cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Примеры синквейна – Синквейны. Составление синквейна с примерами.

Составление синквейна с примерами :: SYL.ru

Синквейн – это стих без рифмы, который состоит из пяти строк. Каждая из них создается в соответствии с определенными ограничениями. Синквейн возник в начале двадцатого века под влиянием классической японской поэзии хокку (хайку) и танка. Создание синквейна включено в воспитательные и образовательные методики огромного числа преподавателей по всему земному шару. В этой статье предлагается рассмотреть основные принципы составления синквейна с примерами на разные темы.

Зачем нужно сочинять синквейны?

Написание такого стихотворения – достаточно сложная задача, требующая неоспоримых причин, чтобы включить его в образовательную программу и использовать в обучении детей и совершенствовании мастерства творческих людей. И такие причины действительно существуют.

  • Во-первых, написание требует от поэта большого словарного запаса и умения «играть со словом» для выражения своих идей и мыслей в форме, ограниченной жесткими правилами.
  • Во-вторых, какой бы ни была тема произведения, автору придется изучить ее в полной мере и с разных сторон, чтобы сделать свое произведение полным и глубоким. Поэтому для любого материала такое стихотворение может служить формой изучения и запоминания.
  • В-третьих, подобного рода творчество развивает в учениках начальной школы умение и желание познавать окружающий мир, описывать его и давать оценку происходящему.
  • В-четвертых, совместное создание синквейна (в парах или группах) способствует генерированию новых, уникальных идей и неожиданных решений.
  • В-пятых, работа над стихотворением требует воображения и развивает фантазию.
  • В-шестых, подобная практика на уроках способствует выявлению индивидуальных качеств учеников, полезных для формирования максимально эффективного подхода к преподаванию.

Помимо перечисленных, любой может открыть для себя и другие преимущества написания синквейнов, но только после собственных «проб пера».

Структура классического синквейна

Существует множество вариантов синквейна: от классического (т. н. традиционного) пятистрочного стихотворения до более оригинально оформленных «бабочек» и «зеркал». В данной статье приведена классическая структура, рассмотренная на примере стихотворения о щенке. Выглядит она следующим образом:

Строка синквейна

Грамматический смысл

Фактический смысл

Количество слогов

1

Щенок

Одно существительное или (реже) местоимение

Предмет или явление, о котором пойдет речь

Два слога

2

Милый, добрый

Два прилагательных (какой?) или причастия (что делающий?)

Две характеристики явления или предмета, названного в первой строке

Четыре слога

3

Лает, любит, растет

Три глагола (что делает?)

Действия предмета или явления, либо (реже) действия, производимые над ним

Шесть слогов

4

Дарит людям смех и радость

Одно предложение из четырех слов, не считая служебные части речи (предлоги, союзы, частицы)

Раскрытие сути предмета или явления, выражение авторского отношения к нему

Восемь слогов

5

Твой друг

Одно слово или словосочетание

Синоним слова из первой строки, ассоциация, пояснение или слово, выражающее отношение автора к нему

Два слога

Из-за ряда языковых особенностей правилом точного подсчета количества слогов часто приходится пренебрегать. Количество слов в четвертой строке также может варьироваться. На практике людям разных возрастов и профессий или преподавателям разных предметов можно менять, дополнять и расширять ограничения и правила написания синквейна по своему вкусу.

Другие виды синквейнов

Как и любое другое искусство, стихосложение на протяжении всего своего существования претерпевало множество изменений. Сложная силлабическая структура (количество слогов в строках) синквейна привела к тому, что в различных литературных направлениях возникли его вариации, значительно отличающиеся от оригинальной концепции.

  • Обратный синквейн представляет собой инверсию классического. Вместо привычной последовательности слогов «2, 4, 6, 8, 2» возникает обратная — «2, 8, 6, 4, 2».
  • Зеркальный синквейн состоит из двух стихотворений длиной в пять строк. Причем каждое стихотворение представляет собой самостоятельный синквейн: первое — классический или традиционный, а второе — обратный. Они объединены общей темой, заключенной в первой и последней строках.
  • Синквейн-бабочка — форма стихосложения, практически идентичная предыдущей. Последовательность слогов зеркального синквейна можно записать как «2, 4, 6, 8, 2, 2, 8, 6, 4, 2». В случае с бабочкой стихотворение сокращается до девяти строк — исключается пятая или шестая строка в предыдущем варианте. Получается последовательность «2, 4, 6, 8, 2, 8, 6, 4, 2».
  • Корона синквейнов — стихотворение из двадцати пяти строк или пяти классических синквейнов. Применений у такой формы стихосложения огромное множество. Так, можно рассматривать менее конкретные и более общие темы подробно, обращаться к различным их аспектам, со всей полнотой подходить к вопросу раскрытия темы. Более длинное стихотворение, как следствие увеличения количества слов-характеристик, становится более информативным, ценным с точки зрения смысловой нагрузки.
  • Гирлянда синквейнов — почти то же, что и корона, но из тридцати строк, где двадцать шестая соответствует первой, двадцать седьмая — второй, двадцать восьмая — третьей, и так далее.

Использовать разные вариации синквейнов в дидактической деятельности вовсе не обязательно, поскольку детям обычно вполне хватает классического. А вот для расширения кругозора и поиска предела собственным возможностям вполне можно попробовать себя в составлении всех этих вариантов. Если кто-то из читателей решил заняться созданием таких стихотворений на серьезном уровне, знакомство с разными формами позволит найти собственный стиль.

Русский язык и литература

Это, наверное, самый популярный урок, на котором практикуется написание нерифмованных пятистрочных стихотворений. Связано это, скорее всего, с тем, что именно этот предмет ставит своей наивысшей целью развитие в учениках умения выражать свои мысли, используя все богатство родного языка.

Прежде чем приступить к созданию собственных, рекомендуется хорошо познакомиться с примерами синквейнов по русскому языку. Составить как нечто подобное, так и что-либо совершенно особенное после этого не составит труда. Так, можно в стихотворной форме давать характеристику известным личностям из мира литературы:

Владимир Маяковский.

Эпатажный, футуристический.

Любил, писал, рисовал.

Вошел в историю как поэт-революционер.

Лесенка.

Такой подход к изучению авторов может заинтересовать даже самых безразличных к чтению детей и подростков. Кроме того, примеры синквейнов по литературе послужат прочной мотивацией для учеников. Они побудят их прочесть и внимательно изучить произведение.

Так выглядит пример синквейна на тему «Преступление и наказание»:

Раскольников.

Бедный, запутавшийся.

Убивает, рассуждает, раскаивается.

Тварь дрожащая или право имеет?

Студент.

Таким образом, кроме прочего, можно проверить учеников на умение давать характеристику и оценку персонажам и анализировать их критически.

Обществознание

Наука о жизни в социуме буквально требует воспитания в учениках умения выражать личностную позицию, укладываясь в отведенные для этого формы и рамки. Поэтому синквейн станет отличным инструментом для усваивания материала. Так выглядит пример синквейна на тему «общество»:

Общество.

Толерантное, демократическое.

Создает, защищает, координирует.

В обществе существуют определенные нормы.

Социум.

Конкретно. Лаконично. Точно. Примеры синквейнов по обществознанию в данном случае следует поощрять в первую очередь не за богатый словарный запас, а за знания по искомой теме.

Математика

«Королева» точных наук требует запоминания огромного количества формул, теорем и аксиом. Несмотря на это, как ни парадоксально, лучший подход к усвоению – творческий. Через задание на тренировку фантазии ученики могут взглянуть на определенный аспект по-новому, изменить свое отношение к нему и отнестись к уроку с большим энтузиазмом.

Теорема Виета.

Простая, неполное (квадратное уравнение).

Складывает, перемножает, приравнивает.

Служит для решения квадратных уравнений.

Дискриминант.

Вот так на первый взгляд всегда кажется: серьезный и скучный предмет математика. Примеры синквейнов, однако, доказывают совершенно обратное. Поэтому почему бы попробовать себя в новом направлении?

Учеников начальной школы примерами синквейнов и их составлением также можно увлечь:

Цифры.

Полезные, разные.

Считаем, складываем, вычитаем.

Цифры обозначают количество предметов.

Друзья.

А для более взрослых людей созданное ими самими произведение может стать лучшим алгоритмом для запоминания сложных тем:

Метод Саррюса.

Простой, удобный.

Дописываем, перемножаем, складываем.

Служит для нахождения детерминанта.

Матрица.

Фокусироваться в данном случае стоит на понимании понятия и способности объяснить его своими словами.

Биология

Примеры синквейнов по биологии обычно очень забавляют и вдохновляют учащихся классов, в которых только начинается знакомство с животным миром.

Кот.

Млекопитающее, всеядное.

Ловит (мышей), спит, заботится (о потомстве).

Существуют породы диких котов.

Охотник.

Как и в случае с математикой, некоторые старшие ребята тоже находят в нерифмованных стихах свою прелесть.

Эритроциты.

Красные, двояковогнутые.

«Рождаются» в костном мозге, транспортируют кислород, «погибают» в печени.

Эритроциты жизненно необходимы человеку.

Тельца.

Физика и астрономия

Этот предмет не так популярен в качестве плацдарма для творческих изысканий, однако и здесь можно найти интереснейшие произведения.

Заряд.

Положительный, отрицательный.

Притягивается, отталкивается, делится.

Зависит от количества электронов.

Величина.

Или такой вариант:

Луч.

Прямой, проходящий.

Отражается, преломляется, изменяет направление.

Подчиняется законам отражения и преломления.

Свет.

География

Страны и географические объекты часто становятся объектами стихотворных потуг начинающих сочинителей.

Китай.

Крупный, портовый.

Экспортирует, добывает, развивается.

Китай – лидер черной металлургии.

Держава.

Или такое стихотворение:

Амазонка.

Полноводная, опасная.

Течет, впадает, кормит.

Рекордсмен по площади гидрографической сети.

Река.

История

Несмотря на то что история не относится к точным наукам, ее редко сопоставляют с творчеством. Однако примеры синквейнов на исторические темы заставляют убедиться, что подобное отношение ошибочно и требует переосмысления.

Отто фон Бисмарк.

Талантливый, терпеливый.

Победил, завоевал, укрепил.

Прусский генерал, создавший империю.

Германия.

Иностранный язык

Достаточно необычный повод проявить свои творческие способности, так как сочинить стихотворение, пусть даже и без рифмы, на языке, не являющемся родным, невероятно сложно. Тем не менее, если кто-то из читателей решится это сделать, синквейн непременно окажется одной из наиболее удобных, полезных и эффективных форм стихосложения. По сравнению с другими, у него есть целый ряд преимуществ:

  1. Возможность обогатить словарный запас. Для выражения своих мыслей непременно придется заглянуть в словарь, а это уже превосходный акт саморазвития.
  2. Языковая практика. Как известно, ее не бывает много.
  3. Отсутствие рифмы и гибкая силлабическая структура. Единственную сложность составит именно выбор слов и словосочетаний, то есть то, чему и нужно уделять внимание при изучении иностранного языка.
  4. Возможность взглянуть на вещи по-новому. Объясняя привычные понятия непривычными (иностранными) словами, человек всегда открывает для себя новые горизонты. Любой почувствует это, лишь начав составлять синквейн.
  5. Возможность обмена знаниями посредством стихосложения. Например, говоря об одном и том же предмете или явлении, разные люди отметят разные его характерные черты, действия, синонимы или ассоциации. Обмен ими позволит не только выучить новые понятия, но и изменить свое отношение к некоторым вещам в лучшую сторону.

Еще немного красивых синквейнов

Несмотря на то что эта форма стихосложения быстро обрела популярность среди преподавателей и воспитателей, изначально она создавалась с целью эстетической. И сейчас многие ценители оригинальных литературных решений могут найти в ней исключительное удовольствие. Например, рассуждая на философские темы:

Жизнь.

Иллюзорная, проходящая.

Идет, удивляет, нравится.

В ней главное счастье человека.

Фантазия.

И не только. Внутри этой литературной формы действуют лишь ограничения авторской фантазии. Очень часто встречаются различные вариации, тем или иным образом ссылающиеся на так называемых «предков» формы – японские хокку и танка. Поэтому очень популярны мотивы единения человека с природой и культа самой природы.

Солнце.

Жаркое, далекое.

Всходит, заходит, скалится.

Греет, как улыбка любимого.

Сердце.

Подводя итоги

Синквейн – уникальная стихотворная форма, характеризующаяся одновременно жесткостью рамок и гибкостью изложения мысли. Ее можно использовать в воспитательных или образовательных целях, как методику для запоминания, привлечения внимания. Она может способствовать вовлечению ученика в критический анализ материала, развить его творческий потенциал и умение давать оценку окружающему миру. Синквейн также может стать отдушиной для творческого человека. Если, например, душа просит поэзии, а голова не дружит с рифмой, эти необычные стихотворения могут стать идеальным решением. Если вы изучаете иностранный язык, описанный способ стихосложения может помочь в обогащении словарного запаса. Кроме того, синквейн может служить методикой для запоминания информации. Некоторые люди намного лучше запоминают собственные формулировки изучаемого, чем те, что находят в учебниках или в интернете.

www.syl.ru

Как составить синквейн: пример и алгоритм

Не знаете, что такое синквейн? Тогда прочитайте краткое описание нового методического приема, к которому прибегают учителя, узнайте самое главное о его особенностях. Изучите, как составить синквейн, и научите этому ребенка. Это увлекательное и полезное задание помогает развивать креативность и наблюдательность детей, расширяет их словарный запас.

Фото: parents.ru

Что такое синквейн и как его составить

Ребенок заявляет, что ему нужно составить синквейн, а вы не знаете, что это такое? Не теряйтесь. Простые объяснения и описания помогут не только разобраться, что такое синквейн, но и помогут освоить технологию их составления.

Современный образовательный процесс нацелен на то, чтобы развить у ребенка внимательность, ассоциативное мышление, умение обобщать и делать выводы. Особое значение приобретает стимуляция творческого потенциала детей. Синквейн — это относительно новый прием, который помогает достичь этих целей.

В чем же его суть? Синквейн сродни японскому хайку. Это нерифмованное вольное стихотворение, которое состоит из пяти строк. Построение синквейна четко регламентировано: каждая строка имеет свое предназначение и форму выражения.

Фото: en.ppt-online.org

Хотите знать, как сделать синквейн? Чтобы удачно справиться с заданием, запомните простой алгоритм составления текстов такого рода:

  • Выразите в первой строке тему — укажите объект или лицо, о которых идет речь. Для этого используйте существительное.
  • Опишите предмет во второй строке: назовите два главных свойства описываемого предмета или человека. Сделайте это с помощью прилагательных.
  • Укажите в третьей строке три главных действия, которые выполняет объект или которые можно совершить с ним. Глаголы в этом случае лучшие помощники.
  • Сформулируйте в четвертой строке, в чем уникальное предназначение описываемого предмета или лица. Эту цель достигнете, построив предложение.
  • Резюмируйте сказанное выше в пятой строке — раскройте сущность описываемого предмета (укажите видовую принадлежность).

Фото: multiurok.ru

Составление синквейнов — творческое и интересное задание, которым лучше всего завершать изучение какой-то темы или исследование какого-то предмета, явления. Дети не просто систематизируют все, что услышали, а проводят аналогии, стараются выделить самое главное. При этом развивается устная и письменная речь, школьники узнают новые значения слов, учатся строить синонимические ряды.

Синквейн можно составить на любую тему: географические открытия, континенты, животные и растения, математические понятия, искусство. С их помощью можно описать предметы быта и пр. Это интересное и увлекательное занятие, которое дети воспринимают на ура. Родителям остается только освоить азы синквейна, чтобы составить компанию своим чадам и показать им пример.

Читайте также: Ментальная арифметика: что это такое

Синквейн: примеры

Хотите научиться составлять синквейн? Примеры таких произведений — наглядное пособие и ориентир в выполнении задания. Просмотрите их и определитесь с основными параметрами синквейна и тем, как их реализовать:

Весна. Теплая, яркая, внезапная Пришла, пробудила, оживила Вдохнула жизнь в природу. Время года.

Фото: infourok.ru

Яблоко. Красное, сочное. Сорвали, помыли, съели. Много железа получили. Фрукт.
Тюльпан. Ранний, яркий, свежий. Всходит, зеленеет, цветет. Лучший подарок весны. Цветок.

Фото: infourok.ru

Математика. Точная, важная, обязательная. Учит, развивает, считает. Составляет основу точных знаний. Школьный предмет.

Фото: infourok.ru

Друг. Настоящий, верный, отзывчивый. Услышит, поддержит, поможет. Всегда будет рядом в беде. Верность.

Попробуйте составить несколько собственных вариантов синквейна на любую тему. Например, предложите ребенку написать стихотворение в подарок маме, бабушке или папе, описать природные явления (дождь, солнце) или диких животных (льва, лисицу, ослика). Потренируйтесь вместе с ребенком и убедитесь, насколько увлекательно это занятие.

Читайте также: Как быстро выучить стих наизусть

www.nur.kz

Шпаргалка: План составления синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Может, тебе понятней будет эта схема:


1-я строчка — одно существительное (обычно заголовок)
2-я строчка — два прилагательных (описание темы)
3-я строчка — три глагола ( действие, относящееся к теме)
4-я строчка — 4-5 слов-предложение (показывает отношение автора (тебя) к теме)
5-я строчка — одно существительное — ассоциация, которая повторяет суть темы (синоним существительному в первой строке)

О музыке

1-я строчка  —  название

2-я строчка — охарактеризовать произведение с помощью двух прилагательных
3-я строчка — двумя глаголами дополнить характеристику музыки
4-я строчка — одним предложением (4-5 слов) выразить собственное отношение к музыке
5-я строчка — слово-заключение — ассоциация с первым существительным


как вариант
  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее 
    суть
     предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например определение или дополнение.

Или так

А может, этот вариант будет понятней



Примеры синквейнов:


Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.



 

podckazka.blogspot.com

Правила написания синквейна

Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.

Что такое синквейн?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна

первая строка —  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка —  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка —  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка —  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка —  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Использование синквейнов в школе

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

— знает содержание учебного материала темы;

— умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

— умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примеры синквейнов

Синквейн на тему «НОВЫЙ ГОД».

1.    НОВЫЙ ГОД.

2.    РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

3.    ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.    Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

5.    ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

Синквейн на тему «Витамин».

1.    Вещество

2.    Полезное, необходимое

3.    Поглощать, принимать, употреблять

4.    Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

5.    Польза для здоровья

 

Что такое даймонд?

Даймонд  – состоит из 7 строк.

Алгоритм написания даймонда:  Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Пример даймонда

Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращают в Мальчика с пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

Что такое диаманта?

Диаманта  — это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

Обломов

Ленивый, добрый,

Лежащий, мечтающий, умирающий.

Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

Работающий, решающий, живущий,

Настойчивый, расчетливый

Штольц.

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Что такое хайку(хокку)?

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Примеры хайку

Снегирь

Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Что такое штрихи?

Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это  штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:

Молодость,

Зажигательная, весёлая,

Восхитительная, влюблённая, пламенная.

Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.

Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
 

Чувства,

Искренние, противоречивые,

Чарующие, манящие, дурманящие.

Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,

Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.

Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.

 

Ручей,

Свежий, прохладный,

Звенящий, пробуждающий, зовущий.

Бежит, поёт, журчит, течёт,

Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.

Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Синквейн на уроке литературы

Разделы: Литература


“Не мыслям надобно учить, амыслить”

И.Кант.

Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать на уроках вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали художественное произведение? Как говорил А.С.Пушкин, “только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство”.

На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые, безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое.

Когда в очередной раз меня направили на курсы повышения квалификации, я не ждала ничего особенного. Но уже на первом занятии поняла, как глубоко я ошибалась.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (так назывались курсы) прочно вошла в мою педагогическую практику. Я поняла, что это то, что мне нужно.

Сразу же после окончания курсов я начала применять эту технологию. Интерес школьников к моему предмету стал намного выше.

Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии развития критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся.

Почти все, о чем говорилось на курсах, подтверждалось у меня на уроках. Но не подумайте, что реклама данной технологии является целью моей статьи. Эта технология универсальна. Она применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.

Более подробно я хочу рассказать о приеме, который нравится и мне, и моим ученикам больше всего. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на “5”.

Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный способ проверить знания.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…(в приложении (Приложение 1) дан урок с использованием синквейна). Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Я предлагаю примеры синквейнов, написанных учащимися моих классов:

Ася (И.С. Тургенева “Ася”)

  • Скромная, беззащитная
  • Любила, страдала, сбежала
  • Готова пойти на все ради любимого человека.
  • Загадочная.

Лохова Н., ученица 9-го “Б” класса

Господин Н. (И.С. Тургенева “Ася”)

  • Неискренний, холодный
  • Не понял, не успел, полюбил
  • Он расточал “люблю” на ветер, он твердил его среди пустых людей, но он не сказал его ей
  • Безумец

Синявская А., ученица 9-го “Б” класса

Заяц (М.Е. Салтыков-Щедрин “Самоотверженный заяц”)

  • Самоотверженный, честный
  • Прощался, добивался, не предавал
  • Не предал своего друга
  • Герой

Якжин Б., ученик 7-го “Б” класса

Маша (А.С. Пушкин “Дубровский”)

  • Умная, красивая
  • Любит, прощает, страдает
  • Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе.
  • Красота

Зубкова А., ученица 6-го класса

Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”)

  • Храбрый, честный
  • Защищает, мстит, любит
  • Владимир никогда не сдается
  • Благородство

Шумилова С., ученица 6-го класса

Грей (А.С. Грин “Алые паруса”)

  • Добрый, благородный
  • Сбегает, путешествует, влюбляется
  • Был счастлив, сотворив чудо своими руками
  • Герой

Щигарева К., ученица 8-го класса

А вот, что думают мои учащиеся по поводу работы с синквейном:

“Благодаря синквейну, мы можем понять, плохо или хорошо мы узнали того или иного героя”.

Демченко Даша, ученица 9-го класса

“Синквейн – интересный и простой способ описать кого-либо. Мне он нравится, потому что нужно мало писать, а больше думать”.

Зимина Катя, ученица 9-го класса

Иногда синквейн становится частью большой творческой работы учащихся.

“Творческие работы развивают мышление, фантазию, и, по-моему, это просто интересно. Не все можно выразить словами, и тогда помогают цветные карандаши”.

Засмолина Катя, ученица 9-го класса

“Творческие работы помогают выразить свое отношение к произведению”.

Щигарева Ксения, ученица 9-го класса

В приложении я привожу лишь одну детскую работу (Приложение 2). Я не могу сказать, что она лучшая. Лучших нет! Все работы уникальны и интересны. Я стараюсь относиться к высказываниям ребят безоценочно (как требует технология), хотя иногда и не получается. Работа в этой технологии полезна не только моим ученикам, но и мне самой.

Синквейн

Образный, точный

Обобщает, развивает, обучает

“Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”

Творчество

Как сказал Ли Цзи: “Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение”.

19.01.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое синквейн? Как делать синквейн по литературе

Вашему ребенку в школе задали на дом составить синквейн, а вы не знаете, что это такое? Предлагаем вместе разобраться в том, что такое синквейн, для чего он используется и как составляется? В чем его польза для школьников и учителей? После чего мы вместе сможет самостоятельно написать небольшой стих на любую, понравившуюся нам тему.

Что такое синквейн

Небольшое стихотворение, состоящее всего лишь из 5 строк, без четкой рифмы означает слово синквейн. Впервые этот термин использовала американская поэтесса Аделаида Крэпси 100 лет назад. Изучая японскую литературу, она так вдохновилась их хайку, что решила создать новую стихотворную форму, которая состоит из 5 строк, каждая из которых содержит определенное количество слогов. Согласно ее теории, традиционный синквейн должен состоять всего лишь из 22 слогов: 2 из которых в первой строке, 4 во второй, 6 – в третьей, 8 – в четвертой и 2 – в пятой.

Впервые данный вид литературы начали применять на практике в американских школах. Это, так называемый, дидактический синкейн. От других видов синквейнов, он отличается тем, что не требует точного подсчета используемых в каждой строчке слогов. В его основе лежит смысловая нагрузка каждой отдельно взятой строки.

Дидактический, или как его еще называют, классический синквейн, строится по следующему принципу:

  • Первая строка состоит всего лишь из одного слова. Это может быть имя существительное или местоимение. Оно должно обозначать тему произведения.
  • Вторая строка. Используется для описания свойств основной темы. Это могут быть 2 причастия или имени прилагательных.
  • Третья – повествует о действиях темы. Для этого используют 3 деепричастия или глагола.
  • Четвертая – самая длинная и состоит из 4 слов. Здесь автору нужно высказать свое личное мнение, относительно темы стиха.
  • Пятая – состоит всего лишь из 1 слова, которое может относиться к любой части речи. Это некое резюме текста, которое раскрывает суть темы.

Такое нерифмованное краткое стихотворение может затрагивать любую тему. Еще одна особенность дидактического синквейна состоит в том, что автору разрешено отступать от основных правил. К примеру, для написания главной мысли или резюме допускается использование словосочетания или целой фразы из нескольких (3-5) слов. Для описания действия можно использовать составное сказуемое.

Как писать синквейн

Многим школьникам пришлось по душе такое занятие. Ведь для написания подобного стиха им не нужно иметь талант или особые навыки. Достаточно просто освоить форму синквейна и, что называется «прочувствовать его изнутри».

Инструкция по написанию

Для начала, автору лучше выбрать какую-нибудь легкую и понятную ему тему. К примеру, потренируйтесь самостоятельно сделать синквейн на тему «Мыло».

  1. Первая строка будет «Мыло».
  2. Какое бывает мыло в двух словах? Подберите любые два прилагательных, которые первыми пришли вам в голову. Это может быть общее понятие (душистое, пенное и т.д.) или же автору придет в голову образ мыла, которым пользуется лично он (фруктовое, жидкое и т.д.). Допустим, у вас получилось «желтое, душистое».
  3. Здесь необходимо подобрать 3 действия. Ребенку нужно объяснить, что имеется в виду не конкретное действие, на которое способен предмет, но и то, каким образом на него могут воздействовать другие. К примеру, мыло может не только пениться в руках или пахнуть, оно способно вызвать слезы при попадании в глаза, выскользнуть и упасть на пол. Кроме того, им можно мыться. К примеру, вы выбрали такие 3 глагола «чистит, пахнет, пузыриться».
  4. Теперь автору предстоит высказать свое мнение о предмете. Здесь подразумеваются не только чувства и эмоции, которые вы можете испытывать при мысли об этом предмете. Возможно, это ассоциации, что-то из личной жизни, связанное с предметом и т.д. К примеру, вы вспомнили, как в детстве вас мама заставляла мыть руки перед обедом или поскользнувшись на нем упали. А возможно, вы варите его дома самостоятельно. Теперь осталось втиснуть все эти воспоминания в 3-5 слов. К примеру: «моет руки перед едой» и т.д.
  5. Резюме должно состоять из 1, максимум 2 слов. Для этого, еще раз внимательно прочитайте то, что вам удалось написать, и опишите, появившийся перед вами образ одним словом. Если сделать это не получилось, ответьте на вопрос – для чего был изобретен данный предмет? Какова его роль в нашей жизни? Какое свойство предмета можно считать главным? Так же, обратите внимание на то, что резюме должно быть связано с предыдущей строчкой. Следовательно, если вы писали о мытье рук, то целесообразно, в заключении будет сказать о чистоте или гигиене.

Получившийся результат

Теперь прочитайте свой результат:

Мыло.

Желтое, душистое.

 Чистит, пахнет, пузыриться.

Моет руки перед едой.

Чистота.

Таким образом, потренировавшись на чем-то простом, можно переходить к более серьезным вещам. Примеры могут быть любыми, достаточно выбрать тему из того, что нас окружает.

Теперь стало понятно, как делать синквейн по литературе, истории или любому другому школьному предмету. Для детей, это может стать некой «творческой паузой». А учитель сможет на основе составленного учеником стиха, определить степень его понимания той или иной темы.

Видео инструкция

topkin.ru

Составление синквейнов

Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное Бюджетное  Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья  школа
 Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
                                                    Составление синквейнов
Цель
Ознакомление с синквейном, как одним из способов увлечённости предметом  и  проверки усвоенного  материала на уроке.
Задачи
Научить приёмам и правилам составления синквейнов.
Показать многообразие вариантов составления синквейнов

СИНКВЕЙН- это стихотворная форма изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях.
СИНКВЕЙН, представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж». 
Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. 
Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам.
 Шаг 1. 
Познакомимся с понятием синквейн в Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
Шаг 2.
Для уроков нам нужент дидактический синквейн.
Пример дидактичекого синквейна.



Шаг 3.
Цели синквейна на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие активности и самостоятельности.
Формирование познавательного интереса.
Развитие эмоциональной увлеченности предметом.
Обогащение словарного аппарата.

Создание ситуации успеха.
Шаг 4. 
А теперь попробуем составить синквейн на любую музыкальную тему.  
Для основной темы возьмём слово- музыка.
Шаг 5. 

Варианты прилагательных- страстная, увлекательная, нежная, мужественная.
выберем- нежная, увлекательная.
Шаг6. 
Глаголы, обозначаюшие дествие. Например, рождается ,слышится, зовёт ,манит, развивается.
Выберем-  рождается, манит, зовёт

Шаг.7 
Коротрок предложение. 
Варианты- музыка западает в душу , музыка и поэзия неразделимы , музыка — главное достижение человечества.
Выберем- 3 предложение.
Шаг 8. 
Синоним ключевого слова.- искусство, вечность, вдохновение. композиция.
Выберем- вечность
Шаг 9.
Вот, что у нас получилось.

Музыка
нежная, увлекательная
рождается ,манит, зовёт
музыка-главное достижение человечества

вечность.
Шаг 10.
Рассмотрим некоторые варианты синквейнов по некоторым  учебным предметам в картинках. 






Шаг 11.
Примеры с других уроков. 
.Математика.
.познавательная, великая.
 считать ,думать, мыслить
математика-царица наук

арифметика.

Галогены
 Простые, сильные
Образуют, проявляют, реагируют
Рождающие соли
 Элементы.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.

Биология
естественная, описательная
классифицирует, описывает, рассматривает
изучает все аспекты жизни
наука 

физическая культура
лечебная, адаптивная
формирует, развивает, укрепляет
направленна на сохранение и укрепление здоровья
спорт

Рельеф
Горный, равнинный
Формируется, преобразуется, влияет
Совокупность неровностей
 поверхность

Литература
древняя, познавательная
даёт знания, помогает, учит
многие любят этот предмет
Знание

По английском языку
http://www.openclass.ru/node/359228

Синквейны по искусству
http://www.openclass.ru/node/24652

Шаг  12.
Синквейны могут быть на разные школьные темы.

Шаг 13.
 Темы могут быть самые разнообразные.
 1.Жизнь.
2.Активная, бурная.
3.Воспитывает, развивает, учит.
4.Дает возможность реализовать себя.
5.Искусство.

 1.  Будущее.
2.  Счастливое, богатое.
3.  Задуматься, работать, создать.
4.  Будущее надо строить самому.
5.  Счастье.    

1.Будущее.
2.Информационное, межпланетное.
3. Предвидеть ,предугадать, тревожиться.
4. О будущем надо задуматься
5.Неизвестность

1.семья
2.большая дружная
3.любят заботятся живут
4.все вместе под одной крышей
5.ячейка общества

1.Любовь.
2.Сказочная, фантастическая.
3.Приходит, окрыляет, убегает.
4.Удержать ее умеют единицы.
5 Мечта.
     
1. ДРУЖБА 
2.крепкая ,верная
3.объединяет поддерживает лечит 
4.Дружба -великая сила 
5.согласие

1.Рояль.
2.Чёрный, звонкий.
3.Тосковал, смеялся, гремел. 
4.Мог петь о человеке и о любви.
5.Живой

1 Песня 
2.народная, эстрадная 
3.включают, сопровождают, исполняют 
4.поэтический текст с несложной мелодией 
5.вокальная музыка

1 Сказка.
2 Мудрая, загадочная.
3.Колдует, интересует, учит.
4 В ней добро побеждает зло.
5 Волшебница.

 Шаг 14.
  Синквейны  по теме: «Системно-деятельностный подход»
1.деятельностный подход
2. интригующий, трудоемкий
3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать
4. Изменяет мое отношение к ученикам.
5. сотрудничество
 
1. подход
2. системный и деятельностный
3. самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся
4. Образование становится эффективным.
5. Школа будущего
 
1.деятельностный подход
2. познавательный, вариативный
3. развивает, научает, обогащает
4. Выше потенциал каждого ребенка
5. открытие 
Шаг 15.
Синквейны на тему «Учитель»
   1. Учитель
2. Справедливый, требовательный
3. Учит, воспитывает, любит
4. Человек, любящий свое дело
5. Друг

Учитель.
Добрый, строгий.
Любит, учит, учится.
ЧЕЛОВЕК.
читель
мобильный,креативный
ориетировать,корректировать, развивать
ЛОКОМОТИВ
Учитель.
Мудрый, добрый.
Любит, понимает, заинтересовывает.
Научит жить и выжить на нищенскую зарплату.
Творец.
Учитель. 
Добрый, справедливый, творческий. 
Любит, учит, заинтересовывает. 
Талант!
 

  

                                              Источники:
1.lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/
2.trepsy.net/sinkveyn/
3.www.openclass.ru/node/359228

 

                          

www.uchportfolio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *