cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока язык и речь 5 класс быстрова – Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь» (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь» (5 класс)

Занятие 2.

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Цели: познакомить учащихся с понятием «речь»; показать значение речи как средства общения;

развивать логическое мышление и речь учащихся;

воспитывать культуру речи.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, давайте с вами посмотрим в окно. Что мы там видим? За окном пасмурно, небо хмурится, не видно солнышка, оно спряталось за тучи. Вы сходили в школу, у вас было много занятий, вы устали, поэтому давайте создадим себе хорошее настроение и улыбнемся друг другу. Появилось настроение?

  1. Тогда начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о языке как о важнейшем средстве общения. Запишите число и тему

  2. Беседа по теме занятия.

Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».

Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание

«тусл» считать словом? (Чтобы сочетание звуков стало словом, нужно звуки расположить в определенной последовательности, только тогда сочетание звуков будет иметь смысл. Звуки должны выражать какое-то понятие. Поэтому стул – слово, а «тусл» – бессмысленное сочетание звуков).

Слово имеет 2 стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя – звуковой состав (на письме – буквенная, графическая). Внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.

Наш язык богат пословицами и поговорками. Писатель и исследователь В. И. Даль занимался сбором пословиц и поговорок.

  1. Работа с пословицами о языке, собранными Далем В. И.

Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

  • Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).

  • Держи язык короче!

  • Кто языком штурмует, немного навоюет.

  • На словах его хоть выспись (а на деле и головы не приклонишь).

  • На думах — что на вилах; на словах — что на санях, а на деле — что в яме.

  • Язык до Киева доведет.

  1. Физминутка.

  2. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

… Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

– Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Промычала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

– Эй, послушай, псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Непонятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

Повстречался с ним козленок

У кленового куста.

– Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Непонятны человечьи.

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно: «Бя!»

Повстречался конь ретивый,

Грива черная густа.

– Эй, послушай, черногривый!

Не видал ли, конь ретивый,

Ты овечку без хвоста?

Но коню такие речи

Непонятны человечьи.

И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –

Конь возьми да убеги.

Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

Мы с тобой такие речи

Понимаем человечьи.

Я в ответ сказать могу:

«Вон овечка – на лугу!»

В о п р о с ы:

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Кто помог мальчику и почему?

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

— К какому же выводу мы пришли?

— Для чего необходим язык?

(Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)

– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)

– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)

— У вас на партах лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам понравилось занятие покажите веселый, если нет – грустный смайлик.

infourok.ru

Методическая разработка урока русского языка по теме «Язык, речь и человек». 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

Слово учителя:

Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).

Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока.

В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).

Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.

— Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.

Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (

слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

(Ребята перечисляют известные им языки)

— Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.

На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

  • Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.
  • В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими (учитель может объяснить, почему это происходит).

— Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”

— Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).

— Ребята, а как нужно относиться к слову?

К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

— Послушайте, как выражена эта мысль в пословицах русского народа (слайд № 11):

  • Слово не стрела, а в сердце язвит.
  • Недоброе слово что огонь жжёт.
  • Звон не молитва, крик не беседа.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Ласковое слово и кость ломит.
  • Хорошую речь хорошо и слушать.

— Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.

— А теперь немного поиграем. Есть такая пословица “Слово — не воробей: вылетит – не поймаешь”. Но вы всё – таки постарайтесь поймать слова, которые улетели со страницы (слайд № 12).

Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.

— А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).

— Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?

(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)

— Какая речь есть у всех народов?

(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)

— Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?

(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)

— Какой речью мы пользуемся чаще?

(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)

— И наконец, слово, заявленное в теме урока, — это “человек”. Давайте посмотри, как связаны человек с языком и речью. Удивительно, но каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, но только человек обладает даром слова (слайд № 16).

— Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?

(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).

— Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?

(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).

Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— в мире существуют “бессловесные” языки

— словесный язык универсален

— в мире множество языков

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— язык — средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми с помощью слов, речи

— речь бывает письменная и устная

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Дополнительный материал для урока:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:

— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.

Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

…Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)

Список использованной литературы.

  1. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008
  2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011
  3. С.И.Львова. Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2002
  4. Е.В.Любичева, Л.И.Болдырева. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. – СПб.: “Паритет”, 2005
  5. А.П.Пасхалов. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004
  6. В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н.Пташкина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011

29.12.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Вводный урок русского языка в 5 классе «Язык и речь», ФГОС

2.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока

Задумывались ли вы над тем, что такое язык?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Давайте изобрази все понятия данного слова.

Язык – подвижный мышечный орган в полости рта.

Язык пламени

Язык….- изобразить нельзя.

для чего нужен такой язык?

как мы можем общаться? /

а если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное


 

Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Язык и речь.

(,,,,,)

Язык

Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

(слайд 2)

разговаривать, общаться/

разговариваем, т.е. устное общение/

/ Значит, речь бывает устной и письменной.

Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь

(Слайд 3)

Индивидуальная.

Письменная работа в тетрадях с элементами беседы

Учащиеся делают вывод, формулируют определение.

Коллективная.

Устные высказывания.

Коллективная.

Письменная работа.

3.

Работа над темой урока

1)

2)

3)

Что возникло раньше: устная речь или письменность?

Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне не умели ни писать, ни говорить.

— Как они общались? Как передавали информацию?

Давайте посмотрим, как это было в те далекие времена (Происхождение устной и письменной речи)

Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество — много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.

Устная речь возникла раньше письменной. (Учащиеся рассказывают о происхождении речи, что знают).

— Двое учащихся выходят к доске. Необходимо передать информацию: «Мы на охоте», «Завтра будет дождь»

(Слайд 4,5,6,7,8,9,10)

Коллективная.

Высказывания учащихся.

Творческое задание

Комментированный просмотр презентации.

 

4)

5)

6)

Что произошло в 988 году?

— 988 год — крещение Руси.

Как появились эти книги?

— Что такое алфавит?

Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.

— Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

1. Посмотрите на эту азбуку.

в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?

как называется первая буква?

а вторая?

прочитайте две вместе, что получилось?

аз + буки = азбука.

2. Еще один секрет Кириллицы:

аз-я

буки — буквы

веди — ведать, знать

глаголь — говорить

добро-хорошо. — что получается?

3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение «писать с красной строки».

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.

— учащиеся рассказывают то, что знают об этом историческом событии.

(слайд 12)

— В 862 году два образованных брата — монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.

(слайд 13-16)

Печатный вариант – приложение 2

Просмотр видеоролика «История русской словесности»

— высказывание мнений о фильме

— совокупность букв или других знаков данной системы письма.

— порядок букв, принятый в азбуке

Просмотр фильма

Коллективная беседа

4

Подведение итогов.

Рефлексия

Давайте подведем итог, что вы узнали сегодня на уроке нового?

Что было вам интересно?

Высказывания учащихся.

Заполнение небольших опросников по уроку.

(слайд 17)

Коллективная.

Индивидуальная

5.

Домашняя работа

На следующем уроке мы с вами продолжим говорить на тему «Язык», «Речь», «Общение».

Дома вам необходимо просмотреть учебник Русского языка, отметить, что в нем необычного.

Написать мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык»

Записывают домашнее задание.

Что не понятно, уточняют.

(слайд 18)

(Слайд 19)

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Вводный урок по русскому языку «Язык и речь» ФГОС (5 класс)

Технологическая карта урока № 1

1. Ф.И.О. учителя: Скобелева Надежда Ивановна

2. Класс: 5 Дата: _____________________

3 Предмет: русский язык.

4.№ урока по расписанию:

5. Тема урока: Язык и речь

6. Цель урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

7. Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные.: Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.

8. Оборудование для учителя: учебник, экран, проектор, презентация.

9. Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран, проектор, презентация.

10. Тип урока: Открытие новых знаний

11. Вид урока: урок-исследование.

12. Технологии: технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения

Ход урока.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности.

Виды работ учащихся

1.

Организацион ный момент

Здравствуйте, девочки и мальчики. Теперь вы пятиклассники и я вас поздравляю. Давайте знакомиться.

Давайте начнем с вами наш первый урок.

С этого урока мы будем встречаться с вами часто на уроках русского языка и литературы. Вот некоторые моменты по организации уроков русского языка.

Учитель знакомит с требованиями к заполнению тетрадей.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Знакомятся с памяткой.

Приложение 1

Коллективная.

Слушание, беседа.

2.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока

Задумывались ли вы над тем, что такое язык?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Давайте изобрази все понятия данного слова.

Язык – подвижный мышечный орган в полости рта.

Язык пламени

Язык….- изобразить нельзя.

  • а если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное

Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Язык и речь.

(,,,,,)

Язык



Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

(слайд 2)

разговаривать, общаться/

разговариваем, т.е. устное общение/

Значит, речь бывает устной и письменной.

Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь

(Слайд 3)

Индивидуальная.

Письменная работа в тетрадях с элементами беседы

Учащиеся делают вывод, формулируют определение.

Коллективная.

Устные высказывания.

Коллективная.

Письменная работа.

3.

Работа над темой урока

1)

2)

3)

Что возникло раньше: устная речь или письменность?

Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне не умели ни писать, ни говорить.

— Как они общались? Как передавали информацию?

Давайте посмотрим, как это было в те далекие времена (Происхождение устной и письменной речи)

Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество — много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.

Устная речь возникла раньше письменной. (Учащиеся рассказывают о происхождении речи, что знают).

— Двое учащихся выходят к доске. Необходимо передать информацию: «Мы на охоте», «Завтра будет дождь»

(Слайд 4,5,6,7,8,9,10)

Коллективная.

Высказывания учащихся.

Творческое задание

Комментированный просмотр презентации.

Физкультминутка (11 слайд)

4)

5)

6)

Что произошло в 988 году?

988 год — крещение Руси.

Как появились эти книги?

— Что такое алфавит?

Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.

— Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

1. Посмотрите на эту азбуку.

  • в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?

  • как называется первая буква?

  • а вторая?

  • прочитайте две вместе, что получилось?

аз + буки = азбука.

2. Еще один секрет Кириллицы:

  • аз-я

  • буки — буквы

  • веди — ведать, знать

  • глаголь — говорить

  • добро-хорошо. — что получается?

3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение «писать с красной строки».

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.

— учащиеся рассказывают то, что знают об этом историческом событии.

(слайд 12)

— В 862 году два образованных брата — монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.

(слайд 13-16)

Печатный вариант – приложение 2

Просмотр видеоролика «История русской словесности»

— высказывание мнений о фильме

— совокупность букв или других знаков данной системы письма.

— порядок букв, принятый в азбуке

Просмотр фильма

Коллективная беседа

4

Подведение итогов.

Рефлексия

Давайте подведем итог, что вы узнали сегодня на уроке нового?

Что было вам интересно?

Высказывания учащихся.

Заполнение небольших опросников по уроку.

(слайд 17)

Коллективная.

Индивидуальная

5.

Домашняя работа

На следующем уроке мы с вами продолжим говорить на тему «Язык», «Речь», «Общение».

Дома вам необходимо просмотреть учебник Русского языка, отметить, что в нем необычного.

Написать мини-сочинение «Зачем надо изучать русский язык»

Записывают домашнее задание.

Что не понятно, уточняют.

(слайд 18)

(Слайд 19)

Приложение 1 – памятки, как подписывать тетради; памятка – требования к предмету.

Приложение 2 – кириллица

19 слайдов в презентации к уроку

infourok.ru

Вводный урок русского языка для 5-го класса по теме «Язык и речь. Язык и человек»

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
  2. Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
  3. Формировать навык работы со словарями.
  4. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: выставка словарей: несколько томов из “Словаря современного русского литературного языка”, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля (несколько томов), “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любые издания).

Ход урока

II. Вступительное слово учителя.

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.

(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).

II. Выставка словарей на классной витрине.

1. Слово учителя.

Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” – признавался он писателю.

Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.

И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.

А начнем прямо сейчас.

III. Словарная работа.

– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную стаью.

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
  5. Публичное выступление. Выступать с речью.

– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.

(Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)

– Слово “язык” тоже многозначное:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

IV. Выборочный диктант.

– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)

Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

– Кстати, книга Л.Успенского называется “Слово о словах”. В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором случае? (Речь о языке).

V. Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)

1. Чтение текста учителем.

Язык.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

2.Словарная работа (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).

3. Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?

“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

– К чему призывает Л.Н.Толстой?

VI. Вывод.

Слово учителя.

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”.

25.05.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка «Культура речи», 5 класс

Потенциальный “багаж” речи учеников оставляет желать лучшего. В письменных и устных ответах наши учащиеся часто допускают речевые ошибки, затрудняются отобрать и отразить в своих сочинениях даже наиболее яркие, значительные для них наблюдения и впечатления.

Правильность речи – это фундамент языковой культуры. Без нее нет ни литературного мастерства, ни искусства живого и письменного слова. “Свободное владение русским языком, – подчеркивается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения”.

Как же помочь ученику овладеть “формами языка, выработанными как народом, так и литературой?” Безусловно, каждый учитель стремится научить правильно, логично, последовательно излагать свои мысли в связной форме. В работе по развитию речи можно выделить следующие основные взаимосвязанные направления, соответствующие задачам обучения русскому языку:

обогащение словарного запаса;

обучение нормам литературного языка;

обогащение грамматического строя речи;

формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

На каждом уроке идёт работа по развитию речи, но и отдельные уроки должны быть! Именно они позволяют раскрыться ученику, показать свои знания, узнать новое.

Вашему вниманию я предлагаю урок развития речи.

Урок русского языка по теме «Культура речи», 5 класс

Основной целью урока по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи.

  2. Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

  3. Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

  4. Формировать навыки речевого общения.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Приветствие учителем учащихся класса).

— Наш урок сегодня мы начнём необычно. Вы увидите сейчас небольшую сценку с интересным названием «На разных языках», которая поможет определить тему, задачи нашего урока.

2. Сценка «На разных языках» (разыгрывают два ученика)

Учитель: Однажды в автобусе я оказалась свидетелем такого разговора.

Ученик (разговаривает по телефону): Алло! Зинка, это ты, чертовка! Привет и прочее! Что трубку не берёшь? Слушай, Зинка, что же ты, противная, вчера мне не звякнула? Была у Верки на днюхе? А я уж думал, что ты без меня в кино таскалась! Может, махнём сегодня? Говорят картина отпад! Там классно Дюжев играет, кореша говорят, что не картина, а просто фонтан! Ну как?… Подкатывай к восьми, я билеты куплю, тебя ждать буду.

Ученик (новый звонок): Алло! Да Зинка назвякивает? Да мать у неё болела, а я весь вечер, как чумовой, околачивался дома. Думал, подохну со скуки.

Учитель: В это время шофёр объявил мою остановку, автобус остановился. Я ещё долго думала, о чём же говорил молодой человек?

  1. Работа над текстом сценки.

Цель данного вида работы: учащиеся самостоятельно должны определить тему урока, цель урока, задачи урока.

  1. Ребята, всё ли вам понятно из услышанного?

  2. Понравился ли вам диалог двух друзей? (Учащиеся могут дать положительный ответ, тогда учитель обязательно должен задать вопросы: Чем? Почему?)

  3. Что не понравилось из разговора двух приятелей?

  4. Какую проблему перед нами ставит данный текст?

Учитель:

— Да, действительно проблема культуры речи очень актуальна. Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи, как в зеркале, отражается культура человека, его воспитанность. «Умение правильно говорить – ещё не заслуга, а неумение – это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина». (Цицерон, древнеримский политик и философ, блестящий оратор). Итак, тема нашего урока ….. (учащиеся продолжают – КУЛЬТУРА РЕЧИ).

(Учащиеся записывают в тетрадях дату, тему урока)

  1. Работа по теме урока.

(Определение понятия «культура речи»)

— Что мы вкладываем в понятие «культура речи»?

Вместе с учащимися на доске строим схему, определяем, что мы должны узнать на уроке, чему должны научиться?

КУЛЬТУРА РЕЧИ

правильно произносить правильно общаться

слова

правильно употреблять речь образная, живая

слова

— Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами (нормами) устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Речевая культура – это показатель нашей культуры. Культура речи и культура в целом не передаются нам по наследству, а приобретаем только в результате определённой учёбы, определённого труда. Сегодня мы с вами сделаем только первый шаг в постижении правил (норм) устной и письменной речи. И начнём с первой составляющей – с умения правильно произносить слова.

Задание №1. Расставить ударение в словах. (Работа в парах)

На доске записаны слова:

Портфель, статуя, щавель, позвонишь (по телефону), торты, осужденный, алфавит, свекла, творог, кулинария, деповская.

(Учащиеся работают в парах: записывают слова, расставляют ударение. На задания отводится 3 минуты, далее выполняем проверку: один ученик у доски).

Задание №2. Произнеси правильно (устная коллективная работа)

На доске записаны слова:

1. ГРУСТНЫЙ 5. СЧАСТЬЕ 9. ЧТО

2. КОНЕЧНО 6. ТЕМА 10. МУЗЕЙ

3. НАРОЧНО 7. ЯИЧНИЦА 11. ПОМОЩНИК

4. ОДЕКОЛОН 8. МЯГКИЙ 12. ЛУЧШЕ

— Следующая ступенька в постижении грамотной речи – это правильное употребление слов. Я вам предлагаю поиграть. Давайте посчитаем, я буду называть слова в единственном числе, а вы во множественном, а чтобы вам было легче просто добавьте слово МНОГО. Приготовьтесь записывать слова и выделять окончания.

Задание №3. Сосчитай правильно. Учитель читает:

Гость, туфля, мандарин, яблоко, килограмм, лимон, место, дело, озеро, полотенце.

(учитель открывает правильные ответы, учащиеся выполняют самопроверку)

Задание №4. Зачеркните неправильную форму слова (родительного падежа множественного числа существительных). Работа в группах.

Ученики получают карточки со словами:

БЛЮДЕЦ – БЛЮДЦЕВ НОСОК – НОСКОВ ПАДЕЖЕЙ – ПАДЕЖОВ

СВЕЧЕЙ – СВЕЧ ТЕЛЁНКОВ – ТЕЛЯТ ЧУЛОК – ЧУЛКОВ

ЭТАЖЕЙ – ЭТАЖОВ НОЖНИЦ – НОЖНИЦЕВ ЯБЛОК — ЯБЛОКОВ

Проверка: у доски учитель (на доске записаны слова), одна из групп зачитывает ответы, все проверяют.

Задание №5. Вставь слово в предложение. Игра «Эстафета».

Каждому ряду раздаю карточку с предложениями:

  1. В магазине мы купили пять ____________ (яблоко).

  2. У деда было много ___________ (дело), поэтому мы не пошли в зоопарк.

  3. В русском языке шесть ________(падежей).

  4. В шкафу лежало три пары ________ (носки).

  5. Свободных __________ (место) в зале не оказалось.

  6. Дед Иван пас ___________ (телята).

Во время проверки каждый ряд зачитывает по два предложения. На доске записаны предложения, слова – ответы прикрепляю на место пропусков.

Задание №6. Игра «ЛОТО». Составить словосочетания.

Учащимся раздаю карту и карточки со словами (кофе, кино, пальто, шампунь, тюль, жюри, радио). Ученики вписывают окончания прилагательных, указывают род.

Вкусн…

Интересн…

Красив…

Местн…

Модн…

Хорош…

Справедлив…

Задание №7. Составить словосочетания со словами так, чтобы стало понятно значение показанного слова.

  1. Обсудить – осудить.

  2. Предоставить – представить.

  3. Надеть — одеть

— Часто в своей речи вы используете слово ОБА, но никто из вас не использует форму ОБЕ. Рассмотрите рисунок, сделайте вывод, когда следует в речи использовать слово ОБА, а когда ОБЕ.

Задание №8. ОБА? ОБЕ? Составьте предложения.

  1. Об…, бегать, по, зелёный, луг, мальчики.

  2. Об…, девочки, на, вышли, прогулку.

  3. Об..их, взять, спортсменов, на соревнования.

  4. Об..их, взять, на, гимнасток, соревнования.

Задание №9. Работа с текстом (выразительность речи).

Учащиеся читают текст, находят фразеологизмы.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют… (По Э.А. Вартаньяну)

— Назовите фразеологизмы, которые можно заменить синонимом:

— Назовите фразеологизмы противоположные по смыслу, т.е. антонимы:

  • Маленький;

  • Большой.

— Какие фразеологизмы не прозвучали? (учащиеся называют фразеологизмы, объясняют значение)

— Делаем с учениками вывод, при помощи средств выразительности можно сделать речь образной, красивой. Фразеологизмы пополняют словарный запас языка человека, синонимы позволяют избежать необоснованных повторов. Но и этого недостаточно, чтобы сказать, что человек культурный. О чём же мы не сказали? Мы не сказали о правилах этикета.

— Какие правила общения мы с вами знаем и стараемся использовать? (Учащиеся называют)

Задание №10. Составьте небольшой диалог, в котором вы должны показать, чему вы научились на уроке.

1 группа – разговор по телефону

2 группа – разговор в транспорте

3 группа – разговор в магазине

4. Подведение итогов урока (оценивание учащихся, оценка урока учениками «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…»)

infourok.ru

конспект урока по русскому языку в 5 классе: «Диалогическая и монологическая речь»

Идылбаева А.Г.,

учитель русского языка и литературы, 5 класс

Тема урока: Диалогическая и монологическая речь

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. Часть 2.

Программа под редакцией А.Д. Шмелева.

Цель: освоение учащимися понятия диалогической и монологической речи, умение отличать эти понятия.

Задачи: личностные: уважение к личности и ее достоинствам, ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: планировать пути достижения целей, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, работать в паре – устанавливать рабочие отношения.

Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя, давать определение понятиям.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, колонки, аудиоприложение к учебнику, экран.

Понятия: диалог, монолог, реплика

Планируемые результаты:

Личностные: формирование коммуникативной компетенции; освоение социальных норм и правил поведения.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели, ставить для себя новые задачи; умение делать выводы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: освоение понятий диалога и монолога; умение находить их сходства и различия; умение самостоятельно строить диалог и монолог.

Структура и ход урока:

Номер и время

Этапы урока

Цель каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

2 мин

Организационный

Создать условия для включения учащихся в деятельность

Приветствует учащихся, создает положительный настрой, организует внимание детей

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, фиксируют отсутствующих

Личностные

2.

2 мин

Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Проверяет готовность домашнего задания, выявляет вопросы. Актуализирует имеющиеся знания, подводит к восприятию новой темы (упр. 132, 133)

Отвечают на вопросы учителя, отчитывают домашнее задание. Готовятся к восприятию новой темы.

Регулятивные

3.

2 мин

Определение цели, темы, мотивация

Создание условий для возникновения потребности узнать новое и изучить тему

Создает условия для возникновения потребности изучить новую тему.

Ребята, давайте вместе посмотрим на картинки на стр. 8. Что вы видите? Затем прочитаем графу «Факты: виды речевого общения» на стр. 9 пред параграфом 1.

Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?

Ребята рассматривают картинки, делают вывод.

Знакомятся с материалом учебника. Делают вывод о том, что сегодня они будут изучать диалог и монолог.

Регулятивные

4.

2 мин

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации, постановка проблемы

Учитель создает проблемную ситуацию. Упр. 1. Послушайте несколько аудиозаписей, подберите к каждой из них иллюстрацию. Определите, в каких ситуациях общения использовались монологи, а в каких диалоги.

Таким образом, ребята, каким будет основной проблемный вопрос?

Для чего нам важна эта тема? В повседневном общении мы постоянно сталкиваемся с двумя видами общения, поэтому важно знать и отличать их друг от друга.

Ребята должны попытаться выдвинуть проблему урока. Учащиеся выполняют упражнение, готовятся к осознанию проблемы. Разграничивают понятия диалог и монолог. Формулируют проблему. Отличие диалога от монолога. В каких ситуациях используется тот или иной вид речевой деятельности.

Регулятивные, коммуникативные

5.

7 мин

Практическая деятельность

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Учитель организовывает практическую деятельность. Задает вопросы на стр. 9. Вместе с учащимися работает с таблицей, проводит наблюдения.

Упр 2. 1. Прочитайте текст рубрики «Лингвистическая кладовая». К какому виду речи относится этот текст? 2. Выпишите из текста примеры слов в два столбика. Составьте предложения с выписанными словами. 3. Работа в паре. Составьте диалоги на основе этого текста.

Учащиеся отвечают на вопросы. Работают со сравнительной таблицей монолога и диалога. Делают вывод о сходствах и различиях видов общения.

Выполняют упр. 2 на стр. 10, второй пункт записывают в тетрадь. Диалоги составляют в паре устно.

Познавательные, коммуникативные

6.

2 мин

Физкультминутка

Обеспечение небольшого отдыха учащихся, эмоциональная разрядка, предупреждение и снятие умственного утомления

Учитель вместе с учениками организует и проводит физкультминутку, обеспечивает трехминутный отдых с помощью физических упражнений.

Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки под руководством учителя.

Личностные

7.

8 мин

Работа с учебником

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Организует работу учащихся с учебником, тем самым повышая уровень осмысления изученного материала.

Упр. 3. Устно. 1. Прочитайте отрывки из произведений. Сколько участников общения в каждой из этих ситуаций? Опишите ситуацию общения в каждом из отрывков.

Упр 5. Работа в паре. Диалог из книги К. Чуковского «От двух до пяти»

Учащиеся работают с учебником, выполняют предложенные упражнения.

Личностные, коммуникативные

8.

10 мин

Осуществление контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, установление внутрипредметных и межпредметных связей

Учитель осуществляет контроль всей деятельности учащихся, чтобы выявить уровень усвоения новых знаний. Дает ребятам выполнение самостоятельной работы. Упр. 4 (1,2,3) письменно. Упр. 6 (1,2) устно. Работа самостоятельно и в паре. Учащиеся составляют контрольный диалог с использованием формул речевого общения.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

Личностные, коммуникативные, регулятивные

9.

1 мин

Коррекция

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Учитель проверяет выполненную работу учащихся, проводит коррекцию пробелов в знаниях.

Учащиеся на оценку отвечают по самостоятельной работе, отчитывают составленные диалоги.

Регулятивные

10.

2 мин

Оценивание

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель дает развернутую характеристику работы класса на уроке и учащихся. Оценивает, аргументирует выставленные отметки.

Внимательно выслушивают оценивание учителя, соглашаются или нет с объявленной оценкой.

Регулятивные, личностные

11.

1 мин

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель дает подробную инструкцию по выполнению домашней работы.

Д/з: базовый уровень — параграф 1, учить теорию, упр. 7;

Повышенный уровень: упр. 8. Проектное задание, работа в группе

Учащиеся внимательно слушают и записывают домашнее задание, задают вопросы.

Коммуникативные

12.

1 мин

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Учитель осуществляет рефлексию. Основные вопрос: Что нового вы сегодня узнали? Пригодится ли вам данная тема в дальнейшем?

На доске записаны фразы, которые надо продолжить ученикам:

Я узнал…

Получил представление…..

Испытываю трудности с…

Смогу поделиться…..

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

В тетради записывают продолжение фразы. Сдают теради.

Личностные, регулятивные.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *