Орфография 5 класс урок – Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка «Повторение орфографии» в 5 классе.
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка «Повторение орфографии» в 5 классе.
Урок русского языка в 5 классе
Повторение изученного в разделе «Орфография»
Морозова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУСОШ №1 города Фурманова
Задачи урока
Обучающие
- создание условий для осознания, понимания изученной темы;
- формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.
Развивающие
- формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
- формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;
- формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;
- активизация познавательной деятельности учащихся,
- повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Воспитательные
- создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.
Ход урока
- Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»
Как герой оказался в стране невыученных уроков?
Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?
Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?
ТЕМА урока Слайд 1
Что вы ждёте от урока?
Целеполагание. Слайд2
- Заполнение листа самооценки
Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.
Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.
А также на помощь нам придут разделы орфографии.
Назовите их.
Слайд
- А) Слова на интерактивной доске:
Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.
Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)
Предложите задание
(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)
Индивидуальное задание на интерактивной доске.
Б) Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.
Карточка №1
Письмо от Мишки.
Пришло мне письмишко,
Гляжу – из лагеря, от Мишки:
«Здесь чудный лук, и я лижу»,-
написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут.
Читаю дальше:
«Здесь лиса. Красивый длинный прут.
На днях в лесу нашел я грусть,
и очень был доволен…»
Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется, надо подлечить –
Заставить правила учить?
Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму
Проверка индивидуального задания?
Взаимопроверка по ключу Слайд
— Чем интересны данные слова? Какое явление отразилось?
Какие орфограммы мы вспомнили?
Найдите на карточке стихотворный вариант правила.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- — О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?
Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые согласные в корне слова).
- Карточка №2
Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:
1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый. | 5. Отважный. 6.Знаменитый. 7. Здешний. 8.Правдивый. |
- Морфемы
Ет
Ишь
Ат
Что могут рассказать о слове данные морфемы?
На какой постоянный признак глагола указывает окончание?
Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?
Интерактивный плакат «Способы определения спряжения глаголов»
Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)
Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.
- Предложите задание к словам
Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.
Какому правилу подчиняется орфограмма?
Не выучил — не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
«Не» всегда пиши.
- А) Грамматическая сказка.
Мягкий знак.
А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат, не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчаются лишь буквы Ж и Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, — но всё напрасно. Они терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, — от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.
— О ком идёт речь в сказке?
— О каких функциях ь рассказано в сказке?
Б) Работа в парах. Объяснение правописания ь и ъ.
В) ? какая функция ь не встретилась?
Ь после шипящих как показатель грамматической формы слова
Рассыпанный алгоритм на интерактивной доске
? что представляет собой данная запись?
— предложите задание.
Г)Индивидуальное задание на интерактивной доске.
Реши орфографическую задачу и исправь соответствия
Пишеш..
Рож..
Сплош..
Замуж…
Меч…
С крыш…
Береч…
Хорош…
Сущ. 3 скл.
Глагол 2л., ед.ч.
Инфинитив
Наречие
Краткое прилагательное
Наречие-исключение
Сущ. 2 скл.
Сущ. во мн.числе
Д) Луч?, доч?, стереч?, меч?, ноч?, из задач?, мыш?, береч?, лещ?, из училищ?, ищеш?, помощ?, стриж?, испечь?, выигрыш?, рисуеш?, из задач?, трубач?, умываеш?ся, с крыш?, помоч?, стрич?
Какую орфографическую задачу нам предстоит решить?
1в слова с ь
2 в слова без ь
Проверка инд. задания
Проверка задания Д по ключу.
- Работа в парах с деформированным текстом
Выбор уровня сложности задания.
Карточка №3
1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
В…да и лес – кр…са природы. Полная кр…сота мес…ности с…стоит в с…единении в..ды с лесом. Природа так и п…ступает. Реки речки руч…и и озёра почти всегда обрастают лес…м кустами. Леса – хр…нители вод. Дерев..я з…крывают землю от п..лящих лучей летнего со…нца от в…тров. Пр…хлада и сырость ж…вут в их тени и (не) дают иссякнуть влаг…
2 уровень сложности. Исправить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Вода и лес – кроса прероды. Полная кросота месности састоит в соединении воды с лесом. Прерода так и паступает. Реки речьки ручи и озёра почти всегда обрастают лесом кустами. Леса – хранители вод. Деревя зокрывают землю от полящих лучей летнего сонца от ветров. Прахлада и сырость жывут в их тени и недают иссякнуть влаге.
Внимание! В тексте 15 орфографических и 3 пунктуационные ошибки!
Рефлексия.
Синквейн
Орфография
Сегодня на уроке:
мне было интересно…
я многое узнал (а)…
мне было трудно…
я отлично поработал (а)…
Д.З. Составить словарный диктант из 15 слов на орфограммы.
Лист самооценки
Выполняемое задание | Количество баллов | |
Устные ответы | ||
Теоретическая эстафета | ||
Задание 1 (загадки) | ||
Задание 2 (пословицы) | ||
3адание 3 (ь после шипящих) | ||
3адание 4 (предложения ь после шипящих) | ||
Задание 5 (образование глаг. и сущ.) | ||
Задание 6-7 (А8) | ||
Индивид. Задания |
nsportal.ru
Конспект урока на тему «Орфография». 5 класс
Тема: «Орфография»
Цель:Совершенствовать знания учащихся по основным типам орфограмм и умения обосновывать свой выбор
Задачи:
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм, 3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по изученным орфограммам; 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».
Ход урока
1. Мотивация.
“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.
– Согласны вы с этими словами?
– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике на нашем уроке русского языка.
– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и верьте в свои силы.
2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
– Проверим, насколько готовы мы к работе.
- Что изучается в орфографии?
- С какими разделами науки о языке она связана?
- Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест?
- Давайте назовём несколько самых известных орфограмм.
- Вспомните и запишите 7 – 8 слов с удвоенной согласной.
- Вспомните и назовите столько же слов, где есть корень с чередованием.
– Я рада вашим ответам.
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.
— Предположите, каковы будут цели урока.
3. Практическая часть.
1) Слово учителя.
Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова.
Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора).
– Давайте составим со словом корректор 2 словосочетания в тетрадях.
– В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор? (Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью).
2) Задания.
– Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.
Задание 1.
На доске загадка: На окне стоит горшок,
А в горшке растёт цветок.
Посмотреть – не разберёшь:
Не растение, а ёж. (Кактус).
Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.
Задание 2.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги Учитель паставил два,
Твоей плимяннице Оле, А сам сказал, что маю работу
А то небудет её наги Даже несмок прчитать.
В этой пративной школе. Попраси его, дядя, исправить двойку
Мне вчера за дектант на слова И паставить мне пять.
– Найти слова, которые проверяются с помощью словаря.
– Найдите слова, которые проверяются изменением слова.
Задание 3.
– Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
– Предоставляю Вам право выбора оружия.
– Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы уже убиты.
Давайте с вами проведём орфографическую дуэль. Пишем диктант с взаимопроверкой (работа в парах): Никому не преодолеть, ничего не возвращай, не о чем расспрашивать, объединиться не с кем, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи- то недостатки, кто-нибудь неизвестный, кто-нибудь не местный, а иногородний.
Задание 4. (По учебнику)
Упр. 599
Задание 5 (Итоговое). Тест «Проверь себя».
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Орфография». 5 класс »
Урок разработан учителем русского языка и литературы
МБОУ Каменской основной общеобразовательной школы
Лапик Аллой Ивановной
Тема: «Орфография»
Цель:
Совершенствовать знания учащихся по основным типам орфограмм и умения обосновывать свой выбор
Задачи:
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм, 3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по изученным орфограммам; 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».
Ход урока
1. Мотивация.“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.
– Согласны вы с этими словами?
– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике на нашем уроке русского языка.
– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и верьте в свои силы.
2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.– Проверим, насколько готовы мы к работе.
Что изучается в орфографии?
С какими разделами науки о языке она связана?
Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест?
Давайте назовём несколько самых известных орфограмм.
Вспомните и запишите 7 – 8 слов с удвоенной согласной.
Вспомните и назовите столько же слов, где есть корень с чередованием.
– Я рада вашим ответам.
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.
— Предположите, каковы будут цели урока.
3. Практическая часть. 1) Слово учителя. Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова. Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора). – Давайте составим со словом корректор 2 словосочетания в тетрадях. – В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор?Задание 1.
На доске загадка: На окне стоит горшок,
А в горшке растёт цветок.
Посмотреть – не разберёшь:
Не растение, а ёж. (Кактус).
Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.
Задание 2.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги Учитель паставил два,
Твоей плимяннице Оле, А сам сказал, что маю работу
А то небудет её наги Даже несмок прчитать.
В этой пративной школе. Попраси его, дядя, исправить двойку
Мне вчера за дектант на слова И паставить мне пять.
– Найти слова, которые проверяются с помощью словаря.
– Найдите слова, которые проверяются изменением слова.
– Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
Задание 3.
– Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
– Предоставляю Вам право выбора оружия.
– Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы уже убиты.
Давайте с вами проведём орфографическую дуэль. Пишем диктант с взаимопроверкой (работа в парах): Никому не преодолеть, ничего не возвращай, не о чем расспрашивать, объединиться не с кем, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи- то недостатки, кто-нибудь неизвестный, кто-нибудь не местный, а иногородний.
Задание 4. (По учебнику)
Упр. 599
Задание 5 (Итоговое). Тест «Проверь себя».
Проверь себя | Ключ к заданию |
|
|
Поставьте себе оценки: «5» — за 14 правильных ответов, «4» — за 11 – 13 правильных ответов, «3» — за 7 – 9 правильных ответов.
Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3, 2.
– Вы сегодня молодцы!
4. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора. Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии. Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял. Что исправлять чужие ошибки – сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора – отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти знания? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.
Главным для меня на уроке было то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы …
– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.
– Следовали ли мы сегодня этому мудрейшему совету?
5. Домашнее задание (по выбору): 1) работа с текстом упр. 600; 2) выполнение теста.
Тест «Проверь себя».
Проверь себя | Ключ к заданию |
|
|
Поставьте себе оценки: «5» — за 14 правильных ответов, «4» — за 11 – 13 правильных ответов, «3» — за 7 – 9 правильных ответов.
Тест «Проверь себя».
Проверь себя | Ключ к заданию |
|
|
Поставьте себе оценки: «5» — за 14 правильных ответов, «4» — за 11 – 13 правильных ответов, «3» — за 7 – 9 правильных ответов.
kopilkaurokov.ru
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка на тему «Повторение орфографии»
Конспект урока по русскому языку
Тема: Повторение орфографии
- ФИО – Егорова Светлана Николаевна
- Место работы – ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга
- Должность – учитель русского языка и литературы
- Предмет – русский язык
- Класс – 5
- Базовый учебник –
- Цели урока:
— имеют представление об орфографии как разделе науки о языке
— знают и применяют правила написания орфограмм: «Безударные гласные в корне слова», «Непроверяемые безударные гласные», «Правописание приставок Пре-и При-», «Правописание НЕ с разными частями речи»
— находят орфограммы в тексте
— подбирают синонимы к словам
— умеют решать логические задачи
— проявляют осознание эстетических фактов
8. Тип урока – Повторение пройденного материала
9. Типы работы – индивидуальная, фронтальная, групповая
10. Необходимое техническое оборудование
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об орфографии и повторим некоторые виды изученных вами орфограмм. (слайд 1)
А что же такое орфография?
Верно, орфография – это раздел языкознания, изучающий правила написания слов.
А известно вам происхождение этого слова?
(др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός — «правильный» и γράφω — «пишу») (слайд 2)
Работать мы с вами сегодня будем в особых листах. У каждого из вас такой листок перед собой. Давайте запишем фамилию и имя и тему сегодняшнего урока.
Что же именно мы должны повторить? Давайте вспомним изученные в 5 классе орфограммы.
Какие орфограммы вы знаете?
(Ответы детей)
Посмотрите на экран перед вами группы слов с пропущенными буквами скажите, какие буквы вы вставите на место пропусков. (слайд 3)
Д..ждливый, к..лонна, оч..рование
Г..родской, неув..даемая, б..лконный
Фак..л, стр..ла, м..ряк
В каждой группе есть лишнее слово, назовите его и запишите(колонна, балконный, факел)
По какому признаку вы решили, что оно лишнее?(все проверяемые дождливый – дождь, очаровании – чары, городской – город, неувядаемая – вянет, стрела – стрелы, моряк – море).
Давайте вспомним это правило. (слайд 4)
- Проверь ударением
Измени форму слова (паруса – парус)
Подбери родственное слово (спешить – спешка)
- Непроверяемые
Вспомни происхождение слова, найди дальнего родственника (состязаться – тяжба; брошюра – брошь)
Смотри словарь
Закрепление. Сейчас вы посоревнуетесь между собой. На последней парте в каждом ряду лежит листочек, на котором вы должны будете вписать слова с проверяемыми гласными. Каждый человек пишет одно слово и передает впереди сидящему. Та группа, которая первой выполнит задание, получит дополнительные баллы. Но в первую очередь будет учитываться правильность.
Итак, орфограмма «безударные гласные в корне слова» одна из самых первых, изучаемых вами в курсе школьной программы русского языка, и поэтому особых трудностей с ней у вас нет.
А сейчас вспомним с вами еще одну орфограмму.
Посмотрите на ваши рабочие листочки. В левом верхнем кружочке у вас есть слова с пропущенными буквами. Вставьте их и устно обоснуйте постановку той или иной буквы (слайд 5)
Пр..красный город
Пр..морский пейзаж
Пр..скверная погода
Старое пр..дание
Пр..открыть окна
(слайд 6 )
придавить, прижать
|
преграда прервать
превкусный преувеличить превозносить |
Закрепление. Распределительный диктант (в тетради):
Пр_забавный, пр_вилегия, пр_видение, пр_бывание в воде, пр_вратник, пр_ходящий успех, пр_лагать усилия, пр_сесть на диван, пр_городный поез, пр_увеличить опасность, пр_ехать в Пр_морье, пр_клоняться перед красотой, пр..старая книга.
Пре- | При- |
презабавный пребывание в воде преходящий успех преувеличить опасность преклоняться перед красотой престарая книга | привилегия привидение привратник прилагать усилия присесть на диван пригородный поезд приехать в Приморье |
Варианты проверки: самопроверка, взаимопроверка.(слайд 7)
Кто выполнил задание без единой ошибки?
Какие слова вызвали трудности?
Давайте продолжим работу в тетрадях.
Подберите, пожалуйста, синонимы к словам:
- Неряшливый человек (неряха)
- Грубый, невоспитанный человек (невежа) (слайд 8)
- Малообразованный человек (невежда)
- Не населенный людьми, нежилой (необитаемый) (слайд 9)
- Не такой как все, не похожий на обычное или привычное (необычный)
- Питать ненависть к кому-чему-н; испытывать неприязнь или отвращение(ненавидеть) (слайд10)
Что же роднит эти слова (у всех есть приставка не- и все они пишутся слитно)
Почему же? Вспомните правило
(слайд11)
Не с глаголами пишется раздельно
Не заметил, не заметив, не был, не мог
Слитно, если слово не употребляется без не
Ненавидеть, негодовать, нездоровится,
Невзлюбить, недоумевать,
Неволить, неистовствовать, неймётся
(слайд 12)
Правописание не с существительными,
прилагательными и наречиями на –о, -е
Раздельно
Есть противопоставление с союзом а
Не правда, а ложь
Не добрый, а злой
Не далеко, а близко
Есть слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда (слова с ни)
Она далеко не красавица
Вовсе не интересный
Ничуть не знакомый текст
Никому не
Слитно
слово не употребляется без не
Невежа
Невзрачный
Нелепо
Можно заменить синонимом
Это неправда = (ложь)
Неинтересный рассказ (скучный)
Негромко читал (тихо)
Рассказ неинтересен (кр. прил.)
Человек несчастлив
Обратимся к вашим рабочим листкам. Под цифрой 2 вы видите табличку с расставленными в ней цифрами. Я вам буду называть слова, а вы в соответствующих ячейках будете ставить + или — , в зависимости от того слитно или раздельнго с не пишется слово. Слитно +, раздельно —
- ненависть,
- нелепый,
- недомогать
- невзгоды
- не пришел
- не правда, а ложь
- неряшливый
- недолюбливать
- непобедимый
- не мог
- не любишь
- несдобровать
- нерешительный
- невидимка
- неволя
А сейчас возьмите цветной карандаш и закрасьте те ячейки таблицы, в которых у вас плюсики.Что у вас получилось?
Чтобы перейти к следующей части нашего урока я попрошу вас выполнить несколько задачек (вспомним математику).
Каждый пример вписывайте в соответствующую строку в облачке под цифрой 3.
(слайд 13)
- Количество склонений у существительного умножьте на количество звуков в слове ел (3 х 3 = 9)
- Из полученного числа отнимите количество спряжений у глаголов (9 – 2 = 7)
- Полученное число умножьте на количество букв в слове Петербург (7 х 9 = 63)
- Прибавьте к полученному числу количество богатырей дядьки Черномора ( 63 + 33 =96)
- Конечную сумму отнимите от года рождения Пушкина (1799 – 96 =1703)
Вам о чем-нибудь говорит эта дата?
Верно – это год основания Санкт-Петербурга. А в какой день был подписан указ об основании города? (27 мая). Верно, и сейчас мы празднуем 27 мая день города.
А знакомо вам такое понятие как новый и старый стиль?
Так вот, по старому стилю день города отмечался 16 мая – то есть сегодня.
(слайд 14)
Запишите, пожалуйста, эту дату в ваш рабочий листок в строку под картинкой.
Итогом повторения орфографии станет выполнение самостоятельной работы. На рабочих листках под цифрой 4 есть текст об основании Петербурга. В нем пропущены буквы и знаки препинания. Ваша задача заполнить пропуски; решить орфографические и пунктуационные задачи.
Р..ждение Петербурга всегда к..залось чудом. У финнов сохр..нилась легенда о создании города. В ней говорится: «Много людей в старые годы пр..нимались строить город на Невском болоте но это никому (не)удавалось. Но вот пр..шел русский богатырь и придумал хитрое (не)бывалое дело. Взял он и ск..вал на руках целый город поставил его на болото. (Не) смогло оно тогда погл..тить богатырский город и держит его до сих пор».
- Найдите слова на орфограмму «безударные гласные в корне (Рождение, казалось, сохранилась, сковал,поглотить).
- слова с приставками пре- при- (Принимались, пришел).
- не с разными частями речи (Не удавалось, небывалое, не смогло).
Есть ли предложения, в которых вы поставили знаки препинания?
Пунктуация:
Много людей в старые годы принимались строить город на Невском болоте, но это никому не удавалось.
Взял он и сковал на руках целый город, поставил его на болото.
А как вы думаете, кто такой этот русский богатырь? Конечно – Петр I.
Вы, наверное, заметили, что центральное место на ваших рабочих листах занимает главный символ Петербурга – Медный всадник, и большая часть выполненных вами заданий так или иначе были связаны с темой Петербурга. А кто знает скульптора этого памятника?
А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшое слайд-шоу о Петербурге и послушать гимн Санкт-Петербурга в исполнении Олега Кваши. Вам надо выполнить небольшое последнее задание — на местах, которые остались у вас в листах свободными, написать слова ассоциации, которые возникнут у вас в голове при просмотре фильма. Эти слова помогут вам при выполнении домашнего задания.
Итог урока: Какие же орфограммы мы сегодня повторили?
Что такое орфография?
Назовите дату основания Петербурга?…………
Домашнее задание: синквейн на тему Петербург.
nsportal.ru
урок русского языка в 5 классе по теме : «Повторение орфографии»
Урок – космическое путешествие в 5 классе.
Тема: Повторение орфографии.
Цель: подготовиться к диктанту.
Задачи:1) повторить изученные орфограммы: безударная гласная в корне, правописание разделительных ъ и ь, е – и в окончаниях существительных, -тся и –ться в глаголах, е – и в личных окончаниях глаголов; повторить разбор слова по составу, учить распространять предложения, развивать речь;
2) развивать внимание, образное и логическое мышление, умение анализировать;
3) воспитывать интерес к предмету через необычную форму урока.
Оборудование: карта путешествия, иллюстрации.
Ход урока.
О.м.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы должны подготовиться к диктанту, а для этого отправимся в космическое путешествие на планету Лингвистика.
Почему планета так называется? Что такое лингвистика?
( наука о языке)
Перед стартом нас ожидает проверка готовности к полету. За правильно выполненное задание присуждается звезда.
Творческий диктант. (Записать только проверочные слова к диктуемым словам с безударной гласной в корне)
Зан…чевать, пок…заться, прол…вается, д…лекий, запл…тить, затр…щали, ж…стянка, ож…вать, ш…фровка, зап…сать.
Проверка написанного.
Мы прошли проверку успешно,и наш корабль отправляется в полет. Карта полета на доске, а на ней прямо по курсу метеорит. Разобьем его.
Разбор слов по составу у доски.
Приземлиться, отлетает, дружный, разведка, отправление, летательный.
С этим препятствием справились. Полет проходит нормально. Но что это? Космические пираты. Они выдвинули ультиматум: или мы решаем задание, или не летим дальше.
Выборочно- распределительный диктант. ( Выписать слова с разделительным ъ в один столбик, а с разделительным ь в другой)
1. Зари багряной полоса объемлет ярко небеса. 2. Я посмотрел сквозь солнце и увидел силуэты рыбачьих лодок. 3. Вечер опускался на побережье. 4. Ученый не только описывает, но и разъясняет многое из жизни природы. 5. На стене здания висит объявление. 6. Книга в счастье украшает, и в несчастье утешает. 7. Необъятные космические просторы видны через иллюминатор.
Комментированная проверка. Обобщение правила.
Пираты от нас отступили. Летим дальше. Ой, что это? Послание от неизвестной планеты: «SOS!». Помогите решить проблему. Надо помочь, мы не можем бросить в беде планету. Разгадайте загадки и правильно запишите их.
Красн… д…вица с… дит в темниц… а к…са (на) улиц… ( Морковь)
Зверь лохматый, к…солапый, он сосет (в) берлог… лапу.(Медведь)
Кто (в) халат… и берет… буд…т рощ… на рассвете.(Дятел)
Комментированная проверка.
Вот мы и подлетаем к конечной точке нашего путешествия. На Лингвистике живут люди грамотные, умеющие говорить правильно и красиво, и чтобы попасть к ним, нужно пройти пограничный контроль.
Письмо на расширение. ( Распространить предложения так, чтобы получился связный текст, записать его, объяснить орфограммы)
Аппарат готовит(?)ся. Космонавты одевают(?)ся. Виднеет(?)ся планета. Она встрет…т.
Слова для справок: иллюминатор, тщательно, скафандр.
Чтение полученного текста.
Итоги.
— Подготовились ли вы к диктанту? Подсчитайте свои награды. Кто получил больше всех? (Выставление отметок).
— Что вы повторили сегодня на уроке?
— Молодцы! Вы вполне достойны побывать на планете Лингвистике, ведь вы показали отличное знание орфографических правил, умение разбирать слова по составу, составлять текст.
IV. Домашнее задание
multiurok.ru
Конспект урока русский язык 5 класс по теме «Орфография. Нужны ли правила?»
Конспект урока
по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской
по теме «Орфография. Нужны ли правила?»
Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеремонтненская СШ
2017 год
Конспект урока по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской по теме « Орфография. Нужны ли правила?»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.
2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.
УУД:
Личностные:
Осознание алгоритма успешного учебного действия.
Осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные:
Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация знаний (путем постановки проблемы)
Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.
Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
— Что придаёт тексту шутливый характер?
— В каких словах допущены ошибки?
— Почему Миша допустил ошибки в словах?
— А вы могли бы допустить такие ошибки?
3. Постановка учебной цели.
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
Открытие новых знаний.
4.1 Проблемный вопрос нашего урока. Зачем нужна орфография?
(Предоставим детям возможность высказать свою точку зрения.)
Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму. Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом).
А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? (правильное написание слов)
-Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).
На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.
-Лев Владимирович Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».
— Как вы понимаете высказывание лингвиста?
— Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?
Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.
Карточка 1. Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.
Карточка 2.
Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, осталась на месте. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет!» Ворота отворились, и Баба-яга въехала, посвистывая.
Войдя в горницу, Баба-яга растянулась и говорит Василисе: «Подавай-ка сюда, что там есть в печи». Василиса и начала таскать из печи да подавать Яге кушанье.
-Какой текст удобнее читать? Почему?
— (Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)
4.3. Чтение и пересказ лингвистических текстов (стр. 24-25 учебник)
5. Физкультминутка.
Упражнения для снятия усталости глаз.
1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Первичное закрепление знаний.
6.1. Анализ текстов и исправление ошибок.
Степа был в лесу и нашел большой гриб. А в это время его мама сидела за столом и делала чертеж. Степа отправил ей смс: «Мама, у меня грип!» Мама испуганно вскакивает со словами: «Сейчас поищу градусник».
А в следующий раз Степа находился в школе, чувствовал себя плохо и написал смс маме: «Мама, у меня гриб».
Мама добро ответила Степе: «А ты уверен, что это не мухомор?»
— Почему мама неправильно поняла Степу? (Из-за его ошибки).
-Какую ошибку допустил Степа? (Неправильно написал согласные на конце слова).
— К чему это могло привести? (Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).
— Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? (От незнания правил орфографии может зависеть здоровье и даже жизнь человека).
Выполнение упражнения 55 стр. 25
Выполнение упражнения 56 стр. 26
Выборочный диктант.
Из текста русской народной сказки выпишем слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».
Итог урока
– Какие цели и задачи были поставлены на уроке?
– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?
– Запишите ключевые слова урока.
— Слова Орфография и орфограмма однокоренные. О чем это свидетельствует?
— всегда ли мы на письме используем правила? Почему?
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…
Оценивание
Домашнее задание: упражнение 57, ЗСП-4
infourok.ru
Урок русского языка в 5 классе «Правописание морфем»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: открытие нового знания
УМК: С.И. Львова
Тема урока «Правописание морфем»
Цели урока: 1. дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов; 2. добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора; 3. формировать представление об основном законе русской орфографии – единообразном написании морфем.
Задачи:
Предметные.
Обобщить теоретические основы вопросов раздела « Орфография».
Актуализировать умения, сформированные при их изучении.
Применять орфографические знания при работе с языковым материалом:
Метапредметные.
Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.
Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.
Воспитательные.
Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.
Формируемые УУД:
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход урока
Самоопределение к действию
Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!
Актуализация знаний
Давайте с вами проведем синтаксическую разминку, тем самым повторим и пунктуацию, и некоторые орфограммы, члены предложения, части речи. И заодно вспомним, что же такое тематическое деление слов.
Синтаксическая разминка. 1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца. (Л. Успенский) 2) Василек, ромашка, колокольчик — все эти цветы были в букете у Петра.
Дополнительное задание: разобрать по составу выделенное слово.
Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока
Посмотрите на доску (на доске заранее учителем написаны слова)
Сшить, горизонт, в колыбели
Вопросы:
Как называются места в слове, где у нас могут возникнуть трудности? (орфограммы)
Какой раздел лингвистики занимается изучением орфограмм? (орфография)
Проведем словарную работу:
Словарная работа:
Орфография орфо -правильно
Орфограмма графо – пишу
Вопросы:
Как называется минимальная значимая часть слова? (морфема)
Еще раз посмотрим на записанные слова, в каких морфемах встречаются орфограммы в наших словах? (приставка, корень, окончание)
Какова же тема нашего урока? (правописание морфем)
Поставим цель к уроку, начнем со слов
Сегодня на уроке мы должны узнать…
«Открытие» учащимися новых знаний
На прошлом уроке мы с вами говорили об орфографии как разделе лингвистики, о разделах орфографии.
Итак, напомним друг другу, что такое орфография?
Какие разделы русской орфографии вы знаете?
Сегодня, как мы уже обозначили выше, предметом нашего изучения станем один из разделов орфографии – написание морфем.
Изучать правописание морфем нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о правописании морфем.
Теперь поработаем с нашим учебником. Откроем книгу на с. 60. Прочитайте самостоятельно теоретические сведения о правописании морфем и продолжите заполнение таблицы (вторая колонка)
Итак, что же вы узнали о правописании морфем? (ответы детей)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(Упражнение 128 учебника)
Задание Выписать слова с пропущенными буквами, распределяя их по графам таблицы
Орфограммы в корнях | Орфограммы в приставках | Орфограммы в суффиксах | Орфограммы в окончаниях |
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на п_лях, в тр_ве, в_дны _лмазы. Все _лмазы эти блестят и перел_ваются на солнышк_ разными цв_тами – и желтым, и красным, и синим. Когда под_йдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увид_шь, что это капли росы с_брались в треугольных л_стьях травы и блестят на солнц_. Листок этой травы внутри мохнат_нькие и пушист_нькие, как барх_т. И капли к_таются по листку и не моч_т его. Когда неосторожно с_рвешь листок с росин_чкой, то капелька скат_тся, как шарик светлый, и не увид_шь, как проск_льзнет мимо стебля. Бывало, с_рвешь такую чаш_чку, пот_хоньку поднесешь ко рту и выпь_шь р_синку, и р_синка эта _куснее всякого н_питка кажется.
Физкультминутка
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
(упражнение 130 учебника)
Задание: Распределите слова по колонкам таблицы
Правописание безударных гласных в корнях | Правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу |
Чувство, щупленький, чародейка, прищуриваться, нечаянно, чубчик, чудо, жизненный, пейзажист, шаловливый, долгожитель, жакет, жилет, опечатать, сожаление, огнетушитель, джинсы, неуживчивый, случайно, перчатки, дирижировать, раскрошить, живопись, чемоданный, чистосердечный, жасмин, шашлычная, беспощадный, шелестеть, жюлюзи.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы, в которых находятся орфограммы
Я н…чую в старой б…се…ке, потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству, и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы, которые тикают на круглом столе
Итог урока. Рефлексия.
Подведем итог нашего урока, вспомним, какие цели мы ставили перед собой, достигли мы ли их?
Вернемся к нашей таблице, заполним последнюю колонку.
Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?
Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.
Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?
Оцени работу всего класса.
Домашнее задание: выучить теоретический материал на с.60, упражнение 129
multiurok.ru
Урок по русскому языку на тему «Орфография» (5 класс)
Тема: «Орфография»
Цель:
Совершенствовать знания учащихся по основным типам орфограмм и умения обосновывать свой выбор.
Задачи:
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм, 3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по изученным орфограммам; 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».
Ход урока
Организационный момент
Психологическая минутка
“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.
– Согласны вы с этими словами?
– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике на нашем уроке русского языка.
– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и верьте в свои силы.
Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
– Проверим, насколько готовы мы к работе.
Что изучается в орфографии? (Это система правил, правописание)
Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест? (пользоваться правилом или словарем)
Давайте назовём несколько самых известных орфограмм. (безударные гласные и согласные в корне слова, правописание о,ё после шипящих, правописание приставок на з,с, правописание ы, и посе шипящих)
Вспомните и назовите слов, где есть корень с чередованием (соберу — собирать, касаться – коснуться и др.)
– Я рада вашим ответам.
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.
— Предположите, каковы будут цели урока.
Я буду учиться… находить орфограмму в тексте и слове
Я буду учиться… правильно писать букву на месте орфограммы
Практическая часть.
1.Слово учителя.
Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова.
Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора).
– Давайте составим со словом корректор по предложению в тетрадях.
– В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор? (Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью).
2) Задания.
– Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.
Задание 1. ( 3б. – прав, 2б. – 1-2 ошибки, 1.б- 3 ошибки)
На доске загадка:
На окне стоит горшок (без ударения пишу о),
А в горшке растёт (перед ст пишем а) цветок.
Посмотреть – не разберёшь: (глагол 2 лицо)
Не растение, а ёж (муж. род).
(Кактус).
Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.
Задание 2. (5б. – 12прав, 4б.- 11-9 прав., 3б. – 8-6 прав.)
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле.
Мне вчера за дектант учитель паставил два.
А сам сказал, что маю работу даже не смок прчитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.
А то не будет маей наги в этой пративной школе.
Физкультминутка
Вторичное закрепление
Задание 3. (1б- за прав. алфав. порядок, 1б. – за прав. орфогр.)
Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. С выделенными словами составьте предложение.
Еж, ямка, белка, шу..ка, ш..пот, ду..ло, гр..бы, медв..жата, доч.., ус..лана.
( белка, грибы, дочь, дупло, еж, медвежата, устлана, шепот, шутка, ямка)
Задание 4. (2б. за прав ответы, 1б – 5 прав.отвтов)
Составьте и запишите словосочетания с данными словами. Вставьте пропущенные буквы.
Гр..за –
Д..ждем –
Ц..пленок –
Лисиц..н –
Мыш.. –
Ц..ган –
Читаеш.. –
Задание 5 (Итоговое). Тест «Проверь себя».
Проверь себяКлюч к заданию
Прош(о,ё)л
Ш(ё,о)рох
Деш(ё,о)вый
Г(а,о)реть
Ц(ы,и)фра
В(о,а)лна
Ш(о,ё)колад
Хо(т,д)ьба
(З,С)доровье
К(а,о)рниз
Р(а,о)стов
К(а,о)саться
Уд(е,и)вительный
Ц(и,ы)п – ц(ы,и)п
Прошёл
Шорох
Дешёвый
Гореть
Цифра
Волна
Шоколад
Ходить
Здоровье
Карниз (сл. сл.)
Ростов (искл)
Касаться
Удивительный
Цып-цып (искл)
Поставьте себе баллы: «5» — за 14 правильных ответов, «4» — за 11 – 13 правильных ответов, «3» — за 7 – 10 правильных ответов.
Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3, 2.
– Вы сегодня молодцы! Давайте посчитаем свои баллы, которые вы набрали на уроке.
17 б.- 9, 16-14 – 8, 13-11 б.- 7, 10-9 б. – 6, 8-7 б. – 5, 6-5 б. -4, 1-4 б. – 3.
Подведение итогов. Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора.
Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии. Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял. Что исправлять чужие ошибки – сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора – отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти знания? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.
– А ваше мнение, ребята?
Рефлексия
Главным для меня на уроке было то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы …
– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.
– Следовали ли мы сегодня этому мудрейшему совету?
9. Домашнее задание
Найти в художественном тексте 3 предложения на орфограмму «чередование гласных в корне слова» 1 вариант
Найти в художественном тексте 3 предложения на орфограмму «и, ы после шипящих и ц » 2 вариант
Придумайте и запишите предложение, в котором все слова будут с орфограммой «Правописание о, е, ё после шипящих». (14-17 баллов)
infourok.ru