cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

5 пословиц 5 класс литература – Пословицы и поговорки. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1

Пословицы и поговорки. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1

Пословицы и поговорки

• Нашла коса на камень.

• Ищи ветра в поле.

• Стрела летит, куда ее пошлют, и немного в сторону.

• Близок локоток, да не укусишь.

• Терпение и труд все перетрут.

• Яблоко от яблони недалеко падает.

• Бодливой корове Бог рогов не дает.

• Сердце не камень.

• Скатертью дорога.

• Не зная броду, не суйся в воду.

• Все хорошо, что хорошо кончается.

• С чужого коня среди грязи долой.

• Всякому овощу свое время.

• На воре шапка горит.

• Свет не без добрых людей.

• Век живи, век учись.

• Язык без костей.

• Чует кошка, чье мясо съела.

• Шила в мешке не утаишь.

• Не все коту масленица, бывает и великий пост.

• Готовь сани летом, а телегу – зимой.

• Москва не сразу строилась.

• Дорога ложка к обеду.

• И волки сыты, и овцы целы.

• Любишь кататься, люби и саночки возить.

• Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

• Что в лоб, что по лбу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Литература 5 класс пословицы — Пословицы и поговорки

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

Страница #1

Пословицы и поговорки Урок литературы 5 класс Подготовила Волосухина И.Я. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Холмовская СОШ»

Страница #2

Важное значение пословиц и поговорок Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. На пословицу ни суда, ни расправы. На твою спесь пословица есть. Не всякая пословица при всяком молвится. Старая пословица век не сломится. Для поговорки мужик в Москву пешим шел. Из поговорки слова не выкинешь. На всякого Егорку есть своя поговорка.

Страница #3

Сравните: Пословицы Краткое, мудрое суждение о жизни Содержит поучительный смысл Законченное суждение Характеризует поступки, образ жизни Украшает нашу речь

Страница #4

Сделал дело – гуляй смело

Страница #5

Не сиди сложа руки – не будет и скуки

Страница #6

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Страница #7

Под лежачий камень вода не течет

Страница #8

По секрету – всему свету

Страница #9

У семи нянек дитя без глазу

Страница #10

Любишь кататься – люби и саночки возить

Страница #11

Терпенье и труд – все перетрут

Страница #12

Угадай пословицу: Дело – смело Журавль – синица Слово – воробей Труд – рыбка Время – потеха Перо — топор

Страница #13

Проверь : Сделал дело – гуляй смело. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу – время, а потехе – час. Что написано пером, не вырубишь топором.

Страница #14

Объясни смысл : На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит. Сидя на печи – генералом не станешь. Чужими руками жар загребать. За спрос денег не берут. Языком болтай, а рукам воли не давай. Язык мой – враг мой. На хотенье есть терпенье. Невелика капля, а камень долбит. Топор своего дорубится. Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

Страница #15

Домашнее задание Напишите рассказ, который можно завершить одной из пословиц. К одной из пословиц сделайте рисунок.


Наименование ОУ

МБОУ СОШ №13

ФИО автора

Кочеткова Светлана Ивановна

Должность

учитель

Город

г.Новокузнецк

Дата создания

13.02.2015

Файл материала

урок лит-ры, 5класс Пословицы и поговорки.doc

Рейтинг

Оценить

1 голосовать

Описание материала

Просмотров

Комментарии0

Скачиваний190

Размер файла72.5Кб

Применяя приёмы ТРИЗ и РКМ, ребята расширять свои знания о пословицах и поговорках

СкачатьПредпросмотрМатериалы владельцаРекомендовать Добавить комментарий

В избранном у 0 пользователей.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях

Следующая статьяПриёмы ТРИЗ на уроках литературы Предыдущая статьяПословицы и поговорки Мудрость и красота (урок литературы в 5 классе)

Оглавление [Показать]

Также вас может заинтересовать

  • Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Андреева «Ангелочек»
  • Конспект урока «Не бьётся ли здесь огромный пульс всей этой жизни…» (Быт и нравы Запорожской Сечи) (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
  • Рабочая программа по литературе для 5 класса.
  • Внеклассное мероприятие » Дорогою добра»
  • Судьба печатной книги

Слайд 1Проект по литературе ученицы 6а класса Барсуковской школы Максаевой Ольги. Педагог: Прохорова Л.И. Пословицы

Слайд 2Цели и задачи: Создать проект по теме Собрать материал о пословицах Расширить знания об устном народном творчестве Создать презентацию

Слайд 3Пословица- это краткое мудрое изречение, содержащие законченную мысль.

Слайд 4Пословицы о еде. Только ангелы с неба не просят хлеба. Человек из еды живёт. Мельница сильна водой, а человек едой. Хороша потеха гусли, а ореха не стоят. Плачь не плачь, а есть-пить надо. Рот болит, а брюхо есть велит. Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной — отец родной. Душа не сосед: пить есть просит.

Слайд 5Пословицы о дружбе. Дружба — великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Без беды друга не узнаешь. Дружба любит дело. Скатерть со стола — и дружба сплыла. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей. Вода у друга лучше, чем у врага мёд. За дружбу дружбой платят. Две кошки в мешке дружбы не заведут. Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Слайд 6Пословицы о семье. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В семье и каша гуще. Семья воюет, а одинокий горюет. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Семейное согласие всего дороже. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет. Дочерьми красуются, а сыновьями в почёте живут. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Вся семья вместе, так и душа на месте. На семью чисто не настряпаешься. Ссора в совей семье до первого взгляда.

Слайд 9Пословицы о книгах. Выбирай книгу так, как выбираешь друга. Держи в порядке книжки и тетрадки! Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Глядит в книгу, а видит фигу. Книга для ума — что тёплый дождь для всходов. Книга — книгой, а мозгами двигай. Книга — мост в мир знаний, и в мир грёз. Книжные страницы похожи на ресницы — глаза открывают. Говорит как книга. Написано пером — не вырубишь топором. Книга, а в ней кукиш да фига.

Слайд 10Пословицы о силе. Сила по силе — осилишь; а сила не под силу — осядешь. Бог по силе крест налагает. Не везде — сила; где — уменье, а где — и терпенье. Не силой берут, уменьем. Силен, как бык, а смирен, как корова. Голодный волк сильнее сытой собаки. Сильна божья рука. Силен, как лесник. Не в силе Бог, а в правде. Кто силен да богат, тому хорошо воевать. Кто силен, тот и волен. Силою милу не быть. Птица крыльями сильна, жена мужем красна.

Слайд 12Вывод: народ создал не сметное количество пословиц, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь. В пословицах народ выразил своё отношение к обязанностям и поведению человека, его взглядам на дружбу.

Обязательно поделитесь с друзьями:

Скачать

Размер презентации: 1.33 Mb

Литературная игра для учащихся 5-х классов.

«Пословица недаром молвится…»

(турнир смекалистых)

Что за золото пословицы русские!

А что за роскошь, за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей!..

А.С.Пушкин

Цели и задачи:

  • завершить изучение темы «Русские пословицы и поговорки»;
  • подвести итог и проверить знания, умения и навыки учащихся;
  • расширить кругозор учащихся, обогатить их речь;
  • в игровой форме раскрыть творческие способности учащихся 5 класса.

Участники: две команды учащихся 5 класса.

Оформление: на классной доске экран соревнования турнира, название мероприятия, эпиграф, иллюстрации к пословицам и поговоркам.

Предварительная подготовка:

Дать задание командам вспомнить пословицы, в которых есть цифра 7;

Ножницы, линейку; два игрушечных зайца; лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской; небольшой камень, стакан воды; хлеб; игрушечный соловей и книга басен; топор, щепки; перо гусиное, листы с заданием к конкурсу «Старая пословица на новый лад».

Награждение: грамоты.

Жюри: учащиеся старших классов.

Ход игры.

Звучит весёлая игровая музыка.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, кто пришёл к нам на наш турнир смекалистых, посвящённый русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин восхищался ими. На уроках литературы вы узнали о пословицах много интересного, и сегодня я предлагаю вам принять активное участие в турнире смекалистых «Пословица недаром молвится», который даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.

Конкурс 1. «Разминка»

Ведущий читает первую часть пословицы, команды по очереди должны её закончить.

Не плюй в колодец-…(пригодится воды напиться)

Тише едешь-….(дальше будешь).

По одёжке встречают-…(по уму провожают).

За двумя зайцами погонишься-…(ни одного не поймаешь)

На ловца….(и зверь бежит)

Собака лает- …(ветер носит)

Смелого пуля боится-…(смелого штык не берет)

Поспешишь-…(людей насмешишь)

Скучен день до вечера,…_(когда делать нечего)

Сытое брюхо-…(к учению глухо)

Нет дыма …(без огня)

С кем поведёшься,…(от того и наберёшься)

Грамоте учиться-(всегда пригодится).

Терпение и труд….(всё перетрут)

Не стыдно не знать-…(стыдно не учиться)

Конкурс 2. «Угадай пословицу»

Командам предлагается в форме пантомимы показать две пословицы.Если соперники называют пословицу правильно, получают очко.

Лес рубят — щепки летят.

Тише едешь — дальше будешь.

По одёжке встречают — по уму провожают.

Конкурс 3. «Пословица в азбуке».

Участники турнира поочерёдно бросают по одному кубику и называют пословицу на ту букву, которая выпала сверху.

Конкурс4. «Вспомни пословицу»

На столе выкладываются различные предметы:

— ножницы, линейка;

— два игрушечных зайца;

— лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской;

— небольшой камень, стакан воды;

— хлеб;

— игрушечный соловей и книга басен;

— гусиное перо, топор, щепки.

Командам необходимо взять их в руки и вспомнить пословицу, с этими предметами связанную:

«Семь раз отмерь- один раз отрежь».

«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

«Под лежачий камень вода не течёт».

«Что написано пером, не вырубишь топором».

«Хлеб – всему голова»

«Соловья баснями не кормят»

«Лес рубят- щепки летят».

Конкурс 5. «Старинная пословица на новый лад»

Командам предлагается восстановить первоначальный текст пословиц.

Баба с воза

дальше будешь

Без труда

пригодиться воды напиться

Тише едешь

будешь с хлебом зимой

Глубже вспашешь весной

не выловишь рыбку из пруда

Куй железо

кобыле легче

Слово не воробей

в лес не ходить

Работай до поту

вылетит, не поймаешь

Волков бояться

поешь в охоту

Не плюй в колодец

пока горячо

Конкурс 6. «Разгадай пословицу»(можно в виде кроссворда) По горизонтали:

1.Собака лает-…носит.2.Кабы лиса не поспела, то бы…волка съела.3.На …шапка горит.4.слышал .., да не знает где он.5.На … и цвет товарищей нет. 6Молчание-…согласия.7.Человек человеку друг, товарищ и ….8… на столе, пересол на спине.9.Мели, Емеля, твоя неделя.10.А… просто открывался.11.На ловца и зверь ….12.Старость не….13.Не было у бабы хлопот, так купила…. 14.Шумим,…,шумим.15.Терпи,…,атаманом будешь.16…не моего романа.17.Близок …..,да не укусишь.18.Лиха беда… 19.Перемелется- …будет.20….не без добрых людей.

По вертикали:

1.Новая …чисто метёт.8.Любовь- всему….17.Дорога …ложка к обеду.21.Не плюй в …, пригодится воды напиться.22.Один в поле не …..23.Бедность не…24….дороже денег.25Не дорог …., дорога любовь.26.Своя…не тянет.27.Нашла коса на …28.Кто старое помянет, тому …вон.29Чужой…скоро приедается.30…. рыбака видит издалека.31.Не всё коту масленица, бывает и великий….32.Смотри в ….

Ответы.

По горизонтали:1.Ветер.2.Овца.3.Шапка.4.Звон.5.Вкус.6.Знак.7Брат.8Недосол.9.Емеля.10.Ларчик.11Зверь12. Радость. 13.Порося. 14.Братец. 15.Казак.16.Герой.17. Локоть.18.Начало.19.Мука.20.Свет.

По вертикали:1.Метла.8. Начало.17.Ложка.21.Колодец. 22.Воин. 23.Порок.24.Уговор.26.Ноша.27. Камень. 28Глаз.29.Калач.30.Рыбак.31.Пост.32 Корень.

Конкурс7. «Магическая цифра».

Команды перечисляют пословицы, в которых есть цифра 7.

(Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь и т.д.)

Конкурс 8. «Домашнее задание»

Команды разыгрывают сценку на тему любой пословицы.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш Турнир смекалистых «Пословица недаром молвится».Жюри подводит окончательные итоги. Мы поздравляем победителей. Молодцы! Турнир окончен.

poslovica-pogovorka.ru

Урок в 5 классе по литературе: «Пословицы и поговорки»

Краткосрочный план урока литературы

Ф.И.О. и место работы

Итикеева М.А. Сатпаев «Общеобразовательная школа №25» — учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5 «В»

Тема урока:

Пословицы и поговорки.

Цель:

Формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Ожидаемый результат:

Расширят знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширят кругозор, обогатят речь, пополнят словарный запас. Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.

Критерии успеха:

учащиеся смогут, работая в группе узнать о пословицах и поговорках; умение владеть речью; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о пословицах и поговорках, их прямой и переносный смысл.

Ключевые идеи/подход:

Развитие у учащихся навыков групповой работы, коммуникативных навыков через обсуждение в группе, активизация критического мышления, совместная постановка цели урока.

Учебник:

Литература Алматы «Мектеп» для 5 класса

Ход урока/заметки учителя:

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Формативное

(ОдО)

Суммативное (ОО)

1.Орг.момент (1мин)

Создание коллаборативной среды 

Ребята, для того чтобы создать благоприятную среду в классе я попрошу вас встать в параллельные линии и поприветствовать друг друга как «Друзья», «Соседи», «Учитель и ученик», «Одноклассники».

Ученики приветствуют друг друга и учителя;

-встают в круг. Проговаривают пожелания друг другу

2. Подготовка к обучению (объединение в группы) (2 мин)

А теперь мы встанем в круг и рассчитаемся на 1-ого, 2-ого, 3-его, 4-ого для того чтобы объединиться в группы.

Учащиеся делятся на группы

3. Опрос домашнего задания.

Составить кластер.

Критерии учителя

«5» — 10-8 терминов

«4» — 7-6терминов

«3» — 5-4 термина

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркер

  • Бумага

4. Вхождение в тему

Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся. (слайд )

(АМС ДАЙПРОПА А ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе)

Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде.

— Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали?

— Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

Дети выполняют задания на карточке – разминке

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Ответы на вопрос учителя

— Пословицы и поговорки

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

5. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

– Прочитайте статьи учебника

«Пословицы» и «Поговорки». Объясните, что такое пословица и поговорка?

— В чем различие пословицы и поговорки?

— Пословица – это краткое, мудрое суждение о жизни, содержит поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека,

их образ жизни, украшает нашу речь

— Поговорка – это меткое суждение, часть суждения, незаконченное предложение, дает оценку поступкам человека, но не поучает, а выражает чувства.

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

6. Основная часть. Этап осмысления

Работа в группах с пословицами разных тематических групп.

У каждой группы – листочек с пословицами. Вы должны из списка подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и прокомментировать их.

1-ая группа: пословицы о Родине.

2- ая группа: о природе

3 –ая группа: о здоровом образе жизни

4- ая группа: о семье

«Всякому мила своя сторона».

«Лес и воды – краса природы»

«Лес да растения – зверю спасение»

«Враг природы тот, кто лес не бережёт»

«На чужой стороне и весна не красна»

«На что и клад, когда в семье лад»

«На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

«Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

«Захворать – один день, а поправляться семь

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Здоровье дороже богатства»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

«Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

«Береги Родину, как зеницу ока»

1 группа.

«Всякому мила своя сторона».

«На чужой стороне и весна не красна»

«На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Береги Родину, как зеницу ока»

2-ая группа: о природе

«Лес и воды – краса природы»

«Лес да растения – зверю спасение»

«Враг природы тот, кто лес не бережёт»

«Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

3 группа.

«Здоровье дороже богатства»

«В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

«Захворать – один день, а поправляться семь недель»

Пословицы 4 группы:

«Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

«На что и клад, когда в семье лад»

взаимооценивание

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

7. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

8. Подведение итогов. Этап рефлексии.

Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите узнать, что это такое?

Синквейн — стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.1 строка — заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о. 

2 строка — два п р и л а г а т е л ь н ы х.

 3 строка — три г л а г о л а. 

4 строка — фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка — вывод, одно(два) слова, существительное(обычно). 

Посмотрите, что получилось у меня.

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Мудрость.

1 и 3 группы синквейн со словом пословица,

2 и 4 группы – поговорка.

ПОСЛОВИЦА  –

Поучительная, образная.

Подсказывает, утешает, напоминает.

Пословица недаром  молвится!

Жизнь.

ПОГОВОРКА-

Меткая, крылатая.

Выражает, помогает, украшает.

Дает оценку поступкам человека.

Крылатое суждение.

Синквейн

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

9. Домашнее задание

Заучить наизусть: 3-5 русских и казахских пословиц и поговорок.

10. Рефлексия деятельности

Ученики устно говорят то, что им понравилось на уроке, не понравилось на уроке и то, что было любопытно, хотелось бы еще больше узнать.

«Плюс, минус, интересно».

Рефлексия

В своем планировании интегрировала идеи семи модулей, так как они связаны между собой, формируют у учеников навыки обучения тому, как обучаться.

Психологический настрой способствовал развитию взаимопонимания, созданию коллаборативной среды.

Наблюдая за работой учеников в группах, я заметила, что они несли ответственность за предложенную работу, за поведение друг друга, ученики с высокой мотивацией стимулировали менее слабых к процессу обучения. Создавая атмосферу сотрудничества во время групповой работы, ученики могли раскрепоститься, у них появлялось желание к деятельности, а также ученики с высокой мотивацией предоставляли возможность учащимся с низкой мотивацией к выступлению. Каждый ученик проявил знания по предмету, чувствовал себя членом коллектива, учился формативно оценивать деятельность одноклассников.

Учитель русского языка и литературы: М.А.Итикеева

infourok.ru

Урок литературы «Пословица не даром молвится». 5-й класс

Разделы: Литература


Цели:

  • Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;
  • Формирование понятия о пословице и поговорке;
  • Развитие речи учащихся;

Задачи:

  • Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
  • Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
  • Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
  • Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование кабинета: мультимедийная установка, презентация.

Практическая значимость и актуальность:

  • Содержание урока связано с фольклорными традициями народа.
  • Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее более образной, меткой и афористичной.
  • Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Структура урока.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему. Актуализация знаний.
3. Самостоятельная работа со вступительной статьей:

а) чтение;
б) работа над ключевыми фразами;
в) нахождение отличительных черт пословицы от поговорки.

4. Сопоставление пословицы и поговорки.
5. Этап актуализации жизненных впечатлений.

а) Игра: «Подбери пословицу»
б)  Игра: «Четвертый лишний».
в) Игра: «Соедини начало и конец».

6. Рефлексия.
7. Итог. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, Скажите, пожалуйста, что вы вспомнили, глядя на эти иллюстрации (слайды 1, 2, 3)

– Какова тема нашего урока? (Пословицы и поговорки)
– Почему наш урок называется «Пословица не даром молвится»?

2. Введение в тему. Актуализация знаний

– Обратите внимание на слайд 4, на котором мы видим пословицы о пословице и поговорке. Как вы понимает их?

  • Пословица не даром молвится.
  • Без пословицы речь не молвится.
  • Красна речь пословицей.
  • От пословицы не уйдешь.
  • Пословица – всем делам помощница.
  • Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

– Прочитайте статью учебника «О пословицах и поговорках» на странице 49.  
– О чем говорится в данной статье, на что автор обращает внимание?
– Найдите сходство и различие между пословицей и поговоркой.

4. Сопоставление пословицы и поговорки

– Обратите внимание на следующий слайд 5 и сделайте вывод: в чем особенность пословицы и поговорки.

Пословица

  • краткое, мудрое суждение о жизни
  • содержит поучительный смысл
  • законченное суждение
  • характеризует поступки человека,их образ жизни
  • украшает нашу речь

1 часть – условия совершения событий
2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание

Поговорка

  • меткое суждение
  • часть суждения, незаконченное предложение
  • дает оценку поступкам человека,но не поучает
  • выражает чувства

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

А) Игра: «Подбери пословицу» (слайды 6, 7)

  • Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
  • Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
  • Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
  • Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

В)  Игра: «Четвертый лишний» (слайд 8)

  • С деньгами мил, без денег постыл.
  • Правда дороже золота.
  • У Фомушки денежки – Фомушка Фома, у Фомушки нет денежки – Фомка Фома.
  • Худ Роман, коли пуст карман
  • Бьется, как рыба об лед.
  • Как рак на мели.
  • Пропал, как швед под Полтавой.
  • Хвост голове не указ.

В) Игра: «Соедини начало и конец» (слайд 9)

  • Кто добро творит,
  • Не узнав горя,
  • Бог не без милости,
  • Правду говори,
  • Варвара мне тетка,
  • Живи не ложью,
  • не узнаешь и радости.
  • казак не без счастья.
  • того Бог благословит.
  • а правда сестра.
  • будет по-божьи.
  • что дрова руби.

6. Рефлексия

– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?

7. Итог. Выставление оценок

 8. Домашнее задание (слайд 10)

Сочинение по пословице.

1 вариант.

Найти пословицы о родине.
Какому отношению к родной земле они учат?

2 вариант.

Найти пословицы об истинной дружбе и мнимой.
Какие качества человека осуждаются в пословицах?

11.07.2010

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Пословицы 5 класс по литературе

Пословицы и поговорки.

Цель: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы:  выразительное  чтение,  аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Нашу  работу  по  фольклору  продолжат  малые  формы  –  пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.

Ответы учащихся.

Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

2. Работа по учебнику.

– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.

Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.

3. Беседа по вопросам.

– Что такое пословица?

– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «без труда…», о проведении времени – «делу время…», питать на кого-то надежду – «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве – «не хвали себя…», об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)

Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)

Литературная игра для учащихся 5-х классов.

«Пословица недаром молвится…»

(турнир смекалистых)

Что за золото пословицы русские!

А что за роскошь, за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей!..

А.С.Пушкин

Цели и задачи:

  • завершить изучение темы «Русские пословицы и поговорки»;
  • подвести итог и проверить знания, умения и навыки учащихся;
  • расширить кругозор учащихся, обогатить их речь;
  • в игровой форме раскрыть творческие способности учащихся 5 класса.

Участники: две команды учащихся 5 класса.

Оформление: на классной доске экран соревнования турнира, название мероприятия, эпиграф, иллюстрации к пословицам и поговоркам.

Предварительная подготовка:

Дать задание командам вспомнить пословицы, в которых есть цифра 7;

Ножницы, линейку; два игрушечных зайца; лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской; небольшой камень, стакан воды; хлеб; игрушечный соловей и книга басен; топор, щепки; перо гусиное, листы с заданием к конкурсу «Старая пословица на новый лад».

Награждение: грамоты.

Жюри: учащиеся старших классов.

Ход игры.

Звучит весёлая игровая музыка.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, кто пришёл к нам на наш турнир смекалистых, посвящённый русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин восхищался ими. На уроках литературы вы узнали о пословицах много интересного, и сегодня я предлагаю вам принять активное участие в турнире смекалистых «Пословица недаром молвится», который даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.

Конкурс 1. «Разминка»

Ведущий читает первую часть пословицы, команды по очереди должны её закончить.

Не плюй в колодец-…(пригодится воды напиться)

Тише едешь-….(дальше будешь).

По одёжке встречают-…(по уму провожают).

За двумя зайцами погонишься-…(ни одного не поймаешь)

На ловца….(и зверь бежит)

Собака лает- …(ветер носит)

Смелого пуля боится-…(смелого штык не берет)

Поспешишь-…(людей насмешишь)

Скучен день до вечера,…_(когда делать нечего)

Сытое брюхо-…(к учению глухо)

Нет дыма …(без огня)

С кем поведёшься,…(от того и наберёшься)

Грамоте учиться-(всегда пригодится).

Терпение и труд….(всё перетрут)

Не стыдно не знать-…(стыдно не учиться)

Конкурс 2. «Угадай пословицу»

Командам предлагается в форме пантомимы показать две пословицы.Если соперники называют пословицу правильно, получают очко.

Лес рубят — щепки летят.

Тише едешь — дальше будешь.

По одёжке встречают — по уму провожают.

Конкурс 3. «Пословица в азбуке».

Участники турнира поочерёдно бросают по одному кубику и называют пословицу на ту букву, которая выпала сверху.

Конкурс4. «Вспомни пословицу»

На столе выкладываются различные предметы:

— ножницы, линейка;

— два игрушечных зайца;

— лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской;

— небольшой камень, стакан воды;

— хлеб;

— игрушечный соловей и книга басен;

— гусиное перо, топор, щепки.

Командам необходимо взять их в руки и вспомнить пословицу, с этими предметами связанную:

«Семь раз отмерь- один раз отрежь».

«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

«Под лежачий камень вода не течёт».

«Что написано пером, не вырубишь топором».

«Хлеб – всему голова»

«Соловья баснями не кормят»

«Лес рубят- щепки летят».

Конкурс 5. «Старинная пословица на новый лад»

Командам предлагается восстановить первоначальный текст пословиц.

Баба с воза

дальше будешь

Без труда

пригодиться воды напиться

Тише едешь

будешь с хлебом зимой

Глубже вспашешь весной

не выловишь рыбку из пруда

Куй железо

кобыле легче

Слово не воробей

в лес не ходить

Работай до поту

вылетит, не поймаешь

Волков бояться

поешь в охоту

Не плюй в колодец

пока горячо

Конкурс 6. «Разгадай пословицу»(можно в виде кроссворда) По горизонтали:

1.Собака лает-…носит.2.Кабы лиса не поспела, то бы…волка съела.3.На …шапка горит.4.слышал .., да не знает где он.5.На … и цвет товарищей нет. 6Молчание-…согласия.7.Человек человеку друг, товарищ и ….8… на столе, пересол на спине.9.Мели, Емеля, твоя неделя.10.А… просто открывался.11.На ловца и зверь ….12.Старость не….13.Не было у бабы хлопот, так купила…. 14.Шумим,…,шумим.15.Терпи,…,атаманом будешь.16…не моего романа.17.Близок …..,да не укусишь.18.Лиха беда… 19.Перемелется- …будет.20….не без добрых людей.

По вертикали:

1.Новая …чисто метёт.8.Любовь- всему….17.Дорога …ложка к обеду.21.Не плюй в …, пригодится воды напиться.22.Один в поле не …..23.Бедность не…24….дороже денег.25Не дорог …., дорога любовь.26.Своя…не тянет.27.Нашла коса на …28.Кто старое помянет, тому …вон.29Чужой…скоро приедается.30…. рыбака видит издалека.31.Не всё коту масленица, бывает и великий….32.Смотри в ….

Ответы.

По горизонтали:1.Ветер.2.Овца.3.Шапка.4.Звон.5.Вкус.6.Знак.7Брат.8Недосол.9.Емеля.10.Ларчик.11Зверь12. Радость. 13.Порося. 14.Братец. 15.Казак.16.Герой.17. Локоть.18.Начало.19.Мука.20.Свет.

По вертикали:1.Метла.8. Начало.17.Ложка.21.Колодец. 22.Воин. 23.Порок.24.Уговор.26.Ноша.27. Камень. 28Глаз.29.Калач.30.Рыбак.31.Пост.32 Корень.

Конкурс7. «Магическая цифра».

Команды перечисляют пословицы, в которых есть цифра 7.

(Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь и т.д.)

Конкурс 8. «Домашнее задание»

Команды разыгрывают сценку на тему любой пословицы.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш Турнир смекалистых «Пословица недаром молвится».Жюри подводит окончательные итоги. Мы поздравляем победителей. Молодцы! Турнир окончен.

poslovica-pogovorka.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: разработка урока литературы в 5 классе «Русские пословицы и поговорки»

Слайд 1

Русские пословицы и поговорки . Литература 5 класс.

Слайд 2

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с малыми жанрами фольклора 2.Научить отличать пословицы от поговорок 3. Показать краткость, образность, мудрость русских пословиц

Слайд 3

Вступительное слово учителя: В древности жило устное словесное искусство и передавал нам его дружинный певец, калика перехожий, скоморох, просто деревенская бабушка, окружённая детворой. Часто вместо слова фольклор мы употребляем и другое: устное народное творчество. В фольклор входят такие жанры, как: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, сказы, легенды, былины, песни, анекдоты, частушки.

Слайд 4

Продолжение. В этом году мы встретимся с фольклорными жанрами, которые вам знакомы, но присмотримся к ним повнимательней. Никто не знает, когда возникли пословицы. Они идут от далёких времён и сопутствуют народу на всём протяжении его истории. Русская пословица- крылатая мудрость народа .

Слайд 5

Продолжение. Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится . Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа . Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.

Слайд 6

Писатели и поэты о пословицах и поговорках. В простоте слова- самая великая мудрость . Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них- целые книги. А.М.Горький.

Слайд 7

Высказывания писателей о пословицах и поговорках Пословицы – это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый В.Даль.

Слайд 8

Высказывания поэтов о пословицах и поговорках Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото! А.С.Пушкин .

Слайд 9

Высказывания писателей о поговорках и пословицах Вот как просто сочиняют наши мужики. Всё просто: слов мало, а чувства много. Л.Н.Толстой

Слайд 10

Запись в тетрадь. ПОСЛОВИЦА- это краткое изречение, приноравливаемое к разным случаям жизни. Пословица — это краткость, простота, большая содержательность. законченные по форме предложения. устойчивость. участие в живой разговорной речи.

Слайд 11

Запись в тетрадь. ПОГОВОРКА не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Поговорка — изменчивость. более краткая, чем пословица. конкретное содержание. участие в живой разговорной речи.

Слайд 12

Закрепление: 1 ) Найти пословицы и поговорки в сказке Е. Пермяка « Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу » . « Стала торопливая Куница шёлковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп: Весь шёлк искромсала, изрезала в лоскутки да так, что не то , что сарафан, платка сшить невозможно. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнёт, сюда подвернёт. Всё она сообразила, всё высчитала -потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. — —- Где ты кройке-шитью училась, Синица? Какие курсы кончила? — спросила Куница. — Никаких курсов я не кончила, — отвечает Синица. — Бабушка меня шитью выучила. — А как она учила? — Да очень просто: 6 важных слов велела запомнить. — Каких? — 7 раз отмерь, один раз отрежь.

Слайд 13

Игровые моменты: Закончи пословицу: Труд человека кормит Кто много говорит Повторенье Не спеши языком Сделал дело Ученье-свет Куй железо С кем поведёшься Лучше горькая правда Не всё то золото

Слайд 14

Игра « Назови пословицу» Восстановить пословицу по этим словам. ДЕЛО-БЕЗДЕЛЬЕ. ДРУЖБА-СЛУЖБА. ЛАЕТ-КУСАЕТ. РУКИ-СКУКИ. ТРУД-ЛЕНЬ. ДЕЛО-ПОТЕХА. ЯЗЫК-ДЕЛО. ШИЛО-МЕШОК.

Слайд 15

Отгадай загадки-пословицы О каких людях идёт речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загадках ЕЛ, ДА УСТАЛ, СПАЛ, ДА НАМАЯЛСЯ. ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ: ЧТО ХОЧЕТ, ТО И БОРМОЧЕТ. ПОДАЛ РУКУ, ДА ПОДСТАВИЛ НОГУ. МОЁ ГОРЕ-СТРЕЛА ВО МНЕ, ЧУЖОЕ ГОРЕ-СТРЕЛА ВО ПНЕ.

Слайд 16

ЗАГАДКИ -В КАКОЙ ПОГОВОРКЕ НАСЕКОМОЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ? -СОГЛАСНО КАКОЙ ПОГОВОРКЕ СЛОВО НАХОДИТСЯ В КАРМАНЕ?

Слайд 17

Закончи предложения пословицей: « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Не даром утверждает пословица….. «Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала:

Слайд 18

Домашнее задание Учебник стр. 5-7 Сделать книжки-малышки с пословицами 1 ряд- о книге 2 ряд- о человеке 3 ряд -о погоде.

nsportal.ru

Пословицы и поговорки — Литература

Пословицы и поговорки

Великое наследие

«Хвалебное слово пословице»

Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!

Они великие помощницы и в жизни верные друзья!

Порой они нас наставляют, советы добрые дают,

Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!

Ну, кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?

Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.

Что долог день до вечера, коли делать нечего.

Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».

Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

И почитай учителя, как своего родителя.

А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.

Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет!

Помни! Тот, кто хочет много знать, тот не должен долго спать!

Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

  • Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
  • На пословицу ни суда, ни расправы.
  • На твою спесь пословица есть.
  • Не всякая пословица при всяком молвится.
  • Старая пословица век не сломится.
  • Для поговорки мужик в Москву пешим шел.
  • Из поговорки слова не выкинешь.
  • На всякого Егорку есть своя поговорка.

О своем значении пословицы и поговорки рассказывают сами

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, « Битый небитого везет » (из сказки « Лисичка-сестричка и волк » ).

В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые.

Пословицы

  • краткое, мудрое суждение о жизни
  • содержит поучительный смысл
  • законченное суждение
  • характеризует поступки человека, их образ жизни
  • украшает нашу речь

1 часть – условия совершения событий

2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание

  • меткое суждение
  • часть суждения, незаконченное предложение
  • дает оценку поступкам человека, но не поучает
  • выражает чувства

Поговорки

Игра «Знатоки пословиц»

  • Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете?
  • Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья?
  • Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что ей на это ответили ребята?
  • Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», — ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну?
  • Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. 
  • Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. 

Игра «Собери пословицу»

Назовите пословицы по парам слов

  • Труд — рыбка
  • Время – потеха
  • Перо – топор
  • Дело – смело
  • Журавль – синица
  • Слово – воробей

Игра «Объясни смысл»

  • На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит.
  • Сидя на печи генералом не станешь.
  • Чужими руками жар загребать.
  • За спрос денег не берут.
  • Языком болтай , а рукам воли не давай.
  • Язык мой – враг мой.
  • На хотенье есть терпенье.
  • Невелика капля, а камень долбит.
  • Топор своего дорубится.
  • Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?

Домашнее задание

Напишите рассказ, который можно завершить одной из пословиц.

Спасибо за внимание

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *