cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проект вежливые слова 4 класс – Проект о вежливости 4 класс

Проект о вежливости 4 класс

Проект «Вежливость»

Цели: — учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста

-знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов

-воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения     друг к другу

-формировать духовно и нравственно развитую личность

Оборудование: цветок ромашка (лепестки), презентация, реквизиты для инсценировки.

Ход мероприятия

I. Беседа о вежливости.

-Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «вежа» означает «знаток» — человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.

-Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова? (ответы детей)

-Верно. Недаром  говорят, что доброе слово человеку, как дождь в засуху.

II. Групповая работа по направлениям:

— Пословицы и поговорки о вежливости

-Игры о вежливости

-Поэты о вежливости

-Рассказы о вежливости

Группа «Пословицы и поговорки о вежливости»

Ребята, изучая литературу, находят пословицы и поговорки о вежливости. После этого прикрепляют первый лепесток ромашки.

Вежливости открываются все двери.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

В передний угол посоха не ставят.

В просьбе поклон не в потерю.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Группа «Игры о вежливости»(второй лепесток ромашки)

Игра-разминка «Вежливые часики»

Все ребята изображают часы. Две руки — это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата. Ведущий  (дважды):

Тики-так, тики-так —  

 Ходят часики вот так.          

Семь утра часы пробили,

 Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Ведущий:

Утро настало,

Солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Дети:                 Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Ведущий:         Вот и день настал, ребята;

                          Что сказать при встрече надо?

Дети:                Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Ведущий:         Стрелки тикали-ходили

                          И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Ведущий:         Вечер наступил, ребята.

                          Что сказать при встрече надо?

Дети:                Добрый вечер.

Ведущий:        Молодцы!

Игра «Магазин»

Дети по очереди покупают товар. Учатся просить его правильно и благодарить за покупку.

Игра «Говорящие очки»

Игра предоставляет ученикам прекрасную возможность услышать в свой адрес пару приятных комментариев и комплиментов.

Группа «Поэты о вежливости»

Предварительно в библиотеке дети изучают произведения о вежливости.

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Барто «Вовка добрая душа» и т.д. Несколько учеников зачитывают стихотворения о вежливости. Третий лепесток ромашки готов.

Стихи о вежливости

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

 

Встречая  друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

 

Придумано кем-то красиво  —

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

 

Прощаясь, мы все «до свиданья»

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста» — если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

 

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ.

 

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым – обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Группа «Рассказы о вежливости»

Дети инсценируют рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»

III. Итог

-Существует «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ»: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам.

-Мы всегда должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам людей. Давайте дарить добро и вежливость людям!

infourok.ru

Вежливые слова. Просьба — Внеурочка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №318

с углублённым изучением итальянского языка

Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга

Конспект внеклассного мероприятия для 4 класса

«Вежливые слова. Просьба»

Автор: Блинова

Наталья Николаевна,

Воспитатель группы продлённого дня

Педагогический стаж: 23 года.

Высшая квалификационная категория.

Санкт-Петербург

2018 год

Описание работы:

занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность «волшебных слов», детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа.

Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Тип занятия:

комбинированный.
Технология занятия:

игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель:

научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель:

развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель:

воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Формирование УУД:


Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование  мотивации к обучению и познанию
3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и  людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Ход занятия

Учитель:

СЛАЙД №2.Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд.

Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1)Денис сказал:
–Никита, дай карандаш, и побыстрее.

2)Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

СЛАЙД №3. Вежливый — соблюдающий правила приличия,  воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» — тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете?

СЛАЙД №4. Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Отвечаем хором.

Встретив зайку, ёж-сосед                
Говорит ему: «…»   (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»   (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»   (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»   (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

Учитель:

Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

СЛАЙД №5. Валентина Осеева «Волшебное слово»


Учитель:

1.Почему Павлику хотел убежать из дома?
2.Чем он был расстроен?
3.Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
4.Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
5.Как помогло Павлику волшебное слово?
6.Почему Павлик захотел вернуться к старику?

Учитель: Слово оказалось по-настоящему  волшебным.  Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

СЛАЙД №6. Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова)

СЛАЙД №7. Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (по секрету ребятам дается задание)Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов» (Приложение 1) СЛАЙД №8. Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.

Пожалуйста …       Вы не могли бы …
Будь другом …      Не сочти за труд …
Прошу тебя …        Если Вам не трудно …
Будьте добры …   Будь так любезен …
Сделай милость…    Не в службу, а в дружбу …

Учитель:

Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой.  А поможет нам в этом план.

СЛАЙД №9.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек — по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.


СЛАЙД №10. Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.

СЛАЙД №11.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?

СЛАЙД №12.

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.

СЛАЙД №13.

Приложение №1

«Словарик вежливых слов»

Пожалуйста …       Вы не могли бы …
Будь другом …      Не сочти за труд …
Прошу тебя …        Если Вам не трудно …
Будьте добры …   Будь так любезен …
Сделай милость…    Не в службу, а в дружбу …

«Словарик вежливых слов»

Пожалуйста …       Вы не могли бы …
Будь другом …      Не сочти за труд …
Прошу тебя …        Если Вам не трудно …
Будьте добры …   Будь так любезен …
Сделай милость…    Не в службу, а в дружбу …

«Словарик вежливых слов»

Пожалуйста …       Вы не могли бы …
Будь другом …      Не сочти за труд …
Прошу тебя …        Если Вам не трудно …
Будьте добры …   Будь так любезен …
Сделай милость…    Не в службу, а в дружбу …

multiurok.ru

Презентация — Проект «Вежливые слова»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ПРОЕКТ
Вежливые (добрые) слова

Слайд 2

«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь… О вы, любители чудес, внемлете произнесённому вами слову, И удивление ваше будет нечрезмерно…» А. Радищев

Слайд 3

ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ВЕЖЛИВЫЙ»
Очень простая и красивая этимология у слов «вежливость» и «вежливый». Старинное «ВЕЖА» ещё в 16 веке значило «Человек, знающий, как себя надо вести» Оно происходит от древнерусского «ведати», то есть «знать». Вежливый человек – это тот, кто обладает знанием, «ведением» или «вестью», и ведёт себя в соответствии с ним. Если мы осознаём, что происходит в тот миг, когда мы проявляем вежливость, то вряд ли забудем употребить «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА».

Слайд 4

Добрые слова в пословицах и поговорках
Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово человеку — что дождь в засуху. Ласковое слово – что весенний день. Доброе словечко – в жемчуге. Добрые слова дороже богатства. На добрый привет – добрый и ответ. Ласковое слово – что вешний день.

Слайд 5

Добрые слова в стихах и сказках
«Здравствуй, белочка –резвушка! Может, ты или подружка По ветвям густым скакала И «СПАСИБО» потеряла?» «Добрый день, колючий ёж! Как здоровье? Как живёшь? Важных слов я не теряла, Я их мамочке сказала»

Слайд 6

«Дяденька Заяц! Дайте, пожалуйста яблок! — Кушайте, на здоровье бельчатки – ребятки!» «Спасибо тебе, Михаил Иванович, за то, что на всех одно яблоко разделил, и нас помирил»

Слайд 7

Работы учеников 4 «Б» класса

Слайд 8

Слайд 9

Листовки «Чистое слово»

Слайд 10

Слайд 11

Проект был разработан для того, чтобы привить четвероклассникам любовь к родному языку, потому и нельзя не согласиться с К.Г. Паустовским, который утверждал: « Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.»

lusana.ru

Классный час (4 класс) по теме: Классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (3-4 класс)

Классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (3-4 класс)

Цели

Дать учащимся определение понятия «вежливость».
Помочь осмыслить свое отношение к окружающим.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Анализ домашнего задания

Учитель. Как вы думаете, что такое вежливость? Как вы думаете, многое ли зависит от того, насколько мы вежливы с людьми?

2. Работа по теме

Учитель. Объясните значение высказывания: «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
-Зависит ли вежливость от образования?
-Кого больше любит вежливый человек — себя или других?

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.

Составление кодекса вежливости

В течение пяти минут участники составляют правила вежливости для учеников школы. Можно предложить придумать систему штрафов для тех, кто нарушает эти правила.
Все желающие зачитывают свои кодексы поведения и обосновывают целесообразность их выполнения.

История для обсуждения.

Дети делят тетрадь на 2 части: в 1части пишут вежливые поступки и слова, а во 2 части –ошибки в поведении героя из следующего рассказа.

Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу. 

«Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», — сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!» 

Упражнение «Объясни».

  1. Мама послала тебя к соседке взять в долг сахара. Как ты это сделаешь?
  2. Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к ближайшей аптеке. Как ты объяснишь ему дорогу?
  3. Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
  4. если ты пригласил к себе домой товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?

Чтение и обсуждение литературных произведений.

А) Самуил Маршак — Ежели вы вежливы

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы —

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы

Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда,

Не тратить же

Товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы

Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы

Вежливы, —

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

Б) Сергей Михалков
ОДНА РИФМА 

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте —

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Николай сидит скучает,

Бабка рядышком стоит.

Вот вагон остановился

Возле самого катка,

И из этого вагона

Вылезает пионер.

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела —

Место занято другим.

Пионеру Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Валентин сидит скучает,

Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму:

— Старость нужно уважать!

Минутка релаксации.

Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на кресле. Инст руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!

            Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики».

Это упражнение повторяется 3 раза..

Упражнение «Продолжи рассказ».

Учитель начинает небольшой рассказ, а дети по очереди его продолжают:

-Однажды Вова решил пойти к товарищу. Взрослых дома не было. Уходя из дома… (посмотрел, опрятно ли он выглядит, привел в порядок свою одежду, написал записку маме – куда он пошел и когда придет).

Вова пришел к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал…  Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Витя сел за стол и …

Добрые слова для каждого

Участникам предлагается сказать каждому что-то доброе. Сначала выходят желающие, но упражнение полезно проделать всем участникам.

3. Анализ занятия

Психолог задает вопросы для обсуждения:
-Почему в компаниях подростков не принято быть вежливыми и говорить друг другу добрые слова?
-Трудно ли говорить добрые слова друг другу?
Учитель. Запишите высказывание: «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, то надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом» (Томас Пэн — американский просветитель, философ).

Работа в группах.

Проанализируйте, часто ли (и с кем) вы бываете вежливы? Много ли среди ваших знакомых истинно вежливых людей?

Вывод: вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных ситуациях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечание, а стараться исправить плохое поведении.

nsportal.ru

Конспект урока по основам этики «Вежливые слова» ( 4 класс)

Тема: Вежливые слова.

Цель:  воспитание у детей вежливого и уважительного отношение к окружающим.

Задачи:

Образовательные: помочь детям освоить слова вежливости. Дать представления о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания; побуждать интересоваться смыслом слова; обогащать словарный запас учеников.

Развивающие: развивать память; речь; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в обществе;

Воспитательные: воспитывать вежливость; уважение к окружающим; воспитывать нравственные качества у детей.

«Ничто не обходится нам так дешево и не

ценится так дорого, как вежливость».

Чтобы определить тему урока посмотрите мини- сценку (стихотворение С. Михалкова “Лапуся”)

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открой!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
– Внучок, –
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

Дайте характеристику мальчику. Можно ли сказать ,что он знает вежливые слова?

Ответы детей:

– Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

– Он всем грубил, так как был избалованным.

 – Он стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли «лапусенькой».

– А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет.

Приятно ли слышать родным такие слова? Они обижают собеседника, портят настроение. Нельзя грубостью выражать свои обиды.

Открытие детьми нового знания.

– Так какая задача нашего урока? (Вежливые слова.)

–Давайте вспомним, Что такое вежливость? (Ответы детей.)

А теперь давайте прочитаем в учебнике определение. “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слово- вежливый?

– А вот так дает объяснение толковый словарь.

В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.

Учитель: (читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”)

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

– Какие же вежливые слова рождают тепло души? Таких слов много. И мы отправляемся с вами в путешествие по стране ВЕЖЛИВОСТИ.

Первая остановка-станция «ПРИВЕТСТВИЯ»

Какими словами человек начинает свой день?(доброе утро)

 Первые слова, которыми человек начинает свой день — это слова ДОБРОЕ УТРО! Произнося эти слова, мы желаем своим домашним, близким, знакомым доброго здоровья, приятного настроения.

     Послушайте, что об этом сказано в стихотворении Коркина «Я и солнышко».

Солнышко ясное встало:

—  Доброе утро! — сказало.

—  Доброе утро! — кричу я прохожим,

Веселым прохожим. На утро похожим.

Но если проснешься,

А дождик в окно стучит да стучит,

И без солнца темно…

—  Доброе утро! — друзьям все равно…

Придумано мудро: «Доброе утро!»

 Есть еще одно слово, которое мы говорим при встрече. Какое это слово? (Слово «здравствуйте».) Что означает слово? здравствуйте — приветствие(пожелание здоровья)

Мини-сценка. Встречаются 2 мальчика, здороваются и пожимают друг другу руки.

Чем сопровождается приветствие?(рукопожатием).

Откуда пришел этот обычай? С рыцарских времен пришел обычай здороваться, снимая перчатки. Рыцарь, сняв перчатки, показывал, что в руке не зажато оружие. Но не стоит пожимать протянутую руку слишком крепко, пожатие не должно быть и слишком вялым, безжизненным .

Не проявив однажды простого жеста этикета, мы можем невольно или вольно оскорбить человека. Вот такая простая вещь как рукопожатие. Это жест дружелюбия при встрече или прощании, который не требует словесного сопровождения. Человек, не подающий другому руки, выказывает ему тем самым свое неуважение. Этот так ,называемый жест этикета хорошо нам известен, так как распространен в нашей и близких нам культурах.

При этом необходимо отметить, что рукопожатие зачастую рассматривается исключительно как мужское приветствие. Это не совсем так. Действительно, рукопожатие характерно по преимуществу для повседневного общения мужчин, а женщины пользуются им в основном в ситуации знакомства. Но даже, если Вы считаете, что женское рукопожатие пережиток советской эпохи, не принять протянутую руку крайне не вежливо.

Руку следует подавать решительно и непринужденно, без колебаний и пауз, чтобы не создалось хотя бы мимолетного впечатления, что вы вообще хотите этого делать. Неприятные ассоциации возникают и в тех случаях, когда рука протянута небрежно или, наоборот, с излишней аффектацией. Особенно отталкивающее впечатление производит вялая рука.

В Японии же рукопожатия не приняты и, если они имеют место, то несут совершенно противоположную нашему восприятию смысловую нагрузку выражение намерений недружелюбного, а порой даже агрессивного характера. В японском этикете собеседники не касаются друг друга, а лишь обмениваются почтительными поклонами. А таджики, например, пожимают руку двумя руками и считают, что, протянув лишь одну руку для приветствия, они проявят неуважение к своему гостю. Так что, казалось бы, такая простая вещь, как приветствие представителями разных культур может быть воспринята неоднозначно. Представьте свои ощущения, если на Вашу дружелюбно протянутую руку Вам ответят подозрительным взглядом или, например, тщательным обнюхиванием, как это принято у некоторых африканских народов. Поэтому, если судьба забросит Вас в страну с неизвестными Вам традициями, ознакомьтесь хотя бы поверхностно с принятыми там правилами поведения прежде, чем появляться в обществе, иначе Вы можете быть неправильно поняты.

Вторая остановка — станция «Прощания». Какие вежливые слова мы употребляем при прощании?(до свидания, до встречи.)

Третья остановка – станция «Извинения». извините — от слова «вина»,то есть «снять вину».Какие вежливые слова мы употребляем ,если нам необходимо попросить прощения?(простите,извините)

Четвертая остановка – станция «БЛАГОДАРНОСТЬ» .Какие вежливые слова мы употребляем ,благодарим?( спасибо — образованно от «спаси бог»)

Пятая остановка – станция « ПРОСЬБА»

пожалуйста — образованно от слова «пожалуй»(слово благодарности). Какие вежливые слова мы употребляем, если что-то просим?

«Вежливые слова», сказанные грубым голосом или развязанным тоном, перестают быть вежливыми.

Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Не зря говорят, что доброе слово лечит, злое калечит.

     Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были разумными, ясными, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.

Чтение стихотворения С.Я. Маршака учащимися .Постарайтесь услышать правила вежливости.

1-й ученик:  Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место, без сомнения,

Уступите старухе.

2-й ученик:  Ежели вы вежливы

В душе, а не для вида,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

3-й ученик:  И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

4-й ученик:  И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме.

И помощь ей предложите

Без просьбы — просто сами.

5-й ученик:  И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой,

Вы их не перебьете.

6-й ученик:  И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

7-й ученик:  Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной няней.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

8-й ученик:  Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик:

«Спасибо», — говорил.

Учитель:      Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите.

— Какие добрые дела вы делаете для близких? А для посторонних людей?

А  сейчас мы поиграем в игру на знание вежливых слов.

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»

1.Растает ледяная глыба, от слова теплого…. (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит ….(добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….(спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, …(здравствуйте).

5.Когда нас ругают за шалости, говорим ….(прости, пожалуйста).

6.И во Франции, и в Дании на прощанье говорят …(до свидания)

Далеко не всегда мы ведем себя вежливо и красиво. А сейчас давайте, посмотрим на себя со стороны, и сделаем правильные выводы.

Дети исполняют частушки:

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната,

«Ух, народу сколько тут.

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут»

Говорит лентяйке мать:

Убери свою кровать.

Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

А наш Витя ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под  глазами

Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,

     Может, все он смастерить,

     Только «здравствуй» и «спасибо»

     Не умеет говорить.

Учитель. Вот такие случаи происходят с детьми. Мне хочется надеяться, что кто-то себя узнал в этих частушках, и больше никогда так поступать не будет.

Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Глаза у Саши велики, 

Наш Саша близорукий.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша — водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!»

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

— Нет, — говорит он, — никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

— Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

Как бы поступили вы, если Саша оказался вашим другом?

 Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет».

Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

А теперь послушайте следующее стихотворение С. Погорельского. Как бы вы озаглавили его?( «Перестарался»).

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели

— Что с тобой?! — вскричала мать, —

Заболел сыночек?..

— Я забыл тебе сказать:

«Мама, доброй ночи!»

Правила вежливости: читают учащиеся.

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Учитель читает ситуацию, а дети определяют вежливыми или нет, были действия в них.

1. Таня сидела в маршрутке, она все время вертелась, бол тала ногами, ее соседка отодвинулась, она боялась, что Таня испачкает ногами ей пальто.

—Девочка, сиди спокойно, пожалуйста, так вести себя нельзя, — сказала старушка, которая сидела напротив.

— А что я сделала? — спросила Таня. — Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

—  Можно ли назвать Таню воспитанной девочкой, несмотря на то, что использовала в своей речи вежливые слова?

2.  Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «У нас во дворе очень невежливый мальчик. Он зовет меня Галькой».

Мама спросила: «А ты как его называешь?»

«А я его вообще никак не называю. Я его окликаю: «Эй, ты!»»

—  Права ли Галя, что жалуется маме?

3.Дома вы читали рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово» .Какое слово оказалось волшебным? Как это слово изменило отношения родственников к Павлику?

Тест» Оцени свою вежливость«

                                                                                                          Я                   

1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?

 

2. Благодаришь ли ты маму

    или бабушку за обед (завтрак, ужин)?

 

3. Извиняешься ли ты, если опоздал

    на урок и вошел в класс после учителя?

 

4. Ты извиняешься перед малышом,

    которого случайно толкнул?

 

5. Папа (дедушка, мама….) помог тебе

решить трудную задачу.

Благодаришь ли ты его (ее)?

 

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса,

    даже если споришь?

 

7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку,

    сестру… с праздником 8 Марта?

 

8. Когда ты ложишься спать,

    прощаешься ли ты со своими домашними?

 

Оцениваем баллами: “да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0.

– Подсчитайте баллы. Поднимите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!

– У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. Вы хорошо уже сегодня поработали.

Подведем итоги: у каждого из вас на парте лежит 2 кружка –смайлика. Оцените ,как вы работали сегодня на уроке. Если вам все понравилось и было интересно, то поднимите улыбающееся личико ,а если было грустно и что-то не понятно, то хмурое личико.

infourok.ru

Классный час (4 класс) по теме: Мастер — класс «Необычное путешествие по стране вежливых слов»

В.М.Гребенникова

учитель начальных классов  1КК

МКОУ  Куйбышевская ООШ

397687 Петропавловский район,  Воронежская область ,х.Индычий

МАСТЕР – КЛАСС

НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

    ТЕМА: НЕОБЫЧНОЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО СТРАНЕ  ВЕЖЛИВЫХ  СЛОВ

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание эстетических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника;
  2. Формирование дружного классного коллектива и привитие уважения ребят друг к другу;
  3. Закрепление знаний школьников о правилах и приёмах приветствия.

ХОД  МАСТЕР — КЛАССА

УЧИТЕЛЬ: Добрый день, ребята! Сейчас я предлагаю вам поиграть со мной, чтобы поближе с вами познакомиться. Как только я скажу слово «ИМЯ» — вы громко называете своё имя. Если скажу слово «ОТЧЕСТВО» — весело сообщаете своё отчество. Как скажу слово «ФАМИЛИЯ» — назовёте свою фамилию. Справитесь? Тогда начинаем знакомиться!

-ИМЯ! ОТЧЕСТВО! ФАМИЛИЯ!

-ФАМИЛИЯ! ОТЧЕСТВО! ИМЯ!

-ОТЧЕСТВО! ФАМИЛИЯ! ИМЯ!

МОЛОДЦЫ! Вот так весело и шумно мы все перезнакомились.

А сейчас мы отправляемся с вами в загадочную страну вежливых слов. Но попасть туда не просто, нужно получить пропуск.

Итак, каждый из вас должен подумать и назвать по одному вежливому слову. Тот, кто назовёт вежливое слово, тот и получает пропуск  в Страну вежливых слов.

(Учитель вручает пропуски каждому ученику)

Появляется ИЗВИНЯЛКА и БЛАГОДАРКА.

ИЗВИНЯЛКА: Извините нас, друзья,

                          Извинялкой звать меня.

                           Я везде, всегда и всюду

                           Извиниться не забуду.

БЛАГОДАРКА: Всем спасибо, очень рад

                            В зале видеть всех ребят!

                            Благодаркой звать меня,

                            Благодарен всем, друзья!

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Какие у вас странные имена. Но это не удивительно, ведь вы из чудесной Страны вежливых слов.

ИЗВИНЯЛКА:  Придумано кем –то

                           Просто и мудро

                           При встрече здороваться:

                           -Доброе утро!

                           -Доброе утро!

                           Солнцу и птицам.

БЛАГОДАРКА: Доброе утро!

                           Улыбчивым птицам.

                           И каждый становится

                           Добрым, доверчивым…

                           Пусть доброе утро

                           Длится до вечера.

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы отправляемся с нашими новыми друзьями в удивительную Страну вежливых слов. Я сейчас буду читать четверостишья, а вы хором заканчивать.

ПРИГОТОВИЛИСЬ, НАЧАЛИ!

— Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«Здравствуйте!»)

— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(«Спасибо»)

-Когда бранят за шалости, говорим: («Прости, пожалуйста»)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(«Спасибо»)

— И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь…(«До свидания»!)

— Всем вам с большой любовью желаю крепкого…(Здоровья)

      (Дети читают стихи)

                               ДОБРЫЙ ДЕНЬ

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

                               ЗДРАВСТВУЙТЕ

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

— Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

                               СПАСИБО

За что говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

                               ДОБРЫЕ СЛОВА

Эти слова всем известны давно.

Видишь, они просты, и не новы.

Но я ещё раз повторю всё равно,

Добрые люди, будьте здоровы!

                              ПОЖАЛУЙСТА

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

                               ПРОСТИТЕ

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

Но если я всё же забуду –

Простите, я больше не буду.

БЛАГОДАРКА: Спасибо вам, ребята. Вы хорошо усвоили, что добрые слова не только в стране вежливых слов, но и в реальной жизни помогают нам всем заводить новых друзей, дружить друг с другом и ценить дружбу в классе.

ИЗВИНЯЛКА: Извините меня, пожалуйста, но я смею напомнить вам, что любое вежливое слово, произнесённое от души человеку, сокращает дистанцию при дальнейшем общении. Потому в Стране вежливых слов все жители очень дружны и приветливы.

УЧИТЕЛЬ: А сейчас, ребята, давайте опять поиграем!

Я вам называю начало пословицы, а вы её продолжаете.

ИТАК, НАЧАЛИ!

— По одёжке встречают…(по уму провожают).

— За пустой стол…(гостей не сажают)

— Дорогому гостю…(и хозяин рад).

— Каков привет…(таков ответ).

— Умел в гости звать…(умей гостей встречать).

— Гостю почёт…(хозяину честь)

— Доброе слово…(и кошке приятно).

УЧИТЕЛЬ:

Проснитесь – ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!

ИЗВИНЯЛКА:

В начале осенней поры,

Пожалуйста, будьте добры

Не спать на ходу, как тетери,

А школьные вычистить перья!

Ведь мы набарахтались в речке,

Нажарились в солнечной печке,-

Пожалуйста. Будьте добры!

В начале осенней поры.

БЛАГОДАРКА:

В начале осенней поры

Беру я цветные шары

И в школу влетаю,

Пишу и читаю, —

Потише – ка, будьте добры!

Точить на уроках балясы,

Проказничать,

Строить гримасы,

Валять дурака,

Отвечать с потолка –

Не вздумайте, будьте добры!

УЧИТЕЛЬ:

Заправьте чернилами ручки,

Пожалуйста, будьте добры!

Внимание!

Входит учитель –

Мечтатель,

А также мыслитель.

Всем –

Ушки держать на макушке!

Пожалуйста, будьте добры!

УЧИТЕЛЬ:

Очень правильно, очень мудро,

Да не будет помехой день,

Утром говорить всем «Доброе…(утро)

Ну а днём говорить «Добрый…(день)

И ломать тут голову нечего,

Нужно просто быть добрым очень.

Вечером мы скажем «Добрый…(вечер),

Пожелаем на ночь «Доброй…(ночи).

ИЗВИНЯЛКА:

А теперь поиграем ещё в одну игру:

Здравствуйте, ребята!

Мальчики и девчата!

Дорогие малыши,

Поиграем от души,

Поприветствуем друг друга:

«Здравствуй, друг»,

— «Привет подруга!» (отвечают дети).

БЛАГОДАРКА:

Что же так недружно?

Не жарко и не холодно,

Не мокро и не сухо,

Не горько и не сладко,

Не валко и не шатко?

Давайте поздороваемся

Немного необычно:

А чтобы было весело,

Смотрите, не проспите!

УЧИТЕЛЬ:

ИТАК, когда я скажу «Здравствуйте, ребята!» — вы крикните: «Салют» и помашете мне правой рукой.

Давайте попробуем. Здравствуйте, ребята! (дети кричат «Салют» и машут рукой)

На моё приветствие «Здравствуйте, девчата!» – ответить по французски: «Бонжур!» и послать мне воздушный поцелуй.

Попробуем.

А теперь вас прошу поздороваться по – восточному. На мои слова: «Приветствую вас!» сложить ладони перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!»

ИТАК, приветствую вас!

Попробуем.

На моё приветствие «Хело, ребята» дружно ответите: «Трям» и хлопните дважды над головой. Попробуем.

Запомнили свои ответы на мои приветствия? Будьте внимательны, игра начинается!

— Хело, ребята!

— Здравствуйте, ребята!

— Приветствую вас!

— Здравствуйте, девчата!

 (учитель повторяет приветствия несколько раз в различном порядке)

Дорогие ребята, вы должны в любых ситуациях уметь правильно поприветствовать человека. Ведь только доброе и искреннее приветствие с одноклассниками помогает укрепить дружбу в классном коллективе.

БЛАГОДАРКА:

Поздоровались прекрасно,

Развлекались тоже классно.

По Стране гуляли вместе,

Усидел ли кто на месте?

ИЗВИНЯЛКА:

Ты в Страну прекрасных слов

Попадать всегда готов!

Только надо нам прощаться

И обратно возвращаться.

БЛАГОДАРКА:

Мы и завтра побываем

В этой сказочной Стране,

Может быть, ещё узнаем

Как быть вежливым везде.

ИЗВИНЯЛКА:

Будем впредь шутить, играть

И, конечно, танцевать.

Только вежливые слова

Применяй везде, всегда!

УЧИТЕЛЬ: А сейчас, дорогие ребята, давайте вместе споём песню «Если добрый ты»

nsportal.ru

«Праздник вежливости» конспект мероприятия 4 класс.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Игра-соревнование «Праздник вежливости»

для 4 классов.

Составила: Малахова Н.А.

Учитель первой категории

г. Сергиев Посад

2016

Игра-соревнование «Праздник вежливости»

Цель: привитие норм поведение.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление и углубление знаний учеников о вежливости;

  • развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса;

  • закрепление в речи учеников вежливых речевых оборотов и слов.

Воспитательные:

  • развитие правильного поведения детей в соответствии с этикетом, этическими нормами;

  • воспитание умения оценивать поступки других людей и свои собственные.

  • формировать привычку употреблять слова вежливости.

Коррекционные:

  • развивать логическое мышление,

  • развитие внимания,

  • развитие слухового восприятия.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Ведущий. Как вы думаете, почему мы начали с песни? (Выслушиваются высказывания детей.) Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому, от этого и настроение становится лучше, верно? А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Сегодня у нас игра -соревнование «Праздник вежливости». Мы узнаем, кто из ребят самый вежливый, внимательный, и поймем, как вы знаете правила вежливого человека. А правил этих очень много. Они касаются различных сторон нашей жизни – как надо вести себя за столом, в автобусе, в электричке, дома и в гостях какой выбрать подарок на день рождение, как правильно поздравить друга или подругу с днем рождения и многое, многое другое. А сейчас я представляю две команды: «Улыбка» 4а класс, «Солнышко» 4б класс. У нас будут подсчитываться результаты. За каждый конкурс определенное количество баллов.

Извини, пожалуйста, прости и разреши,

Это не слова, а крик души!.

Кроме нашей спутницы – таблицы умножения,

Есть еще таблица уважения!

Помните как азбуку, как дважды два:

Спасибо и пожалуйста, волшебные слова!

Всюду, где нескромному укажут от ворот,

Вежливый попросит и пройдет.

Перед словом вежливым двери отворяются!

Пусть оно почаще повторяется!

1 конкурс «Разминка». (общая)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорим (пожалуйста).

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания).

2 конкурс. «Самые вежливые.» 10 баллов.

Узнаем, сколько команды знают вежливых слов.

1 команда. Выразить просьбу. (пожалуйста, прошу вас, будьте добры, будьте любезны, позвольте попросить, не могли бы вы, и т.д.)

Сказать слова приветствия.(здравствуйте, привет, салют, чао)

2 команда. Извиниться. (простите, извините, виноват, прошу прощения, сожалею, мне очень жаль….)

Показать жесты приветствия. (рукопожатие, поклон в пояс, отдание чести, реверанс…).

ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ПОЖАЛУЙСТА»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

В. Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

До ХVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. для этого у нас следующий конкурс: «Вежливо-невежливо».

3 конкурс. «Вежливо-невежливо»

 Поздороваться при встрече;

 Толкнуть и не извиниться;

 Помочь подняться;

 Поднять упавшие вещи;

 Не встать, обращаясь к учителю;

 Не уступить место в транспорте;

 Не заметить недовольство мамы;

 Обращаться на «Ты» к старшим;

 Благодарить за помощь;

 Помочь донести тяжелые сумки.

4 конкурс. Пословицы. 10 баллов

Каждой команде раздаются пословицы, разделенные на половинки. Какая команда быстрей и точнее соберет пословицы.

Без добра и правды нет.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5 конкурс

«Задачки не на сложение, задачи на уважение».

ошибок он сделал? И какие?

Ответ: 3 ошибки. 1. Не кричать, а спокойно спросить: Скажите пожалуйста, который час?.2. Не «часов», а «час». 3. После ответа взрослого нужно сказать: «Спасибо»

Слава. Он, расталкивая всех, протиснулся к двери, быстро вошел, сел не переднее место. Что мальчик сделал неправильно?

Ответ: нельзя расталкивать всех на остановке, нельзя садиться на переднее место.

невежа. Зовет меня Настькой!». «А ты как его зовешь»— спросила мама. «А вообще никак. Я просто ему кричу: эй, ты!» скажите права ли Настя.

  • два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому — 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)

В. А сейчас вам прочитают еще одно стихотворение. Мне бы очень не хотелось, чтобы вы в главном герое узнали себя.

Перемена, перемена! Заливается звонок!

Первым Вова непременно вылетает за порог—

Семерых сбивая с ног.

Неужели этот Вова, продремавший весь урок,

Пять минут назад ни слова у доски сказать не смог?

Если он, то несомненно, с ним бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой! Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел переделать кучу дел:

Он поставил три подножки Ваське, Кольке и Сережке,

Покатился кувырком, на перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перилл, подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи, попросил списать задачу,

Словом сделал все, что мог, ну а тут – опять звонок…

Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем!

Ничего, — вздыхает Вова, на уроке отдохнем!

6 конкурс. Поход в гости. Кому какой подарок.

10 баллов за конкурс. Выдаются конверты с картинками всевозможных подарков и людей, которым эти подарки можно подарить.

7 конкурс. Поведение за столом. Прочитывается ситуация, нужно выбрать правильный ответ.

Что делать с подаренными цветами?

А. поставить в вазу.

Б. отложить в сторону.

В. спрятать в другой комнате.

Вы едите в транспорте. Случайно наступили кому-то на ногу.

А. сделаете вид, что не заметили.

Б. наступите еще раз.

В. вежливо извинитесь.

Мама просила вас подмести пол и вымыть посуду, а вы забыли. Что скажете маме, когда она вернется.

А. что у вас болел живот.

Б. честно признаетесь и извинитесь.

В. скажете, что не было воды.

Сосед по столу нечаянно уронил на ваш костюм кусочек торта. Ваши действия:

А. вы немедленно сообщите об этом всем остальным гостям.

Б. тихо выйдите из-за стола и приведете ваш костюм в порядок.

В. тихо сообщите соседу, что он должен купить вам другой костюм.

ИГРА «Вежливые прятки»

Выбирается водящий.  Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.

В. Наш праздник закончился. Мне грустно расставаться с вами. Но меня успокаивает мысль, что вы много поняли и запомнили. Я хочу, чтобы вы все были аккуратными, добрыми, внимательными, вежливыми. И если вы будете слушаться учителей и своих родителей, то вырастите именно такими людьми. И давайте подведем итоги нашего соревнования. Победила дружба. Все вы очень вежливые, добрые внимательные люди. И мне хочется, чтобы вы такими и оставались.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *