— В чём их особенности?
— Что значит « Эзопов язык»?
Сведения о проекте
Вхождение в проект начинается с изучения басенного творчества И.А. Крылова. (презентация учителя), объяснения темы и постановки целей проекта, деления учащихся на группы (литературоведы, актёры, эксперты). Критерии оценивания будущих работ (презентация, сценки) обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах. После завершения работы над проектом проводится защита проекта, где учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: презентации, сценки. Это, кроме предметных знаний, позволит также оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Знания: литературоведение, чтение, театральное искусство, анализ.
Умения: работать с научными источниками, сети в ИНТЕРНЕТ. Выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы.
Навыки: создание презентаций, постановка сценок, анализ деятельности своих одноклассников, умение добывать нужную информацию из различных источников.
Учебные мероприятия
Учебные мероприятия:
1.Актуализация знаний учителем.
2. Распределение заданий по группам.
3.Выполнение каждой группы своего задания.
4.Демонстрация учениками презентаций о проделанной работе.
6.Подведение итогов работы учеников учителем.
План проведения проекта:
1. этап. Вводная презентация для учащихся.
2. этап. Распределение по группам.
3. этап. «Мозговой штурм» в группах, обсуждение проблемных вопросов, обсуждение плана работы и распределение обязанностей.
4. этап. Поиск информации в разных источниках (по группам). Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного.
5. этап. Объединение информации в единое целое. Создание презентаций, постановок. Отчет по группам.
6. этап. Подведение итогов, рефлексия, обсуждение результатов.
Выполнение проекта:
1 группа – презентация о баснописцах;
2 группа – постановки сценок из басен И.А. Крылова;
3 группа – эксперты ( оценивают работу 1 и 2 группы).
nsportal.ru
Презентация «Басни И.А.Крылова» — Литература
Басни
И. А. Крылова
Prezentacii.com
ИВАН
АНДРЕЕВИЧ
КРЫЛОВ
(1768-1844)
И.А. КРЫЛОВ
ХУД. К. БРЮЛЛОВ .
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
М. Исаковский
Древняя Греция
Родоначальником
жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,
живший в VI веке до н.э.
Франция
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем
Жаном
де Лафонтеном
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –
в творчестве
В.К.Тредиаковского ,
А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,
И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,
М.В. Ломоносова.
Самую широкую известность получили басни, созданные
И.А. Крыловым
(1769-1844).
«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
Жанр басни в творчестве И.А.Крылова
- Первую басню написал в 11 лет.
- Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.
- Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся).
- Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года.
- Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики.
- Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
Памятник Крылову
- В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле. Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт . Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным .
- Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Вспомним теоретические сведения
Басня —
это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
Ирония —
тонкая, скрытая насмешка
это «иносказание», изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление: лиса – хитрый человек, заяц, ягненок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек
Аллегория —
это нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни. Мораль может быть в начале и в конце басни
Мораль —
Из каких басен строки?
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь .
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.» —
«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом?
За дерзость такову я голову с тебя сорву.»
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Из какой басни мораль?
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Кто виноват из них, кто прав,-
Судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
« Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.»
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия.
А Бестужев.
Источники
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник.- М.: Высш. шк., 2003.
2. Разумихин А. «Звери мои за меня говорят». О жизни и творчестве Крылова»// Литература в школе.-2008.-№9.-стр.14-17
3. www. festival.1september.ru 4. Ерёмина О. А. «Уроки литературы в 6 классе». Книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 2008г.
Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»
Крючкова
Галина
Анатольевна
multiurok.ru