Фгос внеурочная деятельность литература 5 класс – Рабочая программа по литературе (5 класс) на тему: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса | скачать бесплатно
Программа внеурочной деятельности для 5 класса»Литературная гостиная» (ФГОС)
Пояснительная записка
Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий (на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения»), на воспитание морально-этических качеств учащихся, на формирование навыков самостоятельного анализа и самостоятельной творческой деятельности (на основе работы над литературными исследовательскими, информационными, ролевыми долгосрочными и краткосрочными проектами).
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное — привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
Цель программы
организация чтения школьников для развития творческого потенциала учащихся, формирования морально-нравственных ценностей.
Задачи:
развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование основ читательской культуры;
выработка привычки к вдумчивому чтению и анализу прочитанного;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся;
развитие способности самооценки и самопрезентации;
развитие умения выстраивать отношения в коллективе, обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;
сформировать ценностные жизненные ориентиры, любовь к родному краю, бережное отношение к окружающему миру на основе прочитанных художественных произведений.
Место курса «Литературная гостиная» в учебном плане
1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 34 часа – 1час в неделю)
Методические особенности организации занятий
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
Ряд занятий проводится во Дворце книги совместно с библиотекарем.
Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги (представление исследовательского проекта).
3. Выставка прочитанных книг (информационный проект).
4. Викторина.
5. Конкурс иллюстраций к любимой книге (творческий проект).
6. Конкурс чтецов (ролевой проект).
7. Создание «Письма благодарности» (маме, папе, бабушке, дедушке).
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.
В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
учебной самостоятельности и познавательного интереса;
умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
понимания и значимости работы в группе.
Данный курс не предполагает наличие контрольных материалов.
Тематическое планирование
45
М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»
Составление лэпбука к сказке «Ашик-Кериб».
2
6
7
Н.В. Гоголь «Страшная месть».
Мир вымысла и фантастики в произведениях Н.В.Гоголя.
2
8
9
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
Мир детства в художественных произведениях.
2
10
Любимые стихотворения поэтов 19 века.
1
11
Н.С. Лесков «Привидение в Инженерном замке».
1
12
13
А.Н. Островский «Снегурочка»
Постановка сценки
2
14
15
А.П. Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов.
Герои чеховских рассказов среди нас.
2
16
17
М. Горький. «Сказки об Италии».
М. Горький «Дети Пармы» и др.
2
Занятия, направленные на формирование морально-нравственных и этических ценностей на основе анализа литературных произведений
16
18
19
А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Рождественский рассказ.
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
2
20
Любимые стихотворения русских поэтов 20 века.
1
21
22
И.С. Соколов-Микитов «Зима».
Создание иллюстраций к рассказу.
2
23
24
П.П. Бажов «Каменный цветок».
Своеобразие и уникальность бажовских сказов. Характерные отличительные черты.
2
25
26
М.М. Пришвин. Рассказы о природе.
Рассказ о природе как средство передачи душевного состояния человека. Составление собственных рассказов.2
27
28
Е.И. Носов «Варька».
Написание эссе «Дело всей жизни»
2
29
В.П. Астафьев. «Белогрудка»,
1
30
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»
1
31
32
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
Чтение любимых произведений о животных
2
33
В. Осеева «Бабка», В. Шукшин «Критики»
1
Итоговое занятие.
1
Литература для учителя
Барабаш, Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Энциклопедия, Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. — М.: Аванта+, 2003
Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. — М.: Аванта+, 2003
Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. — М.: Аванта+, 2002
Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. — М.: Аванта+, 2002
Литература для обучающихся
1. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. — М.: Аванта+, 2003
3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. — М.: Аванта+, 2003
4.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. — М.: Аванта+, 2002
5.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. — М.: Аванта+, 2002
Перечень ключевых слов, понятий
Автобиография
Анекдот
Афоризм
Басня
Былина
Вымысел художественный
Детектив
Диалог
Завязка
Загадка
Замысел
Идея
Интонация
Классика, классический
Комедия
Композиция
Конфликт
Лирика
Метафора
Миф
Мифология
Монолог
Олицетворение
Описание
Очерк
Повесть
Проза
Рассказ
Рифма
Роман
Сюжет
Фантастика
Фольклор
Фэнтези
Эпитет
Юмор
Календарно-тематический план
45
М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»
Составление лэпбука к сказке «Ашик-Кериб».
Чтение, обсуждение по вопросам
Умение вести проблемно-ценностные дискуссия. Развитие творческих способностей обучающихся
6
7
Н.В.Гоголь «Страшная месть».
Мир вымысла и фантастики в произведениях Н.В.Гоголя.
Прослушивание аудиозаписи
Формирование навыков исследования текста, сопоставления разных текстов
8
9
Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
Мир детства в художественных произведениях.
Показ фрагментов фильма, чтение и беседа
Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Умение сопоставлять художественное произведение с реальной жизнью, собственным опытом.
10
Любимые стихотворения поэтов 19 века.
Конкурс чтецов
Умение оценивать достижения товарищей, овладение навыками самопрезентации (выразительное чтение)
11
Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».
Групповая работа
Умение договариваться, ставя перед собой общую цель
12
13
А.Н.Островский «Снегурочка»
Постановка сценки
Художественный анализ произведения. Инсценирование, разработка костюмов для персонажей
Формирование этических чувств. Развитие навыков работы в команде, совместной постановки задач, разделения функций
14
15
А.П.Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов.
Герои чеховских рассказов среди нас.
Чтение по ролям, составление кроссвордов
Умение работать в группе, перевоплощаться
16
17
М.Горький. «Сказки об Италии».
М.Горький «Дети Пармы» и др.
Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь»
Умение вести проблемно-ценностные дискуссии
18
19
А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Рождественский рассказ.
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Составление синквейна
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
20
Любимые стихотворения русских поэтов 20 века.
Конкурс чтецов
Умение оценивать достижения товарищей
21
22
И.С. Соколов-Микитов «Зима».
Создание иллюстраций к рассказу.
Иллюстрации, беседа.
Формирование навыков исследования текста. Умение визуализировать собственные эмоции и чувства
23
24
П.П.Бажов «Каменный цветок».
Своеобразие и уникальность бажовских сказов. Характерные отличительные черты.
Чтение, просмотр фильма
Формирование этических чувств
25
26
М.М. Пришвин. Рассказы о природе.
Рассказ о природе как средство передачи душевного состояния человека. Составление собственных рассказов.
Чтение. Составление карты путешествий М.Пришвина
Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
27
28
Е.И.Носов «Варька».
Написание эссе «Дело всей жизни»
Выразительное чтение, беседа. Написание эссе
Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.
29
В.П.Астафьев. «Белогрудка»,
Художественный анализ рассказа
Умение вести проблемно-ценностные дискуссии
30
В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»
Отзыв о рассказе
31
32
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»
Чтение любимых произведений о животных
Анализ произведений. Сопоставление художественного произведения с личным жизненным опытом.
Умение вести диалог (переговорные площадки), сопоставление литературной истории с жизненным опытом, формирование бережного отношения к животным, ценностного отношения к окружающему миру
33
В. Осеева «Бабка», В.Шукшин «Критики»
Просмотр видеоролика
Формирование уважительного, бережного отношения к престарелым людям, родителям. Создание «Письма благодарности» маме, папе, бабушке под впечатлением от занятия.
34
Итоговое занятие.
Умение делать выводы, подводить итоги; формирование самооценки обучающихся
infourok.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе для 5 класса «Литературная гостиная»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения».
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное — привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование основ читательской культуры;
выработка привычки к вдумчивому чтению;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Место кружка «Литературная гостиная» в учебном плане
1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 34 часа – 1час в неделю)
Методические особенности организации занятий
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
Ряд занятий проводится во Дворце книги совместно с библиотекарем.
Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги.
3. Выставка прочитанных книг.
4. Викторина.
5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.
6. Конкурс чтецов.
7. Встречи с писателями.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.
В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
учебной самостоятельности и познавательного интереса;
умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;
умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
понимания и значимости работы в группе.
Тематическое планирование
№ | Тема | Методы и приемы | Личностные результаты | Место проведения |
1 | Чтение — любимое занятие. | Беседа, мотивация на самостоятельное чтение | Получение опыта самостоятельных общественных действий | |
2 | «Что за прелесть эти сказки!» Русские народные сказки. | Интерактивная беседа | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя | |
3 | Басни И.А.Крылова | Инсценирование, чтение по ролям | Получение опыта самостоятельных творческих действий | |
4-5 | М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб» | Чтение, обсуждение по вопросам | Умение вести проблемно-ценностные дискуссия | Дворец книги |
6-7 | Н.В.Гоголь «Страшная месть». Мир вымысла и фантастики. | Прослушивание аудиозаписи | Формирование навыков исследования текста | |
8-9 | Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Мир детства. | Показ фрагментов фильма, чтение и беседа | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | |
10 | Любимые стихотворения поэтов 19 века. | Конкурс чтецов | Умение оценивать достижения товарищей | Дворец книги |
11 | Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке». | Групповая работа | Умение договариваться, ставя перед собой общую цель | |
12-13 | А.Н.Островский «Снегурочка». | Инсценирование, разработка костюмов для персонажей | Формирование этических чувств | |
14-15 | А.П.Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов. Герои рассказов. | Чтение по ролям, составление кроссвордов | Умение работать в группе, перевоплощаться | Дворец книги |
16-17 | М.Горький. «Сказки об Италии». «Дети Пармы» и др. | Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь» | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии | |
18-19 | А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Рождественский рассказ. | Составление синквейна | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | |
20 | Любимые стихотворения русских поэтов 20 века. | Конкурс чтецов | Умение оценивать достижения товарищей | Дворец книги |
21-22 | И.С. Соколов-Микитов «Зима». | Иллюстрации, беседа. | Формирование навыков исследования текста | Вытавочный центр НКЦ |
23-24 | П.П.Бажов «Каменный цветок». | Чтение, просмотр фильма | Формирование этических чувств | |
25-26 | М.М. Пришвин. Рассказы о природе. | Чтение. Составление карты путешествий М.Пришвина | Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Дворец книги |
27-28 | Е.И.Носов «Варька». | Выразительное чтение, беседа | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. | |
29-30 | В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?» | Отзыв о рассказе | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии | |
31-32 | Сказки Е.С.Ларина. Встреча с поэтом. | Беседа с поэтом о сказках, проектная деятельность | Умение вести диалог (переговорные площадки с писателями) | Дворец книги |
33 | Поэзия А.Беловой. Стихотворения для детей. Встреча с поэтессой. | Чтение стихотворений наизусть | ||
34 | Итоговое занятие. | Умение делать выводы, подводить итоги |
Литература для учителя
Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. — М.: Аванта+, 2003
Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. — М.: Аванта+, 2003
Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. — М.: Аванта+, 2002
Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. — М.: Аванта+, 2002
Литература для обучающихся
1. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. — М.: Аванта+, 2003
3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. — М.: Аванта+, 2003
4.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. — М.: Аванта+, 2002
5.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. — М.: Аванта+, 2002
Перечень ключевых слов, понятий
Автобиография
Анекдот
Афоризм
Басня
Былина
Вымысел художественный
Детектив
Диалог
Завязка
Загадка
Замысел
Идея
Интонация
Классика, классический
Комедия
Композиция
Конфликт
Лирика
Метафора
Миф
Мифология
Монолог
Олицетворение
Описание
Очерк
Повесть
Проза
Рассказ
Рифма
Роман
Сюжет
Фантастика
Фольклор
Фэнтези
Эпитет
Юмор
Приложение
Данный курс не предполагает наличие контрольных материалов.
multiurok.ru
Программа внеурочной деятельности «В мире книг». 5–6-й класс
Разделы: Внеклассная работа
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Такие уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся основной школы и рассчитана на 2 года.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «В мире книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми проходят один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися 5-6 классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
– все литературные произведения должны
отвечать программным требованиям литературного
чтения для детей школьного младшего и среднего
возраста;
– все используемые произведения изучались на
уроках литературного чтения, внеклассного
чтения и в процессе организации
самостоятельного чтения;
– мероприятие должно вызывать положительный
эмоциональный настрой и проводиться в
интересной для учащихся форме;
– к данному мероприятию готовится заранее не
только учитель, но и учащиеся, а иногда и
родители.
Цели и задачи:
– расширение кругозора детей через чтение книг
различных жанров разнообразных по содержанию и
тематике;
– обогащение нравственно–эстетического опыта
ребенка;
– формирование активного читателя,
владеющего прочными навыками чтения;
– формирование познавательного интереса и
любви к чтению, развитие интереса к творчеству
писателей;
Прогнозируемый результат реализации программы.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с книгой.
- Умение работать с текстом.
- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в
конце 1-го и 2-го полугодия)
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучение детей по программе внеурочной деятельности «В мире книг» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Календарно-тематический план
5 класс
Учебно-методические материалы:
- «Родничок» Книга для внеклассного чтения в 5 классе в 2-х частях. – Тула Издательство «Арктоус», 1994.
- «Родничок» Книга для внеклассного чтения в 6 классе – Тула Издательство «Арктоус», 1994.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. – Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998.
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Вербицкая М. В., Волошина О.И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999.
- Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006.
- Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988.
- Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005.
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001.
- Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997.
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007.
- Праздник – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994.
- Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.– Москва, «ВАКО», 2006.
Литература для учителя
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987.
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред.-сост. П.А. Николаев. – М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997.
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
9.03.2015
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС) «Почитайте!»5 класс.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
Г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
директор МОУ СОШ№ 31 зам. директора по УВР на заседании МО
____________А. М. Корочкина _____________ Куц Е.Г. №_1_от_29.08.2015г. 30.08. 2015 г. 30.08.2015г.
Программа внеурочной деятельности
(в рамках реализации ФГОС)
«Почитайте!»
общеинтеллектуальноенаправление деятельности
5 класс
Вид деятельности: познавательный
Составила: Сидорова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
«Чтение — вот лучшее учение» А.С. Пушкин.
Программа по внеурочной деятельности «Почитайте!» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Программа внеурочной деятельности способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для школьника — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа внеурочной деятельности » базируется на следующих нормативно-правовых документах:
Конвенции ООН «О правах ребёнка»,
Федерального компонен
educontest.net
Рабочая программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС) «В МИРЕ СКАЗКИ»
МОУ Красногуляевская СОШ
МО «Сенгилеевский район» Ульяновская область
РАССМОТРЕНО На заседании методического совета Протокол № 1 от « _29_ » августа 2014 г. Руководитель МО ___________ О.А. Тимофеева | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _______________ Г.М. Латыпова от « _30__» августа 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Красногуляевской СОШ ________________ Т.Н. Брехова от « _30_ » августа 2014 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
(в рамках реализации ФГОС)
«В МИРЕ СКАЗКИ»
название программы
общеинтеллектуальное
направление деятельности
Вид деятельности: познавательный
Срок реализации программы: 2014 – 2015
Возраст участников (класс): 5 классы
Руководитель: О.А. Тимофеева
п. Красный Гуляй. 2014 г.
Пояснительная записка
Программа по литературе, реализующая стандарты второго поколения, предполагает существенные изменения в организации учебного процесса. Прежде всего это касается наличия обязательного модуля по внеурочной деятельности учащихся. Данный вид деятельности направлен на формирование практических навыков, универсальных учебных действий. Следовательно, являясь продолжением предметной подготовки, внеурочная деятельность должна способствовать выработке у школьников стремления к самостоятельной работе.
Вместе с тем, внеурочная деятельность учащихся должна способствовать достижению воспитательных результатов: через активное приобщение к произведениям художественного творчества ученики воспринимают нравственную систему ценностей, что формирует основу их мировоззрения. Данная программа предлагается как вариант для организации внеурочной деятельности по литературе в 5 классе и построена на основе Программы внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. «В мире сказки» Рыковой Е. К.
Внеурочные занятия учащихся могут быть организованы в виде факультативов, кружков, научного общества, интеллектуальных клубов, познавательных экскурсий и т. д. Это традиционные формы деятельности учащихся, однако в настоящее время они наполняются новым содержанием: занятия внеурочной деятельностью позволяют сочетать полученные знания с социальным опытом, с формированием универсальных учебных действий. Все это позволяет не только расширять учебный диапазон школьного предмета, но и проявлять самостоятельность в реализации поставленной цели, работать с разными информационными источниками, а также получать удовольствие от собственных достижений.
Одно из основных направлений в этой сфере может быть связано с разработкой и реализацией системы проектно-исследовательской деятельности. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность школьников является логическим продолжением учебы в школе. Учащимся предлагаются игровые, творческие исследовательские проекты, которые имеют практико-ориентированную направленность и формируют универсальные учебные действия. Каждый из этих типов работы интересен, и любой может найти тот проект, который его увлечет. В процессе выполнения заданий ученики приобщаются к научно-исследовательской деятельности: ищут проблему, выдвигают гипотезу, формулируют цели и задачи, планируют, ищут средства и методы решения поставленных задач, работают с информацией, систематизирую ее, анализируют и создают свой продукт.
www.prodlenka.org
Программа курса внеурочной деятельности по ФГОС, библиотечный урок «Литературная гостиная» для 5 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Табагинская средняя общеобразовательная школа»
городского округа «город Якутск»
677911, с. Табага, улица Пеледуйская, 4, телефон 408-398, 408-344, факс 408-398
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю
протокол №___ от «__»____________ 2017 г. Заместитель директора по УВР __________Ю.И.Киреева Директор____________З.С.Житушкина
Руководитель МО ____________/__________/ «___»_____________________ 2017 г. «___» _____________2017 г.
Программа
курса внеурочной деятельности по ФГОС, библиотечный урок
«Литературная гостиная»
для 5 класса
Битаева Алена Ильинична,
зав. библиотекой МОБУ ТСОШ высшей категории
Якутск 2017 г.
Настоящая программа курса внеурочной деятельности по ФГОС для учащихся 5 классов «Литературная гостиная» разработана согласно:
Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373», данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Табагинская средняя общеобразовательная школа» городского округа «город Якутск»;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС (личностным, межпредметным, предметным программы формирования универсальных учебных действий).
Курс программы библиотечных уроков «Литературная гостиная» рассчитан на 1 год обучения.
Пояснительная записка.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед работниками школы стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы создана программа библиотечных уроков для учащихся 5 классов «Литературная гостиная» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. В ней используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографии, прикладной лингвистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
знакомить с основами информационной культуры;
формировать навыки аналитико-синтетической переработки информации;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
формировать бережное отношение к печатным изданиям.
Цель данной программы:
Цель программы – знакомить учащихся с информационной культурой, детской литературой, структурой книги, библиотечно-библиографическими знаниями, обеспечивать литературное развитие школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства. Наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на учащихся 11- 12 летнего возраста.
Формы и методы организации деятельности обучающихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Литературная гостиная» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством библиотекаря. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:
громкие чтения;
проектная деятельность
занятие — праздник;
занятие — интервью;
интегрированное занятие;
конкурсы;
викторины.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге и чтению.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Основы информационной культуры.
2. Круг чтения.
Основы информационной культуры: ориентировка в информационном пространстве, в типах и видах информации; в мире книг, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам… Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроках и во внеурочное время.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам библиотекаря. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами
Библиотечные уроки нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной библиотеке, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Ожидаемые результаты (личностные и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
получать информацию;
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Тематическое планирование библиотечных уроков «Литературная гостиная» 5 класс
п/п
Дата
проведения
Тема занятий
Кол-во часов
I четверть – 8 уроков
1
«Заповедные тропы детства» — викторина
1
2
Страницы веселого этикета
1
3
Русские народные сказки
1
4,5
Основы информационной культуры
2
6,7
Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества
2
8,9
Вторичные документы как как результат аналитико-синтетической переработки информации
2
II четверть – 7 уроков
1
Библиотека как источник информационных ресурсов
1
2
Интернет как источник информационных ресурсов
1
3
Информационная безопасность личности
1
4, 5
Адресный поиск и алгоритм его выполнения
1
6
Фактографический поиск и алгоритм его выполнения
1
7
Тематический поиск и алгоритм его выполнения
2
III четверть – 10 уроков
1
Текст как объект аналитико – синтетической переработки
1
2
Структура текста и его свойства
1
3
Основные приемы интеллектуальной работы с текстами
1
4
Составление библиографического описания документа
1
5,6
Составление аннотаций
1
7
Писатели классики детям
1
8
Писатели классики детям
1
9
Наши помощники. Словари и энциклопедии
1
10
Периодические издания.
1
11
Резервный урок.
1
IV четверть – уроков
1,2
Технология подготовки планов
2
3,4
Технология подготовки сочинений
2
5,6
Технология подготовки изложений
2
7,8
Технология подготовки отзывов
2
9
Технология подготовки биографий
2
Тематическое планирование составлено по проекту программы «Литературная гостиная» согласованной на МО гуманитарного цикла, МС МОБУ ТСОШ и утвержденной директором МОБУ ТСОШ Житушкиной З.С.
Для изучения курса используются следующие пособия:
Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ И.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 336 с. – (Уроки мастерства).
ГендинаН.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова – М.: РШБА, 2014. — 208 с.
ГендинаН.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова – М.: РШБА, 2014. — 344 с.
Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1. Обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие/ 1 – 11 классы/ Сост. Е. В. Илдаркина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 160 с. – (Школа).
Информационные компетенции младших школьников: библиотечно – библиографические уроки/авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 247 с.
Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн.1. – М.: «Армита-Русь», 2007. – 288 с.- (Серия «Образование и творчество»)
Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. – СПб.: Речь, 2011. – 220 с.
Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост.З.А.Чурикова, М.А. Багаева, И.А.Хапилина. – Волгоград: Учитель,2009.- 173 с.
Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В.Задорожная; под общ. Ред. Е.В.Задорожной. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.- 120 с.
infourok.ru