cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проект на тему граница между добром и злом 4 класс орксэ – «Добро и зло»». Скачать бесплатно и без регистрации.

Презентация «Граница между добром и злом»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ГРАНИЦА МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ

Слайд 2

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Отгадайте загадку, основанную на русских пословицах.
Человек без … , что соловей без песни. На чужой стороне … милей вдвойне. У народа один дом – … . Одна у человека мать, одна у него и … . Береги … , как зеницу ока. … – мать, чужбина – мачеха.
РОДИНА

Слайд 3

Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему вашего домашнего задания, поясните почему.
Если дружба велика, дороже всякого богатства.  
Если народ един, дружбой сильны.  
Народы нашей страны будет Родина крепка.  
Народное братство   Родина.  
У народа один дом –   он непобедим.  

Слайд 4

Слайд 5

Просмотрите с. 15. Обсудите в парах и перечислите понятия, которые, на ваш взгляд, являются важными для изучения этой главы. Какой необычный урок завершает главу? Что необходимо подготовить ученикам к этому уроку? Как вы думаете, интересно ли готовить собственный проект? Почему?
Зачем ставить цели, составлять план? Зачем знать и понимать, чему мы будем учиться?

Слайд 6

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
ГРАНИЦА МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ
Граница –
область соприкосновения разных, но связанных между собой процессов, явлений…

Слайд 7

Как отличить добро от зла?
Где находится эта граница?

Слайд 8

Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение необязательно?
Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста.
По каким правилам живут люди?
Кто их придумал?
Обязательно ли всем их соблюдать?

Слайд 9

На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?
?!

Слайд 10

Игра «Твой номер»
1. Ценности. 2. Идеалы. 3. Духовность. 4. Вежливость. 5. Культура.
А можно ли выбрать из всех этих качеств самое главное?

Слайд 11

Чему учили вас уроки вежливости?
Как нужно играть.
Как правильно дружить и не ссориться.
Как дарить подарки.

Слайд 12

В чём заключается мудрость сказок?
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Слайд 13

МУДРОСТЬ СКАЗКИ
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Слайд 14

КУЛЬТУРА
ДОБРО ЗЛО
Приносит радость
Поднимает настроение

Слайд 15

Названия для правил поведения
МОРАЛЬ НРАВСТВЕННОСТЬ ЭТИКА

Слайд 16

Определите, что дороже?
честь или богатство
деньги или доброта
дружба или сокровища

Слайд 17

Как отличить добро от зла?
Где находится эта граница?
Эти правила устанавливает общество на основе традиций культуры поведения, этики, нравственности, морали.
Правила поведения устанавливают сами люди, основываясь на своих представлениях о добре и зле. Из этих представлений рождаются мораль, нравственность, этика.

Слайд 18

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Объясните своими словами, как вы понимаете смысл выражений. Можете использовать свой жизненный и читательский опыт, а также тексты учебника (с. 8–13).
1-я группа: духовные ценности общества.
2-я группа: духовные идеалы общества.
3-я группа: название учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Слайд 19

Решаем жизненные задачи
Ситуация. Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребёнка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет очень непросто самой открыть дверь подъезда. Роль. Торопящийся домой школьник. Результат. Решение, как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком.

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подбери пословицы разных народов России на любую тему, которая поможет тебе доказать общность духовных ценностей и идеалов у людей разных национальностей.
2. Собери с помощью одноклассников рецепты вкусных и полезных национальных блюд. Создай книгу самых интересных рецептов.
3. Узнай, ребята каких национальностей учатся в твоём классе. Устрой с их помощью выставку-демонстрацию национальных костюмов.

lusana.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Тема «Граница между добром и злом»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Амзя

городского округа город Нефтекамск

 Республики Башкортостан

Методическая разработка урока

 по  курсу

«Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

 Тема: «Граница между добром и злом».

(Образовательная система «Школа 2100»)

Учитель: Сабирьянова Лилия Фирдаусовна

                                                                                                       МОБУ СОШ села Амзя

                                                                               

2014 год

Пояснительная записка

Класс: 4в

Модуль: основы светской этики

Автор программы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева

Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс.

Тема урока « Граница между добром и злом».

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи урока:

в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

 в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

 Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия, на основе которых рождается мораль, нравственность, этика.

Планируемые результаты.

  Учащиеся должны уметь:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, фронтальная, индивидуальная.

 Технические средства: проектор, мультимедийная доска, ноутбук, раздаточный   материал, толковый словарь Ожигова.

Литература, интернет-ресурсы: учебник, http://miuki.info/2011/03/yaponskaya-pritcha-o-dobre-i-zle/, MUZOFON.COM ( песня «Дорогою добра»), физкультминутка «Две половинки».

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

     Придумано кем-то
    Просто и мудро.
    При встрече здороваться: «Доброе утро»
   – Доброе утро и солнцу и птицам
   – Доброе утро улыбчивым лицам,
  И каждый становится добрым, доверчивым
  Пусть доброе утро длится до вечера!

– Давайте и мы  улыбнемся друг другу. Пусть   наше  утро озарится светом добрых улыбок . (Слайд №1)

2. Определение проблемы урока.

 А) Работа с учебником на стр.16.

 — Ребята, послушайте рассказ о близнецах Оле и Игоре.

  • Сравните мнения ребят о правилах поведения людей.

— Что вызывает удивление Игоря?

Б) Работа в группах.

— Какой вопрос возникает в этой ситуации?

  • Сейчас каждая группа составит и предложит свой вариант вопроса.

— А теперь сравним ваши вопросы с вариантом авторов. (Слайд №2

3. Сообщение цели и темы урока.

  •  Послушайте  притчу. (Слайд №3)

— А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)

ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем?».

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод – ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.

  • О чем эта притча? (О добре и зле)
  • Чему она учит? (Не совершать зла)
  • Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
  • Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить          добро.
  • Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела?                                                                               Как сделать мир добрее?
  • Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.

— Значит, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

— Кто назовет тему нашего урока?

  •  А что такое добро, зло и граница мы попробуем с вами выяснить на протяжении нашего урока.

Б) Работа в группах по толковому словарю.

— По русскому языку вы писали сочинение на эту тему. Вот как вы об этом пишите   (зачитываются наиболее удачные).

  • Из ваших сочинений я поняла, что вы правильно понимаете что есть добро,а что зло. А теперь заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова.

— 1-я группа дает определение понятию Добро? (Слайд №4)

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

  • Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
  • Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

— 2-я группа дает определение понятию Зло? (Слайд №5)

1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).

  • Для чего нужно зло? Нужно ли?

— 3-я группа дает определение понятию граница? (1. Линия раздела между территориями, рубеж. 2. Предел, допустимая норма.) (Слайд №6)

— 4-я группа составляет  и объясняет пословицу (Добро помни, а зло забывай.). (Слайд №7).

Физкультминутка «Две половинки».

4. Решение поставленной проблемы. Открытие новых знаний.

Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут

  • сердечное слово,
  • ласковая улыбка,
  • дружеское внимание,
  • совет.

— Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)

— А  в чём заключается мудрость сказки, вы узнаете из статьи учебника на с. 17.

В) Работа с текстом «В чём заключается мудрость сказок?» после чтения.

– Зачем в детстве читали нам сказки?

– В чём заключается мудрость сказок?

– Кто же определяет запреты на неправильные поступки? (Слайд №8)

Г)  Работа в группах. (Слайд № 9)

  • Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.
  •  1группа —  добрые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 2 группа — злые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина;  3 группа –добрые поступки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин; 4 группа — злые поступки героев из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Г) Работа с текстом «Названия для правил поведения» на стр.18 учебника.

— Сейчас вам предлагается поработать в группах.

– Прочитайте. (Слайд №10, 11,12)

1-я группа  выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;

2-я группа  выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;

3- группа выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.

4-я группа объяснит значение выражений: неэтичное поведение, безнравственный поступок.

5. Рефлексия. (Слайд № 13)

— Что я узнал…?

— Подводя итог нашего урока, думаю, что наш разговор принесёт вам большую пользу.

Звучит песня  «Дорога добра».

6. Итог урока. (Слайд №14)

– Появилось ли у вас желание быть добрым, делать добро? Почему?
– Трудно ли быть добрым? Почему?

—  На чем же основаны правила поведения? Откуда они берутся?

 – Вернёмся к Оле и Игорю. Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?

— Что она хотела услышать от него?

7. Самооценка.

   Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов. Если материал понятен – смайлик весёлый, частично — смайлик задумчивый, непонятно — смайлик грустный. Учащиеся выбирают смайлик и прикрепляют на доску.

8. Домашнее задание  (на выбор).

  • Подобрать пословицы о добре и зле;
  • какие добрые дела мы можем сделать;
  • написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле.

Приложение к конспекту

  1. Сочинения детей.
  2. Смайлики:

3. Карточки:

— 1-я группа дает определение понятию Добро?

— 2-я группа дает определение понятию Зло

— 3-я группа дает определение понятию граница?

— 4-я группа составляет  и объясняет пословицу (Добро помни, а зло забывай.).

  • Карточка №2: Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.

1группа —  добрые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина; 2 группа — злые поступки героев из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина;  3 группа –добрые поступки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин; 4 группа — злые поступки героев из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    1-я группа  выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;

    2-я группа  выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;

   3- группа выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.

  4-я группа объяснит значение выражений: неэтичное поведение, безнравственный поступок.

nsportal.ru

Тест по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Граница между добром и злом.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 городского округа город Михайловка Волгоградской области»

Контрольная работа

по курсу ОРКСЭ

Модуль: Основы светской этики.

Название учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

Тема: Граница между добром и злом.

                                                        Выполнила: Сахнова Н.В.

2013г.

Контрольная работа

1.Что считается добрым поступком?

  • забыть о неприятной просьбе
  • опоздать на интересную встречу
  • дать списать домашнее задание
  • помочь соседу по парте разобрать задачу

2.Как творят добрые дела?

  • в надежде на вознаграждение
  • чтобы избежать наказания
  • бескорыстно и сознательно
  • в надежде на похвалу

3.Что является последствием злых дел?

  • радость
  • дружба
  • мирное сосуществование
  • вражда

4.Что изучает светская этика?

  • правила техники безопасности
  • законы общества
  • законы природы

5.Откуда берутся правила поведения?

  • устанавливают сами люди
  • придумывают компьютеры

6. ___________ — мысли, слова,  дела, которые люди считают положительными,  светлыми,  хорошими,  полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.

7. ___________ — правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие — злыми.

8. ___________- противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.

9. _____________-добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

10. _____________-учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.

11.Выбери те поступки, которые общество одобряет, с точки зрения добра и зла.

  • нежелание выполнять обещание
  • уважение к родителям
  • неопрятность
  • умение говорить правду

12.Выберите те поступки, которые общество осуждает.

  • опоздание в школу
  • помощь другу
  • соблюдение режима дня
  • невыполнение данного обещания

13.Знания о добре и зле помогают людям…

  • дружить
  • проявлять заботу о близких
  • жить в мире

14.С какой точки зрения мораль рассматривает поступки человека?

  • страны, в которой живёт человек
  • возраста человека
  • добра и зла
  • времени, когда был совершён поступок

15.Правила поведения человека в обществе определяют…

  • моральные нормы
  • законы природы
  • правила гигиены
  • технические нормы

16.Укажите поступки, которые одобряет общество.

  • обман
  • насилие
  • взаимопомощь
  • унижение

17.Соотнеси понятия и примеры

нравственный поступок                           воровство                                                                  

                                                                    оказание помощи больному соседу

безнравственный поступок                     нежелание помогать пожилым родителям

                                                                            усыновление детей

18.Что соответствует картинке:                

  • этичное поведение
  • безнравственный поступок

19.Какие картинки соответствуют понятию «ДОБРО».Соедини линией .

                                                        Добро

20. Распредели слова в две группы, в первую группу помести слова относящиеся к понятию «добро», во вторую — к понятию «зло».

ПОМОЩЬ ВЗАИМОВЫРУЧКА НАСИЛИЕ ОБМАН

                                                       Контрольная работа

Ключ к ответам.

1.Что считается добрым поступком?

  • забыть о неприятной просьбе
  • опоздать на интересную встречу
  • дать списать домашнее задание
  • помочь соседу по парте разобрать задачу

2.Как творят добрые дела?

  • в надежде на вознаграждение

чтобы избежать наказания

  • бескорыстно и сознательно
  • в надежде на похвалу

3.Что является последствием злых дел?

  • радость
  • дружба
  • мирное сосуществование
  • вражда

4.Что изучает светская этика?

  • правила техники безопасности
  • законы общества
  • законы природы

5.Откуда берутся правила поведения?

  • устанавливают сами люди
  • придумывают компьютеры

6. ДОБРО — мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.

7. МОРАЛЬ — правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие — злыми.

8.Зло- противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.

9. Нравственность -добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

10. ЭТИКА-учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.

11.Выбери те поступки, которые общество одобряет, с точки зрения добра и зла.

  • нежелание выполнять обещание
  • уважение к родителям
  • неопрятность
  • умение говорить правду

12.Выберите те поступки, которые общество осуждает.

  • опоздание в школу
  • помощь другу
  • соблюдение режима дня
  • невыполнение данного обещания

13.Знания о добре и зле помогают людям…

  • дружить
  • проявлять заботу о близких
  • жить в мире

14.С какой точки зрения мораль рассматривает поступки человека?

  • страны, в которой живёт человек
  • возраста человека
  • добра и зла
  • времени, когда был совершён поступок

15.Правила поведения человека в обществе определяют…

  • моральные нормы
  • законы природы
  • правила гигиены
  • технические нормы

16.Укажите поступки, которые одобряет общество.

  • обман
  • насилие
  • взаимопомощь
  • унижение

17.Соотнеси понятия и примеры

нравственный поступок                   воровство

                                                                   оказание помощи больному соседу

безнравственный поступок             нежелание помогать пожилым родителям

                                                                   усыновление детей

   

18.Что соответствует картинке:

  • этичное поведение
  • безнравственный поступок

19.Какие картинки соответствуют понятию «ДОБРО». Соедини линией .

                                         

                                                   Добро

20. Распредели слова в две группы, в первую группу помести слова относящиеся к понятию «добро», во вторую — к понятию «зло».

ДОБРО                                ЗЛО

Помощь                               Обман

Взаимовыручка                  Насилие

nsportal.ru

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Добро и зло»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева»

Конспект урока по ОРКСЭ

в 4 классе

модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Добро и зло» ( первый урок)

Учитель

начальных классов

Нечаева С.В.

2012 год

Пояснительная записка

Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло».

Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.

Класс: 4 класс, I четверть, 5 урок по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики».

Тема: Добро и зло (первый урок).

Цель: создание условий для формирования у обучающихся мотива совершать добрые поступки.

Задачи:

Образовательная — познакомить с основными понятиями: добро и зло.

Воспитательная – воспитывать стремление делать добро, не делать зла, умение быть благодарным.

Развивающая – развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: изучение нового материала.

Наглядность: бланки с кроссвордом, весы с чашами, фишки (светлые и тёмные для каждого ученика), учебник «Основы светской этики», видеоматериалы с диска

Ожидаемые учебные результаты:

— иметь четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

— уметь давать оценку различным ситуациям и поступкам,

— способность дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

— уметь работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Этапы урока

1.Организационный момент

2. Вступительная часть (определение темы и цели урока)

3. Основная часть

1)Изучение нового материала

2) Работа в группах.

4. Физкультминутка

5. Работа над притчей.

6. Тестирование.

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда прошу сейчас.

Скрестите шпаги ваших мнений –
И мы начнём урочный час!

2. Вступительная часть

(определение темы и цели урока)

— Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. ( У детей бланки кроссворда с пустыми полями)

  1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

  2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.

  3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

  4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

  5. Пожелание добра.

  6. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

  7. Близкие отношения, основанные на доверии.

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о добре)

— Почему это слово цветное?

— Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце (Дети продолжают улыбка, мама, учитель… и т.д.)

— Ребята, что является противоположностью добра? (зло)

— Если существует на нашей планете добро, то существует и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Тема нашего урока “Добро и зло” и мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями в жизни «Добром» и «Злом». Как вы сами понимаете значения этих слов? (ответы детей)

— Давайте обратимся к учебнику и найдём в тексте определение добра. (Дети зачитывают определение)

— Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

(Дети зачитывают определение в учебнике).
— Мы живем с вами на планете Земля. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей.)

3. Основная часть.

  1. Изучение нового материала

— Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Добро и зло».

— Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Добро и зло всегда борются между собой. Какой тому яркий пример мы видим в литературе?

Ученик: — в русских народных сказках

— в литературных произведениях

2) Работа в группах

Проведем небольшую викторину (ученики разделены на 2 группы задаю по 4 вопроса каждой команде )

1. Какой герой русской народной сказки был наказан за то, что трижды не послушался сестры? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

2. В какой русской народной сказке одна героиня за доброе сердце получает в награду сундук с приданым, жениха и уважение, а другая за злобу — стаю крикливых ворон, позор и унижение? («Морозко»)

3. Героиня какой сказки смогла спасти своего братца из рук Бабы-Яги только тогда, когда перестала гордиться и начала помогать окружающим? («Гуси – лебеди»)

4. Героиня какой сказки А.С. Пушкина наказана за гордыню, зло, жадность, неблагодарность, оставшись с тем, с чем жила первоначально? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Героиня какой сказки А.С. Пушкина от накопленного в душе зла умирает? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

6. Героиня какой сказки В.А. Жуковского обижена на то что ее не пригласили на пир и наказывает царевну и всех остальных глубоким сном на 300 лет? («Спящая царевна»)

7. Какая сказка Г. Х. Андерсена начинается с рассказа о волшебном зеркале, осколки которого делают человека злым и жестоким? («Снежная королева»)

8. В какой сказке Андерсена героиня ради спасения братьев даёт обет (обещание) молчания и выполняет трудную работу на месте казни? («Дикие лебеди»)

-Какое свойство присуще сказочным историям? Почти всем сказочным историям присуще замечательное свойство – в них добро побеждает зло и добрый герой, даже самый маленький, за свои хорошие дела оказывается вознагражден.

4.Физкультминутка.

5.Работа над притчей

— Ребята, сейчас мы послушаем маленькую притчу . А что такое притча?

Ученик: Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.

«Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: …..

-Как вы думаете, что могло сказать добро? (высказывания детей)

«Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром на зло.»

-Кто из героев не понравился и почему?

-Как бы вы поступили на месте героев?

-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?

(команды называют пословицы и поговорки о добре и зле )

1.Во зле жить – по миру ходить.

2. Кто добро творит, того Бог благословит.

3. Бедного обижать – себе добра не желать.

4. Добрый человек – в добре проживет век.

5. Добро творить – себя веселить.

6. Тьма свету не любит, злой добро не терпит.

Вы с рождения получаете знания о добре и зле. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь.

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут весы ответить на этот вопрос? На одну чашу весов кладем «зло» (темные фишки), означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите белые фишки на другую чашу весов. Какая же чаша весов перевесит?

Слово учителя: (если перевесит чаша «добра»)

— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Слово учителя: (если перевесит чаша «зла»)

— Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

6.Тест

1.________________ — образец поступков людей и отношений между ними.

________________ — противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

2. Что считается добрым поступком?

* Забыть о неприятной просьбе

* Дать списать домашнее задание

* Опоздать на неинтересную встречу

* Помочь соседу по парте разобрать задачу

3. Укажите поступки, которые одобряет общество

* обман

* насилие

* взаимопомощь

* унижение

4.Что является последствием злых дел?

* дружба

* радость

* вражда

* мирное сосуществование

5.Знания о добре и зле помогают людям

* проявлять заботу о близких

* жить в мире

* дружить

* все ответы верны

6.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую — к понятию «зло».

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

Добро Зло

___________________________ ______________________

  1. Рефлексия.

— Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу вам сказать:

Есть люди необычной доброты,
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то.

— Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершение зла.

Спешите делать добро!

  1. Домашнее задание:

Вам надо будет дома нарисовать добро и зло, как вы его себе представляете.

— Спасибо всем за урок.

— Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.

8

kopilkaurokov.ru

Урок «Границы добра и зла». ОРКСЭ. 4 класс.

Урок учителя начальных классов Кандаковой Г.В. МАОУ «Лицей № 77 города Челябинска».

Класс: 4 Модуль: основы светской этики Тема: «Граница между добром и злом» Цель урока: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека. Задачи урока.

Личностные — Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. -Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. –Формировать этические чувства доброжелательности.

Предметные

-Учить различать понятия добрые и злые поступки. -Учить понимать последствия добрых и злых поступков.

-Метапредметные -Формировать умение работать с новой информацией по теме(отбирать, выделять, обобщать). –Формировать умение слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания. –Формировать умения работать в группах и парах.

Планируемые результаты.

Обучающиеся должны уметь: -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; — объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие; -самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. –уметь обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения. –уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения. –уметь работать в парах и группах.

Оборудование. ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России, Светская этика», авторы: Р.Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва, толковый словарь Ожегова, иллюстрации сказочных героев, сердечки из цветной бумаги (30шт).

Ход урока:

I. Организация деятельности учащихся. (Слайд 1)

Песня «Дорогою добра» слова Ю. Энтина, муз. М. Минкова. –Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

II.Актуализация знаний. (Слайд 2). Карточки№1, 2, 3,4, 5. Словарь Ожегова. Игра «Я выбираю». 1-Вежливость, 2-Культура, 3- Ценности,4 –Идеалы, 5-Духовность. ( учитель поднимает карточку с №, встают те ребята, которые выбрали данное понятие, объясняют, ост. работают со словарём) III. Самоопределение к деятельности. На доске иллюстрации сказочных героев. (Дюймовочка, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Алёнушка, Белоснежка, Карабас-Барабас, Буратино, Золушка, лиса Алиса) –На какие 2 группы можно разделить героев? (добрые и злые). –Почему вы так распределили? (по их поступкам). Значит, одни совершают добро, а другие зло? –А давайте подумаем, что называется добром, а что злом? (дела, слова, мысли) Как они влияют на жизнь человека? ( Слайд 3)

Добро Зло

дела дела

слова слова

мысли мысли

-Как отличить добро от зла? -Кто догадался о чём будем говорить сегодня на уроке?(Граница между добром и злом). -Какие задачи можем поставить перед собой, чему мы должны научиться сегодня на уроке? –

IV. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

1.Работа с текстом с.16. Работа в группах (На какие вопросы мы должны ответить сегодня на уроке.)

Физминутка.

2.Слайд 4. Послушайте притчу «Дурные наклонности».

-О чём эта притча? -Чему она учит? (не совершать зла). Добро и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не сможет почувствовать и оценить добро. -Как вы считаете, что важнее- бороться со злом или совершать добрые дела? –Как сделать мир добрее?

3.Закрепление понятий:

а)-Давайте посмотрим, как вы знаете сказки, в которых добро побеждает зло, и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет добиться цели злым способом.

С грядки старушка цветок сорвала (Слайд5) Девочке Жене его отдала В цветке, лепестках есть волшебная сила Их девочка Женя о чём- то просила Что надо сказать лепестки обрывая ? Как называется сказка такая? (В.Катаев «Цветик – семицветик»)

Снег валил, клубились тучи (Слайд 6) Гнулись сосны до земли Злые люди в лес дремучий сиротинку завели Замолчать заставили Замерзать оставили (Сказка «Морозко»)

Сейчас потолкуем о книге другой : Тут синее море, тут берег морской. Тут вышел старик к морю Невод забросил Кого – то поймает и что – то попросит (А,С, Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Слайд 7)

Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала. (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Слайд 8.

-Что объединяет все эти сказки? Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. И сказки нам даются для того ,чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

б) Работа в парах: -Распределите карточки с качествами человека на 2 группы. Какие это будут группы?

1гр – помощники добра , 2гр – помощники зла

Доблесть, честь, хвастливость. жестокость, болтливость, тактичность. лживость, малодушие, справедливость, хитрость, бестактность, выдержка ,эгоизм, жадность, щедрость, скромность.

Вывод.

–На чём основаны правила поведения? (Их устанавливают сами люди, основываясь на представлениях о добре и зле.)

в) Работа в группах

-Используя текст с.18 попробуйте объяснить различия между понятиями мораль, нравственность, этика. Работают 3 группы.

Вывод. На чем основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?

Как определить границу добра и зла?

г) Обсуди с другом «Учитесь делать добрые дела».

-Проведите границу между добром и злом. -Как вы поступите в данной ситуации?

Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание»

1.Дам списать, чтобы выручить товарища. 2.Помогу другу разобраться в задании, чтобы он сам смог его сделать.

Ситуация 2. «Твоя подруга обзывает другого ученика, унижает его» 1.Остановлю подругу, скажу, что мне неприятно это слышать. 2.Поддержу подругу.

Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт»

1.Скажу всем , что это неправда. 2.Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.

Выводы. Что очень важное нам удалось сегодня понять на уроке?

Нужно помнить, что в мире есть добро и зло. Нам надо учиться добрее и терпимее относиться друг к другу. Все мы разные. У каждого своё тело и своя душа. И чем наполним мы свою душу зависит от нас самих. Выискивая недостатки в другом человеке, мы подталкиваем его к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в себя и не стремился к добрым делам. И наоборот, подчёркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше. Давайте, будем учиться находить доброе и хорошее, что есть в каждом.

VI .Рефлексия.

Давайте и мы с вами сделаем добро. Поможем друг другу стать лучше, поучимся находить то доброе, хорошее, что есть в каждом из нас. Я вам раздам сердечки с именами и фамилиями каждого из вас. Прочитайте имя одноклассника, постарайтесь увидеть то хорошее, что есть в этом человеке и напишите с обратной стороны. Положите сердечки в мою коробочку.

Теперь каждое сердечко пойдёт к своему хозяину. Поднимите руки те, кому понравились те слова, которые про них написали.

VII.Самооценка ( при помощи смайликов, слайд 9)

IX. Домашнее задание.

  1. Для всех: уметь объяснить значение слов добро, зло, мораль, нравственность, духовность.

  2. По желанию: сочинить сказку, которая бы начиналась словами «Жили – были добро и зло…» или приготовить добрый сюрприз для одноклассников.

multiurok.ru

Конспект урока по ОРКСЭ «Добро и зло» 4 класс

МБОУ «Шегарская СОШ №2»

Конспект урока №6

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

тема «Добро и зло»

в 4 классе

Составила:

Сидорова Елена Александровна,

учитель ОРКСЭ

Мельниково — 2012

Тема: Добро и зло (урок №6)

Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой

Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника.

Задачи:

Предметные:

  • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

  • развивать творческие способности;

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

  • формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;

  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97 — 2003.

Урок ОРКиСЭ № 6 Добро и зло. 4 класс.)

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Учебник «Основы светской этики»

Основные понятия: добро, зло, гуманность.

Этапы урока

 

2.За добро добром платят

 

3.Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

-Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?

 Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

-Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

(Древняя китайская история (рассказ учителя).)

ДОБРО БЕЗ УМА (обсуждение притчи)

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.

Вопросы и задания:

  • Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

(Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют). :

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

Учитель: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета

Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»

— Какие поступки совершил волк?

-А какие совершил заяц?

-Почему его забрала полиция?

5. Работа в группах.

Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;

  • приятель в компании беззастенчиво врёт;

  • родители несправедливо сердятся;

  • девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

  • мальчишки играли в футбол и разбили окно;

  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

6.Работа на карточках (с экрана)

Закончите предложение.

“Я могу простить другого человека, если ….”,

“Мне было одиноко, когда ….”,

“Я раздражаюсь, если …”,

“Я страдаю, когда ….”.

Ученик

Спешите делать добрые дела,

Пока еще не склевана рябина,

Пока береста совести бела

Спешите делать добрые дела.

В колесах дружбы так привычны палки,

В больницах так медлительны каталки,

А щель просвета так порой мала,

А ложь святая столько гнезд свила.

Спешите делать добрые дела

Учитель: «Спешите делать добро» — это изречение выбито на памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

Литература:

1.Великие философы: Словарь- справочник/ Л.В. Блинников.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.- С. 35.

2.Будникова,В. «Добрым быть совсем не просто». Классный час для уч-ся 4-5 классов. // Воспитание школьников. –

2006. — № 8. – С. 20-25.

3.«Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности

для уч-ся 4-6 классов // Классный руководитель. – 2009. — № 2. – С. 82-93.

4.Евстигнеева, М.В «Основные законы бесконфликтного существования».

5.Классный час для уч-ся 4-5 классов// Педсовет. – 2006. — № 11. – С. 8-10.

6.http://grani.do.am/publ/1-1-0-2

7. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D1%83+%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Принимать и сохранять учебную задачу.

3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

2. Создание проблемной ситуации

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?

(Ответы детей)

В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?

ДОБРО ЗЛО

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце — доброта.

3.Актуализация знаний

— Я просила Вас найти в словаре Сергея Ожегова определение, что такое добро и зло.

( Из д\з определение из словаря Ожегова)

Какого же человека можно назвать добрым?

(Сочинения «Кто такой добрый человек?»)

4.Решение проблемы, открытие новых заний.

Выполнение продуктивных заданий по теме

-Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать  отношения добрее и искреннее?

(Дети дают версии.)

— Конечно же, это добрые, теплые слова.

— Какие?

 (Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)

1. Парная работа

Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, в парах напишите эти слова на листочках.

2. Игра « Доскажи словечко»

-Давайте мы немного поиграем.

-Я прочту стихотво­рение, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу доброе слово.

 

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: … («Добрый день!»)

 

Растает ледяная глыба

От слова доброго … («Спасибо!»)

 

 Когда бранят за шалости,

 Мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»)

 

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы: … («Спасибо!»)

-Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа.

 

-Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

-Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

 

3. Работа с пословицами.

 

1.Худо жить без ласкового слова

5. Подведение итога урока. Рефлексия

Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Юрия Шмидта:

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло – их некем заменить.

— Какова главная мысль стихотворения? ( Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)

Игра «Солнышко доброты»

— Вам интересно было работать на уроке?

– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

– Какие выводы вы сделали для себя?

Оценивание

6. Домашнее задание

Акция «Спешите делать добро». Готовим подарки для будущих первоклассников, сувениры для ветеранов ВОВ. (Это могут быть открытки, сувениры, книжки – малышки…)

doc4web.ru

Презентация — Проект «Добро и зло»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ПРОЕКТ ДОБРО И ЗЛО

Слайд 2

Цель проекта
1. Личностные: -  формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное, - воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела; 2. Метапредметные: —  развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту. 3. Предметные:  -  продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. 4. Какие герои сказок на стороне добра, а какие на стороне зла.

Слайд 3

АНКЕТА
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям? Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное? Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение? Любите ли вы злые шутки? Вы злопамятны? Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? Умеете ли на практике применять свои способности? Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать? Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? Вы охотно выполняете просьбы?

Слайд 4

Почему знание о добре и зле важно для людей?
Добро и зло главные моральные понятия в жизни

Слайд 5

Что такое добро?
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Слайд 6

Зло – это…
Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить

Слайд 7

ДОБРО ИЛИ ЗЛО?

Слайд 8

Как вы понимаете?
«Худо тому, кто добра не делает никому» «Доброе дело само себя хвалит» «Доброе слово и кошке приятно» «Тому тяжело, кто помнит зло» «Злой человек не проживет в добре век»

Слайд 9

Добро и Зло в русских сказках

Слайд 10

Сказки чаще всего рассказываются детям, потому что именно дети впитывают в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. В сказках добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.

Слайд 11

Стихи о добре
Как бы жизнь не летела-  Дней своих не жалей,  Делай доброе дело  Ради счастья людей.  Чтобы сердце горело,  А не тлело во мгле  Делай доброе дело-  Тем живём на земле.  А. Лесных 

Слайд 12

СТИХИ О ДОБРОТЕ
Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека…

Слайд 13

Слайд 14

Пословицы о добре и зле
Делай другим добро — будешь сам без беды. Делая зло, на добро не надейся. Для такого характера и сатана не пугало. Добра гнушаться — с людьми не знаться. Добра желаешь, добро и делай. Добра ищи, а худо само придет. Добра на худо не меняют. Добро не лихо — ходит тихо. Добро не умрет, а зло пропадет. Добро поощряй, а зло порицай. Добро сеять — добро и пожинать. Добро творить — себя веселить.

Слайд 15

Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. — Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук. — Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь? — Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 16

Слайд 17

Правила доброты
Будь отзывчив и внимателен к людям; Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом; Люби людей знакомых и незнакомых; Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям; Делай добро для людей; Не завидуй; Не груби; Не вредничай.

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *