Диктант 5 класс на спряжение глаголов – Тест по русскому языку (5 класс) по теме: 5 класс. Контрольные диктанты по теме «Глагол» | скачать бесплатно
Правописание безударных личных окончаний глаголов
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Словарный диктант
1. Он пляшет, он клеит, она моет, он рисует, вы решаете, она готовит, он борется, ветер гонит, отец колет и рубит дрова, ковыль стелется, смех слышится, он обидится, она увидит и расстроится, он встретится.
2. Построишь здание, напишешь объяснение, склеишь бумажку, отправишь письмо, выполнишь поручение, вы посеете, вы расскажете, дышится легко, покинешь дом, блещет на солнце, снег сыплется, слышится шорох, народы борются, ненавидим обман.
3. Поищем книгу в библиотеке, зависит от нас, терпит неудачу, стелется по земле, дремлет на диване, слышится издалека, шевелится от ветра, борется за победу, сушится на солнце, сеет рожь, быстро вертится, выдержит нагрузку.
Распределите слова в два столбика:
а) глаголы I спряжения;
б) глаголы II спряжения.
Мы болеем, ты замираешь, обижаешься, пчелы жалятся, юла вертится, свеча догорает, гуси гогочут, вы скучаете, травы колышутся, ты лелеешь, он держит, дети смотрят, постелешь постель, они слышат, мы правим, мы печатаем, ветер гонит, снег тает, он терпит, мы распишемся, мы ездим.
Объяснительный диктант
Объясните написание окончания у глаголов.
1. Солнце греет, а луна только светит. Рубашку шьют, а чулки вяжут. Дождь вымочит, а солнце высушит. Хорошие друзья, если и поссорятся, то потом всегда помирятся. Услышишь хорошую песню, запишешь её, потом выучишь и распеваешь с друзьями. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
2. Все хорошо в природе, но вода — красота всей природы.
Вода жива. Она бежит или волнуется ветром. Она движется и даёт жизнь всему.
Из вершины высокой горы бьёт светлая, холодная струя, скачет вниз по уступам горы и образует множество маленьких водопадов или одно большое падение воды.
Если вода сжата каменьями, то она гнется узкою лентою. Если катится с плиты, то падает широким занавесом. Если поверхность воды не камениста и не крута, то вода выроет себе небольшое русло. И как все живо, зелено и весело вокруг него!
(По С. Аксакову)
Контрольные диктанты
***
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выёдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над жёлтыми пуховками ивы жужжат пчелы.
(По И. Соколову-Микитову)
(101 слово)
Зимний лес
Хороводом кружатся снежинки, и, недолетев до земли, лебяжьим пухом ложатся на хвойные веера елового лапника. Суток не проходит без пороши. Деревьям стало тесно в чаще, смотришь — и не узнаешь знакомых мест.
Величавы картины зимнего леса. Зайдешь в чащу, и невольно слышатся мелодии незабываемого «Ивана Сусанина».
Глаз не оторвать, глядишь и не наглядишься на хрустальные кружева кудряво-развесистых берез.
Высоко вскинули головы-маковки, будто на праздничный показ нарядно встали во весь рост стройные кипарисы севера — зеленые елки. Не гаснет колючий костер хвойных иголок в хрустальном блеске инея.
(По Д. Зуеву)
(85 слов)
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
samopodgotovka.com
Диктанты по теме «Глагол» 5 класс
Диктанты по Русскому Языку с грамматическими заданиями для 5 класса — тема «Глагол»
Это был бессовестный кот. Каждую ночь он таскал у нас еду. Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы не могли его поймать. Однажды кот залез в узкий проём. Мы заложили проём рыболовной сетью и стали ждать. Но кот не выходил. Тогда за это дело решил взяться Лёнька. Он взял шёлковую леску и закинул в подполье. Мы услышали хищное щёлканье. Это кот вцепился в рыбу. Лёнька потянул леску, но кот упирался и не собирался выходить. Вскоре голова кота показалась в отверстии. Он жмурился и замирал от страха, а хвост подбирал под себя. Чего не сделаешь ради вкусной еды! Объём слов: 99
Кто из вас не бывал знойным летом в прохладном лесу? Умолкли голосистые птицы, не поют соловьи. Идёшь по лесной тропинке и собираешь грибы. Они растут здесь всюду. Вот под деревьями краснеет шляпка прелестного подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстую ножку гриба, аккуратно положишь находку в корзинку, закроешь листьями. В лесу больше сыроежек, но попадаются и крепкие боровички. Широким хороводом расселись на полянке мухоморы. В сосновом бору растут рыжики. В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики. Их шляпки блестят от росы. А на лесных полянах зреет вкусная земляника. В середине лета поспевает малина. Берёшь её в рот, а она тает. «Ребята, приходите в лес!» — говорим мы. Объём слов: 103
В один прекрасный день идёшь по знакомой тропинке и вдруг остановишься. В лицо дохнул тёплым ароматом лес, слышится шелест и шорох. Хорошенько осмотришься. Возле тропинки растёт и ароматно пахнет мёдом высокая медуница, а дальше разрослись чудесные цветы. По листьям цветов ползают и пчёлы, и жучки, и божьи коровки. Вот переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки. Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки. В траве поют цикады. В лесу хорошо пахнет ландыш, ночная фиалка. Пахнет листвою и смолою, грибами и земляникой. Нельзя не любить лес. Лес — любимое место отдыха! Не губите лесные насаждения! Объём слов: 102
Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку. Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма. Объём слов: 120
Бывают в августе душные вечера. Ждешь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол. Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу. Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. Объём слов: 91
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. Объём слов: 108
Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной., птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не ополи листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме. В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов. Объём слов: 99
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег. Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится*. Объём слов: 110
dictants.com
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Подготовка к контрольному диктанту по теме «Глагол»
Повторение изученного о глаголе.
Подготовка к контрольному диктанту № 8 по теме «Глагол».
Цель : повторить и систематизировать знания о глаголе , полученные в 5 классе,
Воспитание бережного и внимательного отношения к природе
I. Орфографическая разминка.
Расставить запятые, объяснить орфограммы, указать разряд местоимений.
Розы оп_дают.
Н_чего не уд_вляет.
Холмы , перелески.
И звуки не резки.
От беглого взора.
Наполнилось сердце.
Нахлынули дружно.
Застенчивой русской природы.
Какие цветы называют первоцветами?
III. Определить у глаголов вид и время
Иду по тропинке .
У самой сосны
Синеет подснежник-
Фонарик весны.
Сигналит, что скоро
В зелёный наряд
Оденется лес
И поля зашумят
Какова роль глаголов в тексте?
IV. Практическая работа.
Дайте определение глагола.
Найдите в предложении глагол и докажите.
Первые цветы ра_двинули св_ими л_сточ?ками сухую траву.
Объясните орфограммы.
Чем отличается неопределённая форма от других форм глагола?
Примеры: Н. Ф. (вопрос……)……………
?……..- подарил
?……..- дарит
Будущее время – подарю
Когда в глаголах пишется –тся, а когда – ться?
Запишите предложение, выполните задание к нему.
На б_резе разворачивают?ся изумрудные л_сточ?ки.
1.Объясните орфограммы. Разбор предложения
2.Для чего нужна неопределенная форма глагола?
3.Как по ней определить спряжение?
4.Какие окончания у глаголов II спряжения?
Выпишите глаголы II спряжения.
Пускать, бросить, ответить, исполнять,
доверять, дышать, решать, решить, проверить, смотреть, пустить.
Что называют спряжением глаголов?
5.Какие окончания у глаголов I спряжения?
6.Образуйте от данных слов глаголы, укажите спряжение.
Дар, свет, крик, свист
7.Какие три времени есть у глагола?
8.Как изменяется глагол в прошедшем времени?
Выглянул подснежник в полутьме лесной. Выгл_нуло солнышко блещ_т на лугу.
В окошко выгл_нул_ кошка.
Из гн_зда выгл_нул_ птенцы.
9.Объясните орфограммы.
10.Как пишутся глаголы с частицей НЕ ?
Где (не)было начала , ( не ) будет и к_нца.
Дело лени ( не ) любит.
11.Какую роль играют глаголы в предложении?
12.Разбор предложения:
Нежный цв_ток пот_нулся ( к ) весеннему
солнышку.
13.Определить морфологические признаки глагола.
Земля нам дарит щедро ч_деса
И ждёт взамен труда и уд_вленья
14. Определить морфологические признаки глагола.
Текут ручьи, звенят их голоса,
Я слышу моря гул и птичье пенье.
15.Определить морфологические признаки глагола.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
16. Определить морфологические признаки глагола.
После мартовских метелей
Свежи , прозрачны и легки,
В апреле – вдруг порозовели
По – вербному березняки.
V. Работа по учебнику .Упр. 692, 709.
VI. Домашнее задание . Упр. 699 (изложить текст сжато от 3-го лица).
Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Глагол».
VII. Подведение итогов урока.
infourok.ru
Контрольный диктант по теме «Глагол» в 5 классе
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Глагол». 5 класс.
Задание: восстановите текст согласно правилам русской орфографии и пунктуации, объясняя свой выбор.
Мне нравит__ся ранней весной бр__дить по у__ким л__сным тр__пинкам среди дерев__ев и кустов. Я ост__навл__ваюсь на каждой полянк__ рассматр__ваю следы зверьков на снегу слушаю звонкую треск__тню дятлов.
Тропка вывод__т меня к ш__рокому волжскому заливу. __десь наст__ящий праз__ник красок и света. Я сажусь на п__нёк и см__трю на залив.
Снег на со__нце искристый роз__ватый а в тени голубой. И лес в утреннем свете п__розовел затепл__лся забл__стал.
Но вот со__нце всплыва__т выше и гас__т тёплый розовый свет на з__мле. Теперь и снежная даль залива и бере__ и лес станов__тся белыми, с__р__бристыми.
Впереди длинный мартовский день который я пр__веду на льду на рыбалк__.
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Глагол». 5 класс.
Задание: восстановите текст согласно правилам русской орфографии и пунктуации, объясняя свой выбор.
Мне нравит__ся ранней весной бр__дить по у__ким л__сным тр__пинкам среди дерев__ев и кустов. Я ост__навл__ваюсь на каждой полянк__ рассматр__ваю следы зверьков на снегу слушаю звонкую треск__тню дятлов.
Тропка вывод__т меня к ш__рокому волжскому заливу. __десь наст__ящий праз__ник красок и света. Я сажусь на п__нёк и см__трю на залив.
Снег на со__нце искристый роз__ватый а в тени голубой. И лес в утреннем свете п__розовел затепл__лся забл__стал.
Но вот со__нце всплыва__т выше и гас__т тёплый розовый свет на з__мле. Теперь и снежная даль залива и бере__ и лес станов__тся белыми, с__р__бристыми.
Впереди длинный мартовский день который я пр__веду на льду на рыбалк__.
Контрольный диктант по теме «Глагол» в 5 классе.
Мне нравится ранней весной бродить по узким лесным тропинкам среди деревьев и кустов. Я останавливаюсь на каждой полянке, рассматриваю следы зверьков на снегу, слушаю звонкую трескотню дятлов.
Тропка выводит меня к широкому волжскому заливу. Здесь настоящий праздник красок и света. Я сажусь на пенёк и смотрю на залив.
Снег на солнце искристый, розоватый, а в тени голубой. И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заблистал.
Но вот солнце всплывает выше и гасит тёплый розовый свет на земле. Теперь и снежная даль залива, и берег, и лес становятся белыми, серебристыми.
Впереди длинный мартовский день, который я проведу на льду на рыбалке. (100 слов)
(По Г. Скребицкому)
Языковой анализ текста
1. Выпишите из текста три примера слов с орфограммами, которые были изучены в рамках темы «Глагол».
2. Укажите морфемный состав слов рассматриваю, порозовел (1 вариант) и затеплился, всплывает (2 вариант).
3. Проведите морфологический разбор слов гасит (1 вариант), проведу (2 вариант).
www.metod-kopilka.ru
5 класс Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Просмотр содержимого документа
«5 класс Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»»
Контрольные тематические диктанты с грамматическим заданием по русскому языку для 5 класса
Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Грибной дождь
Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезт грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.
Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.(К.Г.Паустовский «Золотая роза»; 115 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.
3.Морфологический разбор глагола:
1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.
4. Морфемный разбор
1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.
multiurok.ru
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ — Урок 4 — ГЛАГОЛ — Диктанты по русскому языку 5 класс (к учебнику Т. А. Ладыженской)
ГЛАГОЛ
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Спряжение глагола
Запишите только глаголы, определите их спряжение.
1. Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату, потом вздёрнула очки на лоб и глянула из-под них. Она редко смотрела сквозь очки. Это были хорошие очки, и носила она их «для важности». Старушка нагнулась и стала тыкать щёткой под кровать. Потом она подошла к открытой двери, встала на пороге, зорко посмотрела в огород. Она не нашла там Тома. (По М. Твену)
2. Появились первые цветы. В лесу на опушке журчит вода, и жанавы наполняются ею. Над бурой весенней водою распустились первые цветы.
Гибкие серые хвостики свешиваются с прутиков, их называют серёжками. Качнёшь такой хвостик, а из него облачко пыльцы вылетает. На веточке орешника сидят цветы. Они похожи на почки. А из верхушки каждой почки высунулись розовые ниточки. Они ловят пыльцу, а пыльца летит по ветру. Отцветёт орешник, отвалятся серёжки, засохнут розовые ниточки, и появится орех. (По В. Бианки)
3. Весь запас корабельной провизии остался сухим. Меня мучил голод, я отправился в кладовую и стал набирать сухарей, потом собирать нужные вещи. Вещи надо было перевезти на лодке, я стал искать её. Потом я решил соорудить плот. Я стал выбирать нужные брёвна, потом их связал канатом. Эта работа стоила мне огромных усилий. Плот получился широк и крепок. Надо было торопиться. (По Д. Дефо)
4. Мне надо было осмотреть окрестности. Я стал выбирать удобное местечко для жилья. Мне пришлось взбираться на вершину холма. Я оказался на острове. Со всех сторон расстилалось море. Земли не было видно, но в отдалении виднелись рифы. Растительность на острове была дикая. Хищные звери здесь не водились, но птицы водились. Я спустился с холма и подстрелил одну птицу. Она сидела на дереве у опушки леса. (По Д Дефо)
Правописание личных окончаний глагола. Время глагола
Запишите из диктуемого текста в столбик глаголы, рядом запишите образованные от них формы глаголов 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.
1.
В пруду
Ожил пруд. Лягушки покинули свои зимние постели в тине, мечут икру и скачут из воды на берег. А вот тритон вернулся с берега на воду. На зиму он уходит из пруда в лес и спит там. Только у лягушек икра плавает в воде комьями. У жаб все икринки на ленточках, а ленточки прикрепляются к подводным травам. (По В. Бианки)
2. Я отправлялся на охоту, находил удобное местечко на острове, устраивал шалаш, вытаскивал из воды и прятал в кустах лодку. Потом я выпускал подсадную утку и терпеливо ждал добычи. Подсадная утка плавала, глядела по сторонам и страстно крякала. На её зов прилетали красавцы селезни. Я ждал, потом осторожно высовывал ружьё, прицеливался и стрелял. Теперь мне стыдно вспоминать о моей охоте. (По И. Соколову-Микитову)
3. Проснулся я поздно. Погода была ясная, ветер утих, море перестало бесноваться. Наш корабль прибило к берегу. Он оказался рядом со скалой. Ночью прилив сдвинул его с мели и пригнал сюда. Волны не разбили его, он держался на воде прямо. Я решил пробираться на корабль. Надо было запастись едой. (По Д. Дефо)
4. Я спустился с дерева и осмотрелся. Наша шлюпка лежала на берегу. Оказалось, что прямой дорогой туда не пройти. Бухта загораживала путь. У меня заныло сердце. При мысли об одиночестве я заплакал, но решил продолжить путь. Я разделся и поплыл. Но взобраться на корабль я не смог. (По Д. Дефо)
Буквы Е—И в корнях с чередованием
Запишите из диктуемого текста глаголы с чередующимися гласными в корне, графически объясните написание гласной.
1. Хорошо идти по лугу. Перед тобой расстилается ковёр из разных цветов. Выросший шиповник охвачен огнём. Генке нравится набирать горсть розовых лепестков, жевать их, ощущать во рту горьковатый запах. Но приходится пробираться сквозь заросли шиповника. Колючки цепляются за одежду, кошачьими когтями царапают руки. Иногда мешают хвойные лапы. Они словно ложатся на ноги. Тогда приходится залезать с топором на ель. Заберётся Генка по толстым сучьям на дерево, одной рукой обхватит ствол, а другой рубит. От каждого удара хвойная лапа то вздрагивает, то замирает, роняет зелёные иглы и прошлогодние шишечки. А на соседней ели качнулась ветка. Вот огонёк зажигается на стволе и исчезает в зелени. На вершине появилась любопытная мордочка. Это белочка вскочила на сук. Генка опознал зверька и помахал рукой. (По Н. Сластникову)
2.
Пороша
В детстве радовались мы первому снегу. Выбежишь на поле за ворота, а там засверкает, заблестит ослепительная белизна! Праздничной скатертью расстилаются поля. На белой пелене снегов отчётливо расположились лесные опушки. Пушистые шапки висят на деревьях. Чистыми кажутся звуки, дальние голоса. Глазам было больно от блистающей белизны. Заячьими, лисьими, птичьими следами покрыта белая скатерть снегов. Во многих местах почти до самой земли вытоптан снег, под коркою снега видны растения. Здесь ночью кормились зайцы. Даже опытному охотнику трудно разбираться в ночных следах. Идёшь по лесу, а пушистые ветки трогают твоё лицо. Смотришь кругом и замираешь от снежной прелести. (По И. Соколову-Микитову)
compendium.su
Диктант по русскому языку 5 класс «Написание тся и ться глагола»
Диктант по русскому языку «Глагол. Правописание -тся и ться в глаголах» для 5 класса
Начало формы
1. Вставьте Ь (мягкий знак) там, где необходимо:
Бешено мчится горная речка Аксу по камням, покрывая их белой пеной.
С боков теснятся высокие отвесные скалы.
Часть скворцов не смогла разместится в щелях горного мыса и улетела дальше к северу.
Горы и лес спускаются прямо в степь, как крутой берег в море.
Неопытный охотник сейчас же начинает подкрадыватся на ближайший крик.
Когда морозный ветер несёт по степи снежную позёмку, всё живое спешит укрытся куда-нибудь в затишье.
Вы можете разгадать эту загадку, но для этого вам придётся спустится в ущелье и, обливаясь потом, поднятся на противоположный склон.
Взлетев несколько раз, фазан так утомляется, что уже не в силах поднятся в воздух.
Только по едва заметным тропинкам архаров можно безопасно перебратся на ту сторону неподвижной реки из камней.
Зеленоватая вода настолько холодна, что купатся можно только около берега, где мелко и вода хорошо прогревается солнцем.
Только где-то в тумане разносится свист горной индейки — улара.
На озерах гнездится масса птиц.
Вдруг, как по команде, скворцы с щебетом стали опускатся в траву огромными массами.
Разъярённый сайгак остановился как вкопанный, но бросится внутрь ящика не решался.
Но самое замечательное у этих уток — способность гнездится высоко на скалах, далеко от воды.
За поворотом должно начатся болотце.
В горах на каждом шагу встречаются ключи и водопады.
(Зверев М.Д. По родному краю.)
Конец формы
infourok.ru