cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

География 5 класс опыт по получению тени: Проделайте опыт по получению тени, отбрасываемой различными фигурами. Результаты наблюдений оформите в виде таблицы в…

География 5 класс Летягин. §2. Почувствуйте себя астрономами Номер 1

  1. Учебники
  2. 5 класс
  3. География 👍
  4. Летягин
  5. №1

авторы: Летягин.

издательство: «Просвещение»


Раздел:

  • Предыдущее
  • Следующее

Познакомимся с принципом работы гномона (в буквальном переводе с древнегреческого − «указатель») − древнейшего астрономического инструмента.
На рисунке 11 изображён египетский обелиск−гномон − высокий, высеченный из одной глыбы камня, сужающийся кверху монумент. В Египте подобные обелиски были символами Солнца и служили архитектурными украшениями входов в храмы. В Древнем Риме обелиски использовали в качестве древнейшего астрономического инструмента − гномона. В наше время гномон применяется в солнечных часах.

Рис.11. Обелиск у входа в Луксорский храм
Гномон состоит мз вертикального стержня, установленного на горизонтальной площадке (рис.12). По длине и направлению тени стержня можно определить высоту солнца над горизонтом.

Рис.12. 1 − гномон установлен правильно; 2 − гномон установлен неправильно
Проведём наблюдение за изменением тени гномона в течение некоторого времени.
Для наблюдений нам потребуются: лист картона размером 40 × 40 см, гномон − деревянная палочка длиной 20 см, пластилин, карандаш, линейка, отвес (верёвочка с грузиком).
ПЛАН РАБОТЫ
1. Установите гномон в центре картонного листа (как определить центр, показано на рис. 12). Закрепите основание (нижнюю часть) гномона с помощью пластилина. Проверьте, вертикально ли установлен гномон. Для этого используйте отвес. Отвес должен плотно прилегать к гномону, то есть не отклоняться от него.
2. В солнечный день установите самодельный инструмент на горизонтальной поверхности. Запишите в Дневник географа−следопыта дату наблюдения.
3. Карандашом отметьте конец тени и линейкой измерьте её длину. Запишите в Дневник географа−следопыта время наблюдения (час, минута) и полученное значение длины тени.
4. Повторите действия с карандашом и линейкой несколько раз через 15 − 20 минут, через один, два и три часа. Во время наблюдений обращайте внимание на изменение положения солнца (поднимается над горизонтом, опускается к горизонту). Каждый раз записывайте в Дневник географа−следопыта время наблюдения, длину тени и изменение положения солнца над горизонтом.
5. В результате наблюдений сделайте вывод о том, как изменялась длина тени гномона в зависимости от положения солнца над горизонтом: «Когда солнце поднималось над горизонтом, тень гномона _ ; когда солнце опускалось к горизонту, тень гномона _ ».

reshalka.com

Решение

Дата наблюдения: 24 сентября 2018 г.
Место наблюдения: г. Санкт−Петербург
Высота гномона: 50 см.
Изменение тени длины гномона

Время наблюдения (час, минута)Длина тени гномона (см.)Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается)
8:5060поднимается
10:5055поднимается
12:0050в зените
13:5056опускается
14:5062опускается
16:5074опускается
19:5076опускается

Вывод: «Когда солнце поднималось над горизонтом, тень гномона уменьшалась ; когда солнце опускалось к горизонту, тень гномона увеличивалась».



  • Предыдущее
  • Следующее