Конспект урока по литературе 5 класс меркин античный миф – «Из мифологии. Античный мир. Рождение Зевса»
«Из мифологии. Античный мир. Рождение Зевса»
2 урок по литературе 5 класс.
Тема: «Из мифологии. Античный мир. Рождение Зевса»
1 блок. Повторение изученного:
— На прошлом занятии мы с вами разобрались какие существуют виды книг (бумажные и электронные)
— Выяснили из каких частей состоит книга, и записали в тетрадь (форцаз, обложка и т.д.)
2 блок. Изучение нового материала.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с мифологией, погрузимся в историю и попытаемся понять откуда произошли боги древности.
— А помогут нам в этом мифы.
— Итак, давайте разберемся что же такое «миф».
— Откройте учебник на странице 8. Чтение текста учениками.
— Где находили отражения верования людей, отношение к жизни и опыт? (в мифах)
— Ниже на странице даны определения мифу и мифологии. Давайте прочитаем их.
— Итак, что же такое «миф»? (дети дают определение на память)
Основные категории мифов
Космогонические мифы
(от греч. κόσμος — «порядок» и γονία — «рождение») повествуют о происхождении и устройстве мира, происхождении космоса из хаоса, мировом дереве, стихиях.
Астральные мифы
(от греч. ἄστρον — «звезда») повествуют о звездах и планетах (в т. ч. солярные и лунарные мифы), связаны с космогоническими мифами.
Теогонические мифы
(от греч. θεος — «бог» и γονία — «рождение») повествуют о происхождении богов.
Антропогонические мифы
(от греч. ἄνθρωπος — «человек» и γονία — «рождение») повествуют о происхождении человека (первочеловека), мифических первопредков народа и т. п.
Героические мифы
повествуют о биографии мифологического или эпического героя и могут включать его чудесное рождение, испытания, подвиги, поиски жены, борьбу с чудовищами, смерть героя.
Мифы об инициации
(от лат. initio — «начинать, посвящать, вводить в культовые таинства», initiatio — «совершение таинств, мистерий») повествуют об обрядовых испытаниях мифологического героя, связанных с его переходом из одного статуса в другой.
Календарные мифы
повествуют об устройстве календарного (аграрного) цикла. Теснейшим образом связаны с календарными обрядами, ориентированными на обеспечение урожая.
Тератологический мифы
(от греч. τέρας — «чудо» и «чудовище») повествуют о нереальных, чудесных животных, чудовищах, символизирующих силы природы.
Тотемические мифы
повествуют о тотемах, т. е. священных животных и растениях, а также о мифологическом родстве между тотемом и человеком или определённой группой людей (родом и др.).
Этиологические мифы
(от греч. αἰτία — «причина» и λόγος — «наука») объясняют причины, появление, происхождение различных природных и культурных особенностей и социальных укладов и объектов. Формируют понятия о судьбе, морально-этическом кодексе и семейных отношениях и др.
— Читаем далее тест.
— Что послужило причиной возникновения преданий и легенд? (миф перестал быть объяснением природных и социальных явлений»)
— Давайте прочитаем определения легенды и предания. Страница 9 учебника.
— Запишите данные определения к свою тетрадь.
— Читаем текст далее.
— Кем являлись «аэды»? (бродячими певцами)
— Их главное занятие? (разносить вести)
— Какое поэмы были самыми популярными в то врем и кому они принадлежали? («Илиада» и «Одиссея» Гомеру)
— Что называют в наше время «античной мифологией»? (древнегреческие легенды и предания)
— Сегодня мы с вами познакомимся с одним из мифов «рождение Зевса».
— Я читаю, а вы внимательно слушайте в конце ответите на вопросы.
— Чтение мифа. Вопросы.
— отрывок из поэмы«Теогония» Гесиода (перевод В.В.Вересаева).
Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,-
Деву-Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,
И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных,
Громы которого в трепет приводят широкую землю.
Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени
Новорожденный младенец из матери чрева святого:
Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана
Царская власть над богами другому кому не досталась.
Знал он от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,
Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,
Как он сам ни могуч,- умышленьем великого Зевса.
Вечно на страже, ребенка, едва только на свет являлся,
Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.
Но наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,
Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,
К Гее великой, Земле, и к звездному Небу-Урану,-
Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,
Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отметить за злодейство
Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.
Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном
И сообщили ей точно, какая судьба ожидает
Мощного Крона-царя и его крепкодушного сына.
В Ликтос послали ее, плодородную критскую область,
Только лишь время родить наступило ей младшего сына,
Зевса-царя. И его восприяла Земля-великанша,
Чтобы на Крите широком владыку вскормить и взлелеять.
Быстрою, черною ночью сначала отправилась в Дикту
С новорожденным богиня и, на руки взявши младенца,
Скрыла в божественных недрах земли, в недоступной пещере,
На многолесной Эгейской горе, середь чащи тенистой.
Камень в пеленки большой завернув, подала его Рея
Мощному сыну Урана. И прежний богов повелитель
В руки завернутый камень схватил и в желудок отправил.
Злой нечестивец! Не ведал он в мыслях своих, что остался
Сын невредимым его, в безопасности полной, что скоро
Верх над отцом ему взять предстояло руками и силой
С трона низвергнуть и стать самому над богами владыкой.
Начали быстро расти и блестящие члены, и сила
Мощного Зевса-владыки. Промчались года за годами.
Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи:
Крон хитроумный обратно, великий, извергнул потомков,
Хитростью сына родного и силой его побежденный.
Первым извергнул он камень, который последним пожрал он.
Зевс на широкодорожной земле этот камень поставил
В многосвященном Пифоне, в долине под самым Парнасом,
Чтобы всегда там стоял он как памятник, смертным на диво.
Братьев своих и сестер Уранидов, которых безумно
Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.
Благодеянья его не забыли душой благодарной
Братья и сестры и отдали гром ему вместе с палящей
Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша.
Твердо на них полагаясь, людьми и богами он правит.
— От кого прятали Зевса?
— Кто помог спасти Зевса от гибели?
Античная религия значительно отличалась от нынешней, и если сегодня представители четырех основных религиозных конфессий верят в то, что есть только один Создатель, но несколько тысячелетий назад у людей было иное мнение. Эллины считали, что боги обитали на священной горе Олимп. У каждого был свой внешний облик и предназначение. Мифология Древней Греции представлена двенадцатью главными богами.
Древнегреческие боги
Громовержец Зевс Повелитель неба и всего людского, божественного мира, сын Крона. Его отец проглотил при рождении своих детей – Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Зевс вырос на Крите и спустя годы восстал против Крона, с помощниками-великанами одержал победу, освободил братьев и сестер.
Гера Богиня семьи и брака. Красивая, но жестокая, наказывает любовников и детей своего мужа Зевса. Так, его возлюбленную по имени Ио она превратила в корову.
Гестия Покровительница домашнего очага. Зевс наградил ее за обет невинности и сделал богиней жертвоприношения, которыми начинались торжественные мероприятия. Так и зародилась античная поговорка – «начинать с Гестией».
Посейдон Брат Зевса, повелитель океанов. Ему удалось жениться на Амфитрите, дочери морского старца Нерея, так и начал он властвовать водной стихией.
Аид Бог подземного мира. В его свите находятся перевозчик душ умерших по имени Харон и судьи грешников — Минос и Радамант.
Афина Богиня мудрости и рукоделия. Рождена из головы Зевса, поэтому отличается среди остальных острым умом. Жестокая Афина превратила в паука Арахну, которая решилась состязаться с нею в ткачестве.
Аполлон Повелитель солнца, мог предсказывать судьбу. Его возлюбленная Дафна не ответила взаимностью на любовь красавца. Она превратилась в лавровый венец и стала украшать голову Аполлона.
Афродита Богиня красоты и любви, дочь Урана. По легенде, она родилась у острова Крит. Когда Афродита вышла из пены, богини времен года, Оры, поразились красотой девушки, отвели ее на Олимп, где она и стала богиней.
Гермес Покровитель путников, знал толк в торговле. Бог, давший людям письменность, заслужил звание хитреца еще с детства, когда в младенческом возрасте украл у Аполлона коров.
Арес Повелитель войны, сын Зевса и Геры. В его свите – Деймос (ужас), Фобос (страх) и Эрида (раздор).
Артемида Сестра Аполлона, лесная дева, богиня охоты. Справедливая, но свирепая, она наказала охотника Актеона и превратила его в оленя. Несчастного растерзали собственные собаки.
Гефест Знаток кузнечного дела, сын Зевса и Геры. Мать сбросила новорожденного сына с высокой скалы, но его подхватили морские богини. Спустя годы Гефест отомстил Гере и выковал ей золотой трон, из которого она долго не могла выбраться.
— Существует множество мифов, о подвигах Геракла, и рождении Афродиты, о полете Икара, о борьбе Одиссея с сиренами. Мифы хранят тайны прошлого, опыт людей, живших в то время, все это вы узнаете, если прочитаете их.
3 блок. Подведение итогов урока.
— Итак, сегодня мы с вами говорили об античных мифах.
— Кто мне скажет, что такое миф? (Дают определение из учебника)
-Что такое предание? Легенда? (дают определение)
— Какие поэмы являются самыми большими из истории античности? Кому они принадлежат?
4 блок. Домашнее задание.
— прочитать миф «Олимп» стр. 10-13. Составить план мифа.
Индивидуальное задание:
— Подготовить сообщение о Троянской войне. Начало, падение.
Литература:
1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. Г.С. Меркин. – 4-е издание – М.; ООО «Русское слово – учебник», 2015 г.;
2. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс: методическое пособие/ Ф.Е. Соловьева; под редакциеей Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 г.
infourok.ru
План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Урок литературы «Мифы древней Греции»
Тема: «Из древнегреческой мифологии».
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «миф», с происхождением мифов, с героями мифов;
- совершенствовать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся;
- воспитание интереса к мировой истории культуре.
Оборудование: учебник, презентация с иллюстрациями и репродукциями картин по теме.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Сообщение темы урока. Постановка целей.
3.Слово учителя.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему вывески аптек украшаются изображением чаши, которую обвивает змея.?(Атрибуты бога врачевания Эскулапа). Почему над Большим театром в Москве мчится четвёрка лошадей с бронзовым Аполлоном в колеснице? (Аполлон – покровитель искусства). Почему портик Государственного Эрмитажа поддерживают бронзовые фигуры? (Атланты – великаны, держащие на своих плечах небесный свод).
Почему мы говорим: «Фортуна от тебя отвернулась»? (Фортуна – римская богиня счастья и удачи). Откуда выражение: «Провалиться мне в Тартарары»? (Тартар – нижняя часть преисподней, ада).
Откуда в нашем языке названия месяцев январь, март, май, июнь?
(Напоминание о римских богах Янусе, Марсе, Майе, Юноне).
Как появились названия планет солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн…?
Источник всего, о чём мы сейчас говорим, один – мифология.
4.Беседа по статье учебника «Античный миф», с.6-7
— Что такое мифы?
—Почему у многих народов появились мифы?
—Как называли в Др. Греции бродячих певцов, которые рассказывали легенды и предания?
—Что такое «кифара»?
—Какие древнегреческие поэмы составлены из преданий и легенд?
—Кто автор этих поэм?
—Как фамилия учёного, который является автором книги «Легенды и мифы Древней Греции»?
Запись в словарь понятий миф, мифология.
6.—Какой бог в греческой мифологии является главным, верховным?
З е в с – в древнегреческой мифологии сын бога Кроноса и богини Реи.
По легенде Зевс жил на горе Олимп, был главой олимпийских богов, повелевал громами и молниями, поэтому часто его называли Зевс Громовержец. Зевс и его братья Посейдон и Аид низвергли в Тартар (преисподнюю) своего отца Кроноса и титанов (великанов, которые были на стороне Кроноса). Затем братья поделили власть: Зевс получил небо, Посейдон – море, Аид – царство мёртвых. Зевс Олимпийский покровительствовал людям, живущим на земле, ему подчинялись все другие боги.
8.Презентация «Боги олимпийские».
1.Олимп – в древнегреческой мифологии священная гора, место жительства богов во главе с Зевсом.
2.Зевс – верховное божество Олимпа.
3.Гера – супруга Зевса. Почиталась как царица богов, покровительница героев и городов, брака и семейной жизни.
4.Аполлон – сын Зевса, брат-близнец Артемиды. Целитель, пастух, музыкант, покровитель искусств. Аполлон – идеал мужской красоты.
5.Артемида – дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона. Проводит время в лесах и горах, охотится с луком и стрелами в сопровождении нимф и собак. Поэтому получила прозвище Артемида-охотница.
6.Афина – по преданию родилась взрослой из головы Зевса. Богиня войны, мудрости, искусств и ремёсел.
7.Афродита – родилась из морской пены, которая образовалась от крови Урана. Богиня красоты, любви, плодородия и вечной весны.
8.Гефест – сын Зевса и Геры. Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю, поэтому Гефест хромал на обе ноги. Это бог-ремесленник, бог-кузнец. В произведениях античного искусства Гефест обычно изображается в одежде ремесленника, с молотом или клещами.
9.Ника – крылатая богиня победы. Приносит весть о победе.
10.Геба – дочь Зевса и Геры, богиня молодости. Она подносила чаши богам. Когда Геракл вознёсся на небеса после своей мучительной смерти, она стала его невестой.
11.Ганимед – троянский юноша из-за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, и доставленный на Олимп, где он стал виночерпием богов.
12.Ирида – богиня радуги.
13.Хариты –
14. Фемида – богиня правосудия. Обычно изображалась с завязанными глазами, с весами в одной руке и мечом в другой.
15.Мойры – три богини судьбы. Клото прядёт нить жизни. Лахесис распределяет жребий. Атропос приближает неотвратимое.
9.Чтение мифа «Олимп». Беседа.
10.Домашнее задание.
Прочитать легенду об Одиссее.
Составить план легенды.
Сформулировать вопросы для класса.
nsportal.ru
План- конспект урока по литературе 5 класс
5 класс
План конспект урока по литературе 5 класс
Тема. Античный миф. «Рождение Зевса».
Цель:
познакомить учащихся с героями мифов, выявить источники, дающие представление о мифологии рождения и детства Зевса;
формировать навыки работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа; развивать умение выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы для 5 класса, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся задают вопросы классу по статье «Античный мир».
— Каким представляли себе мир древние люди?
— Кто был хранителем легенд и преданий Древней Греции?
— Кто такие аэды?
— Назовите автора поэм, сложенных из преданий Древней Греции. Когда они были записаны?
— Что такое античная мифология?
— Кто пересказал древнегреческие мифы, которые повествуют о рождении богов, подвигах мифологических героев, представлениях и верованиях людей?
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Слово учителя о Н.А.Куне.
Николай Альбертович Кун – автор книги «Легенды и мифы Древней Греции», выдержавшей более сотни изданий на разных языках.
Первоначальное авторское название этого труда звучало иначе: «Что рассказали древние греки и римляне о своих богах и героях». Книга была завершена в мае 1914 г. и издана при жизни автора два раза – в 1922 и 1937 гг. В 1940 г. Н.А.Кун изменил её название на «Легенды и мифы Древней Греции». Но выхода книги Николай Альбертович уже не увидел – он умер 28 декабря 1940 г. С тех пор книга выходила миллионными тиражами, но ни в одном издании не были напечатаны ни портрет, ни биография автора.
3.Рассказ учителя о Зевсе. Заполнение учащимися таблицы «Источники, дающие представление о мифологии рождения и детства Зевса».
Мифология рождения и детства Зевса отразилась в большом количестве разнообразных источников, которые можно поделить на две группы: письменные и вещественные.
Из источников первой группы важное место отводится текстам, представленным сочинениями греческих и римских писателей, поэтов, учёных. Наиболее обстоятельное изложение истории о рождении и детстве Зевса содержится в поэме «Теогония» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII-VII вв.до н.э.), в гимне Каллимаха «К Зевсу» (III в.до н.э.), в сочинениях «Мифологическая библиотека» афинского грамматика II в.до н.э. Аполлодора, «Историческая библиотека» историка I в.до н.э. Диодора Сицилийского, «Описание Эллады» писателя II в.н.э. Павсания.
4.Выразительное чтение учащимися отрывка «Теогонии» Гесиода (перевод В.В.Вересаева).
Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,-
Деву-Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,
И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных,
Громы которого в трепет приводят широкую землю.
Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени
Новорожденный младенец из матери чрева святого:
Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана
Царская власть над богами другому кому не досталась.
Знал он от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,
Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,
Как он сам ни могуч,- умышленьем великого Зевса.
Вечно на страже, ребенка, едва только на свет являлся,
Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.
Но наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,
Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,
К Гее великой, Земле, и к звездному Небу-Урану,-
Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,
Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отметить за злодейство
Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.
Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном
И сообщили ей точно, какая судьба ожидает
Мощного Крона-царя и его крепкодушного сына.
В Ликтос послали ее, плодородную критскую область,
Только лишь время родить наступило ей младшего сына,
Зевса-царя. И его восприяла Земля-великанша,
Чтобы на Крите широком владыку вскормить и взлелеять.
Быстрою, черною ночью сначала отправилась в Дикту
С новорожденным богиня и, на руки взявши младенца,
Скрыла в божественных недрах земли, в недоступной пещере,
На многолесной Эгейской горе, середь чащи тенистой.
Камень в пеленки большой завернув, подала его Рея
Мощному сыну Урана. И прежний богов повелитель
В руки завернутый камень схватил и в желудок отправил.
Злой нечестивец! Не ведал он в мыслях своих, что остался
Сын невредимым его, в безопасности полной, что скоро
Верх над отцом ему взять предстояло руками и силой
С трона низвергнуть и стать самому над богами владыкой.
Начали быстро расти и блестящие члены, и сила
Мощного Зевса-владыки. Промчались года за годами.
Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи:
Крон хитроумный обратно, великий, извергнул потомков,
Хитростью сына родного и силой его побежденный.
Первым извергнул он камень, который последним пожрал он.
Зевс на широкодорожной земле этот камень поставил
В многосвященном Пифоне, в долине под самым Парнасом,
Чтобы всегда там стоял он как памятник, смертным на диво.
Братьев своих и сестер Уранидов, которых безумно
Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.
Благодеянья его не забыли душой благодарной
Братья и сестры и отдали гром ему вместе с палящей
Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша.
Твердо на них полагаясь, людьми и богами он правит.
5.Продолжение рассказа учителя.
Другую группу источников составляют вещественные памятники. Среди них большое значение имеет археологический материал, дающий представление о географических центрах культа Зевса-младенца, местах расположения культовых сооружений, их внутреннем устройстве, о находках на территориях священных участков, об обрядах и ритуалах.
6.Выразительное чтение учащимися отрывка из «Одиссеи» Гомера (Песнь IX). Перевод В.А.Жуковского.
Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, от всюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян
С первоплеменной породой воинственных критян; киконы
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кносе живущих. Едва девяти лет достигнув,
Там уж царем был Минос, собеседник Крониона мудрый.
7.Продолжение рассказа учителя.
Зевс назван Диктейским по имени горы Дикты на Крите, где он, как повествуют мифы, был рождён. Другая мифологическая традиция утверждала, что Зевс появился на свет на горе Ликей в Аркадии (Аркадия – центральная область Пелопоннеса в материковой части Греции, на Балканах).
Горы Дикта и Ликей являются не единственными, претендовавшими называться родиной бога.
Отдельно нужно выделить памятники античного художественного ремесла, изобразительные сюжеты которых связаны с кругом мифов о Зевсе-младенце. По характеру содержащейся информации и способам её получения к изобразительным источникам тесно примыкают данные нумизматики.
8.Обращение к заполненной таблице.
Источники, дающие представление
о мифологии рождения и детства Зевса.
Тексты, их авторы
Поэма «Теогония» беотийского поэта Гесиода, гимн Каллимаха «К Зевсу», сочинения «Мифологическая библиотека» афинского грамматика Аполлодора, «Историческая библиотоека» Диодора Сицилийского, «Описание Эллады».
Вещественные памятники
Археологический материал, памятники античного художественного ремесла, данные нумизматики.
IV. Закрепление изученного.
1.Подготовленный дома пересказ учащимися мифа «Рождение Зевса».
2.Беседа.
— Почему Крон боялся, что против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана?
— Где родился Зевс?
— Назовите героев мифа, мифологических существ и предметы, о которых вы узнали.
3.Комментарии имён собственных. (С.12-14 учебника)
V. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать миф «Олимп».
2.Выписать имена героев мифа «Олимп», устно составить комментарий, используя материалы с.12-14.
3.Инд.задание: подготовить сообщение об Олимпе и статуе Зевса Олимпийского.
4. Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ещё одной высокой, важной песни».
infourok.ru
План-схема урока литературы в 5 классе Тема: Мифы Древней Греции
План-схема урока литературы в 5 классе
Тема:Миф и мифология
Задачи:
*разъяснить понятия
*познакомить с текстами произведений
*прививать любовь к чтению
Ход занятия
1.Оргмомент
2.Опрос д\з
3.Работа с учебником
*зачитывание статьи «Античный миф» стр.6-7
Вопросы к тексту:
-каким было мироощущение древних людей?
-как они объясняли течение жизни? (связывали с волей высших сил)
-предания каких народов наиболее известны? Как вы думаете, почему? (порассуждайте и своё мнение запишите в тетрадях для творческих работ)
-как и кто распространял легенды в Древней Греции? (бродячие певцы-аэды)
-назовите самые известные греческие поэмы. («Одиссея», «Илиада»)
-кто был их автором? ( слепой певец Гомер)
*формулирование понятий
Миф — древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле.
Мифология – совокупность, система мифов
4.Чтение мифов
* «Рождение Зевса»
-как звали отца Зевса? (Крон)
-как звали мать Зевса? (Рея)
-как Крон поступал со своими детьми? (пожирал их)
-кого съел Крон до Зевса? (Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона)
-кто посоветовал Рее спрятать последнего ребёнка? (родители:Уран-Небо и Гея-Земля)
-где Рея спрятала Зевса? (на острове Крит)
-как обманули Крона? (вместо ребёнка дали проглотить камень)
* «Олимп»
-что такое «Олимп»? (гора, где царят боги)
-кто является верховным богом? (Зевс)
-кто окружает Зевса? (его братья, сёстры и дети, т.е. другие боги)
5.Подведение итогов
*мы увидели…
*мы услышали…
*мы узнали…
6.Домашнее задание: Стр.6-11 пересказ
infourok.ru
Урок литературы в 5 классе по теме: «Рождение Зевса»
5 класс
Урок № 2.
Тема. Античный миф. «Рождение Зевса».
Цель:
познакомить учащихся с героями мифов, выявить источники, дающие представление о мифологии рождения и детства Зевса;
формировать навыки работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа; развивать умение выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы для 5 класса, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Чтение статьи «Античный мир». Выполнение задания 1.
Учащиеся задают вопросы классу по статье «Античный мир».
— Каким представляли себе мир древние люди?
— Кто был хранителем легенд и преданий Древней Греции?
— Кто такие аэды?
— Назовите автора поэм, сложенных из преданий Древней Греции. Когда они были записаны?
— Что такое античная мифология?
— Кто пересказал древнегреческие мифы, которые повествуют о рождении богов, подвигах мифологических героев, представлениях и верованиях людей?
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Слово учителя о Н.А.Куне.
Николай Альбертович Кун – автор книги «Легенды и мифы Древней Греции», выдержавшей более сотни изданий на разных языках.
Первоначальное авторское название этого труда звучало иначе: «Что рассказали древние греки и римляне о своих богах и героях». Книга была завершена в мае 1914 г. и издана при жизни автора два раза – в 1922 и 1937 гг. В 1940 г. Н.А.Кун изменил её название на «Легенды и мифы Древней Греции». Но выхода книги Николай Альбертович уже не увидел – он умер 28 декабря 1940 г. С тех пор книга выходила миллионными тиражами, но ни в одном издании не были напечатаны ни портрет, ни биография автора.
3.Рассказ учителя о Зевсе. Заполнение учащимися таблицы «Источники, дающие представление о мифологии рождения и детства Зевса».
Мифология рождения и детства Зевса отразилась в большом количестве разнообразных источников, которые можно поделить на две группы: письменные и вещественные.
Из источников первой группы важное место отводится текстам, представленным сочинениями греческих и римских писателей, поэтов, учёных. Наиболее обстоятельное изложение истории о рождении и детстве Зевса содержится в поэме «Теогония» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII-VII вв.до н.э.), в гимне Каллимаха «К Зевсу» (III в.до н.э.), в сочинениях «Мифологическая библиотека» афинского грамматика II в.до н.э. Аполлодора, «Историческая библиотека» историка I в.до н.э. Диодора Сицилийского, «Описание Эллады» писателя II в.н.э. Павсания.
4.Выразительное чтение учащимися отрывка «Теогонии» Гесиода (перевод В.В.Вересаева).
Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,-
Деву-Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,
И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных,
Громы которого в трепет приводят широкую землю.
Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени
Новорожденный младенец из матери чрева святого:
Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана
Царская власть над богами другому кому не досталась.
Знал он от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,
Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,
Как он сам ни могуч,- умышленьем великого Зевса.
Вечно на страже, ребенка, едва только на свет являлся,
Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.
Но наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,
Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,
К Гее великой, Земле, и к звездному Небу-Урану,-
Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,
Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отметить за злодейство
Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.
Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном
И сообщили ей точно, какая судьба ожидает
Мощного Крона-царя и его крепкодушного сына.
В Ликтос послали ее, плодородную критскую область,
Только лишь время родить наступило ей младшего сына,
Зевса-царя. И его восприяла Земля-великанша,
Чтобы на Крите широком владыку вскормить и взлелеять.
Быстрою, черною ночью сначала отправилась в Дикту
С новорожденным богиня и, на руки взявши младенца,
Скрыла в божественных недрах земли, в недоступной пещере,
На многолесной Эгейской горе, середь чащи тенистой.
Камень в пеленки большой завернув, подала его Рея
Мощному сыну Урана. И прежний богов повелитель
В руки завернутый камень схватил и в желудок отправил.
Злой нечестивец! Не ведал он в мыслях своих, что остался
Сын невредимым его, в безопасности полной, что скоро
Верх над отцом ему взять предстояло руками и силой
С трона низвергнуть и стать самому над богами владыкой.
Начали быстро расти и блестящие члены, и сила
Мощного Зевса-владыки. Промчались года за годами.
Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи:
Крон хитроумный обратно, великий, извергнул потомков,
Хитростью сына родного и силой его побежденный.
Первым извергнул он камень, который последним пожрал он.
Зевс на широкодорожной земле этот камень поставил
В многосвященном Пифоне, в долине под самым Парнасом,
Чтобы всегда там стоял он как памятник, смертным на диво.
Братьев своих и сестер Уранидов, которых безумно
Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.
Благодеянья его не забыли душой благодарной
Братья и сестры и отдали гром ему вместе с палящей
Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша.
Твердо на них полагаясь, людьми и богами он правит.
5.Продолжение рассказа учителя.
Другую группу источников составляют вещественные памятники. Среди них большое значение имеет археологический материал, дающий представление о географических центрах культа Зевса-младенца, местах расположения культовых сооружений, их внутреннем устройстве, о находках на территориях священных участков, об обрядах и ритуалах.
Выполнение заданий2-6
6.Выразительное чтение учащимися отрывка из «Одиссеи» Гомера (Песнь IX). Перевод В.А.Жуковского.
Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, от всюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян
С первоплеменной породой воинственных критян; киконы
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кносе живущих. Едва девяти лет достигнув,
Там уж царем был Минос, собеседник Крониона мудрый.
7.Продолжение рассказа учителя.
Зевс назван Диктейским по имени горы Дикты на Крите, где он, как повествуют мифы, был рождён. Другая мифологическая традиция утверждала, что Зевс появился на свет на горе Ликей в Аркадии (Аркадия – центральная область Пелопоннеса в материковой части Греции, на Балканах).
Горы Дикта и Ликей являются не единственными, претендовавшими называться родиной бога.
Отдельно нужно выделить памятники античного художественного ремесла, изобразительные сюжеты которых связаны с кругом мифов о Зевсе-младенце. По характеру содержащейся информации и способам её получения к изобразительным источникам тесно примыкают данные нумизматики.
8.Обращение к заполненной таблице.
Источники, дающие представлениео мифологии рождения и детства Зевса.
Тексты, их авторы
Поэма «Теогония» беотийского поэта Гесиода, гимн Каллимаха «К Зевсу», сочинения «Мифологическая библиотека» афинского грамматика Аполлодора, «Историческая библиотоека» Диодора Сицилийского, «Описание Эллады».
Вещественные памятники
Археологический материал, памятники античного художественного ремесла, данные нумизматики.
IV. Закрепление изученного.
1.Подготовленный дома пересказ учащимися мифа «Рождение Зевса».
2.Беседа.
— Почему Крон боялся, что против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана?
— Где родился Зевс?
— Назовите героев мифа, мифологических существ и предметы, о которых вы узнали.
3.Комментарии имён собственных. (С.12-14 учебника)
V. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать миф «Олимп».
2.Выписать имена героев мифа «Олимп», устно составить комментарий, используя материалы с.12-14.
3.Инд.задание: подготовить сообщение об Олимпе и статуе Зевса Олимпийского.
4. Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ещё одной высокой, важной песни».
infourok.ru
Конспект урока литературы в 5 классе «Миф «Олимп»
5 класс
Урок № 3.
Тема. Миф «Олимп».
Цель:
познакомить учащихся с героями мифа, выявить особенности мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём;
формировать навыки работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, логического мышления учащихся;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: слайдовая презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Лексическая работа.
Выявление лексического значения слов: Олимп, сонм богов.
Сонм – собрание, толпа, множество.
3.Выразительное чтение фрагмена мифа «Олимп» от слов «Три прекрасные..» до слов «…и снова водворяется радость на Олимпе».
4.Сообщение учащегося об Олимпе. Обращение к репродукции картины Гаспаро Дициани «Олимп» (1750-е гг.)
Олимп – гора в Фессалии, на которой обитают боги.
Гомер назвал Олимп «мновершинным». В разных частях Балканского полуострова, в Малой Азии и на острове Лесбосе шестнадцать гор называются Олимпами.
Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не гору, а небо. Считалось, что Олимп охватывает Землю, подобно своду, и по нему странствуют звёзды. Когда солнце стояло в зените, говорили, что оно – на вершине Олимпа.
5.Качества, присущие богам Олимпа.
Богам не чуждо ничто человеческое. Они никогда и ничему не учат и не наставляют, ибо у них нет твёрдых нравственных понятий. Их поведение – яркий пример «сами смертных грехов». Боги лишены авторитета, без которого немыслима ни одна религиозная система. Они бессмертны, но не всемогущи, ибо над ними, как и над людьми, властвует судьба.
6.Имена героев Олимпа.
— Назовите имена героев Олимпа.
— Прочитайте комментарии, составленные на основе материалов статьи учебника «Для вас, любознательные!»
7.Слайдовая презентация.
Список слайдов.
Аполлон Бельведерский. Леохар. Римская копия, вторая половина IV в.до н.э. с греческого бронзового оригинала XV в.до н.э.
Бронзовая статуя из святилища Аполлона в Помпеях.
Юпитер, держащий в руках молнию. Римская бронзовая статуэтка, I-II вв.н.э.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.
8.Рассказ учителя о Зевсе.
Так, у Гомера Зевс управляет весьма строптивым семейством богов и первый среди равных наподобие царей. Он подвержен многочисленным слабостям и страстям. В поэзии беотийского крестьянина Гезиода Зевс – блюститель попираемой справедливости. У Эсхила Зевсу присущи атрибуты всемогущества, всеведения и премудрости; он – источник власти среди всех прочих богов.
9.Сообщение учащегося о статуе Зевса Олимпийского.
Статуя Зевса погибла во время пожара во дворце Византийского императора Феодосия II в Константинополе.
III. Закрепление изученного.
1.Каков Зевс в мифе «Олимп»? Выразительное чтение эпизода от слов «С Олимпа рассылает людям Зевс…» и до конца мифа.
2.Слово учителя.
Образ Зевса повлиял на христианскую концепцию божества (между образами Зевса и Христа наблюдается и иконографическая преемственность).
В литературе Нового времени Зевс изображался в комическом плане. Зевс неизменно противопоставлялся Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе.
Христианство открыло новый мир: не где-то в небесных сферах, а в глубине человеческой души. И покинули боги Олимп так тихо, что этого никто не заметил. И даже место, где они обители, было забыто.
Но бессмертная богиня памяти Мнемозина, мать муз, жившая среди людей, не дала забыть Гесиода, Пиндара. И настало время, когда возрожденные в сознании образованных европейцев олимпийские боги, стали духами радости, красоты, полноты чувств. Они были очищены от культа, не имели храмов и жрецов, не требовали материальных жертв, но им воздвигали невидимые храмы, посвящали лучшие порывы души. Яркостью красок и совершенством форм на картинах художников XV-XVI вв. олимпийские боги открыли новый мир, оказавшийся хорошо забытым античным мифом. Так олимпийские боги вошли в современный мир.
3.Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ещё одной высокой, важной песни…».
Еще одной высокой, важной песни
Внемли, о Феб, и смолкнувшую лиру
В разрушенном святилище твоем
Повешу я, да издает она,
Когда столбы его колеблет буря,
Печальный звук! Еще единый гимн —
Внемлите мне, пенаты, — вам пою
Обетный гимн. Советники Зевеса,
Живете ль вы в небесной глубине,
Иль, божества всевышние, всему
Причина вы, по мненью мудрецов,
И следуют торжественно за вами
Великий Зевс с супругой белоглавой
И мудрая богиня, дева силы,
Афинская Паллада, — вам хвала.
Примите гимн, таинственные силы!
Хоть долго был изгнаньем удален
От ваших жертв и тихих возлияний,
Но вас любить не остывал я, боги,
И в долгие часы пустынной грусти
Томительно просилась отдохнуть
У вашего святого пепелища
Моя душа — там мир.
Так, я любил вас долго! Вас зову
В свидетели, с каким святым волненьем
Оставил я людское племя,
Дабы стеречь ваш огнь уединенный,
Беседуя с самим собою. Да,
Часы неизъяснимых наслаждений!
Они дают мне знать сердечну глубь,
В могуществе и немощах его,
Они меня любить, лелеять учат
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат —
Чтить самого себя. О нет, вовек
Не преставал молить благоговейно
Вас, божества домашние.
IV. Подведение итогов урока.
— Каково значение мифов о богах Олимпа? Какие строки стихотворения А.С.Пушкина помогают дать ответ на этот вопрос?
Они меня любить, лелеять учат
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат –
Чтить самого себя.
— Как вы понимаете значение этих слов: «чтить самого себя»?
V. Домашнее задание.
1.Прочитать легенду об Одиссее.
2.Составить план легенды. Сформулировать вопросы, возникшие в ходе самостоятельного чтения легенды.
3.Инд.задание: подготовить сообщения о Троянской войне, об образе Одиссея в изобразительном искусстве, об «Одиссее» Гомера.
4. Инд.задание: выразительное чтение фрагмента IX главы «Одиссеи» в переводе В.А.Жуковского.
6
multiurok.ru
Урок литературы в 5 классе по теме: «Олимп».
5 класс
Урок № 3. Дата:
Тема. Миф «Олимп».
Цель:
познакомить учащихся с героями мифа, выявить особенности мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём;
формировать навыки работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, логического мышления учащихся;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: слайдовая презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Выступление уч-ся с сообщениями о богах.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Лексическая работа.
Выявление лексического значения слов: Олимп, сонм богов.
Сонм – собрание, толпа, множество.
3.Выразительное чтение фрагмена мифа «Олимп» от слов «Три прекрасные..» до слов «…и снова водворяется радость на Олимпе».
4.Сообщение учащегося об Олимпе. Обращение к репродукции картины Гаспаро Дициани «Олимп» (1750-е гг.)
Олимп – гора в Фессалии, на которой обитают боги.
Гомер назвал Олимп «мновершинным». В разных частях Балканского полуострова, в Малой Азии и на острове Лесбосе шестнадцать гор называются Олимпами.
Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не гору, а небо. Считалось, что Олимп охватывает Землю, подобно своду, и по нему странствуют звёзды. Когда солнце стояло в зените, говорили, что оно – на вершине Олимпа.
5.Качества, присущие богам Олимпа.
Богам не чуждо ничто человеческое. Они никогда и ничему не учат и не наставляют, ибо у них нет твёрдых нравственных понятий. Их поведение – яркий пример «сами смертных грехов». Боги лишены авторитета, без которого немыслима ни одна религиозная система. Они бессмертны, но не всемогущи, ибо над ними, как и над людьми, властвует судьба.
6.Имена героев Олимпа.
— Назовите имена героев Олимпа.
— Прочитайте комментарии, составленные на основе материалов статьи учебника «Для вас, любознательные!»
7.Слайдовая презентация.
Список слайдов.
Аполлон Бельведерский. Леохар. Римская копия, вторая половина IV в.до н.э. с греческого бронзового оригинала XV в.до н.э.
Бронзовая статуя из святилища Аполлона в Помпеях.
Юпитер, держащий в руках молнию. Римская бронзовая статуэтка, I-II вв.н.э.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.
8.Рассказ учителя о Зевсе.
Так, у Гомера Зевс управляет весьма строптивым семейством богов и первый среди равных наподобие царей. Он подвержен многочисленным слабостям и страстям. В поэзии беотийского крестьянина Гезиода Зевс – блюститель попираемой справедливости. У Эсхила Зевсу присущи атрибуты всемогущества, всеведения и премудрости; он – источник власти среди всех прочих богов.
IV. Закрепление изученного.
1.Каков Зевс в мифе «Олимп»? Выразительное чтение эпизода от слов «С Олимпа рассылает людям Зевс…» и до конца мифа.
2.Слово учителя.
Образ Зевса повлиял на христианскую концепцию божества (между образами Зевса и Христа наблюдается и иконографическая преемственность).
В литературе Нового времени Зевс изображался в комическом плане. Зевс неизменно противопоставлялся Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе.
Христианство открыло новый мир: не где-то в небесных сферах, а в глубине человеческой души. И покинули боги Олимп так тихо, что этого никто не заметил. И даже место, где они обители, было забыто.
3.Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ещё одной высокой, важной песни…».
Еще одной высокой, важной песни
Внемли, о Феб, и смолкнувшую лиру
В разрушенном святилище твоем
Повешу я, да издает она,
Когда столбы его колеблет буря,
Печальный звук! Еще единый гимн —
Внемлите мне, пенаты, — вам пою
Обетный гимн. Советники Зевеса,
Живете ль вы в небесной глубине,
Иль, божества всевышние, всему
Причина вы, по мненью мудрецов,
И следуют торжественно за вами
Великий Зевс с супругой белоглавой
И мудрая богиня, дева силы,
Афинская Паллада, — вам хвала.
Примите гимн, таинственные силы!
Хоть долго был изгнаньем удален
От ваших жертв и тихих возлияний,
Но вас любить не остывал я, боги,
И в долгие часы пустынной грусти
Томительно просилась отдохнуть
У вашего святого пепелища
Моя душа — там мир.
Так, я любил вас долго! Вас зову
В свидетели, с каким святым волненьем
Оставил я людское племя,
Дабы стеречь ваш огнь уединенный,
Беседуя с самим собою. Да,
Часы неизъяснимых наслаждений!
Они дают мне знать сердечну глубь,
В могуществе и немощах его,
Они меня любить, лелеять учат
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат —
Чтить самого себя. О нет, вовек
Не преставал молить благоговейно
Вас, божества домашние.
V. Подведение итогов урока.
— Каково значение мифов о богах Олимпа? Какие строки стихотворения А.С.Пушкина помогают дать ответ на этот вопрос?
Они меня любить, лелеять учат
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат –
Чтить самого себя.
— Как вы понимаете значение этих слов: «чтить самого себя»?
VI. Домашнее задание.
1.Прочитать легенду об Одиссее.
2.Составить план легенды. Сформулировать вопросы, возникшие в ходе самостоятельного чтения легенды.
infourok.ru