cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Изо 5 класс полотенце – «Образы и мотивы в русской народной вышивке. Полотенце. Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Конспект урока по ИЗО 5 класс «русская народная вышивка»

Конспект урока

изобразительного искусства

5 класс

Тема:

Русская народная вышивка.

Полотенце

Цель:

  • познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе русских народных рушников;

  • познакомить учащихся с экспонатами рушников школьного музея;

  • способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;

  • повторить древние знаки и символы искусства, их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира;

Регулятивные УУД:

развивать умения в определении последовательности учебных действий и составлении плана;

Коммуникативные:

  • участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,

  • строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;

Познавательные:

  • развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,

  • формулировать проблему,

  • самостоятельно создавать эскиз русского народного рушника,

  • анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

Личностные:

Формы работы: Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма

Тип урока: Урок-проект

Оборудование

: методические таблицы по выполнению эскизов вышивки; схема вышивки; графические живописные материалы; словарик; раздаточный материал для групповой работы

Зрительный ряд: экспонаты школьного музея;

Литературный ряд: стихи, фольклор

Музыкальный ряд: музыка, фольклорная песня.

эта

па

Этап урока

Деятельность

УУД

Время

учителя

учащихся

1

Организационный

Приветствие учащихся.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

1 мин

Мотивация учебной деятельности

Звучит мелодия русской народной песни

2

Актуализация знаний

Учитель демонстрирует созданные учащимися на предыдущих уроках рисунки,демонстрирующие внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.

Беседа.

— Зачем люди украшали свои жилища?

— Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что декор служит только украшением?

— Чем на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия, одежду?

Сформулируйте тему нашего урока.

Вторую часть темы вы назовёте, послушав отрывок из народной песни:

«И в дорогу далекуты меняна зори провожала,

И рушниквышиваный на счастье, на долю дала».

— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Определение целей урока

Рассматривают рисунки, поделки.

Участвуют в беседе и целеполагании.

— Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.

— Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега.

— Вышивкой.

«Русская народная вышивка».

Цели (определение целей):

1.Выяснитьназначение полотенец.

2.Узнать, какими узорами украшались полотенца.

3.Применитьполученные знания на практике.

«Вышиваный рушник», или, другими словами, речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой.

ПознавательныеОбщеучебныеумение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические:анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

3 мин

3

Первичное усвоение знаний

Давайте обратимся к словарю сегодняшней темы урока.

— Прочитайте слова:

Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.

— Что объединяет эти слова?

— В некоторых областях РФ полотенца до сих пор называют «рушниками». Рушник – это изделие с глубоким символическим смыслом. … Рушник хранит в себе невидимые связи, которые соединяют людей с их родом.

-известные художники очень часто изображали на своих полотнах предметы и образы народного искусства.

— В нашем школьном музее хранятся рушники, вышитые жительницами нашего села..

Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец?

Участвуют в словарной работе.

Все это полотенца, или рушники!

Сообщение уч-ся.

— Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти. Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье

.

«Посещают» мини-выставку, рассматривают экспонаты.

Отмечают повторяющийся узор, преобладание красного цвета.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

общеучебные:знаково-символические – моделирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

8 мин

4

Первичная проверка понимания

— Узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, называется орнаментом.

Виды орнамента.

— Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов.

Символичен был цвет:

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный – символ плодородия, земли..

Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках.

Знакомятся с основными понятиями: орнамент, символика.

Выполняют разминку – «Расшифруйте символы»

(работают по таблице)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства;создавать и преобразовывать модели.

9

мин

5

Практическое закрепление

Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания. Работать будем парно. Определим план работы по выполнению творческого проекта «Украшение полотенца вышивкой». Каждая группа получает задание «выполни орнамент вышивки для полотенца, используя знаки». «Выполни кружево из белой бумаги».

Вопрос. Почему работу лучше выполнять парно?

Уч-ся делают правильный вывод.

Выполняют практическое задание.

При необходимости обращаются к учителю за помощью.

Составляют план работы под руководством учителя.

1 Выполнение орнамента вышивки символами.

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка работы.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические:построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

20 мин

6

Контроль усвоения

Проект«Украшение полотенца вышивкой»выполнен! Ваш рушник займёт достойное место в мини-выставке кабинета.

— Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

— Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?

— Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали?

Защита проекта.

Самооценка деятельности.

Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Познавательные:

общенаучные:умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

2 мин

7

Рефлексия

Сегодня у нас получилась интересная работа! Давайте, ребята, выйдем к доске, возьмем в руки наш рушник и прочитаем стих!

Спасибо, до новых встреч!

Однажды, много лет назад

В моей семье большой возник

Нет, не музейный экспонат.

А бытовой предмет- ручник.

Не год, не два, а сотню лет

Ручник с любовью берегли.

Зачем? А вот для всех ответ:

Семей традиции важны!

Ведь рукотейник был всегда

Предметом нужным для людей:

И украшением стола,

И полотенцем каждый день.

У домотканого холста

Красив орнаментов узор.

Тут виноградная лоза.

Цветы и птицы, летний бор!

Рисунок детскою рукой

Был вышит. Сколько в нем тепла!

Не потому ль, что он родной,

И что прабабушка моя

Его смогла сберечь для нас.

Что «С добрым утром» назвала

Сюжет красивый. И сейчас:

Предмет старинный принесла,

Любуюсь вышивкою я.

И всем хочу сказать слова:

Есть ценности на все века:

Традиции, Ручник, Семья.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2 мин

Приложение к уроку

Словарь урока

Причтен

Утиральник

Занавес

Обыденник

Утренник

Рукотёр

Набожник

Крючковое

Зеркальное

Стеновое

Таблица «Солярные знаки»

Репродукции картин

Тропинин В.А.

Франц Ксавер Зимм

Маршрутный лист

1 Выполнение орнамента

вышивки символами.

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка

работы.

infourok.ru

Презентация к уроку ИЗО «Русская народная вышивка» 5 класс

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку ИЗО «Русская народная вышивка» 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Русская народная вышивка 5 класс по пограмме Б.М.Неменского

2 слайд Описание слайда:

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц — рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

3 слайд Описание слайда:

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое. Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

4 слайд Описание слайда:

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

5 слайд Описание слайда:

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

6 слайд Описание слайда:

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

7 слайд Описание слайда:

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток. В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

8 слайд Описание слайда:

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

9 слайд Описание слайда:

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

10 слайд Описание слайда:

Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин .На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

11 слайд Описание слайда:

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица — это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

12 слайд Описание слайда:

Сюжет «Мать Мира с птицами в поднятых руках» встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и «красном петухе».

13 слайд Описание слайда:

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия — Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Сюжет «Птицы около Древа Жизни» можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

14 слайд Описание слайда:

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

15 слайд Описание слайда:

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки — белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом…

16 слайд Описание слайда:

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

17 слайд Описание слайда:

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей. “Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

18 слайд Описание слайда:

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. “Круг” состоит из цветка — “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца — “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

19 слайд Описание слайда:

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

20 слайд Описание слайда:

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

21 слайд Описание слайда:

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

22 слайд Описание слайда:

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм…”

23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:

Вышивка — это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.

25 слайд Описание слайда:

Задания: Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив. Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.

26 слайд Описание слайда:

Презентация выполнена учителем ИЗО МБОУ “Лицей им. С.Н.Булгакова” г. Ливны, Тарасовой Ниной Алексеевной Учебник «Изобразительное искусство» «Декоративно-прикладное искусства в жизни человека» Н.А. Горяева О.В.Островская, под редакцией Б.М.Неменского Москва «Просвещение» 2015г. Использованы материалы учебника и интернет-ресурсы.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

infourok.ru

Презентация по ИЗО на тему «Русская народная вышивка» 5 класс

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО на тему «Русская народная вышивка» 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

УЗОРЫ ВЫШИВКИ НА ПОЛОТЕНЦЕ В ТРАДИЦИЯХ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ Выполнила Учитель МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс Верхнекамского района Синюкович Т.В.

2 слайд Описание слайда:

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти – столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом.

3 слайд Описание слайда:

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского мастерства.

4 слайд Описание слайда:

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

5 слайд Описание слайда:

Как нарядно узорочье севернорусских вышитых полотенец!

6 слайд Описание слайда:

Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки.

7 слайд Описание слайда:

Сюжет вышивки связан с темой «Встреча весны». Об этом говорят изображения птиц, воды (в виде плетенки), растительных элементов, а также солнечных символов.

8 слайд Описание слайда:

Взгляни, какие дивные сказочные птицы живут в узорочьях крестьянской вышивки – здесь и птица — пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин.

9 слайд Описание слайда:

На свадебных полотенцах можно увидеть двух птиц – пав, изображенных по сторонам куста – дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Главный мотив вышивки дополняют маленькие птички с растительными элементами.

10 слайд Описание слайда:

Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на своих природных собратьев.

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

А известно ли тебе, когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, полотенцах? С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней оставалось еще время до начала полевых работ. Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. Не потому ли на серебристо – белом полотне рдеет как заря вышитый узор.

13 слайд Описание слайда:

Белый цвет связывался в народны представлениях со светом, чистотой. С понятием о благе. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

14 слайд Описание слайда:

Выполни эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки в технике аппликации.

15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-092582

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Вышивка»

ВЫШИВКА

Цели и задачи

Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой и символикой в орнаментации полотенец.

Воспитывать эстетический и художественный вкус, любовь к национальному искусству.

Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Формировать графические умения и навыки в декоративной композиции при построении симметричного узора.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний.

Обратите внимание на то, как живописен русский национальный костюм. Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. 

— Что такое вышивка?

— Как получается изображение?

— Что можно еще украсить вышивкой помимо одежды?

3. Введение нового материала

Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия. Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. 
Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась. 

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую. На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов. 
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром — от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное. 
На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным. 
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.
Такой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

 
Все полотенца имели вышитый узор, в которых воплощались древние народные символы и обряды. 

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года). 

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. 

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. 
Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок. 

Птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. 
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на полотенцах. 

Основными цветами в вышивках были красный и белый. 
Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты. 
Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый.

В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Для узоров вышивки полотенец характерна симметрия.
Работа по учебнику с. 162

4. Практическая работа.

На листочке в клеточку составить симметричный узор для вышивки крестиком, используя древние символы для орнаментации.

5. Итог урока

infourok.ru

Презентация к уроку Изо5 класс «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку Изо5 класс «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

5 класс I четверть Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце * ФИО автора: Шнякина Наталья Алексеевна; должность: учитель изобразительного искусства; место работы (название учреждения): Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Оренбурга; МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга

2 слайд Описание слайда:

Тема урока: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце. Цель урока: на материале русской народной вышивки выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы. Задачи урока: — познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем; — воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре; — развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус. — способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы — создать условия для освоения языка декоративно-прикладного искусства на материале русской народной вышивки  вид деятельности — аппликация Тип урока – комбинированный. Оборудование и материалы: 1.Компьютер, мультимедийный проектор. 2.Презентация «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». 3.Таблицы по ДПИ с изображением вышитых полотенец. 4.В.М.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». 5.Учебник, цветная (красная) бумага, бумага из тетради в клетку, ножницы, клей, простой карандаш, ластик. 6. Раздаточный материал – Схемы мотивов русской народной вышивки Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки Литературный ряд: эпиграф «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин, Б.Дубровин «Орнамент». Музыкальный ряд: русские народные напевы.

3 слайд Описание слайда:

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Образованный человек должен знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой является. Культура – это память. Память и опыт предшествующих поколений передаётся через предметы быта, в которых отражено отношение к труду, явлениям природы и к жизни в целом. Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству.

4 слайд Описание слайда:

Повторение пройденного материала. -С какими предметами быта вы уже познакомились? -Как украшались эти предметы? -Какие древние образы вы знаете, что они символизировали, и на каких предметах быта их можно было увидеть? -Зачем человек старался окружить себя этими древними образами?

5 слайд Описание слайда:

Назовите предметы народного быта *

6 слайд Описание слайда:

«На вид орнамент неприметен, Но он столетия живет. Не зря его на белом свете Народ издревле бережёт. Быть может, нитками зигзаги В узоры вышиты не зря, И мы с тобою видим знаки Славянского календаря». Б.Дубровин.

7 слайд Описание слайда:

Назовите древнее русское занятие людей * Вышивка Назовите пословицу соответствующую этой картинке Поспешишь – людей насмешишь

8 слайд Описание слайда:

Предметы быта в русской избе *

9 слайд Описание слайда:

Максимов Василий Максимович «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» 1875 Холст, масло 116 х 188 *

10 слайд Описание слайда:

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов * СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ ЗНАКИ ВОДЫ ЗНАКИ ЗЕМЛИ МАТЬ-ЗЕМЛЯ ДРЕВО ЖИЗНИ ПТИЦЫ КОНИ

11 слайд Описание слайда:

ПТИЦЫ ЗНАКИ ЗЕМЛИ ПТИЦЫ ЗНАКИ ВОДЫ ЗНАКИ ЗЕМЛИ ДРЕВО ЖИЗНИ Какие древние символы изображены на фрагментах полотенец? *

12 слайд Описание слайда:

ЗНАКИ ЗЕМЛИ МАТЬ-ЗЕМЛЯ ПТИЦЫ КОНИ *

13 слайд Описание слайда:

Особенности русской народной вышивки: * Природный характер Вариативность образов Условность и символичность Силуэтный узор (линия-шов) Преобладание красного цвета

14 слайд Описание слайда:

СПОСОБЫ ВЫШИВКИ Вышивка крестиком * Вышивка гладью

15 слайд Описание слайда:

В каких домашних вещах встречалась вышивка? *

16 слайд Описание слайда:

Виды полотенец обыденные нарядные ритуальные *

17 слайд Описание слайда:

Элементы полотенца * КРУЖЕВО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УЗОР ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ

18 слайд Описание слайда:

*

19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:

Вариации Древа жизни в крестьянской вышивке

21 слайд Описание слайда:

Орнитоморфные изобразительные мотивы в крестьянской вышивке Птицы символизировали свет, тепло, весну, счастье.

22 слайд Описание слайда:

Изображение коней и всадников в крестьянской вышивке

23 слайд Описание слайда:

Антропоморфные мотивы в крестьянской вышивке: женская фигура (Макошь) с двумя всадниками. «Макошь» — мать хорошего урожая. Эта фигура выражала представление древних людей о земле. Женская фигура связана с символом плодородия.

24 слайд Описание слайда:

Изобразите композицию из различных элементов древнерусской символики чудо- птицы, древо жизни, чудо – коня. Материалы: простой карандаш (М=В), бумага в клетку.

25 слайд Описание слайда:

Пример работы

26 слайд Описание слайда:

«Полотенце. Кружевные узоры». Урок «Изобразительное искусство и художественный труд» 5 класс

27 слайд Описание слайда:

— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.   С ветки на ветку, Зацепив за сук, Тоненькую сетку Натянул …  

28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда:

Пример работы Шаблон Кружево

30 слайд Описание слайда:

Заключительный этап работы: Соедините в единую композицию все части работы: Основу(красный фон), кружево, ленточный орнамент и центральный рисунок с древними мотивами.

31 слайд Описание слайда:

Отлично, я все понял и мне было интересно Хорошо, но я немного не понял и были небольшие трудности Мне было неинтересно на уроке, я очень устал Рефлексия *

32 слайд Описание слайда:

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! *

33 слайд Описание слайда:

Используемые источники Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс Поурочные разработки по изобразительному искусству 5 класс. О.М. Гусева Фото полотенец: http://www.perunica.ru/tradicii/1697-russkij-sever-istoriya-i-tradicii-loskutnogo.html http://hm-info.ru/kogda-nachali-vyshivat-na-rusi/ Собственные методические разработки – фото примера аппликации *

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

infourok.ru

Урок по ИЗО «ПОЛОТЕНЦЕ» 5 …

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал
очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных
тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица
полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали
композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой.
Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и
символизировала закат.
В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе
символику солнца, – солярный знак.
Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без
него.
Бог Перун, связанный с культом солнца, получил свой особый знак,
похожий на колесо с шестью спицами, называемый еще «шестикрылой
розеткой». Такими знаками вышивали ритуальные полотенца, которые
развешивались по стенам дома, защищая его от гнева Перуна (удара молнии).
У ч и т е л ь . Ребята! А какие еще знаки­символы вы уже знаете?
– Правильно. Это знаки воды, плодородия, дома и др.
– А где еще и в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца?
Правильно. Конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да
соль.
– Вспомните, что вышито на этих полотенцах. Вспомнили? Молодцы.
Такие полотенца украшают вышитые птицы. Образ птицы – это символ
счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на
полотенцах, на них же опускают в могилу.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого
распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.
Постановка художественной задачи.
А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца.
Работать будем в технике аппликации.
Давайте вспомним приемы складывания бумаги для вырезания
повторяющегося или симметричного узора.
Практическое выполнение задания.
Постараемся создать композицию из знаков­символов.
Подведение итогов.
В конце урока на доске организуется экспресс­выставка готовых работ.
Приемы работы с бумагой

znanio.ru

Презентации к уроку изобразительного искусства для учащихся 5 класса «Полотенце — древний оберег»

Тема урока

«Русская народная вышивка»

Полотенце — древний оберег Автор: учитель ИЗО МБОУ СОШ № 9 г. Иркутск Аксеновская Е.М.

Солярные знаки

Значение цвета

цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало.

цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял

женское начало.

цвет символизировал солнце

цвет символизировал землю

Вышивка на полотенце

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Птица

  • Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Конь

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода

  • Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Название и предназначение полотенца

  • Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

Родильное полотенце

  • Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Поясок для новорождённого

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти –оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Свивальник

Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

Вытиральное полотенце

  • У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

Свадебное полотенце

  • На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.

Погребальное полотенце

  • И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.

Современные полотенца

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение и сейчас они не утрачены

Электронные образовательные ресурсы

  • https://yandex.ru/images/ search?text Русская%20народная%20вышивка»& stype = image&lr =63&noreask=1&source=wiz
  • http:// ethnoboho.ru/slavyanskiy/russkaya-narodnaya-vyshivka-osnovnye-aspekty.html
  • http:// mirznanii.com/a/123120/russkaya-narodnaya-vyshivka
  • https:// vishivashka.ru/tehnika/russkaya_narodnaya_vyshivka.php

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *