cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

5 пословиц 5 класс литература: Пословицы и поговорки для 5 класса

План-конспект урока (литература, 5 класс) по теме: Урок литературы в 5 классе на тему «Пословицы и поговорки»

МБОУ «Холмовская СОШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Урок литературы на тему

 «Пословицы и поговорки».

(5 класс)

Выполнила:

Волосухина Ирина Яковлевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

2012-2013 учебный год

Цели деятельности учителя:

  1. Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;
  2. Формирование понятия о пословице и поговорке;
  3. Развитие речи учащихся
  1. Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
  2. Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
  3. Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
  4. Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету,  познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,  слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1.

— Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?

— Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах.

Дома вы готовили «Хвалебное слово пословице». Давайте его послушаем.

1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!

Они великие помощницы и в жизни верные друзья!

2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,

3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!

5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта  мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?

6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.

7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.

8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».

10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.

12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.

13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!

14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!

15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Слово учителя

Слайд 2

О важном значении пословиц и поговорок говорят сами пословицы и поговорки:

  1. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
  2. На пословицу ни суда, ни расправы.
  3. На твою спесь пословица есть.
  4. Не всякая пословица при всяком молвится.
  5. Старая пословица век не сломится.
  6. Для поговорки мужик в Москву пешим шел.
  7. Из поговорки слова не выкинешь.
  8. На всякого Егорку есть своя поговорка.

3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

– Прочитайте статьи учебника «Пословицы»  на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33.  

— В чем различие пословицы и поговорки?

Слово учителя

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые.

4. Сопоставление пословицы и поговорки.

Слайд 3

Учащиеся делают выводы на основе статей учебника и записывают их.

Пословица

  1. краткое, мудрое суждение о жизни
  2. содержит поучительный смысл
  3. законченное суждение
  4. характеризует поступки человека, их образ жизни
  5. украшает нашу речь

1 часть – условия совершения событий
2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание

Поговорка

  1. меткое суждение
  2. часть суждения, незаконченное предложение
  3. дает оценку поступкам человека,но не поучает
  4. выражает чувства

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

 Класс делится на две команды. За каждый правильный ответ команда получает балл (жетон)

А) Игра «Знатоки пословиц»

Слайды 4 — 11

  1. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)
  2. Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы  напомнили ему друзья? (Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)
  3. Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку.  Что ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
  4. Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», — ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну? (Под лежачий камень вода не течет).
  5. Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
  6. Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
  7. Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
  8. Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

Б) Игра «Собери пословицу»

  1. Командам предлагается собрать разрезанные пословицы.
  2. Назовите пословицы по парам слов.

Слайд 12

Дело – смело                                                  

Журавль – синица

Слово – воробей

Труд —  рыбка

Время – потеха

Перо – топор

Слайд 13

В) Игра «Объясни смысл»

Слайд 14

  1. На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит.
  2. Сидя на печи генералом не станешь.
  3. Чужими руками жар загребать.
  4. За спрос денег не берут.
  5. Языком болтай , а рукам воли не давай.
  6. Язык мой – враг мой.
  7. На хотенье есть терпенье.
  8. Невелика капля, а камень долбит.
  9. Топор своего дорубится.
  10. Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

6. Рефлексия

– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?

7. Итог. Выставление оценок

 8. Домашнее задание 

Слайд 15

  1. Напишите рассказ, который можно завершить одной из пословиц.
  2. К одной из пословиц сделайте рисунок.

Слайд 16

Волосухина И.Я. – учитель русского языка и литературы.

Пословицы и поговорки. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1

Пословицы и поговорки

• Нашла коса на камень.

• Ищи ветра в поле.

• Стрела летит, куда ее пошлют, и немного в сторону.

• Близок локоток, да не укусишь.

• Терпение и труд все перетрут.

• Яблоко от яблони недалеко падает.

• Бодливой корове Бог рогов не дает.

• Сердце не камень.

• Скатертью дорога.

• Не зная броду, не суйся в воду.

• Все хорошо, что хорошо кончается.

• С чужого коня среди грязи долой.

• Всякому овощу свое время.

• На воре шапка горит.

• Свет не без добрых людей.

• Век живи, век учись.

• Язык без костей.

• Чует кошка, чье мясо съела.

• Шила в мешке не утаишь.

• Не все коту масленица, бывает и великий пост.

• Готовь сани летом, а телегу – зимой.

• Москва не сразу строилась.

• Дорога ложка к обеду.

• И волки сыты, и овцы целы.

• Любишь кататься, люби и саночки возить.

• Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

• Что в лоб, что по лбу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Проект по литературе (5 класс) на тему: Значение пословиц и поговорок.

Научно — исследовательская работа на тему

              «Значение пословиц и поговорок в русских народных сказках».

Автор: Иванова Любовь,

ученица  5к1 класса

МБОУ «СОКШ №4»

                                            Научный руководитель:

                                                                     Немальцева Анна Николаевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

г. Нефтеюганск, 2016 г.

Аннотация.

Пословицы и поговорки представляют собой  народную  мудрость, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений.  «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Владение ярким языком — признак высокой культуры, эрудированности, широты кругозора, начитанности. Поэтому исследование значений пословиц и поговорок является актуальным.

Русские пословицы и поговорки — это меткие выражения, придуманные русским народом, а также переведенные из многих древних письменных источников, заимствованные из разнообразных произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые и глубокие мысли. Многие русские пословицы и поговорки состоят из двух и более соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл. Зачастую существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок так сказать более высоким обобщающим смыслом.

Цель исследования – определение  роли  пословиц  и поговорок  в русских народных  сказках.

Задачи исследования:

— Изучить историю происхождения пословиц и поговорок.

— Познакомиться с устным народным творчеством  пословиц, поговорок.

— Проанализировать значение пословиц и поговорок в русских народных сказках.

— Доказать  многообразие проявления народной мудрости.

Объект исследования: культура и быт русского   народа, заключающийся в устном народном творчестве.

Предмет исследования: пословицы, поговорки.

В своей исследовательской работе мы  использовали следующие методы:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Изучение и использование информационных источников.

3. Выборки из словарей пословиц и поговорок.

4. Поиск информации в Интернете.

Анализ основных понятий. 

Толкование слова « Пословица, поговорка»

Пословица – это жанр устного народного творчества, крылатая фраза, обычно состоящая из двух частей, выражающая собой народную мудрость и имеющее назидательный смысл.

Поговорка – это образное выражение, метко определяющее и оценивающее то или иное жизненное явление. В поговорках, как и в пословицах, ярко проявляется народная мудрость. Различие между ними заключается в том, что поговорка состоит из одной части, без противопоставления, а пословица, всегда состоит из двух частей.

Кроме того необходимо познакомиться с понятием «фольклор»:

Толковый словарь С.И.Ожегова

Фольклор — народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Оно произошло от английского Folk Lore- что значит народная мудрость, народное знание.

 1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 1.1 История появления пословиц и поговорок

         Пословицы и поговорки — неизменная часть любого разговорного языка. Они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами. Ранние сборники пословиц «издавались» еще в Древнем Египте, около 2500 г. до нашей эры. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону           (10-й век до н.э.). В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; до нас дошло около трех десятков рукописных сборников, составленных в XIII—начале XV веков. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями: тогда пословица служит подписью к рисунку. Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: «Пословицы — это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности». Коллекционером пословиц был Аристофан Византийский, который составил шесть книг пословиц (две в стихах и четыре в прозе). Плутарх, знаменитый биограф, написал «Лаконичные изречения», которые, по сути, являются сборником пословиц и поговорок. Во времена Римской Империи, Зиновий, греческий софист составил свод римских пословиц, поговорок и изречений. В византийский период монах и переводчик Максим Плануд записал 275 пословиц. Распространение древнегреческих и древнеримских пословиц в различных европейских странах является результатом работы известного голландского гуманиста Эразма Роттердамского. В своем труде «Пословицы», который был опубликован в 1500 году, Эразм перевел около 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Их с удовольствием читали образованные люди Европы на латинском языке, который был международным языком того времени. Позже они были переведены на разговорные языки европейцев. Но перенесемся в Россию. Пословицы и поговорки в русском языке – пласт языковой культуры. Это тончайшие наблюдения повседневности и философия русской жизни. Они обеспечивают понимание человеческого поведения и характера. Пословицы и поговорки  выжили благодаря своей краткости, а рифма и ритм радуют ухо и помогают памяти. В основном, это творчество народа, но есть и заимствования, о чем упоминалось выше. Также русские пословицы и поговорки «перетекают» в разговорную речь из литературных произведений.  Пословицы и поговорки не утратили своего языкового значения и сегодня. Они, как и много веков назад, отражают нашу жизнь и делают речь точнее и образнее.

Все-таки трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки  родились давно – во времена, когда только зарождалась человеческая речь, и формировались навыки общения. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечно, в связи с тем, что пословицы и поговорки – жанр устного характера, они имели множество модификаций (преобразование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств), передаваясь из уст в уста. В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости. С развитием цивилизации малые жанры развиваются, обретая все больше и больше новых тем и направлений.

За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « Что посеешь, то и пожмешь», « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Пословица – это мудрость многих, остроумие каждого.

1.2. Крылатая мудрость —  в пословицах, поговорках. 

Пословицы и поговорки   напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Ведь в пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации. Единственное, от чего зависит этот опыт – это время, которое обогащает, наполняет его. Кладом опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка – это нечто другое. Это, скорее, просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или обозначающее часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»… Что же такое все-таки  «пословица» и «поговорка»? Какие между ними сходства и различия? Наверняка, употребляя то, или иное высказывание мало кто задумывается об этом, ведь они словно, две подружки, «ходят вместе». На самом деле, общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.

Пословица – это меткое завершенное высказывание, которое несет в себе какое-то поучение, вывод, сделанный из определенного события или случая. Тогда, как поговорку можно по праву назвать «половиной пословицы».

 Поговорка – красивое высказывание, преимущественно образное, которое не несет в себе законченной мысли.

Пословица Поговорка

Мал золотник, да дорог. «мал, да удал»

Пустая бочка громче гремит. «собака на сене»

Не зная броду, не суйся в воду. «остаться с носом»

Автором и тех, и других, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое.… Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена, когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг.… «— Кто не работает, тот ест! Учись, студент!», «Не будите спящую собаку!». Но значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Поэтому мы и вспоминаем так часто школьный учебник по чтению, поэтому обращаемся к пословицам и поговоркам снова и снова, на протяжении всей жизни.

На протяжении веков мудрость народа заключается в небольшие умные высказывания. Трудно представить народ, у которого нет своего клада словесной мудрости. Из поколения в поколение, из уст в уста передаются поговорки и пословицы – образные выражения, несущие в себе вековой опыт и отражающие жизнь, культуру и традиции предков. Используя всевозможные пословицы, поговорки и прочие народные мудрости, мы не только украшаем свою речь, но и делаем ее более понятной и привлекательной для окружающих. Иногда, с помощью таких вот популярных народных жанров, можно донести очень многое, ведь они, как маленькие советчики, способны в нескольких словах передать весь смысл жизни, рассказать о радости и горе, дать ответ на все случаи жизни.

Нашему народу присуще огромное количество пословиц, поговорок. Поистине талантливыми можно назвать составителей малых жанровых форм. Ведь, на самом деле, очень тяжело одним предложением, или даже словосочетанием, передать опыт поколений, дать умный совет, утешить, развеселить, дать наставление. У каждого народа, есть свой фольклор, в Англии бытует поговорка «родился с серебряной ложкой во рту» — это значит, родился счастливым. Наша поговорка о таких скажет – «в рубашке родился».

 Ко всем известным пословицам «Учится — всегда пригодиться», «Тише едешь – дальше будешь» и многим другим добавляются новые образцы народной мудрости.

Почему мы так говорим.

«Покажу, где раки зимуют» — сейчас это выражение означает угрозу, предупреждение. Это выражение  связано со временами крепостного права, когда помещики уезжали на зиму в города, где начинался сезон балов и приемов. И одним из изысканнейших блюд на званых обедах считались раки. Гурманы утверждали, что раки по-настоящему вкусны только в те месяцы, в названиях которых есть буква «р.», т. е. с сентября по апрель. За зимними раками крепостным крестьянам приходилось лезть в студеную воду. Найти их в норах было очень трудно, поэтому отыскать место, «где раки зимуют», было худшим наказанием.

 1.3. Значение пословиц поговорок в русских народных сказках.

Пословицы и поговорки часто встречаются  и  в русских народных сказках,  перечитывая которые, я постаралась определить, какую же роль они  играют в сказках и почему так часто  упоминаются. И вот что получилось: известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок. Я  заметила, что в сказках, пословицы и поговорки  дают советы, поучают,   разными способами помогают героям сказок. В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке: «Печка-матушка, спрячь меня» — это очень показательное обращение, его мы уже встречали в пословицах. ( «От теплого слова и лед тает», «Держись за землю-матушку — она одна не выдаст»). В сказках очень часто встречается  образ Дурачка, который лежит на печи и  ничего не делает. Он простодушен, глуп, сам себе на уме. (Вспомним пословицы и поговорки: «Дурака учить — только портить», «Учился читать да писать, а выучился петь да плясать», «Дурак, кто с дураком свяжется», «Чужой дурак — смех, а свой дурак – стыд», «Свой дурак дороже чужого умника», «Ленивого дошлюсь, сонливого добужусь, а с дураком ничем не свяжусь», «Похвали дурака, а он и рад»). Однако мы видим, что  в сказках  именно дурачок оказывается самым честным,  смелым, находчивым, добрым, не падающим духом, способным найти выход из любого положения, человеком. Он выступает носителем лучших черт народа, и его  в конце обязательно награждает судьба. А вот еще: например, в одной из сказок о Василисе Премудрой рассказывается, о невыполнимых заданиях, которые герой сказки должен выполнить к следующему дню. Например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» говорится: — О чём горько плачешь? — спрашивает его [Ивана-царевича]… Василиса Премудрая.— Как мне не плакать, доброму молодцу? Приказал морской царь за одну ночь сделать церковь из чистого воску.— Ну, это еще не беда, беда впереди будет. Ложись-ка спать: утро вечера мудренее… Поутру встал Иван-царевич, глянул — стоит церковь из чистого воску. Мудренее — употребляемая только в этой пословице устарелая форма сравнительной степени от мудрёный, здесь в значении ‘более мудрый, разумный’. В современном литературном языке слово мудрёный (разг.) употребляется в других значениях “загадочный, непонятный”; “трудный, замысловатый”. Сравнительная степень — мудрёнее. Утром придет более правильное решение. Говорят, когда решение чего-либо откладывают на завтрашнее утро (потому что надеются, что за ночь что-то может измениться, утром всё будет выглядеть иначе, и отдохнувший человек примет более правильное решение, чем накануне вечером, когда он устал,  может ошибиться).

Еще одна из самых главных ролей в жизни русского народа отводилась хлебу, поэтому не случайно с ним связано так много пословиц и поговорок.

Хлеб — всему голова.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем душевное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

«Хлеб — дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед — коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска — а хлеба каравай — так и под елью рай. Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни. Хлеб. У этого слова много значений.  Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Хлебом солью всегда встречали гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье  «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу «Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся «Чтоб мне хлеба не видать». «Хлеб – всему голова», — уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашут, хлеб сеют, собирают, продают. (Сказка «Легкий хлеб» — Ну что ж, -говорит мужик, -если не хочешь трудный хлеб есть, ешь легкий. Иди на выгон, там конь пасется…)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перечитывая русские народные сказки, изучая пословицы и поговорки, знакомясь с разными приметами и суевериями, я поняла, что пословицам и поговоркам в жизни народа действительно отводилось особое место,  и моя гипотеза о том, что пословицы и поговорки для русского человека были центром его жизни, подтвердилась. Мы увидели, что они в русском фольклоре занимают далеко не последнюю роль, они учат добру, мудрости, справедливости. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не обходились без мудрых высказываний. С ними были связаны  весь быт, вся жизнь крестьянина. Поэтому не случайно выражение:  «Пословица недаром молвится», « Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», « Поговорка — цветочек, пословица – ягодка». 

Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что выполнила главную цель исследовательской работы: изучила значение пословицы и поговорки  в жизни русского народа. Я проделала очень большую, интересную работу, пополнила словарный запас и обогатилась бесценными знаниями и умениями, которые я смогу в будущем использовать на уроках, литературы, истории,  изобразительного искусства, а также поделиться ими со всеми желающими.

Несмотря на свою многовековую историю, пословицы и поговорки успешно дожили до наших дней. До сих пор  они используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше.  

Что интересно, наши русские пословицы и поговорки  знают и любят не только у нас в стране, но и за рубежом.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Русские народные сказки, Москва, 2011.

2) Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева,  Москва, 1999.

3) Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – Москва, 2010.

4) Русские народные загадки, пословицы,  поговорки.- Москва, 2011.

5) Русские пословицы и поговорки. – Москва,  2013.

6) Т. Тарабарина  Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.  – Ярославль, 2007.

7) В. Даль Пословицы русского народа. – Москва, 1997.

8)  С.И. Ожегов Толковый словарь

9)  В. И. Даль. Пословицы русского народа. М. 2000.

10) Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. — 2013.

11) Фонограмма песни « Хлеб — всему голова» Автор текста (слов): Балачан В. ,

Композитор (музыка): Захарченко В. 

Приложение1

Классификация русских народных сказок.

Как правило все русские народные сказки бывают нескольких видов. Самым древним видом являются сказания о животных, в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. Другой вид- это бытовые сказки о людях. Главными героями в них являются обычные русские люди. И, наконец, третий вид- сказки о волшебстве.

Структура русских народных сказок.

Сказка состоит из 3-х основных частей:

Зачин ( жили-были, в некотором государстве…и т.д.)

содержание сказки

окончание ( Живут-поживают, добра наживают)

Основные герои сказок.

Главными героями наших сказаний являются сильные, находчивые, добрые и благородные герои- Иван-царевич, Иван-дурак, Елена Прекрасная, Елена Премудрая. Кроме добрых героев, всегда присутствуют и злые- Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Конспект урока по литературе на тему «Пословицы и поговорки» (5 класс)

Урок литературы в 5 классе Тема : Пословицы и поговорки

Цели и задачи урока:

  • повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм;

  • развитие речи учащихся через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы;

  • воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: 

Вот как хорошо сочиняют мужики.

Всё просто, слов мало, а чувства много.

Л.Н. Толстой

I. Организационный момент

1. Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы.

II. Актуализация

1. Вступительное слово учителя

  • Какие малые жанры фольклора вы знаете? (считалки, загадки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки)

  • Названия жанров вы знаете, а теперь проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. На прошлом уроке мы о них говорили.

2. Повторение

Определительная работа

З/е: определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

  1. От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

  1. Зимою и летом одним цветом (загадка).

  2. Спят усталые игрушки, мишки спят … (колыбельная песня).

  3. Шышел-мышел, взял, да вышел (считалка).

  4. Лошадка травку ела, ела,

  5. И ей травка надоела.

  6. В магазин пришла Лошадка (небылица).

  1. III. Формирование новых понятий

  2. 1. Работа с учебником

  3. З/е: внимательно прочитать теоретический материал учебника (стр. 139), ответить на вопросы и выполнить задания.

  4. Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

  5. Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном.

  • Как вы понимаете значение данных определений?

  • Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

  • В чем же сходство и различие данных жанров?

  1. 3. Сравнительный анализ

  2. З/е: определить, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками; заполнить таблицу «Сходства и различия пословиц и поговорок» (под руководством учителя, используя статью учебника).

  3. Краткость
  4. Ритмичность

  5. Рифмуется

  6. Отражение народной мудрости

    1. Различие

    1. Законченное суждение

    1. Часть законченного суждения

    1. Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт

    1. Образ, замещающий обычное слово: «пороха не выдумал» вместо «дурак»

    1. Поучительна, в каждой есть вывод

    1. Является средством речевой характеристики человека

    1. Примеры

    • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

    • Терпенье и труд все перетрут.

    • Когда рак на горе свистнет

    • Было, да сплыло

  7. IV. Формирование умений и навыков

  8. 1. Игровая пауза

  9. Ученики вспоминают пословицу (поговорку) по ее началу и пробуют её изобразить, а другие отгадать.

  1. Без труда (не выловишь и рыбки из пруда). / Не поднимай носу: (споткнешься).

  2. У семи нянек (дитя без глазу). / Нет друга, так ищи, (а нашел, так береги).

  3. Кончил дело – (гуляй смело). / Красна птица перьем, (а человек ученьем).

  4. Любопытной Варваре (на базаре нос оторвали). / Был бы друг, (будет и досуг).

  5. Семь раз отмерь, (один раз отрежь). / Из пустого в (порожнее переливает).

  1. 2. Упр. 129, 130(резерв) на стр 139. Рабочая тетрадь упр. 207 стр 128.

  2. V. Итог урока

  1. 2. Комментирование оценок

  2. VI. Домашнее задание.

  3. Повторить, что такое загадка, скороговорка, считалка, дразнилка, потешка.

Конспект урока на тему «Пословицы и поговорки», 5 класс

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

на тему:

«Пословицы и поговорки».

Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Задачи:

  • образовательная — расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

  • развивающа я — развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.

  • Воспитательная  — показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского и чувашского народа, толерантное отношение друг к другу. 


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Ресурсы урока:

Информационно-методические: толковый словарь Ушакова, литературоведческий словарь.

Материально-технические: проектор, интерактивная доска.

— презентация к уроку

Тип урока: комбинированный.

Технологическая карта урока

Универсальные учебные действия
  1. Мотивация познавательной деятельности.

Оргмомент.

Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)

Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

— Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.

Определение темы и цели урока.

Слайд №3:— Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся.(слайд )

(АМС ДАЙПРОПА А ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ.

Гурд тсязнаёпо в дебе)

Слайд №4

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

— Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали?

— Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

Дети выполняют задания на карточке – разминке

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Ответы на вопрос учителя

— Пословицы и поговорки

П:

формулирование познавательной цели

К: оформлять свои мысли в устной форме;

Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания

  • Вспомним малые жанры фольклора. ЗАДАНИЕ: сильным учащимся вписать в таблице термины малых жанров фольклора, а слабым составить кластер.

Слайд №6-8 (проверка домашнего задания)

П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов.

Организация познавательной деятельности

Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника, работа со словарем.

– Прочитайте статьи учебника «Пословицы» на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33. Объясните, что такое пословица и поговорка? 

— В чем различие пословицы и поговорки?

— Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

— Давайте оформим наши знания в виде схемы (Слайд №9)

— Пословица – это краткое, мудрое суждение о жизни, содержит поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека, их образ жизни, украшает нашу речь

— Поговорка – это меткое суждение,

часть суждения, незаконченное предложение,

дает оценку поступкам человека, но не поучает, а

выражает чувства

Работают со словарем, дают четкие определения понятиям.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

Рисуют схемы в тетрадях.

Поучительность,

содержит вывод

Отношение к чему-либо без вывода

Ритм, рифма

П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

Р: Проговаривание последовательности своих действий

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

Работа в группах с пословицами разных тематических групп.

Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVIIвека начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

Разделимся на группы. У каждой группы – листочек с пословицами. Вы должны из списка подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и прокомментировать их. Слайд №10-11

1-ая группа: пословицы о Родине.

 2- ая группа: о природе

 3 –ая  группа: о здоровом образе жизни

4- ая группа: о семье

« Всякому мила своя сторона».

« Лес и воды – краса природы»

« Лес да растения – зверю спасение»

« Враг природы тот, кто лес не бережёт»

« На чужой стороне и весна не красна»

« На что и клад, когда в семье лад»

« На чужой стороне и сокола зовут вороной»

« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

« Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

« Захворать – один день, а поправляться семь

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

« Здоровье дороже богатства»

« При солнышке тепло, а при матери добро»

« В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

«Береги Родину, как зеницу ока»

— Спасибо за ваши комментарии. Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

1 группа.

« Всякому мила своя сторона».

« На чужой стороне и весна не красна»

« На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Береги Родину, как зеницу ока»

Комментарии 1-ой группы.

Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.

2-ая группа: о природе

« Лес и воды – краса природы»

« Лес да растения – зверю спасение»

« Враг природы тот, кто лес не бережёт»

« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

Комментарий 2 группы.

« Красота – это радость нашей жизни. Первый снег, первая капель, первый дождь и первая гроза, первые листочки — ничто не должно пройти мимо нашего внимания. Пусть каждый обнаружит в природе что-нибудь важное для себя. А все остальные порадуются вместе с ним его открытию.

 3 группа.

« Здоровье дороже богатства»

« В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

« Захворать – один день, а поправляться семь недель»

Комментарий.

Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. И понятие счастья у каждого своё. Но сколько бы ни спорили о том, что такое счастье, без всякого сомнения, все бы согласились, что быть здоровым человеком — это уже счастье. О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят данные пословицы.

 Пословицы 4 группы:

« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

« При солнышке тепло, а при матери добро»

« Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

« На что и клад, когда в семье лад»

Комментарий.

Семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок. Задумайтесь о себе и о своих родных!

К: учиться работать в группе

– Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– П: анализ, обобщение, классификация;

– П: извлечение из текстов необходимой информации;

– П: установление причинно-следственных связей;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– Л: осознание ответственности за общее дело;

– П: выполнение действий по алгоритму.

Физминутка.

Слайд №12 Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

— Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?

У любого народа есть народная мудрость. Итак, следующее задание. Ваша задача подобрать к чувашским пословицам русские, близкие по смыслу: Слайд №13

Тăван çĕр-шывра хĕвел те ăшăрах.
Вăрман пек пуянни çук, хир пек асли çук.

Йывăçне кура çимĕçĕ.

Икĕ куяна хăвалакан пĕрне те тытайман.

— Пословицы и поговорки есть и в чувашском языке. (Приводят примеры пословиц и поговорок разных языков.)

Тăван çĕр-шывра хĕвел те ăшăрах. — Всякому мила своя сторона.
Вăрман пек пуянни çук, хир пек асли çук. –

Лес и воды – краса природы

Йывăçне кура çимĕçĕ. – Яблоко от яблони недалеко падает.

Икĕ куяна хăвалакан пĕрне те тытайман.- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

П: сопоставление и преобразовывание информации из одной формы в другую:

– П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– П: установление причинно-следственных связей;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– П: выполнение действий по алгоритму.

Подведение итогов

Рефлексия.

Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите узнать, что это такое? Слайд №13

Синквейн — стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.1 строка — заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о. 

2 строка — два п р и л а г а т е л ь н ы х.

 3 строка — три г л а г о л а. 

4 строка — фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка — вывод, одно(два) слова, существительное(обычно). 

Посмотрите, что получилось у меня.

Слайд №14

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Мудрость.

1 вариант синквейн со словом пословица, 2 вариант – поговорка.

ПОСЛОВИЦА  –

Поучительная, образная.

Подсказывает, утешает, напоминает.

Пословица недаром  молвится!

Жизнь.

ПОГОВОРКА-

Меткая, крылатая.

Выражает, помогает, украшает.

Дает оценку поступкам человека.

Крылатое суждение.

– Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

– П: понимание текстов, извлечение необходимой информации;

– Р: контроль, коррекция, оценка;

– П: рефлексия способов и условий действия.

– П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– Л: самооценка на основе критерия успешности;

– Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– К: использование критериев для обоснования своего суждения;

– К: планирование учебного сотрудничества;

– Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Оценки за урок.

Выставляет и комментирует оценки.

– П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

Домашнее задание.

Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. Слайд №15

Написать сочинение по понравившейся пословице. (на выбор)

Нарисовать иллюстрации к пословицам.

Записывают домашнее задание в дневник.

— П: умение делать выбор и обосновывать его.

Урок в 5 классе по литературе: «Пословицы и поговорки»

Краткосрочный план урока литературы

Ф.И.О. и место работы

Итикеева М.А. Сатпаев «Общеобразовательная школа №25» — учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5 «В»

Тема урока:

Пословицы и поговорки.

Цель:

Формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Ожидаемый результат:

Расширят знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширят кругозор, обогатят речь, пополнят словарный запас. Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.

Критерии успеха:

учащиеся смогут, работая в группе узнать о пословицах и поговорках; умение владеть речью; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о пословицах и поговорках, их прямой и переносный смысл.

Ключевые идеи/подход:

Развитие у учащихся навыков групповой работы, коммуникативных навыков через обсуждение в группе, активизация критического мышления, совместная постановка цели урока.

Учебник:

Литература Алматы «Мектеп» для 5 класса

Ход урока/заметки учителя:

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Формативное

(ОдО)

Суммативное (ОО)

1.Орг.момент (1мин)

Создание коллаборативной среды 

Ребята, для того чтобы создать благоприятную среду в классе я попрошу вас встать в параллельные линии и поприветствовать друг друга как «Друзья», «Соседи», «Учитель и ученик», «Одноклассники».

Ученики приветствуют друг друга и учителя;

-встают в круг. Проговаривают пожелания друг другу

2. Подготовка к обучению (объединение в группы) (2 мин)

А теперь мы встанем в круг и рассчитаемся на 1-ого, 2-ого, 3-его, 4-ого для того чтобы объединиться в группы.

Учащиеся делятся на группы

3. Опрос домашнего задания.

Составить кластер.

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17540/hello_html_614e41f7.png

Критерии учителя

«5» — 10-8 терминов

«4» — 7-6терминов

«3» — 5-4 термина

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркер

  • Бумага

4. Вхождение в тему

Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся. (слайд )

(АМС ДАЙПРОПА А ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе)

Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде.

— Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали?

— Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

Дети выполняют задания на карточке – разминке

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Ответы на вопрос учителя

— Пословицы и поговорки

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

5. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

– Прочитайте статьи учебника

«Пословицы» и «Поговорки». Объясните, что такое пословица и поговорка?

— В чем различие пословицы и поговорки?

— Пословица – это краткое, мудрое суждение о жизни, содержит поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека,

их образ жизни, украшает нашу речь

— Поговорка – это меткое суждение, часть суждения, незаконченное предложение, дает оценку поступкам человека, но не поучает, а выражает чувства.

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

6. Основная часть. Этап осмысления

Работа в группах с пословицами разных тематических групп.

У каждой группы – листочек с пословицами. Вы должны из списка подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и прокомментировать их.

1-ая группа: пословицы о Родине.

2- ая группа: о природе

3 –ая группа: о здоровом образе жизни

4- ая группа: о семье

«Всякому мила своя сторона».

«Лес и воды – краса природы»

«Лес да растения – зверю спасение»

«Враг природы тот, кто лес не бережёт»

«На чужой стороне и весна не красна»

«На что и клад, когда в семье лад»

«На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

«Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

«Захворать – один день, а поправляться семь

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Здоровье дороже богатства»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

«Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

«Береги Родину, как зеницу ока»

1 группа.

«Всякому мила своя сторона».

«На чужой стороне и весна не красна»

«На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Береги Родину, как зеницу ока»

2-ая группа: о природе

«Лес и воды – краса природы»

«Лес да растения – зверю спасение»

«Враг природы тот, кто лес не бережёт»

«Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

3 группа.

«Здоровье дороже богатства»

«В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

«Захворать – один день, а поправляться семь недель»

Пословицы 4 группы:

«Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

«На что и клад, когда в семье лад»

взаимооценивание

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

7. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

8. Подведение итогов. Этап рефлексии.

Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите узнать, что это такое?

Синквейн — стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.1 строка — заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о. 

2 строка — два п р и л а г а т е л ь н ы х.

 3 строка — три г л а г о л а. 

4 строка — фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка — вывод, одно(два) слова, существительное(обычно). 

Посмотрите, что получилось у меня.

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Мудрость.

1 и 3 группы синквейн со словом пословица,

2 и 4 группы – поговорка.

ПОСЛОВИЦА  –

Поучительная, образная.

Подсказывает, утешает, напоминает.

Пословица недаром  молвится!

Жизнь.

ПОГОВОРКА-

Меткая, крылатая.

Выражает, помогает, украшает.

Дает оценку поступкам человека.

Крылатое суждение.

Синквейн

  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

9. Домашнее задание

Заучить наизусть: 3-5 русских и казахских пословиц и поговорок.

10. Рефлексия деятельности

Ученики устно говорят то, что им понравилось на уроке, не понравилось на уроке и то, что было любопытно, хотелось бы еще больше узнать.

«Плюс, минус, интересно».

Рефлексия

В своем планировании интегрировала идеи семи модулей, так как они связаны между собой, формируют у учеников навыки обучения тому, как обучаться.

Психологический настрой способствовал развитию взаимопонимания, созданию коллаборативной среды.

Наблюдая за работой учеников в группах, я заметила, что они несли ответственность за предложенную работу, за поведение друг друга, ученики с высокой мотивацией стимулировали менее слабых к процессу обучения. Создавая атмосферу сотрудничества во время групповой работы, ученики могли раскрепоститься, у них появлялось желание к деятельности, а также ученики с высокой мотивацией предоставляли возможность учащимся с низкой мотивацией к выступлению. Каждый ученик проявил знания по предмету, чувствовал себя членом коллектива, учился формативно оценивать деятельность одноклассников.

Учитель русского языка и литературы: М.А.Итикеева

Содержание

Урок литературы в 5 классе «Пословицы и поговорки»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Описание слайда: 2 слайд Вспомним пройденное Что такое фольклор? Почему народное творчество названо УС Описание слайда:

Вспомним пройденное Что такое фольклор? Почему народное творчество названо УСТНЫМ? Что такое ЖАНР произведения? Какие малые жанры фольклора вы знаете? Что такое загадка? Что такое иносказание? При помощи каких художественных средств создаются загадки?

3 слайд  Описание слайда: 4 слайд Отгадай загадку К реке идут — поют, Назад идут — плачут. Рук и ног у него нет Описание слайда:

Отгадай загадку К реке идут — поют, Назад идут — плачут. Рук и ног у него нет, А всех трясёт и качает. Никого не обижает, А её все толкают. Сама маленькая, тоненькая, Коса длинная.

5 слайд  Описание слайда: 6 слайд  Описание слайда: 7 слайд  Описание слайда: 8 слайд  Описание слайда: 9 слайд  Описание слайда: 10 слайд  Описание слайда: 11 слайд КРОССВОРД «Малые жанры фольклора» ОТВЕТЫ: Фольклор Народ Жанр Загадка Иносказ Описание слайда:

КРОССВОРД «Малые жанры фольклора» ОТВЕТЫ: Фольклор Народ Жанр Загадка Иносказание 6) Сравнение 7) Антитеза 8) Отрицание 9) Пословица 10) Поговорка 11) Даль 12) Притча 13) Афоризм

12 слайд ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КРОССВОРДА Ответ- это ТОЛЬКО существительное в И.П. Сначал Описание слайда:

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КРОССВОРДА Ответ- это ТОЛЬКО существительное в И.П. Сначала пишем вопросы, в скобочках- ответы, а только потом чертим кроссворд Между строчками должно быть расстояние, никакой каши и путаницы! Все слова пишутся слева направо! ПРИМЕР ВОПРОСА: При помощи какого художественного средства строится загадка «Не вода, а жидкое, не снег, а белое» (отрицание)

13 слайд  Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1380170

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

словарных листов 5 класса — для печати и по темам

Рабочие листы > Словарь > 5 класс

Словарные и словесные ведомости для 5-го класса

Словарь имеет решающее значение для успеха чтения. На этой странице мы предоставляем вам бесплатные печатные словарные листы, которые помогут вашему ребенку практиковаться и улучшить его словарный запас и использование слов. Эти листы пятого класса готовы для скачивания и печати; Листы ответов включены.

Значение слов

Слова и их значения: обведите слово, соответствующее описанию

Применение значений слов: обведите правильный ответ на каждое утверждение

Совпадение фраз: завершите предложения, рисуя линии от фраз слева до фраз справа.

Контекстные подсказки: определите значение слов, выделенных жирным шрифтом, используя перекрестные предложения

Приговоры и абзацы

предложения: выберите правильное слово для каждого предложения

Абзацы: заполните пропущенные слова

Гомофоны и гомографы

Гомофоны: выберите правильное похожее на звук слово в каждом предложении

Аффект или Эффект ?

Советы или Советы ?

Чем или , то ?

Гомографы: выберите правильное определение слова гомографа в каждом предложении

Определения гомографа: провести линии от двух определений к каждому слову гомографии

Словарные списки для 5 класса

Поиск слова: найдите и обведите скрытые слова

Скрытые буквы: напечатайте правильную букву в пространстве для каждого слова

Смешанные слова: выяснить смешанные слова.Слово подсказки предоставляются

Кроссворды: используйте определения слов в качестве подсказок, чтобы решить эти головоломки

Свяжите слова: сопоставьте разделенные слова, используя определения слов в качестве подсказок

Лабиринт слов: начиная с буквы в кружке, найдите подсказки, чтобы создать след слов

Префиксы и суффиксы

Определите слова: учащимся дают префикс или суффикс, и им предлагается написать полные слова и их значения.

Разобрать слова: напишите значение каждого аффикса, корневого слова и нового слова

Идиомы, пословицы, сравнения, метафоры

Сравнение и метафора: пометить каждое предложение как сравнение или метафору

метафоры: объясните, что означает каждая метафора

Притчи и идиомы: пометьте каждое предложение как пословицу или идиому

Притчи: дополните каждое предложение словами из банка слов

Синонимы и антонимы

Синонимы: напишите слово 5 класса, которое лучше всего соответствует каждому ключу

Синонимы кроссворды: решить эти кроссворды, записав слова, которые соответствуют каждому ключу

Антонимы: выберите слово с «противоположным» значением

grade 5 vocabulary worksheet

Образец словарного листа 5 класса

,

Топ-5 комментариев к книге Притч

Книга Притчей является центральной книгой мудрости Ветхого Завета. Как и книга Псалмов, это «коллекция сборников». Отдельные пословицы были составлены разными авторами (например, Соломоном, Агуром, Лемуилом) в течение определенного периода времени и, наконец, собраны в одну книгу. Христианами сегодня слишком часто пренебрегают Притчами, но их слишком часто неправильно понимают. Есть несколько полезных комментариев к Притчам, и следующие пять из лучших.

Waltke_Proverbs.jpg

1. Брюс К. Вальтке — Книга Притчей: главы 1-15 ; Книга Притчей: главы 15-31 (Новый международный комментарий к Ветхому Завету, 2004, 2005).

Иногда рекомендовать лучший комментарий к данной библейской книге сложно. В случае с Притчами это просто. Двухтомный комментарий Брюса Уолтке — действительно подарок церкви. Введение в первом томе подробно охватывает такие вопросы, как жанр и богословие книги.В самом комментарии раскрывается всестороннее понимание Уолтком всех вопросов, связанных с толкованием этой вдохновенной книги. Очень рекомендуется.

Hubbard_Proverbs.jpg

2. Дэвид А. Хаббард — Притчи (Комментарий проповедника, 2002).

Те, кто проповедуют или преподают через Притчи, захотят дополнить работу Уолтке комментарием, отражающим различные вопросы, связанные с применением. Работа Хаббарда — лучшее место для этого.Хаббард, хотя и не такой всеобъемлющий, как Вальтке, не пренебрегает решением сложных вопросов, оставаясь при этом ясным и читабельным.

Leeuwen_Proverbs.jpeg

3. Раймонд К. Леувен — «Притчи» в Библии нового переводчика (1997).

Ван Леувен — признанный ученый в области литературы библейской мудрости, и его понимание этого жанра отражено в его комментарии. Здесь больше размышлений о богословии книги, чем в большинстве комментариев.Если вы можете найти копию в библиотеке, эту работу по Притчам стоит проконсультировать.

Longman_Proverbs.jpg

4. Тремпер Лонгман III — Притчи (Комментарий Бейкера к Ветхому Завету Мудрости и Псалмов, 2006).

Лонгман является главным редактором «Комментарии Бейкера к Ветхому Завету Мудрости и Псалмов», а также автором книги «Притчи». Лонгман имеет дело не только с деталями текста, но также с литературными и богословскими вопросами.Это не означает, однако, что книга чрезмерно техническая и недоступна для мирян. Это вполне читабельно. В целом, я считаю этот комментарий очень полезным для понимания сути текста.

Kidner_Proverbs.jpg

5. Дерек Киднер Притчи (Комментарии Ветхого Завета Тиндейла, 1964).

Как отмечалось во вступительных комментариях к моему посту в 5 лучших комментариях к вакансиям, Киднер написал одно из наиболее полезных введений в литературу по библейской мудрости.Здесь он применяет эти знания к одному конкретному примеру, книге Притчей. Как и в других комментариях Тиндейла, это работа вводного уровня, но, вероятно, это лучшая из работ вводного уровня в книге.

Второе место:

Есть ряд других полезных комментариев к книге Притч. Среди них классическая работа Чарльза Бриджеса. На вводном уровне представлены работы Дэвида Аткинсона и Эрика Лейна. В промежуточном и продвинутом диапазоне — комментарии Ролана Мерфи, Пола Коптака, Аллена П.Росс, Дуэйн Гарретт и Джон Китчен.

Другие «Лучшие 5 комментариев» сообщений в блоге:

СТАРЫЙ ЗАВЕТ: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1 и 2 Царств, 1 и 2 Царств, 1 и 2 Хроники, Ездра и Неемия, Есфирь, Иов, Псалмы, Притчи, Екклесиаст. Песнь Песней, Исаия, Иеремия, Плач, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Овадия, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия

НОВЫЙ ЗАВЕТ: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, Деяния, Римлянам, 1 Коринфянам, 2 Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону, 1 и 2 Фессалоникийцам , Пастырские Послания, Евреям, Иакова, 1 Петра, 2 Петра и Иуды, Послания Иоанна, Откровение

,

Притчи 3: 5-6 — Доверься Господу

Притчи 3: 5-6 — верь в Господа

The Expository Files

верь в Господа

Притчи 3: 5-6


«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на ваше собственное понимание; Во всех ваших путях признайте Его, и Он направит ваши пути.(Притчи 3: 5-6)

Большая часть мудрости Притчей направлена ​​на молодого человека. Часто повторяется Фраза «мой сын» устанавливает контекст для следующего. Картина отца предлагая мудрый совет сыну. Отец предупреждает об этих вещах в жизни такие как вино, чувственное удовольствие и злые компаньоны, которые могут помешать мальчику желаемые цели. В приведенном выше отрывке он указывает ему на Господа.

На самом деле, изложенные здесь истины были бы полезны для человека на любом этапе жизни. и для любого пола.Тем не менее, жизнь особенно страшна для этого молодого Мальчик, который пытается стать мужчиной. Неопределенности будущего часто сокрушить его. В это время он получает советы от мирских друзей. Так, Сын здесь является секретом окончательного успеха.

«Надейся на Господа». Не надейтесь на злых спутников (Притчи 1:10), ни драгоценного имущества (Притчи 1:13), ни грубой силы (Притчи 1:11, для они приводят к душевной боли. Не смотри на вино, потому что это издевательство (Притчи 23: 29-35).Держитесь подальше от блудницы (Притчи 5: 3-11), потому что она поведет до смерти. Не верь в эти материальные объекты, но верь в невидимое, но живой Бог!

«От всего сердца» — отдай ему решения жизни — твой брак и твоя карьера. Отдай Богу все свое сердце. Не удерживайте ни одной области вашего жизнь от Господа. Не идите на компромисс с Богом, сказав: «Хорошо, я оставлю свой плохие друзья, но держите мое вино «. Сделайте смелый и смелый шаг и отдайте все свои силы Бог.

«Не полагайся на собственное понимание». Не будь высокомерным, потому что Господь знает Лучший. Слушай свою мать и своего отца — голос опыта. (Притчи 1: 8) Вы недостаточно мудры, чтобы быть вашим собственным гидом.

Во всех ваших путях признайте Его, и Он направит ваши пути. Мой сын бог там для вас и вашего благополучия. Он поможет вам в эти трудные времена и через все бури. Он поможет вам принять правильные решения и привести вас в правильном направлении.Бог может быть вашей безопасностью и помочь вам противостоять любому вызов!

Какой отличный девиз на всю жизнь! Живи этим!

Джордж Словер
Из пояснительных файлов 12.3; Март 2005 г.

http://www.bible.ca/

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *