Презентация строение микроскопа 5 класс – Презентация по биологии на тему «Микроскопы» (5 класс)
Презентация по биологии для 5 класса на тему: «Строение клетки.Ткани.»
Повторение.
- Рассмотрите эти приборы.
Являются ли они увеличительными приборами?
Как вы можете это доказать?
СТРОЕНИЕ МИКРОСКОПА
- штатив
- тубус
- окуляр
- объектив
- предметный столик с зажимами
- зеркало
- регулировочные винты
Как определить увеличение микроскопа?
Таблица 1. Части микроскопа.
Часть микроскопа
Для чего необходима
1. Объектив
Обеспечивает увеличение, которое можно определить по цифрам на оправе(8,15,20,40).
2. Окуляр
Увеличивает изображение, которое получено от объектива. Увеличение можно определить по цифрам на оправе (7,10,15,40)
3.Тубус
Соединяет окуляр и объектив.
4. Винт
Поднимает и опускает тубус, позволяет добиться четкого изображения.
5. Предметный столик
Служит для размещения на нем объекта исследования. Имеет отверстие для прохождения света через объект исследования.
6. Зеркало
Помогает направить свет в отверстие на предметном столике
7. Штатив
Служит для крепления тубуса, для удобства установки.
МИКРОПРЕПАРАТ
- предметное стекло
- покровное стекло
Микроскоп: Вспомните устройство микроскопа, разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово .
Строение микроскопа
Разгадайте кроссворд
т
б
у
с
у
т
о
с
л
и
к
1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.
- – Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
- – Что нужно, чтобы составить предложение?
- – Из чего состоят слова?
- – А из чего состоят тела растений, животных, человека?
- Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
- С помощью, каких приборов можно изучать клетки?
- На столах у вас в чашках Петри лежат объекты изучения – кусочки яблока, долька апельсина и лупы, самые простые увеличительные приборы.
- Во сколько раз увеличивает лупа?
- Лупа увеличивает предмет в 2–25 раз. Рассмотрите мякоть объектов изучения невооруженным глазом, а затем в лупу.
Это произошло более 300 лет назад.
В настоящее время не вызывает сомнений,
что элементарной единицей как растительного
так и животного организма является клетка.
Тема урока:
«Строение клетки. Ткани».
Словарь
- ЦИТОЛОГИЯ -наука о клетке.
Основные части клетки:
- 1)Ядро — самый важный компанент клетки, который управляет ее жизнедеятельностью
- 2) Цитоплазма — полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;
- 3) Клеточная мембрана — «одевает» клетку и придает ей прочность
- Учебник стр. 20 рис.16
Клетки бывают
Растительные
Животные
Клеточная мембрана
Ядро
Цитоплазма с органоидами
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
- Клетка тоже имеет свои «органы», которые называются органоидами . Какие органоиды есть у растительной клетки?
- Учебник стр. 20 рис.16
Клеточная стенка
Клеточная мембрана
Вакуоль
Ядро
Хлоропласты
Цитоплазма с органоидами
организмы
одноклеточные
многоклеточные
Интересно
- Практически все клетки очень малы, их можно увидеть только под микроскопом.
- А вот яйцеклетку курицы очень хорошо видно невооруженным глазом. Самая большая яйцеклетка в яйце страуса и вмещает 30 куриных яиц.
- Хорошо видны яйцеклетки рыб — икринки, которые бывают у разных рыб разных размеров. Все они содержат большой запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.
- Мелкие организмы могут состоять всего лишь из сотен клеток. Организм человека включает в себя 1014 разновидностей клеток.
- Самая маленькая из известных сейчас клеток имеет размер 0,2 мкм ,
- самая большая – неоплодотворенное яйцо
эпиорниса – весит около 3,5 кг . Типичные размеры растительных и животных клеток составляют от 5 до 20 мкм. - При этом между размерами организмов и размерами их клеток прямой зависимости обычно нет.
- Слева истреблённый несколько веков назад эпиорнис. Справа – его яйцо, найденное на Мадагаскаре.
Организм
Системы органов
Орган
Ткань
Клетка
Словарь
ТКАНЬ — группа клеток, сходных по строению, функциям, имеющих общее происхождение. Между клетками находится межклеточное вещество
Определение в учебнике стр.21
Словарь
Гистология – наука изучающая ткани.
Костная ткань
ТКАНИ
растительные
животные
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ
образовательная
эпителиальная
основная
соединительная
мышечная
покровная
нервная
проводящая
механическая
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ . ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ ТКАНЬ
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ.
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ . МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. НЕРВНАЯ ТКАНЬ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНАЯ ТКАНЬ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПОКРОВНАЯ ТКАНЬ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПРОВОДЯЩАЯ ТКАНЬ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. МЕХАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ
образовательная
эпителиальная
основная
соединительная
мышечная
покровная
нервная
проводящая
механическая
Рабочая тетрадь с. 15 задание 4, 5
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Учебник § 5, раб. тетрадь § 5
- Изготовить аппликацию или рисунок «Строение клетки » (На отдельном листе и подписать).
1 . Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму
- цитоплазма
- оболочка
- поры
- вакуоль
- пластиды
2. Мельчайшие отверстия в оболочке клетки, через которые осуществляется обмен веществ
- оболочка
- поры
- вакуоль
- пластиды
- хлоропласты
- хромопласты
- лейкопласты
3. Небольшое плотное тельце
- цитоплазма
- оболочка
- поры
- ядро
- пластиды
4. Полость, заполненная клеточным соком.
- вакуоль
- хромопласты
- цитоплазма
- оболочка
- лейкопласты
5. Зеленые пластиды.
- лейкопласты
- хромопласты
- хлоропласты
- вакуоль
- ядро
6. Оранжево-красные пластиды
- лейкопласты
- хромопласты
- хлоропласты
- вакуоль
- ядро
7. Бесцветные пластиды
- поры
- лейкопласты
- вакуоль
- хромопласты
- оболочка
8. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку
- цитоплазма
- пластиды
- вакуоль
- оболочка
- ядро
Лабораторная работа № 2 Знакомство с клетками растений
Рабочая тетрадь с. 16 – 17
задание 6
videouroki.net
Строение микроскопа — Биология — 5 класс
Презентация на тему «Строение микроскопа»
Содержание
- Микроскоп
- История создания
- Микроскопический метод
- Строение
- Источники
Микроскоп.
- Микроско́п ( греч. μικρός — маленький и σκοπέω — смотрю) — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом.
- Совокупность технологий и методов практического использования микроскопов называют микроскопией .
История создания.
- Первые микроскопы, изобретённые человечеством, были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Возможность скомбинировать две линзы так, чтобы достигалось большее увеличение, впервые предложил в 1538 году итальянский врач Г.Фракасторо. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и городу Мидделбург , что в Голландии , и связывают с именами Иоанна Липперсгея (который также разработал первый простой оптический телескоп ) и Захария Янсена , которые занимались изготовлением очков [1] . Чуть позже, в 1624 году Галилео Галилей представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал «оккиолино» [2] (occhiolino итал. — маленький глаз). Годом спустя его друг по Академии Джованни Фабер (англ.) русск. предложил для нового изобретения термин микроскоп .
Микроскопический метод.
- Микроскопический метод (гр. micros — мельчайший, scoрeo — смотрю) позволяет изучать структуру клетки с помощью микроскопов (светового, фазово-контрастного, люминесцентного, ультрафиолетового, электронного). При световой микроскопии объект рассматривается в лучах видимого света. Для этого используются микроскопы типа МБР, МБИ,МБС-1,Р-14,МИКМЕД — 1 и др.
Строение микроскопа.
- Микроскоп состоит из механической, осветительной и оптической частей.
- К механической части микроскопа относятся: подставка штатива (башмак), колонка штатива (тубусодержатель), тубус, предметный столик с клеммами или фиксаторами препарата, сортировочные винты (винты перемещения предметного столика и препарата), револьвер, макро- и микрометрические винты, винт конденсора, рычагирис — диафрагмы, оправа для светофильтров. Сортировочные винты применяются для центровки объекта на препарате. Револьвер состоит из двух сегментов шара, соединенных друг с другом центральным винтом. Верхний сегмент шара крепиться к тубусу. В нижнем сегменте имеются отверстия для вкручивания объективов. Макро- и микрометрические винты обеспечивают грубую и микрометрическую фокусировку (изменяют расстояние между объективом и изучаемым объектом).
Строение микроскопа.
- Осветительная часть состоит из подвижного зеркала, ирисдиафрагмы, конденсора и светофильтров (матового и синего). Зеркало служит для улавливания света и направления его на препарат (объект). Зеркало имеет две поверхности — плоскую и вогнутую. Плоская поверхность зеркала используется при ярком освещении, вогнутая — при слабом. Диафрагма состоит из системы металлических пластин, которые за счет движения рычага могут сходиться к центру или расходиться. Диафрагма находится под конденсором и служит для изменения ширины светового пучка. Конденсор (система линз) концентрирует рассеянные лучи света в тонкий пучок параллельных лучей и направляет их на объект. Он передвигается специальным винтом вверх — вниз, что позволяет установить оптимальное освещение препарата. Обычное положение конденсора самое верхнее. Светофильтры устраняют дифракцию света. Они располагаются в специальной откидной оправе, находящейся подирис-диафрагмой.Матовый светофильтр используется при рассеянном освещении, синей – при ярком свете.
Источники.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Микроскоп
- http://www.studfiles.ru/preview/5017420 /
multiurok.ru
Урок по ФГОС в 5 классе на тему «Увеличительные приборы. Микроскоп».
Технологическая карта урока на тему:
«Увеличительные приборы. Микроскоп».
Урок входит в состав раздела “Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».
Класс: 5 класс (ФГОС)
УМК: «Линия жизни» для 5 – 6 классов, учебник Биология 5 – 6 класс, В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк, Москва, «Просвещение», 2013 год.
Цель: сформировать знания о микроскопе, как увеличительном приборе, его значении в изучении объектов природы.
Задачи:
1) обеспечить достижение личностных результатов обучения: формировать способности учащихся к саморазвитию и самостоятельной познавательной деятельности; создать условия для развития внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, формировать позитивное эмоциональное отношение к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам;
2) обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия для формирования и развития научного мышления; развития умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; умения выражать мысли в словесной форме; умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности, умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3) обеспечить достижение предметных результатов обучения: формировать систему научных знаний об устройстве микроскопа, истории его открытия, принципе работы светового микроскопа, клеточном строении живых организмов.
Планируемый результат:
Познакомить со строением и значением светового микроскопа, его характеристиками, формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение увеличительных приборов
Тип урока: комбинированный.
Технология: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, проблемный, лабораторный метод.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Увеличительные приборы. Микроскоп» http://www.proshkolu.ru/org/tpig/file/6088977/, учебник, тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, микроскопы, лупы. (В случае отсутствия возможности использования мультимедийной презентации — карточки с иллюстрациями животных, инструктивные карточки).
Межпредметные связи: история, математика, физика.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще неизвестно, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные УУД: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Описание хода урока
Виды деятельности ученика
Методы и формы работы
УУД
Организационный момент
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся на работу во время урока
Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих
Личностные: самоопределение, организация своей учебной деятельности коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Мотивиро-
вание
к учебной деятельности:
Учитель называет разные виды животных от кита до амёбы, показывает их изображения (приложение 1), (слайд № 2).
Как же мы с вами сможем увидеть мелкие организмы, увидеть клетки? (Лупа)
Можно ли с помощью лупы увидеть микроорганизмы? Изучить строение клеток? (Нет, увеличение лупы слишком маленькое для этого, нужен прибор с большим увеличением) (слайд № 3).
Учитель: Правильно. Для того чтобы изучать самые мелкие организмы и их строение, люди изобрели микроскоп. Мы сегодня познакомимся с этим увеличительным прибором – микроскопом, с его устройством и правилами работы с ним (слайд № 4).
Учащиеся
формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Тема урока: Увеличительные приборы. Микроскоп.
Фаза вызова ТРКМЧП.
Личностные: мотивация учебной деятельности
Коммуникативные: формулировка ответов.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли.
Изучение нового материала.
1) История открытия микроскопа.
Учитель: Ребята, а что вы знаете об открытии микроскопа? На прошлом уроке вы работали с лупами, узнали, что это линзы, заключённые в оправу, что лупы могут увеличивать изображение до 20 раз. Постановка проблемы: У вас на партах лежат лупы с определённым увеличением. Как добиться ещё большего увеличения? Действительно, рассматривая через лупы различные мелкие предметы, кто то заметил, что если рассматривать предметы через две лупы, которые расположены одна над другой, увеличение будет намного больше. К чему привело это наблюдение? (слайд № 5)
Первый простой микроскоп был изобретен в 1590 году в Голландии Захарием Янсеном, мастером по изготовлению очков, точнее его сыновьями. Мальчики соединили очковые линзы с помощью медной трубки и получилась увеличительная труба. Что же дальше было?
Давайте прочитаем текст учебника на стр. 25 и выпишем имена учёных, кто применил первые микроскопы в своих работах. Выписываем по плану (запись на доске): Имя учёного, год, открытие (приложение 2) (слайд № 6).
Обсуждение с учащимися итога работы.
Физкультминутка: выполнение упражнений для осанки, глаз, кистей рук (слайд № 7).
Учащиеся пытаются решить проблему, используя разные лупы на партах, добиваются большего увеличения, рассматривая текст учебника через несколько луп, расположенных одна над другой.
Учащиеся записывают в тетрадях новые сведения по принципу: Имя, год, открытие. Захарий Янсен, 1590 г, изобретение микроскопа.
Роберт Гук, 1665 г. обнаружил ячейки в срезе пробки, дал им название «клетки».
Антони Ван Левенгук, конец 17 в., открыл микроорганизмы.
Проблемный метод.
Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа по тексту учебника.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
2) Устройство микроскопа.
Учитель: Чтобы узнать, как устроен микроскоп, давайте приступим к лабораторной работе № 2.
“Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним», стр. 24 (слайд № 8).
Выполнение лабораторной работы.
Учащиеся записывают в тетрадях для лабораторных работ название и ход работы, ориентируясь на текст учебника на стр. 24.
Лабораторный метод
Личностные самоопределение, смысло-образование;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
3) Устройство микроскопа. Первичное закрепление знаний
Из чего состоит световой микроскоп? Проверьте друг друга в парах, как вы запомнили названия частей микроскопа, обсудите правила работы с микроскопом (слайд № 9).
Дежурные раздают микроскопы учащимся. Учащиеся работают в парах, осваивают приёмы работы с микроскопами
Частично – поисковый Работа и консультации в парах
Личностные межличностные отношения;
Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями
Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном;
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
4) Принцип работы микроскопа
Учитель: Вы изучили устройство микроскопа, познакомились с правилами работы с ним. Попробуйте рассмотреть под микроскопом эти образцы: приготовленный учителем препарат из толстого ломтика яблока, помидора и готовый микропрепарат. Что вы видите? Подумайте, над вопросом: «Почему этот микроскоп называется световым»? (слайд № 10). Откройте текст на странице 23 и расставьте карандашом знаки; «+» – что узнал; это новое; то, что надо добавить в багаж собственных знаний; «–» – это противоречит тому, что я знаю; я не согласен с этим, «V» – я это знал; это совпадает с тем, что мы обсуждали и пр.; «?» – я хочу об этом узнать подробнее; требуется уточнение информации.
Учащиеся рассматривают предложенные объекты под микроскопом, формулируют ответ на поставленный вопрос. Работают с текстом, обсуждают полученные результаты в парах или группах, задают вопросы.
Фаза осмысления ТРКМЧП
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;
Личностные межличностные отношения;
Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями
5) Закрепление и обобщение знаний.
Учитель: Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания Выполнение задания:
Соотнесите части микроскопа и выполняемые ими функции, то есть буквы и цифры (приложение 3) (слайд № 11).
А Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят
Б Служит для крепления всех частей микроскопа
В Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса
Г Зрительная трубка
Д Помогает направить свет
Е Служит для размещения на нем объекта исследования
Ж Поднимает и опускает зрительную трубку
1 окуляр
2 штатив
3 объектив
4 тубус
5 зеркало
6 предметный столик
7 винт
Работа в парах с карточками с заданием.
Индивидуальная работа учащихся в тетрадях.
Проводят само- и взаимопроверку.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
6) Стадия рефлексии.
Учитель: Продолжите предложения:
1. сегодня я узнал…
2. я научился…
3. теперь я могу…..
4. было интересно…
(слайд № 12).
Вы сегодня все хорошо работали. Спасибо всем за работу.
Ответы учащихся
Фаза рефлекссии ТРКМЧП
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
7) Домашнее задание
Учитель: Запишите домашнее задание: стр. 23, в. № 4 (письм), стр. 24, выписать в тетрадь правила работы с микроскопом (слайд № 13).
Приложение 1.
Кит Зебра
Крот Муравей Амёба
Приложение 2.
Приложение 3.
Соотнесите части микроскопа и выполняемые ими функции, то есть буквы и цифры.
А. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят
Б. Служит для крепления всех частей микроскопа
В. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса
Г. Зрительная трубка
Д. Помогает направить свет
Е. Служит для размещения на нем объекта исследования
Ж. Поднимает и опускает зрительную трубку
1. окуляр
2. штатив
3. объектив
4. тубус
5. зеркало
6. предметный столик
7. винт
infourok.ru
Презентация по биологии для лабораторной работы в 5 классе на тему «Устройство увеличительных приборов».
Повторение
- С какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно? .
- -Что изучает данная наука? .
- -Кто относится к живым организмам? .
- -Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ?
- -За какими объектами можем наблюдать мы с вами?
- -Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое?
- Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете такие приборы?
Тема: «Устройство увеличительных приборов».
«Глазу верь, а прибором проверь»
(русская пословица)
Рассмотрите рисунок и объясните, почему кошка испугалась мышь?
Сегодня мы познакомимся со строением лупы и микроскопа.
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»
- Цель работы: научиться работать с увеличительными приборами.
- Оборудование: лупа, микроскоп, ткани плодов томата, киви, готовые микропрепараты.
Ход работы
1) Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
Лу́па — оптическая система, состоящая из линзы или нескольких линз, предназначенная для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на конечном расстоянии.(увеличивает в 2 -20 раз)
Обычная лупа
Зарисуйте ручную лупу в тетради, подпишите её части .
Устройство лупы
увеличительное
стекло (линза)
оправа
ручка
Главная часть лупы – выпуклое с двух сторон стекло.
Лупа увеличивает в 2-25 раз .
Эксперимент.
- Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника.
- Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение.
- Изменился ли размер букв?
- Я вас поздравляю!
- Вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!
2) Рассмотрите невооруженным глазом кусочки мякоти плодов томатов и киви. Зарисуйте в печатную тетрадь на стр.11
Ответьте на вопросы:
- Плоды каких растений вы использовали при выполнении работы?
- Что характерно для строения плодов, рассмотренных вами невооруженным глазом?
2) Рассмотрите кусочки мякоти плодов помидора и киви под лупой. Зарисуйте и подпишите их названия.
- Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение?
Микроскоп – увеличительный прибор
- В переводе с греческого «микро» означает «малый» и «скопо» — смотреть
- Микроскоп увеличивает изображения предметов в сотни
и тысячи раз
Строение микроскопа.
- Объектив
- Столик
- зеркало
- Окуляр
- Тубус
- винты
Устройство светового микроскопа
- Главная часть микроскопа – увеличительные стекла, они вставлены в трубку ( тубус ).
- В верхнюю часть тубуса вложены увеличительные стекла – окуляры , в нижнюю часть вмонтированы увеличительные стекла – объективы .
- На предметный столик помещают микропрепарат.
- С помощью зеркала направляют свет в отверстие на предметном столе.
- Все части микроскопа прикреплены к штативу .
Лабораторная работа № 2 « Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним»
Цель работы: изучить строение светового микроскопа и правила работы с ним.
Ход работы:
1) Подпишите названия основных частей микроскопа на рисунке в печатной тетради на стр.12.
Строение микроскопа
окуляр
тубус
объективы
предметный
столик
Ш
Т
А
Т
И
В
зеркало
винты
Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз.
Таблица 1. Части микроскопа.
Часть микроскопа
Для чего необходима
1.Объектив
Обеспечивает увеличение, которое можно определить по цифрам на оправе(8,15,20,40).
2.Окуляр
Увеличивает изображение, которое получено от объектива. Увеличение можно определить по цифрам на оправе (7,10,15,40)
3.Тубус
Соединяет окуляр и объектив.
4.Винт
Поднимает и опускает тубус, позволяет добиться четкого изображения.
5.Предметный столик
Служит для размещения на нем объекта исследования. Имеет отверстие для прохождения света через объект исследования.
6.Зеркало
Помогает направить свет в отверстие на предметном столике
7.Штатив
Служит для крепления тубуса, для удобства установки.
Как определить увеличение микроскопа?
Посмотри на число, указанное на окуляре.
Как определить увеличение микроскопа?
Посмотри на число, указанное на объективе.
Как определить увеличение микроскопа?
Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп.
Для нашего примера это 10 х 20 = 200 раз.
Если переводишь объектив или меняешь окуляр (на изображенном микроскопе его можно плавно поворачивать, изменяя 10 на 20), то, соответственно, меняется и увеличение.
Подпишите на рисунке увеличение вашего микроскопа!
Помни об этом! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.
Прочитайте правила работы с микроскопом на стр.18 учебник
Правила работы с микроскопом
- Микроскоп установить перед собой, немного слева на 10 см от края стола.
- Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения
- Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
Правила работы с микроскопом
- Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
- Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив
Помните!
- Нельзя брать микроскоп за тубус
- Нельзя работать с микроскопом с грязными руками
- Нельзя ставить микроскоп на край стола
Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
Выводы:
- 1. Лупа – простейший увеличительный прибор.
- 2. Микроскоп – сложный прибор.
- 3. Использование микроскопа позволяет познавать внутреннее строение организмов и процессы их жизнедеятельности, а значит – природа познаваема.
Домашнее задание
§ 4 читать.
Печатная тетрадь § 4.
Снежинка под микроскопом
Голова осы под микроскопом
Собачья блоха
Зрачок человека
Божья коровка и тля
Микроскоп: Вспомните устройство микроскопа, разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово .
Строение микроскопа
т
б
у
с
у
т
о
с
л
и
к
1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.
videouroki.net
Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему «Устройство микроскопа»
Урок биологии в 5 классе на тему: «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи: 1) познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, назначением его частей, определением увеличения микроскопа;
2) научить учащихся работать со световым микроскопом, соблюдая правила работы с ним;
3) начать формировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами с целью здоровьесбережения, гигиенические навыки работы с микроскопом.
Метапредметные: овладение составляющими элементами методов исследований: наблюдения, проведения эксперимента, оформления результатов, нахождения информации в тексте учебника.
Предметные: изучить устройство светового микроскопа; знать назначение частей микроскопа; научиться работать с ним; ознакомиться с историей создания светового микроскопа и открытием клеточного строения организмов; убедиться в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.
Основные понятия, изучаемые на уроке: микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив, предметный столик, зажимы, зеркало, винты, клетка.
Оборудование: световой микроскоп, салфетка, готовый микропрепарат клетки растения (животного), учебник, рабочая тетрадь, презентация, интерактивная доска, сообщение учащегося.
Организационная структура урока
Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок.Сядьте тихо и неслышно и скорей начнём урок.
Учащиеся садятся.
Анализ предыдущей лабораторной работы
Небрежность в оформлении; неточность обозначений частей лупы; нет разделения отдельных опытов, всё смешано; не все были внимательны и не написали вывод по работе.
Учащиеся смотрят в своих работах, находят что сделано не правильно, запоминают, чтобы в следующей работе не допустить подобных ошибок. Если есть вопросы, то на них учитель отвечает.
Актуализация знаний
Повторение материала, позволяющего вспомнить уже изученный материал. Фронтальная беседа по вопросам:
Какой предмет вы начали изучать в этом году?
Дайте определение биологии.
Как называется оболочка Земли, в которой распространены живые организмы?
Какие сферы Земли образуют биосферу?
А какие царства живой природы существуют на Земле?
В каких средах они обитают?
А по каким признакам живые организмы отличаются от неживого?
Все ли живые организмы можно рассмотреть обычным глазом?
А чем же можно воспользоваться для этого?
Какие же увеличительные приборы вы знаете?
Что же можно рассмотреть с их помощью?
Вы все молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы перейдём к чему-то загадочному.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Предмет биология.
Дают определение биологии.
Это биосфера.
Литосфера, атмосфера, гидросфера.
Бактерии, грибы, растения, животные.
В воздушной, наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной.
Перечисляют все признаки различий.
Нет, не все. Есть микроорганизмы, они очень малы.
Можно воспользоваться увеличительными приборами.
Мы знаем из увеличительных приборов лупу и микроскоп.
Можно рассмотреть бактерии, другие мелкие организмы.
Форма контроля: индивидуальный контроль.
Создание проблемной ситуации
Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем.
Привет, мальчишки и девчонки из 5 «б» класса! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звёзды. А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш Стекляшкин.
Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин?
Правильно. Познакомиться с увеличительным прибором, его устройством и правилами работы.
Итак, откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»
Запись числа (на доске) и темы урока (слайд презентации).
Учащиеся слушают текст письма.
Учащиеся отвечают на этот вопрос – нам нужно познакомиться ещё с одним увеличительным прибором – микроскопом и выяснить — как с ним работать.
Открывают рабочие тетради и записывают число и тему урока.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
Изучение нового материала
Жизнь на нашей планете очень разнообразна. Растения, животные, грибы, бактерии – это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются… Чтобы узнать, как протекают эти процессы, нужно изучить строение каждого органа живых существ. Для этого используют увеличительные приборы. Сегодня об одном из таких приборов – микроскопе и пойдёт речь (слайд презентации). Может кто-то из вас знает, что оно значит? Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооружённым глазом.
Кто же изобрёл микроскоп?
Ну что же. Давайте послушаем сообщение (слайд презентации).
Если у детей возникнут вопросы, то ответить на них.
А теперь откройте свой учебник на странице 25 и прочитайте текст самостоятельно про себя. Затем отвечают на вопросы: а) кто же усовершенствовал и применил микроскоп для исследований организмов? (слайд презентации)
Б) что он рассматривал? (слайд презентации)
В) что же он увидел и как назвал? (слайд презентации)
Г) кто продолжил конструировать и усовершенствовать микроскоп? (слайд презентации)
Д) что он открыл? (слайд презентации)
Так началось изучение клеточного строения организмов.
В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в 3500 раз. А сверхсильные микроскопы особого устройства – «ультрамикроскопы» — увеличивают ещё больше. Микроскоп теперь стал как бы глазом учёного. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны. Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше удалось учёным, когда они создали электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нём заменены электромагнитными, а световые лучи – потоком электронов (слайд презентации).
Что ж, пришло время изучить устройство светового микроскопа. В своих тетрадях запишите: «Лабораторная работа №2».
«Устройство микроскопа»
Откройте учебник на странице 22. Наша задача: изучить текст «световой микроскоп», в котором указано, для чего необходима каждая часть микроскопа. А потом найти эти части у выданных вам микроскопов.
По ходу изучения устройства микроскопа в презентации «Части микроскопа» высвечиваются слова: окуляр, объектив, тубус, штатив, винты, предметный столик, зеркало, зажимы (слайд презентации)
Что такое окуляр?
Что такое «объектив»?
Где находится тубус?
Зачем нужны винты?
Для чего нужен предметный столик?
Зачем нужно зеркало?
А зачем нужны зажимы?
Для чего служит штатив?
Итак, мы с вами ознакомились с устройством микроскопа. Теперь, вы наклеиваете выданные вам рисунки микроскопов в тетрадь и подписываете каждую часть микроскопа (не на самом рисунке, а справа или слева от рисунка) – (слайд презентации).
Когда закончат ученик класса проводит физкультминутку.
Теперь можно ознакомиться с правилами работы с микроскопом. Они у вас в учебнике описаны на странице 24 и выделены зелёным фоном. Все найдите их и читаете самостоятельно. Особое внимание уделить настройке микроскопа и правильному наведению видимости микропрепарата (тубус опустить до рассматриваемого объекта на расстояние 1-2 мм от него, при этом смотреть сбоку на объектив, а не в окуляр). Настраивать чёткое изображение, глядя в окуляр и винты очень медленно крутя от себя.
Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение даёт микроскоп, с которым он работает. Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом: увеличение окуляра х увеличение объектива =
Задание 1:
Подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.
А теперь попытайтесь рассмотреть выданный вам микропрепарат от латинского слова «препаратус» — «приготовленный». Работайте аккуратно, не раздавите микропрепарат. Помните, что винты крутят только, чтобы тубус поднимался, но не опускался.
Что вы увидели под микроскопом?
Если кто-то знает, то заслушивают его.
Заслушиваются ответы учащихся, которые чаще не совсем точные.
Слушают сообщение об изобретении микроскопа в 1590 году Захарией Янсеном.
Читают страницу 25 учебника.
Отвечают на вопросы:
Роберт Гук, 1665 год
Срез пробки
Клетки (от слова ячейки)
Антони ванн Левенгук в 17 веке
Открыл микроорганизмы, т.к. его микроскоп давал увеличение в 270 раз.
Записывают Лабораторная работа №2.
Записывают 1. Устройство микроскопа
Открывают страницу 22.
Итак, читаем по абзацу вслух (называю, кто читает), находим эту часть на рисунке 9 в учебнике, а затем на микроскопе.
По мере ответов на вопросы учащиеся ещё раз показывают
на микроскопе его части.
«окулус» — «глаз». Рассматривая предмет, глаз приближаем к окуляру.
«объектив» от латинского слова «объектум» — «предмет». Та часть микроскопа, которая находится рядом с рассматриваемым объектом или предметом.
Соединяет окуляр с объективом.
С помощью винтов приближают и удаляют рассматриваемый предмет, для улучшения видимости рассматриваемого предмета.
На предметный столик кладут рассматриваемый препарат.
Для направления луча света на рассматриваемый предмет, т. к. микроскоп световой.
Для того, чтобы не двигался рассматриваемый микропрепарат.
Он соединяет все части микроскопа.
Работают в тетрадях по инструктивной карточке в учебнике на странице 24 «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» (только под цифрой 1) – работа в парах, составление плана предстоящей работы.
Запишите в тетради 2. Правила работы с микроскопом.
Читают «Правила работы с микроскопом», а затем по каждому пункту кто-то желающий рассказывает, что делать и все выполняют: как поставить микроскоп, как направить свет зеркалом, как закрепить на предметном столике препарат, как увидеть объект.
Учатся деловому общению, положительному отношению к мнению партнёра и одноклассников, оказанию и принятию помощи.
Находят на окуляре и объективе цифры, указывающие увеличение.
Подсчитывают и записывают в тетради.
Кладут готовый микропрепарат на столик, укрепляют, рассматривают (перед этим направив свет на объект). Микроскоп не двигают после наведения света.
Чередование форм работы: индивидуальной и парной.
Мы увидели клетки, из которых состоят все живые организмы.
Форма контроля: индивидуальный контроль, работа в парах, групповой контроль
Первичное закрепление и контроль знаний
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.
Задание 2: на доске написаны слова. Вам нужно выбрать те из них, которые обозначают части микроскопа.
лупа, 2) окуляр, 3) оправа, 4) объектив, 5) предметный столик, 6) винт, 7) колба, 8)стеклянная трубка, 9) штатив, 10) зеркало.
Задание 3: выберите верное утверждение (слайд презентации)
1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2.Штатив поверни ручкой «к себе».
3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5.Положи готовый препарат под предметный столик.
6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится чёткое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить микропрепарат.
Давайте проверим ваши ответы (на слайде ответы выделяются курсивом).
А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным цветом.
Если вы сделали одну – две ошибки, закрасьте кружок синим. Если вы сделали три – четыре ошибки, закрасьте кружок зелёным.
Задание 4: давайте отгадаем загадки по теме нашего урока.
1.Что простым не видно глазом,
в микроскопе видно сразу.
Клетку не одну, бывает, пару
Глаз приближая к … (окуляру).
2.Лучик света направляет,
Препарат им освещает… (зеркало).
3.Держат на столике препарат
Двое крепеньких ребят… (зажимы).
4.Они в движение приводят,
Столик или тубус водят… (винты).
5.Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив
Соединяет это вместе всё…(штатив).
Хорошо ребята. Вы молодцы. Ответили на все вопросы.
Выписывают только цифры, обозначающие правильные ответы.
Выбирают правильные ответы и отмечают их в тетради, записывая номера правильных ответов.
Проверяют ответы и делают исправления.
Закрашивают кружки разного цвета в соответствии с числом ошибок.
Отвечают на вопросы загадок.
Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль, самоконтроль
Рефлексия
Чему вы научились на этом уроке?
Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя – Стекляшкина?
Подведение итога урока учителем. Вы сегодня хорошо поработали, а вот оценки за урок вы получите после проверки ваших работ в тетрадях. Поэтому не забудьте, уходя сдать тетради с работой.
Пришло время записать домашнее задание.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Задание на дом
Пар.6, стр.22-23; зад. в раб. тетр. стр.21-22
До свидания. До следующего урока.
Записывают домашнее задание. Сдают тетради с работой.
infourok.ru
Презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему: презентация » Увеличительные приборы»
Слайд 1
Учитель биологии МБОУ СОШ № 73 им. А. Ф. Чернонога Сошникова Татьяна Анатольевна Увеличительные приборыСлайд 2
Цель урока: изучить материал об истории открытия и устройстве увеличительных приборов; правилах работы с микроскопом .
Слайд 3
Первые микроскопы были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и городу Мидделбург , что в Голландии, и связывают с именами Иоана Липперсгея (который также разработал первый простой оптический телескоп) и Захария Янсена , которые занимались изготовлением очков
Слайд 4
Чуть позже, в 1624 – ом году Галилео Галилей представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал « оккиолино » ( occhiolino итал. — маленький глаз ). Годом спустя его друг по Академии Джованни Фабер предложил для нового изобретения термин микроскоп .
Слайд 5
Историческая справка Роберт Гук (16 век)
Слайд 6
Историческая справка Усовершенствовал микроскоп и открыл одноклеточные организмы. Антони ван Левенгук (17 век)
Слайд 7
Микроскопы 18 века
Слайд 8
Лупа ручная и штативная Световой микроскоп Электронный микроскоп Увеличительные приборы
Слайд 9
Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?
Слайд 10
Ручная лупа увеличительное стекло ( линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа
Слайд 11
Штативная лупа штатив зеркало предметный столик окуляр Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.
Слайд 12
Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре .
Слайд 13
Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.
Слайд 14
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте.
Слайд 15
Во время работы с микроскопом рекомендуется соблюдать следующие правила: Микроскоп поставить штативом к себе, на расстоянии 5—10 см от края стола. Свет направлять зеркалом в отверстие предметного столика. Приготовить препарат, поместить его на предметный столик и закрепить там предметное стекло двумя зажимами. Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата. Смотря в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не появится четкое изображение предмета. После работы микроскоп убрать в футляр.
Слайд 16
Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?
Слайд 17
Что было для вас новым ? Что было интересным ? В чем испытывали затруднение ? Рефлексия
Слайд 18
Сегодня на уроке мы узнали: 1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии. 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает. 3. Как устроен микроскоп. 4. Научились определять увеличение микроскопа.
nsportal.ru
5 класс Лабораторная работа » Устройство микроскопа, правила работы»
Биология 5 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
« УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМ»
Цель: ознакомиться со строением микроскопа и сформировать навыки практической работы с увеличительным прибором.
Материалы и оборудование: микроскоп, бумажные салфетки, готовый препарат
Ход работы
I. Настроить микроскоп, согласно указанным ниже правилам, и рассмотреть выданный учителем препарат.
Правила работы с микроскопом:
1. Работать с микроскопом следует сидя;
2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;
5. Опустить объектив в рабочее положение, т. е. на расстояние 1 см от предметного стекла;
6. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
7. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм ;
8. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
II. Сделать рисунок микроскопа, обозначить его части.
III. Зарисовать клетки, которые вы наблюдали в микроскоп, рассматривая готовый препарат. Рисунок обозначить.
infourok.ru