cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Процесс гуманизации образования предполагает соблюдение устава школы – МОУ «Мордвесский ЦО имени В. Ф. Романова»

МОУ «Мордвесский ЦО имени В. Ф. Романова»

  • Главная >
  • МОУ «Мордвесский ЦО имени В. Ф. Романова»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мордвесский центр образования имени В. Ф. Романова»

Адрес образовательной организации

301300, Тульская область, Венёвский район, поселок Мордвес, ул. Советская д. 26 

Режим, график работы

 

График работы школы:

  • начало занятий — 8.30
  • начало работы ГПД — 13.00
  • начало работы кружков и секций — 13.00

Контактные телефоны

8(48745)4-21-38

Адреса электронной почты

 

Электронная приемная

Школа — участник проекта «Имя школы»

Учредитель

Муниципальное образование Веневский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального образования Веневский район.

Главным, вышестоящим распорядителем бюджетных средств является Комитет по социальным вопросам администрации муниципального образования Веневский район.

Председатель комитета по социальным вопросам  — Антонова Юлия Сергеевна

Контакты:

Адрес: 301320, Тульская область город Венев ул. Советская д.18

Телефон: +7(48745) 2-56-17

http://obr71.ru  

e-mail:  [email protected]

График работы:

понедельник – пятница 9.00-18.00

перерыв 13.00- 14.0-00

«Горячая линия» для потенциальных приемных родителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Телефон:8(4872)32-80-71

8 800 2000 122 – единый общероссийский номер детского телефона доверия – ПРОСТО ПОЗВОНИ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Служба детского телефона доверия работает круглосуточно, анонимно и бесплатно, с домашнего и мобильного телефонов.

Контактная информация уполномоченных по правам ребенка.

 

 

  

 

 

 

Сайт посёлка Мордвес

Последние новости школы

    С  1 февраля 2019 года стартует первый этап подачи заявлений о зачислении ребенка в 1 класс во всех школах Веневского района и завершится не позднее 30 июня 2019 года. В этот период будут приниматься заявления в первый класс на зачисление детей, проживающих на закрепленной за каждой образовательной организацией территории.

    Подать заявление на прием ребенка в первый класс могут родители или законные представители, при этом ребенок должен иметь постоянную или временную регистрацию на закрепленной территории.

    9 января в школе прошел педагогический совет на тему: «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе». На заседании обсуждались такие вопросы, как: новое содержание педагогического образования, уровневая дифференциация на уроках физики, игровые технологии на уроках русского языка, исследовательские технологии и технология проекта на уроках истории, ИКТ  в начальной школе, технологии в воспитательном процессе. Педсовет прошел в форме обмена опытом. В заключении подведены итоги II четверти и проведен анализ диагностических работ в формате ГИА в выпускных классах.

    22 декабря в преддверии праздников учащиеся 5 и 9 класса побывали на новогоднем представлении в Тульском цирке. Дети посмотрели удивительную историю «Ёлка в цирке – шоу Слонов!», где окунулись в неповторимую атмосферу праздника. Ребят ждал Дед Мороз, Снегурочка, маленькие цирковые артисты в компании Клоуна Бо, воздушные гимнасты и акробаты, бесстрашные каскадеры, мото-шоу с автомобилем на манеже цирка, королевские пудели, попугаи Ара и Какаду, грациозные чёрные скакуны и пушистые верблюды. Ну а главными героями сказки, конечно же, стали мудрые слоны.

    Роскомнадзор разработал видеоуроки, направленные на повышение правовой грамотности и формирования ответственного отношения детей к персональным данным, размещаемым в сети Интернет. Материалы видеоуроков размещены в сети Интернет в режиме доступа – http://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm

     

    С 10.12.18 по 16.12.18 в школе прошла неделя истории. Ученики 5 класса приняли участие в викторине «Древние цивилизации». Ученики 7 класса посмотрели видеоролик об истории становления прав человека. В 8 класс прошла викторина на тему «Древняя история нашего государства». Письма на фронт времен ВОВ прочитали ученики 9 класса. Также ребята из 9 класса вместе с учениками 10 и 11 классов поучаствовали в правовой игре, посвященной 25-летию принятия конституции РФ, из которой узнали об истории конституции разных эпох. 

     

    С 10 по 14 декабря учащиеся школы приняли участие во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности, которая проводилась на сайте Единого урока по безопасности в сети «Интернет».

    На сайте обучающиеся могли пройти тестирование, разделенное для трех возрастных категорий: младшая группа (6-11 лет), средняя (12-16 лет) и старшая (17-19 лет).

    В Российской Федерации День Конституции отмечается всегда 12 декабря. Это достаточно значимый праздник, ведь Конституция является документом, который имеет наибольший вес в современном законе.

    В День Конституции в школе прошли мероприятия в честь принятия главного закона страны. Для учащихся 9-11 классов была организована правовая игра «Я и Конституция»

     

    10 декабря в школе прошел Единый урок прав человека. Ученики посмотрели видеоролик, из которого узнали  об истории становления прав человека и организациях, которые призваны защищать свободы человека. Из беседы с учителем ребята узнали о своих основных правах и документах, которые обеспечивают защиту прав ребенка в РФ.  

     

    3 декабря в России отмечается День Неизвестного Солдата. Для учащихся 5-11 классов прошло мероприятие в формате устного журнала, приуроченное к этой памятной дате. Дата установлена в память обо всех неизвестных солдатах, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, и совпадает с днем, когда прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду. Но со страниц устного журнала дети узнали, что в мировой истории это не первый мемориал Неизвестного Солдата.

     

    В рамках акции «Добрый мир» в школе прошли мероприятия, направленные на формирование доброжелательного отношения детей, подростков, педагогов и родителей к особым людям. Так же детям показали учебные видеофильмы «Уроки Доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.

     

     

    29 ноября волонтеры провели для воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада праздник Добра. Дети узнали о доброте и вежливости, сыграли в игру «Ласковые слова» и «Волшебный стул». В заключении вырастили волшебную клумбу с цветком из своих ладошек. А волонтеры подарили частичку своего хорошего настроения малышам.

     

    29 ноября для учащихся 9-11 классов была организована профориентационная встреча с военнослужащим воинской части Кашира-8 (в/ч 56707). Он рассказал ребятам, что профессия военного одна из самых благородных и достойных мужчины профессия. Познакомил учащихся с учебными заведениями, где готовят для службы в ФСО. Из видеоролика дети усвоили, чтобы преуспеть в карьере военного нужно, конечно, любить свою Родину и делать то, что тебе поручили.

     

    В связи с возрождением в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» 29 ноября учащиеся  школы сдавали нормы ГТО

     

    20 ноября ученики 11 класса приняли участи в круглом столе по вопросам, связанных с  правами и обязанностями граждан РФ. Ребята узнали об основных обязанностях, которые на них возлагает государство и способах реализации своих прав.

     

    В рамках Единого урока по безопасности в сети «Интернет» 19 ноября среди учеников 9 класса прошли дебаты на тему » Интернет – добро или зло?», во время которых каждая команда участников (Команда утверждения и Команда отрицания) представляла свои доводы в защиту или оспаривания аргументов оппонента достоинств или недостатков сети Интернет.

     

     

    26 сентября 2018 года на базе государственного учреждения Тульской области «Тульский областной центр молодежи» подвели итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Доброволец России -2018».

    Победителем в номинации «Помощь детям» в категории «8-13 лет» стал житель Тепло-Огаревского района Михаил Авдеев, автор проекта «#ОТветьДОбру».

    В рамках Единого урока по безопасности в сети «Интернет» 13 ноября среди учеников 5-6 класса была проведена беседа на тему «Безопасный интернет для детей», которая была направлена на совершенствование навыков борьбы с противоправными действиями в Интернете у молодежи. Завершилась беседа просмотром видеоролика на тему «Как обезопасить себя в интернете?»

     

mordvesskaya.obrvenev.ru

Тест по обществознанию по теме «Образование»

Тест по обществознанию на тему «Образование»

9 класс

  1. вариант

1.Система образования регулируется:

    1. Государством 3) социальной группой

    2. Обществом 4) отдельными людьми

2.Гуманизация образования это:

1)уменьшение учебной нагрузки

2)возможность получить образование в другой стране

    1. внимание к индивидуальным особенностям личности

    2. свободное посещение занятий

3.Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1)государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2)преподавание на иностранных языках является обязательным

3)среднее образование в РФ является обязательным

4)учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

4.Гуманитаризация образования предполагает

1)разнообразие образовательных услуг

2)компьютеризацию учебных заведений

3)унификацию требований к учебному оборудованию

4)особое внимание к общественным дисциплинам

5.Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6.Верны ли следующие суждения об образовании

А. Образование – процесс созидания человека и гражданина

Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Процесс гуманизации образования предполагает

1)соблюдение Устава школы

2)обязательное основное образование

3)учет потребностей и интересов учащихся

4)обучение в две смены

Тест по обществознанию на тему «Образование»

9 класс

2 вариант

1. К путям приобретения среднего образования в России относится:

1) учеба в школе 3) экстернат

2) заочное или домашнее обучение 4) все перечисленное

2. Среднее специальное образование в России можно получить в:

1) средней общеобразовательной школе 3) колледже

2) вечерней школе 4) гимназии

3.Верны ли следующие суждения об образовании

А. среднее специальное образование является частью профессионального образования

Б. высшее образование является частью профессионального образования

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

1) гуманизации 3) компьютеризации

2) глобализации 4) гуманитаризации

5. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Процесс гуманизации образования предполагает

1)соблюдение Устава школы

2)обязательное основное образование

3)учет потребностей и интересов учащихся

4)обучение в две смены

7.Принцип гуманизации образования требует:

  1. усиления внимания общества к личности, ее интересам

  2. создание единой системы образования для различных стран

  3. повышение роли изучения социально-гуманитарных дисциплин

  4. регулирования системы образования государством

multiurok.ru

2.2. Гуманизация и гуманитаризация образования

Гуманизация образования. В переводе с латыни humanus означает «человечный», а гуманизм связывается с совокупностью взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.22 Идея гуманизма, охватывая все стороны общественной жизни, естественно проецируется и на образование, требуя от него гуманного отношения к ребенку. В отечественном образовании идея гуманизма всегда выражала необходимость преодоления авторитаризма, коренного изменения отношения к ребенку, признания его в качестве полноценного субъекта образования. Особую остроту идея гуманизации приобрела в 80-е годы ХХ столетия и нашла свое наиболее емкое воплощение в «педагогике сотрудничества».

Сегодня постановка вопроса о гуманизации образования свидетельствует о признании гуманизма в качестве базовой идеи развития образования. Философской основой процессов гуманизации являются осознанные сегодня представления о характерных чертах духовной жизни постиндустриального общества, обрисовывающих идеалы и цели, достойные человека: развитие многосторонних способностей человека, расширение субъект-субъектных взаимодействий, обогащение трудовой деятельности проявлениями свободной творчески-созидательной активности.

Гуманизация образования выступает основной системообразующей тенденцией, предполагающей, что в центре внимания педагога должна быть целостная уникальная личность ребенка, открытая всему новому и способная на осознанный выбор «способа поступания» в различных жизненных ситуациях. Это означает, с одной стороны, понимание ребенка и принятие его таким, какой он есть, стремление поставить себя на его место, проникнуться его переживаниями и ощущениями, проявлять искренность и открытость. С другой стороны, гуманизация связана с созданием таких педагогических условий, которые бы раскрепостили внутренние силы ребенка, мобилизовали его личностный потенциал на осознание и реализацию своих потребностей и интересов.

Важно подчеркнуть, что отсутствие в образовательном процессе регламентации и предоставление ребенку возможности для избирательного реагирования на педагогические воздействия являются, по мнению психологов, наиболее благоприятными обстоятельствами для обогащения личностного опыта и становления ребенка как свободного субъекта жизнедеятельности. Такой подход приводит к тому, что образовательный процесс строится на началах творческого сотрудничества взрослого и ребенка, стимулирующего самодеятельность и саморазвитие школьника, исключающего авторитарность и менторский тон поведения учителя, а также расширяющего возможности диалоговых форм взаимодействия.

Вместе с тем усиление внимания к субъект-субъектным взаимоотношениям учителя и школьника не снимает со взрослого ответственности за ребенка. Более того, усиливается «окультуривающая» по сути своей педагогическая миссия учителя: к роли субъекта ребенка необходимо готовить, вводя его в соответствующую сферу культуры – культуру жизненного самоопределения. В противном случае «гуманизация» лишает образовательный процесс собственно образовательной значимости. И мы действительно часто становимся свидетелями того, как на уроке школьник, пытаясь продемонстрировать собственную оригинальность суждений, в раздраженном тоне отвергает мнение учителя, не желая вступить с ним в содержательный диалог, да и не имея для этого соответствующей культуры самоопределения. При этом учитель зачастую не обращает внимания на подобную ограниченность школьника, как бы умиляясь самобытностью ученических проявлений, и не предпринимает никаких педагогических действий, тем самым, потакая детскому несовершенству. Понятно, что в данном случае позиция учителя вряд ли обладает гуманистической направленностью, поскольку не только не стимулирует школьника к личностному росту, а, наоборот, препятствует его самосовершенствованию.

Несомненно, гуманизация образования невозможна без обращенности образовательного процесса к целостной личности, к системе ее потребностей, мотивов, ценностно-смысловых установок и убеждений. «Иллюзия состоит … в том, что то, как думает, как чувствует человек и к чему он стремится, кажется нам зависящим от того, каковы его мышление, его чувства, его стремления. Но ведь мыслит не мышление, чувствует и стремится человек. Значит, главное заключается в том, чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем, те стремления, которые мы у него возбуждаем»23. Поэтому и гуманизация образования предполагает такую его организацию, при которой школьники открывают для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивают содержание учебных дисциплин. При этом школьник имеет право на свободный творческий поиск, который стимулируется не отметкой или наказанием, а побудителями духовно-нравственного плана, возвышающими человека и формирующими у него проявления культурного существа. В таком контексте необходимо говорить о другой особенности современного образования – его гуманитаризации.

В переводе с латыни «гуманитарный» означает «человеческая природа», «образованность», «имеющий отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию». Поэтому гуманитаризацию образования целесообразно связывать с таким подходом к его организации, который направлен на приоритетное развитие истинно человеческого начала и в этом смысле на «очеловечивание» образования. Поскольку истинно человеческие ориентиры задаются культурой, постольку и гуманитаризация предполагает систему мер, направленных на акцентирование культурных начал в образовании, т.е. на становление зрелой личности, обладающей выраженным духовным потенциалом, способной «поставить себя во все-связь, в «традицию» (М.К. Мамардашвили) и готовой к самостоятельному созиданию.

Этот вывод оказывается сегодня предельно значимым, поскольку имеющаяся практика гуманитаризации школы зачастую отличается сосредоточенностью лишь на внешней стороне явления: в учебный план школы вносится корректировка, состоящая в увеличении часов, отводимых на так называемые гуманитарные предметы, а предметы естественнонаучного и математического профиля сводятся к минимуму. При этом из поля зрения выпадает важнейший момент: степень гуманитарности педагогического влияния и образования в целом обусловлена не столько тем, какого сорта предметное знание приобретает человек, сколько тем, как он его осваивает. Еще значимее с этой точки зрения становится учет того, чем для школьника это знание становится – средством включения в творчески-созидательную деятельность, средством духовного саморазвития на основе обращенности к другому, к обществу, к роду человеческому, когда в своем поведении человек руководствуется высшими человеческими ценностями – идеалами истины, добра и красоты, либо средством информационного «натаскивания», игнорирующим постижение человеческой предназначености научного знания (например, достижений генной инженерии, когда пренебрежение нравственными последствиями может привести к гибели самого человечества независимо от степени теоретической значимости сделанного открытия) и порождающим, поэтому потребительское отношение к миру, в основе которого лежит упрощенная схема его понимания. Именно в таком смысле можно понять М.М. Бахтина, который акцентировал мысль о том, что мера ответственности человека в выборе «способа поступания» целиком и полностью зависит от того, насколько сам человек осознал свою единственность и неповторимость в этом мире. Словом, независимо от специфики предметной области гуманитарный подход в образовании выполняет крайне важную для человека функцию. Его предназначение в том, чтобы задавать ориентиры подлинно духовной жизни и на этой основе помогать человеку в приобретении опыта соотнесения своих действий с культурными (духовными) ценностями. Думается, что в рамках предметного содержания естественно-математического профиля потребность в такого рода усилиях обнаруживается со всей очевидностью. И речь должна идти не об их сокращении, а о качественном изменении содержания и методики обучения.24 В противном случае начинает действовать эффект иллюзии технократического могущества. Вместе с тем реальная жизнь людей подчинена иной, гуманитарной логике: «…человеческий диалог – более надежный путь к предотвращению опасных столкновений, чем шаги, продиктованные компьютером».25 Поэтому в условиях современного образовательного процесса становится важным ориентироваться на культуру, в рамках которой механизм гуманитаризации связан не с учетом предметно-содержательного аспекта, а скорее с усилиями по порождению более культурного человека, т.е. человека, который знает «не только историю страны, но и историю человечества и культуры, … не только общую историю, но и историю изучаемой им науки или профессии, … не только знающий, но и поступающий в соответствии со своим знанием и убеждением, сначала размышляющий над тем, что принесет людям результат его работы, а затем добивающийся результата, но не наоборот».26

В противовес технократическим тенденциям, важно подчеркнуть, что гуманитаризация образования обращает внимание на то, что школа должна учить ребенка мыслить о человеке, искать и находить ответы на вопросы: Зачем он живет? Каково его назначение в жизни? Что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное? Школа должна развивать в ребенке опыт созидания культуры, обусловливающей богатый внутренний мир человека и «очеловечивание» мира природных и социальных вещей. В связи с этим можно выделить несколько направлений гуманитаризации образования, с точки зрения которых возможно говорить о человеческой соразмерности любого учебного предмета в школе. По нашему мнению, эти направления следующие.

  1. Усиление роли человековедческой подготовки в рамках любого учебного предмета: знания о человеке, об обществе, истории человечества, в том числе истории научных открытий и истории накопления знаний в той или иной предметной области. С гуманитарной точки зрения важно представлять историю науки не бесстрастно, а как историю человеческих судеб тех людей, которые творили культуру, реализуя тем самым свой творческий потенциал.

  2. Усиление философского контекста предметной подготовки школьников, предполагающего включение знаний о том, как идет процесс накопления знаний в человеческой культуре, каковы его закономерности и методы, какова специфика метода познания в родственных предметных областях знания и т.п. Все это позволяет школьнику осознать сущность познания как особой деятельности человека, ощутить его значимость для человечества и постичь смысл для себя самого.

  3. Усиление психологической подготовки школьников, связанной с расширением возможностей освоения школьниками особенностей психического строя своей познавательной деятельности, с изучением особенностей функционирования психических познавательных процессов (память, мышление, внимание, воля и т.п.), обеспечивающих овладение содержанием учебного материала и позволяющих учащимся произвольно управлять своей познавательной деятельностью. К примеру, в учебниках математики серии «Математика, психология, интеллект» (г. Томск) содержатся как часть учебного материала психологические практикумы, которые помогают школьникам овладевать психологическими механизмами, знание которых позволяет школьникам сознательно выстраивать свои познавательные стратегии с учетом особенностей индивидуального стиля познавательной деятельности.

  4. Опора в образовании на сотрудничество, развитие умения социального взаимодействия, диалоговых форм общения, а также накопление опыта делового сотрудничества, столь необходимого для проявления духовной культуры человека. С этой целью особое значение приобретает регулярное использование в образовательном процессе работы школьников в малых группах как средства целенаправленного «выращивания» опыта делового сотрудничества учащихся.

  5. Последовательная ориентация в образовательном процессе не столько на передачу школьникам «готового», обобщенного знания, сколько на организацию их самостоятельной поисковой деятельности с постепенным обогащением опыта исследовательских возможностей учащихся.

Реализация обозначенных путей гуманитаризации образования приводит к появлению существенных изменений в ходе образовательного процесса, т.е. к инновационным процессам в сфере образования.

studfiles.net

Урок обществознания по теме «Право на образование»

Урок обществознания в 9 классе

по теме «Право на образование»

Цель урока: подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на доступность и бесплатность образования, создать проект школы будущего, обеспечивающую гарантию на осуществление права на образование.

Задачи:

Образовательная – осмыслить личностную и социальную значимость образования, рассмотреть тенденции развития образования в современном мире, состояние российского образования и школы на путях модернизации.

Развивающая – развивать умения добывать и упорядочивать знания, принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи.

Воспитательная – сформировать чувство уважения к школе как основному институту в реализации права на образование, способствовать умению брать на себя ответственность за учебу, цивилизованно отстаивать свои права, реализовывать свои права в повседневной жизни.

Оборудование урока: компьютер, проектор, рабочие листы, плакат и материалы для проекта «Наша новая школа», тексты документов «Конституция РФ», «Закон РФ об образовании», «Всеобщая декларация прав человека».

Ход урока

Вводное слово учителя:

— Сегодня у нас урок изучения нового материала: предстоит узнать и обсудить новую информацию. Но для начала я бы хотела, чтобы вы сами определили тему урока.

(отрывок из мультфильма «Козленок, который умел считать до десяти»)

— какое конституционное право человека просматривается в этом отрывке?

— правильно, право на образование.

Мы узнаем: 1. Что такое образование и какова его роль в жизни человека и

общества

2. Содержание права на образование. Структура и принципы

российского образования.

3. Школа – важнейший институт в реализации права на образование

На уроке мы будем работать с источниками, с рабочим листом, в котором

зафиксируем полученные знания. В конце урока на основе полученных

знаний спроектируем «Школу будущего»

  1. — Итак, что же такое образование.

В законе РФ «Об образовании» (преамбула) сказано, что:

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся приобретением знаний о мире, приобщением к культуре, ценностям мировой цивилизации.

— Как вы понимаете слова «воспитание», «обучение»? Почему на первом месте в законе поставлено воспитание? (задание №1 в рабочем листе)

— Какую роль играет образование в жизни человека?

Правильно, чем больше человек знает и умеет, тем больше у него возможностей в жизни. (задание №2 в рабочем листе – В процессе образования и воспитания человек овладевает / знаниями и умениями, началами творческой деятельности/, у него формируются /моральный облик, нравственные качества, профессиональные умения/)

— Почему в образовании граждан заинтересовано государство?

Да, образованные люди – главное богатство государства. Образованность и интеллект, разностороннее развитие человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.

Государство обязано установить тот минимум знаний и навыков, без которых человек не сможет стать полноценной личностью и сделать получение этих знаний бесплатным и доступным каждому, то есть гарантировать право на образование.

  1. Право на образование является одним из основных конституционных прав, закрепленных в документах международного характера и законодательствах отдельных государств. Основными источниками права на образование в нашей стране являются: Всеобщая декларация прав человека (ст. 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конституция РФ (ст. 43), закон РФ «Об образовании» (ст. 5)

(выполнение задания № 3 в рабочем листе – государство гарантирует гражданам возможность получения /общедоступного и бесплатного/ образования в /начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях/ независимо от /пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения).

Система образования включает в себя следующие компоненты:

  • Совокупность образовательных стандартов и программ (ФЗ «Закон об образовании», ФГОС)

  • Органы управления образованием (министерство образования, департаменты образования)

  • Сеть образовательных учреждений (дошкольные, школьные, дополнительного образования)

  • Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

Выясним основные принципы государственной политики РФ в области образования:

Приоритетность – решение задач, связанных с развитием образования выдвигается на первый план среди проблем, стоящих перед страной.

Продуманное законодательство, ежегодное увеличение средств на нужды образования – задача нашего государства. Тем, кто сомневается в целесообразности значительных затрат на образование, президент Гарвардского университета Дерек Бок ответил так: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте почем невежество».

Гуманизация – внимание к интересам человека.

Как сказано в ст. 2.1 закона РФ «Об образовании» — «государственная политика РФ в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Нельзя забывать и об инвалидах. Инклюзивное образование предполагает ряд привилегий для инвалидов, стремящихся к получению образования: закрепление за ними помощников, переоборудованные аудитории, преимущества при поступлении в ВУЗы, при получении стипендии.

Гуманитаризация – усиление внимания общества к изучению общественных наук (экономика, социология, право..)

Альтернативность – наличие государственных и негосударственных, светских и духовных, очных и заочных учебных заведений.

Компьютеризация – внедрение и использование компьютеров для обучения и самостоятельной работы в учебном процессе.

Демократизация – доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому, независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния и др.

Интернационализация – создание единой системы образования для разных стран.

Непрерывность –пожизненное образование человека, удовлетворяющее его потребность в непрерывном совершенствовании и самореализации.

«Век живи – век учись». Потребность в непрерывном образовании вызвана динамичностью социально-экономического и духовного развития современного общества. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.

Ступени современного российского образования

  • Начальное общее (1-4 классы)

  • Основное общее (5-9 классы)

  • Полное среднее общее (10-11 классы)

Средние и общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, средние музыкальные, художественные, хореографические школы, школы – интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, учреждения дополнительного образования детей (дома творчества, дворцы, молодежные клубы)

3.

Профессиональное образование

-Профессионально-технические училища, курсы

— Техникумы, колледжи, училища (медицинские, музыкальные, цирковые..)

-Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы, высшие училища

4.

Послевузовское образование

— Аспирантура, адъюнктура, ординатура, докторантура, курсы повышения квалификации…

3. Центральным звеном нашей системы образования является средняя общеобразовательная школа. Наша российская школа богата традициями, успехами, победами. Но в последнее время часто звучат тревожные факты отставания российского образования от нужд общества, от уровня образованности ведущих стран мира. Возникла необходимость модернизации образования. В 2010 году Президент РФ Медведев Д.А. подписал проект «Наша новая школа».

(сообщение учащихся о проекте)

Чтобы человек мог себе обеспечить достойную жизнь и благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование.

-Какой должна быть современная школа, чтобы в ней ребенок мог реализовать свое право на образование?

Давайте помечтаем. Представьте, что открывается новая современная школа и Вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила, создавать новые порядки. Все это поможет школьникам получить хорошее образование и воспитание.

— Что нужно заложить в фундамент новой школы?

Законы об образовании, финансирование

— Давайте определим цель работы нашей новой школы, выразим ее в девизе. Используйте при этом понятия «свобода», «равенство», «достоинство», «справедливость», «уверенность», например, «Школа – корабль свободы», «Вперед к знаниям», «Учиться никогда не поздно».

( работа в мини группах по парам 1 группа – Что нужно убрать из школы? Что можно развить? Что добавить? 2 группа – Права и обязанности учителя

3 группа – Права и обязанности ученика 4 группа – Права и обязанности родителей

— Вы хорошо поработали. В ваших проектах много интересного, полезного, неожиданного. Чтобы школа стала такой, о какой мечтаете, вы должны приложить свои усилия, творчество, чтобы рядом с вами было интересно другим, а учителя видели бы в каждом из вас личность. Все это в ваших руках. Максимум желаний и усилий – и школа станет такой, какой вы ее хотите видеть.

Школа – это важная часть жизни любого человека. Несмотря на отдельные недостатки – это светлая и счастливая часть жизни любого человека. Я уверена, что каждый из вас с теплотой и любовью будет вспоминать школьные годы. Я лично горжусь, что связала сою жизнь со школой. ( презентация «Школа – это маленькая жизнь»)

Желаю вам, чтобы вы заканчивали школу с багажом полезных знаний и любовью к Родине, желанием и умением трудиться, счастливо устроить жизнь в нашей прекрасной стране и чтобы учителя могли научить и учили вас всему, что необходимо для этого.

(выставление отметок)

— Домашнее задание – п.47, написать письмо в Министерство образования со своими предложениями об улучшении образовательных услуг, заполнить рабочий лист.

Рабочий лист ___________________________________________

  1. Тема урока ____________________________________________________________________

  2. Соотнесите понятия и их определения:

1) образование а) воздействие на духовное и физическое состояние человека

2) воспитание б) доведение человека до определенной степени духовности,

умственной зрелости, сознательности

3) развитие в) получение человеком систематических знаний и навыков

  1. Закончите фразу:

В процессе образования и воспитания человек овладевает_____________________________

_________________________, у него формируются __________________________________

______________________________________________________________________________.

  1. Закончите фразу:

Государство гарантирует гражданам возможность получения _________________________

_____________________________________________ образования в ____________________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________ независимо от __________

______________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу «Тенденции развития образования в современном мире»

  1. Заполните таблицу «Структура образования в РФ»

2.

Среднее общее образование

  • Начальное общее (1-4 классы)

  • Основное общее (5-9 классы)

  • Полное среднее общее (10-11 классы)

3.

Профессиональное образование

  • Начальное профессиональное

  • Среднее профессиональное

  • Высшее профессиональное

4.

Послевузовское образование

7. Домашнее задание – п.47, написать письмо в Министерство образования со своими предложениями об улучшении образовательных услуг, заполнить рабочий лист.

Тест по теме «Право на образование»

  1. Система образования регулируется:

    1. Государством 3) социальной группой

    2. Обществом 4) отдельными людьми

  2. Гуманизация образования это:

    1. уменьшение учебной нагрузки

    2. возможность получить образование в другой стране

    3. внимание к индивидуальным особенностям личности

    4. свободное посещение занятий

  3. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

    1. государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

    2. преподавание на иностранных языках является обязательным

    3. среднее образование в РФ является обязательным

    4. учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

  4. Гуманизация образования предполагает

    1. разнообразие образовательных услуг

    2. компьютеризацию учебных заведений

    3. унификацию требований к учебному оборудованию

    4. особое внимание к общественным дисциплинам

  5. Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения об образовании

А. Образование – процесс созидания человека и гражданина

Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. К путям приобретения среднего образования в России относится:

1) учеба в школе 3) экстернат

2) заочное или домашнее обучение 4) все перечисленное

10. Среднее специальное образование в России можно получить в:

1) средней общеобразовательной школе 3) колледже

2) вечерней школе 4) гимназии

11. Одним из направлений реформы высшего образования в России является:

1) введение бакалавриата и магистратуры

2) введение автономии университетов

3) введение выборности ректоров университетов

4) право университетов самостоятельно утверждать учебные планы

  1. Верны ли следующие суждения об образовании

А. среднее специальное образование является частью профессионального образования

Б. высшее образование является частью профессионального образования

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения об образовании

А.В РФ всю систему образования можно разделить на начальное и высшее

Б. В России начальное образование является обязательным и бесплатным

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

14. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

1) гуманизации 3) компьютеризации

2) глобализации 4) гуманитаризации

15. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Процесс гуманизации образования предполагает

1)соблюдение Устава школы

2)обязательное основное образование

3)учет потребностей и интересов учащихся

4)обучение в две смены

  1. Принцип гуманизации образования требует:

    1. усиления внимания общества к личности, ее интересам

    2. создание единой системы образования для различных стран

    3. повышение роли изучения социально-гуманитарных дисциплин

    4. регулирования системы образования государством

infourok.ru

Среднее образование является обязательным в РФ — МегаЛекции

Теоретическое обоснование законов развития природы и общества

3) выражение субъективного отношения к миру

4) предложение законченной мировоззренческой системы

2. Наука отражает мир в

Понятиях и терминах

2) художественных образах

3) символах веры

4) обыденных представлениях

3. Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в ее способности участвовать в решении вопросов:

1) управление общественными процессами

2) совершенствования производства

3) разработки экономических реформ

Возникновения и сущности жизни

4. Социальная функция науки проявляется в ее способности участвовать в:

1) познании строения Вселенной

2) совершенствовании техники

Решении глобальных проблем современности

4) изучении вопросов происхождения и сущности человека

5. Ученые-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

Познавательно-объяснительная

2) культурная

3) социальная

4) мировоззренческая

6. Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растений:

1) познавательно-объяснительную

2) мировоззренческую

Производительную

4) социальную

7. Верны ли суждения о роли науки в современном обществе?

А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий была осознанна много столетий назад.

Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.

Верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли суждения о науке?

А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.

Б. Наука создает эмоционально-чувственный образ объективной реальности.

Верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:



1) наукой

2) искусством

Образованием

4) творчеством

10. Какое из следующих понятий соответствует определению «Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»?

1) самоанализ

Самообразование

3) самореализация

4) самодеятельность

11. К основным функциям школы как социального института относится:

1) развитие научных знаний

Социализация личности

3) создание новых рабочих мест

4) углубление социальной дифференциации

12. Гуманизация образования предполагает:

Разнообразие образовательных услуг

2) компьютеризацию учебных заведений

3) унификацию требований к учебному оборудованию

4) особое внимание к общественным дисциплинам

13. Процесс гуманизации образования предполагает:

1) соблюдение устава школы

2) обязательное общее образование

Учет потребностей и интересов учащихся

4) обучение в две смены

14. Алексей учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает:

1) основное образование

2) полное (среднее) образование

Среднее профессиональное образование

4) высшее профессиональное образование

15. Верны ли суждения о роли образования в современном обществе?

А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.

Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников.

1) верно только А

2) верно только Б

Верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Верны ли суждения об образовательной системе в нашем обществе?

А. Все дополнительные образовательные услуг являются бесплатными.

Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

Оба суждения неверны

17. Верны ли суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

Верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. Ступенью общего образования в Российской Федерации является

1) дошкольное образование

2) дополнительное образование

Основное общее образование

4) профессиональное общее образование

21. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

Дошкольное, общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

22. Укажите признак, характеризующий среднее образование в РФ

среднее образование является обязательным в РФ

2) государство гарантирует всем гражданам РФ изучение русского языка

3) преподавание на иностранных языках является обязательным

4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

24. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

Самообразованием можно заниматься для

А. Заочного приобретения образования

Б. Повышения индивидуального уровня культуры

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

25. Верны ли следующие суждения о системе образования в нашем обществе?

А. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность среднего общего образования.

Б. Прием в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования проводится на конкурсной основе

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

27. Гуманитаризация образования предполагает


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Глава 21. Система образования в России

Не все одинаково пригодно для всех.

Цицерон

1. Принципы государственной политики в области образования.

2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием.

3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура.

Базовые понятия: органы управления образованием, принципы государ­ственной политики, образовательное учреждение.

1. Принципы государственной политики в области образования

В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» установле­ны основные положения государственной политики в области образова­ния. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.

Государственная политика в области образования основывается на сле­дующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, регио­нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонацио­нального государства;

  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан­ников;

  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  5. свобода и плюрализм в образовании;

  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в сфере образования понимается как концент­рированное выражение воли многонационального народа России, направ­ленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических воз­можностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономической! развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры насе­ления и т. д.).

Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько позиций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образования в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав чело века, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному разви тию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образова­ния в контексте образовательных программ, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Гуманистический характер образования. По общенаучному философскому определению гуманизм в широком смысле — это исторически изме­няющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер об­разования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, автономизации и др. Цель гуманистически направленного образования, основывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как лично­сти, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время разграничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образова­тельной педагогической среды, наполняя се духом сотрудничества, сотвор­чества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информа­ционная, контролирующая.

Гуманистический характер среднего и высшего профессионального об­разования предполагает системное включение дисциплин гуманистиче­ского цикла в естественно-научное и техническое образование, т. е. его гу­манитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплин естественно-научного цикла в под­готовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс гумани­зации профессионального образования способствует формированию у бу­дущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соот­носится с общей целью образования человека (развитием личности) и результатом образования — общей образованностью, общей и профессио­нальной культурой специалиста.

Прокомментируем далее каждую из включенных в п. 1 ст. 2 Закона по­зиций, определяющих гуманизацию образования в этом контексте.

Приоритет человеческих ценностей означает определение того, что вы­ступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому общечеловеческими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в усло­виях любых общественно-исторических изменений цивилизационного раз­вития человечества. Со времен глубокой древности и до наших дней точное определение этих ценностей общественного сознания каждого народа, их количества является одной из проблем, требующих дальнейшего решения. Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих ценностей так же, как и прозвучавшие во времена Великой французской революции ценности свободы, равенства и братства. Общечеловеческими ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония).

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. В качестве такой основы мо­гут выступать общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты.

Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, другим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлин­ного экологического сознания, развитие которого также является одной из целей образования.

Такая ценность, как «добро», означает альтруистическую направлен­ность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности — любви. Призыв «спешите делать добро» ста­новится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

Общечеловеческая ценность истины — это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений предметной и высшей реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей и есть базисная цен­ность познания. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установление истины является одной из важных задач образования.

Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этическо­го воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации, приве­дения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афо­ризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием че­ловека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.

Приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физи­чески и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России — это означает, что человек прини­мает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользу­ется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.

Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов сво­ей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их со­блюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданствен­ности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкрет­ным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и право вой культуры — с другой.

Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде как естественном условии человеческой жизни. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной дея­тельности, учебном труде, будущий взрослый человек учится разграничи­вать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудо­вого обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, починка предметов и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в разви­тии трудолюбия играет учебная деятельность, в процессе которой ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельно­сти, обладающий такими важными для развития трудолюбия качествами, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоя­тельность. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный, много­плановый и многоуровневый процесс, достижение положительного резуль­тата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.

Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение твор­чески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития обще­мировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пони­маться и как соответствующим образом представленное содержание обра­зования, отличающее его от научного знания.

Светский характер образования означает свободу государственного, му­ниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основы­вается на свободе совести граждан, а также на том, что ч. 1 ст. 14 Конститу­ции РФ предполагает светский характер государства.

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на по­нимании цели воспитания прежде всего как воспитания свободы и ответ­ственности. Свобода человека определяется свободой воли, тем, насколько его намерения и поступки обусловлены и связаны с внешними факторами. Это философско-этическая проблема самоопределяемости, или детермини­рованности, человеческого поведения. Общепринятым является положе­ние, что свобода всегда относительна, она всегда соотнесена с необходимо­стью. Свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необхо­димость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является чело­век. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, полного своево­лия не может быть. Свобода одного человека есть всегда ограничение сво­боды другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода определения жизненного пути — свобода быть са­мим собой. Уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права человека и его обязанности, т. е. ответственности и обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового целенаправленного воспитания в школе. Свобода человека связана с его ответственностью перед самим со­бой, семьей, обществом. Ответственность есть реализация чувства долга и обязанности. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье с формирования чувства признания и принятия другого как личности.

Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечелове­ческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и жизни человека. Любовь к природе означает переживание чув­ства красоты, гармонии. Любовь к природе означает сохранение и приум­ножение ее богатства. Достижения научно-технического прогресса, интен­сивная эксплуатация ресурсов Земли создают реальную угрозу для сохране­ния природы, сохранения самой нашей планеты. Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное созерцательное отношение к ней, а действенная, активная работа по ее сохранению и улучшению, ра­бота по формированию экологического сознания. Воспитание любви к окру­жающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание оп­ределяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохране­ния — это основа экологического сознания.

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданствен­ности, патриотизма. Любовь к Родине — это активная гражданская пози­ция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует пред­ставлению человека о Родине. Любовь к Родине — это знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий; готовность защищать ее от любых по­сягательств, беззаветно служить ей. Воспитание любви к Родине есть пат­риотическое воспитание, которое включает особую атрибутику (государ­ственные символы — флаг, герб, гимн и др.), духовную стойкость, честь и национальное достоинство человека. Патриотическое воспитание не про­тиворечит интернациональному, космополитическому — оно есть целена­правленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как человека Вселенной, в которой Земля, Россия — только микрочастица.

Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоциональ­но-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благода­рения, ценность добра. Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений «ребенок — предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок — взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познаватель­ную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе — его самооценка на ос­нове оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления, формирования Я-концепции. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отно­шений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается с воспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка.

Роль семьи как источника формирования человека не уменьшается в период школьного детства человека — она трансформируется в роль со­ветчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соот­ветственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщен­ность отношения человека к семье, его любви к близким.

Все рассмотренные выше позиции раскрывают и детализируют гуманис­тический характер образования в целом.

studfiles.net

4. Гуманизация образования как социально-педагогический принцип развития системы образования

Роль гуманизации в развитии системы образования. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того. что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу — способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель -ученик» — установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Но это еще не все.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Закономерности гуманизации образования. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, сформулируем закономерности гуманизации образования.

  1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое или мысленное общение).

Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, чтобы сделать их своими потребностями, «органами своей индивидуальности», человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания. 2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную — ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессионлчьное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Данная ориентация требует выдвижения таких целей образования, которые обеспечивали базисные качества, необязательно универсальные, но обязательно необходимые для развития личности в том или ином возрастном периоде.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре — стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно- исторических традиций народа, их единства с общечеловеческою культурой важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания. Он позволяет «обратить» педагогические задачи в «личностный смысл» деятельности личности.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Личностный подход требует включения в педагогический процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию учащихся к полной саморегуляции в обучении и появлению отношений партнерства между ними.

9. В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при котором человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации образования позволила выделить основные ее закономерности и систему взаимосвязанных с ними принципов. Теоретическое осмысление закономерностей и принципов гуманизации образования позволяет не только определить стратегическое направление образовательного процесса, но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических целей.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем выражается кризис современной педагогики?

  2. В чем заключается сущность акснологического подхода в изучении педагогических явлений?

  3. Сформулируйте аксиологические принципы.

  4. Чем различаются понятия «гуманизм» и «гуманность»?

  5. Что является ядром гуманистического мировоззрения?

  6. Назовите закономерности гуманизации образования.

Литература

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание/ Пер. с ан1л. — М., 1986. Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. — 1991. ~ №2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.-М., 1987.

Кан-КаликВ.А..НикандровН.Д. Педагогическое творчество.-М., 1990. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989.

Пахомов Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Вестник высшей школы. — 1990. — № 9.

Смирнов С. А. Методика организации творческой познавательной деятельности — основа гуманистической педагогической системы // Инновационная деятельность в образовании. » 1995. — № 2.

Философско-психологические проблемы развития образования. — М ‘981.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *