cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Безударные гласные в корне проверяемые слова 5 класс – Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели урока:

. Предметные:

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Личностные:  

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

                                                         ХОД УРОКА

  1. Оргмомент
  2. Повторение изученного. Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило».

На доске текст:

Л_са в д_ли в_днее

С_нее н_беса,

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

(А.Блок)

Вопросы и задания

- Прочитайте отрывок из стихотворения.

- Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

- Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

- Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.

3. Сообщение темы урока.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – уда'рный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

- Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

- Какие позиции есть у звуков?

- Что мы записываем с помощью букв?

- Когда гласная буква занимает сильную позицию?

4.Закрепление изученного.

           а) Выпиши   слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» в один столбик, а «непроверяемая гласная» -  в другой.

Гриб, грибок, воробей, вода, водичка, рука, собака, земля, садовый,карандаш, речка, трясёт, висит, малина,огурец, стена, окно, дорога,полёт, листок, листик

 

           б) Объяснительный диктант.

 Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь),

           в) Самостоятельная работа.

 Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

 

             г).Устная работа.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

                д) Работа в группах.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

 

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

 

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

 

.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

 

                е) Устная работа с пословицами.

Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

5) Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.  

6) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что  ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

7) Домашнее задание. Найди 8  пословиц, в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением.

 

nsportal.ru

Комплекс упражнений для 5 класса по теме " Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Тема : Безударные гласные, проверяемые ударением.

Способы проверки безударной гласной в корне слова

Подберите однокоренное слово: зачастить – часто, просвещение - свет

Проверяйте ударением

Подберите сложносокращённые слова: корреспондент – спецкор

У существительного измените число: моря – море

¯

У прилагательного замените полную форму краткой:

слепой – слеп

У глагола измените лицо: вожу - водит

У глагола измените время: приказала - прикажет

У глагола прошедшего времени измените род: несла - нёс

5 класс

1.Зал...зать (рану), зал...зать (в яму), нак...лоть (дров), нак...лить (железо), нав..вать (сны), нав...вать (кудри), п...лоть (грядки), оп...лить (гуся), обв...вать (ветром), обв...вать (косы вокруг головы), об...жать (стадион), об...жать (слабого), осв...щение в комнате, осв..щение храма, отв...рить курицу, отв...рить окно, пол...скать бельё, пол...скать ребёнка, посв...тить фонарём, посв...тить стихотворение другу, спуститься в д...лину, находиться вд...леке, прим...рить с...перников, прим...рять наряды, прож..вать в городе, прож...вать пирож...к, с...деть с годами, с...деть в кресле, ум...лять о помощи, ум...лять достоинства, встр...чают друзей, пок...ряют, вершины, сд...ваться на милость победителя, сл...заю со скамьи, по по...с, разл...чать предметы, объ...сняться с учителем, прибл...жаться к школе, отд...ляется город, сл...зать пенку, уд...вляться рассказу, ц...пляться за кусты, погл...щать обед.

2. Пользуясь таблицей, подберите по 2- 3 проверочных слова. Вставьте пропущенные гласные.

М..л..дой –

Ст..рожить –

Г..родской –

Уч..ник –

Стр..ла –

Изв..нение -

3. Внимательно прочитайте словосочетания. Подберите проверочные слова, подходящие по смыслу. Вставьте пропущенные гласные.

1.Соблюдать ч..стоту Ч..стота радиоволн

2.Скр..пить подписью Скр..петь на морозе

3.Посв..тил фонарем Посв..тить стихи

4.Прим..рял врагов Прим..рял костюм.

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе «Проверка безударных гласных в корне слова»

Урок русского языка в 5 классе «Проверка безударных гласных

в корне слова»

Механизмы формирования регулятивных универсальных учебных действий в основной школе

Дата проведения: 17.01.2014

Цели:

  • формировать умение различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением;

  • развивать внимание учеников, умение самостоятельно применять знания и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; делать выводы;

  • развивать у учащихся орфографическую зоркость,

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

  • создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Оборудование: мультимедийная презентация, ЭОР, раздаточный материал

Ход урока:

Урок строится в соответствии с технологиями деятельностного подхода и начинается с актуализации знаний и создания ситуации успеха (слайд № 1).

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, давайте начнём урок с того, что вспомним, чем мы занимались на предыдущем уроке.

Ученики (один из предполагаемых ответов): Учились проверять безударные гласные в корне.

Учитель: Есть у нас способ проверки безударных гласных в корне?

Ученики: Есть: мы подбираем однокоренные слова или изменяем слово так, чтобы проверяемый гласный в корне оказался под ударением.

Учитель: Всегда ли мы можем подобрать проверку?

Ученики: Нет, не всегда, тогда мы смотрим в словарь (слайд № 3)

Корни с безударными гласными (слайд № 4)

Проверяемые Непроверяемые

по сильной (словарные слова)

позиции

Задание. Нам принесли рекламные буклеты одной туристической фирмы. Найдите орфограммы в корнях с безударными гласными и подберите проверку. (Другой вариант: проверьте орфограммы слабых позиций гласных в корне и вставьте буквы). Проверку выписываем в тетрадь. Если сомневаетесь, загляните в словарь. Словарные слова выписываем в отдельный столбик.

Текст «рекламного буклета»:

«Покори далёкие горизонты, получи великолепный загар на пляжах Черноморского побережья! Красивейшие пейзажи, удивительная природа, экзотические растения – всё это можно увидеть в экскурсионных турах.

Вы вернётесь домой загоревшие и полные сил. Наше агентство предлагает скидки на горящие путёвки. Торопитесь воспользоваться этим предложением!» (слайд № 5)

Комментарий к заданию: учитель дает такое задание, с помощью которого дети демонстрируют знание способа и владение им. Все убеждаются в том, что способ правильный, способ работает, дети уверены в себе, в своих знаниях. Молодцы! Учитель тщательно подбирает и прорабатывает задание, добавляя слова, на которых способ не сработает (ведь нам нужно выйти на новое понятие!) На этих словах – ловушках дети как минимум должны начать задавать вопросы.

Слова – ловушки: загоревшие, горящие, предлагает, предложение, растения (слайд № 7)

Работая с заданием, учащиеся делят слова на несколько групп:

  1. словарные слова;

  2. слова с проверкой безударных гласных в корне по сильной позиции;

  3. слова, которые вызывают вопросы у учащихся

Что получилось у детей?

Словарные слова (с непроверяемыми по сильной позиции безударными гласными в корнях): горизонты, получи, великолепный, красивейшие, пейзажи, экзотические, растения, вернётесь, агентство, предлагает? горящие? торопитесь (

слайд № 8)

Слова с проверкой по сильной позиции (слайд № 9)

Покори – покорный;

Далёкие – даль;

Великолепный – великий

Черноморского - чёрный

Побережья – берег

Удивительная – диво

Экзотические – экзотика

Растения – рост? (это слово может оказаться в разряде словарных)

Домой – дом

Загоревшие – загар?

Предлагает – предложит?

Торопитесь – торопится

Предложением – предложат (здесь их способ пока работает)

Слова с вопросами выписать отдельно (слайд № 10)

Растения – рост? (может не оказаться в списке слов с вопросами)

Загоревшие – загар?

Предлагает – предложит?

Комментарий: это ключевые слова, вокруг которых и строится учебная задача. У детей возникает вопрос: как быть? что делать? почему так надо писать?

Учащиеся выдвигают свои версии. Версии детей фиксируем (слайд № 11) на доске:

  1. Ошибки в буклете…

  2. Это словарные слова…

  3. Я не понимаю, почему так…

(Если нет версий, учитель может задать вопрос по схеме: к какой группе корней относятся эти слова?)

Все версии, выдвинутые учащимися, надо проверить.

Проверяем первую версию: в буклете туристической фирмы допущены ошибки (слайд № 12)!

Кто поможем разрешить наши сомнения? Словарь!

Смотрим в словарь и находим в орфографическом словаре Д. Н. Ушакова (слайд № 13) «предлагать, предлагаю, предложи, предложу, предлог», слова «загоревшие» нет, но есть «загорать, загорелый, загореть». Выписываем слова на доску.

Реплики детей:

- Ошибок нет, но почему так надо писать?

- Наверное, надо какое-то правило…

- Почему надо писать «загОрать», если под ударение «загАр»?

- Да они нарушители! (может быть, скажут дети).

- Здесь есть непозиционное чередование гласных (могут сказать дети РО, которые учатся по учебникам В.В.Репкина)

Комментарий: надо зафиксировать этот вывод, уточнить, что имеют в виду учащиеся под понятием нарушители, и, возможно, уже здесь сделать главное открытие. К какому выводу должны прийти дети? Это третья группа корней, это слова с корнями, где чередуются гласные буквы. Мы не знаем, как проверять эти корни и как их писать (слайд № 15).

Если это не происходит, есть ещё версии детей.

Проверяем вторую версию – это словарные слова (слайд № 16). Да, на самом деле они есть в словаре. Будем считать их словарными словами? И дети с удовольствием говорят: да, будем их считать словарными, будем проверять их по словарю.

Учитель не выдвигает своих версий, он следует за мыслями своих учеников

Учитель: - Удивительные словарные слова! Хорошо, будем считать их словарными словами. Хотя у них есть проверка по сильной позиции. Какие- то особенные слова… Вот вы проверили по сильной позиции такие слова, как «побережье, удивительный». Есть ли они в словаре?

Ученики: - Да, эти слова есть в словаре. Но их не надо проверять по словарю, если знаешь проверочное слово. А эти слова (загоревшие, предлагает) нельзя проверять с помощью проверочного слова, потому что они пишутся наоборот. Это слова «наоборот»! (Версию названия этих слов выписываем на доску)

Учитель: - Давайте найдем этим словам место в нашей схеме.

Корни с безударными гласными (слайд № 18).

Проверяемые Непроверяемые

по сильной (словарные слова)

позиции

Комментарий: возможно, дети ещё не выйдут на понятие корней с чередованием, но то, что они выделят их в отдельную группу, уже шаг к решению задачи. Как бы ни сложилась ситуация на уроке, учитель идёт за версиями детей и не даёт знаний в готовом виде.

Следующий шаг на уроке: давайте разберемся, в чём особенность этих корней и как писать эти корни? Все вопросы записываем на доске и постепенно разбираемся в них.

Задания:

  1. Давайте подберём однокоренные слова к слову «загорать»

(слайд № 19). В чём особенность этих слов?

  1. Проанализируйте предложения (слайд № 20):

«Мальчик прикоснулся к лицу. Он касается лица.

Девушка вскочила на коня и на скаку поймала букет.

Заря разгоралась. Ранней зорькой отправился я в лес за ягодами. Полыхают зарницы».

  1. Наблюдения и дискуссия могут быть развернуты вокруг слов «растение - рост».

Итог урока.

Так в чём их особенность?

1) Это слова с корнями, где чередуются гласные буквы.

2) Мы не знаем, как проверять эти корни и как их писать (и будем разбираться в этом на следующем уроке). Дети определяют цель следующего урока!

Этапы урока (слайд № 21)

  1. Актуализация знаний, создание ситуации успеха.

  2. Обнаруживание в дидактическом материале противоречия (ловушка!)

  3. Анализ противоречия. Предложение путей решения проблемы.

  4. Обсуждение версий.

  5. Первые выводы.

  6. Выход на новую группу корней.

  7. Планирование деятельности и постановка новой цели

infourok.ru

«Безударные гласные в корне слова».(5 класс ФГОС)

Тип урока.

Структура и ход урока.

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Личностные УД:

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2. Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

- Ребята, обратите внимание на доску

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

Итак, прочитайте  рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?

Вспомните, что такое орфограмма.

Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?

Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

Какую цель мы поставим перед собой?

Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? ( поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).

Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.

Познавательные: доказательства.

Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

Актуализация знаний

Уточнение понятия безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

  1. Работа над стихотворением «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся  снежки,

Режут снег  снегурки.

Снегирь – в словарь

  1. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп...шу в кино,    сп...шу упражнение,   св...ла гнездо,   св...ла в

школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

  1.  «Четвертое лишнее»:  
    Менять, сменить, заменить, мина.
    Волны, волнистый, вол, волноваться.
    Изба, избаловать, избушка, избенка.
    Давка, давить, давно, придавить.
    Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.

    Физкультминутка.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
    Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

  1. Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
    Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
    Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
    Св..ла гнездо - св..ла пятно.
    Пол..скать белье - пол..скать щенка.
    Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
    Прим..рять платье - прим..рять друзей.
    Острые м..чи - футбольные м..чи.

Познавательные УД:

  • Устная работа по заявленным вопросам;

  • Работа со стихотворением;

  • Работа с учебником;

  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ

Предметные :

1. Повторение понятий безударной гласной;

2.Безошибочное написание безударной гласной в корне слова;

Метапредметные:

1.Научились правил строить свои ответы и высказывания

Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению безударных гласных в корне слова

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.           

Познавательные УД:

Индивидуальная работа.

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

Личностные:

Развитие регулятивных УД.

Коммуникативные:

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Параграф 9 (знать теоретический материал, правописание словарных слов), Упр. 70

infourok.ru

Безударные гласные в корне слова 5 класс

Русский язык

Тема: Безударные гласные в корне слова

Цели и задачи:

– развивать умение слышать безударный гласный в корне слова;
– научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его практическую значимость;
– формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных гласных;
– развивать фонематический слух и зрительное внимание;
– пополнять и активизировать словарь учащихся;
– развивать связную речь.

Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, сигнальные карточки на гласные звуки, мультимедийное оборудование (диапроектор, экран, компьютер).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело

Морской – море, холм – холмы, следы – след, скалы – скала, лесной – леса, полевой – поле. (Слайд №1)

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя?

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова. Запишите число и тему нашего занятия.

– Ребята, предлагаю вам послушать историю. В мире слов живут Звуки. Это Гласные и Согласные. Гласные отличались от Согласных своим пением. Они могли протяжно тянуть А, О, У, И, Е, Е, Ю, Э, Ы, Я (Логопед показывает сигнальные карточки, дети определяют звук и протяжно его произносят.)

Но дружно им жить не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове.

– Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам (алгоритму).

Памятка:

Шаг 1. Найди в слове корень.

Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.

Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.

Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

– Волшебник Ударение приглашает нас совершить путешествие по окрестностям его замка. Там мы прогуляемся по полянке слов, попробуем себя в роли скалолазов, искупаемся в озере гласных, побываем в дремучем лесу и посмотрим на чудесный замок волшебника (Слайд № 2).

3. Путешествие по Стране безударных гласных.

1. “Полянка слов” (Слайд № 3).

Задание: определите безударную гласную в корне.

Гора, цветок, грибы, пчела, мячи, коза, сова, нора.

Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок), НОРА (норка, норы, отнорочек). Объяснение слова отнорочек.

2. “Скалолазы” (Слайд № 4)

– Сейчас мы с вами станем скалолазами. Доберемся до вершины скалы и спустимся вниз. Волшебник Ударение просит пользоваться его подсказкой: “Если буква гласная вызвала сомненье, ты ее немедленно ставь под ударенье!”

Задание: подберите проверочные слова, поставьте ударение, запишите в тетрадь слова по образцу. Слова: гр.за, кр.ты, тр.винка, л.дяная, к.лол, в.ршина, л.вил, б.льшой, т.шина, гн.здо, ст.на.

3. “Озеро гласных” (Слайд № 5).

– Ребята, хотите порыбачить в озере? Только в нашем озере плавают не рыбки, а гласные звуки и ловить мы будем их. Игра называется: “Слышу звук – записываю букву”. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки к ним вы будете записывать в тетрадь графически, выделяя только безударную гласную из корня слова.

Образец: а, о, е (грачи, дрозды, река).

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)

Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (Роса.)

4. “Игровая площадка” – физкультминутка (Слайд № 6).

Вы сегодня обезьянки.
По – английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.

5. “Дремучий лес” (Слайд № 7).

– Ребята, мы попали в Дремучий непроходимый лес. Здесь живут слова, которые были когда-то написаны неправильно. Они живут по соседству со словами, в которых нет ошибок. Наша задача, очистить лес от слов, в которых допущены ошибки при написании гласных в корне слова. И тогда наш лес вновь станет красивым и чистым.

Задание: проверьте, исправьте ошибки, вставьте нужные буквы, придумайте словосочетания или предложения с одним из слов.

Слова: диревья, вязанка, поднибесный, пещат, грачи, змия, граза, дожди.

6. “Замок волшебника Ударения” (Слайд № 8).

– Ребята, вот мы и обошли окрестности замка волшебника Ударения. Не хотите ли вы попасть в сам замок? (Ответы детей) Тогда выполним еще одно задание, которое приведет нас к замку. Задание: спишите текст, вставьте в слова пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

Тр…пинка в…дет к замку. На д…ревьях среди з…леной л…ствы пос…лилась Чудо-птица. Она прин…сла ч…рвячков для своих пт…нцов в гн…здо.

– Проверьте, правильно ли вы написали (Слайд № 9).

– Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Мы попали в замок волшебника Ударения. Вы отлично справились со всеми заданиями и приобрели новые знания. Волшебник очень доволен вами!

4. Итог занятия.

– Где проходило наше занятие?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

– Какой алгоритм мы сегодня вывели?

– Прочитайте на экране, какую оценку вам поставил волшебник за занятие (Слайд № 10).

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку "Проверяемая безударная гласная в корне слова" (5 класс)

Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова, развивать орфографическую зоркость

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Проверяемая безударная гласная в корне слова" (5 класс)»

Технологическая карта урока

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 ст. Курской

Н. С. Квелашвили

Тема урока: «Проверяемая безударная гласная в корне слова»

Класс 5.

Русский язык.

УМК: Учебник: Русский язык. 5 класс. ФГОС. Ладыженская Т.А. и др.

Цель: научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

Результаты:

Предметные: отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой;

Метапредметные:

Познавательные: развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие)

Регулятивные: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся.

Коммуникативные: Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других; уметь работать в парах, группе.

Личностные: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим;

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

(2 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

записывают в тетрадь число

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Начинают оформлять классную запись (число, классная работа, тема)

  1. Мотивация

(7 мин.)

На доске записан текст. Вставьте пропущенные буквы и запишите его в тетрадь

На л..сном оз..ре наступили х..лода. Падают сн..жинки в чёрную воду. На кр..ях по..вился тонкий л..док.

Какое правило вы применили?

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)

Как проверить безударную гласную в корне?

По какому алгоритму действовали?

(презентация)

Памятка-алгоритм.

Прочитайте слово.
Поставьте ударение.
Выделите корень.
Подчеркните безударные гласные в корне.
Подберите проверочные слова.

Записывают текст

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо

найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

  1. Целеполагание

(3 мин.)

Какова тема урока?

Сформулируйте цель урока?

Безударная гласная в корне слова.

Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова

  1. Открытие новых знаний

(20 мин.)

Работа с учебником.

Прочитайте внимательно правило.

Письменная работа.

упр. 30, 31 (работа у доски)

упр. 33 (самостоятельно)

Групповая работа

Упражнение на формирование орфографической зоркости.

упр. 34(устно)

Какие правила орфографии не знает Мишка?

Индивидуальная работа по карточке

(приложение 1)

Читают статью учебника

Выполняют упражнения

Записывают, проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова

Отвечают на вопрос

работают по карточке

  1. Рефлексия

(6 мин.)

Отгадайте загадку, запишите однокоренное слово в тетрадь, подчеркните изученную орфограмму.

(презентация)

Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза.)

В неё льётся, из неё льётся,

Сама по земле плетётся. (Река)

Скручена, связана,

На кол насажена,

А по улице пляшет. (Метла)

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Выставление оценок

глаз – глаза

река – реки

метла – метлы

Отвечают на вопросы

  1. Домашнее задание

(2 мин.)

Комментирование способа выполнения домашнего задания

упр. 35

2. Выпишите из стихотворения

И. А. Бунина «Первый снег» слова с безударными гласными в корне, подчеркните орфограмму

(приложение 2)

Записывают домашнее задание в тетрадь

Приложение 1

Подберите однокоренные слова, запишите, подчеркните изученную орфограмму

К..рмушка(корм),  м..слёнок(масло),  кр.льчиха( кролик),   см.льчак (смелый),   б..глец ( бег), ст..ричок ( старый),  ц..почка ( цепь),  д..чурка ( дочь),   с..сновый ( сосны),   д..тишки ( дети).

Приложение 2

И. А. Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

kopilkaurokov.ru

Карточки по теме "Безударные гласные" для обучающихся 5 класса

КАРТОЧКИ ПО ТЕМЕ « БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

____________________________________________________________________________

Карточка №1.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

__________________________________________________________________

Карточка №2.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

На Урале целые р…ды зарастающих озер.  Если посм…треть с х…лма, увидите п…л…су б…р…гов.  Замечательно то, что образовавшиеся т…рфяники сохр…нили в…дяной ур…вень – он в долинах пон…жается. 
Почва к…лышется под с…п…гами, как п…л…тно материи, в других м…стах н…га вообще проваливается. Кое-где есть полузат…нувшиеся лопухами "окна”, не зам…рзающие и в ж…стокий м…роз.

__________________________________________________________________

Карточка №3.

Спиши словосочетания. Подчеркни безударные гласные, проверяемые ударением.

Раздаваться в тишине, прославлять героя, соединить провода, увязать в трясине, исчезать в ночи, удаляться от берега, проливать воду, световая камера, грозовая туча, часовая цепочка, видно издалека, цветочный аромат, потемнеть от сырости, наслаждаться картиной, выкопать яму.

_________________________________________________________________

Карточка №4.

Спиши словосочетания. Подчеркни безударные гласные, проверяемые ударением.

Распрямить плечи, относиться заботливо, бегущая вдоль реки тропинка, выглянуло из-за туч, кормить птенцов, удивительная жизнь, большая картина, задавать тон, бродить по просеке, поливать фиалки, приближаться к лесу, косматые дожди, веселые полянки.

Карточка №5.

Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания
Развевался – развивался, примерять – примирять, поласкать – полоскать, поседел – посидел, слезать – слизать, запевать – запивать, посветить – посвятить. 

_________________________________________________________________

Карточка №6.

Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания
Увидать – увядать, спешите – спишите, обежать – обижать, залезать – зализать, отворить – отварить, разредить – разрядить, умолять – умалять. 

__________________________________________________________________

Карточка №7.

Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания: 


Сторожил – старожил, чистота – частота, сжевать – сживать, далекий – долина, скрепить - скрипеть. 

__________________________________________________________________

Карточка №8.

Каждому проверяемому слову подберите проверочное, графически обозначьте орфограмму:

Сп… ши предложение, сп… ши на поезд, сл… зать с лестницы, пос… деть на стуле петь, пол…скать кошку, зап…вать песню, сл…зать с ложки, пол…скать бельё, зап…вать лекарство.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *