cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Основа слова и окончание презентация 5 класс – Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Основа слова»

Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Основа слова»

ОСНОВА СЛОВА

«Всюду снег»

Двор весь заснеженный ярко блестит,

Снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки,

ставим спектакль мы весёлый Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне.

Работа в группах.

  • А) выполнение упражнений учебника
  • 1 группа — упр. 387
  • 2 группа – упр. 388

Работа в группах.

Зимнее утро.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

1 группа: списать текст.

2 группа: списать, обозначить окончание и основу в выделенных словах.

3 группа: списать, поставить ударение, обозначить орфограммы.

Прочитайте, догадайтесь, какие окончания пропущены .

Зимн… холод… пахнул…

На пол… и на лес…

Ярк… пурпур.. зажглися

Пред закат… небес…

Ночь… бур… бушевал…,

А с рассвет… на сел..,

На пол…, на сад пустынн…

Перв… снег… понесло…

И сегодня над широк…

Бел… скатерть… пол…

Мы простились с запоздал…

Верениц… гус….

Задание на дом:

1. параграф 73, упр.389, стр.11; упр.390 (устно).

2. рабочая тетрадь стр.52, № 97

Интернет-ресурсы

http://allforchildren.ru/pictures/sun2/sun087.png

Спасибо авторам картинок!

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему «Морфемика. Окончание слова. Основа»

Классная работа. Морфемика. Окончание. Основа слова.

Урок русского языка в 5 классе подготовила Новошинцева О.В.,

учитель АОУСОШ №4 Динской район Краснодарский край

1. Словарная работа: Словарь «Говори правильно»: КАТАЛОГ ГРУШЕВЫЙ КОМПАС СТОЛЯР Угадайте слово, поставьте ударение

Оконные шторы в виде тонких

вертикальных или горизонтальных полос.

Рабочий, занимающийся

обработкой дерева.

Травянистое растение с продолговатыми

листьями кислого вкуса

Прибор для определения стран света

с намагниченной стрелкой

Блюдо из мясного фарша

в виде шариков.

Угадайте слово, поставьте ударение

Оконные шторы в виде тонких

вертикальных или горизонтальных полос.

Рабочий, занимающийся

обработкой дерева.

Травянистое растение с продолговатыми

листьями кислого вкуса

Прибор для определения стран света

с намагниченной стрелкой

Блюдо из мясного фарша

в виде шариков.

жалюзи

Угадайте слово, поставьте ударение

Оконные шторы в виде тонких

вертикальных или горизонтальных полос.

Рабочий, занимающийся

обработкой дерева.

Травянистое растение с продолговатыми

листьями кислого вкуса

Прибор для определения стран света

с намагниченной стрелкой

Блюдо из мясного фарша

в виде шариков.

жалюзи

столяр

Угадайте слово, поставьте ударение

Оконные шторы в виде тонких

вертикальных или горизонтальных полос.

Рабочий, занимающийся

обработкой дерева.

Травянистое растение с продолговатыми

листьями кислого вкуса

Прибор для определения стран света

с намагниченной стрелкой

Блюдо из мясного фарша

в виде шариков.

жалюзи

столяр

щавель

Угадайте слово, поставьте ударение

Оконные шторы в виде тонких

вертикальных или горизонтальных полос.

Рабочий, занимающийся

обработкой дерева.

Травянистое растение с продолговатыми

листьями кислого вкуса

Прибор для определения стран света

с намагниченной стрелкой

Блюдо из мясного фарша

в виде шариков.

жалюзи

столяр

щавель

компас

Угадайте слово, поставьте ударение

Оконные шторы в виде тонких

вертикальных или горизонтальных полос.

Рабочий, занимающийся

обработкой дерева.

Травянистое растение с продолговатыми

листьями кислого вкуса

Прибор для определения стран света

с намагниченной стрелкой

Блюдо из мясного фарша

в виде шариков.

жалюзи

столяр

щавель

компас

тефтели

Орфографическая разминка «Цепочка» Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Извес..ный поэт, заст..клить в..ранду, обид..лся (на)вас, изб..вляться от загр..знения, в забавн..м об..явлении, закле..л к..нверт, (не)купиш(?) мюсли.

«Знатокам» произвести фонетический разбор слова МЮСЛИ

«Почемучкам» составить два вопросительных предложения с данными словосочетаниями.

Расставить знаки препинания, начертить схему.
  • Может быть барыня-то за..тра и забуд..т об этой свадьбе подумал дв..рецкий.
  • Сперва он нак..рмил Муму хлебушком обл..скал ее уложил потом начал сообр..жать да всю ночь напролет и сообр..жал, как ее спрятать.
Повторим теорию языка:
  • 1. Что изучает наука МОРФЕМИКА?
  • 2. Из каких частей состоит слово?
  • 3. Какие морфемы
  • участвуют в образовании новых слов?
Работа по учебнику
  • Знакомство с параграфом
  • Комментированное выполнение упражнения
Групповая работа «Кто вернее и быстрее?» Найти окончание и основу. Указать часть речи.
  • Учишься, добра, флажками, завистливыми, бойцов, запечь, крепко, плясать, соринкой, светофорик, стараетесь, ласков, краями, плести.

«Знатокам» записать по 5-6 слов с подобными окончаниями.

Домашнее задание

uchitelya.com

Конспект урока русского языка в 5 классе «Окончание и основа слова»

Учитель: Колупаева А. А.

Тема: Окончание и основа слова. (§12) С.42-45

Цель– сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Тип урока —урок усвоения новых знаний.

Предметные– осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные– осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные– сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы / формы обучения– наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование – интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, фоторисунки на заданную тему, карточки самоконтроля.

Демонстрационный материал – презентация по теме урока.

Мультимедийное оборудование, презентация, задания для каждой группы.

учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын – М.: Просвещение, 2012

1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Организационный момент. Приветствие учителя.

Здравствуйте, садитесь.

Откройте тетради, запишите число.

  1. Повторение учебного материала предыдущего урока. Актуализация знаний.

Дорогие ребята, мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика». Для того, чтобы продолжить наше путешествие, мы должны проверить наши знания. Но помните,жители этой страны очень серьёзные и поэтому не любят тех, кто кричит, мешает другим работать. Знайте, в этой стране нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один. Итак, отправляемся в путь.

Внимательно посмотрите на слайд( №1) и ответьте на вопрос:

1.Почему морфема значимая часть слова? ( С помощью морфемы образуем новые слова)

2.Что такое морфема? ( наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)

3.Как вы понимаете лексическое значение слова?

4.Что такое грамматическое значение слова?

5.Какие морфемы вы знаете?

6.Как называются слова, имеющие одно значение корня?

Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.

  1. Изучение темы. Целеполагание.

Что вы можете сказать про окончание?
– Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Для чего служит окончание?
– Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

Ребята, сегодня утром мне передали письмо, которое адресовано вам. Давайте откроем его и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может быть вы мне поможете?

День Учителя

В году много праздников. Осенью мы отмечаем День Учителя. С утра все школьники идут с букетами цветов. В нашей школе повесили красивый плакат с поздравлениями. Мы красиво украсили класс шарами. Ваня и Петя выучили стихотворения об учителях. Катя принесла большой букет роз.

А чего в этом письме не хватает? ( Окончания).давайте исправим ошибки.

А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. ( дети отвечают).

Чему вы должны сегодня научиться? ( Выделять окончания).

Что вызвало затруднение? Почему?
– Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).
– Сформулируйте тему урока.
– Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-).
– В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
– Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

А что вы знаете об окончани?

Как вы думаете, если букву на конце слова можно изменить, а слово при этом не меняет смысла, то как называется эта изменяемая часть слова?Например: вода, водный, подводник.( Окончанием) Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на стр.42.(Окончанием слова называется его изменяемая часть.)

Вы знаете, что при помощи приставки и суффикса образуются новые слова. А какую же роль играет окончание? (Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение.)

Обратите внимание на слайд (№5)

слайд – деформированный текст

Ночь, пойти, сильный, дождь

порывистый, листья, сбивал, веток, ветер

Прочитайте слова первой строчки. Понятен смысл каждого из них? (Понятен.)

— Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Обоснуйте свой ответ. (Нет, слова никак не связаны друг с другом.)

— Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение? (Надо изменить окончания слов; во второй строке добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

Работаем коллективно у доски. Составляем предложение, выделяем окончание и основу слова, разбираем предложение по членам и даём характеристику предложениям.

Ночью пошел сильный дождь.( повеств., невоскл, двусоставное, …

Порывистый ветер сбивал листья с веток..

Так для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.)

4. Физкультминутка. ( слайд № 6)

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).

5. Первичное закрепление материала.

Работа с учебником.

Упр.82, 83, 84, 85, 86.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.

Задание на слайде.

Измени слово школа, используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу.

Слайд №5.
– Проверьте свою работу.Слайд№6

4.как определить основу слова.

2.указывать значения, выраженные окончанием;

4.выделять основу слова (в изменяемых и неизменяемых словах).

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе. «Состав слова. Окончание и основа слова»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема. Состав слова. Основа и окончание

Тип урока: изучение нового материала

Формы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых группах

Методы: Словесные,  беседа,  наглядные,    практические

Оборудование: учебники, тетради, доска, раздаточный материал, картинки, карточки, проектор.

Цель урока: выработать умение выделять основу и окончание в словах.

Обучающие задачи:

  • Учиться определять состав слова, делить слова на основу и окончание.

  • Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.

Развивающие задачи:

  • Развивать речь, зрительную память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

  • Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся.

  • Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.

  • Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

  • воспитывать у школьников любовь к живой и неживой природе

Эпиграф:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем грамотно писать,

Тайны слова «познавать».

(2 слайд) эпиграф

— Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи. Прочитайте эпиграф укрока. Как вы понимаете эту фразу.

ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Рассказ учителя.

— Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».

  1. Беседа.

— Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)

— Как вы думаете, какая тема урока?

— Назвать тему урока вам помогут условные обозначения. (3 слайд)

Тема урока (4 слайд)

— Запишите в тетради число и классная работа

ІІІ. Задачи урока

Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

-выделять в словах основу и окончание

— изменять форму слова

— развивать логическое мышление и связную речь задачи урока (5 слайд)

ІV. Изучение нового материала

1. Работа с учебником

— Откройте учебник на странице 140. Давайте познакомимся с теоретическим материалом. (дети читают теоретический материал вслух).

2. Беседа о прочитанном морфемика (6 слайд)

— Что такое морфемика?

— Что называется морфемой?

3. Выполнение упражнения 357 (устно)

Задание: устно восстановите определения, ставя на место пропуска обобщенное для корня, префикса, суфикса понятие: значимая часть слова.

4. Чтение правила стр. 142,143

5. Беседа основа окончание (7 слайд)

— Что такое основа слова?

— Что такое окончание?

— Как вы думаете, почему эту часть слова называют окончанием? (Стоит в конце слова)

6. Работа с памяткой стр. 142

7. Работа в парах

— Отгадайте загадку. загадка (8 слайд) 2раза

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый — краса! А зовут её… (Лиса)

— Возьмите карточку, прочтите задание, выполните его в парах.

Задание:

  1. Вставь слово лиса в словосочетание, изменяя по смыслу. (форму слова)

  2. Выдели корень.

  3. Подчеркни оставшуюся часть.

Лиса

пушистый хвост у ___________,

долго выслеживал ___________,

любовался ___________,

много сказок о ___________,

Проверка.

— Прочитайте слова, которые у вас получились. Назовите орфограмму в слове.

— Какой корень выделили? (лис)

— Какую часть слова подчеркнули? (Окончание). Сравните с образцом на доске.

— Выделите основу слова.

карточка с лисой(9 слайд).

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

V. Закрепление нового материала

1.Работа у доски

Выполнение упражнения 362

— Что нужно сделать в упражнении? (спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Выделите основу слова и окончание)

(два ученика выполняют)

Проверка.

2. Работа в малых группах

Р/Р. Измени форму слов, составь предложения (на индивидуальных карточках)

В, березовая, роща, жили, грачи. Забрался, однажды, в, роща, кот. Увидел, он, гнездо, на, дерево, и, полез. Заметил, грач, кот, и, позвал, свои, соседи, грачи. Налетели, грачи, на, кот, закричали, замахали, крылья. Испугался, кот, и, упал, с, дерево. Больше, в, роща, его, не, видели.

Проверка правильный текст (10 слайд)

В березовой роще жили грачи. Забрался однажды в рощу кот. Увидел он гнездо на дереве и полез. Заметил грач кота и позвал своих соседей грачей. Налетели грачи на кота, закричали, замахали крыльями. Испугался кот и упал с дерева. Больше в роще его не видели.

3. Творческая работа

Выполнение упражнения 363.

— Что нужно сделать в упражнении? (запишите слова, выделяя в них окончание. Записывайте рядом это же слово в другой форме)

Проверка

5.Тест

Если правильно выполните все задания , получится слово.

1. Часть слова без окончания называется

Е – корень слова

У – основа слова

2. Окончание служит для образования формы слова

Л – нет;

М – да.

3. Окончание — это

Н – изменяемая часть слова

П – неизменяемая часть слова

4. Суффикс служит

И – для образования новых слов

Ы – для образования формы слова

5. Префикс стоит

Х – после корня

К – перед корнем

6. Префикс, корень, суффикс

И – образуют основу слова

Я – не образуют основу слова

Проверка теста.

— Какое слово у вас получилось? УМНИКИ (11 слайд)

VІ.Итог урока

1.Беседа повторение (12 слайд)

    • А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над какой темой урока работали?

    • Что такое морфема?

    • Назовите, какие морфемы вы знаете?

    • Основа слова это?,,

    • Окончание служит для чего?

    • Понравился урок? Что именно?

VІІ. Оценивание

VІІІ. Домашнее задание. Правила упр. 365 д/з (13 слайд)

(14 слайд) спасибо за урок

Резервный час

Работа в паре упр 364. (устно)

infourok.ru

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему «Как образуются формы слова с помощью окончания» с использованием компьютерной презентации

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;
  • развивать умение выделять окончание, в том числе нулевое, и основу слова;
  • формирование умения определять лексическое значение слова;
  • развивать умение определять межуровневые связи языка.

Ход урока

Организационный момент.

Презентация

— Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.

— Чтобы продуктивно построить сегодняшнее занятие, нам необходимо вспомнить материал предыдущего занятия. В этом нам поможет первый слайд презентации (слайд №1). Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: почему морфема - значимая часть слова?

— Повторив материал, перейдем к практике.

— Выполним следующее задание: используя карточки со словами, составьте с ними известные пословицы и поговорки. Далее на экране появляется слайд №2: какую морфему вам пришлось изменить? Почему? (постановка проблемного вопроса)

Раздаются карточки на парту заранее

Работа в парах

— Какая пара справится быстрее? Советую начать с сиреневой пословицы!

Карточки: Нос, не, комар, подточить. Что люди, то, пожелать, и, получишь, сам.

Тот, кто справился быстрее, оформляет ответы на доске с подзаданием — выделить все орфограммы.

Результат: Комар носу (а) не подточит.

Что людям пожелаешь, то и получишь сам.

— Так какую морфему мы изменили в данных словах? А для чего нам это понадобилось? (Изменили окончание для связи слов в предложении).

Беседа с классом

— А теперь внимательно посмотрите на составленные вами тексты. А могли ли мы догадаться о том, к какой части речи относятся слова только по окончаниям? На экране появляются окончания (слайд №3):

-у,-а-, -ит, -ям, -ешь, -ишь

(ответы)

А если внимательно посмотреть на экран и в ваши тетради, то про какие слова мы забыли? (Комар, сам). А разве в них окончание выделить нельзя?

— Как мы назовем такое окончание? (Нулевое)

— А для чего служит нулевое окончание? Какова тогда основа таких слов?

Вывод: в словах есть нулевое окончание, которое также обозначает грамматические признаки слова; основа слова — все слово.

— Но дело в том, что большинство слов, в которых мы можем выделить такое окончание, вы прекрасно знаете. Большинство из них, но не все — это слова на изученную ранее вами орфограмму. А какую, вы ответите мне ровно через 5 минут. Поиграем в ручеек.

Игра “Ручеек”

Задание (на экране появляется слайд №4):

  • записать в строчку слова, вставив пропущенные буквы
  • определить склонение;
  • выделить окончания и основы слов.

Слова для ручейка: туш(?), к(о,а)са, плющ (?), рощ(?), плащ (?), г(о,а)в(о,а)рил, прих(о,а)дил, грач(?).

Во время ручейка перевернутыми раздаются карты самоконтроля. Меняются тетрадями и анализируют и оценивают работы друг друга.

Выводы по упражнению (беседа):

— На какие орфограммы встретились вам слова в упражнении? как они называются?

— Слова каких частей речи встретились вам в ручейке? (Глаголы, существительные)

Сделайте сами вывод, в какие формы имен существительных и глаголов имеют нулевое окончание? (слайд №5). Таблицу можно занести в памятку.

— Докажите, что написание нулевого окончания возможно только в этих формах? Подставляем, н-р, рощ –роща; грач –грачи, грачом, грачей и т.д.

— С каким разделом лингвистики, как оказалось, тесно связана морфемика? (Морфология)

— Итак, теперь мы знаем, что именно в этих формах данных частей речи мы всегда отметим нулевое окончание. А может не нужно его выделять? О чем оно говорит? (Несет грамматическую информацию о слове)

— Знания об окончании, в том числе и нулевом, помогут нам выполнить следующее упражнение.

Индивидуальная работа

— Задание такое: разделите тетрадь на две колонки, как это представлено на слайде №6. Ваша задача – записать предложенные слова в столбик в первую колонку, выделить в них все известные морфемы. Каждый работает индивидуально!

— А какие морфемы нам известны? (Окончание, приставка, корень, суффикс)

— Что общего у всех слов? (Корень) Как называются такие слова? (Однокоренные).

— Одинаковы ли лексические оттенки слов? (Разные, но оба они связаны с лесом)

Проверка выделенных морфем с помощью слайда №7

— Поработаем со вторым столбиком. Измените слова первого столбика по указанным падежам и числам, выделив все известные морфемы (слайд №8).

Проверка выделенных морфем с помощью слайда №9

Если нужно помочь ученикам:

— Как изменилось лексическое значение слов при изменении их форм? (Осталось прежним). Что в словах осталось прежним, а что изменилось? (изменилось окончание, остался корень, суффикс).

— Всегда ли однокоренные слова являются близкими по лексическому значению? А изменилось ли оно при изменении его формы с помощью окончания?

Подведение итогов урока (работа со схемой), оценивание.

— В начале урока мы поставили перед собой задачу: определить, как образуются формы слова с помощью окончания. Для подведения я хочу воспользоваться следующей схемой (появляется на экране слайд №10).

— Дает ли она нам ответ на вопрос? Каким образом?

— А теперь соберем урожай!

На листочках поставьте отметку себе и моему уроку в виде вот такой физиономии (слайд №11).

Организация домашнего задания

1) карточки с изображением морфем русского языка (с их помощью дети на других уроках могут составлять различные слова), сочинить сказку о королеве Морфемике. Примерные темы мини – сочинений: “Как однажды поссорились две морфемы”, “Как лексика к морфологии в гости ходила” и др. Необходимо объяснить учащимся, что содержание сочинений должно отражать материал урока.

18.12.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация «Основа слова и окончание»

Цель:
-Расширить понятие об основе слова; научить находить и выделять основу в слове;
-Научить определять грамматические значения окончаний в различных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе; познакомить с понятием «нулевое окончание»;

Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, а знали ли вы, что детёныши панды являются одними из самых любознательных животных в мире?
Так вот…Панда к нам хочет обратиться за помощью.
«Привет, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я не могу одна собрать пазлы. Мой друг Кротик на меня обиделся, потому что я отказалась от его помощи»

II. Актуализация знаний
«Ребята, давайте вместе соберём пазл. На каждом фрагменте написано задание, если его правильно выполнить, деталька найдет своё место».

Вы начали изучать большой раздел языкознания. Давайте вспомним, как этот раздел называется? (морфемика)
Что она изучает? (состав (строение) слова)
А из чего состоит слово? (из морфем)
А что такое «морфема»? (наименьшая значимая часть слова)
Почему «значимые»? Как вы думаете? (имеют значение в отличие от буквы и слога)
Вспомните, какие вы знаете морфемы? (приставка, корень, суффикс, окончание)

III. Определение темы и целей урока
«Первое задание совсем простое. Отгадайте загадку, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока!».
Мной заканчивается слово.
Могу я слово изменить,
Что при этом изменяется?
Как же это называется?
Что не изменилось в слове,
То относится к основе.

Что мы будем сегодня с вами изучать? (окончание и основу слова)

Как будет звучать тема нашего урока? (Окончание и основа слова)
Верно!
Запишем тему урока. Что общего в определении окончания и основы? (значимая часть слова)

 

 

 

Какие цели мы перед собой поставим? Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
1.Что такое окончание? Основа?
2.Для чего они нужны в русском языке?

IV. Изучение нового материала
Давайте приступим к следующему заданию. Вам необходимо посмотреть на слова и восстановить схему.

 

 

 

 

А как вы определили склонение?

Какие значения имеет слово? (Лексическое и грамматическое).

С заданием мы справились. Давайте посмотрим, что нам подготовили далее.
Как вы думаете, можно ли что – то сказать о лексическом значении слова по его окончанию? (нет)
Основе? (да, это сооружение, имеющее стены, окна, крышу и помещения внутри, в котором живут или работают люди). Например, дома

То есть что содержит основа слова? (Лексическое значение этого слова)

Сделаем вывод, что же такое основа? (Основа — часть слова без окончания, которая выражает его лексическое значение).

 

 

 

Если в основе содержится лексическое значение, то какое же значение в окончании? (грамматическое)

Что вы можете сказать о грамматическом значении слова, у которого окончание –яя?
( это слово – прилагательное, употреблено в форме И.п., ед.ч., ж.р.)
Приведите пример. (Например, домашняя, весенняя)

Что вы можете сказать о грамматическом значении слова, у которого окончание – ешь? (это слово – глагол, употреблен в форме настоящего или будущего простого времени, 2 лица, ед.ч.,1 спряжения).
Приведите пример. (делаешь, пишешь, пляшешь)

Прочитайте весёлое стихотворение Тамары Крюковой:
Полтергейст
Дали на дом нам заданье:
Нулевое окончанье.
Разберите слово хвост.
Мне вопрос казался прост.
Окончанья у хвоста
Нет. А как же буква а?
Появилась ниоткуда?
Если так, то это чудо.
Окончанье-невидимка.
И решил я без заминки
Невидимку изловить.
Стал по комнате бродить.
Я – на стул, а из-за стула
Снова а мне подмигнула.
Я – за стол, а за столом
Надо мной смеется ом.
Взял ковер, а по ковру
У несется – я не вру.
Пол, торшер и шкафчик в ванне.
Все имеют окончанье.
Ужас, сколько невидимок!
Стал натягивать ботинок,
Как нежданно из ботинка
Появился невидимка.
И залез в ботинок снова.
Я проверил: стоит слово
Изменить по падежам –
Невидимка выйдет сам.
Знаю нынче без запинки:
Окончанья-невидимки
Будто нет, а все же есть.
Вот такой вот полтергейст.
(Полтергейст — непонятное явление)
О чём это стихотворение? (Окончание может быть, а может и не быть. То есть окончание имеет определенный признак, оно способно изменяться)
Чтобы окончание зазвучало, что нужно сделать? (изменить падеж, т.е.форму слова)

Вспомните, как называется окончание-невидимка? (нулевым)
Тогда какая же основа будет в таких словах? (всё слово)
Что вы можете сказать о грамматическом значении слова, у которого нулевое окончание?
(может быть существительным мужского рода,2 склонения, единственного числа, И. или В. п.)
Приведите пример. (стол, руль, бег)

Так какова функция окончания? (Как мы видим, по окончанию мы многое можем сказать о грамматическом значении слова, оно позволяет изменить и образовать форму слова)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видео)

Посмотрим за окно. Что мы видим? (снег).
Панда – южное животное. Она никогда не видела снега. Давайте выполним задание и составим предложения.

Работа с деформированными предложениями.
1 в. В, январь, ударять, сильный, морозы.
2 в. Пушистый, снежинки, плавно, падать, на, земля.
– Можно ли сказать, что это предложения? (нет)
– Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (изменить окончание слов)
-Измените. Что у вас получилось? (В январе ударили сильные морозы. Пушистые снежинки плавно падают на землю.)
–Таким образом, окончания нужны не только для образования формы слова, но для чего ещё? (для связи слов в предложении)

— определим грамматические признаки, на которые нам указывает окончание слов «сильные», «землю», выделим основы.

Подпишите части речи в предложениях (сущ., прил., глагол)
А как вы думаете, у всех ли значимых слов бывают окончания? (у наречий не бывает)
Найдите, в предложении какого варианта встретилось наречие? (2в, плавно)
Можем ли выделить окончание? (нет) Выделите основу.

 

А еще у каких значимых частей речи? Давайте прочитаем стихотворение.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафю зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать,
Будут польта выдавать.

Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)
Запишите в тетради их правильно.
Почему у них нет окончания? (Это неизменяемые слова. Следовательно, у них нет ни окончаний, а основа – всё слово)

Из 4 четверостишия выпишите неизменяемые слова. Проговорите основы.

V. Закрепление полученных знаний
Итак, давайте сделаем вывод. Что мы сегодня узнали об окончании и основе слова?
Что такое окончание? Что такое основа?
Делаем вывод: окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Основа — часть слова без окончания, которая выражает лексическое значение.

VI.Контроль и самопроверка знаний
Ответьте кратко: да или нет?
1.Основа слова – часть речи; —
2.Окончание – изменяемая часть слова; +
3.Окончание входит в основу слова; —
4. С помощью окончания образуются новые слова. —
5. Окончание служит для связи слов в словосочетании; +

Выпишите самостоятельно из стихотворения «Полтергейст» несколько слов, соответствующих схемам:

1) (дом, хвост, вопрос, решил, стул, ботинок и т.д.)
________

2) ______ (подмигнула, невидимка, хвоста, ботинка)

3) _____ (падежам)

 

Обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим, что у вас получилось.

VII.Домашнее задание
Выучить определение окончания и основы. Упр.382, 388

Как же здорово! Я понял, что именно благодаря вам я узнал много нового. Теперь я знаю, что вместе можно преодолеть любые трудности!
Каждому из вас я передала тёплые пожелания. Я желаю вам удачи! Ваша Панда

edupres.ru

презентация урока русского языка в 5 кл.

Просмотр содержимого документа
«презентация урока русского языка в 5 кл.»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ

ИНДУСТРИАНСКАЯ ШКОЛА

ЭПИГРАФ УРОКА:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей !

ТЕМА УРОКА

«Состав слова.

Основа и окончание»

ЗАДАЧИ УРОКА:

— выделять в словах основу и окончание

— изменять форму слова

— развивать логическое мышление

МОРФЕМИКА – РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, В

КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ МОРФЕМЫ

М О Р Ф Е М А

Префикс корень суффикс окончание

На- -езд- -ниц-

ОСНОВА – ЧАСТЬ СЛОВА БЕЗ ОКОНЧАНИЯ

А

И

ПАЛАТК ПАЛАТК

ОКОНЧАНИЕ ОБРАЗУЕТ ФОРМЫ СЛОВА

А

И

РОЩ РОЩ РОЩ

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый — краса! А зовут её… 

Лиса

пушистый хвост у_ _ _ _ лис ы

долго выслеживал_ _ _ _ лис у

любовался _ _ _ _ _ _ _ _ лис ой

много сказок о _ _ _ _ _ _лис е

В березовой роще жили грачи. Забрался однажды в рощу кот. Увидел он гнездо на дереве и полез. Заметил грач кота и позвал своих соседей грачей. Налетели грачи на кота, закричали, замахали крыльями. Испугался кот и упал с дерева. Больше в роще его не видели.

У М Н И К И

Состав слова.

Основа и окончание

МОРФЕМА – минимальная значимая часть слова

ОСНОВА – часть слова без окончания

ОКОНЧАНИЕ образует формы слова

Домашнее задание

стр. 140-143 правила,

упр. 365

Спасибо за урок

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *