cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Спряжение глаголов 4 класс конспект – План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку «Спряжение глагола» (4 класс) | скачать бесплатно

Содержание

конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ»

Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».

Задачи:

— систематизировать представление о I и II спряжении глаголов;

— познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;

— сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;

— формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;

— развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;

— развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими — оборотами, пословицами; логическое мышление, память;

— воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные — — качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она

Спряжение глагола.

2.Словарная работа.

— Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Записываем сегодняшнее число, классная работа.

— Наш урок начнём со словарной работы.

— Откройте словарь на стр. 172-173. Выпишите из него все глаголы. Поставьте ударение, отметьте безударные гласные и другие орфограммы.

Здравствовать, интересоваться, квартировать, командовать, переписывать, сверкать, тревожиться.

— В какой форме записаны глаголы? НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ

— На какие 2 группы можно разделить эти глаголы? С СУФФИКСОМ — СЯ И БЕЗ НЕГО

3. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы узнаем, на какие ещё 2группы можно разделить эти глаголы, научимся их делить.

4. Введение в тему урока

  1. Для этого откройте учебник, упражнение 54 стр. 78

— Проспрягайте глаголы Спасти, бежать в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку). Выделите личные окончания.

Ед ч

Я спасу, бегу,

Ты спасёшь, бежишь

Он спасёт, бежит,

Мн ч

Мы спасём, бежим,

Вы спасёте, бежите,

Они спасут, бегут.

5. Изучение нового материала

  1. Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!

Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

— На какие 2 группы делятся глаголы? 1 и 2 спряжение

  1. Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

— Пользуясь упр 54, назовите окончания глаголов 1 спряжения, II спряжения.

I спряжение II спряжение

Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч ПОВЕСИТЬ ТАБЛИЦУ

1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им

2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите

3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят

  1. — Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).

-У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

ФИЗМИНУТКА

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? — Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? — Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? — Вот так!

-Как летишь? — Вот так!

-Как плывёшь? — Вот так!

-Как сидишь? — Вот так!

— В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? — 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ

— Сравните свой вывод с таблицей в упр. 55 на стр. 78.

— Понаблюдайте, чем различаются личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

— Какие личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения одинаковы? А чем различаются?

— Если на окончания глаголов падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях гласная – е (ё), а 3-м л мн ч -ут (-ют) — 1 спряжение, в окончаниях гласная –и, а в 3-м л мн ч –ат (ят) — 2 спряжение.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение

  1. Игра

— Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопают мальчики. Если произнесу глагол II спряжения, хлопают девочки. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

— Вернёмся к началу урока. На какие ещё 2 группы можно было разделить глаголы из словаря?

— Определите у них спряжение.

6. Закрепление изученного

  1. Упражнение 58 стр. 79

— Прочитайте отрывок из сказки В. Осеевой.

— Подумайте, почему так ответил старик?

— Объясните пропущенные орфограммы.

— В 1 столбик выпишите глаголы 1 спр, а во 2 – 2 спр. (дети по цепочке выходят к доске и распределяют глаголы в 2 столбика)

-Что для этого нужно сделать? АЛГОРИТМ на доске

-Определите.

7. Домашнее задание.

Стр. 80 упр 59

8. Итог урока.

— Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?

– На какие группы делятся глаголы?

– Каковы характерные признаки этих групп?

– Как определить спряжение глагола?

– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?

– Интересно было на уроке?

-Простым карандашом на полях нарисуйте смайлик, который бы отобразил ваше настроение от урока.

– Какое задание вызвало затруднение?

– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку «Спряжение глаголов»(4 класс)

Аблитарова Н.И. Конспект урока

Класс: 4-б

Урок русского языка №

Тема: «Спряжение глаголов»

Цели:

  • Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения , формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным и безударным окончанием.

  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь, положительные качества личности , быть ответственными, организованными,самостоятельными

Формируемые УУД :

  • Познавательные – самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

  • Личностные  – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

  • Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний; Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.

Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с личными окончаниями глаголов в конверте, у каждого ученика рабочий лист, интерактивная доска(экран), компьютер, проектор, ЭОР.

Успехов в работе!

1. Минутка чистописания:_______________________________________________________!+-

  1. @

  2. е

  3. и

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:

Глагол —  это

1. Часть слова

2 . Член предложения

3. Часть речи

Глагол обозначает

  1. Действие предмета

  2. Признак предмета

  3. Название предмета

В предложении глагол бывает

  1. Чаще всего сказуемым

  2. Второстепенным членом

  3. Подлежащим

Глаголы изменяются

  1. Только по числам

  2. По временам, по лицам, по числам.

  3. Только по временам

2. Тема урока

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ_______________________________________________________ ! + —

3. Прочитайте. Найдите глаголы и подчеркните. Синонимы Н.ф

Ласково светит весеннее солнце. _________________________________________________________

Веет легкий ветерок.____________________________________________________________________

На деревьях  висят остатки снега.________________________________________________________

Дятел стучит клювом по деревьям.____________________________________________________ ! + —

4. Сравните глаголы по плану:  сияет дует долбит

1.Время _____________________________________________________________________________

2.Лицо _____________________________________________________________________________

3.Число _____________________________________________________________________________

4.Окончание _________________________________________________________________________ ! + —

5. Проспрягайте письменно глаголы настоящего времени.

Ед.ч. 1-е я _____________________________________________________________

2-е ты _____________________________________________________________

3-е он,она,он _____________________________________________________________

Мн.ч. 1-е мы _____________________________________________________________

2-е вы _____________________________________________________________

3-е они ____________________________________________________________ ! + —

Ход урока

I. Организация класса

II.Мотивация учебной деятельности

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Учитесь тайны открывать.

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «Пять».

III. Минутка чистописания. Работа с тестом.

Чтобы правильно определить последовательность написания данных букв, выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов. Это и будет ключом к данному шифру .

  1. @

  2. е

  3. и

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:

Глагол —  это

1. Часть слова

2 . Член предложения

3. Часть речи

Глагол обозначает

  1. Действие предмета

  2. Признак предмета

  3. Название предмета

В предложении глагол бывает

  1. Чаще всего сказуемым

  2. Второстепенным членом

  3. Подлежащим

Глаголы изменяются

  1. Только по числам

  2. По временам, по лицам, по числам.

  3. Только по временам

Давайте проверим!

Глагол —  это часть речи. Обозначает действие предмета, в предложении чаще всего бывает сказуемым. Глагол изменяется по временам, лицам, числам.

-Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени?

Оцените свою работу. ! + —

__________________________________________________________

IV. Определение темы урока

-Сегодня мы будем говорить о глаголе, правописании глаголов, а о чем конкретно мы будем говорить вы узнаете, если прочитаете эту запись.

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

Вычеркните каждую вторую букву и тогда сможете определить тему нашего урока.

Ответ: спряжение глаголов.

-Какие задачи поставите перед собой на уроке? Чему должны научиться на уроке?

-Сегодня мы узнаем, что такое спряжение глагола.

Какие глаголы спрягаются? Оцените себя.

_______________________________________________________________

V. Первичное восприятие материала.

— Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните глаголы. Что общего в этих глаголах?

Ласково светит зимнее солнце.

Веет легкий, теплый ветерок.

На деревьях висят шапки снега.

Дятел стучит клювом по деревьям.

— Это глаголы настоящего времени, (Докажите) 3-го лица.

Синтаксический анализ предложений: повеств.,простые, невоскл., распростр. Найдите «лишнее» предложение. Почему? Оцените себя.

VI. Изучение нового материала.

— В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению. Прочитайте.(Написать на доске)

светит, дует, долбит, лежат

— На какие две группы вы можете разделить эти глаголы?

-На глаголы в единственном и множественном числе.

Сравните глаголы ед. числа по плану: 

сияет, дует, долбит

1.Время

2.Лицо.

3.Число.

4.Окончание.

У.Что вы заметили? Окончания разные.

У. Действительно, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими группами. А так как мы будем делить глаголы на группы в зависимости от того, как они спрягаются, уместно вспомнить. Что же такое спряжение?

 Спряжение- изменение глагола по лицам и числам.

-Какие глаголы спрягаются?

Глаголы настоящего и будущего времени.

-Как называются окончания спрягаемых глаголов?

Личные окончания глаголов.

VII.Физкультминутка 

У: Прежде, чем мы проспрягаем наши глаголы, поставьте их в неопределенную форму.

Д: сиять, дуть, лежать, долбить

У: По плану проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания. Дети спрягают глаголы в тетради. Два ученика работают на доске.

1-вариант дуть, сиять 2-вариант лежать, долбать

Ед.ч 1-е я ____________________________________

2-е ты _____________________________________

3-е он,она,оно__________________________________________

Мн.ч. 1-е мы ____________________________________

2-е вы _______________________________________

3-е они

У: Назовите окончания глаголов 1-вариант

Д: Глаголы имеют окончания: -ю, -ешь,- ёшь, -ет, -ем, -ете,- ёте, -ут, -ют

У: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов ?

Д: Личные окончания этих глаголов имеют гласную –е— , а в форме 3-го лица множественного числа окончание — ют.

У: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную –е-, а в форме 3-го лица множественного числа окончания –ут, -ют, относятся к 1 спряжению.

(на доске появляется таблица с окончаниями 1 спряжения)

— Назовите личные окончания глаголов 2-вариант

-Отметьте общее в личных окончаниях этих глаголов.

Д: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную – и-, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания –ат, -ят

У: Глаголы, которые имеют в окончаниях букву – и-, а в форме 3-го лица множественного числа- окончания – ат, — ят относятся ко 2 спряжению.

На доске появляется вторая таблица с окончаниями глаголов 2 спряжения

(-ю, ишь, -ит,- им, -ите, -ат, — ят)

VIII. Закрепление и осмысление знаний.

1)Работа по учебнику.стр.88

У: А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Д: Они ударные и безударные.

У: Обобщите наши рассуждения по плану.

Какого спряжения бывают глаголы?

Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?.

2)Работа в парах.

На столах лежат конверты .Откройте их, достаньте их содержимое. Что записано на карточках?

Д: Личные окончания глаголов.

У: Вам необходимо разделить эти окончания на две группы и разложить их на парте по спряжениям.

(Дети выполняют задание на партах, два человека на доске.)

У: А теперь проверьте свою работу с работой с доски, все ли согласны, или есть замечания по выполнению работы?

IХ. Подведение итогов урока.

— Еще раз вернемся к нашему плану и повторим все то, что мы узнали о спряжении глаголов.

— Чему учились на уроке?

— Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

Какого спряжения бывают глаголы?

-В чем испытывали трудности на уроке?

Х. Рефлексия

10. Домашнее задание (по выбору): составить алгоритм проверки безударных окончаний глаголов, определения спряжения глаголов (1 группа)+упр.№168;

Упр №168,запомнить правило (2 группа).

Успехов в работе!

1. Минутка чистописания:_______________________________________________________!+-

  1. @

  2. е

  3. и

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:

Глагол —  это

1. Часть слова

2 . Член предложения

3. Часть речи

Глагол обозначает

  1. Действие предмета

  2. Признак предмета

  3. Название предмета

В предложении глагол бывает

  1. Чаще всего сказуемым

  2. Второстепенным членом

  3. Подлежащим

Глаголы изменяются

  1. Только по числам

  2. По временам, по лицам, по числам.

  3. Только по временам

2. Тема урока

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ_______________________________________________________ ! + —

3. Прочитайте. Найдите глаголы и подчеркните. Синонимы Н.ф

Ласково светит весеннее солнце. _________________________________________________________

Веет легкий ветерок.____________________________________________________________________

На деревьях  висят остатки снега.________________________________________________________

Дятел стучит клювом по деревьям.____________________________________________________ ! + —

4. Сравните глаголы по плану:  сияет дует долбит

1.Время _____________________________________________________________________________

2.Лицо _____________________________________________________________________________

3.Число _____________________________________________________________________________

4.Окончание _________________________________________________________________________ ! + —

5. Проспрягайте письменно глаголы настоящего времени.

Ед.ч. 1-е я _____________________________________________________________

2-е ты _____________________________________________________________

3-е он,она,он _____________________________________________________________

Мн.ч. 1-е мы _____________________________________________________________

2-е вы _____________________________________________________________

3-е они ____________________________________________________________ ! + —

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку «Спряжение глаголов» (4 класс)

Тема: Глагол. Спряжение глагола.

2 класс «Школа 2100»

Учитель : Мосман Н.В.

Цель:

— создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».

Задачи:

Обучающие:

— формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; 

— закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

— развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

— воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

— воспитывать волевые качества;

Планируемые результаты:

            Предметные: уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

            Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

            Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

  • Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.

  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

Ход урока.

Ι. Организационный момент. (слайд1)

С чего мы начнем нашу работу?

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  Предлагаю вам прочитать пословицу.(слайд2)

-Что такое пословица?

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Слабый в союзе с сильным, может любого или любое дело одолеть.)

-А можно применить эту пословицу к нашему уроку?( Мы сообща можем преодолеть любые трудности)

И комар лошадь свалит, коли волк пособит.

-Какие вопросы у вас возникли?

— Как вы понимаете слова коли и пособит? ( коли устар. То же, что если. Пособит – поможет).

Запишите эту пословицу, пропущенную букву запишите карандашом.

ΙΙ. Повторение.

1.Словарная работа (слайд 3)

В каком ряду все слова с непроверяемой гласной о?

а) …лмаз, г…зета, б…гряный;

б) к…лено, …зорной, пр…стор;

в) св…ркать, п…нимаю, г…товить

Проверка выполнения задания.

— Сверьте свои ответы с ответами на слайде. (слайд 4)

-Что это за слова (словарные слова)

Проверка (слайд 3 )

б) колено, озорной, простор

2. Минутка чистописания (слайд 5)

— Вспомните написание пропущенной буквы. Запишите строку заглавной и строчной букв.

-Запишите данную группу слов.

-Выполните морфологический разбор слова понимаю

-Запишите под диктовку

Ничего не понимая, Лена кинулась на колени перед Матильдой Францевной.

Подчеркните основу предложения, над каждым словом укажите часть речи, составьте схему предложения

ΙΙΙ.Введение в тему

1.-На что еще обратили внимание? (3-я группа состоит только из глаголов)

Посмотрите на доску. (слайд6)

Отгадайте это слово (Глагол)

-Почему мы взяли это слово?

-Определим тему нашего урока. («Глагол»)

-Мы уже несколько уроков изучаем эту тему и сегодня продолжим изучение темы «Глагол».

-О чем это говорит?

— Какие задачи поставим на урок?

• Вспомнить все, что мы изучили о глаголе

  • Составить устный рассказ по теме « Глагол»

  • Изучить новый раздел в теме «Глагол»

  • Составить кластер

— Что мы сейчас с вами делали? (планировали свою работу)

2.-Что мы уже знаем с вами о глаголе?

-На листах дана вся информация о глаголе.

Работаем используя прием «Инсерт»,

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

3.-Подготовить ответ по группам (3 группы)

1 группа — Изменение по числам+ пример

2 группа – Изменение по лицам +пример

3 группа – Изменение по временам + пример

IV Открытие «нового» знания

1.-Что вы можете сказать о тексте?

— Какова же еще тема сегодняшнего урока? (Спряжение)(слайд7)

2.— Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о новом грамматическом признаке… (слайд 8,9)

(Учитель рассказывает сказку.)

        Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили.

        Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», — улыбнулся дракон.

        А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города.

        С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение.

— Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому? (слайд9)

3. Физминутка.

— Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжение –  2 хлопка за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

4.-Найдите нужный ответ (слайд10)

Спряжение глаголов – это

1) изменение глаголов по падежам

2) изменение глаголов по числам

3) изменение глаголов по родам и числам

4) изменение глаголов по числам и падежам

5) изменение глаголов по числам и лицам

6) изменение глаголов по родам и лицам

Вывод:

— Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

ΙV. Новая тема (работа в группах)

1.- Проспрягайте глаголы спасти и лететь (слайд 11).

Выделите окончания. (Дети спрягают глаголы.)

-Проверка выполненного задания

— Кто думает иначе?

Проверка по слайду (слайд 12 – спрягаемые глаголы)

— Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (У них получились разные окончания)

— Да, действительно, окончания разные. Как вы думаете, с чем это связано? (Это связано с особенностями спряжения глаголов.)

— А что это за особенности вы узнаете из сказки (слайды 7 — 8 )

— Сверьте ваши предположения с правилом учебника на с.76

Вывод:

— Итак, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. (слайд 9)

— Может быть, кто-то из вас предложит наиболее легкий способ запоминания окончаний глаголов 1 и 2 спряжения? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Ответы детей)

— В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» — две палочки, римская цифра II. Так легко запомнить! (слайд 13)

V. Первичное закрепление

Cсамостоятельная работа в тетрадях

1.- А теперь задание для закрепления (слайд 15). На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение.

-Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.)

— Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами на стр. 77

-Проверка детьми по слайду (слайд 15)

— Проверьте, правильно ли вы справились с работой.

(По щелчку слова делятся на два столбика.)

— Оцените себя сами.

VΙΙ. Повторение пройденного материала (слайд 17)

Давайте внесем новую информацию в наш кластер «Глагол» (I и II спряжения)

VΙΙΙ. Итог урока (слайд 18)

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

Что вам хочется сказать о нашем уроке?

-Выберите 1 фразу для группы :

Мы молодцы.

Я доволен работой на уроке.

Мы могли бы поработать лучше.

-А для класса?

— Я хочу поблагодарить вас за урок и подарить эти аплодисменты. (слайд 19)

ΙX. Домашнее задание)

-учить правило с. 77

-упр.250, стр.78

Список использованной литературы

  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  2. Николаева Л.П. Работа со словарными словами. 1-4 класс / Л.П.Николаева, И.В.Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  3. Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир / под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 4 классе «Спряжение глаголов».

План-конспект урока

русского языка в 4 классе

по теме: «Спряжение глагола».

Подготовила

учитель начальных классов

МКОУ Елизаровская ООШ

Голубева Анастасия Игоревна

2018 г.

Тема: «Спряжение глаголов»

Цели:

  • Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения, формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения. Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь, положительные качества личности ответственность, организованность, самостоятельность.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и уметь её обосновывать, приводя аргументы.

Оборудование: презентация, ПК, учебники.

План урока:

  1. Орг.момент. (1 мин)

  2. Чистописание (2 мин)

  3. Актуализация знаний (3 мин)

  4. Изучение нового материала (22 мин)

  5. Первичное закрепление (10 мин)

  6. Итог урока (3 мин)

  7. Рефлексия (2 мин)

  8. Дом. задание (2 мин)

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

Первый день весны и марта –
Лучик солнышка в руках.
Вот уже теплее стало
В наших душах и сердцах.
Подари свою улыбку
Даже тем, с кем не знаком.
Радость жизни пусть с избытком
Наполняет все кругом!

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Игоревна. Я проведу сегодня у вас урок русского языка. Наступила долгожданная весна! Я поздравляю всех вас с началом весны и наступающим праздником! Улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

— Начнем наш урок. Записываем сегодняшнее число, классная работа.

2. Чистописание

ет ит ут

ют ат ят

— На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?

(На окончания глаголов)

— Пропишите соединения, соблюдая правила каллиграфии.

3. Актуализация знаний.

Повторение по теме «Глагол».

— Какую большую тему вы сейчас изучаете? (Глагол)

— Расскажите мне, пожалуйста, все, что знаете о глаголе. Проведем аукцион: кто последним назовет грамматический признак глагола.

4. Изучение новой темы.

1) Введение в тему урока.

— Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не все пока вам известно. Я предлагаю выполнить вам самостоятельно такое задание:

  1. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.

  2. Как изменяется глагол?

  3. Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.

Я ________________ по дороге.

Ты ______________ по дороге.

Он ________________ по дороге.

Мы _______________по дороге.

Вы _______________ по дороге.

Они _______________по дороге.

2) Сообщение темы и цели урока.

А) — Сделайте, пожалуйста, вывод о новом грамматическом признаке (Новый грамматический признак — изменение глагола по лицам и числам).

— Как вы думаете, как он может называться? (Ответы детей)

— Где можно проверить, как же называется новый признак глагола? ( В учебнике.)

— Давайте откроем учебники на с. 84 и прочитаем, как называется этот признак глагола.

— Кто мне скажет, как же называется новый грамматический признак? (Спряжение).

— Так что же такое спряжение? ( Изменение глагола по лицам и числам.)

— Кто назовет тему сегодняшнего урока? (Спряжение глагола).

— Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она

Спряжение глагола.

Б) — Прочитайте четверостишие.

Вот и весна!

Зеленеют леса,

И птичьи повсюду

Звенят голоса.

— Выпишите в тетрадь только глаголы.

— Сравните их по плану:

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

(Производится проверка: глагол зеленеют – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ют. Глагол звенят – настоящего времени, 3 лица, множественного числа, окончание – ят)

— Что между ними общего? (Время, лицо и число)

— Чем они различаются? (Окончаниями)

 Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу. Но сначала проведем физкультминутку.

ФИЗМИНУТКА

Мы сейчас глагол спрягали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? — Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? — Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? — Вот так!

-Как летишь? — Вот так!

-Как плывёшь? — Вот так!

-Как сидишь? — Вот так!

— В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? — 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ.

  1. Два спряжения глаголов.

— Выполним следующее задание: проспрягайте глаголы греть и светить. Кто хочет поработать у доски? (Один ученик у доски)

-Выделите окончания.

— Сравните окончания первого и второго глагола? Что вы заметили?

— Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.

К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица , –ю.

Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.

— Обратите ваше внимание на таблицу.

Таблица

I спр. II спр.

шь шь

т т

м м

те те

-ут, -ют -ат, -ят

— Обобщите наши рассуждения по плану.

План:

1.Какого спряжения бывают глаголы?

2.Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

3.Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

(повторяют несколько человек).

  1. Первичное закрепление.

    1. Работа с учебником, выполнение упражнения.

— А теперь давайте  откроем учебник на странице 87  и выполним упражнение 68. Нам предлагается списать текст, выделить окончания глаголов, указать их лицо и число. Отметьте глаголы 1 спряжения.

    1. Упражнение в определении спряжения глаголов.

— Следующее задание. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весною день упустишь — годом не вернёшь.

Зима весну пугает, да сама тает.

Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь.

— Выпишите глаголы, определите спряжение.

  1. Итог урока.

— Молодцы! Неплохо потрудились за сегодняшний урок. И, так как урок наш подошел к концу, подведем его итог. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (Что такое спряжение глагола? Какого спряжения бывают глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?)

7. Рефлексия.

-Всякое уменье трудом даётся. Вы сегодня трудились весь урок, чему же вы научились?

— Говорю всем вам: большое спасибо за урок!

8. Домашнее задание: сведения о языке на с. 84, упр.70.

compedu.ru

Конспект урока по русскому языку «Спряжение глаголов» 4 класс

Урок русского языка , 4 класс

Тема: Спряжение глаголов 1и II спряжения

Цель: провести первоначальное ознакомление с I  и  II спряжением глаголов.

Задачи:

  • Познавательные:

    • Получим представление о I  и  II спряжении глаголов;

    • Познакомимся с окончаниями I  и  II спряжения глаголов;

    • Будем учиться определять спряжения глаголов;

  • Коррекционные и развивающие:

  • При этом мы помним, что мы даем полные ответы, следим за своим произношением, тренируем память, мышление, запоминаем новые слова и обогащаем свой словарный запас.

    • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;

    • развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память;

  • Воспитательные (мировоззренческие):

    • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

Оборудование: учебник по русскому языку 4 кл. УМК «Школа России» под. ред. Канакина В. П., Горецкий В. Г., таблица «Спряжение глаголов», слайд-презентация по теме «Спряжение», толковый словарь С.И.Ожегова.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент  

2. Минутка чистописания. (слайд)

На экране слова:

С…диш…, кр…чиш…, зам…чаеш…, праз…нуеш….

У.: — В каком празднике мы недавно участвовали? Дети:-Крымская весна.)

Значит, мы тоже праздновали?

— Запоминаем написание этого слова.

У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

У.: Разделите эти глаголы на две группы по окончаниям. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы с безударной и в корне и окончанием -ишь).

У: — Запишите эти слова, выделите окончания.

У.: — На минутке чистописания мы уделим внимание буквосочетаниям ешь и ишь.

4. Изучение нового материала

Учитель:

— Как изменяются глаголы? Как одним словом можно назвать изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)

— В каком времени глаголы не будут спрягаться? (прошедшем)

— Проспрягайте глаголы спасти и лететь. в ед. и мн. числе. (слайд)

— Как изменяются окончания при спряжении этих глаголов?

Какой вывод мы можем сделать: глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям.

— Читаем правило в учебнике.(с.88,91)

У.: — У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.

(повторяем хором за мной: — Спряжение глаголов определяем по окончанию)

— Молодцы! Переходим к физминутке.

6. Физкультминутка

У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, поднимаем одну руку. Если произнесу глагол II спряжения, поднимаем две руки. При определении спряжения глаголов разрешаю пользоваться таблицей.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

— Поскольку у нас все получилось, мы можем себе позволить потанцевать. (музык. физминутка)

7. Первичное закрепление

У.: — А теперь самостоятельное задание для закрепления. Распределите слова в два столбика. Что нужно для этого знать? (Вспомнить правило спряжения глаголов). (слайд) Дети выполняют задание.

Зрительная гимнастика. ( слайд)

8. Работа по дальнейшему  углублению знаний (слайд)

У.: — Прочитайте предложения. К какому жанру УНТ можно отнести эти высказывания? Выпишите только глаголы. Определите спряжение глаголов.

Тише едешь, дальше будешь.

Поспешишь, людей насмешишь.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

(словарная работа со словом пруд)

Волка ноги кормят.

Без беды друга не узнаешь.

Аппетит приходит во время еды.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

(словарная работа со словом уставсвод правил или закон, например у нас в школе как ведут себя ученики, учителя)

-Девочки разбирают по составу глагол НАСМЕШИШЬ, а мальчики — глагол ПОСПЕШИШЬ. (Фронтальная проверка)

9.Итоговая рефлексия

У.: Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?
– На какие группы делятся глаголы?
– Как определить спряжение глагола? (по окончанию)
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов? (как слышаться)
– Интересно было на уроке?
– Какое задание вызвало затруднение? 
– А сейчас оценим нашу работу на уроке. (оценивание учащихся)

10. Домашнее задание

на с.92 упр1 (Махмудов, Хололеенко, Фандеев)

С.91,упр.186 (все остальные)

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме » Спряжение глаголов»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ»

Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».

Задачи:

— систематизировать представление о I и II спряжении глаголов;

— познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;

— сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;

— формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;

— развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;

— развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими — оборотами, пословицами; логическое мышление, память;

— воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные — — качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она

Спряжение глагола.

2.Словарная работа.

— Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Записываем сегодняшнее число, классная работа.

— Наш урок начнём со словарной работы.

— Откройте словарь на стр. 172-173. Выпишите из него все глаголы. Поставьте ударение, отметьте безударные гласные и другие орфограммы.

Здравствовать, интересоваться, квартировать, командовать, переписывать, сверкать, тревожиться.

— В какой форме записаны глаголы? НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ

— На какие 2 группы можно разделить эти глаголы? С СУФФИКСОМ — СЯ И БЕЗ НЕГО

3. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы узнаем, на какие ещё 2группы можно разделить эти глаголы, научимся их делить.

4. Введение в тему урока

  1. Для этого откройте учебник, упражнение 54 стр. 78

— Проспрягайте глаголы Спасти, бежать в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку). Выделите личные окончания.

Ед ч

Я спасу, бегу,

Ты спасёшь, бежишь

Он спасёт, бежит,

Мн ч

Мы спасём, бежим,

Вы спасёте, бежите,

Они спасут, бегут.

5. Изучение нового материала

  1. Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!

Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

— На какие 2 группы делятся глаголы? 1 и 2 спряжение

  1. Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

— Пользуясь упр 54, назовите окончания глаголов 1 спряжения, II спряжения.

I спряжение II спряжение

Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч ПОВЕСИТЬ ТАБЛИЦУ

1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им

2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите

3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят

  1. — Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).

-У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

ФИЗМИНУТКА

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? — Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? — Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? — Вот так!

-Как летишь? — Вот так!

-Как плывёшь? — Вот так!

-Как сидишь? — Вот так!

— В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? — 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ

— Сравните свой вывод с таблицей в упр. 55 на стр. 78.

— Понаблюдайте, чем различаются личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

— Какие личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения одинаковы? А чем различаются?

— Если на окончания глаголов падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях гласная – е (ё), а 3-м л мн ч -ут (-ют) — 1 спряжение, в окончаниях гласная –и, а в 3-м л мн ч –ат (ят) — 2 спряжение.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение

  1. Игра

— Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопают мальчики. Если произнесу глагол II спряжения, хлопают девочки. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

— Вернёмся к началу урока. На какие ещё 2 группы можно было разделить глаголы из словаря?

— Определите у них спряжение.

6. Закрепление изученного

  1. Упражнение 58 стр. 79

— Прочитайте отрывок из сказки В. Осеевой.

— Подумайте, почему так ответил старик?

— Объясните пропущенные орфограммы.

— В 1 столбик выпишите глаголы 1 спр, а во 2 – 2 спр. (дети по цепочке выходят к доске и распределяют глаголы в 2 столбика)

-Что для этого нужно сделать? АЛГОРИТМ на доске

-Определите.

7. Домашнее задание.

Стр. 80 упр 59

8. Итог урока.

— Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?

– На какие группы делятся глаголы?

– Каковы характерные признаки этих групп?

– Как определить спряжение глагола?

– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?

– Интересно было на уроке?

-Простым карандашом на полях нарисуйте смайлик, который бы отобразил ваше настроение от урока.

– Какое задание вызвало затруднение?

– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока по теме «Спряжение глаголов.Закрепление»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме:

«Спряжение глаголов. Закрепление»

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? (интересным, познавательным)

— Чтобы урок получился таким, мне необходима ваша помощь. Какими должны быть ученики? (активными, внимательными)

 -Внимание на экран. Вы видите следующие высказывания:

Сделал дело — гуляй смело.

Делу время – потехе час.

И петух свой час знает.

Упустишь минуту – потеряешь часы.

— Что объединяет эти высказывания? (они о времени, о работе)

-Понятно ли вам значение всех слов? (потеха – в толковом словаре Ожегова)

— Так давай те же, не теряя времени, приступим к делу. А к какому литературному жанру относится данные высказывания? (пословицы).

— Что такое пословица? ()

— Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (легенды, сказки, былины, небылицы, скороговорки, прибаутки, потешки, заклички и т.д.)

— В пословицах запечатлен жизненный опыт народа, сила его ума. Пусть и эти пословицы пополнят нашу копилку знаний.

2. Актуализация знаний.

— Запишите последнюю  пословицу в тетрадь (я – на доску). Вспомним орфограммы, которые можно встретить в предложении. (Один человек к доске с комментированием).

— Какое задание можно выполнить с данным предложением? (Синтаксический разбор)

(Один человек с комментированием к доске).

Упустишь минуту – потеряешь час. (Повест, невоскл, распр, упустишь, потеряешь – грамм. основа, с однород. членами).

-Попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение (на обратной стороне доски).

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду — всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

— О какой части речи будет сегодня разговор? (Действительно- глагол).

— Интересно, что слово «глагол» в Древней Руси  обозначало речь человека вообще. Так в толковом словаре Владимира Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный разговор, язык».  Постепенно данное слово утратило свое старое значение.

— Скажите, что теперь оно обозначает? (правило)

3. Постановка учебной задачи (темы).

— Что надо знать, чтобы правильно писать окончания глаголов? (Спряжение)

— Что такое спряжение? (Изменение глагола по числам и лицам и система его личных окончаний)

— Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

— Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания о спряжениях, отрабатывать навыки определения спряжения глаголов и написания их личных окончаний)

— Где нам пригодятся эти знания? (Чтобы грамотно писать безударные окончания глаголов)

-Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?  (порядок определения спряжений)

— Сколько спряжений в русском языке? (1 и 2 спряжения)

— Какие личные окончания относятся к 1 спряжению? (на –е,ё, ут, ют). Ко второму спряжению?(на –и, ат, ят).

-Давайте составим алгоритм определения спряжения, расположив карточки в нужном порядке (на доске – на экране проверка).

1)Если окончание ударное, спряжение определить легко.

2)Если окончание безударное, образуй форму 3 лица мн.ч.

3) Поставь глагол в начальную форму, если личное окончание глагола в 3 лице мн.ч безударное.

4)Если в начальной форме глагол заканчивается на –ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол II спряжения.

5) Если в начальной форме глагол не оканчивается на –ИТЬ и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения.

— Давайте вспомним глаголы-исключения (стихотворение).

Ко второму же спряженью

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая: брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на –е спрягать нельзя!

4. Закрепление знаний (типовая и конструктивная ситуации).

1)- Найдите глаголы в пословице. Определите спряжение в глаголах (упустишь – 2 спр., потеряешь – 1 спр.)

— Какие еще признаки глаголов вы помните? (спряжение, лицо, число, род, наклонение, время, вид). Подпишите их над глаголами (2л. Ед.ч., сов.в., буд.вр.)

2) Работа с учебником.

— Урок 50 упр. 4. Прочитайте задание. Выпишите глаголы из 1 абзаца, определите спряжение. Объясните выбор. Те глаголы, которые повторяются, списывать не надо. (один человек у доски).

Учится (2 спр.), состоит (2 спр.), встаёт (1 спр.), тратит (2 спр), чистит (2 спр), ходит (2 спр.), одевается (1 спр.), читает (1 спр.).

— Оцените работу…у доски (светофоры). Оцени свою работу у доски.

— (когда ученик сядет, делаю сама и говорю) Выделите личные окончания.

Физкультминутка.

Как живешь?

Как  идешь?

А бежишь?

Ночью спишь?

Как плывешь?

Как берешь?

А даешь?

Как молчишь?

А грозишь?

Как сидишь?

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

1) Работа в парах.

-Следующее задание называется «Режим дня». Вы знаете, что правильный режим дня является одним из залогов крепкого здоровья. Особенно в вашем возрасте. Давайте попробуем составить свой режим дня.

— Работать будем в паре. Договоритесь и распределите глаголы в нужном порядке (указав номера) и вставьте пропущенные гласные в окончания.

Просыпаемся

Делаем зарядку

Умываемся

Одеваемся

Завтракаем

Идем в школу

Занимаемся в школе

Обедаем

Гуляем

Делаем домашнее задание

Отдыхаем

Ужинаем

Готовимся ко сну

— Самопроверка по эталону. (на экране)

— Глаголы какого спряжения преобладают? (1 спр., кроме готовить – 2 спр.)

— Поднимите руки те пары, которые не допустили ошибок.

         6. Контроль знаний, коррекция.

1) Индивидуальная работа по карточкам.

-У вас на столах карточки, выберите те, которые вы считаете вам по силам выполнить. Самопроверка по эталону. (на экране). Вложите ваши индивидуальные карточки в тетрадь.

1 вариант.

1) Отметь ряд, в котором все глаголы II спряжения.

— бежать, молчать, сверкать

— идти, жить, греметь

— дружить, лепить, верить

2) От этих глаголов (те, которые отметили) образуй форму 3 лица множ. числа

_____________________________________________________________________

2 вариант

  1. Отметь ряд, в котором все глаголы I спряжения.

— убирать, дышать, встретить

— встречать, покрывать, слышать

— брить, стелить, улыбаться

2) От этих глаголов (те, которые отметили) образуй форму 3 лица множ. числа

_____________________________________________________________________

Дифф.задание (ОВЗ)

  1. Определите спряжение глаголов из физкультминутки (сверху подписать).

Как живешь? Как  идешь? А бежишь? Ночью спишь? Как плывешь? Как берешь?

А даешь? Как молчишь? А грозишь? Как сидишь?

7. Домашнее задание.

— Стихотворение «Умей рассчитывать время на сборы в школу». Выписать в тетрадь глаголы и определить их спряжение.

Утром столько разных дел!

Ты умылся и поел,

Одеваешься, спешишь,

В школу весело бежишь.

 Но запомнить надо всем:

Чтобы утро без проблем

Проходило, нужно вам

Собираться по часам.

 Пять минут — на умыванье,

Пять минут — на одеванье,

Вам на завтрак семь минут!

Три — убрать постель, и тут

 Выходить уже пора,

Собирайтесь, детвора!

Время нужно рассчитать,

Чтобы в класс не опоздать.

8. Рефлексия.

— Ответьте на мои вопросы. (Если да – зеленый светофор, нет – красный) (Самопроверка по эталону на экране)

Тест «Спряжение глаголов»

  1. Спряжение – это  изменение глагола по числам и лицам? (+)
  2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?(-)
  3. Спряжение можно определять по неопределенной (начальной) форме? (+)
  4. К I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть; (+)
  5. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению? (-)
  6.  Личные окончания глаголов I спряжения:  ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?(+)
  7.  Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ? (-)           

— Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог.

— На уроке я научился…

— Мне бы хотелось…

Вставь пропущенные гласные, определи спряжение.

1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

— Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)

Вставь пропущенные гласные, определи спряжение.

1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

— Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)

Вставь пропущенные гласные, определи спряжение.

1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

— Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)

Вставь пропущенные гласные, определи спряжение.

1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

— Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *