cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Орфография 5 класс урок – Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка «Повторение орфографии» в 5 классе.

Содержание

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка «Повторение орфографии» в 5 классе.

Урок русского языка в 5 классе

Повторение изученного в разделе «Орфография»

 Морозова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

МОУСОШ №1 города Фурманова

Задачи урока

 Обучающие

  • создание условий для осознания, понимания изученной темы;
  • формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.

Развивающие

  • формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;
  • формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;
  • активизация познавательной деятельности учащихся,
  • повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Воспитательные

  • создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

Как герой         оказался в стране невыученных уроков?

Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?

Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?

ТЕМА урока      Слайд 1

Что вы ждёте от урока?

Целеполагание. Слайд2

  1. Заполнение листа самооценки

Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.

Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.

А также на помощь нам придут разделы орфографии.

Назовите их.

Слайд

  1. А) Слова на интерактивной доске:

Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.

          Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)

Предложите задание 

(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)

Индивидуальное задание на интерактивной доске.

Б)     Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.

               Карточка №1

Письмо от Мишки.

Пришло мне письмишко,

Гляжу – из лагеря, от Мишки:
«Здесь чудный лук, и я лижу»,-
написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут.
Читаю дальше:
«Здесь лиса. Красивый длинный прут.
На днях в лесу нашел я грусть,
и очень был доволен…»

Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.

Вернется, надо подлечить –
Заставить правила учить?

Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму

Проверка индивидуального задания?

Взаимопроверка по ключу Слайд

— Чем интересны данные слова?  Какое явление отразилось?

Какие орфограммы мы вспомнили?

Найдите на карточке стихотворный вариант правила.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

 Чтоб развеять все сомненья!

Парные согласные

 Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

  1. — О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

(Непроизносимые согласные в корне слова).

  1. Карточка №2

Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:

1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый.

5. Отважный. 6.Знаменитый. 7. Здешний.

 8.Правдивый.

  1. Морфемы

Ет

Ишь

Ат

Что могут рассказать о слове данные морфемы?

На какой постоянный признак глагола указывает окончание?

Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?

Интерактивный плакат «Способы определения спряжения глаголов»

Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)

Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.

  1. Предложите задание к словам

Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.

Какому правилу подчиняется орфограмма?

Не выучил — не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

«Не» всегда пиши.

  1. А) Грамматическая сказка. 

Мягкий знак.

    А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

    Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат,  не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.

   

Не смягчаются лишь буквы Ж и  Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, — но всё напрасно. Они  терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.    

    Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.

     Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, — от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.

— О ком идёт речь в сказке?

— О каких функциях ь рассказано в сказке?

Б) Работа в парах. Объяснение правописания ь и ъ.

В) ? какая функция ь не встретилась?

Ь после шипящих как показатель грамматической формы слова

Рассыпанный алгоритм на интерактивной доске

        ? что представляет собой данная запись?

       — предложите задание.

Г)Индивидуальное задание на интерактивной доске.

Реши орфографическую задачу и исправь соответствия

Пишеш..        

Рож..

Сплош..

Замуж…

Меч…

С крыш…

Береч…

Хорош…

Сущ. 3 скл.

Глагол 2л., ед.ч.

Инфинитив

Наречие

Краткое прилагательное

Наречие-исключение

Сущ. 2 скл.

Сущ. во мн.числе

Д)      Луч?, доч?, стереч?, меч?, ноч?, из задач?, мыш?, береч?, лещ?, из училищ?, ищеш?, помощ?, стриж?, испечь?, выигрыш?, рисуеш?,  из задач?, трубач?, умываеш?ся, с крыш?,  помоч?, стрич?

Какую орфографическую задачу нам предстоит решить?

1в слова с ь

2 в слова без ь

Проверка инд. задания

Проверка задания Д по ключу.

  1. Работа в парах с деформированным текстом

Выбор уровня сложности задания.

Карточка №3

1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

В…да и лес – кр…са природы. Полная кр…сота мес…ности с…стоит в с…единении в..ды с лесом. Природа так и п…ступает. Реки речки руч…и и озёра почти всегда обрастают лес…м кустами. Леса – хр…нители вод. Дерев..я з…крывают землю от п..лящих лучей летнего со…нца от в…тров. Пр…хлада и сырость ж…вут в их тени и (не) дают иссякнуть влаг…  

2 уровень сложности. Исправить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Вода и лес – кроса прероды. Полная кросота месности састоит в соединении воды с лесом. Прерода так и паступает. Реки речьки ручи и озёра почти всегда обрастают лесом кустами. Леса – хранители вод. Деревя зокрывают землю от полящих лучей летнего сонца от ветров. Прахлада и сырость жывут в их тени и недают иссякнуть влаге.  

Внимание! В тексте 15 орфографических  и 3 пунктуационные ошибки!

Рефлексия.

Синквейн

Орфография

Сегодня на уроке:

 мне было интересно…

я многое узнал (а)…

мне было трудно…

я отлично поработал (а)…

Д.З. Составить словарный диктант из 15 слов на орфограммы.

Лист самооценки

Выполняемое задание

Количество баллов

Устные ответы

Теоретическая эстафета

Задание 1 (загадки)

Задание 2 (пословицы)

3адание 3 (ь после шипящих)

3адание 4 (предложения ь после шипящих)

Задание 5 (образование глаг. и сущ.)

Задание 6-7 (А8)

Индивид. Задания

nsportal.ru

Конспект урока на тему «Орфография». 5 класс

Тема: «Орфография»

Цель:Совершенствовать знания учащихся по  основным типам орфограмм и умения  обосновывать свой выбор

Задачи:

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм,  3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по  изученным орфограммам;                                                                                 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.  

Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».

 

Ход урока

1. Мотивация.  

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего –  самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике  на нашем уроке русского языка. 

 – Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и  верьте в свои силы.

2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

            – Проверим, насколько готовы  мы к работе.

  1. Что изучается в орфографии?  
  2. С какими разделами науки о языке она связана? 
  3. Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест? 
  4.  Давайте назовём несколько самых известных орфограмм.
  5.  Вспомните и запишите 7 – 8 слов с удвоенной согласной.
  6. Вспомните и назовите столько же слов, где есть корень с чередованием.

            – Я рада вашим ответам.

          — Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.  

          — Предположите, каковы будут цели урока.

3. Практическая часть.

          1) Слово учителя.

Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг…  Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова.

Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора).

– Давайте составим со словом корректор 2 словосочетания в тетрадях.

– В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор? (Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью).

         2) Задания.

        – Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.

Задание 1.

На доске загадка: На окне стоит горшок,

                               А в горшке растёт цветок.

                               Посмотреть – не разберёшь:

                              Не растение, а ёж.    (Кактус).

Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.

Задание 2. 

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

                                            Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги                        Учитель паставил два,

Твоей плимяннице Оле,                           А сам сказал, что маю работу

А то небудет её наги                                Даже несмок прчитать.

В этой пративной школе.                         Попраси его, дядя, исправить двойку

Мне вчера за дектант на слова                И паставить мне пять.

 – Найти слова, которые проверяются с помощью словаря.

 Найдите слова, которые проверяются изменением  слова.

 – Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3. 

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль  безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

– Предоставляю Вам право выбора оружия.

 – Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы уже убиты.

Давайте с вами проведём орфографическую дуэль. Пишем диктант с взаимопроверкой (работа в парах): Никому не преодолеть, ничего не возвращай, не о чем расспрашивать, объединиться не с кем, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи- то недостатки, кто-нибудь неизвестный, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Задание 4.  (По учебнику) 

                    Упр. 599

Задание 5  (Итоговое). Тест «Проверь себя».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Орфография». 5 класс »

Урок разработан учителем русского языка и литературы

МБОУ Каменской основной общеобразовательной школы

Лапик Аллой Ивановной

Тема: «Орфография»

Цель:

Совершенствовать знания учащихся по основным типам орфограмм и умения обосновывать свой выбор

Задачи:

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм, 3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по изученным орфограммам; 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».

Ход урока

1. Мотивация.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике на нашем уроке русского языка.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и верьте в свои силы.

2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

– Проверим, насколько готовы мы к работе.

  1. Что изучается в орфографии?

  2. С какими разделами науки о языке она связана?

  3. Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест?

  4. Давайте назовём несколько самых известных орфограмм.

  5. Вспомните и запишите 7 – 8 слов с удвоенной согласной.

  6. Вспомните и назовите столько же слов, где есть корень с чередованием.

– Я рада вашим ответам.

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.

— Предположите, каковы будут цели урока.

3. Практическая часть. 1) Слово учителя. Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова. Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора). – Давайте составим со словом корректор 2 словосочетания в тетрадях. – В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор?
(Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью).
2) Задания. – Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.

Задание 1.

На доске загадка: На окне стоит горшок,

А в горшке растёт цветок.

Посмотреть – не разберёшь:

Не растение, а ёж. (Кактус).

Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.

Задание 2.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги Учитель паставил два,

Твоей плимяннице Оле, А сам сказал, что маю работу

А то небудет её наги Даже несмок прчитать.

В этой пративной школе. Попраси его, дядя, исправить двойку

Мне вчера за дектант на слова И паставить мне пять.

– Найти слова, которые проверяются с помощью словаря.

– Найдите слова, которые проверяются изменением слова.

– Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3.

– Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

– Предоставляю Вам право выбора оружия.

– Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы уже убиты.

Давайте с вами проведём орфографическую дуэль. Пишем диктант с взаимопроверкой (работа в парах): Никому не преодолеть, ничего не возвращай, не о чем расспрашивать, объединиться не с кем, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи- то недостатки, кто-нибудь неизвестный, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Задание 4. (По учебнику)

Упр. 599

Задание 5 (Итоговое). Тест «Проверь себя».

Проверь себя

Ключ к заданию

  1. (не)брежный почерк

  2. ничуть (не)радостный

  3. н(е,и)чего не видел

  4. не пригласил н(е,и)кого

  5. (не)здоровится

  6. (не)годует

  7. (не)мог (не)знать

  8. Кожа(н,нн)ый

  9. Тыкве(н,нн)ый

  10. Оловя(н,нн)ый

  11. Ветре(н,нн)ый

  12. Прош(о,ё)л

  13. Ш(ё,о)рох

  14. Деш(ё,о)вый

  1. Небрежный почерк

  2. Ничуть не радостный

  3. Ничего не видел

  4. Не пригласил никого

  5. Нездоровится

  6. Негодует

  7. Не мог не знать

  8. Кожаный

  9. Тыквенный

  10. Оловянный

  11. Ветреный

  12. Прошёл

  13. Шорох

  14. дешёвый

Поставьте себе оценки: «5» — за 14 правильных ответов, «4» — за 11 – 13 правильных ответов, «3» — за 7 – 9 правильных ответов.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3, 2.

– Вы сегодня молодцы!

4. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора. Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии. Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял. Что исправлять чужие ошибки – сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора – отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти знания? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.

– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.

  1. Главным для меня на уроке было то, …

  2. Теперь я буду знать, что …

  3. Меня огорчило то, что …

  4. Я рад, что…

  5. Я хотел бы, чтобы …

– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Следовали ли мы сегодня этому мудрейшему совету?


5. Домашнее задание (по выбору): 1) работа с текстом упр. 600; 2) выполнение теста.

Тест «Проверь себя».

Проверь себя

Ключ к заданию

  1. (не)брежный почерк

  2. ничуть (не)радостный

  3. н(е,и)чего не видел

  4. не пригласил н(е,и)кого

  5. (не)здоровится

  6. (не)годует

  7. (не)мог (не)знать

  8. Кожа(н,нн)ый

  9. Тыкве(н,нн)ый

  10. Оловя(н,нн)ый

  11. Ветре(н,нн)ый

  12. Прош(о,ё)л

  13. Ш(ё,о)рох

  14. Деш(ё,о)вый

  1. Небрежный почерк

  2. Ничуть не радостный

  3. Ничего не видел

  4. Не пригласил никого

  5. Нездоровится

  6. Негодует

  7. Не мог не знать

  8. Кожаный

  9. Тыквенный

  10. Оловянный

  11. Ветреный

  12. Прошёл

  13. Шорох

  14. дешёвый

Поставьте себе оценки: «5» — за 14 правильных ответов, «4» — за 11 – 13 правильных ответов, «3» — за 7 – 9 правильных ответов.

Тест «Проверь себя».

Проверь себя

Ключ к заданию

  1. (не)брежный почерк

  2. ничуть (не)радостный

  3. н(е,и)чего не видел

  4. не пригласил н(е,и)кого

  5. (не)здоровится

  6. (не)годует

  7. (не)мог (не)знать

  8. Кожа(н,нн)ый

  9. Тыкве(н,нн)ый

  10. Оловя(н,нн)ый

  11. Ветре(н,нн)ый

  12. Прош(о,ё)л

  13. Ш(ё,о)рох

  14. Деш(ё,о)вый

  1. Небрежный почерк

  2. Ничуть не радостный

  3. Ничего не видел

  4. Не пригласил никого

  5. Нездоровится

  6. Негодует

  7. Не мог не знать

  8. Кожаный

  9. Тыквенный

  10. Оловянный

  11. Ветреный

  12. Прошёл

  13. Шорох

  14. дешёвый

Поставьте себе оценки: «5» — за 14 правильных ответов, «4» — за 11 – 13 правильных ответов, «3» — за 7 – 9 правильных ответов.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка на тему «Повторение орфографии»

Конспект урока по русскому языку

Тема: Повторение орфографии

  1. ФИО – Егорова Светлана Николаевна
  2. Место работы – ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга
  3. Должность – учитель русского языка и литературы
  4. Предмет – русский язык
  5. Класс – 5
  6. Базовый учебник –
  7. Цели урока: 

 — имеют представление об орфографии как разделе науки о языке

 — знают и применяют правила написания орфограмм: «Безударные гласные в корне слова», «Непроверяемые безударные гласные», «Правописание приставок Пре-и При-»,  «Правописание НЕ с разными частями речи»

— находят орфограммы в тексте

— подбирают синонимы к словам

— умеют решать логические задачи

— проявляют осознание эстетических фактов

8. Тип урока – Повторение пройденного материала

9. Типы работы – индивидуальная, фронтальная, групповая

10. Необходимое техническое оборудование

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об орфографии и повторим некоторые виды изученных вами орфограмм. (слайд 1)

А что же такое орфография?

Верно, орфография – это раздел языкознания, изучающий правила написания слов.

А известно вам происхождение этого слова?

 (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός — «правильный» и γράφω — «пишу») (слайд 2)

Работать мы с вами сегодня будем в особых листах. У каждого из вас такой листок перед собой. Давайте запишем фамилию и имя и тему сегодняшнего урока.

Что же именно мы должны повторить? Давайте вспомним изученные в 5 классе орфограммы.

Какие орфограммы вы знаете?

(Ответы детей)

Посмотрите на экран перед вами группы слов с пропущенными буквами скажите, какие буквы вы вставите на место пропусков. (слайд 3)

Д..ждливый, к..лонна, оч..рование

Г..родской, неув..даемая, б..лконный

Фак..л, стр..ла, м..ряк

В каждой группе есть лишнее слово, назовите его и запишите(колонна, балконный, факел)

По какому признаку вы решили, что оно лишнее?(все проверяемые дождливый – дождь, очаровании – чары, городской – город, неувядаемая – вянет, стрела – стрелы, моряк – море).

Давайте вспомним это правило. (слайд 4)

  • Проверь ударением

Измени форму слова (паруса – парус)

Подбери родственное слово (спешить – спешка)

  • Непроверяемые

Вспомни происхождение слова, найди дальнего родственника (состязаться – тяжба; брошюра – брошь)

Смотри словарь

Закрепление. Сейчас вы посоревнуетесь между собой. На последней парте в каждом ряду лежит листочек, на котором вы должны будете вписать слова с проверяемыми гласными. Каждый человек пишет одно слово и передает впереди сидящему. Та группа, которая  первой выполнит задание, получит дополнительные баллы. Но в первую очередь будет учитываться правильность.

 Итак, орфограмма «безударные гласные в корне слова» одна из самых первых, изучаемых вами в курсе школьной программы русского языка, и поэтому особых трудностей с ней у вас нет.

А сейчас вспомним с вами еще одну орфограмму.

Посмотрите на ваши рабочие листочки. В левом верхнем кружочке у вас есть слова с пропущенными буквами. Вставьте их и устно обоснуйте постановку той или иной буквы (слайд 5)

Пр..красный город

Пр..морский пейзаж

Пр..скверная погода

Старое пр..дание

Пр..открыть окна

 (слайд 6 )

  1. приближение                   прилететь
  2. присоединение  пришить
  3. = около, близко пришкольный
  4. неполнота действия присесть
  5. доведение действия до конца    приручить, приучить
  6. движение сверху вниз

      придавить, прижать

               

  1. = пере-

         преграда

                     прервать

  1. = очень

     превкусный

              преувеличить

                      превозносить

Закрепление. Распределительный диктант (в тетради):

Пр_забавный, пр_вилегия, пр_видение, пр_бывание в воде, пр_вратник, пр_ходящий успех, пр_лагать усилия, пр_сесть на диван, пр_городный поез, пр_увеличить опасность, пр_ехать в Пр_морье, пр_клоняться перед красотой, пр..старая книга.

Пре-

При-

презабавный

пребывание в воде

преходящий успех

преувеличить опасность

преклоняться перед красотой

престарая книга

привилегия

привидение

привратник

прилагать усилия

присесть на диван

пригородный поезд

приехать в Приморье

 

Варианты проверки: самопроверка, взаимопроверка.(слайд 7)

Кто выполнил задание без единой ошибки?

Какие слова вызвали трудности?

Давайте продолжим работу в тетрадях.

Подберите, пожалуйста, синонимы к словам:

  1. Неряшливый человек (неряха)
  2. Грубый, невоспитанный человек (невежа) (слайд 8)
  1. Малообразованный человек (невежда)
  2. Не населенный людьми, нежилой (необитаемый) (слайд 9)
  1. Не такой как все, не похожий на обычное или привычное (необычный)
  2. Питать ненависть к кому-чему-н; испытывать неприязнь или отвращение(ненавидеть) (слайд10)

Что же роднит эти слова (у всех есть приставка не- и все они пишутся слитно)

Почему же? Вспомните правило

(слайд11)

Не с глаголами пишется раздельно

Не заметил, не заметив, не был, не мог

Слитно, если слово не употребляется без не

Ненавидеть,  негодовать,          нездоровится,

Невзлюбить,  недоумевать,        

Неволить,      неистовствовать,   неймётся

(слайд 12)

Правописание не с существительными,
прилагательными и наречиями на –о,  -е

Раздельно

Есть противопоставление с союзом а

Не правда, а ложь

Не добрый, а злой

Не далеко, а близко

Есть слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда (слова с ни)

Она далеко не красавица

Вовсе не интересный

Ничуть не знакомый текст

Никому не

Слитно

слово не употребляется без не

Невежа

Невзрачный

Нелепо

Можно заменить синонимом

Это неправда = (ложь)

Неинтересный рассказ (скучный)

Негромко читал (тихо)

Рассказ неинтересен (кр. прил.)

Человек несчастлив

Обратимся к вашим рабочим листкам. Под цифрой 2 вы видите табличку с расставленными в ней цифрами. Я вам буду называть слова, а вы в соответствующих ячейках будете ставить + или — , в зависимости от того слитно или раздельнго с не пишется слово. Слитно +, раздельно —

  1. ненависть,
  2. нелепый,
  3. недомогать
  4. невзгоды
  5. не пришел
  6. не правда, а ложь
  7. неряшливый
  8. недолюбливать
  9. непобедимый
  10. не мог
  11. не любишь
  12. несдобровать
  13. нерешительный
  14. невидимка
  15. неволя

 А сейчас возьмите цветной карандаш и закрасьте те ячейки таблицы, в которых у вас плюсики.Что у вас получилось?

Чтобы перейти к следующей части нашего урока я попрошу вас выполнить несколько задачек (вспомним математику).

Каждый пример вписывайте в соответствующую строку в облачке под цифрой 3.

(слайд 13)

  1. Количество склонений у существительного умножьте на количество звуков в слове ел (3 х 3 = 9)
  2. Из полученного числа отнимите количество спряжений у глаголов (9 – 2 = 7)
  3. Полученное число умножьте на количество букв в слове Петербург (7 х 9 = 63)
  4. Прибавьте к полученному числу количество богатырей дядьки Черномора ( 63 + 33 =96)
  5. Конечную сумму отнимите от года рождения Пушкина (1799 – 96 =1703)

Вам о чем-нибудь говорит эта дата?

Верно – это год основания Санкт-Петербурга. А в какой день  был подписан указ об основании города? (27 мая). Верно, и сейчас мы празднуем 27 мая день города.

А знакомо вам такое понятие как новый и старый стиль?

Так вот, по старому стилю день города отмечался 16  мая – то есть сегодня.

(слайд 14)

Запишите, пожалуйста, эту дату в ваш рабочий листок в строку под картинкой.

Итогом повторения орфографии станет выполнение самостоятельной работы. На рабочих листках под цифрой 4 есть текст об основании Петербурга. В нем пропущены буквы и знаки препинания. Ваша задача заполнить пропуски; решить орфографические и пунктуационные задачи.

Р..ждение Петербурга всегда к..залось чудом. У финнов сохр..нилась  легенда о создании города. В ней говорится: «Много людей в старые годы пр..нимались строить город на Невском болоте  но это никому (не)удавалось. Но вот пр..шел русский богатырь и придумал хитрое (не)бывалое дело. Взял он и ск..вал на руках  целый город поставил его на болото. (Не) смогло оно тогда погл..тить богатырский город и держит его до сих пор».

 

  1. Найдите слова на орфограмму «безударные гласные в корне (Рождение, казалось, сохранилась, сковал,поглотить).
  1. слова с приставками пре- при- (Принимались, пришел).
  1. не с разными частями речи (Не удавалось, небывалое, не смогло).

Есть ли предложения, в которых вы поставили знаки препинания?

Пунктуация:

Много людей в старые годы принимались строить город на Невском болоте,  но это никому не удавалось.

Взял он и сковал на руках  целый город, поставил его на болото.

А как вы думаете, кто такой этот русский богатырь? Конечно – Петр I.

Вы, наверное, заметили, что центральное место на ваших рабочих листах занимает главный символ Петербурга – Медный всадник, и большая часть выполненных вами заданий так или иначе были связаны с темой Петербурга.  А кто знает скульптора этого памятника?

А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшое слайд-шоу о Петербурге и послушать гимн Санкт-Петербурга в исполнении Олега Кваши. Вам надо выполнить небольшое последнее задание  —  на местах, которые остались у вас в листах свободными, написать слова ассоциации, которые возникнут у вас в голове при просмотре фильма. Эти слова помогут вам при выполнении домашнего задания.

 Итог урока: Какие же орфограммы мы сегодня повторили?

Что такое орфография?

Назовите дату основания Петербурга?…………

Домашнее задание: синквейн на тему Петербург.

nsportal.ru

урок русского языка в 5 классе по теме : «Повторение орфографии»

Урок – космическое путешествие в 5 классе.

Тема: Повторение орфографии.

Цель: подготовиться к диктанту.

Задачи:1) повторить изученные орфограммы: безударная гласная в корне, правописание разделительных ъ и ь, е – и в окончаниях существительных, -тся и –ться в глаголах, е – и в личных окончаниях глаголов; повторить разбор слова по составу, учить распространять предложения, развивать речь;

2) развивать внимание, образное и логическое мышление, умение анализировать;

3) воспитывать интерес к предмету через необычную форму урока.

Оборудование: карта путешествия, иллюстрации.

Ход урока.

  1. О.м.

  2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы должны подготовиться к диктанту, а для этого отправимся в космическое путешествие на планету Лингвистика.

Почему планета так называется? Что такое лингвистика?

( наука о языке)

Перед стартом нас ожидает проверка готовности к полету. За правильно выполненное задание присуждается звезда.

  1. Творческий диктант. (Записать только проверочные слова к диктуемым словам с безударной гласной в корне)

Зан…чевать, пок…заться, прол…вается, д…лекий, запл…тить, затр…щали, ж…стянка, ож…вать, ш…фровка, зап…сать.

Проверка написанного.

  1. Мы прошли проверку успешно,и наш корабль отправляется в полет. Карта полета на доске, а на ней прямо по курсу метеорит. Разобьем его.

Разбор слов по составу у доски.

Приземлиться, отлетает, дружный, разведка, отправление, летательный.

  1. С этим препятствием справились. Полет проходит нормально. Но что это? Космические пираты. Они выдвинули ультиматум: или мы решаем задание, или не летим дальше.

Выборочно- распределительный диктант. ( Выписать слова с разделительным ъ в один столбик, а с разделительным ь в другой)

1. Зари багряной полоса объемлет ярко небеса. 2. Я посмотрел сквозь солнце и увидел силуэты рыбачьих лодок. 3. Вечер опускался на побережье. 4. Ученый не только описывает, но и разъясняет многое из жизни природы. 5. На стене здания висит объявление. 6. Книга в счастье украшает, и в несчастье утешает. 7. Необъятные космические просторы видны через иллюминатор.

Комментированная проверка. Обобщение правила.

  1. Пираты от нас отступили. Летим дальше. Ой, что это? Послание от неизвестной планеты: «SOS!». Помогите решить проблему. Надо помочь, мы не можем бросить в беде планету. Разгадайте загадки и правильно запишите их.

  1. Красн… д…вица с… дит в темниц… а к…са (на) улиц… ( Морковь)

  2. Зверь лохматый, к…солапый, он сосет (в) берлог… лапу.(Медведь)

  3. Кто (в) халат… и берет… буд…т рощ… на рассвете.(Дятел)

Комментированная проверка.

  1. Вот мы и подлетаем к конечной точке нашего путешествия. На Лингвистике живут люди грамотные, умеющие говорить правильно и красиво, и чтобы попасть к ним, нужно пройти пограничный контроль.

Письмо на расширение. ( Распространить предложения так, чтобы получился связный текст, записать его, объяснить орфограммы)

Аппарат готовит(?)ся. Космонавты одевают(?)ся. Виднеет(?)ся планета. Она встрет…т.

Слова для справок: иллюминатор, тщательно, скафандр.

Чтение полученного текста.

  1. Итоги.

— Подготовились ли вы к диктанту? Подсчитайте свои награды. Кто получил больше всех? (Выставление отметок).

— Что вы повторили сегодня на уроке?

— Молодцы! Вы вполне достойны побывать на планете Лингвистике, ведь вы показали отличное знание орфографических правил, умение разбирать слова по составу, составлять текст.

IV. Домашнее задание

multiurok.ru

Конспект урока русский язык 5 класс по теме «Орфография. Нужны ли правила?»

Конспект урока

по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской

по теме «Орфография. Нужны ли правила?»

Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Большеремонтненская СШ

2017 год

Конспект урока по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской по теме « Орфография. Нужны ли правила?»

Класс: 5

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.

2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.

УУД:

Личностные:

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные:

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний (путем постановки проблемы)

Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.
Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу – 
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет – 
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…


-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
— Что придаёт тексту шутливый характер?
— В каких словах допущены ошибки? 
— Почему Миша допустил ошибки в словах? 
— А вы могли бы допустить такие ошибки?

3. Постановка учебной цели.
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? 
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

  1. Открытие новых знаний.

4.1 Проблемный вопрос нашего урока. Зачем нужна орфография?

(Предоставим детям возможность высказать свою точку зрения.)

Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму. Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом).

А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? (правильное написание слов)

-Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).

На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.

-Лев Владимирович Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».

— Как вы понимаете высказывание лингвиста?

— Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?

    1. Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.

Карточка 1. Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.

Карточка 2.

Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, осталась на месте. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет!» Ворота отворились, и Баба-яга въехала, посвистывая.

Войдя в горницу, Баба-яга растянулась и говорит Василисе: «Подавай-ка сюда, что там есть в печи». Василиса и начала таскать из печи да подавать Яге кушанье.

-Какой текст удобнее читать? Почему?

— (Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)

4.3. Чтение и пересказ лингвистических текстов (стр. 24-25 учебник)

5. Физкультминутка.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Первичное закрепление знаний.

6.1. Анализ текстов и исправление ошибок.

Степа был в лесу и нашел большой гриб. А в это время его мама сидела за столом и делала чертеж. Степа отправил ей смс: «Мама, у меня грип!» Мама испуганно вскакивает со словами: «Сейчас поищу градусник».

А в следующий раз Степа находился в школе, чувствовал себя плохо и написал смс маме: «Мама, у меня гриб».

Мама добро ответила Степе: «А ты уверен, что это не мухомор?»

— Почему мама неправильно поняла Степу? (Из-за его ошибки).

-Какую ошибку допустил Степа? (Неправильно написал согласные на конце слова).

— К чему это могло привести? (Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).

— Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? (От незнания правил орфографии может зависеть здоровье и даже жизнь человека).

    1. Выполнение упражнения 55 стр. 25

    1. Выполнение упражнения 56 стр. 26

    2. Выборочный диктант.

Из текста русской народной сказки выпишем слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».

  1. Итог урока

– Какие цели и задачи были поставлены на уроке?

– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?

– Запишите ключевые слова урока.

— Слова Орфография и орфограмма однокоренные. О чем это свидетельствует?

— всегда ли мы на письме используем правила? Почему?

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

  1. Оценивание

  2. Домашнее задание: упражнение 57, ЗСП-4

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе «Правописание морфем»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: открытие нового знания

УМК: С.И. Львова

Тема урока «Правописание морфем»

Цели урока: 1. дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов; 2. добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора; 3. формировать представление об основном законе русской орфографии – единообразном написании морфем.

Задачи:

Предметные.

Обобщить теоретические основы вопросов раздела « Орфография».

Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять орфографические знания при работе с языковым материалом:

Метапредметные.

Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.

Воспитательные.

Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.

Формируемые УУД:

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ход урока

  1. Самоопределение к действию

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

  1. Актуализация знаний

Давайте с вами проведем синтаксическую разминку, тем самым повторим и пунктуацию, и некоторые орфограммы, члены предложения, части речи. И заодно вспомним, что же такое тематическое деление слов.

Синтаксическая разминка. 1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца. (Л. Успенский) 2) Василек, ромашка, колокольчик — все эти цветы были в букете у Петра.

Дополнительное задание: разобрать по составу выделенное слово.

  1. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока

Посмотрите на доску (на доске заранее учителем написаны слова)

Сшить, горизонт, в колыбели

Вопросы:

Как называются места в слове, где у нас могут возникнуть трудности? (орфограммы)

Какой раздел лингвистики занимается изучением орфограмм? (орфография)

Проведем словарную работу:

Словарная работа:

Орфография орфо -правильно

Орфограмма графо – пишу

Вопросы:

Как называется минимальная значимая часть слова? (морфема)

Еще раз посмотрим на записанные слова, в каких морфемах встречаются орфограммы в наших словах? (приставка, корень, окончание)

Какова же тема нашего урока? (правописание морфем)

Поставим цель к уроку, начнем со слов

Сегодня на уроке мы должны узнать…

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

На прошлом уроке мы с вами говорили об орфографии как разделе лингвистики, о разделах орфографии.

Итак, напомним друг другу, что такое орфография?

Какие разделы русской орфографии вы знаете?

Сегодня, как мы уже обозначили выше, предметом нашего изучения станем один из разделов орфографии – написание морфем.

Изучать правописание морфем нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о правописании морфем.

Теперь поработаем с нашим учебником. Откроем книгу на с. 60. Прочитайте самостоятельно теоретические сведения о правописании морфем и продолжите заполнение таблицы (вторая колонка)

Итак, что же вы узнали о правописании морфем? (ответы детей)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(Упражнение 128 учебника)

Задание Выписать слова с пропущенными буквами, распределяя их по графам таблицы

Орфограммы в корнях

Орфограммы в приставках

Орфограммы в суффиксах

Орфограммы в окончаниях

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на п_лях, в тр_ве, в_дны _лмазы. Все _лмазы эти блестят и перел_ваются на солнышк­_ разными цв_тами – и желтым, и красным, и синим. Когда под_йдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увид_шь, что это капли росы с_брались в треугольных л_стьях травы и блестят на солнц_. Листок этой травы внутри мохнат_нькие и пушист_нькие, как барх_т. И капли к_таются по листку и не моч_т его. Когда неосторожно с_рвешь листок с росин_чкой, то капелька скат_тся, как шарик светлый, и не увид_шь, как проск_льзнет мимо стебля. Бывало, с_рвешь такую чаш_чку, пот_хоньку поднесешь ко рту и выпь_шь р_синку, и р_синка эта _куснее всякого н_питка кажется.

Физкультминутка

Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой 
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)

(упражнение 130 учебника)

Задание: Распределите слова по колонкам таблицы

Правописание безударных гласных в корнях

Правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Чувство, щупленький, чародейка, прищуриваться, нечаянно, чубчик, чудо, жизненный, пейзажист, шаловливый, долгожитель, жакет, жилет, опечатать, сожаление, огнетушитель, джинсы, неуживчивый, случайно, перчатки, дирижировать, раскрошить, живопись, чемоданный, чистосердечный, жасмин, шашлычная, беспощадный, шелестеть, жюлюзи.

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы, в которых находятся орфограммы

Я н…чую в старой б…се…ке, потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству, и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы, которые тикают на круглом столе

  1. Итог урока. Рефлексия.

Подведем итог нашего урока, вспомним, какие цели мы ставили перед собой, достигли мы ли их?

Вернемся к нашей таблице, заполним последнюю колонку.

Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.

Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?

Оцени работу всего класса.

  1. Домашнее задание: выучить теоретический материал на с.60, упражнение 129

multiurok.ru

Урок по русскому языку на тему «Орфография» (5 класс)

Тема: «Орфография»

Цель:

Совершенствовать знания учащихся по основным типам орфограмм и умения обосновывать свой выбор.

Задачи:

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм, 3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по изученным орфограммам; 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Психологическая минутка

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике на нашем уроке русского языка.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и верьте в свои силы.

  1. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

– Проверим, насколько готовы мы к работе.

  1. Что изучается в орфографии? (Это система правил, правописание)

  2. Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест? (пользоваться правилом или словарем)

  3. Давайте назовём несколько самых известных орфограмм. (безударные гласные и согласные в корне слова, правописание о,ё после шипящих, правописание приставок на з,с, правописание ы, и посе шипящих)

  4. Вспомните и назовите слов, где есть корень с чередованием (соберу — собирать, касаться – коснуться и др.)

– Я рада вашим ответам.

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.

— Предположите, каковы будут цели урока.

Я буду учиться… находить орфограмму в тексте и слове

Я буду учиться… правильно писать букву на месте орфограммы

  1. Практическая часть.

1.Слово учителя.

Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова.

Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора).

– Давайте составим со словом корректор по предложению в тетрадях.

– В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор? (Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью).

2) Задания.

– Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.

Задание 1. ( 3б. – прав, 2б. – 1-2 ошибки, 1.б- 3 ошибки)

На доске загадка:

На окне стоит горшок (без ударения пишу о),

А в горшке растёт (перед ст пишем а) цветок.

Посмотреть – не разберёшь: (глагол 2 лицо)

Не растение, а ёж (муж. род).

(Кактус).

Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.

Задание 2. (5б. – 12прав, 4б.- 11-9 прав., 3б. – 8-6 прав.)

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле.

Мне вчера за дектант учитель паставил два.

А сам сказал, что маю работу даже не смок прчитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

А то не будет маей наги в этой пративной школе.

  1. Физкультминутка

  2. Вторичное закрепление

Задание 3. (1б- за прав. алфав. порядок, 1б. – за прав. орфогр.)

Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. С выделенными словами составьте предложение.

Еж, ямка, белка, шу..ка, ш..пот, ду..ло, гр..бы, медв..жата, доч.., ус..лана.

( белка, грибы, дочь, дупло, еж, медвежата, устлана, шепот, шутка, ямка)

Задание 4. (2б. за прав ответы, 1б – 5 прав.отвтов)

Составьте и запишите словосочетания с данными словами. Вставьте пропущенные буквы.

Гр..за –

Д..ждем –

Ц..пленок –

Лисиц..н –

Мыш.. –

Ц..ган –

Читаеш.. –

Задание 5 (Итоговое). Тест «Проверь себя».

Проверь себя

Ключ к заданию

  1. Прош(о,ё)л

  2. Ш(ё,о)рох

  3. Деш(ё,о)вый

  4. Г(а,о)реть

  5. Ц(ы,и)фра

  6. В(о,а)лна

  7. Ш(о,ё)колад

  8. Хо(т,д)ьба

  9. (З,С)доровье

К(а,о)рниз

Р(а,о)стов

К(а,о)саться

Уд(е,и)вительный

Ц(и,ы)п – ц(ы,и)п

Прошёл

  1. Шорох

  2. Дешёвый

  3. Гореть

  4. Цифра

  5. Волна

  6. Шоколад

  7. Ходить

  8. Здоровье

  9. Карниз (сл. сл.)

Ростов (искл)

Касаться

Удивительный

Цып-цып (искл)

Поставьте себе баллы: «5» — за 14 правильных ответов, «4» — за 11 – 13 правильных ответов, «3» — за 7 – 10 правильных ответов.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3, 2.

– Вы сегодня молодцы! Давайте посчитаем свои баллы, которые вы набрали на уроке.

17 б.- 9, 16-14 – 8, 13-11 б.- 7, 10-9 б. – 6, 8-7 б. – 5, 6-5 б. -4, 1-4 б. – 3.

  1. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора.

Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии. Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял. Что исправлять чужие ошибки – сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора – отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти знания? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.

– А ваше мнение, ребята?

  1. Рефлексия

  1. Главным для меня на уроке было то, …

  2. Теперь я буду знать, что …

  3. Меня огорчило то, что …

  4. Я рад, что…

  5. Я хотел бы, чтобы …

– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Следовали ли мы сегодня этому мудрейшему совету?


9. Домашнее задание

  1. Найти в художественном тексте 3 предложения на орфограмму «чередование гласных в корне слова» 1 вариант

  2. Найти в художественном тексте 3 предложения на орфограмму «и, ы после шипящих и ц » 2 вариант

  3. Придумайте и запишите предложение, в котором все слова будут с орфограммой «Правописание о, е, ё после шипящих». (14-17 баллов)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *