cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Какие науки изучают природу 5 класс – Науки о природе — урок. География, 5 класс.

Науки о природе — урок. География, 5 класс.

Название науки происходит от греческих слов «астер, астрон» — «звезда» и «номос» — «обычай, установление, закон».

Астрономия — это наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве.

 

 

Астрономия изучает планеты, звёзды, кометы и другие космические тела. Эта наука уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражает воображение людей новыми открытиями.

В переводе с древнегреческого языка слово «физис» означает «природа».

Физика — это наука, изучающая разнообразные явления природы.

 

 

Со многими из этих явлений мы часто сталкиваемся в нашей повседневной жизни: движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика рассказывает нам о том, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга.

 

Физика является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Возможно, название науки произошло от греческого слова «химевсис» — «смешивание».

Химия — наука, которая изучает вещества и их превращения.

 

 

Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Название науки происходит от греческих слов «гео» — «земля» и «графо» — «пишу», т. е. «землеописание».

География — наука о Земле.

 

 

География изучает нашу планету: океаны и материки, моря, озёра и реки, низменности, возвышенности и горы, страны, города и сёла, жизнь и хозяйственную деятельность населения Земли.

Название науки произошло от греческих слов «биос» — «жизнь» и «логос» — «наука, учение».

Биология — это наука о живой природе.

 

 

Биология изучает разнообразные живые существа на нашей планете — бактерии, простейшие, грибы, растения, животные. Человек тоже является частью живой природы. Биология отвечает на вопросы: какие живые существа есть на планете, сколько их, как они устроены, развиваются, размножаются, как связаны между собой и с объектами неживой природы.

Экология

Название этой науки происходит от греческих слов «экос» — «дом» и «логос» — «наука, учение».

Экология — это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

 

 

Знания по экологии помогут каждому человеку научиться беречь природу — наш общий дом.

Источники:

http://www.kop.ru

http://www.itselectricllc.com

http://blogs.umflint.edu

https://www.gazeta.ru

http://www.glenmoor.org.uk

http://obruchevskiymedia.ru

http://ooptrk.ru

http://j.sibdepo.ru

www.yaklass.ru

Науки о природе. Видеоурок. Природоведение 5 Класс

Тема: Человек на Земле

Урок: Науки о природе

Еще древние люди стали накапливать знания об окружающем их мире. С развитием человечества этих знаний становилось все больше, и постепенно начали формироваться различные науки (Рис. 1).

Рис. 1

Одни из них изучают природу вокруг нас, другие – жизнь людей, культуру, духовный мир.

В древности окружающую природу называли естеством, именно поэтому все науки о природе сейчас называют естественными. Они изучают тела, вещества и явления.

Вещества – это то, из чего состоят тела, живые или неживые.

Явление – это то, что происходит в окружающей среде, те процессы, которые происходят внутри организма. Например, к явлениям природы мы относим рассвет, закат, смену дня и ночи.

Естественных наук существует достаточно много.

Астрономия – наука, которая изучает небесные тела, их движение, расположение, строение. Мир небесных тел кажется нам самым непознанным, заманчивым и, наверное, каждый из нас, вглядываясь в звездное небо, ощущал себя частичкой Вселенной. Ученые-астрономы не могут производить различные опыты и эксперименты, поэтому все знания они получают путем наблюдений. Для этого им требуются регулярность, внимательность, наблюдательность, точность. Астрономы открыли многие тайны Вселенной, но остается всё еще много непознанного.

Физика – естественная наука, которая изучает многие природные явления. Например, что происходит с телами при нагревании и охлаждении, что такое гром и молния. Без знаний физики не обходится ни одно техническое средство. Так, без знаний физики невозможно создать ни компьютер, ни телевизор, ни автомобиль.

Химия (Рис. 2). Точное происхождение этого слова неизвестно. Химия изучает различные вещества, такие как кислород, водород, азот и многие другие. А мы с вами уже знаем, что из веществ состоят различные тела, как живые, так и неживые. Как наука химия сформировалась около 400 лет назад, хотя ее корни уходят в глубокую древность. На сегодняшний день существует более 10 млн. различных химических соединений, каждое из которых обладает уникальными свойствами. Но постоянно появляются все новые вещества.

Рис. 2

Геология (Рис. 3) — наука, которая исследует историческое развитие Земли по различным горным породам, а также исследует те процессы, которые происходят на поверхности Земли или в ее недрах. Некоторые процесс происходят бурно, например, извержение вулканов, другие же происходят медленно, например движение материков, образование гор, равнин. Поэтому зачатую геологи используют данные, накопленные годами, столетиями.

Рис. 3

География – наука, которая описывает нашу планету (Рис. 4).

Рис. 4

Ученые составляют карты, на которых указывают материки, а на них – горы, равнины, низменности, реки и озера, населенные пункты, города, страны.

Изучение живых существ занимается наука биология. Термин «биология» был введен в 1802 году, независимо двумя учеными, Ламарком и Тревиранусом (Рис. 5).

Рис. 5

Биология изучает все царства живого: бактерии, растения, животные, простейшие, грибы. И мы с вами являемся частью этого огромного биологического мира. Биология – комплексная наука, и состоит из множества поднаук.

Экология как наука сформировалась достаточно недавно. В буквальном смысле «экология» означает «учение о доме». Действительно, наша планета – это наш общий дом, общий дом для всех живых организмов. Но живые организмы существуют не изолированно друг от друга. Они взаимодействуют между собой и с факторами неживой природы. Все эти закономерности исследует экология. На сегодняшний день существует множество экологических проблем, это и загрязнение атмосферы, литосферы, гидросферы и многие другие.

Система биологических наук

Биология – комплексная наука, состоящая из множества поднаук. Одними из первых сформировались зоология (изучает животных), ботаника (изучает растения) (Рис. 6), анатомия и морфология человека, позднее появилась микробиология (изучает одноклеточные и простейшие организмы) (Рис. 7).

Рис. 6

Рис. 7

Каждая биологическая наука имеет еще более узкие дисциплины. Так, например зоология подразделяется на териологию (изучает млекопитающих), орнитологию (изучает птиц), ихтиологию (изучает рыб) и энтомологию (изучает насекомых) (Рис. 8).

Рис. 8

Также можно выделить дисциплины, связанные с применением тех или иных методов. Например, биохимия, биофизика, биометрия. Особое место среди биологических наук занимают те, которые изучают общие закономерности. Это цитология (изучает клетку), генетика (изучает закономерности наследственности и изменчивости) а также онтогенез (изучает индивидуальное развитие организма).

Основоположники науки экологии

Экология как наука существует около 100 лет. Впервые необходимость выделить ее как науку обосновал  Эрнст Геккель (Рис. 9).

Рис. 9

Впоследствии его современник Чарльз Дарвин (Рис. 10) написал труд о происхождении видов, в котором он описывает борьбу за существование и те критерии, которые повлекут за собой появление новых видов – это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Рис. 10

В начале 20 века английский ученый Элтон впервые говорит об основных задачах экологии, о популяциях и видах.

Позднее русский ученый Вернадский вводит понятие о биосфере и живом веществе.

 

 

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Учеба — легко (Источник).

2. Энциклопедия замечательных людей и идей (Источник).

3. С химией по жизни (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1.  Что относится к естественным наукам?

2.  Какие подразделы выделяют в биологии?

3.  Что изучает экология?

4. *Подготовьте небольшое сообщение о развитии одной из наук на Ваш выбор.

interneturok.ru

Природоведение (5 класс)/Науки о природе — Викиверситет

Науки о природе[править]

Ещё первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось всё больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие — жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику.


Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое вещество. Вещества — это то, из чего состоят тела. А явления — это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полёт стрекозы, смена времён года — все то примеры природных явлений. Познакомимся с основными науками о природе.

Астрономия — наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далёкое, завораживающее звёздное небо, чувствовал себя, и всех людей, и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира — Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.

Физика (от греческого слова «физис» — природа)

Физика изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например,движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет.

Физика изучает разнообразные явления природы

Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга… Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основной техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Химия (происхождение названия точно неизвестно, возможно от греческого слова «химевсис» — смешивание) Химия — наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль — все это примеры веществ. Их сейчас известно очень много — несколько миллионов.У каждого вещества свои свойства. При определённых условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Геология (от греческих слов «гео» — земля, «логос» — наука, учение) Геология — наука о Земле, её форме, строении, составе и развитии. Отдельные разделы геологии изучают горные породы, минералы, ископаемые остатки организмов, движения земной коры. Без геологии невозможен поиск месторождений полезных ископаемых.

География (от греческих слов «гео» — земля, «графо» — пишу) География — ещё одна наука о Земле. Название ее в переводе с греческого языка означает «землеописание». Действительно, география описывают нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и села возн

ru.wikiversity.org

Естествознание, или науки о живой и неживой природе — Природа Мира

Естествознание представляет собой комплекс наук о природе, включающий в себя сотни дисциплин. Все они направлены на познание мира. Естествознание выступает теоретической основой жизнеобеспечения человека. По объекту исследования различают науки о живой природе и науки о неживой природе. Изучением живой природы занимается биология. Физика изучает явления и процессы, которые происходят в окружающем мире.

Науки, изучающие природу

Все, что существует вокруг человека и произошло без его участия, называется природой. Человек изучает ее на протяжении многих тысячелетий. Со временем знаний становилось все больше, а сами люди старались глубже постичь природу. Так начали развиваться различные естественные науки. Предметы в природе называются телами, а все, что с ними происходит — явлениями. И тех и других огромное количество, поэтому и естественных наук тоже много. Одни из них изучают вещества и явления, а другие — различные тела. Научная деятельность не только удовлетворяет любопытство, но и реализует практические цели, направленные на улучшение качества жизни человека.

Ниже рассмотрены семь базовых естественных наук, изучающих окружающую нас природу:

Астрономия

Наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав и движение в космосе. Астрономия не существует как обособленная наука. Она напрямую связана с геодезией и картографией. Древние навигационные карты составлялись на основе наблюдений за небесными телами. Астрономия имеет огромную связь с химией и биологией в вопросах происхождения химических элементов, и зарождения жизни на нашей планете. Первые научные открытия были сделаны на заре цивилизации, а изобретение телескопа произвело прорыв. Ученые открывали новые галактики, измеряли расстояния до звезд, находили на других планетах воду и лед. Такие достижения являются определяющими моментами в жизни человека. Астрономия показывает, что человек — всего лишь частица природы в огромной Вселенной. Но даже самые примитивные знания о космосе, существенно повышают нашу осведомленность и интеллектуальный уровень.

Физика

В самом широком смысле физика – это наука о природе и ее законах, о материи, ее структуре, и движении. Она изучает вещество, энергию и закономерности, определяющие эволюцию. Каждая теория описывает явления окружающего мира, а совокупность знаний представляет его физическую картину. Именно благодаря физике человек может как можно глубже понять природу и различные явления. Считается, что она выступает основой естествознания. Физика устанавливает универсальные законы, которые действительны не только на Земле, но и во Вселенной, объясняет явления природы с точки зрения фундаментальных принципов и понятий. Физика имеет непосредственную связь с астрономией, математикой, химией. Граница между этими науками достаточно условна. Различают три уровня строения материи: микромир, макромир и мегамир. Все они взаимосвязаны друг с другом и являются объектом взаимного изучения физиков, химиков, биологов и астрономов. Планета Земля и ее природа представляют макромир.

Химия

Наука о составе элементов, их превращениях и реакциях. Каждое вещество обладает уникальными свойствами. Химия тесно связана с биологией, физикой, геологией. Жизнь на Земле является цепочкой химических превращений. Организмы поглощают из окружающего мира одни вещества и выделяют другие. Изучение их жизнедеятельности и природы в целом невозможно без знаний химических процессов, которые в них происходят. Практическая химия возникла на заре цивилизации, когда люди научились использовать огонь. Гончарное производство, металлургия, изготовление лекарств, красок — постепенно химия входила в жизнь человечества. На сегодняшний день химия играет огромную роль в жизни человека. Она интегрирует с остальными науками и является одной из основ естествознания.

География

Наука изучает биосферу Земли, гидросферу, атмосферу и почвенный покров. Ее объектом является географическая оболочка, природные комплексы и их компоненты. Социально-экономическая география состоит из экономической, социальной, политической, культурной и исторической географии. Немаловажным аспектом дисциплины является взаимодействие природы и человека в естественной среде. Очень трудно на сегодняшний момент разграничить географию и геологию. Наука напрямую связана также с физикой и астрономией. Сегодня большая часть земной поверхности видоизменена под влиянием хозяйственной деятельности человека. География включает в себя научные и практические мероприятия по сохранению природы в целом.

Геология

Объектом изучения геологии являются недра Земли. Наука начала самостоятельно развиваться во второй половине XVIII в. Геологией называют совокупность знаний о составе, строении и эволюции природных тел, а также размещении минеральных ресурсов. Она рассказывает, как сформировалась планета и каким изменениям подвергалась за время своего существования. Современная геология не может существовать без связей с географическими и физическими дисциплинами.

Биология

Предметом исследования науки являются вымершие и ныне существующие организмы, их строение, развитие, взаимодействие, распространение и т. д. Она включает в себя ботанику, зоологию, цитологию, генетику, биохимию, анатомию и другие области знаний. Достижения биологии позволяют искоренять болезни, создавать продукты питания, существенно повышать результаты сельскохозяйственной деятельности. Благодаря изучению биологических законов человек может вести правильную природоохранную деятельность и рационально использовать ресурсы.

Экология

Экология сформировалась в начале XX столетия как часть биологии, но сегодня, как правило, рассматривается в качестве отдельной науки. Она изучает взаимодействие живых организмов и их связь с природой. Научно-технический прогресс оказал негативное влияние на окружающий мир. В результате деятельности человека были преобразованы огромные территории. Это вылилось в загрязнения внешней среды, истощения природных ресурсов и уничтожение крупных природных комплексов. Конфликт с природой грозит катастрофой. Экология призвана решить эти проблемы, не допустить гибель живых организмов и создать систему рационального природопользования.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

natworld.info

Науки о природе. Методы изучения природы. Видеоурок. Природоведение 5 Класс

Тема: Вселенная

Урок: Науки о природе. Методы изучения природы

В мире, который нас окружает, можно выделить предметы неживой природы и живые объекты. Знания обо всех этих объектах с разных сторон можно передать или получить с помощью разных наук.

Определение. Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – познание окружающего мира.

Различные науки имеют свои приемы – методы для изучения. Но существует лишь один общий принцип для каждого ученого независимо от отрасли, в которой он работает, заключающийся в том, что никогда ничего нельзя принимать на веру. Любой феномен или явление необходимо доказать. Поэтому научными фактами считаются только те, которые были доказаны.

Для подтверждения того или иного научного факта иногда требуются специальные условия, например, лаборатория (рис. 1). 

      

Рис. 1

Ученые постоянно находятся в поисках и разработке новых методов, которые помогли бы лучше познать, изучить окружающий мир. Выделяют несколько методов изучения природы, которые удобно представить с помощью схемы.

Для того чтобы проделать метод – наблюдение, необходимо сначала выбрать объект, цель, поставить задачи. Затем необходимо подобрать необходимые методы и средства для познания выбранного феномена, явления или объекта. И только потом можно производить наблюдение.

Наблюдения бывают разными, например, прямыми (когда непосредственно наблюдают за поведением какого-либо объекта) или косвенными (когда информация собирается на основе физических признаков свершившихся действий). Наблюдения могут проводиться с применением технических средств или без них.

Например, энтомолог – ученый, который занимается изучением насекомых, может наблюдать за поведением муравьев с помощью увеличительного стекла. А орнитолог – ученый, который занимается изучением птиц, будет наблюдать за их поведением с помощью бинокля, слушать пение с помощью приборов, позволяющих услышать даже те звуки, которые не воспринимает человеческое ухо.

Необходимо отметить, в чем заключается разница между научным и обыденным наблюдением. Научное наблюдение требует собранности, аккуратности, внимательности, определенной последовательности. Исследователь не должен распылять свое внимание на какие-либо другие окружающие предметы, явления или живые организмы. Так, если ученый наблюдает за тем, как паук определенного вида плетет свою паутину, то он не может рассеивать свое внимание на поведение других пауков или живых организмов, находящихся вокруг места наблюдения.

В биологии применяется также эксперимент. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за поведением различных животных. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. Например, если наблюдать за ростом и развитием клеток, изменяя температуру, то можно найти то оптимальное значение, при котором рост и развитие будут достигать максимального значения.

Эксперимент позволяет очень глубоко и более полноценно изучить объекты, живые организмы, установить закономерности и даже увидеть то, что невозможно наблюдать в природе.

Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать экспериментальные данные или информацию, полученную из наблюдения. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Во время наблюдений или проведения эксперимента, очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра (рис. 2), а давление – используя тонометр или барометр (рис. 3). Если необходимо измерять расстояние, применяют рулетку (рис. 4) или линейку (рис. 5). Иногда необходимо увеличить изображение или предмет, тогда используют увеличительное стекло (рис. 6), а если объект слишком маленький – пользуются микроскопом (рис. 7).         

Рис. 2

       

Для того чтобы лучше изучить данную тему, выполним практическую работу.

Наблюдение за ростом корней и листьев лука

Оборудование и материалы: прозрачный скан с водой, луковица, линейка.

Необходимо проделать такой эксперимент: опустить в стакан с водой луковицу корнями в воду. Поставить в теплое, хорошо освещенное место на 2-3 дня и вести наблюдение. Измеряя рост корней и листьев лука, записывать  значения в таблицу.

Дата

Длина корней

Длина листьев лука

 

 

 

 

Свои наблюдения проводите в течение 2-3 недель, соответственно, получится много данных, которые вы опишете в выводах. Обобщите результаты по длине корней и длине листьев лука, а также попробуйте написать, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы.    

На следующем уроке мы поговорим о том, как древние люди представляли себе Вселенную.

 

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5. – М.: Астрель.

3. Строганов В.И., Сухова Т.С. Природоведение 5. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Презентации по природоведению для 5 класса (Источник).

2. Уроки биологии (Источник).

3. Grandars.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: Учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 148, задания и вопросы.  3., 6.

2. Объясните, зачем нужны и какие методы применяют для познания окружающего мира?

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за поведением бабочки. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. *Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.

interneturok.ru

Параграф 2. Науки о природе

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Урок географии в 5 классе «Науки о природе»

Урок 2. Науки о природе

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

 

Используемые технологии: 

здоровьесбережения,

проблемного обучения,

 развивающего обучения;

 развития исследовательских навыков;

информационно-коммуникационные.

 

Цель: познакомить учащихся с предметом изучения естествен­ных наук — астрономии, химии, физики, географии, биологии, экологии; дать представление о значении естественных наук в из­учении природы Земли.

 

Формируемые УУД: 

предметные: объяснять значение понятий тело, вещество, явление природы’, называть науки о природе;

метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учи­теля; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять глав­ное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; составлять описания объектов; составлять простой план; рабо­тать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников;

личностные: обладать — ответственным отноше­нием к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное при­ложение, оборудование для химических и физических опытов, карта звездного неба.

Ход урока

I. Организационный момент

II.       Проверка выполнения домашнего задания

(Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения.)

III.      Актуализация знаний

— Что такое природа?

—На какие две группы делится природа Земли?

—Какие объекты относятся к миру живой природы?

—Назовите части неживой природы.

—Какая связь существует между объектами живой и неживой природы?

—Какой из объектов не относится к живой природе: подоси­новик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему?

Объясните предложение.

1)  Человек на 80% состоит из воды.

2)Акулы обитают в теплых водах океана.

3)  Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней.

 

—Что такое явление?

—Назовите биологические явления природы.

—Назовите физические явления природы.

IV.       Работа по теме урока

Тема урока: «Науки о природе». (Знакомство с планом урока.)

План урока:

1.   Астрономия.

2.   Физика.

3.   Химия.

4.   География.

5.   Биология.

6.   Экология.

Природу Земли изучают многие науки. Их называют есте­ственными науками. Почему? Найдите ответ в учебнике на с. 11. (старину природу называли «естество».)

Нас окружают тела природы — почва, человек, горная порода, дерево… Тела состоят из веществ. Тело живой природы состоит из органических веществ — белков, жиров и углеводов. В состав тел живой природы входят и минеральные вещества, в том числе вода. Когда сгорают дрова на костре или в печи, то остается зола. Зола состоит из минеральных веществ.

—А какие вещества сгорают? (Органические.)

—Приведите примеры тел природы.

—Назовите самое необходимое тело и вещество Земли. (Вода.)

—Назовите явления природы. (Листопад, землетрясение, гро­за, камнепад, рождение…)

Естественные науки изучают тела и вещества природы, а так­же процессы, которые с ними происходят, т. е. явления. Позна­комимся с науками, которые изучают природу.

1. Астрономия

(Ученики читают текст учебника на с. 11, рассматривают рис. 8.)

—От каких греческих слов произошло название науки астро­номии? (От слов «астрон» — «звезда», «номос» — «закон».)

—Что изучает астрономия? (Небесные тела.)

—Какие небесные тела вы знаете?

—Что такое Вселенная?

—Какое небесное тело более всего изучено? (Планета Земля.)

—Какие явления мы можем наблюдать во Вселенной? (За­тмение Солнца, метеоритный дождь.)

Вывод. Астрономия — наука о небесных телах: их происхожде­нии, строении, составе, движении в космическом пространстве.

2.   Физика

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают рис. 8.)

—От какого греческого слова произошло название науки фи­зики? (От слова «физис» — «природа».)

—Какое физическое явление показано на рисунке?

—Какие явления изучает физика? (Движение тел, электриче­ство, звук, свет и др.)

—Для чего нужно знание физики? (Для разработки и исполь­зования человеком техники: компьютеров, автомобилей, са­молетов и др.)

Вывод. Физика — наука, изучающая разнообразные явления природы.

3.   Химия

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают рис. 8.)

—От какого греческого слова произошло название науки химии? (Предположительно от слова «химевсис» «смешивание».)

—Какие вещества вы знаете?

—Какие вещества мы используем в быту?

— Какие вещества мы смешиваем каждый день?
 

Вывод. Химия — наука о веществах и их превращениях.

4. География

(Ученики читают текст учебника на с. 13, рассматривают! рис. 8.)

—  От каких греческих слов произошло название науки географии? (От слов «гео» — «земля», «графо» — «пишу».)

Первыми географами были путешественники и купцы, которые везли товары из одной страны в другую и описывали природу,  быт и обычаи людей, живущих в разных землях.

Первыми географами были также и воины — захватывая территории разных стран, они описывали природу, жизнь и культуру этих стран. Ни одна наука не обошлась человечеству так дорого, как наука о Земле. Вряд ли на карте есть места, где бы не было мо­гил путешественников — исследователей нашей Земли, большая I часть которых неизвестна миру.

—Назовите современных путешественников. (Федор Конюхов.)

—Назовите знаменитых путешественников и мореплавателей, (Марко Поло, Христофор Колумб.)

5. Биология

(Ученики читают текст учебника на с. 14, рассматривают! рис. 9.)

—  От каких греческих слов произошло название науки биоло­гии? (От слов «биос» — «жизнь», «логос» — «наука, учение».)

Частями биологии являются:

•     ботаника — наука о растениях;

•     зоология — наука о животных;

•     микология — наука о грибах. Вывод. Биология — наука о живой природе.

6. Экология
(Ученики читают текст учебника на с. 15, рассматривают

рис. 10.)

—От каких греческих слов происходит название науки эко­логии? (От слов «экое» — «дом», «логос» «наука, учение» )

—Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и при-

роды/

Вывод. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии чело­века и природы.

V. Закрепление изученного материала

1. Ответьте на вопросы раздела «Проверьте свои знания»
нас. 17 учебника.

2. Географический диктант.
(Учитель дает определение науки.)

•   Наука о взаимоотношениях человека и природы.

•   Наука, изучающая и объясняющая явления природы.

•   Наука, изучающая небесные тела.

•   Наука о веществах и их превращениях.

•   Наука о живых организмах.

•   Наука, изучающая Землю.

(Ученики записывают цифру, под которой название науки записано на доске.)

1)   Астрономия.

2) Биология.

3)   География.

4) Экология.

5)   Физика.

6) Химия.

Ответы: 4, 5, 1, 6, 2, 3.

VI. Рефлексия учебной деятельности

•   Я понял тему урока.

•   Как я оцениваю свою работу на уроке.

•   У меня были проблемы на уроке.

Подведение итогов урока

(Ученики рассматривают рисунок 11 на с. 16.)

— Какие науки изучают явления и объекты природы?

Прочитайте вывод на с. 17 учебника.

Домашнее задание

1.    Прочитать §2.

2.    Выполнить задания № 1, 2, 3 .

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *