cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Природные зоны россии окружающий мир 4 класс плешаков – Таблица “Природные зоны России и мира” (4 класс, окружающий мир)

Таблица “Природные зоны России и мира” (4 класс, окружающий мир)

Природная зона

Географическое положение

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Арктическая пустыня

Острова, расположенные у Северного полюса.

Длинная зима и короткое, 2-3 месяца, холодное лето. Осадки в виде снега.

Отличительная особенность: долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь.

Крайне скудный, в основном мхи и лишайники, хотя летом можно встретить мятлик, пушица, полярный мак, осока, карликовые ивы, березки.

Белые медведи и многочисленные ластоногие: тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Много птиц: гуси, чайки, гаги, крачки, кулики.

В основном ведётся промышленная деятельность, ограниченная охота и рыболовство, научная деятельность. Крупных городов нет, много заповедников.

Тундра

Побережье Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Дальний восток, Камчатка.

Длинная и холодная зима, короткое лето. Осадков в виде дождей мало, в основном в виде снега. Почва до конца не оттаивает. На глубине 20-25 см. – вечная мерзлота.

Низкорослые растения: мхи, лишайники, карликовые березы.

Богатый и разнообразный животный мир: белая куропатка, белая сова, кречет, гуси и журавли; северный олень, волки, зайцы, лисицы, куницы, возможно встретить как белого, так и бурого медведя.

Добыча нефти и газа; в сельскохозяйственной сфере – оленеводство.

Лесотундра

Переходная зона, для которой характерны признаки как тундры, так и тайги.

Тайга

Урал, Зауралье, Дальний Восток

Климат меняется придвижении с Запада на Восток от мягкого до резко континентального. На Западе тёплое лето и мягкая зима, на Востоке короткое лето и длинные, холодные зимы, температура может опускаться до -60 градусов. Осадков выпадает не очень много, но уровень испарения низкий, так что значительную часть тайги занимают озёра, болота и заболоченные редколесья

Растительный мир очень богат. Тайга – это такие же «лёгкие планеты», как и леса Амазонки. Распространены сосна, лиственница, кедр, ель, пихта. Реже встречается береза, рябина, осина, ольха. Много кустарников, мхов, лишайников, грибов.

Животный мир разнообразен и уникален. Можно встретить: бурый медведь, лось, рысь, заяц-беляк, белка, сойка, глухарь, кабарга, бурундук, росомаха, соболь, кедровка, уссурийский тигр . Очень много разнообразных пресмыкающихся и земноводных видов.

Добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, ограниченная охота, животноводство.

Зона лесов: смешенные, широколиственные

Европейская территория России, до Урала. Часть – на Дальнем Востоке

Тёплое и долгое лето, повышенная влажность, мягкая зима.

Лиственные и широколиственные леса: елями, соснами, березами, кленами и осинами, дуб, вяз, липа, клен. Много кустарников, трав, грибов.

В лесах много разных животных: белки, совы, лесная куница, лоси, бурый медведь, лисы, а из птиц — иволги, дятлы и др.

Природная зона сильно изменена человеком, много крупных городов, промышленных производств, гидроэлектростанций.

Лесостепь

Переходная зона. Признаки характерны как для лесов, так и для степи. Чем дальше на юг, тем суше.

Степи

На юге Черного моря, в долинах реки Оби

Длинное, сухое лето, малоснежная зима.

Злаки, ковыль

Мелкие, ночные животные: тушканчики, суслики, сурки.

Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок. В степи обитают пресмыкающиеся.

Развитое сельское хозяйство. Выращивание зерновых культур, бахчевых. Распространение овцеводства.

Полупустыни

Переходная зона. В наличии признаки, характерные как для степи, так и для пустыни.

Пустыни

В низовьях волги, около Каспийского моря, на юге Восточной Сибири, на границе с Казахстаном

Долгое лето, короткая, 2-3 месяца, но холодная зима. Температура может понижаться до -20 градусов. Осадков почти нет, сильные ветра.

Все растения низкорослые, с длинными корнями, листья узкие. Распространены: верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик, маки, тюльпаны, лютики. Некоторые растения появляются только в сезон дождей, чаще всего в середины весны.

Не отличается большим разнообразием. Животные в основном мелкие, ведущие ночной образ жизни. Распространены: тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.

Возможно занятие сельским хозяйством: хлопководство, виноградарство; животноводством и добычей полезных ископаемых

Субтропики

Черноморское побережье Кавказа

Благоприятные климатические условия. Короткая и влажная зима. Длинное и тёплое лето. Это крупнейшая рекреационная зона России

Богатый растительный мир. Представлен вечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых назовем самшит, лавр, лавровишню. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лиана, плющ, дикий виноград. Встречаются бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.

Из представителей животного мира отметим серну, оленя, кабана, медведя, лесную и каменную куницу, кавказского тетерева.

Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.

obrazovaka.ru

Природные зоны России | okrmir1234

Природные зоны России

1. С помощью карты в учебнике (с. 72—73) найдите природные зоны России на контурной карте. Обратите внимание, что границы природных зон на контурной карте обозначены пунктирными линиями. Проверьте друг друга.

2. Используя карту в учебнике, найди на контурной карте области высотной поясности. Обведи их по контуру и закрась соответствующим цветом. (розовый) 

3. Мудрая Черепаха предлагает задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй основные природные зоны России в порядке их следования с севера на юг (в синих квадратиках) и с юга на север (в красных квадратиках). Проверь себя по тексту учебника.

4. Вырежи детали из Приложения и собери модель-аппликацию. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей детали

Объясни с помощью модели-аппликации, почему происходит смена природных зон в нашей стране.

Солнечные лучи падают на различные районы нашей страны под различными углами. Поэтому они получают разное количество тепла и это приводит к смене природных зон.

5. Подумай, что тебе хотелось бы узнать о природных зонах России. Запиши свои вопросы. По мере изучения природных зон постарайся найти ответы на эти вопросы.

  • Как изменяется температура, в различных природных зонах?
  • Флора в разных природных зонах?
  • Чем отличается тундра от тайги?
  • Различие субтропиков и пустынь?
  • Животные в разных природных зонах?

okrmir1234.ru

Тест по окружающему миру 4 класс УМК «Школа России» на тему Природные зоны»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 109» г. Пермь.

Зернина Любовь Николаевна.

Тест по окружающему миру 4 класс по программе «Школа России» автор Плешаков

«Природные зоны»

1. В какой природной зоне: очень тёплое, продолжительное, засушливое лето; часто дуют горячие сухие ветры-суховеи; иногда они переходят в пыльные бури?

а)зона пустынь

б)зона степей

в)зона лесов

г)зона тундр

2. Когда этих животных мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда этих животных много, потомство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды. О каких животных идёт речь?

а)олени

б)лемминги

в)белые куропатки

г)бурундуки

3. В какой природной зоне находится заповедник «Остров Врангеля»?

а)зона тундры

б)зона арктических пустынь

в)зона лесов

г)зона степей

4. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Что это за природная зона?

а)зона пустынь

б)зона тундры

в)зона степей

г)зона лесов

5. О каком растении пустыни идёт речь: корни проникают на глубину почти до 20 метров и оттуда добывают воду, поэтому всё лето, даже в самый сильный зной это растение ярко-зелёное?

а)колосняк

б)джузгун

в)верблюжья колючка

г)перекати-поле

6. Какая основная пища северных оленей?

а)брусника

б)ягель

в)карликовая ива

г)клюква

7. Какая природная зона следует после зоны степей?

а)зона лесов

б)зона пустынь

в)зона тундры

г)зона лесов

8.В Арктике обитают животные…

а) бобры, нутрии, хомяки

б) волки, белые медведи, рыси

в) моржи, тюлени, белые медведи

г)лисы, россомахи, амурский тигр

9. К тундровым растениям относятся…

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус

б) кедр, осина, пальма

в) карликовая ива, мох-ягель, черника

г)берёза, тополь, черёмуха

10.К степным птицам относятся …

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги

г) совы, дятлы, журавли

11.В пустыне …

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима

в) ярко выделяются все четыре времени года

г)длинное прохладное лето, короткая тёплая зима

12.Климат в пустыне:

а) сухой, холодный

б) сухой, жаркий

в) влажный, жаркий

г)влажный, прохладный

13.Суховей – это

а) сухой и холодный ветер

б) сухой и тёплый ветер

в) сухой и горячий ветер

г)сухой, прохладный ветер

14.В тайге растут:

а) пихты, лиственницы, ели, кедры

б) дубы, сосны, ели, осины

в) берёзы, липы, лиственницы

г)пихты, клёны, ольхи, сосны

15.Основным занятием населения степей является …

а) земледелие

б) рыболовство

в) оленеводство

г)пчеловодство

infourok.ru

Природные зоны россии 4 класс окружающий мир

Содержание:

По-разному, солнце – источник всего живого, освещает и греет разные части земного шара.
Больше тепла приходится на экватор земли, меньше всего на Северный и Южный полюс.

В разные зоны земного шара поступает определенное количество тепла, света, влаги. Эти условия определяют отдельные зоны со своим особенным климатом.

             Что такое природная зона?

Природная зона – территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира.

Названия природных зон соответствует названию преобладающей растительности в этой зоне.

И так, путешествие с севера на юг страны…

  Зона арктических пустынь

На самом севере России, на островах Северного Ледовитого океана находится зона арктических пустынь. Большая часть территории зоны(85%) покрыто ледниками. В средине лета здесь не больше 4-2 градуса тепла, а зимой мороз до -50°С, сильные ветра, туманы. Климат очень суровый.

Почва, растительный мир
Почвы очень слабые, отсутствует плодородный слой, много каменных развалов. На скалах растут только мхи и лишайники. Скудная флора и фауна.

Типичные животные и птицы
В арктической пустыне живут северные олени, белые медведи, а на скалистых берегах океана селятся морские птицы: гагарки, чайки, полярные совы и куропатки. В Северном Ледовитом океане водятся усатые киты, тюлени, моржи, нерпа, белуха.

  Зона тундры

Климат тундры суровый. В этой холодной природной зоне короткое, прохладное лето и суровая длинная зима с сильными ветрами с Северного Ледовитого океана.

Расположение

  • По побережью Ледовитого океана располагается арктическая тундра со скудной растительностью в виде мхов, лишайников,
  • Далее на юг, в средней части зоны лишайниково-моховая тундра с островками мха, лишайников, среди них ягель и много ягод морошки,
  • На юге зоны расположена кустарниковая тундра с более обильной растительностью: кустарниковыми ивами, карликовыми березами, травами и ягодами.

Почва
Тундровые почвы обычно заболочены, бедны гумусом, имеют высокую кислотность.

Растительный мир
По большей части тундра безлесная. Низкорослые растения жмутся к земле, используя ее тепло и прячутся от сильных ветров. Недостаток тепла, сильный ветер, недостаток влаги для корневой системы не дают побегам превратиться в большие деревья.

На юге зоны тундры растут карликовые березы и кустарниковые ивы.

Типичные птицы и животные
Зимой, недостаток кормов для животных восполняют вечнозеленые растениями, зимующие под покровом снега.

На болотах селятся утки, гуси, черные казарки и кулики. По тундре кочуют стада оленей в поисках ягеля – основного корма. Живут в тундре постоянно олени, белые куропатки, совы, вороны.

  Зона лесотундры

В лесотундре более теплое лето и ветра слабее, чем в тундре. Зима холодная, снежная длится более 9 месяцев.

Расположение
Лесотундра — переходная зона от суровой тундры к лесам тайги. Ширина территории лесотундры составляет от 30 до 300 км в разных областях страны. Климат более теплый, чем в тундре.

Почва
Почвы лесотундры мерзлотно — болотные, торфяно — подзолистые. Эти низко плодородные почвы с  низким содержанием гумуса и питательных веществ, с повышенной кислотностью.

Растительный мир
Луга с кустами ивы, травами осоки и хвоща служат хорошим пастбищем для оленей. Из-за сурового климата островки леса очень разреженные. В этих лесах — сибирская ель, лиственницы и березы.

Типичные птицы и животные
Животные лесотундры — белые медведи, волки, песцы.

На озерах и  болотах обитают — гуси, утки, лебеди. Летом в лесотундре множество кровососущих слепней, комаров. Ближе к югу, в лесотундре встречаются белки, лоси, бурые медведи, глухари.

  Зона тайги

Тайга – самая большая природная зона России, южнее ее находится зона лесов, либо лесостепь. Зима здесь достаточно теплая  16-20 градусов мороза, летом 10 — 20 градусов тепла.

Внутри зоны существуют значительны природные различия так, как она расположена в двух климатических поясах — субарктическом и умеренном. С юга на север зоны текут крупные реки Обь, Енисей и Лена.

Почва
Тайга богата болотами, озерами, подземными водами. Количество тепла и влаги достаточно для почвообразования плодородных подзолистых и болотно-подзолистых почв.

Растительный мир
В тайге произрастают хвойные деревья — сосны, ели, пихты, кедр и лиственные деревья: береза, осина, ольха, лиственница. В лесах много лугов, встречаются болота, много ягод и грибов.

Типичные птицы и животные
В тайге много разнообразных животных — соболь, глухарь, рябчик, лось, белка. Широко распространены бурые медведи, росомахи, рыси. В тайге много кровососущих насекомых.

  Зона смешанных и широколиственных лесов

К югу от тайги находится зона лесов. В ней достаточно много тепла и влаги, много полноводных рек, озер, а болот намного меньше, чем в тайге. Лето долгое и теплое (18-20 тепла), зима мягкая. В этой зоне большие запасы древесины, в недрах земли — месторождения полезных ископаемых.

Растительность зоны сильно изменена человеком, большая часть территории используется для земледелия и скотоводства.

Расположение
Зона смешанных и широколиственных лесов находится на Восточно-Европейской равнине и на Дальнем Востоке.

Почвы
Почвы формируются за счет опада под деревьями и насыщенны зольными элементами. Имеют верхний слой плодородного гумуса. Почвы дерново-подзолистые, в южной части — серые лесные.

Растительный мир
В этой зоне разные деревья: в северной части смешанные леса с лиственными и хвойными деревьями: елями, соснами, березами, кленами и осинами. Ближе к югу преобладают широколиственные деревья: дуб, вяз, липа, клен.

В лесах много кустарников: бузина, малина; ягод и грибов; изобилие трав.

Типичные птицы и животные
Наличие корма весь год позволяет животным и большинству птиц жить в лесу. В лесах много разных животных: белки, совы, лесная куница, лоси, бурый медведь, лисы, а из птиц — иволги, дятлы и др.

  Лесостепь

Зона лесостепи входит в состав умеренного климатического пояса. Это переходная зона между зоной лесов и степной зоной, сочетает лесополосы и луга, покрытые травами. Растительный  и животный мир представляют  растения и животные и леса и степей. Чем ближе к югу, тем меньше лесов, тем меньше лесных животных.

  Степь

Юг лесостепи переходит в зону степей. Зона степи расположена на равнинах с травянистой растительностью в умеренном и субтропическом климате. В России зона степей находится на юге у Чёрного моря и в долинах реки Оби.

Почва в степи — плодородный чернозём. Здесь находится много пашней и пастбищ для скота. Климат степей отличается очень сухой погодой, жарким летом, недостатком влаги. Зимы в степи холодные и снежные.

Растительный мир
Растительность — это в основном злаки, растущие пучками, между которыми голая почва. Много разных видов ковыля, который может служить кормом для овец.

Типичные птицы и животные
Летом животные активны преимущественно ночью: тушканчики, суслики, сурки.
Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок. В степи обитают пресмыкающиеся.

  Зона пустыни

Пустыня — зона с равнинной поверхностью, песчаными барханами или глинистыми и каменистыми поверхностями. В России пустыни есть на востоке Калмыкии и на юге Астраханской области.

Растительный мир
В пустыне растут засухоустойчивые маленькие кустарники, многолетники, которые цветут и растут ранней весной, когда есть влага. Некоторые травянистые растения, после того, как засохнут, превращаются в шары из сухих веток, их называют перекати-поле. Ветер гоняет их по пустыне, рассыпая семена.

Типичные птицы и животные
В пустынях обитают — ёжи, суслики, тушканчики, змеи, ящерицы. Из птиц — жаворонки, зуйки, дрофы.

  Зона субтропиков

В России территория субтропиков небольшая – это узкая часть прибрежной суши у Черного моря до гор Кавказа. В этой зоне — тропическое лето, зимы практически нет.

Российские субтропики по климатическим условиям делятся на сухие и влажные. От южного берега Крыма до города Геленджика — сухие субтропики. Лето сухое, и выживают только засухоустойчивые растения: колючая ежевика и шиповник. Здесь растет сосна пицундская, кустарники: можжевельник, алыча.

Дальше по побережью количество осадков летом увеличивается и от Геленджика до границы с Грузией, включая регион Сочи, — это влажные субтропики. Растительный мир очень разнообразный и богатый.

Растительный мир
Горы покрыты густым зелёным ковром деревьев и кустарников. Присутствуют широколиственные деревья — дубы, каштаны бук, примечателен хвойный тис, растут вечнозелёные кустарники: лавр, рододендрон и самшит.

Типичные птицы и животные
В лесах близ Сочи можно встретиm

svetok-v-podarok.ru

Урок окружающего мира на тему «Природные зоны России». 4-й класс

Деятельность учителяДеятельность учащихсяУУД
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
— Прозвенел звонок весёлый,

Предлагает нам урок начать.

Будем путешествовать по знаньям,

Что-то новое мы будем открывать.

Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками.

 Л — интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

Р — организация своего учебного места;

П — осознавать познавательную задачу.

— У нас сегодня урок “открытия” нового знания. А что это значит?— Мы узнаем что-то новое, чего мы ещё не знали.
II. Актуализация опорных знаний
— Изучать новую тему я предлагаю вам, работая в группах. А начнём мы с повторения. (Слайд № 2)Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек.П — понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Р – ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что предстоит узнать.

К — вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Вспомните одни из первых наших уроков и скажите, какую форму имеет наша планета?— Наша планета имеет шарообразную форму.
— В каких движениях участвует Земля?

(Слайд № 3)

— Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца.
— А что известно об оси вращения Земли?— Ось вращения имеет наклон.
— Рассмотрите схему, которая перед вами и попробуйте объяснить, какое влияние оказывает вращение вокруг Солнца на Землю? Обсудите это в группе.

— Верно, происходит смена времён года. Причём, когда в южном полушарии наступает лето, в северном – зима; и наоборот.

Дети обсуждают ответ в группе. Группы дают свои ответы после обсуждения.
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы
(Слайд № 4)

А одинаковые ли условия жизни в разных местах Земли? Одинаковые ли условия в летний период, например в южном полушарии на территории от экватора до южного полюса? Подумайте вместе и обоснуйте свой ответ.

 

Дети ведут обсуждение в группе и высказывают свои предположения.

 
— Оставим ответ на этот вопрос и вернёмся к нему позже. А теперь попробуйте ответить, что такое, по-вашему, “природные зоны”?

— Мнения разделились. Это и будет темой нашего урока: Природные зоны России.

  
Чтобы познакомиться с новой темой, нам надо будет ответить на три вопроса: ЧТО…? ПОЧЕМУ…? КАК…? Попробуйте сформулировать эти вопросы.Вопросы урока:

— Что такое “природные зоны”?

— Почему существуют природные зоны?

— Как изучать природные зоны?

 
IV. Работа над новой темой

1. Пояса освещённости на Земле

— Вы верно определили вопросы, но начать работу я предлагаю, узнав: почему существуют природные зоны? (Слайд № 5)

Вернёмся к вопросу, одинаковы ли условия жизни в разных местах Земли. Вы пробовали его обосновать. Проверим ваши догадки, просмотрев следующий фильм.(http://www.youtube.com/watch?v=GUVcWdF3hSk)

 П — умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

К — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Р — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

— Итак, почему на поверхности Земли разные условия жизни?

— Верно. Распределение солнечной энергии по поверхности нашей планеты привело к образованию поясов освещённости или климатических поясов.

(Слайд № 6)

Посмотрите ещё один фрагмент.

(http://www.youtube.com/watch?v=wospDIa5qi4)

— Поверхность земного шара получает разное количество солнечного света и тепла.
— Как называются эти пояса освещённости, вы найдёте сами в группах. Выполните задание № 2 в тетрадях на печатной основе на стр.43. Для этого рассмотрите материал на странице 105 учебника.

— Проверим вашу работу.

Дети работают в группах.

Группы зачитывают названия поясов и определяют, в каком из них находится территория нашей страны.

(Слайд № 7)

— А как на карте определить, где заканчивается один пояс и начинается другой?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

4 класс окружающий мир .Природные зоны России

Патевская О.А.

Окружающий мир

Дата 12.10.2017 г.

тема. Природные зоны России

Цель

Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли; развивать мышление, память; воспитывать любовь к природе, интересс к изучению предмета «Окружающий мир

Результаты урока

Личностные:

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

  • Формирование желания выполнять учебные действия.

Метапредметные:

  1. Умение контролировать процесс и результаты деятельности;

  2. Овладение вносить необходимые коррективы;

  3. Умение адекватно оценивать свои достижения.

  1. Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами;

  2. Формирование умений обсуждать проблемные вопросы.

Формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог;

  2. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • Сформированность уважительного отношения к России и природным зонам нашей страны;

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы;

  • Освоение пользования планом изучения природной зоны;

  • Развития навыков умения пользоваться картой природных зон России.

Тип урока Открытие новых знаний

Оборудование: поурочные разработки, учебник, рабочая тетрадь, ИКТ, видео движение земли вокруг солнца.

  • Здравствуйте, дорогие ребята!

  • Все готовы к уроку? У всех на месте учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши?

  • Меня зовут Алена Ивановна – я приглашаю вас на урок окружающего мира.

  • Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаемый,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.

Н. Рубцов

Слушают учителя

Словесный метод. Фронтальная форма работы

Личностные:

  • имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

  • понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные:

Коммуникативные:

Актуализация знаний

Раздает тесты.

  • Ребята, я предлагаю начать наш сегодняшний урок, с небольшой проверки ваших знаний о морях, озерах и реках России.

  • Подпишите, пожалуйста, свои тесты и передайте их с последней парты.

Выполняют тест.

  1. Самое большое по площади озеро России:

а) Онежское

б) Байкал

в) Каспийское

  1. Река, впадающая в Каспийское море:

а) Дон

б) Волга

в) Кама

  1. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном:

а) Енисей

б) Обь

в) Лена

  1. Самая длинная река России:

а) Волга

б) Лена

в) Обь

  1. Моря Атлантического океана на территории России:

а) Японское

б) Балтийское

в) Черное

  1. Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога-матушка?

а) Аральское и Каспийское море

б) Ладожское и Онежское озера

в) Черное и Азовское моря

  1. В Списке Всемирного наследия:

а) Белое море

б) озеро Байкал

в) река Енисей

Подписывают листочки с тестами и сдают.

Практический метод. Индивидуальная форма работы

Познавательные:

  • формирование умения ориентироваться в своей системе знаний;

  • формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Регулятивные:

Целеполагание

  • Однажды, в мире появилась страна, у которой очень богатая природа. Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Черного моря и от Балтийского моря до Тихого океана.

  • Как вы думаете, что это за страна?

  • Мы с вами все россияне. Давайте сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами!

Предлагает рассмотреть карту природных зон.

  • Что обозначают зоны на этой карте?

  • Почему эти территории объединили в зоны?

  • Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке?

  • Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

  • Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

  • Что мы будем делать для достижения этой цели?

Слушают учителя. Анализируют информацию.

Рассматривают карту природных зон.

Предположения детей.

  • Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны.

  • Природные зоны России

  • Познакомиться с природными зонами России.

  • Работать с учебником, с картой, с рабочей тетрадью, слушать учителя, выполнять различные задания.

Словесный метод. Фронтальная форма работы

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Открытие новых знаний

Демонстрирует – движение Земли вокруг солнца.

  • Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла.

  • Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара падают прямо, а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные участки поверхности Земли, отличающиеся природными условиями, растительным и животным миром называются природные зоны.

  • На территории России расположено несколько природных зон. Чтобы с ними познакомиться, мы отправимся в путешествие из северных районов нашей страны в южные.

  • Предлагаю совместными усилиями определить, какие природные зоны существуют в России. Для этого в группе из данных букв составьте слово.

Раздает конверты с буквами. Готовность проверяет по поднятой руке.

  • 1 группа скажите, пожалуйста, какое слово вы составили?

  • Верно, есть такая природная зона, которая называется зоной арктических пустынь.

Показывает слайд с фото.

  • Найдите, пожалуйста, на карте природных зон России (учебник с. 72 – 73), зону арктических пустынь И так на каждое составленное группами слово.

Внимательно смотрят на схему движение Земли вокруг солнца. Слушают учителя. Анализируют полученные знания.

Работа в группах. Составляют слова из букв (арктика, тундра, тайга, лес, степь, пустыня).

Смотрят слайд

Словесный и наглядный методы. Фронтальная и групповая форма работы

Коммуникативные:

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • формулировать своё мнение и позицию.

Познавательные:

Релаксация (Физкультминутка)

Закрепление материала

  • Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на с. 74 – 75, прочитайте текст «С севера на юг». И ответьте мне на вопрос, что же нового вы узнали в этой статье?

  • Верно. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса – высокогорными лугами, а еще выше расположен пояс льдов и снегов.

Демонстрирует на карте природных зон России

Читают текст в учебнике

Практический и словесный метод. Фронтальная и индивидуальная форма работы

Познавательные:

  • формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Итог урока

  • Итак, давайте подведем итог нашего сегодняшнего занятия.

  • Что такое природные зоны?

  • Природные зоны – это крупные участки поверхности Земли, отличающиеся природными условиями, растительным и животным миром.

  • Основными природными зонами являются: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики.

  • Причиною смены природных зон, является неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли.

  • Это явление называется высотной поясностью. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой.

Словесный метод. Фронтальная форма работы

Регулятивные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Рефлексия

Домашнее задание

infourok.ru

Урок № 13 «Природные зоны России», ФГОС

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать еȅ с физической картой России. Определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно – следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон, работать с схемой освещенности Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать план изучения природной зоны, причины смены природных зон с севера на юг, высотную поясность.

Уметь определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – ставить и формулировать проблемы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своȅ предположение.

К. – формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Природные зоны: арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; суб­тропики.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, какие природные зоны есть в России, познакомимся с картой природных зон. Научим­ся объяснять, почему происходит смена природ­ных зон в нашей стране.

Вспомни, что ты уже знаешь о разнообразии природы России.

Изучение нового материала

 Природные зоны России

На территории России расположено несколько природных зон. Чтобы с ними познакомиться, мы отправимся в путешествие из северных районов нашей страны в южные. Мы проследим, как будет меняться картина природы, и подума­ем, почему это происходит.

1.Познакомьтесь с картой природных зон Рос­сии (с. 72—73). Сравните её с физической кар­той нашей страны. Что обозначают разные цвета на карте природных зон?

2.Определите по карте, какие природные зо­ны есть в России.

3.Выскажите предположение, почему происхо­дит смена природных зон. Проверьте себя по тексту учебника.

4.Познакомься с планом изучения природной зоны. Этим планом мы будем пользоваться на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных зон.

План изучения природной зоны

1.Название, изображение на карте

2.Особенности природы (условия неживой при­роды, живые существа, взаимосвязи в природе).

3.Использование природы данной зоны чело­веком.

4. Экологические проблемы и охрана природы

КАРТА ПРИРОДНЫХ ЗОН

С СЕВЕРА НА ЮГ

В направлении с севера на юг в нашей стране сменяется несколько природных зон: арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; суб­тропики. Причём это только основные зоны. Природа меняется постепенно. Поэтому между основными природными зонами есть промежу­точные: между тундрой и лесами — лесотундра; между лесами и степями — лесостепь; между степями и пустынями — полупустыни.

Почему же происходит смена природных зон? Причина в неравномерном нагревании Солнцем разных участков Земли. Рассмотрите схему. На ней видно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Зем­лю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к посте­пенному

изменению всей картины природы

Смена природных зон с севера на юг просле­живается на равнинах, а в горах природа из­меняется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются леса­ми, леса — высокогорными лугами, а ещё выше расположен пояс льдов и снегов

Проверь себя

Перечисли основные природные зоны Рос­сии. 2. Почему происходит смена природных зон? 3. Почему горные области на карте при­родных зон обозначены отдельно?

    Вывод

    В направлении с севера на юг в нашей стране сменяют друг друга несколько природных зон. Их смена объясняется неравномерным нагреванием поверхности Земли солнечными лучами. В горах картина природы меняется с высотой.

    Задание для домашней работы

    Приготовься рассказать о России по карте природных зон.

    Природные зоны России -1

     

     

     

    Природные зоны России -2

     

     

     

    Природные зоны

     

     

     

    Природные зоны Земли -1

     

     

     

    Природные зоны Евразии

     

     

     

    Природные зоны широтная зональность и высотная поясность

    Источники информации:

     ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

    Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

    Хостинг презентаций окружающий мир

    — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *