Конспект урока 5 класс буквенная запись свойств сложения и вычитания – План-конспект урока по математике (5 класс) на тему: ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
План-конспект урока по математике (5 класс) на тему: ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
ФИО (полностью) | Кордубайло Наталья Сидоровна | |
Место работы | МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа» | |
Должность | Учитель математики | |
Предмет | математика | |
Класс | 5а | |
Тема и номер урока в теме | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. (1 урок). | |
Базовый учебник | 1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса |
- Цель урока: формировать представление о буквенной записи свойств сложения и вычитания.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать буквенную запись свойств сложения и вычитания; уметь: упрощать числовые и буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
10. Задачи:
— образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «буквенные выражения», «свойства сложения», «свойства вычитания». Решать задачи, используя буквенную запись свойств сложения и вычитания.
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.Тип урока: усвоение новых знаний.
12 .Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
14.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят буквенную запись свойств сложения и вычитания;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика! | Учащиеся готовы к началу работы. | ||||
II . Актуализация знаний. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. (Цепочка) примеры записаны на доске в хаотичном порядке. Результат одного примера является началом следующего. Учащимся дается первый пример, далее, вычисляя, они должны показать стрелочками следующие примеры. Заканчивается «круг» примеров тем, с которого начали. 59+27=86; 86-50=36; 36:12=3; 3*51=153; 153+37=190; 190:10=19; 19+44=63; 63:7=9; 9+50=59. | 1 Учащиеся решают примеры устно. 59+27=86; 86-50=36; 36:12=3; 3*51=153; 153+37=190; 190:10=19; 19+44=63; 63:7=9; 9+50=59. | ||||
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Мотивация Чем мы занимались на прошлом уроке? Перед вами остров — остров Удивительный, Как можно в общем виде записать свойства сложения и вычитания? Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? Какова цель нашего урока? Немного из истории: (рассказ учителя) Впервые стал использовать буквы вместо чисел француз Франсуа Виет, живший в 1540-1603 годах. По профессии он был адвокатом и служил при дворе французских королей. Математика была его увлечением. Но каким увлечением! Говорят, будто бы Виет мог просидеть за письменным столом над решением занимавшей его задачи до трёх суток. В те времена Франция вела войну с Испанией. Испанская сторона, пользуясь шифром (тайнописью), могла свободно переписываться со своими сторонниками даже внутри Франции. После неудачных попыток найти разгадку шифра, король обратился к Виету с просьбой разгадать эту тайну. Виет в течение двух недель работал над разгадкой шифра дни и ночи и нашёл ключ к тайнописи. Испанцы стали терпеть поражение за поражением после расшифровки их секретных донесений. Это не единственная заслуга Виета. Более подробно с его достижениями в области математики вы познакомитесь в 8 классе. |
Ответ: изучали буквенные и числовые выражения Ответ: с помощью букв. Ответ: Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Цель урока: научиться работать с буквенной записью свойств сложения и вычитания. Внимательно слушают исторические факты. | ||||
IV. Первичное усвоение новых знаний. — Итак, тема нашего урока созвучна цели урока. — Как называется тема нашего урока?(слайд 2) Записываем ее в тетрадь. Вспомним переместительное свойство сложения (слайд 3), запишем это свойство с помощью букв (слайд 4) Вспомним сочетательное свойство сложения (слайд5), запишем это свойство с помощью букв (слайд 6) Используя свойства сложения, выполните действия (слайд 7, 8). Сформулируй правило вычитания числа из суммы и попробуй сделать буквенную запись этого правила (слайд 9). Используя данное правило, упростим выражение (слайды 10, 11,12). Сформулируй правило вычитания суммы из числа и попробуй сделать буквенную запись этого правила (слайд13). Используя данное правило, упростим выражение (слайды 14, 15,16). Сформулируйте свойства нуля при сложении и вычитании. Сделайте буквенную запись этих свойств. (слайд 17) | Отвечают на вопросы: Тема урока: Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь Выполняют вычисления Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь Выполняют вычисления Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь Выполняют вычисления Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь | ||||
V. Первичное закрепление новых знаний. Решите самостоятельно задачи. Наступили каникулы, и пятиклассники в течение трёх дней проложили вокруг школы настоящий туристский маршрут. В первый день они прошли 41 км, во второй – на 7 км меньше, а в третий – на 2 км больше, чем во второй. Какова протяжённость этого маршрута? Выбери правильный вариант ответа.(слайды 18-21). | Решают самостоятельно задачи. Высказывают свои точки зрения. Сверяют свои ответы с вариантами на доске, самоконтроль. | ||||
VI. Физминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Поиграем. Я показываю на доске выражение, вы поднимаете руки вверх, если это выражение числовое, а если оно буквенное, то хлопаете в ладоши. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | ||||
VII. Первичное закрепление. Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. В треугольнике одна сторона 36 см, другая на 4 см меньше, а третья на х см больше первой стороны. Найдите периметр треугольника. Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение.
| По вариантам решают задачу, затем взаимопроверка друг у друга. | ||||
VIII. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями): — Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке. Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. | ||||
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о буквенной записи свойств сложения и вычитания. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.9 на с.54 и решите № 364, 368. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают.
| ||||
X.Рефлексия. -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока. |
nsportal.ru
Конспект урока математики в 5 классе «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Найфельд»
Конспект урока математики в 5 классе по теме
«Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Учитель математики: Соловченкова Е.А.
2015 г
Тема «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Предмет: математика
Класс: 5
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Главная дидактическая цель: сформировать навык буквенной записи свойств сложения и вычитания и умение использовать эти свойства при вычислениях.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Ход урока
Технология проведения
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Деятельность учеников
Планируемые результаты
предметные
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
— актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности
— создать условия для формирования у учеников внутренней потребности во включении в учебную деятельность
— установить тематические рамки
Устанавливает тематические рамки. Проверяет уровень знаний
— Сегодня на уроке мы продолжим постигать на интереснейшую науку математику и узнает
Работа в паре (двое у доски).
Задание 1: найдите равенства.
46+554=
(157+25)+5=
0+7=
319-(19+180)=
48-0=
48-48=
7+0
27+(35-15)
554+46
157+(25+5)
0
48
319-19-180
— Перед вами остров –
Остров Удивительный,
Закон там сочетательный,
Закон переместительный.
А еще на нем мы встретим
Свойства вычитания.
И, конечно, не оставим
Их мы без внимания.
Чудеса на острове на этом не кончаются.
У берега семь правил на волнах качаются
(Восемь раз заучены, сор раз повторены),
От каждого от равенства
Тропинки здесь проторены.
Тропинки идут посуху, в море не спускаются,
Нигде не пересекаются.
— Как вы думаете, что мы сегодня будем постигать? А при чем здесь буквенные выражения (тема предыдущего урока)?
Выполняют задание в парах
Слушают учителя
Знать свойства сложения и вычитания
Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения
Цель:
— создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
-выявить место (шаг, операцию) затруднения;
— зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление причины и места затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний
— Вспомните, о чем говорилось в свойствах сложения и вычитания.
Задание 2:
соединить стрелками полученные равенства (задание 1) с свойствами, которые используются.
— Как можно записать законы сложения и вычитания с помощью буквенной записи?
— Чем заменить числа в выражениях ,чтобы записать свойства на математическом языке?
Проговаривают свойства сложения и вычитания. Высказывают свои предположения. Проговаривают затруднения
Знать свойства сложения и вычитания
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение
3. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: организовать уточнение следующего шага учебной деятельности, составление плана действий
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий
Поиск решения проблемы: Чтобы успешно решить данный вопрос нам нужно вспомнить, а какие два вида математических выражений вы знаете? (числовые и буквенные)
— А чем числовые выражения отличаются от буквенных? Так какое же решение проблемы вы можете предложить, чем же заменить числа?
Гипотеза (предложенная детьми): одинаковые буквы соответствуют одинаковым числам в числовых выражениях, разные буквы — разным числам.
— Сейчас мы этим и займемся.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя
Уметь записывать свойства сложения и вычитания с помощью буквенных выражений
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что известно, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
IV. Реализация построенного проекта и первичное закрепление (с проговаривание во внешней речи)
Цели:
— реализовать построенный проект в соответствии с планом;
-зафиксировать новое знание в речи и знаках;
-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом
Работа в группе по карточкам (можно использовать учебник). Записать свойства сложения и вычитания в буквенном виде.
Свойства сложения.
Свойства вычитания.1.Переместительное свойство:
1. Вычитание суммы из числа:
2.Сочетательное свойство:
2. Вычитание числа из суммы:
3.Свойство нуля:
3. Свойство нуля:
Защита проекта.
В результате чего в тетрадях должно быть записано:
Свойства сложения:
a + b = b + a – переместительное.
(a + b) + c = a + (b + c) – сочетательное.
0 + а = а + 0 – свойство нуля.
Свойства вычитания:
a – (b + c) = a – b – c – вычитание суммы из числа.
(a + b) – c = a + (b – c),
(a + b) – c = ( a – c) + b – вычитание числа из суммы.
3. a – 0 = a, a – a = 0 – свойство нуля.
Историческая справка
А знаете ли вы, когда впервые были применены буквы вместо цифр?
Впервые использовать буквы вместо чисел стал француз Франсуа Виет, живший в 1540-1603 годах. С достижениями этого математика вы познакомитесь в 8 классе.
Работа с учебником:
№ 337. Запишите сочетательное свойство сложения с помощью букв a, b, c. Замените буквы их значениями: a = 9873, b = 6914, c = 10 209 – и проверьте получившееся числовое равенство.
(a + b ) + c = a + (b + c )
(9873 + 6914) + 10 209 = 16 787 + +10 209 = 26 996 9873 + (6914 + 10 209) = 9873 + +17 123 = 26 996
№ 338. Запишите свойство вычитания суммы из числа с помощью букв a, b, c . Замените буквы их значениями: a = 243, b = 152, c = 88 – и проверьте получившееся числовое равенство.
a – (b + c) = a – b – c
243 – (152 + 88) = 243 – 240 = 3
243 – 152 – 88 = 91 – 88 = 3
№ 339(а). Запишите свойство вычитания числа из суммы двумя способами. Проверьте получившиеся числовые равенства, заменив буквы их значениями:а) а = 98, b = 47 и c = 58.
2. Выполнить задания № 341 – 342.
Под буквами а, б задания учитель выполняет у доски, под буквами в, г – самостоятельно с последующей проверкой.
Слушают представителей от группы, фиксируют новое знание в речи и знаках
Уметь применять свойства сложения и вычитания, упрощать выражения
Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы с помощью учебника, своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке)
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других, работать в группе.
Регулятивные: уметь работать по плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
V. Рефлексия учебной деятельности
Цели:
— зафиксировать новое содержание урока
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Организует фиксирование нового материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности
Выполняется тест с взаимопроверкой
Тест
1. Упростите выражение: 11 + а + 2
а)2 + а;
б)11 + а;
в) 13+ а;
г) 13.
2. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом на 8 кг больше. Сколько кг картофеля было во втором мешке?
а) х – 8;
б) 8х;
в) х + 8.
3. Найдите значение выражения 43 + (х + 18), если х = 19.
а) 75;
б) 80;
в) 69.
Подведем итог урока.
— Что мы сегодня изучали?
— Расскажите, чему вы сегодня научились?
— Оцените свою деятельность с помощью смайлика
Домашнее задание: № 364, № 366
Отвечают на вопросы.
Рассказывают что узнали.
Осуществляют самооценку
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Литература:
5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. — М: 2013. .Учебник для 5класса общеобразовательных учреждений.
infourok.ru
План-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему: План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
План – конспект урока в 5 классе
Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Цели урока:
1. образовательные:
научить записывать свойства сложения и вычитания в виде буквенных выражений учить учащихся упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания;
2. развивающая: способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать математическую речь учащихся, развивать умение выдвигать и обосновывать свои высказывания;
3. воспитательная: воспитывать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность учащихся, умение доводить начатое дело до конца
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2.Проверка домашнего задания – 5 мин.
3. Устные упражнения – 10 мин.
4. Изучение нового материала-10 мин
5. Закрепление материала -10 мин.
6. Выполнение теста с взаимопроверкой -7 мин..
7. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка учителем готовности учащихся к уроку, наличия учебных принадлежностей.
II. Проверка домашнего задания.
На доске записаны ответы к домашним упражнениям.
Учитель показывает ответ, ученики отвечают, к какому он заданию.
III . Устные упражнения.
Математическое лото
Каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото.
Учитель читает задания, а учащиеся закрывают в карточке соответствующие ответы.
Задания:
- Наименьшее трехзначное число уменьшите в 2 раза.
- Полученное число уменьшите на 37.
- Полученный ответ умножьте на 4.
- Получившееся число увеличьте на 18.
- Ответ уменьшите в 10 раз.
- Полученное число умножьте само на себя.
- К полученному произведению прибавьте 11.
- Ответ уменьшите на 51.
- Получившееся число увеличьте в 100 раз.
- Полученный ответ разделите на 30.
- Полученное частное увеличьте на 15.
- Полученное число уменьшите в 3 раза.
- К полученному ответу прибавьте 17.
- Полученную сумму увеличьте на 40.
- Результат разделите на 9.
В это время двое на доске выполняют задание на карточках:
Вычислите удобным способом:
1 ученик 284-(37+84) 2 ученик (73+125)-25
648-(148+85) (187+214)-87
(467+295)+33 75+87+25
(467+295)+33 648-(148+85)
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Мы знаем, что вместо чисел можно ставить буквы, выражение в этом случае называется буквенным. Цель нашего урока: вспомнить свойства сложения и вычитания и записать эти свойства при помощи букв.
Объяснение проводится в соответствии с учебником и на доске появляется запись:
Свойства сложения | Свойства вычитания |
1. Переместительное свойство: a + b = b + a 2. Сочетательное свойство: а + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c 3. Свойство нуля: а + 0 = 0 + а = а | 1. Вычитание суммы из числа: а – (b + c) = a – b – c, b+c 2. Вычитание числа из суммы: (а + b) – c = a + (b – c) с (a + b) – c = (a – c) +b, с 3. Свойство нуля при вычитании. a – o = a; a – a = 0. |
V. Применение знаний, формирование умений и навыков.
1. Опрос у доски с целью решения задач на применение законов к упрощению выражений
№ 333, 340 (а, б) № 337
№ 341 (а, б)
№ 342 (а, б) – самостоятельно в тетрадях
VI. Итог урока.
Выполняется тест с взаимопроверкой
Тест
- Упростите выражение: 11 + а + 2
а) 2 + а; б) 11 + а; в) 13+ а; г) 13.
- В одном мешке было х кг картофеля, а в другом на 8 кг больше. Сколько кг картофеля было во втором мешке?
а) х – 8; б) 8х; в) х + 8.
- Найдите значение выражения 43 + (х + 18), если х = 19.
а) 75; б) 80; в) 69.
VII. Домашнее задание:
п. 9, № 364 (а), 367, 368, 374 (а, в).
nsportal.ru
Урок в 5 классе «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Технологическая карта урока математики в 5 классе
Тема « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Цель:
ознакомить учащихся с буквенной записью свойств сложения и вычитания; совершенствовать
вычислительные навыки.
Планируемые результаты:
Регулятивные: учащиеся работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации.
Познавательные: сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные: уметь сопоставить свою точку зрения с иной, придти к согласию.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
Устная работа
Закрепление вычислительных навыков, формирование внимания.
Цепочка
— Наименьшее трёхзначное число уменьшите в 2 раза;
— Полученное число уменьшите на 37;
— Полученный ответ умножьте на4;
— Получившееся число увеличьте на 18.
— Ответ уменьшите в 10 раз ;
— Полученное число умножьте само на себя;
— К полученному произведению прибавьте 11.
Запишите ответ в тетрадь
Учащиеся про себя производят вычисления у каждого на столе
карточка для ответа в конце учащиеся записывают результат.
Личностные: самоопределение,
Актуализация опорных знаний и способов действий, подведение к новой теме. Презентация
Учитель проводит фронтальную работу с опорой на записи на доске
Учащимся предлагается письменно найти значения числового выражения
применяя рациональный (удобный способ) вычисления.
1. ( 66+48)-36=
2. (238+49)-29=
3. 182- (52+46)=
4. 328- ( 70+28)=
5. (300+85) +15=
6. 327+ ( 50+23)=
Учитель спрашивает ,какие свойства учащиеся применяли при вычислении, и какие свойства ещё существуют.
Задача.Наступили каникулы, и пятиклассники в течение трёх дней проложили вокруг
школы настоящий туристский маршрут. В первый день они прошли 41 км, во второй – на 7 км меньше, а в третий – на
2 км больше, чем во второй. Какова протяжённость этого маршрута?
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя.
Применяли свойства:
вычитания числа из суммы.,
вычитание суммы из числа.
Ещё свойства:
переместительное,
сочетательное
прибавление к нулю числа
вычитание из числа нуля;
вычитание из числа этого числа.
Решают задачу
.
взаимоконтроль
3.
Работа с таблицей
Актуализация опорных знаний и способов действий, подведение к цели урока.
Учитель предлагает записать числовую запись свойств с помощью прописных латинских букв (обращает внимание на форзац ) учебника и соотнести свойства с третьим столбиком стрелкой
( учащиеся получают таблицы.)
Таблица прилагается
( приложение 1)
Учащиеся работают с
таблицей
(приложение № 1)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения сходства и различия.
4
.Целеполагание , мотивация к обучению
Постановка цели урока
Учащимся предлагается
записать свойства на доске и поставить рядом номер свойства из третьего столбика
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Учащимся предлагается сформулировать тему урока
Учащиеся записывают свойства Возможны варианты использования в записи различных латинских букв
1) n+m= m+n
2) n* 0= n
3) (n+m)- p= m+ ( n-p)
4) m-( n+p)= m-n-p
5( m+n)-p=m+(n- p))
6) m+0=m
7) (m+n) + p = m+ ( n+ p)
Учащиеся высказывают свои предположения, идёт обсуждение, учащиеся делают вывод , что с помощью латинских букв записали свойства сложения и вычитания
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка
вопросов.
Познавательные:
самостоятельное выделение формирование познавательной цели.
5.
Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления поставленной цели урока: «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Учитель анализирует ответы детей, конкретизируя тему, и предлагает посмотреть ,как отражена тема в учебнике. Прочитать, ответить на вопросы, записать свойства в тетрадь.
Учитель после знакомства с информацией из учебника задаёт вопрос : « Почему свойства вычитания предполагают дополнительные условия ?»
Учащиеся работают по статье учебника. Записывают свойства в тетради.
Высказывают мнения
почему свойства вычитания предполагают дополнительные условия
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное знакомство с темой, анализ собственных заключений с информацией из учебника.
6.
Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для
упрощения выражений.
Учитель предлагает убедиться в справедливости свойств, записанных с помощью букв выполняя № 337, 338, 339.
Учащиеся работают самостоятельно, осуществляют проверку с решениями у доски.
Учащиеся работают у доски на закрытых частях от класса, затем решение проверяют учащиеся, корректируют решения вместе с учителем.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.
7.
Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Самостоятельная работа.
(на доске)
1.Определите верны ли равенства:
1вариант
1) c-( b+3) = c-b+3 —-
2) (40+x)-y = 40-y +x *
3) ( c + b)- m = (c- m)-b —-
4) n-x-y = n-(x + y) *
2 вариант.
1) p-( b+3) = p-b-3 *
2) (40+x)-y = 40+y-x —
3) c + b)-n = (c-n)+b *
4) m-x-y = m-(x — y) —
Самопроверка.
Самостоятельное решение письменно
Самопроверка.
Учащиеся вместе с учителем отмечают неправильные ответы исправляют на доске.
1вариант
1) c-( b+3) = c-b-3
2) (40+x)-y = 40-y +x
3) ( c + b)- m = (c- m)+b
4) n-x-y = n-(x + y)
2 вариант.
1) p-( b+3) = p-b-3
2) (40+x)-y = 40-y+x
3) c + b)-n = (c-n)+b
4) m-x-y = m-(x + y)
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
8. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
-Что сегодня нового узнали на уроке?
Учащиеся делают вывод :познакомились с буквенной записью законов сложения и вычитания. Подставляя числовые значения проверяли ,
что равенства верны.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
9. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Учитель комментирует домашнее задание.п.9.
№ 364, 365,371 (а)
Личностные: самоопределение.
10. Рефлексия
Учитель предлагает заполнить лист самооценки
Учитель предлагает оценить работу на уроке
Ученик заполняет лист самооценки ,
соответствующий степени усвоения темы с его точки зрения.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
infourok.ru
Название этапа урока | Задача, которая должна быть Решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока- | |
1 | Орг момент | Проверка готовности к уроку | Проверяет готовность к уроку, рабочее место. | Взаимоконтроль, самоконтроль. | |||
2 | Актуализация знаний | Формулировка цели и задач урока | Фронтальная, работа в парах | Математический диктант (Приложение 1) Наводящие вопросы для формулировки цели учащимися, используя содержание диктанта | Пишут математический диктант, Проверяют, оценивают в парах. Прогнозируют результаты своего учебного труда, формулируют цель урока | Написали диктант, сделали взаимопроверку, оценили работу в парах. Сформулировали цель урока, УУД | Взаимопроверка, контроль учителя |
3 | Отработка умений и навыков, полученных на предыдущем уроке | Работа с предложенной информацией с целью закрепления ранее изученного материала | Фронтальная, индивидуальная | Предлагает классу выполнить номера №345, 346 в учебнике с комментированием решения вслух. Индивидуальные задания (карточки) для 3 уч-ся у доски (самост. раб) Приложение 2 | Решают предложенные задания, вслух комментируют их. 3 ученика у доски работают самостоятельно | Решили задания. Проверили выполненные задания у доски, исправили ошибки. | Самопроверка, взаимопроверка заданий у доски. Контроль учителя. |
4 | Самостоятельная работа | Практическое применение полученных знаний | Фронтальная, индивидуальная | Предлагаются карточки с заданиями для самост работы Приложение 3 | Выполнение заданий на применение полученных знаний | Выполненные задания по карточкам | Самоконтроль |
5 | Рефлексия | Прослеживаниесоответствия цели урока | Фронтальная | Через проектор предлагаются устные задания, после их выполнения предлагается оценить деятельность учеников на уроке | Устно выполняют предложенные задания.оценивают свою работу на уроке | Выполнили устные задания Отдельные ученики в произвольном порядке оценили свою деятельность на уроке в устной форме | Устная самооценка Контроль учителя |
6 | Домашнее задание | Домашнее задание с учетом результатов, полученных в ходе рефлексии | Фронтальная, индивидуальная | Предлагаются решение № 367, 371 | Запись задания | Наличие записи задания | Самоконтроль |
если х = 19. 4.Вычислите удобным способом: (73+125)-25 648-(148+85) (187+214)-87 75+87+25 |
если х = 19. 4.Вычислите удобным способом: (73+125)-25 648-(148+85) (187+214)-87 75+87+25 |
если х = 19. 4.Вычислите удобным способом: (73+125)-25 648-(148+85) (187+214)-87 75+87+25 |
если х = 19. 4.Вычислите удобным способом: (73+125)-25 648-(148+85) (187+214)-87 75+87+25 | ||||
если х = 19. 4.Вычислите удобным способом: (73+125)-25 648-(148+85) (187+214)-87 75+87+25 |
если х = 19. 4.Вычислите удобным способом: (73+125)-25 648-(148+85) (187+214)-87 75+87+25 |
если х = 19. 4.Вычислите удобным способом: (73+125)-25 648-(148+85) (187+214)-87 75+87+25 |
если х = 19. 4.Вычислите удобным способом: (73+125)-25 648-(148+85) (187+214)-87 75+87+25 |
multiurok.ru
Конспект урока по математике «Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения» (5 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ обобщающего УРОКА
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения.
5 класс Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.
Предмет математика
Класс 5
ТемаБуквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения.
Базовый учебник Н.Я.Виленкин; В.И.Жохов; А.С.Чесноков; С.И.Шварцбурд, «Математика 5»
Цель урока: Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся по теме: Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения. Подготовка учащихся к контрольной работе.
Задачи:
— обучающие: знать правила нахождения компонентов сложения и вычитания и уметь применять их на практике; уметь решать текстовые задачи и уравнения.
-развивающие:
развивать мыслительную деятельность; умение анализировать, обобщать, продолжить формирование математической речи; развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки.
—воспитательные:
находиться во взаимной связи; умение выслушивать других и умение общаться, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта, настойчивости для достижения цели.
Тип урока: закрепление и систематизация материала
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, самостоятельная
Структура и ход урока:
Формируемые УУД
(личностные, метапредметные)
Время
(в мин.)
1
Организация начала занятия
Включаются в деловой ритм урока.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Регулятивные
Саморегуляция, готовность к активной учебной деятельности.
Познавательные
(умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы).
1
2
Актуализация знаний и умений, фиксирование индивидуальных затруднений.
Устный счет
К — тип
Находят компоненты сложения и вычитания,читают буквенные выражения.
Корректирует работу учащихся.
Коммуникативные: прогнозирование, сравнение и
анализ, вступление в диалог, наблюдение и опровержение неверных решений
Регулятивные
(способность к волевому усилию)
5
3
Целеполагание и мотивация
И — тип
Формулирует тему и цель урока, правила решения заданий и сдачу решений проверяющим
Познавательные
(умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию;
умение вести поиск и выделять необходимую информацию)
3
4
Самостоятельная работа по выбранному варианту
Выполняют каждое задание на отдельных листиках, сдают каждое задание своему проверяющему. Проверяющий если находит ошибку, возвращает на доработку.
Обеспечивает контроль за выполнением заданий
Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам
Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму
Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм
22
5
Обсуждение результатов самостоятельной работы, подсчет баллов
Помощники в приготовленной заранее таблице отмечают + и -.
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса
Объясняет и выставляет отметки учащимся
Коммуникативные УУД
контроль, коррекция, оценка действий своих и проверяющих
5
6
Домашнее задание
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Стр.54-59 повторить №346, 378(г), 396.
Дать характеристику предложенным заданиям
1
7
Итог урока
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Осуществляют самооценку.
Акцентировать внимание на конечных результатах учебной
деятельности обучающихся на уроке.
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Личностные УУД (самоопределение)
1
Осуществляя дифференцированный подход к изучению и обобщению темы, составлены три варианта самостоятельных работ разного уровня сложности. Учащиеся сами оценивают свои возможности и выбирают вариант. Учитель заранее выбирает трех сильных учащихся-помощников, заранее решает с ними варианты и поручает им проверять решения остальных учащихся. Такие уроки проводятся перед контрольной работой, систематизируя знания учащихся, повышают его самооценку, интерес, желание получить высокую оценку за урок.
Я задумал число. Если его вычесть из 72, то получится 45. Какое число я задумал?
Иван задумал число. Если вычесть его из числа 343, то получится 195. Какое число задумал Иван?
В автоколонне было несколько машин. После того, как получили 35 новых машин и 12 машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было.
4) Упростите
выражение:
А) 125+m+75
А) 81-а+29
А) 477-х+223
Б) 39-(у+14)
Б) 415-(у+185)
Б) 1123-(х+187)
5) Решите задачу
с помощью
уравнения
На отрезке КМ отметили точку А, так что КА=3 см, АМ=х см. Найти длину АМ, если КМ=11 см.
На отрезке АВ=30 см отметили тоску С, такую, что АС=7 см, и точку D,такую, что DВ=11 см. Найти длину отрезка СD.
На отрезке АВ отмечены точки М и К так, что точка М лежит между точками А и К. Найти длину отрезка КВ, если АМ=12 см, МК=х см, АВ=100 см. Упростите полученное выражение и найдите его значение при х=25 см.
infourok.ru
Буквенная запись свойств сложения и вычитания, 5 класс. — К уроку — Математика, алгебра, геометрия
Михалевская средняя общеобразовательная школа
Обобщающий урок по теме
«Буквенная запись свойств
сложения и вычитания»
в 5 классе
учитель математики
В.А.Войцеховская
Тема: «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Класс: 5
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного по теме «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Технология: Дифференциация, индивидуализация обучения, личностно ориентированное развивающее обучение, педагогика сотрудничества
Цель: Повторение и обобщение изученного материала по теме
Задачи:
обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Буквенная запись свойств сложения и вычитания», формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний
развивающие: развитие интереса к математике, развитие творческих способностей и воображения учащихся в процессе работы с дидактическими заданиями
воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях.
Оборудование урока: конверты с карточками, доска, мел
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Устная работа
1.Индивидуальная работа у доски (работают трое учащихся)
Задание 1. Найти значение выражения, предварительно упростив:
34+а+18, при а=36;91.
Задание 2. Упростите выражение
43-с-23
73+а+17
Задание 3.Вычисли удобным способом:
457-(255+157)
577-(477+19)
2.Фронтальная работа (все остальные учащиеся работают с учителем).
Учитель показывает карточки, где нужно найти значения выражений удобным способом.
4716-(2716+300) | (847+816)-716 |
586+(14+238) | 9111-(590+8111) |
(1614+244)+56 | 435+810+165+90 |
— Какие свойства сложения и вычитания вы использовали при вычислениях?
3.Коллективная проверка индивидуальной работы учащихся.
4.Устная задача для всех.
В танцевальном кружке 6 девочек и 3 мальчика. Сколько различных вариантов танцевальных пар можно составить?
— Что вы можете сказать про эту задачу?
— Сколько вариантов выбора существует у каждой девочки? (3)
— Почему? Объясните.
— Сколько всего девочек в кружке?
— Сколько вариантов танцевальных пар можно составить? (3*6=18)
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы продолжаем упрощать буквенные выражения.
IV.Работа по теме урока
1.Работа по учебнику (стр.56,№345)
— Разберите образец выполнения.
— Какое свойство применяется в этом примере?
— Запишите это свойство на доске с помощью букв.
Используя это свойство, упростите выражения.
(248+с)-24=(248-24)+с=224+с
189+п-36=(189+п)-36=(189-36)+п=153-п
в+127-84=(в+127)-84=в+(127-84)=в+43
а-30+55=(а-30)+55=(а+55)-30=а+(55-30)=а+25
(12-к_+24=(12+24)-к=36-к
Х-18+25=(х-18)+25=(х+25)-18=х+(25-18)=х+7
2.Стр.25, №346
— прочитайте задание.
— Что нужно сделать перед тем, как найти значение выражения?
— Что значит упростить?
V.Самостоятельная работа
Вариант1
Упростите и затем найдите значения выражений.
1. п+87+23, прип=39,196
2. 147+х-47, при х=87,79
3. у-39-31, при у=93, 88
Вариант2
Упростите и затем найдите значения выражений.
1.59+п+141, при п=64,32
2.62-х+28, при х=55,49
3.р-138-22, при р=200,160
VI.Работа над задачами
1.Стр.57,№358
— Прочитайте задачу.
-Сколько альбомов с марками у Пети?
-Сколько марок в первом альбоме?
-Что известно про количество марок во втором альбоме ?
-Как записать, сколько марок в двух альбомах вместе?
-Как найти количество марок в третьем альбоме? (180-(95+у))
Физкультминутка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте).
2.Стр.57,№359
-Прочитайте условие задачи.
-О чём говорится в задаче?
-Сколько сена было в сарае первоначально?
-Сколько сена было в сарае первоначально?
-Сколько сена израсходовали в первый месяц?
— Сколько сена израсходовали в второй месяц?
-Запишите.(49+х)
-Как узнать, сколько сена израсходовали в первый и второй месяц вместе?
(49+(49+х))
-Как узнать, сколько сена осталось в сарае? ( 138-(49+(49+х))
VII.Повторение изученного материала (стр.56, №3519устно))
—Прочитайте задание.
Учащиеся придумывают условие задачи к данным выражениям. Идет коллективное обсуждение.
VIII. Решение комбинаторной задачи ( стр.57, №356)
-Прочитайте задачу.
-Что вы можете сказать о ней?
-Сколько существует вариантов выбора первой цифры? (5)
-Поясните, почему?
— После того как первая цифра выбрана, сколько вариантов выбора второй цифры имеет каждая первая? (4)
-Сколько же различных двузначных чисел можно составить? (5*4=20)
-Прочитайте второй вопрос.
— Можно ли сказать, что начало объяснения этой задачи будет таким же?
— Какую цифру мы должны теперь выбрать?
— Сколько вариантов выбора третьей цифры существует для каждой выбранной первой и второй? (3)
— Сколько же трёхзначных чисел можно составить? (5*4*3=60)
IХ. Подведение итогов урока
—Что лежит в основе упрощения выражений?
Перечислите свойства сложения и вычитания, которые мы используем при упро
щении выражений.
Домашнее задание
Стр.58, №367,371(б)
X.Рефлексия.
Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает жетон с тем цветом, который, по его мнению, соответствует его работе на уроке.
Учитель. А теперь, ребята, сами оцените свою работу на уроке. Для этого достаньте из конверта соответствующий жетон.
Я мог (ла) бы работать и лучше – синий жетон.
Сегодня я понял (а), чего мне не хватает для успешной работы – желтый жетон.
Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось – красный жетон.
Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось – оранжевый жетон.
Я сегодня работал (а) плохо – зеленый жетон.
pedsovet.su