Как сделать синквейн по литературе 5 класс – планы и схемы, образцы как писать правильно
Мастер-класс «Синквейн на уроках литературы». 5 класс. (Текст к презентации)
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю всё это делать вместе с учениками.
На своих уроках я использую разные методики и приёмы, которые, безусловно, повышают эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое.
И сегодня я хочу предложить вашему вниманию один из интересных способов проверить знания обучающихся – составление синквейна, который понравился и мне, и моим ученикам. Что же это за технология? (Слайд)
Синквейн – это особое стихотворение из 5 строк, которое возникает в результате анализа и синтеза информации.
( Слайд)
СИНКВЕЙН
Первая строка понятие (1 существительное) или тема.
Вторая строка. описание (2 прилагательных или причастия)
Третья строка. действия (3 глагола).
Пятая строка. 1 слово – контекстуальный синоним, который обобщает или расширяет смысл темы.
(Комментирую слайд) :
-В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).
Во второй строке даётся описание предмета (2 прилагательных или причастия).
-В третьей, состоящей из 3-х глаголов, характеризуются действия предмета.
-В четвёртой приводится фраза обычно из 4-х значимых слов, выражающих отношение автора к предмету.
-А в пятой строке – контекстуальный синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
-Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
-Например: (слайд)
1.Ученик.(сущ)
2.Ищущий, любознательный (2 прилаг)
3.Читает, пишет, старается.(3 глагола)
4.Как интересно ему в школе!(фраза)
5.Будущее.(слово, расширяющее смысл темы)
— А теперь давайте попробуем составить синквейн вместе!
-Итак, ключевое слово – УЧИТЕЛЬ.
-Какой он? (Творческий, неугомонный).
-Что он делает? (Учит, воспитывает, ищет).
-Теперь составьте фразу! (Это не просто профессия, это призвание!)
-Подберите контекстуальный синоним, который обобщит тему! (Знания).
-Молодцы!
-А теперь мне понадобятся 2 группы по 3 человека. Прошу желающих занять места! (Сделать 2 таблички: 1 группа, 2 группа).
— Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма «Три богатыря и Шамаханская царица» и подумайте, кто является его главными героями.
(Фрагмент мультфильма)
-Итак, назовите, пожалуйста, главных героев мультфильма!
(Называют имена богатырей).
-Какие чувства вы испытали при виде богатырей?
(Они всегда на страже, смогут защитить землю русскую от врагов).
–Вы посмотрели фрагмент мультфильма, и в течение 3-х минут составьте синквейн.
Ключевые слова: богатырь,
1. Богатырь.
2. Сильный, смелый.
3. Сражается, охраняет, защищает.
4. Не перевелись на Руси богатыри!
5. Воин.
1.Родина.
2.Бескрайняя, великая.
3.Расцветает, зовет, вдохновляет.
4.Одна у человека мать, и Родина одна!
5.Мать.
РАБОТА с ЗАЛОМ.
-Пока творческие группы работают, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко!» Я буду говорить начало пословицы, а вы – продолжать.
Жить – Родине (служить).
Сам погибай, а товарища … (выручай).
Герой умирает, а слава его … (живет).
Любовь к Родине сильнее … (смерти).
Одна у человека мать, одна у него и … (Родина).
Кто за Родину горой, тот истинный … (герой).
Для Родины своей ни сил, ни жизни … (не жалей).
Нет в мире краше Родины … (нашей).
Человек без родины — что соловей … (без песни).
Родная земля и в горести … (мила).
Береги Родину как зеницу … (ока).
Всякому мила своя … (сторона) .
На чужой стороне родина милей… ( вдвойне).
Дома и стены … (помогают).
На чужой сторонушке рад своей …(воронушке).
Чужбина — калина, родина – … (малина).
-Я вижу, что группы готовы. Представьте, пожалуйста, ваши синквейны!
(Представление синквейнов)
-Замечательно! Вы можете использовать технологию составления синквейнов со своими учащимися при изучении любого предмета, на любом этапе урока. Желаю творческих удач!
— А закончить нашу встречу мне хочется словами из стихотворения Киплинга.
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неумолимый бег –
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой друг, ты будешь Человек!
infourok.ru
Синквейн на уроках русского языка и литературы (5 класс)
Синквейн
на уроках русского языка и литературы.
1. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»
(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
2. Параметры синквейна.
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.
3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
4. Синквейны на уроках литературы.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 40 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.
Вспоминаются слова А.С. Пушкина «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».
Синквейн – один из способов метапредметных технологий в преподавании. Написание синквейна можно использовать на любом уроке, освещая в нем всевозможные темы.
Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках литературы:
Дюймовочка.
Страдает, любит, благодарит.
Много странствует.
Маленькая, нежная, смелая.
Иван – царевич.
Добрый, умный, находчивый.
Ищет, воюет, добивается.
Персонаж русских сказок.
Герой.
Снежная королева.
Хозяйка Медной горы.
Идеальная, фантастическая, красивая.
Колдует, дурманит, не отпускает.
Образ уральского фольклора.
Каменное сердце.
Холодная, бесчувственная, жестокая.
Мчится, леденит, сверкает.
Владычица холода и льдов.
Загадка.
5. Синквейны, написанные учениками на уроках русского языка.
Ноябрь.
Красочный и дождливый.
Осыпал, раскрасил, наступил.
Вложил в душу каплю грусти.
Осень.
Зима.
Спокойная и грустная.
Ударила, побелила, наступила
Подарила детям Новый год.
Веселье и подарки.
Имя существительное.
Одушевленное или неодушевленное.
Обозначает, отвечает, является.
Называет предметы.
Часть речи.
infourok.ru
Учебно-методический материал (7 класс) на тему: Сборник синквейнов по русскому зыку и литературе (5-7 классы)
Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель — учащийся, учащийся — преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний. Для нас важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Разумно и уместно использовать наряду с традиционными формами инновационные технологии мотивации, чтобы учитель мог увлечь детей, и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, создающего условия для формирования положительной учебной мотивации. Одним из моих любимых приемов или технологий, является синквейн.
Синквейн». Этот прием помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать, заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:
первая строка – имя существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь;
вторая строка – два прилагательных или причастий, описывающих признаки предмета;
третья строка – три глагола, описывающие действия предмета;
четвертая строка – фраза из четырех слов,выражающая отношение к предмету;
пятая строка — слово-синоним к первому.
____
____ ____
____ ____ ____
____ ____ ____ ____
____
Синквейны на уроках
русского языка
Синквейн на тему «Вводные слова»
Вводныеслова
именные, глагольные
не выступают, выражают, дают
указывают на способ выражения мысли
слова
Синквейн на тему «Время» (глагола)
Время глагола
Меняющееся, непостоянное
Наступает, проходит, меняется
Изменяющее события по времени
Категория
Синквейн на тему «Глагол»
Глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?
Синквейн на тему «Диалог»
Диалог
Конструктивный, разговорный
Выражает, воспринимает, общается
Разговор двух лиц
Двойственность
Синквейн на тему «Дополнение»
Дополнение
прямое, косвенное
отвечает, употребляется, обозначает
объект, на который направлено действие
член предложения
Синквейн на тему «Деепричастие»
деепричастие
неизменяемое, самостоятельное
принадлежит, обозначает, примыкает
соединяет в себе признаки глагола и наречия
форма глагола
Синквейн на тему «Заимствованные слова»
Заимствованные слова
Иностранные, современные
Обогащают, помогают, расширяют
Взятые из других языков
Не славянские
Синквейн на тему « Исконно русские слова»
Исконно русские слова
Древние, аборигенные
Обозначают, хранят, выделяются
Древнеславянская лексика
Собственно русские
Синквейн на тему «Книга»
Книга
Интересная, фантастическая.
IРассказывает, развлекает, воспитывает.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Учебник
книга
бумажная, рукописная
IIнаносят, брошюруют, печатают
подборка листов бумаги, содержащих текст
произведение
Синквейн на тему «Лексика»
Лексика
Нормативная, богатая
Говорит, развивается, меняется
Лексика – раздел филологии
Слова
Синквейн на тему «Наречие»
Наречие
Приглагольное, изменяемое
Связывается, уточняет, обозначает
Изменяемая часть речи
Наглаголие(устар*.)
Синквейн на тему «Неологизмы»
Неологизмы
Новые, современные
Продуцируют, появляются, усовершенствуют
Слова, появляющиеся сейчас.
Прогрессивные
Синквейн на тему «Обстоятельство»
обстоятельство
второстепенный, зависящий
обозначает, отвечает, зависит
от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака
член предложения
Синквейн на тему «Предложение»
Предложение
Простое, сложное
Излагает, побуждает, спрашивает
Предложение – основная единица синтаксиса.
Высказывание.
Синквейн на тему «Префикс»
Префикс
Впередистоящий, короткий
Образовывает, меняет, увеличивает
Часть слова перед корнем.
Приставка.
Синквейн на тему « Корень»
Корень
Главный, смысловой
Определяется, не меняется, чередуется
Основная смысловая часть слова
Главная часть
Синквейн на тему « Суффикс»
Суффикс
Короткий, двойной,
Изменяет, дополняет, образовывает
Часть слова после корня
Домик
Синквейн на тему « Общение»
Общение
Вербальное, невербальное
Связывает, изъявляет, помогает
Межчеловеческая связь
Язык
Синквейн на тему «Окончание»
Окончание
Конечное, нулевое
Завершает, отсутствует, меняется
Часть слова, меняющая его род и число
Конец
Синквейн на тему « Основа слова»
Основа
Ограниченная, конкретная.
Подчеркивает, не меняется, определяет
Часть слова без окончания
Линия
Синквейн та тему «Простое предложение»
Простое предложение
Односоставное, двусоставное
Высказывает, сокращает, упрощает
Одна грамматическая основа
Синтаксическая конструкция.
Синквейн та тему «Сложное предложение»
Сложное предложение
Бессоюзное, союзное.
Составляет, усложняет, распространяет
Имеет 2 или более грамматических основ
Законченная мысль
Синквейн та тему «Сложносочиненное предложение»
Сложносочиненное предложение
Соединительное, противительное
Противопоставляет, разделяет, сопоставляет
Имеет несколько вариантов связи
Сюзное
Синквейн та тему «Сложноподчиненное предложение»
Сложноподчиненное предложение
Союзное, подчинительное
Подчиняет, добавляет зависимое, распространяет
Имеет главную и придаточную часть
Непростое.
Синквейн на тему «Причастие»
причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного
часть речи
Синквейн на тему «Прилагательное»
прилагательное
качественное, притяжательное
относится, согласуются, склоняется
признак предмета обозначается
часть речи
Синквейн на тему «Подчинительные союзы»
Подчинительные союзы.
Короткие, емкие.
Подчиняют, соединяют, связывают.
Части предложения между собой.
Речь.
Синквейн на тему «Русский язык»
Русский язык
I Живой, удивительный,
Учит, объясняет, творит.
Береги наш родной язык!
Познание.
Синквейн на тему «Русский язык»
Русский язык.
II Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
Россия.
Синквейн на тему «Существительное»
Существительное
Самостоятельное, предметное
Называет, уточняет, указывает
Главная часть речи, называющая предмет
Предмет.
Синквейн на тему «Текст»
текст
нудный научный
написан напечатан прочитан
письменное сообщение из ряда высказываний
связь
Синквейн на тему «Устаревшие слова»
Устаревшие слова
Давние, неиспользуемые
Не употребляются, забываются, не применяются
Слова, вышедшие из ежедневной лексики.
Архаизмы.
Синквейн на тему « Фразеологизм»
фразеологизм
устойчивый, неделимый
выражает, соотносится, употребляется
выполняет функцию отдельной лексемы
целостное словосочетание
Синквейны на уроках
литературы
Синквейн на тему «Античность»
античность
классическая, поздняя
зародилась, разрушили, угасла
цивилизация древней Греции и древнего Рима
древность
Синквейн на тему Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Андрий
Красивый и слабый,
Храбрится, влюбляется, предаёт.
Нельзя уважать таких людей.
Предатель.
Синквейн на тему «Баллада»
Баллада
историческая, мифическая
представлено, заимствуется, сочиняется
рассказ, изложенный в поэтической форме
лироэпическое произведение
Синквейн на тему «Басня»
Басня
Мудрая, стихотворная
Поучает, наставляет, затрагивает
Поучительное стихотворное произведение
Мораль
Синквейн на тему «Библия»
Библия
Первозданная, всемирная
Объясняет, поучает, знакомит
Обращение Бога к людям
Книга книг
Синквейн на тему «Богатство»
Богатство
материальное, нематериальное
получать, выиграть, заработать
богатство – вода, пришла и ушла
изобилие
Синквейн на тему «Богатырь»
Богатырь
Смелый, отважный.
Сражается, охраняет, защищает.
Не перевелись на Руси богатыри!
Воин.
Синквейн на тему «Былина»
Былина
Древнерусская, историческая
Повествует, описывает, учит
Рассказ по реальным событиям
Быль
Синквейн на тему «Война»
война
отечественная, мировая
взрывают, расстреливают, сдаются
война – величайшее горе человечества
разрушения
Синквейн на тему «Восточные славяне»
восточные славяне
русские, украинцы
охотились, выращивали, рыбачили
население средневекового государства киевская Русь
древнерусская народность
Синквейн на тему «Время»
время
календарное, относительное
измеряется, изменяется, движется
из прошлого, через настоящее в будущее
необратимое течение
Синквейн на тему «Дворянство»
дворянство
жалованное, родовое
защищало, получало, владело
привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе
аристократия
Синквейн на тему «Добро»
Добро
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
Синквейн на тему «Дружба»(I)
дружба
взаимная открытая
доверять терпеть помогать
бескорыстные личные взаимоотношения между людьми
взаимопонимание
Синквейн на тему «Дружба» (II)
дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения
Синквейн на тему «Дружба» (III)
дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения
Синквейн на тему «Духовность»
духовность
религиозный, внутренний
воспитывается, определяется, открывается
то, что противоречит материальности, телесности
преобладание духовного
Синквейн на тему «Душа»
душа
чистая ранимая
болит радуется плачет
то, что находится в сердце
сущность
Синквейн на тему «Жизнь»
Жизнь
Публичная, частная.
Любить, верить, надеяться.
Кто-то ее не ценит.
Эпоха.
Синквейн на тему «Зима»
зима
снежная холодная
заморозила запорошила охладила
спячка наступила
время года
Синквейн на тему «Зло»
зло
страшное подлое
одолевает разрушает убивает
понятие противоположное понятию добра
отсутствие любви
Синквейн на тему «Золото»
золото
мягкий, тяжёлый
добывают, промывают, извлекают
благородный металл жёлтого цвета
Au
Синквейн на тему «Илья Муромец»
Илья Муромец
известный загадочный
воплощал служил освободил
герой древнерусского былинного эпоса
богатырь
Синквейн на тему «Казак»
казак
военный конный
защищал гулял искал
свободный, ни от кого не зависящий человек
гайдамак
Синквейн на тему « Каникулы»
каникулы
летние, зимние
отдыхать, гулять, бездельничать
период, свободный от учёбы или основной деятельности
перерыв
Синквейн на тему «Комедия»
комедия
веселая, озорная
подражать, высмеивать, обличать
характеризуется юмористическим или сатирическим подходом
художественное произведение
Синквейн на тему «Конфликт»
конфликт
несовместимый, межличностный
бороться, сталкиваться, наносить
противоборство двух или нескольких людей
столкновение
Синквейн на тему « Короленко В.Г. «В дурном обществе». Валек»
Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек
ответственный грустный
воровал оберегал заботился
был настоящим братом для Маруси
нищий
Синквейн на тему «Короленко В.Г. «В дурном обществе» .Вася»
Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася
смелый добрый
подружился сопереживал сочувствовал
нищим друзьям из сырого подземелья
главный герой
Синквейн на тему «Короленко В.Г. «В дурном обществе». Дети» подземелья
Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья
грустная невеселая
раскрыто написано рассказано
повесть о нелегкой жизни нищих
В дурном обществе
Синквейн на тему «Короленко В.Г. «В дурном обществе» .Маруся»
Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся
бледная нежная
голодала заболела умерла
не имела крова, еды, матери
четырехлетняя девочка
Синквейн на тему «Литература»
Литература
Русская, зарубежная,
Воспитывает, увлекает, объясняет,
Ведёт в мир прекрасного.
Мудрость.
Синквейн на тему «Лермонтов Михаил Юрьевич»
Лермонтов Михаил Юрьевич
гениальный насмешливый
сочинял творил изображал
в нем каждый видел то, что ему позволялось видеть
русский поэт
Синквейн на тему «Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
зеленые, роскошные
ждали, роптали, убили
тела их потом, изрублены были
пусто кругом
Синквейн на тему «Лирический герой»
лирический герой
художественный жизненный
выступает наделяется изображает
образ поэта в лирике
автобиографический герой
Синквейн на тему «Литература»
Литература
Художественная, научная.
Описывает, хранит, обучает.
Совокупность любых письменных текстов.
Знания.
Синквейн на тему «Личность»
Личность
Важная, особая.
Проявляется, отражает, приобретается.
Личность ни духовна, ни телесная, но духовно-телесная.
Человек.
Синквейн на тему «Любовь»
любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство
Синквейн на тему «Мама»
мама
добрая, милая
любит, заботится, воспитывает
самый драгоценный человек
родитель
Синквейн на тему «Милосердие»
милосердие
незаметно, безымянно
творить, любить, простить,
начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней
добродетель
Синквейн на тему «Миф»
Миф
интересный,поучительный
учит,развивает,удивляет,
раскрывает историю.
легенда.
Синквейн на тему « 9 мая»
9 мая
радостный, счастливый
побеждать, праздновать, вспоминать
Победу в Великой Отечественной войне
праздник
Синквейн на тему «Мужественность»
мужественность
целеустремленный уверенный
проявляет защищает воспитывает
совокупность черт характера, ожидаемых от мужчины
антипод женственности
Синквейн на тему « Мцыри»
Мцыри
романтический, трагический
сконцентрировал, не променял, пронес
могучую страсть к свободе, к борьбе
одинокий человек
Синквейн на тему «Нравственность»
Нравственность
этичный моральный
различать поступать действовать
согласно своей совести и свободной воле
внутренняя установка
Синквейн на тему «Образование»
Образование
среднее высшее
формировать познавать изучать
целенаправленная познавательная деятельность людей
процесс
Синквейн на тему «Общение»
Общение
коммуникативное перцептивное
побуждает, планирует, устанавливает
коммуникационное взаимодействие людей
обмен
Синквейн на тему «Одиночество»
одиночество
добровольное болезненное
уединиться, изолироваться, переживать
состояние человека, связанное с отсутствием близких
социально-психологическое явление
Синквейн на тему «Осень»
Осень
златолистая, колосистая
опадает созревает поливает
приносящая дары
время года
Синквейн на тему «Остап(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)»
Остап
Мужественный, цельный,
Сражается, мучается, погибает,
Достойный сын своего отца.
Патриот.
Синквейн на тему «Память»
Память.
Светлая, радостная.
Помогает, присутствует, живет.
Хорошего человека не забыть.
Радость.
Синквейн на тему « Печаль»
печаль
угнетающая, пугающая
давит, ранит, зудит
отрицательные эмоции вызывает она
грусть
Синквейн на тему « Писатель»
писатель
современный, любимый
пишет, сочиняет, придумывает
человек, занимающийся созданием словесных текстовых произведений
писец
Синкейн на тему «Поэзия»
поэзия
лиричная, мелодичная
родить, создать, забыть
за душу берущая, некому не нужная
сотворение
Синквейн на тему «Правда»
правда
субъективна, относительная
получить, отразить, обличить
полная и достоверная информация
действительность
Синквейн на тему «Прометей»
Прометей
мыслящий, предвидящий
вылепил, изменил, похител
защитник людей от произвола богов
огонь
Синквейн на тему «Пушкин Александр Сергеевич»
Пушкин Александр Сергеевич
величайший русский
творил, писал, восхищал
еще при жизни стали именовать гением
поэт
Синквейн на тему «Рассказ»
рассказ
небольшой, повествовательный
сочиняют, пишут, читают
малая форма эпической прозы
произведение
Синквейн на тему «Родители»
родители
заботливые, ласковые
воспитывают, учат, помогают
родили меня на свет
кровинушка
Синквейн на тему «Романтизм в литературе»
романтизм в литературе
свободный, фантастический
противопоставлял, отрицал, следовал
направлению противоположному классицизму
направление в 19 в.
Синквейн на тему «Свобода»
свобода
неосознанная, непредсказуемая
налагает, вменяет, ограничивает
проявление случайности, направляемой намерением воли
выбор
Синквейн на тему « Семья»(I)
Семья
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа дисциплины.
Ребенок.
Синквейн на тему «Семья» (II)
семья
драгоценная родная
живет здравствует процветает
там где тебя понимают
ячейка общества
Синквейн на тему «Сказка»
Сказка
Литературная, народная
Рассказывает, учит, объясняет
Жанр устного народного творчества
Волшебство
Синквейн на тему «Смысл человеческой жизни»
смысл человеческой жизни
духовный философский
представлять размышлять определять
конечную цель существования человека
у каждого свой
Синквейн на тему « Совесть»
совесть
нравственная, человеческая
осуществляет, требует, контролирует
закон, живущий в нас
моральное сознание
Синквейн на тему «Спасибо»
спасибо
сердечное, душевное
желаем, выражаем, говорим
вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
Спаси Бог!
Синквейн на тему «Cтрах»
страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас
Синквейн на тему «Судьба»
судьба
роковая предначертанная
направляет предопределяет управляет
цепь событий влияющих на бытие
фатум
Синквейн на тему «Счастье»
счастье
разное, женское
видеть, чувствовать, принимать
осознание позитивности контекста собственного существования.
эмоция
Синквейн на тему « Cтрах»
страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас
Синквейн на тему «Тарас Бульба(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)»
Тарас Бульба
Великий, могучий,
Борется, преодолевает, страдает.
Им гордится всё Запорожье.
Герой
Синквейн на тему « Толерантность»
толерантность
понимающий, доверяющий
терпеть, принимать, уважать
готовность быть терпимым
принятие
Синквейн на тему «Толстый»
толстый
жирный упитанный
кушает, объедается, поправляется
человек, склонный к ожирению
субъект
Синквейн на тему «Том Сойер»
Том Сойер
Энергичный, остроумный.
Воспитывался, наказывался, влюблялся.
Персонаж романов Марка Твена.
Приключения.
Синквейн на тему «Трус»
Трус
Слабый, нервный.
Убегать, бояться, прятаться.
Не может противостоять силе.
Страх.
Синквейн на тему «Улыбка»
Улыбка
Беззаботная, счастливая.
Дарить, узнавать, радоваться.
Мысли о хорошем событии.
Радость.
Синквейн на тему «Улыбка»
улыбка
приветливая, обольстительная
задействует, растягивает, сокращает
выражает удовольствие, доброжелательность либо иронию, насмешку
движения мышц лица
Синквейн на тему Фамилия
фамилия
распространенная, двойная
наследуется, принимается, меняется
принадлежность человека к одному роду
семья
Синквейн на тему «Человек» (I)
человек
разумный, чувствующий
владеет, развивается, побеждает
единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность
высшее существо
Синквейн на тему «Человек» (III)
Человек.
Красивый, стройный.
Разговаривает, мыслит, рассуждает.
Владеет силой менять мир.
Венец природы.
Синквейн на тему «Чехов Антон Павлович»
Чехов Антон Павлович
великий русский
сочинял, создавал, лечил
оказал огромное влияние на литературу и театр 20 в.
прозаик, драматург, писатель, врач
Синквейн на тему «Чтение»
чтение
художественное, изучающее
пользуемся, исполняем, произносим
процесс, основанный на понимании смысла письменной речи
речевая деятельность
Синквейн на тему «Школа»
Школа
Высшая, частная.
Проводят, оценивают, учат.
Школа — это поле битвы за собственную душу.
Учитель.
отражают субъективное отношение к ситуациям
волнение
Источники:
- http://aplik.ru/studentu/2-kurs/motivatciia-k-obucheniiu-na-urokakh-russkogo-iazyka/
- http://festival.1september.ru/articles/103873/
- http://www.myshared.ru/slide/610163/
- http://yandex.ua/yandsearch?rdrnd=894130&text=мотивация%20на%20уроках%20русского%20языка&clid=9582&lr=141&redircnt=1423511173.1
- Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.
- Макарова Т.И. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка.http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc
- Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.
- Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/
9. Как сделать урок русского языка интересным? http://www.neuch.ru/referat/5071.html
Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы
Автор и составитель:МБОУ СОШ № 6
Шкирта Надежда Васильевна
г. Югорск-2015
Шкирта Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Югорск, ХМАО-Югра
Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы
(для 5-7 классов)
nsportal.ru
Статья на тему: Синквейн на уроках литературы и русского языка
Синквейн на уроках литературы и русского языка
Подготовила: учитель МБОУ «Вешенская СОШ» Зимовнова Л.И.
1. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.
Синквейн можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.
Синквейн — это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»( в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
2. Правила написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.
3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
3. Цели проведения синквейна на уроке.
При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?
- Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
2.Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
3. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).
4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
5. Получается у всех.
4. Синквейны на уроках литературы.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.
Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».
Примеры синквейнов, написанные учениками:
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Тарас Бульба,
Великий, могучий,
Борется, преодолевает, страдает.
Им гордится всё Запорожье.
Патриот!
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Маленький принц,
Искренний, ищущий,
Верит, любит, думает.
Идеал чистой души!
Настоящий друг.
В. Распутин «Уроки французского».
Учительница,
Настоящая, добрая,
Учит, воспитывает, любит.
Дала лучший в мире урок.
Добродетель.
В. Богомолов «Иван».
Иван.
Настоящий, смелый.
Переплывает, мстит, разведывает.
Мальчик-патриот.
Разведчик.
Использование технологии синквейна помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления»)
5. Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках русского языка.
Вешенская.
Известная и знаменитая.
Живет, здравствует, процветает.
Шолоховский казачий край.
Малая родина.
Осень.
Красивая и грустная.
Раскрасила, позолотила, раздарила.
Вернула людям надежду.
Наслаждение.
Глагол.
Действующий, подвижный.
Ходит, смеется, развивается.
Я люблю действовать, то есть глагол.
Опора.
6. Подведение итогов.
Важно делать упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех.
nsportal.ru
Использование синквейна на уроках литературы
Разделы: Литература
Главной задачей школьного литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. Нельзя не согласиться с мнением академика В.В.Прозорова, что литература должна развивать и совершенствовать такие жизненно необходимые функции мозга, как его творческие комбинаторные готовности, способность к фантазии, к богатому и сложному ассоциативному мышлению.
ЕГЭ по литературе – один из самых спорных вопросов при переходе ЕГЭ в штатный режим, но это реалия сегодняшнего дня. При всех недостатках этой формы аттестации по литературе, при всей неоднозначности нашего к ней отношения задача учителя – не обсуждать это с учениками, не нагнетать обстановку, а готовить их к ЕГЭ, убеждая в том, что сдать ЕГЭ по литературе возможно.
Психологический настрой – это половина успеха на экзамене, большая часть которого – творческие задания различного объема. Как помочь выпускнику преодолеть страх, который мешает выразить мысли любому, даже самому талантливому ученику?
Уроки-диспуты, защита проектов, уроки-конференции помогают научить ребят не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой. Главное здесь - самостоятельность усилий учащихся, стремление выразить свое собственное мнение, а не искать подтверждения чужим мыслям.
Особое внимание хотелось бы уделить такой форме работы, как составление синквейна.
Безусловно, грамотные учителя знакомы с синквейном и используют его в своей работе.
Однако очень часто синквейн используется только в среднем звене как некая полуигровая форма работы по развитию речи. Даже в методической литературе дидактический синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Вместе с тем синквейн может помочь обучающимся 11 класса и подготовиться к ЕГЭ по литературе, и успешно сдать его. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Он требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
В связи с этим в своей педагогической деятельности я использую систему работы с синквейном на уроках литературы с 5 по 11 класс.
Уже в пятом классе я знакомлю учеников с литературным синквейном, его структурой.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово — существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Пятиклассники с удовольствием пробуют писать стихи в форме синквейна, выкладывают на магнитной доске схему из отдельных фрагментов, заполняют готовый шаблон предложенными словами.
В 6–7 классах ученики могут работать с неполным синквейном для определения отсутствующей части. Например, задание “Угадай героя”: дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе данных других строк ее восстановить, то есть определить, о каком герое идет речь. Постепенно количество логических опор сокращается. Ученики учатся составлять индивидуальные и групповые синквейны по первой строке, сравнивать их и корректировать с целью совершенствования, составлять короткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).
Форма синквейна вариативна, что способствует разноплановому составлению заданий.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в литературном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
В 9–10 классах составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, а его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом – словом – сочинением, дает возможность сконцентрировать внимание на самом важном. Эффективно использование синквейнов на уроках литературы и для подведения промежуточных итогов по пройденному произведению.
Использование синквейна при подготовке к ЕГЭ по литературе
В 11 классе синквейн позволяет эффективно подготовиться к выполнению заданий КИМ ЕГЭ.
Так, при обобщении материала по теме “Мысль семейная в русской литературе” класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свое задание на основе составления синквейна.
1) Составление синквейна с целью актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала
Например, синквейн по комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” позволяет вспомнить самые существенные детали, образы, фразы, по-новому взглянуть на изученное ранее произведение, подготовить учащихся к целостному анализу нравственн
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Методическая разработка по теме: Мастер-класс.Учимся писать синквейн.
МАСТЕР — КЛАСС
Синквейн-
форма свободного творчества
Шаяхметова Лейсан Рафкатовна
учитель начальных классов
МБОУ «Габишевская СОШ»
I.Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.
Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.
Наблюдения последних лет показали, что дети 6,5-7 лет, поступающие в 1 класс, часто имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение значения слов.
Частично эти проблемы можно решить, применяя уже в 1 классе одну из очень эффективных форм – работу над созданием синквейнов.
Начинать работу можно, как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения.В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Слайд 1
2. При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:
— изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,
— значительно активизируется словарный запас ребёнка,
— совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
3.
Синквейн можно применить на любом уроке, во время изучения многих тем.В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. Слайд 3-4
Синквейн пишется по определенным правилам.
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.(афоризмы, пословица)
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.
II Результат из опыта. Как я применяю «Синквейн « на практике!!!
Когда я начала работать в начальном звене, я столкнулась с проблемой , у детей бедный словарный запас. Дети не умеют пересказывать, правильно высказывать свое мнение. Особенно таким детям помогает технология синквейн..
Моя методическая тема –это развитие письменной речи, культуры речи , правильного произношения. Данная технология помогает мне реализовать мою методическую тему. Исходя из своей небольшой практики, я могу сказать, что
Применение этого метода
1.Активизируется и развивается мыслительная деятельность
2. Подготавливает к краткому пересказу
3Позволяет почувствовать себя хоть немного творцом.
5Учатся определять грамматическую основу предложения.
После изучения нового материала, как рефлексию можно использовать синквейн . Например предмет «Окружающий мир» тема «Грибы», с учениками составляю по данной теме синквейн:
Лексическая тема «Вода». Слайд 6
- 1.Вода
- 2.Прозрачная, бесцветная,
- 3.Растворяет, течёт, наполняет
- 4.Вода – большая часть окружающего мира!
- 5.Жизнь!
Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные моими учениками. Урок изо Иллюстрация, картинки показываю «Осенний пейзаж», и теперь ребята все наши впечатления , эмоции соберем в одну корзиночку и составим синквейн
Осень
Весёлая, разноцветная.
Радует, восхищает, танцует.
Красивое и яркое время года.
Время года!
Тимур 2 «б» класс
III А сейчас мы с вами будем учится коллективно составлять синквейн ,который можно использовать на уроках литературного чтения, когда знакомимся с биографией А.С.Пушкина. (Раздаю памятки синквейна)
Образец
(На доске пишу)
Дорогие коллеги , кто активно работал?
Давайте вспомним 1 строчка-Это….
-Давайте пробовать вместе.
-А сейчас посмотрим, что у меня получилось!!! Слайд8
3)Будем работать парами. Каждой паре я предлагаю составить синквейн на урок русского языка (выполняется задание и затем прочитывают) образец даю.
4)А теперь составьте синквейн на свою тему. (выполняется задание и затем прочитывают) ОДИН НА ДОСКЕ НАПИШЕТ, ДРУГОЙ ВСЛУХ ПРОЧИТАЕТ.
5. На каком этапе вы бы использовали и зачем.?
Рефлексия слайд.
5. Подведение итогов мастер-класса.
Итак, давайте подведём итоги мастер класса:
— Что нового Вы узнали?
— Чему научились?
— Было ли Вам интересно?
Закончить мастер-класс позвольте синквейном по поводу сегодняшнего конкурса:
Мастер-класс
Волнующий, интересный,
Учит, вдохновляет, показывает,
Мысли будоражит, уверенность пробуждает.
ОБУЧЕНИЕ
Спасибо за внимание.
nsportal.ru