cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Горы урок окружающего мира 4 класс – План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме: «Равнины и горы России»

Содержание

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме: «Равнины и горы России»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Льгова» Курской области

                                               

 Октябрь 2011 – 2012 уч. год

Учитель:  Стрельникова Г.Н.

Цели:

        Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Познакомить с равнинами и горами на территории России.

        Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

        Воспитание любви к Родине.

Оборудование:

        Физическая карта России; слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.

        Урок проходит с использованием интерактивной доски.

Ход урока. 

 I. Организационный момент. (Вводная часть) – до 7 минут.

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

— Почему в целом свете нет родней страны?            Слайд

 — Россия – это наша Родина, наша страна, в которой мы живем! Это наш дом, который невозможно не любить.

— Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.

2. Проверка домашнего задания.

А до этого хотелось бы узнать у кого из  класса знания на «пять».

Работа в тестах.

 — Не забудьте, что номера обозначенные красным цветом имеют больше одного ответа.

Взаимопроверка.  Нормы оценок:

«5» — работа выполнена без ошибок

«4» — один неверный ответ

«3» — от двух по половины выполненной работы.

        «2» — если неправильно сделано больше половины работы. Слайд

Итак начинаем проверку.

Молодцы! Выставили оценки. Отдали соседу по парте его работу.

Сколько детей выполнили работу на пять? Очень хорошо. Молодцы.

II. Работа над новой темой.

3. Сообщение темы и целей урока

 — Как я уже вам говорила, сегодня мы начнем путешествие по нашей Родине.

 — Мы пройдем по стране, изучая её, с востока на запад и севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят с вами познакомиться, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта.

Слайд

 — Посмотрите на физическую карту.  Давайте повторим условные обозначения. Начнём с цветов.  

  — Как вы думаете  почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша)

 Какие цвета мы видим на физической карте России?

 (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый, коричневый, синий в виде ниточек)

 — Давайте разберёмся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 65 учебника. Слайд

 — Что интересного вы увидели на этой диаграмме? Какая из линий сплошная? Что она обозначает?

(Главная линия на диаграмме – это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные – пунктирные)

 — Что находится ближе всего к уровню моря?  Какую окраску они имеют на карте?

(Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленную окраску).

— Что находится выше? Какая у них окраска?

(Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая)

 — С цветовой гаммой мы разобрались. 

   — Кто догадался  о чём сегодня  пойдёт речь на уроке?  

-О возвышенностях, о низменностях, о горах.

 —  Какие горы и равнины есть в России.

 — Молодцы!

 На слайде : «Равнины и горы России»(слайд )

 — Сегодня  карта России вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

— У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

Слайд

        — Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

        

 — Вы готовы в путь?

 — Посмотрите, где   остановилось солнышко? (Слайд)

 — Что вы можете сказать, изучив карту?

Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.

 Восточно – Европейская равнина расположена между западной границей России и Уральскими горами.

  — Давайте попытаемся открыть тайну желтых пятен на Восточно-Европейской равнине.

Чтение с. 66 учебника.

 — Так в чем же тайна желтых пятен?

Это возвышенности

 — Как еще называют Восточно-европейскую равнину? (Слайд)

Эту равнину еще называют Русской равниной.

— Ребята! На Восточно-Европейской равнине расположен и наш  с вами город.

 — Это вид с Холодной горы.

        — Продолжаем наше путешествие.

 Что вам рассказывает об этой равнине карта? Слайд

      Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит это низменность. Большая часть территории – это болота.

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.) (Слайд)

 — Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?

(Над Средне-Сибирским плоскогорьем)  Слайд

 — Что вы видите на карте?

(На этом участке есть все 3 цвета: зелёный, жёлтый, коричневый)

  — А что значит слово « плоскогорье»? Как вы думаете?

(Плоскогорье – это плоская гора)

 — Вот более точное толкование из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова: Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

 — Что вы можете сказать о поверхности?

(Здесь много возвышенностей, холмов)

 — В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, (Слайд)

Физминутка. А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

Слайд

А сейчас держим путь на юго – запад.

        — Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

Самые высокие горы России – Кавказские, до 5000 м и больше.  

   Многие вершины и склоны гор постоянно покрыты льдом и снегом. Это «молодые горы».

   Здесь расположена самая высочайшая в России гора – Эльбрус – 5642м. (Слайд)

Продолжаем двигаться дальше за солнышком.

— Что вы видите на карте? (Слайд)

Горы, т.к. окраска коричневая и желтая

 — Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту?

Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, её высота 1895 м. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Кавказе.

 — Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то тысячу лет назад, его называли Каменный пояс Земли Русской. (Слайд)

 — Делят материк на Европу и Азию.

 — Эти горы называют  «старыми».

 — Они знамениты своими минералами.  

 — На востоке Уральских гор создан Ильменский заповедник.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири.

Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян(Слайд)

— Какая здесь земная поверхность?

Это горы, потому что изображены тёмно-коричневым цветом

 — А какие горы? (Алтай и Саяны)

 — Что вы можете сказать о высоте гор? (Слайд)

Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом

Они славятся своей красотой, богатством живой природы. Не случайно Алтай включён в Список Всемирного наследия, а само слово «Алтай» означает «золотой».

 — На Алтае есть гора Белуха, её высота 4506 м. А ещё Алтай входит в список Всемирного наследия.

        — Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах. (Слайд)

        — Что вы можете сказать о поверхности полуострова?  

— Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

На полуострове 28 вулканов. (Слайд)

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержения продолжаются по несколько месяцев. Высота вулкана 4750 метров. (Слайд)

 

Мы закончили наше путешествие.

