cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Разбор слова по составу конспект урока 4 класс – Конспект урока «Состав слова» (4 класс)

Конспект урока для 4 класса «Разбор слова по составу»

Конспект урока русского языка в 4 классе

по теме: «Разбор слова по составу».

Образовательные:

-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающие:

— развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.
— развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками.

Формирование УУД:

личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

— познавательные действия: уметь определять глаголы, изменять их по вопросу, согласовать с именами существительными, использовать их в речи и письме.

— коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь посредством глаголов.

Оборудование урока:

-карточки индивидуального опроса;

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Ход урока.

1.Организационный момент. Хай Файв!(сигнал тишины)

— Добрый день.

Дети. Мы рады приветствовать вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Ну начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, а будет ещё лучше. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. И так, начнем наш урок.

На партах лежат цветные полоски. Выберите из 4 один себе цвет. Прикрепите в бэйджиках. Пусть каждому из вас этот выбранный цвет принесет отличное настроение для усвоения новых знаний.

Внимание на экран. Здесь эпиграф к нашему уроку. (Я читаю)

Слайд 2

Слово делится на части, 
Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей 
Строить слово из частей.

(Таймд Раунд Робин) Как вы понимаете эти слова? Обсудите у себя в группе, проговаривая каждый по очереди по кругу за определенное время. Начинает участник № 1 по сигналу.

1) (по 10секунд 4 раза)

Кто хочет поделиться с своей мыслью? Стол 3- участник 3 и т.д.

Как вы думаете о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

Чем мы сегодня будем заниматься?

Какую поставим цель? (Научиться разбирать слова по составу) Слайд 3

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.

Слова тоже сделаны из своего материала.

Слово делится на части

Как на дольки апельсин.

И у каждой части слова есть своё название.

Над которыми мы сегодня и будем работать.

2. Актуализация знаний.

Ну а чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Глазки на меня. Отвечаем хором, быстро.

называется…

— Как называется третий зимний месяц?

  • Какие буквы не употребляются в начале русских слов?

  • Во что превращается вода зимой….

  • Часть слова без окончания называется …

  • Назовите слово, противоположное слову враг.

  • Самый короткий месяц в году?

— Сколько гласных звуков в русском алфавите?

-Какие части речи мы с вами знаем?

Молодцы!

Ну и конечно, какой урок без словарной работы!

Окрываем тетради , записываем число. Классная работа.

3. Словарная работа.

Конверт № 1.

Для каждого участника в конверте лежат карточки для словарной работы.

Слайд 4

Задание. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы

Зимой ру .. кий лес сказоч..ный и ч.. десный.
Сне.. украшает пуш.. стые ветки деревьев.
Смолистые шишки в.. сят (на) елях.
В серебряном уборе стоят красавицы — б.. рёзки.

(20секунд)

Кто готов покажите это (чир — фейервек)

Обменялись листочками с партнером по лицу.

Слайд 5 Взаимопроверка по экрану, с объяснением орфограмм.

4. Разминка.

Сейчас мы должны вспомнить все части слова.

Релли Робин -два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка)

Конверт № 2.

Вам нужно на этих листочках написать о каких понятиях части слова идет речь. Работаете с партнером по плечу, по очереди. Начинают партнер под буквой Б.

Слайд 6 (30 секунд)

1) Изменяемая часть слова это — ……….

2) Часть слова без окончания это — ………….

3) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это — ……….

4) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это — ……….

5) Главная часть слова это — …….

Кто готов покажите это (чир — фейервек)

Вы вспомнили все, что касается состава слова. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по лицу.

Слайд 7(Приставка,корень, предлог,окончание;

Приставка, корень, суффикс, союз)

Возьмите конверт № 3 . На листочках слова. Назовите 4 — е лишнее слово запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 – е лишнее. У вас должны получиться 2 слова.

по 20 секунд два раза

Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними?

Стол № 1 участник 2.

Стол № 4 участник 4. Слайд 8

Хорошо, спасибо!

Вывод разминки. Микс Пэа Шэа-звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос , а вы должны будете поделится ответом своим партнером и наоборот.

1 – й вопрос. Почему лишними оказались слова предлог и союз.

(Начинает тот, у кого волосы светлее)

(по 15 секунд два раза)

Музыка!!!

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

2 – й вопрос. Чем предлоги отличаются от приставок?.

(Начинает тот, у кого волосы длиннее.)

Ученики делятся ответом со своими партнерами

(по 15 секунд два раза)

Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)

Музыка!!!

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

3 – й вопрос. Для чего необходимо знать состав слова? (Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма)

(Начинает тот, кто ниже ростом.)

(Ученики делятся своими партнерами

(по 15 секунд два раза)

Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!)

Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

— Молодцы!

III. Основная часть.

1.Раунд Тэйбл (письменная работа по очереди, по кругу на одном листе– по часовой стрелке.)

Конверт № 4 Работа на листочках.

— На карточках к словам из левого столбика подберите правильную схему состава слова из правого столбика и рядом запишите цифру. письменная работа по очереди, по кругу на одном листе– по часовой стрелке

Начинает ученик под номером 2.

Слова……………. Схемы состава слова…………………

Слайд 9

Песенка 1)

Пенал 2)

Подруга 3)

Подсказка 4)

1 минута

Кто готов покажите это (чир — фейервек)

— А теперь на этот вопрос ответит… (Ceer!) Слайд10

Спасибо, ребята, молодцы!

2 . Углы. Конэрс (распределяются по углам от выбранного ими ответа)

Конверт № 5

Слайд 11.Каждый из вас должен выбрать одно слово. Запишите в тетрадях. Подберите к нему однокоренные слова. Запишите их.

1. Море

2. Город

3. Лес

4. Сад

2 минуты

Кто готов покажите это (чир — фейервек)

Кто выбрал для себя слово лес – пройдите в тот угол, где нарисован рисунок леса, город – в другой угол и т.д. море в свой угол, сад в свой угол.

— Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды.

— Обсудите в парах, какие положительные эмоции вызывают данные слова и картинки?

(по 15 секунд два раза).

…! Поделись мнением своего партнера. (Ceer!)

( Из каждого угла по 1 человеку.)

— Теперь в вашем же углу найдите другого партнера, с кем вы еще не общались и вместе составьте однокоренные слова с используемым словом на стене вашего угла .

(По 15 секунд два раза ).

Спасибо.

Давайте поблагодарим своего партнера.

Посмотрите на свои бейджики. Образуйте команду, собравшись по цветам .

3. Работа над своими однокоренными словами.

— Сядьте на новые места. Давайте посмотрим, какие же однокоренные слова у вас получились. Стол № 1. У кого слово –море. Прочитай свои слова. Остальные столы дополняют и записывают.

И остальные слова. А для чего мы подбирали однокоренные слова?

Физминутка!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

4. Творческое задание 1.

Слайд 12Что оно означает? КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.

Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? Вот и мы с вами сейчас будем конструировать слова.

Конверт № 6

Слайд 13Вы берете ту часть слова, которая указана в таблице. И у вас должно получится новое слово. Каждый работает сам.

ПРИСТАВКА

Кто готов покажите это (чир — фейервек)

Проверка Слайд 14

Можно ли детали, изображённые на карточках, отнести к «словесному конструктору»? Докажите.

(Работа по учебнику с. 157 упр.198 – запас)

Вывод , как нужно правильно действовать при разборе слов по составу?

Слайд 15

Сравним с выводом по книге.

Закрепление. Работа в группе.

Конверт № 7.

Соберите слова из слогов, составленные слова представители групп напишите на доске. По очереди выходим и правильно выделяем части слова, используя алгоритм.

Подберёзовик, добродушная, подосиновик, одноклассники

Как образовались данные слова? Молодцы!

Минутка отдыха слайды 16,17,18

7. Итог урока.

Слайд 19

Урок наш заканчивается, давайте подведём итог.

Над какой темой мы сегодня начали работу на уроке?

Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,

отдельно от слова?

А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Достаточно одного урока?

Действовали вместе и работали хорошо

А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке на лесенке успеха.

Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова? На этот вопрос напишите на стикерах, и прикрепите на парковку, это будет ваш билетик на выход с урока.

IХ. Домашнее задание

Стр.158 упр.200

А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.

«Кто главнее и важнее»

— Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: оньк, еньк, знь; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?

Суффиксы. Конечно, нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.

Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим — и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

Прист. Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суф. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!

Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Уч. Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, — справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .

Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

К. В корне смысл, но не весь

Главный, но не полный.

Пр. Потому приставка есть-

Смысл она дополнит.

Суф. — Рад я в этом ей помочь.

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, —

Всё равно я всех проворней!

Уч. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?

Дети. –Об окончании.

Уч. –А вот спешит к нам уже и окончание.

Окон. И на род укажу,

И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

Уч. –Вот и сказке конец, а кто слушал …

Дети. МОЛОДЕЦ

Тест “Состав слова”.

1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

2. Какая часть слова может изменяться? _______________

3.Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.

Лесок, сады, дом, работник, ледяной, день, березка, городок, походы, смелый, поезда, конь, цветник, осенний, погода, дожди.

4. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________

5. Разбери однокоренные слова по составу.

Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость

doc4web.ru

Конспект по русскому языку «разбор слова по составу» (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку ,

проведенного в 3 «Г» классе МБОУ СОШ №1 г. Константиновска

студенткой 3 «В» курса ГБПОУ РО «КонстПК»

специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Медовниковой Линдой Владимировной

Дата: 16.02.2017

Класс: 4 «В»

Учитель: Шурлова Е.П.

Тема: «Разбор слова по составу».

Цель: научить разбирать слова по составу, пользуясь алгоритмом

Формируемые УУД:

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Планировать свою деятельность и работать по плану

Сопоставлять результат с целью

Предметные:

Формирование умения разбирать слово по составу; знать части слова.

Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.

Регулятивные:

Развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.

Развитие познавательной активности.

Коммуникативные:

Оценивание усваиваемого материала

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Ход урока

-Здравствуйте. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Линда Владимировна.

— Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, тогда начнём урок,

Не теряя время,- в срок!

Приветствовали учителя, настраивались на работу.

Р: настраиваться на работу.

II. Минутка чистописания.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

— Посмотрите на доску.

— Какие части слова вам напоминают эти сочетания букв? (по, за, ок, про, онок, а ,ек, ик, ое, пере, у)

— Запишите их от начала строки и до конца, чередуя.

-Придумайте и назовите слова с этими сочетаниями букв. А вот какие слова придумала я с этими частями слов.

— Выберите пять слов на слайде и с красной строки с большой буквы запишите их себе в тетрадь, выделите приставки, суффиксы, окончания.

— Какие части слова вы еще знаете?

— Что такое корень?

— Что такое суффикс?

— Окончание?

— Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?

Придумывали и записывали слова с некоторыми перечисленными приставками.

Заехать, переехать, зайчик, замочек, подарок, белое, зайчонок, проезд, улететь

Определяли тему и цель урока.

Корень-это общая часть родственных слов.

Суффикс-морфема, стоящая после корня служащая для образования новых слов.

Окончание –это изменяемая значимая часть слова,которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Л:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

III. Постановка учебной задачи и её решение.

— Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

— Определите тему сегодняшнего урока.

— Какие задания мы будем выполнять?

— Откройте учебник на странице 58-ой.

-Правильно мы определили тему урока?

— Сформулируйте цель нашего урока.

Решение частных задач

Анализ пословицы

Разбор слов по составу

Физминутка

Обобщение и систематизация знаний учащихся

Самостоятельная работа

— Посмотрите на плакат на странице 58-ой.

— Это порядок разбора слов по составу. Лучше всего он подходит для разбора существительных и прилагательных.

— Прочитайте.

1.Укажи,к какой части речи относится данное слово ( существительное, прилагательное, глагол, местоимение и так далее ).

2. Выдели окончание и основу.

3. Выдели корень, подбирая слова с таким же корнем.

4. Выдели приставки, если они есть. Подбери слова с такими же приставками.

5. Выдели суффиксы, если они есть. Подбери слова с такими же суффиксами.

— Что нового вы узнали из этого плаката? (1 пункт – раньше не выполняли)

— А теперь посмотрите на страницу 59-ю.

— Кто-нибудь один прочитает вслух образец устного рассуждения.

— А теперь посмотрите на образец письменного разбора.

— Для того, чтобы проверить, умеете ли вы рассуждать и письменно выполнять разбор слов разных частей речи, выполним упражнение 52-е.

— Сделайте разбор слов из списка устно , опираясь на образец на странице 59-ой.

— После этого письменно разберите эти слова по составу.

— Кто-нибудь хочет устно разобрать слова по составу?

— Слова каких частей речи вы только что разбирали? (сущ., прилаг.)

-Посмотрите на доску. Что вы видите?

— Прочитайте пословицу:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Назовите орфограммы, которые в ней встречаются:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

— Запишите эту пословицу себе в тетрадь с красной строки, подчеркните выделенные орфограммы.

— Давайте подпишем в пословице части речи и разберем каждое слово по составу.(1 ученик у доски)

— Посмотрите на слайд. Подберите слова, которые подходят к схемам.

-Откройте обратный словарь на странице

(Словарный список: слова на –иха:

— Итак, что можете сказать о составе этих слов? (Их состав одинаковый)

— Из каких частей состоит каждое слово? (Из корня, суффикса и окончания)

— Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно? ( Суффикс и окончание)

— Это придаёт им что-то общее? Что именно с точки зрения смысла? ( Суффикс –их- в словах-предметах показывает, что все эти слова женского пола; окончание –а – все слова – женского рода)

— Выпишите 1-ое слово первые 3 слова, используя алгоритм разбора.

-А теперь разберите любые 2 слова самостоятельно.

— Проверим.

-Ребята, вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем.

-Встали ровно, потянулись,

Как приставка изогнулись,

Показали дружно корень,

В домик сели мы у моря.

Этот домик не простой,

Суффикс звать его судьбой.

А потом пойдем резвиться-

С окончаньем веселиться.

Изменять слова мы будем,

Научились! Не забудем!

-А сейчас вспомним части речи, отгадывая загадки, так как впереди у нас самостоятельная работа.

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? Верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про… (Глагол)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живет на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяем часто это.

Нам на все оно укажет,

Но имен ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение)

НА дороге пес сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу.

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги- кот идет,

У дороги-поворот.

НАД дорогой-облака.

Шел К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь ее не развезло.

Нам в рассказе О дороге

Очень помогли…

(Предлоги)

-А теперь выполним самостоятельную работу.

Перед каждым из вас лежит карточка с текстом.

Прочитайте текст. О чем он?

Зимние краски.

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные ша(п, б)ки.

Деревья укрылись от мороза под б(и, е)лоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Все белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то сне(г, к) не всегда белого цвета. Под луч(я, а)ми солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. Когда на дорогах подтаивает, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает сне(к, г) в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки ст(о, а)новятся похожи на синие стрелы.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Найдите в этом тексте однокоренные слова, выпишите их парами через черточку, и разберите по составу.

Читали правило в учебнике.

Читали образец устного рассуждения.

Выполняли упражнение.

Отвечали на вопросы.

Читали правило в учебнике.

Анализировали правило.

Работали над письменным заданием у доски и в тетрадях.

1.Столик, мелок.

2. Подруга,поход.

3. Ива,стул, карандаш.

4. Подоконник, бессердечный.

.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какое задание вам далось легко?

— Какое задание вам далось с трудом?

— Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, подводить итоги.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

Учитель: __________________ Шурлова Е.П.

Методист: __________________ Пушкаревская О.А.

infourok.ru

Конспект урока на тему «Состав слова» (4 класс)

7.09.16

Тема. «Состав слова.»

Цели:  упорядочить знания детей о составе слова;  развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнять представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;

  • сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

  • формировать навык грамотного написания слов;

  • развивать память, внимание, мышление, речь;

  • воспитывать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

  1. Психологический настрой на урок.  Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда, Мы начнём урок письма.

2. Актуалиация знаний. откройте тетради, от последней работы вниз отступите две строки, на третьей поставьте точку, запишите дату и классную работу. Рассмотрите карточки. Карточки:

Ребята что это такое?

— Это части слова.

А какие части слова вы видите? . Это корень, суффикс, окончание.

-Какое задание можно придумать? составить слова, затем их записать в тетрадь. -Ребята, вам нравится это задание? Давайте его выполним. Какие слова у вас получились?

 Солнышко, это слово составили используя корень солн-, суффикс -ышк- , окончание -о — Красит, корень крас- , окончание -ит. Человека, окончание -а , корень -человек- из корня -земл- и окончания -ю слово землю. составил слово труда с помощью корня труд- и окончания -а. .: Я думаю, с этим корнем -труд- лучше употребить , потому что, взяв окончание -а , нарушается состав слова человека. . Какое задание можете еще предложить? из слов составить предложение.

У. Какое предложение получилось? Землю красит солнышко, человека — труд. (Учитель, двигая карточки со словами, составляет предложение на доске.)

У. Что можете рассказать о предложении? Это пословица. По цели высказывания – это предложение повестовательное, а по интонации – невосклицательное.

Как нужно правильно оформить предложение? . Первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения поставим точку. Ребята, чему учит пословица?

Смысл этой пословицы так: человека украшает труд, добрые дела, также, как солнышко красит землю. На восходе солнца все становится ярче, приобретает различные оттенки. Когда мы говорим добрые слова, вежливы по отношению друг к другу, помогаем, о нас можно сказать, что мы украшаем себя добрыми делами и поступками, с нами хотят общаться. Аккуратно выполненная поделка тоже может красить человека. О таком человеке говорят, что он трудолюбивый, аккуратный, усидчивый.

-Ребята, спасибо за такие полные ответы. Я хочу, чтобы ваша работа на уроке (полные, грамотные ответы) вас тоже украшала, как землю солнышко.

3.Определение темы и целей урока.Ребята, посмотрите еще раз на карточки и обозначьте тему урока.

Тема нашего урока – состав слова.

 А что мы должны знать по теме урока? Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс. В какой последовательности выполнять разбор по составу.

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания.

 Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов

 Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

: Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

 А как же правильно выделить из слова его составные части?

-Чтобы правильно выделить окончание, нужно изменить форму слова, для этого можно использовать слова-помощники: есть, нет, вижу, говорить о и другие. Например, выделю окончание в слове фея: есть фея, нет феи, вижу фею, говорю о фее. В слове фея окончание -я.

 Чтобы правильно выделить в слове основу, нужно правильно выделить окончание, потому что основа – это вся часть изменяемого слова без окончания. Для своего примера я возьму слово Кристины фея. В этом слове окончание -я, основа фе[ j], то есть все слово без окончания.

Ребята как правильно выделить корень в слове?

-Чтобы правильно выделить в слове корень, нужно подобрать цепочку родственных слов. Ребята, лучше, если эти слова будут с разными приставками или без приставок. Например, выделю корень в словезаварка, для этого подберу цепочку родственных слов: варю, повар, вареный. Общая часть этих слов -вар- . Эти слова однокоренные слову заварка, поэтому в слове заварка корень -вар-.

Для того, чтобы правильно выделить в слове приставку, нужно правильно выделить в слове корень, так как приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем. А еще можно подобрать родственное слово с другой приставкой или родственное слово без приставок. Например, найдем приставку в слове подарок, для этого подберем родственные слова, чтобы выделить корень: дар, одаривать, бездарный. Общая часть этих слов -дар-, значит и в слове подарок корень -дар- , а приставка: по- , потому что стоит перед корнем.

Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове? -Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потому что, если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффик

4..Фиминутка .

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть»..

.5.Работа с учебником . стр.8 упр№19

Стр.9 упр№21.Работа по вариантам.

6.Итог урока.Рефлексия.

. Скоро прозвенит звонок

И закончится урок.

– Давайте подведем итог

Над чем мы сегодня работали?

Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

 Повторить порядок разбора слов по составу Повторить части слова, способы их выделения из слова

Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.!

7.Оценивание.

Д/з стр 9 упр23.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Урок русского языка в 4 классе «Состав слова»

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Изображение

на доске

Формируемые

умения

1. Организационный

Цель: подготовка

учащихся к работе

на уроке

Проверка готовности учащихся  

к уроку.

      Добрый день, ребята!   Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.  Давайте вместе произнесём слова которые нам помогут настроится на урок. Повторяем за мной.

-Мы способные!

-Мы со всем справимся!

-Нам нравится учиться!

Мы хорошие ученики!

    Теперь посмотрите на меня. Я  желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами и правилами русского языка

Подготовка к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация

знаний

Цель: актуализация изученного;

мотивация к пробному учебному действию;

фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Прочитайте  образные выражения, объясните смысл.

Выберите из фразеологических оборотов  однокоренные слова, добавьте еще 2-3 однокоренных слова. Запишите цепочку однокоренных слов, выделите корень.

Разберите слово безрукавка по составу.

Запись однокоренных слов

Разбор слова

сложа руки

засучив рукава

спустя рукава

мотать на ус

держать ушки на макушке

не покладая рук

Рука – рукава – рукавичка – безрукавка.

безрукавка

определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма

графически обозначать части слова

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3. Формулирование проблемы

Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

– Рассмотрите схемы слов.

В каких из них допущена ошибка?

В чём?

– Определите тему урока.

Запись темы на доске.

– Предположите, каковы могут быть цели такого урока.

Распределимся в группы. Напоминаю правила работы в группе.

Ваша задача вспомнить, какие части слова мы уже изучили.

Задание для 1 группы.

  1. Образуйте однокоренные слова от  слова гриб.

-Тот, кто любит собирать грибы                — Маленький гриб                          —- Часть гриба под землей

  1. Выделите корень в однокоренных словах.
  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.
  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.

Задание для 2 группы.

  1. Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

 Выделите в словах приставки.

  1. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.
  2. Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.

Задание для 3 группы.

  1. Образуйте слова с суффиксами

— К —

— Б —

Печь

Косить

Река

Служить

Туча

Ходить

Задача

Стрелять

Дочь

  1. Выделите  в словах суффикс.
  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?
  3. Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.

Задание для 4 группы.

  1. Выпишите, из текста подчеркнутые слова.

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен.

  1. Выделите окончания в словах.
  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание.
  3. Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.

Откройте учебник на с.95, прочитайте правило.

 Что такое корень?

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

Что такое окончание?

О какой части слова мы не говорили?

Что такое основа слова?

Работа по схемам

Формулируют тему урока

Ответы на вопрос

(Учиться находить и правильно выделять части слова)

Работают в группах.

Идёт презентация групповых решений.

Работают с учебником.

Состав слова

Гриб – грибник — грибок– грибница.

Провел   обвел   повел   подвел   отвел

Печь – печка, река – речка, туча – тучка, задача – задачка, дочь  — дочка.

Сказок —  сказка – сказки – сказке.

Оформляют  свои мысли в устной форме.

4.  Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель: коррекция и закрепление знаний, выработка умений и применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Выборочный диктант.

Записать только однокоренные слова.

Борьба, борец, бороться, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный.

Дорога,  путь, подорожник.

Выделить корень.

Вспомните порядок разбора слова по составу.

Найдите среди записанных слов, слово, соответствующее схеме:

По   дорож   ник

  1. Работа в парах.

Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот победит.

Безразличный

Безрассудный

Человекообразный

  1. Работа по учебнику упр.152

Разобрать слова по составу.

  1. «Замени одним словом»

А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

  1. Любитель книг. (Книголюб)
  2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
  3. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
  4. Машина, которая сама летает. (Самолёт)
  5. Человек, который разводит птиц. (Птицевод)
  6. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
  7. Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)

 

Рассказывают о порядке разбора.

Работают в парах, разбирают по составу слова.

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Борьба, борец, бороться.

Весельчак, веселый.

Дорога, подорожник.

окончание

основа

корень

приставка

суффикс

1 пара работает у доски

  1. Обобщение и систематизация знаний.
  1. Рефлексия.

Подведем итог урока.

У вас на парте лежат шарики, на которых записаны     фразеологизмы, которыми мы начали сегодня урок. Оцените себя, выберите один шарик, который соответствует вашей работе на уроке.

Закончим наш урок пословицей, которую вы и составите.

Как вы ее объясните?

Я очень хочу, чтобы вы были хорошими, успешными учениками. Если у вас все получается, это и мой успех. Спасибо за прекрасный урок.

Дети подводят итог урока по схеме.

Сегодня на уроке я

Узнал,

открыл

для  себя

научился

могу похвалить себя и ребят

ученик

учитель

судят

по об и

nsportal.ru

Конспект урока «Состав слова»

Конспект урока.

Учитель начальных классов: Кишиневская В.В.

Учебный план: 5 часов в неделю

Класс: 4

УМК: Школа России. «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: «Повторение. Состав слова.»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.

  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.

  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания,основы,корня,приставки суффикса.

  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

  6. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

  7. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование урока: Русский язык: учебник для 4 класса, автор Канакина В.п., мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, карточки. учебник «Русский язык » Канакина.В.П,   интерактивная доска, презентация к уроку, электронное приложение  к учебнику В.П .Канакиной,  В.Г. Горецкого «Русский язык. 4 класс».

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

Слайд №1 Чистописание

Начнем урок с отгадывания буквы, которую будем прописывать

— Эта буква согласная, глухая, парная по звонкости и по мягкости. Она есть в приставке слова — бесснежный, в корне слова подснежник, и в суффиксе слова соседский. (Сс)

2. Сообщение темы и целей урока

На экране буквы й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м

-Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.

-Что получилось? СОСТАВ.

  • Запишите это слово. Что надо в этом слове запомнить? Подчеркните букву -О-.

  • У этого слова много значений.

  • Что обозначает это слово? Когда и в каких случаях мы используем это слово. Чтобы узнать больше значений этого слова, что нам поможет? (Орфографический словарь Ожегова.) Как объясняется это слово в словаре?

  • Состав — 1. Совокупность отдельных частей, образующих собою что-л. целое. 
    2. Соединение, смесь, раствор, состоящие из каких-л. веществ, элементов. 
    3. Совокупность людей, из которых состоит какой-то коллектив, организация  Лица, составляющие какую-л. категорию граждан по роду службы, профессии и т.п. 
    4. Ряд сцепленных вместе железнодорожных вагонов, подготовленных для отправки или находящихся в рейсе.  (лучше вывести на экран)

Какое же объяснение слова СОСТАВ имеет отношение к русскому языку? (Ответы детей).

Слайд №2

Что мы уже умеем делать?

С чем можем справиться самостоятельно? Давайте повторим из каких частей может состоять слово?

ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД

  1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

  2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

  3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!

  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

  5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

-Молодцы.

— Какое слово получилось в середине кроссворда (так называется раздел русского языка, который занимается изучением состава слова? ) Как это объясняет словарь Ожигова? (подготовленный ученик читает по словарю — Морфология в языкознании изучает структуру частей речи, формы слов и их преобразования. Морфология описывает свойства слов и морфем (корней слова), а также грамматические значения слов («морфологические значения»). 

Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.) Что такое морфема? (Это часть слова)

Слайд №3

-Как вы думаете — чем будем заниматься на уроке?

— Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока.

(Ответы детей — сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слова по составу, а также вспомним правила орфографии правильного безошибочного письма, наблюдать, анализировать, делать выводы)

•Слайд № 6

Цель урока: Составить алгоритм разбора слова по составу и использовать его при разборе слов.

— Задачи:

1. Научиться распознавать и определять части слова.

2. Составить алгоритм разбора слова по составу.

3. Применять алгоритм при разборе слов.

4. Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова.

5. Помочь товарищу понять новый материал.

Слайд №4

Работать будем по плану :

План словообразовательного разбора:

Процесс

Примеры

1

Дать толкование лексического значения анализируемого слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

2

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Писатель – писать;-тель

3

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

4

С помощью чего образовано и способ образования

 

Придумайте однокоренные слова с корнем — СТАВ

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ

  • Кто больше придумает слов — мальчики или девочки) (дети получают баллы — можно в качестве фишек, кто больше всех получит фишек — тот получает 5)

Я тоже придумала однокоренные слова с корнем — СТАВ- запишите их и соедините их со схемой, которая соответствует этому слову

  • ставить,

  • уставленный,

  • заставить,

  • устав,

  • состав,

  • представление,

  • поставить.

  • С помощью чего образованы эти слова. Можно ли все эти слова назвать родственными (устав — корень- УСТАВ)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте как соединены слова со схемой

Слайд №5

— поставить на вид

— поставить на поток

— поставить на место

— поставить перед фактом

— поставить в известность

— поставить в заслугу

Слайд № 6.

На экране пословица

Дай только ногу поставить, а весь-то я и сам влезу.

— Как вы понимаете данную пословицу?

— Запишите пословицу и дайте характеристику этому предложению

( повеств./вопрос./побуд., воскл./невоскл., простое/сложное, распростр./нераспростр.)

Физминутка

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буквы все писать

— А теперь, выполните упражнение № 78.

Запишите однокоренные слова группами, выделите в словах корень, укажите над каждым словом к какой части речи оно относится, подчеркните изученные орфограммы в корне слова. А потом обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.

(Дети работают в парах самостоятельно. Учитель просматривает выполненную работу учащихся. Учитель проводит фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся).

Вы отлично поработали. Поднимите руки те, кому было трудно? Предлагаю вам работать сегодня под девизом «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!», согласны?

Слайд № 7

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

А теперь разделитесь на группы. (3 группы)

-Коллективная работа Игра «Конструктор»
Собрать слова и объяснить значение
Корень из слова снежинка
Приставка из слова подъезжал,
Суффикс из слова лесник, 
Окончание из слова стол.
(подснежник)

Корень из слова бородка,
Приставка из слова подъезд,
Суффикс из слова снежок.
Окончание из слова стул.
(подбородок)

Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
Окончание тоже, что и в слове лёд.
( рассказчик)


Корень мой находиться в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Окончание линейкой измеряем
(оценка)

В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдёте;
Возьмете окончание и в целом поймете
(расписание)


Корень, как в слове дарить,
Суффикс, как в слове шнурки,
Приставка, как в слове покрышки,
А окончание, как в слове очки.
(подарки) 

Проверка работы
(один учащийся из группы произносит получившееся слово, разбирает его по составу и объясняет его значение и придумывает предложение)

-Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

-Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

Молодцы, а теперь проверим свои знания, выполним тест

Тест по теме «Состав слова» -по вариантам. (Приложение 1)

8. Подведение итогов.

-Ребята, недавно вы побывали в доме-музее К.И. Чуковского. Корней Иванович сказал, что «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Я предлагаю вам Составить алгоритм разбора слова по составу

Слайды № 8

Составить алгоритм разбора слова по составу и вывесить на доске (разрезать на отдельные предложения)

Алгоритм разбора слова по составу

 

1. Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)

 

2. Отдели основу от окончания.

 

3. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)

 

4. Выдели приставку.

5. Выдели суффикс.

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди
1. Какие части слова мы сегодня повторили?

2. Какие части слова служат для образования новых слов?

3. Какие слова называются однокоренными?

9. Рефлексия.

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу…

10. Выставление оценок

(оценки можно собрать по баллам или фишкам, которые дети получали в течение урока)

11. Домашняя работа слайд № 9

-Ребята, дома поработайте в рабочей тетради, выполните упр.83 на стр.39

Учитель комментирует д/з, объясняет, как оно будет оцениваться.

Слайд № 10 Конец урока

Тест

В-1

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.

б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) Повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы

б) рыбак

в) перелесок

г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.

б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара

г) Стол, дерево, книга

6.В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (по)горели

б) (по)горе

в) (за)болели

7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок

б) мышиный

в) смышленый

г) мышка

В-2

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.

б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы

б) рыбак

в) перелесок

г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.

б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара

г) стол, дерево, книга

6.В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (от)боли

б) (за)грустил

в) (у)лететь

7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) жалость

б) жалоба

в) жалкий

г) жалить

infourok.ru

Повторение. Состав слова. Русский язык. 4 класс. Конспект урока

УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о частях слова, развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства:

  • учебник для 4 класса , автор Т.Г. Рамзаева;
  • девиз урока:«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
  • схема слова: корень, суффикс, окончание
  • рисунок ствола дерева, листочки деревьев;
  • тесты по теме «Повторение. Состав слова» – по вариантам;

Ход урока

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
  • Какое настроение вызывает у вас такая погода?
  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
  • Надо просто улыбнуться.
  • Дети повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.

– Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

2. Минутка чистописания

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Улыбка никому не вредит.(японская пословица)

– Как вы понимаете данную пословицу?

3. Сообщение темы и целей урока

– Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова, родственные.)

– Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

– Как называется общая часть родственных слов?

– А какие части слова вы знаете ещё?

– Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

– Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

– Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

– Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова.)

– Поэтому и девиз нашего урока звучит так:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока

а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с упражнения «Найди «лишнее» слово».

Поле, полька, полюшко, полевод.

(Полька – не однокоренное слово.)

– Что такое корень?

Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет.

(Смотреть – в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

– Что такое приставка?

Носик, машинист, берёза, колечко.

(Берёза – в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

– Что такое суффикс?

– А какой части слова мы ещё не сказали?

– Что такое окончание?

– Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

– А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

б) Работа по учебнику.

Упр.526 стр.122

– Образуйте однокоренные слова и запишите их.

(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с выделением приставки; Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой; устно составляется предложение с одним из слов.)

в) Упр. 525

– Прочитайте, сравните между собой слова: какая часть в них одинаковая и какие части разные.

– Спишите, обозначьте части слова.

Разбор слов по составу: зелёненький, дошкольник.

Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

1. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

2. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

3. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

6. Повторение пройденного материала

Упр. 527

– Прочитайте,

– Скажите, что вам кажется особенно интересным в описании берёзы после дождя? Как поэту удалось это передать?

– Объясните написание выделенных букв.

Учитель: повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я готов к работе!

– Напишите текст по памяти. (Заучивание и проверка – в парах.)

– Выполните разбор под цифрой 3.(Выполняется коллективно.)

  1. Прошёл -гл, (что сделал?)
  2. Н.ф. – пройти, 1 спр.
  3. В пр.вр, 3 л., ед.ч.
  4. Сказуемое.

7. Самостоятельная работа

Тест по теме «Состав слова» – по вариантам.

Вариант 1

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) Повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) Стол, дерево, книга

6. В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (по)горели
б) (по)горе
в) (за)болели

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышленый
г) мышка

Вариант 2

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) стол, дерево, книга

6. В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (от)боли
б) (за)грустил
в) (у)лететь

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) жалость
б) жалоба
в) жалкий
г) жалить

8. Подведение итогов

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?
  2. Какие части слова служат для образования новых слов?
  3. Какие слова называются однокоренными?

– Послушайте сказку:

– Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

(У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске).

Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.)

9. Рефлексия

  1. Урок был – полезный, познавательный…
  2. На уроке чувствовал себя….
  3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
  4. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу…

10. Выставление оценок

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

11. Домашнее задание

Упр. 524

Учитель: Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.

– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

– Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

– Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

– Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!

rosuchebnik.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока русский язык по теме «Состав слова. Закрепление»

— Вспомним алгоритм разбора слова по составу. (Слайд №5)

— Посмотрите на слайд. (Слайд № 6)

— Разбор предложения. (Улетают в теплые края перелетные птицы.)

— Найдите орфограммы, объясняя их написание.

— Найдите грамматическую основу.

— Найдите слова с приставками. Как называются эти слова?

— Выделите на доске приставки в данных словах.

— Откроем учебник на странице 94

— Прочитаем слова под упражнением 152 на стр. 94

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Продолжим читать правила, которые нам нужно знать назубок.

— Обратим внимание на 152 упр.

— Прочитайте его.

— Вам нужно будет записать данные слова и выделить корень, подобрать проверочные слова, приступаем.

— Проверяем. (Слайд №7)

— Большое количество ошибок всегда допускается при разборе глаголов.

— Какие правила нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?

— Формообразующие суффиксы в основу не входят.

— Какие суффиксы называют формообразующими и почему?

— Не путать личные окончания глагола с суффиксами.

— Как различить глаголы с ться и тся?

— Возвратные глаголы имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.

— На доске слова, вам нужно их выписать и обозначить в них только суффикс, выполняем. (Слайд №8)

(Кататься, убегала, ленишься, научусь, причесался, наклоняется, обрадуют, развеселимся, отбросить, приснилась.)

— Выполним упр. 153

— Спишите слова и выделите только окончание в данных словах?

— Итак, закрепим, что мы с вами повторяли и прочитаем «узелки на память»

— Что такое корень? приставка? суффикс? окончание? основа?

— Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом: (Слайд №9)

 

(Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.)

— Выполняет каждый самостоятельно.

— Кто первый написал, пишет у доски.

— Переходим к 154 упр. на стр. 96

— Образуйте новые слова с приставками в-, вы-, за-, до-. (ехать, шить, ходить, копать, лететь.)

— Итак, запомним правило! (Слайд №10)

— Во всех ли словах выделенная часть слова является приставкой?

— Выпишете слова с приставкой и обязательно выделите ее.

— Не путайте предлог и приставку!

— Итак проведем закрепительный тест: (Слайды №11-12)

(В каком ряду все слова являются однокоренными?

  • водяной, водопровод, водитель
  • дружить, друзья, подруга
  • носить, носки, поднос
  • привоз, перевозчик, возникает

Укажи слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.

1) карандаши       2) переход             3) котёнок           4) семья

Среди слов с приставками найди слово с предлогом.

1) (от)личник

2) (раз)ведчик

3) (на)чальник

4) (из)воинов

Установи, какая схема соответствует слову. Рядом с номером слова напиши букву схемы

        1)  вылет                        А)  ∩  □

        2)  сельский                        Б)  ¬ ∩ □        

        3)  посадка                        В)  ∩ Λ □

        4)  молоко                            Г)  ¬ ∩ Λ □

1)____ 2)____ 3)____ 4)_____

Отметь слова, которые являются однокоренными для слова вода

подводник

водить

водяной

водитель

водный)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *