Религия и культура доклад 4 класс – Культура и религия 4 класс
Культура и религия
Религию рассматривают с разных точек зрения. В этой статье рассмотрим религию как форму культуры. Под религией понимается господствующая религия, к которой формально относится большинство. Формально, так как большинство не знакомо с религиозными текстами и даже не посещает культовые учреждения, что признают сторонники православия[1] и подтверждают статистические данные.
Теперь к понятию культуры в широком смысле. Учитываем социальные образцы:
«Социальные образцы, т.е. вся прошлая деятельность человечества, взятая в функции опыта, – это “генофонд” социума, это наши социальные “гены”, в которых зафиксированы как успехи, так и трагедии, как ошибки, так и прозрения за тысячи лет нашей истории. Частично этот опыт дошел до нас из прошлых эпох по волне эстафет, частично – благодаря языку и письменности, но и язык, и письменность имеют ту же природу, ибо эстафеты – это способ их бытия. Мы с первых шагов нашего социального существования начинаем впитывать этот многовековой опыт и только благодаря ему становимся людьми. А став ими, мы вновь транслируем этот опыт в видоизмененной и преобразованной форме для будущих поколений»[2].
Поскольку определений много и много культур, сразу выделим то, о чем речь в статье:
«Культура — это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру — созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру — физические артефакты или предметы — каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы. Культура — это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми. Культура — это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений»[3].
Ко многим культурным феноменам относятся как к должному, людей не занимает вопрос о том, почему принято носить определенную одежду в большинстве случаев. Просто носят. Почему принято здороваться так, а не иначе и т. д. Все это, кажется, глупые вопросы, но формы все равно разные в зависимости от страны.
Это относится и к господствующей религии. Так принято, вот себя к ней большинство и относит. Сказать, что такая религия, которой придерживались столетиями, никак не повлияла на общество, было бы странно. Нет никакой «внеисторической истины», о которой вещают попы. Религия подстраивается под культуру и отчасти становится ее частью. Поэтому в разных странах, где православие также религия большинства, культура все-таки отличается. Это относится и к исламу. Сравнить хотя бы «мусульманское общество» в Казахстане, Чечне, Сомали и Саудовской Аравии.
К религии формальной, или религии большинства, стоит относиться точно так же, как к сложившимся традициям, фольклору. Традиция, привычка, навыки, характерные именно для определенной страны — то, что складывается стихийно в том или ином обществе. Это не требует никаких объяснений для обывателя.
Религия как народная религия — крещение, иконки в машине, пасха, обращение к «высшим силам» в минуты слабости (гром не грянет, мужик не перекрестится) и обряд отпевания. Это тоже культурные традиции, которые стихийно воспроизводятся, так как передаются от поколения к поколению. Для многих людей это просто нечто «очевидное», как, например, здороваться определенным образом.
В то же время этим людям не интересен ни Великий пост, ни служитель культа, даже религиозные догмы им безразличны. Из тех, кто называет себя православным в России, в бога не верит 30%[4], а церковь посещает даже по праздникам в лучшем случае 3%.
По поводу ситуации: мы живем в современном обществе, где полно социальных институтов и где религия никак не может быть основным. Но культурные особенности все же дают о себе знать, не говоря уже о попытке власть имущих все-таки навязать религию разными способами (через систему образования, воспитания, СМИ).
Тем более что жесткое разделение общества нужно обосновать:
«Святыня православия тем дорога, что учит «безропотно» переносить горе! Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня! Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит «лишения» и несет «тяжелые обязанности», то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая»[5].
Выходит, что религия как часть государственной идеологии является чем-то вроде «духовной скрепы», потому что действительно людям с малых лет навязывают такую мысль, причем не только СМИ, но и родственники, окружение, социальные институты.
Не стоит забывать, что в более-менее стабильном обществе, когда нет войны, массовой преступности, угрожающей существованию государства и т. д. для человека свойственен конформизм[6]. Человек просто воспроизводит господствующие в обществе представления, считает их данностью и даже не думает о критике. Это не относится ко всем проблемам, но все же такая тенденция есть. Для него правильно то, что делает большинство, он копирует подобное поведение. Для него аргумент — социальный факт, то есть товар покупает большинство — значит хороший товар. Социальный факт (это правильно, потому что большинство так делает) для обывателя важнее научного факта.
По поводу стереотипов:
«Под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения. Это своего рода штампы, шаблоны, образцы поведения, принятые в той или иной культуре»[7]
Культурные стереотипы формируются у всех, вне зависимости от критичности. Возможно, человек критикует одни культурные стереотипы, но все же подвержен другим общепринятым. Упрощение и схематизация в отдельных случаях — неизбежность для того, кто живет в обществе.
Следовательно, отдельные ритуалы, традиции и др. связанное с религией — шаблон, а не религиозность. Почему большинство не сомневается в правильности своего выбора? Потому что воспринимает все это примерно как вождение машины: «Христос воскреси — воистину воскреси!» и прочее, не углубляясь в тему.
Если отталкиваться от этого, то приходит понимание, что на таких людей аргументы вроде «библия — сборник мифологии», «такой-то святой на самом деле не святой», «никакого бога/Христа не существует» вообще не действуют. У них религия — нечто совсем другое. А такие темы относятся либо к лицам заинтересованным, которые зарабатывают на религии, либо к воцерковленным верующим (и то далеко не всегда, так как многие воцерковленные также плохо знакомы с культом, а в большей части они знают только ритуалы и несколько молитв), либо к религиозным фанатикам, которых меньшинство.
Не стоит удивляться, что большинство в Индии выбирает индуизм, в Израиле — иудаизм, а в России — православие. Это не дело осознанного выбора, как и другие культурные особенности того или иного общества.
По мере взросления человек социализируется, то есть перенимает культурный опыт страны. В образовательных и воспитательных учреждениях ему передают этот опыт вместе с изучением родного языка, грамотой и знакомством с основными культурными произведениями (светскими, а иногда и религиозными).
В такой ситуации сложно сопротивляться культурным паттернам, которые разделяет большинство. Если родители и социальное окружение разделяют те взгляды, что человек получает в процессе социализации, то тогда, скорее всего, он будет лояльным, формально православным и т. д. Вряд ли это повод для осуждения, это просто констатация факта.
Но все меняется, если, допустим, в семье придерживаются других взглядов, отличных от господствующих. Тогда человек перенимает лишь часть необходимых знаний, но зачастую все-таки останется верен тем ценностям, которые разделяют старшие члены семьи. Если речь идет о религии, то, вероятно, ребенка, чьи родители придерживаются ислама или иудаизма, вряд ли удастся обратить в православие через систему образования.
В каждой стране есть система оценок (что допустимо, а что нет), национальная кухня, стиль одежды и т. д. Человек, который игнорирует вообще все эти рамки, скорее всего, будет социальным аутсайдером. Социальные институты подталкивают индивида к тому, чтобы разделять «общепринятые взгляды», это выгодно и удобно, потому что таким образом можно взаимодействовать с другими членами общества (большинством).
Религия не исключение. Более того, она закрепляет и даже сакрализирует определенные общественные отношения, актуальные именно в это время. Например, «освящает» институт армии, даже оружие, устанавливает рамки в семейных вопросах. Формально такие правила действительно могут господствовать в обществе, даже несмотря на то, что они постоянно нарушаются. То есть человек знает, что развод и аборт — плохо, он не планирует в будущем делать ни того ни другого, но жизнь заставляет. Жизнь построена на формальных правилах, которые в случае чего нарушаются. И «нарушители» даже после нарушения будут говорить, что все это плохо и никогда так делать не надо. Это альтернатива табу, только вот никаких последний за нарушение не будет (если, конечно, речь не идет о законе).
Такие оценки характерны не только для религии, но и образовательной системы, пропаганды. А человеку от этого только легче, потому что у него есть четкий набор правил, ценностей, как бы коллективный опыт поколений, который постоянно изменяется, ведь нельзя сказать, что ценности 80-х годом прошлого века точно такие же, как ценности 90-х, а ценности 90-х такие же, что сегодня. Они не «вечные», как это пытаются представить религиозные деятели.
Правила поведения действительно упрощают жизнь человека: там носи головной убор, а там — снимай. Делай все так, как сказано. Кажется, что это глупо, но если бы в каждой жизненной ситуации человек обдумывал, критически анализировал свои поступки, вплоть до мелочей (например, какой рукой здороваться и как лучше это делать), это бы заняло буквально все его время — именно реакция на мелочи.
Воцерковленные люди, которые не знают религиозный культ, — отличная иллюстрация. Они просто приходят в храм и вначале копируют поведение остальных, а затем воспроизводят все это автоматически. Хотя, кажется, что никакого смысла в этом нет. Действительно, если они не знают культ и только слепо копируют поведение остальных, то как они это обосновывают? Никак. Так принято — и все тут.
А в чем причина? На этот вопрос ответил Маркс:
«Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»[8].
Религия как будто противопоставляла себя миру, но только в «духовном смысле», потому что политически господствующая религия всегда была стержнем государства. И успокоение в церкви находили люди, которые считали своей естественной потребностью не знания, а физическое выживание. Их волновал прежде всего вопрос: умрут они завтра или нет (от голода, болезни, войны, произвола «владыки»). А церковь тогда была для них единственным социальным институтом. Но таковы реалии традиционного общества.
В обществе современном религия не является основным социальным институтом, а отходит на второй план. Но некоторые ее функции сохраняются, именно культурные функции. Поэтому она по-прежнему выступает в качестве опиума, в качестве альтернативы знаниям и в качестве простой культурной формы для конкретного общества.
Большинство населения почти в любой стране мира — бедняки. Именно им, а не богатым, нужно навязать мысль, что земные блага — тлен. Самое главное — блага в жизни загробной. А иногда вообще необходимость богатств или даже просто комфортной жизни отрицается, что еще проще. Понятно, что на самих церковников и на власть имущих это правило не рассчитано. Правящий класс представляет свой интерес как интерес общества в целом.
Религия «успокаивает» человека не только тем, что его жалкое положение — и в целом социальное неравенство — компенсируется загробной жизнью, но и многим другим. Человек не способен никак влиять на многие события. Например, можно попасть в аварию или машина может сбить человека. Не обязательно, что человек идет на красный свет, бывает и такое, что машина просто водитель заезжает на тротуар и случайно сбивает прохожего. Как от подобного можно защититься? Никак. Но для верующего есть иллюзорная «подушка безопасности». Он молится, чтоб ничего подобного с ним не произошло, и таким образом складывается ощущение, что этого не произойдет, потому что он под защитой божества. Примерно такая же аргументация у людей, которые обвешивают свою машину иконами или какими-нибудь идолами.
Это полезно? И да, и нет. Если у человека фобия, то это послужит своего рода психотерапией, так как многие люди к психотерапевтам не обращаются. Но, с другой стороны, такие действия могут привести к тому, что человек будет меньше заботиться о собственной безопасности, считая, что бог его «спасет». Бывают случаи, когда люди лечатся при помощи молитв, что, конечно, им никак не поможет, если речь идет о чем-то серьезном (это «поможет» только в том случае, если речь идет о болезни, которая со временем проходит сама, а ее устранение списывается на силу молитвы).
Религия влияет на психику человека в отдельных случаях. В частности, религия помогает создать иллюзию познания истины. Ведь человек не способен знать все, но верующий в отдельных случаях даже на самый сложный вопрос может ответить что-то вроде «так решил бог», «на все воля божья» и т. д.
Помимо этого в случае беспокойства по тому или иному поводу верующий легко может обратиться к древнееврейскому божеству и это может действительно его успокоить. Своеобразная техника релаксации.
В общем, страданий в мире много. И вместо решения проблемы (а бывает, что проблему решить невозможно) человек заглушает боль при помощи религии, опять-таки опиум народа. Религия помогает человеку примириться с непримиримым, а не бороться за перемены.
Раз уж мы говорим о «целительной силе молитв», то не стоит забывать об эффекте плацебо. Это не просто пустышка:
«Плацебо может быть сравнимо по действенности с лекарством при болезнях, при которых снижение качества жизни обусловлено в первую очередь нарушениями психической сферы и болью. Но нужно помнить, что такое улучшение физического состояния не всегда транслируется в улучшение физиологических параметров. Например, эффект плацебо проявлялся во время Второй мировой войны. Когда лекарства кончались, контуженым солдатам под видом морфия вводили физраствор, и это уменьшало боль».
Но в то же время:
«Плацебо можно использовать, чтобы снять боль, но излечивать болезни с помощью плацебо крайне маловероятно. Например, гомеопатия, которая работает только за счет эффекта плацебо, помогает улучшить психологическую картину восприятия болезни, но при этом она ни при каких условиях не избавляет от самого заболевания»[9].
Эта иррациональная система как бы «работает», особенно в представлении верующего. Конечно, он не откажется от этого только по той причине, что библия — «сборник легенд». Человек руководствуется «здравым смыслом», который ранее подсказывал, что солнце вращается вокруг земли. А поскольку противники религии не могут предложить альтернативы всем тем функциям религии, особенно культурным, то и отказываться от религиозного культа верующему не кажется разумным. Ведь религия — это просто, удобно и «помогает».
Религия в современном обществе
Несмотря на то, что некоторые культурные функции религия сохраняет, в современности есть тенденция к отказу от господствующих религиозных учений в наиболее развитых странах. В чем причина?
Обобщенно взгляд социологов религии, культурологов примерно такой:
«В условиях глобальной дифференциации общества, в том числе и религиозного, в эпоху возрастающего плюрализма ни одна из традиционных религий уже не способна выполнять интегрирующую людей функцию коллективной идентичности. То же относится и к функции религии, способствующей посредством сакрализации норм и ценностей общества его стабильности. Возможности религии в этом отношении с развитием общества меняются»[10].
Подтвердит этот тезис профессор Питцер-колледжа Фил Цукерман:
«Сто лет назад в Канаде только 2% населения говорили о том, что они не принадлежат ни к какой религии. Сегодня таких 30%, и примерно каждый пятый заявляет, что он не верит в Бога. Сто лет назад в Австралии лишь 1% населения был нерелигиозным. Сегодня примерно 20% австралийцев заявляют о своей нерелигиозности. Сто лет назад в Голландии 10% населения были религиозно неаффилированными, сегодня таких больше 40%. В современной Великобритании примерно 50% населения заявляет о своей нерелигиозности, то же самое справедливо для Швеции.
Дальше больше: 61% чехов, 49% эстонцев, 45% словаков, 34% болгар и 31% норвежцев не верят в Бога. Во Франции таких людей 33%, в Бельгии 27%, в Германии 25%. Самая последняя информация по Японии показывает значительный рост секуляризации. Шестьдесят лет назад примерно 70% японцев придерживались религиозных убеждений. Сегодня это число составляет примерно 20%. Такие уровни атеизма, агностицизма и общей нерелигиозности не только удивительны, но и исторически беспрецедентны».
В подобных условиях меняется и мировоззрение приезжих. Например, в конце июля 2017 года в Великобритании прошла конференция бывших мусульман, которая стала: «самым большим собранием бывших мусульман в истории»[11]. Бывшие мусульмане — в основном атеисты и агностики, а не христиане или представители других религиозных течений. На конференции также показывали фильм «Неверующие в исламе». Чем лучше мигранты интегрируются в общество, то есть становятся его частью, а не изгоями, которые проживают в гетто, тем выше вероятность отказа от ислама и еще выше — от фанатизма.
Также стоит упомянуть, конечно, воспитание. Очевидно, что если родители верующие, то высока вероятность, что и ребенок будет верующим. Соответственно, если родители атеисты, то и ребенок, скорее всего, станет атеистом. Тут вряд ли возможна иная ситуация, поскольку «свой выбор» ребенок все равно не сделает, так как в детстве только впитывает информацию, как губка. Поскольку большинство воспринимает религию как формальность, то, скорее всего, это же передастся и ребенку.
К сожалению, социальная среда представляет опасность для ребенка, родителям которого «все равно» на воспитание. И ребенок может легко поверить не только в религиозные сказки, но и в любое мракобесие. Поэтому важно с детства ребенку прививать не религиозные или даже антирелигиозные взгляды, а критическое мышление. Популяризатор науки Г. Харрис отмечает:
«Родители и учителя втолковывают детям и подросткам, как важно трудиться, учиться, хорошо себя вести, не нарушать законов, избегать наркотиков и алкоголя, быть честными и порядочными, соблюдать правила дорожного движения и т. д. Но берет ли кто-нибудь на себя труд разъяснить им важность скептического мышления? Многие ли отцы находят время сесть со своими дочерьми и научить их интеллектуально противостоять необоснованным утверждениям всяких экстрасенсов, шарлатанов и астрологов? Многие ли матери стараются объяснить сыновьям, что даже нормально работающий человеческий мозг может ошибаться из-за когнитивных искажений, объяснить как нужно отличить действительность от иллюзий и заблуждений? К сожалению, большинство детей вырастают и вступают во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, неспособными дать отпор псевдонаучным идеям, и даже простым лживым заявлениям»[12].
Такое — большая редкость даже в развитых странах, так как рекомендация относится именно к ним.
Но почему все-таки массово отказываются от господствующей религии? Ни в коем случае нельзя сказать, что все дело в критическом мышлении, чем гордиться не может развитое общество, так как всякого мракобесия вроде гомеопатии, нью эйджа, саентологии все же полно.
Фил Цукерман полагает, что все дело в социальной политике, потому что господствующая религия — следствие социального неравенства, угнетения. На деле этот тезис не нов, еще Маркс писал:
«Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия»[13].
А альтернативой выступает точка зрения Наполеона:
«Я вижу в религии не столько таинство воплощения, сколько таинство общественного строя. Она вносит в мысль о рае идею равенства, которая спасает богатых от резни со стороны бедных»[14].
Очевидно, какой из этих позиций придерживается российская власть и власть почти везде.
В общем, социальное государство, где бедность низка, а право человека — не только формальное право голоса, но и право на благополучную жизнь, практически освобождает человека от религии, потому что главная функция религии — тот самый опиум — просто исчезает. Пенсионеры развитых стран — путешествуют по миру, их пенсия — не копейки, а в России влачат жалкое существование. Кому из них нужна религия для утешения?
Докажем это несколькими примерами. Нидерланды — религиозная страна именно до становления социального государства. В этом смысле Нидерланды одно из самых главных социальных государств мира. В индексе качества жизни от Economist Intelligence Unit, 2013 Нидерланды занимают 8 место, а, например, Россия — 72[15].
Без особого просвещения и без последовательной критики религии в обществе интересная ситуация. Большинство в Нидерландах — агностики (31% населения). Дальше: атеистов — 25%, а верующих лишь 17%. Еще 27% — сторонники истизма, то есть специфической формы религии, характерной для Нидерландов. Чем-то напоминает деизм.
А в Исландии никто из молодежи до 25 лет не верит в библейскую версию сотворения мира[16]. И опять-таки нельзя сказать, что в Исландии сильно атеистическое движение или авторитетны сторонники антиклерикализма. Просто когда нет нужды использовать религию, она отмирает. Ясно, что это медленный процесс, тем более что культурные формы сохраняются и у неверующих людей, но тенденция все же есть.
Поэтому в отсталых странах, пока большинство в таком положении, что в лучшем случае удовлетворяются животные потребности, дети не защищены и на их образование и воспитание все равно, а старики влачат жалкое существование, навряд ли возможно избавление от религии. Эти люди нуждаются в «утешении», ничто, кроме религии, этого утешения им не даст. Самый яркий пример — отсталые африканские или исламские страны, где изменить что-то реально может только социальная революция, шансы на успех которой не особо высоки.
Источники
Источники
- Макарова Л. Феномен личности в социально гуманитарном православном дискурсе, 2010. — С. 55.
- Розов М.А. Прошлое как ценностъ // Путь. 1992. – № 1. – С. 143
- Борщов А. Современная парадигма социально-гуманитарного знания, 2004. — С. 207.
- Такая Россия: 30% православных считают, что Бога нет. URL: https://takiedela.ru/2017/04/takaya-rossiya-cerkov/
- Ленин В. ПСС, т. 6, 1963.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию, 1998.
- Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. С. 7.
- К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви, 1986. — С. 58.
- Как работает эффект плацебо? URL: https://postnauka.ru/faq/61343
- Сахроков В. Культура и религии в современном обществе // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2013. — C. 73.
- На Западе растет число атеистов — бывших мусульман. URL: https://www.sedmitza.ru/text/7416054.html
- Гаррисон Г. Думай: Почему надо сомневаться во всём, 2014.
- Маркс К. К критике Гегелевской философии права. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1844/philosophy_right/01.htm
- Napoleon in his own words / Под ред. Jules Bertaut, пер. Herbert Edward Law, Charles Lincoln Rhodes. — Чикаго: A. C. McClurg & co., 1916. — P. 112—113. — 167 p.
- The lottery of life // The Economist. URL: http://www.economist.com/news/21566430-where-be-born-2013-lottery-life
- Почти все молодые исландцы верят в то, что мир возник в результате Большого взрыва. URL: https://geektimes.ru/post/269244/
kritix.ru
Презентация на тему Культура и религия (4 класс)
Слайд 1КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ Презентацию выполнила учитель нач.классов ГБОУ СОШ №922 Митрофанова Е.В.
Урок 3
Слайд 21. Что такое культура. 2. Кто такой культурный человек. 3. Как связаны религия и культура
На этом уроке узнаем:
Слайд 3Со словом «КУЛЬТУРА» связаны такие выражения, как «КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК», «КУЛЬТУРНО СЕБЯ ВЕСТИ»
ЧТО ТАКОЕ «КУЛЬТУРА»?
Слайд 4Культурный человек везде остается культурным (воспитанным). В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя. Антон Павлович Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Как должен вести себя культурный человек?
Слайд 5• честность •аккуратность • хамство • вежливость • жадность • лживость • ябедничество • враньё • навязчивость • безразличие •предательство • уважение старших • милосердие • дружба
Считаешь ли ты себя культурным человеком?
Слайд 6«При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их. Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду»(Б.Н. Абрамов).
Важное
Слайд 7К памятникам культуры мы относим (например): — предметы повседневной жизни, которые создал человек; — орудия труда; — прекрасные дома и большие крепости; — идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые; — нравственные нормы поведения человека; — религия
Материальная и духовная культура
Слайд 8Определите , какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие — духовную
материальная духовная
Материальная и духовная
Слайд 9Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений. Скульптура –изображение делается в объеме. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных. Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА КУЛЬТУРУ
Слайд 10Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов
Буддистский храм
Древнеримский храм
Китайская пагода
Древнеегипетский храм
Древнеиндийский храм Солнца
Русский православный храм
Слайд 11мечеть Японская пагода
Католический собор
Древнегреческий храм
Раннехристианский храм
Ритуальное место в первобытном обществе
Слайд 12Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых
Древнегреческая богиня
Древнегреческий бог
Древнеегипетский бог
Статуя Будды
Скульптура из католического собора
Первобытные тотемы
Скульптура из средневековой церкви
Слайд 13Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах
Слайд 15ХРИСТИАНСТВО
Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы
Слайд 17БУДДИЗМ ИНДУИЗМ
Слайд 18ИУДАИЗМ
Слайд 19МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая . В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией. И сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты
Слайд 20Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении. Приведем несколько примеров «Олух царя небесного» «Запретный плод сладок» «Начнем, пожалуй, помолясь» «Ну, с Божьей помощью!» «На Бога надейся, но и сам не оплошай» «Ну прямо божья благодать!» «Живу как в раю!» «Свято место пусто не бывает» «Креста на тебе нет!»
Слайд 211. Добрый человек — это тот, кто… 2. Злой человек — это тот, кто… 3. Честный человек — это тот, кто… 4. Правдивый человек — это тот, кто… 5. Жестокий человек — это тот, кто… 6. Грубый человек — это тот, кто…
Домашнее задание. 1. Продолжите предложение.
Слайд 22Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
2. Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.
prezentacii.org
Культура и религия. — ОРК
№ урока: 2
Тема: Культура и религия
Цель: Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества
Задачи:
Обучающие: узнать, чем связаны культура и религия; сформировать представление об основных мировых религиях.
Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающие: воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам
Аннотация: Данный урок является вторым в модуле «Основы мировых религиозных культур». Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – рассказ с элементами беседы и с использованием презентации Power Point. Основные виды деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, творческий рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация «Культура и религия», учебник «Основы мировых религиозных культур», рабочие тетради.
План урока
Организация деятельности обучающихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Актуализация знаний обучающихся.
Комментированное чтение статьи из учебника.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
Физкультминутка.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка обучающихся к беседе с членами семей и друзьями.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
I. Организация деятельности обучающихся
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Учащиеся читают пословицы и поговорки о Родине.
III. Актуализация знаний обучающихся.
Тема урока «Культура и религия». Слайд 1.
Просмотр мультфильма «Ритуал»
О чём говорится в данном мультфильме?
Драматический мультфильм «Ритуал» рассказывает историю из жизни одной девушки, которая проживала давным-давно в одном племени. Всем известно, что каждое племя имело свои обряды и ритуалы, а порой даже приносили жертву своим богам. Такая ситуация произошла и с племенем изображенным в данном мультике! Они проживали на острове, рядом было еще три и на каждом из них проживали страшные великаны. Под руководством вождя, на каждый остров отправлялись молодые члены племени, что с ними там происходило, не знает никто, но не в этот раз! В этой истории рассказывается о том, как юная девушка, подружилась с ужасным монстром, а как это произошло вы посмотрели
Примерные вопросы для беседы:
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Как вы понимаете значение слов «культура» и «религия»?
О каких религиях вы уже знаете?
Озвучивание темы урока, цели и задач:
Запись темы урока в тетрадь.
«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»
Народная мудрость
Вы узнаете:
— Что такое культура.
— Что такое религия.
— Какие бывают религии.
— Как связаны религия и культура.
Рассказ учителя.
Дополнительный материал:
Слайд 3 Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.
Все люди разные – это надо принимать, как данность. На этом основана культура, главный принцип которой – единство, обогащение и взаимопонимание. В культуре разных народов есть свои духовные ценности, которыми они могут поделиться с окружающими, а что-то и заимствовать у них.
Мы часто не помним, как впервые появилось многое из того доброго, чем мы пользуемся. Неизвестно, например, кто первым в истории выпек хлеб, но хлеб пекут у всех народов. Где-то хлеб пекут белый и круглый, похожий на блин, а где-то черный и в форме кирпича, но в какую бы страну вы не приехали, вы, наверное, попробуете местный хлеб. Где-то он покажется вам почти таким же, как на родине, где-то необычным, какой-то понравится вам больше, какой-то меньше – о вкусах ведь не спорят. Но по сути-то хлеб везде одинаков, и одинаковы обычаи, связанные с хлебом. Наверное, у всех народов слова «разделить с кем-то хлеб» значит то же самое, что «обрести друга».
В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.
Слайд 4-9 Рассказ по слайдам
Слайд 10 Основные религии мира: Буддизм, Христианство, Иудаизм, Ислам.
Физкультминутка.
IV. Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение заданий в рабочей тетради:
Выпишите из текста учебника незнакомые слова. Как вы их понимаете.
V. Подведение итогов.
Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
VI. Рефлексия.
Нарисуйте смайлик, вашего настроения, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.
VII. Домашнее задание.
Спросить у родителей, какие они религии знают.
multiurok.ru
Конспект урока «Культура и религия» по ОРКСЭ (4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
по теме «Культура и религия»
модуля «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ
Составила Юнасова Лилия Гельфинатовна, ГБОУ Школа № 1383
А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.
4 класс
Основы мировых религиозных культур
Тема урока: Культура и религия (2 урок).
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание; воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».
Обучающие: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающие: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей.
Планируемые результаты:
— Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о культуре и религии;
определение сущности материальной и духовной культуры;
формирование представлений о влиянии религии на культуру.
— Метапредметные результаты:
1) познавательные:
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
2) регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
определять степень новизны и важности учебного материала.
3) коммуникативные
готовность слушать собеседника, вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.
— Личностные результаты:
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
воспитание уважения к истории и культуре всех народов.
Основные термины и понятия урока: религия, культура, духовная культура, материальная культура.
Информационно-образовательная среда:
— мультимедийный комплекс,
-презентация «Культура и религия»,
-учебное пособие А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А.Ярлыкапова « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разбираться в понятиях культуры и религии (слайд 1). Нам предстоит многое узнать и запомнить.
Итак, сегодня мы будем (слайд 2):
-находить нужную информацию (определение понятия «культура»),
-анализировать полученную информацию,
-обсуждать, обмениваться мнениями, доказывать свою точку зрения,
-вспоминать изученное на прошлых уроках и подводить итоги.
2. Актуализация знаний.
Слайд 3: кроссворд
Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем.
Мы сейчас будем отгадывать … (кроссворд).
Как называется участие людей в религиозных действиях? (ритуал)
В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позднее главными ритуалами стали … (молитвы).
Как называются такие религии, чьи верующие принадлежат в основном к одному народу? (национальные).
Что означает в переводе с латинского языка слово религия? (соединять).
Как называется национальная религия индусов? (индуизм)
Это слово произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять» (религия).
Христианство, ислам, буддизм и иудаизм – эти 4 религии считаются …(какими) религиями России? (традиционные).
3. Подготовка к изучению нового материала.
— Какое слово получилось в результате отгадывания кроссворда? (КУЛЬТУРА) (слайд 4)
— Со словом КУЛЬТУРА связаны словосочетания «культура поведения», «культура общения», «культурное наследие» и т.п. Давайте поразмышляем над этими понятиями (высказывания учащихся).
— Задание по группам: продолжите фразу: «Человек, который …, является культурным человеком» (слайд 5) (работа в группах, защита своих ответов).
— Обобщим: культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием. Общество, которое не знает, своей культуры, не имеет будущего. Почему так говорят?
4. Изучение нового материала.
Так что же такое культура?
— Однозначного определения понятия культуры нет. Сначала попробуем сами разобраться.
— Попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?
— То же самое и с культурой.
— А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать? Да, она погибнет.
Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.
Прочитайте определение культуры в нашем учебнике (с.8):
— Культура — это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории (слайд 6).
— Об этом мы сказали? Да, не таким научным языком, но более понятным, и об этом.
— Из этого определения мы сразу можем узнать, что культура бывает какой?
— материальная,
— духовная (слайд 7).
Работа с текстом учебника.
— Выпишите из учебника на с.8 примеры материальной и духовной культуры.
Составление схемы на доске.
Попробуем составить портрет слова КУЛЬТУРА (слайд 8).
Подберите слова-друзья (развитие, воспитание и. т.п.)
Слова-враги (невоспитанность, зло и т.п.)
Словосочетания с этим словом (культура общения, культура речи, культурный человек, культура поведения, культурное наследие и т.п.)
Ассоциации
(Слайд 9) Пословицы (Культура — великий учитель того, как следует жить. Чем выше культура, тем выше ценится труд.) Объясните их значение.
— К какому из видов культуры относится религия? (к духовной)
-Правильно, религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей.
Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру»( по тексту учебника)
Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией.
Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии (слайд 10), Древней Греции (слайд 11). Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле, но известен по описаниям. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии (слайд 12). В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней (слайд 13). На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман (слайд 14). Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.
— Какие красивые слова мы можем подобрать при описании этих храмов?
— А у нас в районе есть храм? Где он находится? Как называется?
— Храм Святителя Иннокентия Митрополита Московского в Бескудниково (слайд 15).
-А кто из вас был внутри этого храма? При желании, мы сможем совершить экскурсию в этот храм.
Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (слайд 16). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
— Так связаны ли между собой культура и религия? Как?
7. Первичное обобщение изученного материала (слайд 17)
— На уроке мы узнали, что культура – это…
-Культура бывает _____________________ и___________________.
— Мы поняли, что религия влияет (не влияет) на культуру.
– Итак, религия – форма духовной культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
8. Домашнее задание
Подготовьте рассказ о памятниках материальной культуры нашего города или нашего района.
9. Рефлексия
– Ребята, сегодня мы не просто узнавали новое, учились работать с информацией, но и работали в группах. Если ваша группа работала дружно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть все трудности, тогда возьмитесь за руки и поднимите руки вверх как символ дружбы и сотрудничества.
– Спасибо за работу на уроке!
kopilkaurokov.ru
Урок для начальных классов по предмету ОРКСЭ «Культура и религия»
Цель: Дать понятие культуры и религии.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, тесты, презентация.
Задачи:
Учить детей уважительному отношению к людям разных культур и вероисповеданий.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения.
Систематизировать знания и умения.
Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. — М. : Просвещение, 2010.
Основные термины и понятия : Христианство. Православие. Культура. Религия.
Дополнительный материал для учителя.
Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:
В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!
Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.
По отчеству зовут даже крестьян.
Черный хлеб любят больше белого.
Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т. е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры в православной религии. Например, русское слово « спасибо »– это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.
ВРЕЗКА. В копилку русского языка.
Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо — графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.
videouroki.net
Доклад на тему: «Культура и религия»
Поиск ЛекцийКафедра философии и социальных наук
Выполнила: Будаева А.А.
Проверил: Грибанов С.В.
Нижний Новгород, 2014 г.
Вопросы:
1. Дайте определения терминам «культура» и «религия»?
2. Какие функции религии существуют?
3. Какое воздействие религии осуществляется на общество?
4. Какие проблемы определения взаимодействий культуры и религии? На какие категории можно разделить модели взаимодействия культуры и религии?
5. А как Вы считаете, стоит ли церковь присоединять к государству?
Проблема взаимосвязи религии и культуры – одна из центральных в культурологи, так как имеет большое значение в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных культур и верований. Культура – это специфическая разновидность человеческой деятельности, направленная на создание, сохранение, передачу и потребление материальных и духовных ценностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека и общества. Религия воздействует на культуру в целом и общество путем введения своих ценностей в общекультурный фонд страны, путем прямого участия религиозных организаций в общественной жизни и управлении обществом. Так вот, религия – это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Культура представляет собой своеобразный управляющий центр всей общественной жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта, арсеналом норм, целей и ценностей, с помощью которых регулируется и контролируется существование общества и направляется его развитие. В этой ситуации функции религии в системе культуры заключаются в следующем:
· Мировоззренческая функция – религия выступает как способ познания и осмысления мира.
· Смыслополагающая функция – религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, также базирующееся на определенной картине мира. Религия позволяет осмыслить такие явления, как смерть и страдания, и достойно перенести их.
· Регулятивная функция – религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов, определяющих отношение человека к миру.
Воздействие религии как одной из форм духовной культуры на общество осуществляется двояко: прямо и косвенно. Прямое воздействие религии на общество осуществляется в трех разных формах: 1. воздействия идей и приоритетов религиозного сознания; 2. религиозных институтов; 3. органического слияния религиозных отношений с национальными, бытовыми, государственно-правовыми отношениями. Культура – это специфическая разновидность человеческой деятельности, направленная на создание, сохранение, передачу и потребление материальных и духовных ценностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека и общества.
Систематическое исследование проблемы взаимодействия культуры и религии началось только во второй половине XVIII в. и связано с рядом трудностей.
1) Это необъятная широта темы «Культура и религия»: все без исключения проявления религиозной жизни включены в реальную культуру, а нечего и говорить о том, что сама религиозная жизнь неохватна в своем разнообразии.
2) Если логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, то аксиологически – в сфере отношений ценности и оценки – они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура – с позиций религии.
3) Рассматривая конкретные модели взаимодействия религии и культуры, разработанные мыслителями разных эпох, неизбежно возникает проблема, что их понимание религии, как явления может значительно различаться, и даже быть противоположны по сути.
Модели взаимодействия культуры и религии можно разделить на следующие категории:
1) Религиозно – идеалистические
Согласно первой группе моделей, из религии произрастает культура, все духовное и материальное разнообразие национального и межнационального бытия. Эта религиозная модель культуры, наиболее древняя. В соответствии с этой моделью каждую отдельную культуру нужно именовать в связи с породившей и питающей ее религией: культура индуизма, культура христианства, культура ислама и т.п.
2) Детерминистические
Вторая группа моделей выводит основные свойства культуры из образцов хозяйственной жизни народа, а религии отводится роль вторичной производной.
Детерминизмом называют учение о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены, или явлениями природы, или специально человеческойволей, для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места.
Синтетическая
Третья группа моделей. В данной группе объединены все модели, не вошедшие в две предыдущие группы. Отличительной чертой данной группы является то, что ее модели не утверждают однозначной первичности или вторичности религии по отношению к культуре.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Урок по ОРКСЭ «Культура и религия»
Здесь Вы можете скачать Урок по ОРКСЭ «Культура и религия» для предмета : ОРКСЭ. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Московского района Санкт-Петербурга
Урок по теме «Культура и религия»
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
Цель: познакомить с понятиями религия, мировые религии, национальные религии; показать связь религии и культуры.
Задачи:
1.Дать представление о том, что такое религия, какие бывают религии и какое место в религиях занимает ритуал.
2.Актуализация личного опыта учащихся, развитие речи, коммуникативной культуры.
3.Способствовать воспитанию уважительного отношения к культурным традициям многонационального населения России и народов мира, уважительного отношения к одноклассникам и их мнению.
Оборудование:
Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур» 4 – 5 класс авторы: А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С.Токарева и др.
Электронное пособие к учебнику.
Тетради учащихся.
1.Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.
Что мы сегодня узнаем на уроке?
Чтение рублики «Вы узнаете» (стр. 6)
Что же такое религия?
Давайте выберем из предложенного списка слов то, что можно отнести к религии:
Статуя, боги, жертва, отечество, вера, знания, Единый Бог, добро, зло, храм, Родина, духи, ангелы, книги, знания, икона, поведение, ритуалы, искусство, наука.
К какому миру можно отнести остальные слова?
2.Беседа с учителем и работа с учебником.
Слово «религия» произошло от латинского слова «связывать», «соединять» является важнейшей частью большинства духовных традиций людей.
Прочитайте на стр.6, что же включает в себя понятие религия и выделите опорные слова. (верование в Единого Бога или во многих богов, в духов, ангелов и других подобных существ; поведение людей в повседневной жизни; участие в религиозных действиях – ритуалах, которые связывают, соединяют людей с миром богов и духов).
Что было основной частью ритуалов в древности? (принесение жертвы богам)
Что стало ритуалом позднее? (молитвы)
3.Ознакомление с религиями народов и мира.
Использование материала электронного учебного пособия к учебнику. Чтение и просмотр слайдов.
По мнению современных учёных религия возникла одновременно с появлением на Земле человека разумного. Даже захоронение первых людей демонстрирует следы заботы об умерших. Заупокойные приношения в виде украшений и орудий труда свидетельствуют о вере в жизнь после смерти (просмотр фото – слайдов «Первое украшение», «Древние орудие труда»).
В тот период люди одушевляли природу и считали, что владельцами гор, тайги, моря и всего в природе являются духи. В честь духов – хозяев устраивались праздники и выполнялись ритуальные действия. Так люди надеялись добиться их покровительства и помощи (просмотр фото – слайдов «Фигурка половецкого божества», «Идол» — статуя, изваяние, которому язычники поклоняются как божеству).
Постепенно в мире возникло много разных религий. Древний Египет – одно из первых государств на нашей планете, возникшее на рубеже 4-3 тысячелетий. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если люди не угодят богам, те разгневаются. Чтобы этого не произошло, люди строили жилища для богов (храмы), где жрицы (служители богов) читали особые молитвы. Египтяне поклонялись богу солнца Амон – Ра. Они верили в существование бога тьмы Анона, бога земли Геба, богиню неба Нут, бога мудрости Тота, богиню красоты Басет, бога царства мёртвых Осирис и др. (просмотр фото – слайдов «Пирамида фараона Хеопса», «Египетские боги»).
Прочитайте на стр.6-7 какие бывают религии. Рассмотрите рисунок на стр.6.
Древние греки тоже верили, что всё в мире происходит по воле богов. Согласно представлениям людей, боги живут во дворцах на вершине горы Олимп. Власть над миром велят три брата: Зевс, который господствует на Небе, Посейдон – владыка морей, Аид – мрачный хозяин царства мёртвых. Кроме того греки верили в существование богини земледелия Деметры, богини охоты Артемиды и множества других богов (фото-слайд «Древнегреческий бог Зевс»).
Давайте обсудим вместе (рубрика стр.7), почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?
Многие народы создали собственные религии. Верующие этих религий принадлежат в основном к одному народу. Например, индуизм – религия индусов, иудаизм – религия евреев.
Иудаизм – религия евреев. Возникла в первом тысячелетии до н.э. в Палестине. Иудеи верят в единого Бога-творца и властелина Вселенной, в бессмертие души, в загробную жизнь, в грядущий приход Мессии (Спасителя). Они считают, что еврейский народ избран Богом, что бы передать человечеству божественное откровение. (просмотр фото – слайдов «Иерусалим, Стена плача», «Иудейские святыни», «Свиток Св. Торы»).
Со временем появились мировые религии, верующие, которые живут в разных странах и принадлежат разным народам. Сегодня это христианство, ислам, буддизм.
Христианство возникло 2 тыс. лет назад среди евреев Палестины и сразу же распространилось среди народов Средиземноморья. В 4 веке христианство стало господствующей религие й Римской империи. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. В дальнейшем стало основной религией в Европе. В основе христианской религии – вера в Иисуса Христа – богочеловека, спасителя. Источник вероучения христианства – Священное писание(Библия). (просмотр фото – слайдов «Икона Божьей Матери», «Икона Спасителя», «Свято-Троицкая Сергиева Лавра и церковная служба»).
Ислам (мусульманство) — самая молодая по времени возникновения и вторая по численности мировая религия. Ислам был основан пророком Муххамадом (Магометом) в 7 веке и, затем, постепенно распространяется по всему миру. Главные принципы ислама изложены в священной книге – Коране. Мусульмане поклоняются единому всемогущему Богу – Аллаху, верят в бессмертие души и загробную жизнь. (просмотр фото – слайдов «Мекка», «Коран», «Намаз- мусульманский религиозный обряд»).
Буддизм – одна из трех мировых религий по времени возникновения. Возникла в Древней Индии в 6-5 веках до н.э. Основоположником был индийский принц Гаутама, носивший почетный титул Будда («Просветленный»). В центре буддизма учение о четырех благородных истинах. Буддисты считают, что существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет представления о душе и о Боге, как о Творце.(просмотр фото – слайдов «Будда», «Статуя Великого Будды в Японии», «Многорукий Будда», «Каменное изваяние Будды»).
4. А какие же религии существуют в России?
Работа с учебником. Стр.7.
5. Закрепление основных понятий урока. (Работа с тренажером электронного пособия).
6. Фронтальная работа.
Соедини линией слова и их значения:
Действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов и духов | |
Ритуал | Иудаизм, индуизм |
Национальные религии | Буддизм, христианство, ислам |
Мировые религии | Явления в жизни людей, отличительной чертой которых, является вера в Бога, в сверхъестественное |
Традиционные религии России | Буддизм, иудаизм, христианство, ислам |
7. Что мы сегодня узнали на уроке? Что было интересного?
Подумайте дома над вопросами и заданиями на стр.7.
docbase.org