Вывод

Россия – страна огромных равнин и величественных гор. (Слайд)

Чтобы продолжить урок  дальше,  нам необходимо провести физминутку  для глаз. Зрение является самым важным инструментом для успеха в  жизни. Работая с компьютером или интерактивной доской происходит зрительное утомление. Чтобы этого избежать надо снимать это утомление. Слушайте музыку и следите за движением объектов, при мигании моргайте глазами. (Слайд)

V. Закрепление.

— Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

 — На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.

   Назовите равнины России. (Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина) (Слайд)

 — Покажите  их на  карте. Давайте проверим правильно ли мы показали.(Слайд)

 — Какая из двух равнин расположена ниже другой?( Западно-Сибирская равнина) (Слайд)

— Покажите на карте Среднесибирское плоскогорье. (Слайд)

—   Назовите горы России. (Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны)

 — Покажите горы,  которые в старину называли Каменным поясом Земли Русской. (Уральские горы) (Слайд)

— Покажите самые высокие горы России. (Кавказские горы) (Слайд)

Правильно закончи предложение. (Слайд)

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок

Выставление оценок

        — Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

        — Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).

Раскинулись российские просторы:

Леса, равнины, степи и поля,

Озёра, реки, города и горы, —

Всё это наша русская Земля.

И нам здесь посчастливилось родиться,

И я признаться честно не боюсь,

Что буду этим я всегда гордиться,

Моя любовь, моя Святая Русь!

— Если вам было интересно на этом уроке прикрепите на доску солнышко, если вам что-то не понравилось или вам было не комфортно на уроке прикрепите  тучку.

Благодарю всех за урок.

nsportal.ru

Конспект урока по окружающему миру «Горы и равнины». 4 класс

Урок по окружающему миру на тему « Равнины и горы России.» (4класс)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.

Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

2. Проверка домашнего задания.

Игра « Да и нет»

— Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.

Я читаю утверждения, а вы , если согласны со мной , ставите знак «+», и , если не согласны, то – «-«.

  1. Астрономия – это наука изучающая поверхность Земли. (-)

  2. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков — это карта. ( +)

  3. В Солнечной системе 8 планет. (+)

  4. Глобус — планета Солнечной системы. ( -)

  5. Самая яркая звезда Сириус в созвездии Большого Пса. ( +)

  6. Археология – это наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. (+)

  7. История – это наука изучающая , жизнь людей в далеком, и не далеком прошлом, их занятия, обычаи , верования. (+)

2. Самопроверка.

— Я читаю правильные ответы. Посчитайте количество баллов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. 7 баллов – «5», 6 баллов – «4», 5 баллов – «3». Поставьте себе оценку.

3. Самоопределение к деятельности.

Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым :

( Слайд №1)

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя.

— Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока. (Слайд №2)

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

— Чему вас научит раздел « Природа России»?

В чем же заключается цель нашего урока? (мнения детей)

Цель нашего урока:

— Формирование представлений о равнинах и горах России.

4.Работа над новой темой.

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.(Слайд 3).

Дома вы подготовили проекты «Равнины и горы России». Во время нашего путешествия ребята приготовившие проекты сообщат нам много нового о поверхности нашей Родины.

С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов.

Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

— С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Первая наша остановка — полуостров Камчатка. Найдите полуостров на ваших картах.

Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

— Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

(Показ слайдов 5,6 «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

Следующая остановка — Средне – Сибирское плоскогорье. (слайд 7)

— Что вы видите на карте? Что можете сказать о поверхности плоскогорья? ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей). Посмотрите в словаре.

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

— Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

— А теперь отправимся на юг нашей страны.

Следующая остановка — горы Алтая и Саян.

— Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

Сообщение детей. (Слайд 8,9)

Алтай входит в список Всемирного наследия.

— Продолжаем наше путешествие. Западно – Сибирская равнина.

— Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

Сообщение детей. (слайд 10)

Следующая остановка — Уральские горы.

— Что вы видите на карте? (Ответы детей)

— Что можно сказать об этих горах.?

Сообщение детей. (Показ слайдов «Уральские горы» (11,12))

(Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

— Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная

Физминутка. ( Музыкальная)

Следующая остановка — Восточно – Европейская равнина.

— Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

— Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

Сообщения детей. ( слайд 13)

А сейчас держим путь на юго – запад. Кавказские горы.

— Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд 14,15 «Кавказские горы»).

Путешествие подошло к концу.

5. Закрепление.

1) — Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

— Что такое равнина?

— Что вы можете сказать о горах?

2) Работа у интерактивной доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

3) Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

А1. Вспомни, какие горы называют «Каменным поясом Земли Русской»?

1) Саяны  2) Уральские 3) Кавказские  4) Алтай

А2.Укажи полуостров, на котором 28 действующих вулканов.

1) Ямал  2) Кольский 3) Камчатка  4) Чукотский

А3. Отметь самую высокую гору России.

1) Казбек  2) Белуха 3) Эльбрус  4) Народная

А 4. Сосчитай, сколько в России крупнейших равнин?

1) 2  2) 3 3) 4 4) 5

В 1. Обозначь горы, которые отделяют европейскую часть страны от азиатской

1) Саяны  2) Уральские 3) Кавказские  4) Алтай

В 2. Найди неверное высказывание

1) Равнины с низменностями и возвышенностями называются холмистыми.

2) Саяны включены в список Всемирного наследия.

3) В Ильменском заповеднике охраняют минералы Урала.

4) Русская равнина – величайшая в мире.

С 1. Отметь горы, располагающиеся на юге Сибири.

1) Кавказские  2) Уральские 3) Саяны  4) Алтай

6. Подведение итога урока.

1) Рефлексия.

— Был ли этот урок интересным для вас?

— Какие задания понравились больше всего?

— Какие задания вызвали трудность?

2)Итог.

— С какими равнинами познакомились на уроке?

— Назовите виды равнин.

— Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.

7. Рекомендации по домашнему заданию.

1 уровень – учебник стр. 64-71, пересказ.

2 уровень – составить презентацию по любому объекту (горы, равнина).

infourok.ru

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Равнины и горы России» (Школа России)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование у обучающихся представление о равнинах и горах России.

Задачи урока:

Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем;
  • развивать познавательную активность обучающихся, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Обучающие:

  • познакомить с равнинами и горами на территории России, на территории Кемеровской области;
  • формировать умения работать с физическими картами России, Кузбасса;
  • развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю;
  • воспитывать патриотов своего Отечества.

Оборудование:

  • учебник и тетрадь А. Плешакова;
  • «Словарь русского языка» Ожегова;
  • «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьёва;
  • физическая карта России и Кузбасса;
  • презентация Power Point, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

— Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.

2.1. Самостоятельная работа.

Вопросы к самостоятельной работе (Приложение. Слайд №1):

  1. Что такое астрономия?
  2. Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.
  3. Назовите самую яркую звезду. В каком созвездии она находится?
  4. Что изучает наука география?
  5. Закончи предложение: «Глобус – это …»
  6. Закончи предложение: «Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков- это…»
  7. Что изучает история?
  8. Приведите примеры исторических источников.
  9. Что изучает археология?
  10. Запишите 2-3 экологические проблемы

2.2. Взаимопроверка.

— Поменяйтесь своими работами друг с другом. Если ответ вашего соседа (соседки) близок или точно совпадает с ответом на слайде, ставите +. (Слайд №2-3)

— Посчитайте количество плюсов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. ( Слайд №4)

— Поднимите руки, кто получил отметку 5. Вы – молодцы.

— Поднимите руки, кто получил отметку 4. Вы тоже работали над разделом добросовестно.

— Поднимите руки, кто получил отметку 3. К сожалению, ваши знания слабы, вам некоторые моменты необходимо повторить.

3. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым (Слайд №5):

Вижу горы и долины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя.

— Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока. (Слайд №6)

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

— Чему вас научит раздел « Природа России»?

4. Изучение нового материала.

4.1. Работа по физической карте России.

— Откройте учебник на стр.64. С помощью чего мы начнём знакомство с природой нашей страны? (С физической карты России) (Слайд №7)

— Мы уже знаем, что карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите на шкалу. Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?

— Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?

— Как будет называться такая поверхность?

— Какой цвет имеют возвышенности?

— Каким цветом на карте показаны горы?

4.2. Практическая работа.

— Откройте учебник на стр. 66. Перед вами задание к практической работе, которую вы будете выполнять в парах. Вы должны не только найти объекты на карте, но и рассказать о их местоположении.

4.3. Беседа-путешествие.

И мы начинаем путешествие по просторам нашей страны с Восточно-Европейской равнины. Покажите Восточно-Европейскую равнину на карте.

— Как вы думаете, почему, именно, с Восточно-Европейской равнины мы начнём наше путешествие? (Здесь располагается столица нашего государства – Москва.)

— Мы попробуем объяснить смысл слова «равнина», а кто-нибудь из вас найдёт его определение в толковом словаре Ожегова.

— Что означает слово «равнина»?

— В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: «Равнина – ровная без гор и холмов поверхность».

Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5000000 квадратных километров.

— Посмотрите на карту. Какие цвета потребовались, чтобы изобразить поверхность Восточно-Европейской равнины?

— Какой вывод вы можете сделать о её поверхности?

— Правильно, такие равнины называют холмистыми. (Слайд №8)

— Двигаясь на восток, навстречу солнцу, мы окажемся на Западно-Сибирской равнине.

— Покажите Западно-Сибирскую равнину на карте.

— Почему для нас с вами эта равнина будет роднее и ближе других? (Здесь наша малая родина.)

— Почему эту равнину называют низменностью?

— Действительно, поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской. (Слайд №9)

— Следуя курсом на восток, мы попадаем на Среднесибирское плоскогорье.

— Покажите Среднесибирское плоскогорье на карте.

— Объясните смысл слова «плоскогорье».

— В толковом словаре Ожегова мы узнаём, что «Плоскогорье – это местность с волнистой поверхностью, лежащая на высоте 200 метров над уровнем моря». Как изменился цвет на карте? (Слайд №10)

4.4. Физкультурная минутка.

Дружно все сейчас мы встали,
По горам мы зашагали.
Руки вверх. Руки вниз.
За страховочную верёвку держись.
Мы шагали, приседали,
Наконец мы на привале…

— Тихо все сели.

4.5. Работа с учебником.

— О горах России вы прочтёте самостоятельно в учебнике на стр. 67-69 и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

— Как своим расположением Уральские горы отличаются от других гор? Покажите их на карте. (Слайд №11)

— Назовите самые высокие горы России? Покажите их на карте. Найдите и покажите самую высочайшую вершину Кавказских гор. (Слайды № 12-13)

— Какие горы включены в Список Всемирного наследия? Покажите их на карте. (Слайды №14-15)

— Чем знамениты горы на полуострове Камчатка? Покажите их на карте.(Слайды №16-17)

5. Закрепление изученного материала.

5.1. Краеведение. Горы и равнины Кемеровской области.

— Индивидуальное задание будет по «Книге о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва. Необходимо найти интересные сведения о горах и равнинах Кузбасса.

5.2. Работа в тетрадях.

— Откройте тетради на стр.21-22. Выполните задания № 1-2.

5.3. Фронтальная проверка выполненного задания в тетради.

-Назовите равнину и горы, которые на ней находятся.

— Проверяем, какие горы соответствуют данным записям.

5.4. Проверка индивидуального задания.

— Что означает слово «Кузбасс»?

Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. (Слайд №18) А предложил это название русский историк и геолог Пётр Александрович Чихачёв, побывавший у нас в 1842 году.

— Более половины Кемеровской области занимают горы. Самая большая по протяжённости и высоте над уровнем моря – горная система Кузнецкого Алатау. (Слайд №19)

— Кузнецкий Алатау в переводе с тюркского: «ала» – пёстрый, «тау» – гора, то есть «пёстрые горы». Самая высокая гора нашей области – Верхний Зуб – 2178 метров над уровнем моря.

— Самое большое скопление каменных россыпей – курумов – находится в Кузнецком Алатау. (Слайд №20)

— Самые низкие и древние горы – Салаирский кряж. Салаирский кряж образовался около 150 миллионов лет тому назад. (Слайд №21)

— Кузнецкая котловина представляет собой межгорную впадину. Словно подковой с трёх сторон её окружают горы – Салаир, Кузнецкий Алатау и Горная Шория. (Слайд №22) В Горной Шории находятся курорты международного уровня.

— Знаете ли вы, что Кузнецкая котловина неоднократно была дном моря, и было это более 250 миллионов лет назад? (Слайд №23)

6. Подведение итога урока.

6.1. Рефлексия.

— Был ли этот урок интересным для вас?

— Какие задания понравились больше всего?

— Какие задания вызвали трудность?

6.2. Итог.

— С какими равнинами познакомились на уроке?

— Назовите виды равнин. (Слайды № 24-27)

— Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.

7. Рекомендации по домашнему заданию.

1 уровень – учебник стр. 64-71, пересказ.
2 уровень – составить рассказ (фото) о горах, где побывали.
3 уровень – составить презентацию по любому объекту (горы, равнина).

Спасибо за урок.

17.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Равнины и горы России»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

по теме «Равнины и горы России»

Тема: Равнины и горы России.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.

Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества

     Оборудование:

Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.

Ход урока. 

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

— Что такое карта?

— Какие виды карт вы знаете?

— Для чего нужны карты?

  1. Самоопределение к деятельности.

На слайде появляется изображение физической карты России.

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

— Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).

— Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

  1.  Работа над новой темой.

 Записать на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России»

— У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

        — Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

Где встает солнышко? (Отв. детей). (Слайд «Физическая карта России»)

        — С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения  физической карты. Начнем с цветов.

 Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета  вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

        — С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Полуостров Камчатка.

        — Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах.

        — Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

— Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

        — Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Отв. детей).

        — Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)

        — Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнце?

(Слайд физической карты России)

Средне – Сибирское плоскогорье.

        — Что вы видите на карте?  ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

        Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей).

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

        — Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

          — А теперь отправимся  на юг нашей страны.

Горы Алтая и Саян.

        — Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

        — А какие горы?

        — Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)

(Слайд – гора Белуха)

Алтай входит в список Всемирного наследия.

          — Продолжаем наше путешествие.

(Физическая карта).

Западно – Сибирская равнина.

        — Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

Уральские горы.

        — Что вы видите на карте? (Ответы детей)

        — Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

        — Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

                                              Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).

(Показ слайдов «Уральские горы»)

  1. Физминутка.

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, в кружок все встали

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись

До вершины дотянулись,

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.

  1.  Продолжение новой темы.

Восточно – Европейская равнина.

        — Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

        — Что особенного вы заметили  в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

        А сейчас держим путь на юго – запад.

(Слайд «Русская равнина»)

Кавказские  горы.

        — Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

7.                  Закрепление.

         — Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

         — Что такое равнина?

         — Что вы можете сказать о горах?

 Работа у доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

 Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

8.                   Подведение итогов урока.

        — Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

        — Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).

Домашнее задание.

Учитель предлагает создать модель транспортного средства, которое может передвигаться, как по суше, так и по воде. Нарисовать и принести на следующий урок.

 Оформление доски:

Название темы: Равнины и горы России.

Иллюстрации вывешиваются по ходу урока.

Оформление тетради

Равнины России

Горы России

Восточно-Европейская равнина

Уральские горы

Средне-Сибирское плоскогорье

Кавказские горы

Западно-Сибирская равнина

Алтай

Саяны

9. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Наше путешествие состоялось. Разместите флажок на изображении горы.

У подножия: Я недостаточно хорошо усвоил тему. Необходимо повторно изучить материал.

По центру спуска: Я усвоил тему урока. Некоторые сведения по теме требуют доработки.

На вершине: Я отлично усвоил тему урока. Могу объяснить данный материал своим одноклассникам.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс УМК «Планета знаний». тема «Горы»

Конспект урока

Окружающий мир. 4 класс УМК «Планета знаний».

(урок – эвристическая беседа)

Является вариантом частично — поискового метода,

содержит серию вопросов, ответы на которые служат

этапами на пути решения проблемы.)

Цели:

I. Учебная:

* продолжить формирование представлений о формах поверхностей

* познакомить учащихся с особенностями и природой гор

*объяснить причины их возникновения,

* научить находить горы на карте.

* развивать познавательные процессы ( восприятие, осмысление, запоминание, обобщение)

II. Развивающие:

* формировать умения сравнивать, формулировать выводы

* развивать навык умения учащихся работы в группах

* формировать самостоятельную познавательную деятельность

III. Общеучебные:

* воспитывать внимание и любознательность;

*учить работать в коллективе; распределять работу, договариваться, получать общий результат;

*формирование навыков самостоятельной индивидуальной работы: самопроверки, взаимоконтроля;

* добиться высказывания своих взглядов и суждений

* формировать восприятие красоты окружающего мира

* формировать умения добиться высказывания своих взглядов и суждений

Оборудование: учебники, рабочая тетрадь, карта полушарий, мультимедийная презентация, памятка работы в группе, ключевые слова к уроку, карточки

«Проверь себя».

.

Этапы урока

Примечания

I.

— Сегодня мы с вами продолжим путешествие, начатое на прошлом уроке. А где мы будем путешествовать, вы скажите сами, отгадав загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар. (планета Земля).

— Правильно сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока изучить формы земной поверхности.

— Как настоящие путешественники мы обязаны много знать — путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного.

— Прочитайте отрывок стихотворения В Высоцкого.

— О чём это произведение? О каких чудных местах пишет автор?

— Что вы видите?

— Пригодятся ли нам изученные понятия для изучения новой темы?

Что вы знаете о холмистой равнине?

Давайте проверим ваши ответы.

Молодцы! Всё помните и знаете!

— Как вы думаете, какая тема урока?

— Сформулируйте вопросы по этой теме.

— Как же образуются горы? Из чего состоят горы? (на доске появляются вопросы)

А зачем нам нужны такие знания? И где пригодятся нам эти знания?

Посмотрите на слайды и попробуйте дать определения:

Что такое горы?

— А теперь проверим ваши предположения .Верно. Молодцы!

Сравните два изображения. Что вы увидели?

-Какое главное отличие гор и холмов?

Посмотрите на следующий слайд и сделайте вывод. Кто желает?

Физминутка

Слайд 1.

ответы уч-ся

Слайд 2

Слайд 3

— Мы думаем, тема нашего урока – Горы

— Как же образуются горы? Из чего состоят горы?

(на доске появляются вопросы)

Слайд 4 и 5

Слайд 6

Слайд 7 ответы уч-ся

высота

Слайд 8 и 9

.

II.

2. Актуализация и постановка проблемы.

Посмотрите на доску.

— Можете ли сразу ответить на поставленные вопросы?

Сейчас мы будем работать в группах. Прочитайте памятку как надо работать в группе. Положите перед собой карточку. Прочитайте сказку. Кто прочитал соберитесь в три группы и обсудите ваши предположения.

( Группы получают карточки с заданием.)

  1. Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал. Говорят, что когда – то жил на свете богатырь. Любил он силою своей похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как-то на вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз. Опечалилась гора, что её любимую дочь прямо в самую пропасть кинули и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась она вскоре до заветного камня.

  1. В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел дракон всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым, что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу выбраться. Все ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы – то появились!

  1. Давным-давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением и богатством, часто приходили соседи друг к другу в гости, приносили щедрые дары и делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась все больше и больше. Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря время, перессорил он всех людей на земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными каменьями. Так и появились горы.

— Как же образуются горы? Из чего состоят горы?

Нет. Нам необходимо разыскать информацию, которая бы нам помогла разобраться в этих вопросах

III.

Физминутка.

3.Совместное “открытие” знаний.

— Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках.

Примерные варианты:

1 ситуация.

— Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за собой. Реки размывают грунт и уносят с собой его по течению. У горной реки очень сильное течение.

2 ситуация.

— Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из-за Закона всемирного тяготения. Не уверены, что изнутри что-то толкает, и получаются горы.

3 ситуация

— Люди не могли создать все горы, хотя может быть какая – то другая сила это сделала?

(на доске появляется схема)

Горы

Как образуются горы? Из чего состоят горы?

1. подземные силы горные породы

2. выветривание

-На 1 вопрос мы нашли ответ…

— Ребятя, откуда к нам попали эти вещи?

— Кто с опорой на схему сделает вывод?

— Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.

— А вторая иносказательно объясняет нам о подземной силе, которая стремится на поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от толчков — это горы Третья легенда, по-своему, объясняет причину прочности горных пород и восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах, спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.

Ребята читают самостоятельно, затем группируются по группам, обсуждают и оглашают мнение своей группы

Ответы учащихся:

Схема – опора

Демонстрация украшений, шкатулки из камня, ложки, и др.

— Мы считаем, что это было выкопано из земли и называются полезными ископаемыми.

IV

Работа в тетради .

Откройте тетради и выполните задание .

Взаимопроверка

V.

Физминутка. Упражнение для глаз

Крепко зажмурить глаза на 10–20 секунд. Расслабить, открыть глаза, массаж бровей пальцами. Сидя, откинувшись на спинку стула – глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох (повторить 5–6 раз).

VI.

Работа с картой

— Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? Что хотите сказать?

Посмотрите на карту. Что вы можете рассказать?

Можно ли на карте увидеть горы?

Я хочу попутешествовать сегодня с вами по материку на котором расположено наше государство. Кто догадался?

Отправляемся дальше в путешествие….

Посмотрите слайд. Прочитайте. Откройте учебник на стр 102.

Кавказские горы.

— Они расположены между Чёрным и Каспийским морями. Кто хочет выйти и показать на большой карте?

Посмотрите на следующий снимок. Среди Кавказских гор находится самая высокая вершина в России гора Эьбрус.

Уральские горы.

— кто покажет на карте?

Расположены на территории России.

Гималаи

В этом горном хребте находится самая высокая вершина земного шара .Называется она… посмотрите и прочитайте следующий слайд. Эверест

Альпы. В честь этих гор названы альпинисты.

Анды.

Какие горы имеют самую длинную протяженность?

-Кто догадался? ( Анды, на материке Северной Америки, их протяжённость 9000 км)

.. Посмотрите на следующий слайд. Почему растут цветы , а вершины гор снежные?

А сейчас я хочу чтобы вы посмотрели на цифры. Впечатляют, правда? А кто ответит на вопрос: Какие горы самые старые? ( Чем выше вершина, тем моложе горы.)

Слайд 10

Горы могут быть плоские и острые.

Да. Горы раскрашены коричневым цветом.

материк Евразия

Слайд 11

Карта в учебнике на стр. 102

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

VII.

Самостоятельная работа

Возьмите карточку « Проверь себя». Вставьте пропущенные слова.

Проверь себя.

  1. Возвышение , высотой более 200 метров над окружающей местностью. ( ………)

  2. Самое высокое место холма. (…….)

  3. Извилистое резкое понижение местности. (….)

  4. Самая низкая часть горы. (………)

  5. Самое большое пространство ровной поверхности. (…………)

6 Самая высокая горная вершина в России. (……)

Молодцы. Кто хотел бы оказаться в этих местах?

Проверка.

Правильные ответы.

  1. гора.

  2. Вершина.

  3. Овраг.

  4. Подошва.

  5. Равнина.

  6. Эльбрус.

VIII

Итог.

Кому урок понравился? Что узнали нового?

Возьмите в руки карандаши и нарисуйте для меня символ своей работы.

.О — я всё понял и усвоил; зел. цв.

О — знания нуждаются в повторении и закреплении; жёлт. цв

О — мне многое непонятно. крас. цв.

Дополнительный материал.

Из данных слов сложить 5 пословиц и объяснить их смысл.

С плеч, за, горами, обойдёт, дела, идут, в, гору, не, как, гора, пойдёт, крут.

Ответы:

— Как гора с плеч.

— Крут, как гора.

-Не за горами.

-Дела идут в гору.

— Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.

МОУ « Начальная общеобразовательная школа № 5»

УМК « ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Разработан и дан учителем начальных классов

Кораблевой В. И. для учителей школы и города

2010 год

infourok.ru

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Равнины и горы России»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мещерская средняя общеобразовательная школа

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Равнины и горы России».

Подготовил:

учитель начальных классов

Букин Иван Игоревич

2012 – 2013 учебный год

Цели урока:

  • формировать представления о равнинах и горах России.

  • сформировать у учащихся представление о равнинах и горах;

  • познакомить с равнинами и горами на территории России;

  • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом – определителем, дополнительной литературой, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;

  • воспитывать культуру общения, умение выслушивать и уважать мнение других;

  • воспитывать любовь Родине, к родной природе.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.

Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.

II. Проверка домашнего задания.

— Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить.

1. Самостоятельная работа.

Вопросы к самостоятельной работе:

Что такое астрономия?

Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.

Назовите самую яркую звезду. В каком созвездии она находится?

Что изучает наука география?

Закончи предложение: «Глобус – это …»

Закончи предложение: «Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков- это…»

Что изучает история?

Приведите примеры исторических источников.

Что изучает археология?

10. Запишите 2-3 экологические проблемы

2. Самопроверка.

— Я читаю правильные ответы. Если ответ близок или точно совпадает с моим ответом, ставите +.

— Посчитайте количество плюсов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. 10 баллов – «5», 9-8 баллов – «4», 6-7 баллов – «3».

— Поднимите руки, кто получил отметку 5. Вы – молодцы.

— Поднимите руки, кто получил отметку 4. Вы тоже работали над разделом добросовестно.

— Поднимите руки, кто получил отметку 3. К сожалению, вам некоторые моменты необходимо повторить.

Ш. Постановка учебной задачи.

1.Определение темы раздела.

Сегодня мы продолжим путешествие по планете Земля. А исследовать будем территорию нашей с вами страны, которую называем Россия.

— Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней!

— Почему же нет родней страны для нас? (Россия – это наша родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)

— Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела.

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

— Чему вас научит раздел « Природа России»?

2. Определение темы и цели урока.

-Дети прочитай четверостишье, которое написано на доске.

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя.

— Что мы будем изучать сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. (слайд)

-В чем же заключается цель нашего урока? (мнения детей)

— Цель нашего урока:

— Формирование представлений о равнинах и горах России.

— План нашего урока (слайд).

 Общая характеристика рельефа России и его особенности.

 Знакомство с равнинами и горами нашей страны.

 Практическая работа «Изготовление шкалы высот»

— В плане звучит слово «рельеф», а что оно значит?

( рельеф- совокупность неровностей земной поверхности )

— Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по просторам нашей Родины. Мы увидим, как выглядит поверхность нашей страны, исследуем её, сделаем правильные выводы.

IV. Приобретение новых знаний.

1 Работа по физической карте России.

-Что такое карта?

Карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите на диаграмму.

-Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?

— Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?

— Как будет называться такая поверхность?

— Какой цвет имеют возвышенности?

— Каким цветом на карте показаны горы?

— Исследуйте физическую карту России.

— Какой вывод сделаем о поверхности России? (разная, есть и равнины и горы)

-Что такое равнина? Что такое горы? Чтобы дать точное определение, поработайте со словарями, которые лежат на ваших партах. (Дети дают определения)

— Исследуйте атлас. Покажите на карте равнинные территории и горные (ученик у доски).

— Как на карте показаны неровности? (при помощи цвета)

Закрашены одинаковым цветом? Почему?

— Наше путешествие начинаем с западных границ, первое знакомство с равнинами (слайд).

2. Просмотр, фронтальная беседа.

( слайд) Восточно – Европейская равнина.

Перед вами раскрылась Восточно – Европейская или Русская равнина России. Это одна из самых крупных равнин мира. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Она имеет очень холмистый рельеф, здесь растут леса, есть степи, где растят хлеба, и даже есть полупустыни. (исследуем слайд,стр. 66 учебника,1 абзац,

— Какая же поверхность данной равнины?

-Формируем вывод: равнина холмистая

(Слайд) Западно – Сибирская равнина

Равнина расположена сразу за Уралом. Это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Много болот и озёр. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. (исследуем слайд стр. 66-67 учебника, абзац 2)

— Какую поверхность имеет Западно – Сибирская равнина?

— формируем вывод: равнина плоская

(Слайд) Средне – Сибирское плоскогорье (исследуем слайд, стр.67 учебника, абзац 3)

А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье – это плоская гора)

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. (Слайд)

— Какую поверхность имеет эта равнина?

-вывод: возвышенное пространство, напоминающее горную местность.

— Когда- то, миллионы лет назад, здесь были горы, которые устарели и разрушились. Лишь только возвышенности сейчас напоминают о них.

Вывод: Равнины делятся на 3 группы: плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье (слайд). При помощи каких цветов на карте показаны равнины, ведь они разные? (дети дают объяснения)

— В начале урока вы получили шаблоны шкалы высот, мы сделали выводы о равнинных территориях, закрасьте в нужные цвета шкалу высот равнин. (Дети закрашивают полученные в начале урока шаблоны шкалы высот)

— Равнины составляют большую часть территории нашей страны, значит, мы преодолели уже большой путь. Пора отдохнуть. Объявляю привал.

V. Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

VI. Работа по теме урока.

— Продолжаем работу. Дальнейшее наше знакомство будет с горами России. Внимательно исследуйте карту, определите местоположение горных территорий, назовите их. (Дети называют, показ у карты, слайд ).

— Ребята, скажите, в природе чаще мы видим одиноко стоящую гору или целую горную цепь?

-Цепь из гор называется горной системой.

-Первое знакомство с самой высокой горной системой – Кавказскими горами. (слайд)

Самые высокие горы России – Кавказские, до 5000 м и даже больше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом.

— Исследуйте учебник на стр. 68.

— Что можете сказать о Кавказских горах?

— Вывод: горы высокие, более 5000 метров, вершины покрыты льдом и снегом, горы остроконечные, молодые, продолжают расти. Высочайшая точка России г. Эльбрус имеет 2 вершины. ( 5642м., 5621м.) (слайд)

Там у подножия гор очень красивая природа. В горах течет большое количество быстрых рек.

— Уральские горы. ( слайд)

Исследуйте материал о них на стр. 67 учебников

— Что можно рассказать об этих горах?

— Вывод: горы низкие, до 2000 метров, называют каменным поясом русской земли, так как делят Россию на европейскую часть и азиатскую (показ учителя), старые горы с тупыми вершинами. Наивысшая точка – гора Народная, её высота 1895 метров (слайд).

— Урал – это кладезь полезных ископаемых. Чего здесь только нет! Есть железо и медь, алюминий и цинк, золото и платина, а ещё есть драгоценные камни: изумруды, рубины, сапфиры и еще много других.

— Алтайские горы (слайд).

Об Алтайских горах мы уже говорили на прошлых уроках. Вспомните, куда включены горы Алтай, как переводится это слово. Чем привлекает Алтай? Какова же высота гор? Высшая точка? (слайд) гора Белуха (4506 м )

-Как вы думаете, а почему гору назвали Белухой?

— г. Белуха, как и г.Эльбрус тоже имеет 2 вершины: восточную и западную. Восточная -4506 м., а западная – 4460 м. ребята, когда горы растут, то случаются землетрясения. Так в алтайских горах два года назад было сильное землетрясение. Это говорит о чем? Да, горы растут, они молодые.

— Исследуйте атлас и найдите горную систему, расположенную рядом с Алтайскими горами. Саяны (слайд) Это небольшая горная система средней высоты, с тупоконечными вершинами. Высота гор — до 4000 м. Наивысшая точка 3956 метров.

— Нам предстоит еще одно знакомство с очень интересной горной системой, о которой мы уже говорили. Я загадаю вам, а вы узнайте о каких горах идет речь.

— Есть гора, а на её вершине огнедышащая яма, называем гору мы (вулканом)

— Где в России много вулканов?

— Конечно, это горы полуострова Камчатка. Найдите их на своих картах.

(Слайд)

— Исследуйте учебник на стр. 69. 2 абзац и карту. Что интересного узнали о горах Камчатки ? ( там 28 действующих вулканов, самый высокий – Ключевская Сопка — 4750 м) Интересное зрелище извержение вулкана. (слайд)

— Извержение вулкана на Камчатке зрелище достаточно частое. Вулканы могут долго –долго спать, но для каждого действующего вулкана наступает час, когда под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается черный столб дыма, газов, шлака, освещенный багровым пламенем. (слайд)

— Еще раз взгляните на карту. Какой вывод сформулируем о горах?

( Слайд) Есть молодые горы, они высокие, остроконечные. Есть старые, тупоконечные, средние или низкие по высоте.

Какой вывод можно сделать, глядя на карту?Горы показаны при помощи коричневых оттенков цвета. Чем выше, тем темнее цвет.

— Закончим практическую работу, закрасив последние клетки в графе «горы».

VII. Гимнастика для глаз.

VIII. Закрепление полученных знаний

— Мы прошагали с запада на восток по равнинам и горам России.

Какой же общий вывод о рельефе нашей страны мы можем сделать?(ответы детей, слайд)

— Вернемся к карте. При помощи чего на карте мы показываем неровности? ( При помощи цвета)

— Какими цветами изображаем равнины?( от темно – зеленого до светло – желтого)

-На какие виды делятся равнины? (холмистая, плоская, плоскогорье)

— Какими цветами изображаем горы?( от светло- коричневого до темно – коричневого).

— Чтобы закрепить полученные вами знания, проведем небольшую географическую игру, которая называется «Соедини». Каждый получает карточку, где нужно верно соединить географический объект с видом его рельефа

Карточка

«Каменный пояс земли Русской» Эльбрус

Равнина, раскинувшаяся от западных границ Уральские горы

до Уральских гор.

Самая высокая гора России. Западно-Сибирская равнина

Равнина, расположенная к востоку от Восточно- Уральских гор Европейская равнина

IX. Итог урока. Домашнее задание.

— Молодцы! А теперь вернемся к плану нашего урока. ( слайд)

Справились ли мы с ним?

— Чем понравился урок?

Запишите домашнее задание: учебник стр. 64-70, ответить на вопросы (стр 70), тетрадь на печатной основе стр. 21-22.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме: Урок окружающего мира в 4 классе «Равнины и горы России»

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 65 г.Сочи

 «Окружающий мир» 4 класс

Тема: Равнины и горы России

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ № 65

Сокиренко Елена Николаевна

Предмет: «Окружающий мир»  

4 класс

Тема урока: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ

Программа «Окружающий мир»(«Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаков

учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2006г.

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Познакомить с равнинами и горами на территории России.

Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе родной страны.

Оборудование:

Физическая карта России, атласы, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского), «солнышко».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

— Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

—  Почему в целом свете нет родней страны? (Россия — это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)

—  Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница — карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

II. Работа над новой темой

Запись на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России».

—  У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(Солнце.) 

—  Конечно, это солнышко!

    Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.)

—  С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)

—  Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)

— Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 65 учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? (Главная линия на диаграмме — это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные — пунктирные.)

-. Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)

—  Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)

—  С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Звучит аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского)(на 1 слайде кликнуть значок звука)

—  Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

(Показ слайдов № 2,3 «Полуостров Камчатка», «Вулканы Камчатки».)

—  Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.

—  Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)

—  Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота 4750м.)

(Показ слайда № 4 «Вулкан Ключевская Сопка») 

Вулканы Камчатки — это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15 октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана — 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.

—  Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше «солнышко»? (Над Средне-Сибирским плоскогорьем.)

—   Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый.)

—  А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье — это плоская гора.)

—   Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье — место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

(Показ слайда № 5 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)

—  Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)

—   В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:

(Показ слайда № 6 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)

—   Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.

—   Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)

—   А какие горы? (Алтай и Саяны.)

(Показ слайда № 7, 8 с изображением Алтая)

—   Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.

На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.

(Показ слайда №9 с изображением горы Белуха.)

А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.

(Показ слайдов №10,11 с видом Саян)

—   Продолжим наше путешествие.

Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной.

—  Где мы оказались? (На Западно-Сибирской равнине.)

—  Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории — это болота. По равнине течет много рек.)

(Показ слайда № 12,13) 

— Западно-Сибирская равнина — это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)

—  Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)

—  Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.

Солнышко закрепляется над Уральскими горами.

—   Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)

—   Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы.

(Показ слайда № 14) 

    Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора — Народная, ее высота 1895 м..)

(Показ слайда№ 15 с изображением горы Народная.) 

—   Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.

(Показ слайда№ 16) 

 (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)

—   Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие.)

(Просмотр слайда №17 «Уральские горы».

Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

—  Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)

—   Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)

—  А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

III. Физкультминутка

Мы сейчас вес дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

IV. Продолжение новой темы

Звучит запись песни «Марш юннатов» (на 17 слайде кликнуть значок звука)

— И опять нас дорога зовет.

Мы движемся на запад,

Так солнышко ведет.

Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной.

—  Где остановились мы сейчас?

  Что вы можете сказать, изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте.

   (Просмотр слайда № 18) 

Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.)

—  Попытаемся открыть тайну желтых пятен.

(Просмотр слайда № 19) 

—   Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)

—  Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности.)

— Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнине на стр. 66 над фотографией. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Эту равнину еще называют Русской равниной.)

(Просмотр слайдов № 20,21) 

— А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.

—  Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)

(Просмотр слайдов № 22,23,24 с фотографиями Кавказских гор) 

—  Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе — Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)

(Просмотр слайда № 25) 

Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? 

(Слайд № 26) 

(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

—   Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.

IV. Закрепление

Вопросы «Почемучки»;

— Что такое равнина? (Равнины — это ровные или холмистые участки земной поверхности.)

Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые — высокие, и старые — невысокие.)

А сейчас небольшой тест. Выберите правильный ответ.

(Слайд №27)

1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России — это…

а) вулканы Камчатки

б) Уральские горы

в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина

б) Восточно-Европейская равнина

V. Подведение итогов урока

Самопроверка и самооценивание

(Слайд № 28)

Правильными ответами являются…

1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России — это…

а) вулканы Камчатки

б) Уральские горы

в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина

б) Восточно-Европейская равнина

Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.

Поздравляю тех, кто правильно  ответил на все вопросы.

А  кто  запомнил не все —  у вас есть время до следующего урока все  повторить,

ну, а сейчас – песня…

 (Слайд №29, кликнуть по значку звука)

Домашнее задание

Стр. 64-71.

Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник.

Выполнить задание «Проверь себя».

Нарисовать машину, на которой можно будет двигаться по воде и по суше.

Комментарий-пояснение, рекомендации использования в работе.

Литература, адреса в интернет:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%B0

http://www.kamchatka-wildnature.ru/vulcan_kluch.htm

http://www.krinfo.ru/foto/showgallery.php/cat/1/page/5

http://www.ecosystema.ru/08nature/world/04.htm

http://ecoclub.nsu.ru/nature/sib.htm

http://cityref.ru/prosmotr/1970-0.htm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/11822

http://www.uraltravel.com/northural-rus.htm

file://localhost/E:/равнины%20и%20горы/Сопка%20..%20Сахалин%20__%20Уральские%20горы%20__%20гора%20Народная.htm

Учебник  «Мир вокруг нас 4 кл.»

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»

Вопрос и ответ. Энциклопедия /Пер.с англ./ Паркер С., Вильямс Б.-М.:»Омега», 2005

Пармузин Ю. Живая география. –М.: Просвещение,1993.

Пивоваров Г. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение, 1997.

Необходимые ресурсы, материалы:

  1. Компьютер не ниже Pentium3
  2. Мультимедийный проектор
  3. Колонки
  4. Программа Microsoft PoverPoint

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *