cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация крещение руси 4 класс пнш – Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Крещение Руси, причины, последствия

Презентация "Крещение Руси" - Начальные классы

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. В июле 2015 год исполняется 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру– воплощение истинной красоты и благодати. 

Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч.

Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его. После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Увы, таковы были нравы в дохристианской Руси.

Утвердившись у власти, Владимир поставил на холме за теремным двором кумиров языческих богов: деревянного Перуна с серебряной головой и золотым усом, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Увлечение Владимира языческой религией продолжалось недолго.

Он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире. 

В 986 году приходили в Киев посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру.

Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Выслушав всех посланников, Владимир решил принять Христианство.

В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. После возвращения Владимира в Киев (989 год) начинается крещение народа.

Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб – да будет противник мне».

Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра. Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни).

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Владимир начал творить множество добрых дел.

И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!.. (А.К. Толстой)

Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников..

Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко – легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.

Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015 года.

Крещение стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры. В церковную традицию, в память народа Крещение Руси навсегда вошло с именем и делами святого равноапостольного князя Владимира. Князю Владимиру суждено было стать государем великим.

В России 28 июля 2010 года, впервые отметили День крещения Руси - новую памятную дату, установленную в день святого равноапостольного князя Владимира. «Утверждение христианства на Руси способствовало единению государства, его процветанию, а также оказало большое

ВИКТОРИНА

Первым князем-христианином на Руси был… Аскольд Олег Владимир Святослав

Какое событие произошло на Руси в 988 году?

Крещение

Отмена рабства

Появилась первая книга

Кому поклонялись на Руси до 988 года?

Царям

Языческим богам

Священным животным

Никому

Что по велению князя Владимира сделали с идолами? Сожгли Разрубили Ничего Утопили в Днепре

Согласно преданию о выборе веры князем Владимиром, византийский посланник-, аргументируя свои убеждения, показал князю именно это:

Библию Разбитый идол Перуна Икону Спаса Нерукотворного

Полотнище Страшного Суда

Именно в этом городе св. князь Владимир принял крещение.

Киев

Константинополь Херсонес Новгород

В какой реке князь Владимир крестил киевлян? Днепр Почайна Днестр Псел

Владимир построил собор, на содержание которого выделил значительную часть доходов. Эта постройка называлась…

София Киевская Десятинная церковь София Новгородская София Полоцкая

Когда в России впервые стали отмечать Крещение Руси как памятную дату?

1988 1888 1788 2010

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Презентация к уроку окружающего мира "Крещение Руси"

Крещение Руси.

4 класс

  • ожидающее , потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий;
  • спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше;
  • приподнятое
    . Я люблю урок окружающего мира, мы всегда так много интересного узнаём!

1.Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а)восточных славян;

б)западных славян;

в)южных славян.

2.Древние славяне жили:

а)семьями;

б)в одиночку;

в)племенами.

3.Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а)земледелием;

б)бортничеством;

в)рыболовством.

4.Посуду делали Древние славяне из:

а)из глины;

б)из металла;

в)из дерева.

5.Свои дома славяне строили:

а)из камня;

б)из кирпича;

в)из стволов деревьев.

  • если отвечал(ла) без ошибок, то на 5.
  • если отвечал(ла) с небольшими недочётами, то на 4.
  • если отвечал(ла) с ошибками и мало работал(ла), то на 3.
  • если не отвечал(а) и просидел(а) этот этап, то немедленно включаюсь в работу и получу оценку на следующем этапе.

4.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

1.

2.

 

7.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

Цель:

  • Познакомиться с тем, как Русь стала христианской;
  • Сформировать представление о богах древних славян;
  • Сформировать представление о значении принятия христианства на Руси.
  • если отвечал(ла) без ошибок, то на 5.
  • если отвечал(ла) с небольшими недочётами, то на 4.
  • если отвечал(ла) с ошибками и мало работал(ла), то на 3.
  • если не отвечал(а) и просидел(а) этот этап, то немедленно включаюсь в работу и получу оценку на следующем этапе.

План путешествия:

  • Первая станция «Русь языческая»
  • Вторая станция «Князь Владимир»
  • Третья станция «Крещение Руси»
  • Четвёртая станция «Значение крещения Руси»

«Русь языческая»

Сварог

Даждьбог

Стрибог

Белбог

Святобор

Домовой

Водяной

Леший

Князь Владимир родился в 963 году.

Он был храбрым воином и с молодости ходил в далёкие походы.

Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей.

После охоты или похода молодой князь любил слушать рассказы и песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков .

Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам.

Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую, правильную веру для себя и для своего народа.

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, о котором ему говорили греческие монахи.

«Крещение Руси»

Жители Киева крестились в Днепре в 988 году.

После крещения Руси идолов сожгли или бросили в реки.

Заповеди

1.Бог для всех один.

2.Не поклоняйся идолам.

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4.Шесть дней работай, седьмой отдыхай.

5.Люби отца и мать.

6.Не убивай.

7. Не изменяй – люби верно.

8.Не кради.

9.Не доноси и не лги.

10.Не завидуй.

«Значение крещения Руси»

«Значение крещения Руси»

1. Развитие торговли.

2. Появление первых книг.

3. Распространение грамотности.

4. Строительство церквей.

5. Порядок в стране.

6. Славяне стали называться русскими.

Викторина

1.Кто крестил Русь?

а)Святослав

б)Владимир

2.На какой реке произошло крещение Руси?

а)Дунай

б)Днепр

3.Из какой страны пришло христианство?

а)Византии

б)Греции

4.Когда было введено христианство?

а)В 988 г.

б)В 898 г.

  • Кто очень доволен своей работой на уроке? У кого ликующее настроение, возьмите в руки красный кружок.
  • Кто считает, что мог бы лучше? У кого настроение ожидающее, возьмите в руки синий кружок.
  • У кого спокойное настроение, возьмите в руки жёлтый кружок.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока и презентация для начальных классов "Крещение Руси"

Задачи урока:

 - познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;

 - развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; прививать интерес к истории родного государства; 

 - воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Учащиеся должны

ЗНАТЬ:

- жизнь древних славян;

- деятельность князя Владимира;

- историю принятия Русью христианства. 

УМЕТЬ:

- рассказывать о принятии христианства на Руси;

- подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель:

проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу.

Эмоционально-психологический настрой

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

Государство Русь.

- Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

- Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).

предки – это люди, которые жили перед нами.

- Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

(по отношению к предкам мы – потомки)

Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем? (знать историю своей семьи, древо семьи)

- Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.

- Кем были наши предки? (славянами)

- С ними связана тема прошлого урока и дом. задание.

Предлагаю выполнить тест. Назовите тему. Приступайте. Успехов вам!

ІІ. Проверочное тестирование.

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе.

4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) бортничеством;

в) рыболовством.

5. Посуду делали Древние славяне из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

6. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

7. Богом грома и молнии у Древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

8. Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

- Проверьте себя, оцените.

- У кого так же?

Проверка: (на экране правильные ответы тестовых заданий-дети сверяют со своими ответами)

- Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки.

 - Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян)

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

 - В какие времена жили древние славяне? (во времена Древней Руси)

Расскажите об этом времени.

- Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.

- Каким было верование у восточнославянских племён?

- Что значит язычество? (Слайд №2)

- Назовите тему урока.

Во времена Древней Руси

- Что мы должны знать по данной теме?

- По теме урока вы должны ответить на вопросы, они у вас записаны в технологической карте, найдите, прочитайте:

Кто был первым князем на Руси?

Где возник г. Киев и кто княжил там?

Зачем Владимир крестил Русь?

Значение христианства для Руси.

IV. Изучение темы.

(Слайд№3) После рассказа учителя о выборе веры учащиеся самостоятельно читают текст учебника и на его основе заполняют в своей тетради схему:

 Вопросы для беседы с учащимися:

 1. Что такое религия?

 2. Когда и почему возникли религиозные верования?

 3. Какая религия была у славян до принятия христианства?

 4. Как Владимир использовал языческую религию в государственных целях?

 По ходу рассказа учителя о выборе веры также возможно предложить учащимся заполнить такую схему (другой вариант — учитель сам заполняет ее на доске в ходе своего рассказа) : (Слайд №4) 

 Введение новой религии на Руси.

 Используя иллюстрации учебника, учитель рассказывает о введении новой религии на Руси, начиная с крещения Владимира и киевлян (Слайд№5)

 Предварительно учащимся предлагаются вопросы:

 1. Что такое христианство?

 2. Откуда пришло христианство на Русь?

 3. Почему знать охотно принимала христианство?

 4. Какова была реакция народа на введение новой религии? Обоснуйте почему.

Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства.

Значение крещения Руси.

 При наличии времени краткое изложение ответа на этот вопрос можно записать в тетрадь. (Слайд №6)

 Закрепление: ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Значение христианства на Руси».

 Запись в тетради может быть такой:

 1. Изгнание варягов-наемников.

 2. Создание княжеской дружины и привлечение в нее воинов из народа.

 3. Отказ от далеких походов и завоевания новых земель.

 4. Организация обороны страны:

 а) создание мощной системы крепостей на южной границе;

 б) создание гарнизонов этих крепостей из жителей северных областей;

 в) строительство сигнальных башен.

 5. Принятие христианства. (Слайд № 7)

 — Дайте оценку деятельности Владимира. Почему его так высоко ценил народ, назвав Владимиром Красное Солнышко?

 — Сравните политику князя Святослава и Владимира. Политика какого князя больше соответствовала интересам Руси?

 В качестве своеобразного итога урока при наличии времени можно прочитать отрывок из стихотворения А. С. Хомякова «Киев»:

Слава, Киев многовечный,

Русской славы колыбель!

Слава, Днепр наш быстротечный,

Руси чистая купель!

Сладко песни раздалися,

В небе тих вечерний звон:

«Вы откуда собралися,

Богомольцы, на поклон?»

«Я оттуда, где струится

Тихий Дон — краса степей».

— «Я оттуда, где клубится

Беспредельный Енисей!»

— «Край мой — теплый брег 

 Эвксина!»

— «Край мой — брег тех

 дальних стран,

Где одна сплошная льдина

Оковала океан».

«Дик и страшен верх Алтая,

Вечен блеск его снегов, 

Там страна моя родная!»

«Мне отчизна — старый Псков».

— «Я от Ладоги холодной»,

— «Я от синих волн Невы»,

— «Я от Камы многоводной»,

— «Я от матушки Москвы».

Слава, Днепр, седые волны!

Слава, Киев, чудный град!

Мрак пещер твоих безмолвный

Краше царственных палат.

Знаем мы: в века былые,

В древню ночь и мрак глубок,

Над тобой блеснул России

Солнца вечного восток.

И теперь из стран далеких,

Из неведомых степей,

От полночных рек глубоких —

Полк молящихся детей —

Мы вокруг твоей святыни

Все с любовью собраны…

Закрепление изученного

Тест по теме “Крещение Руси”

Закрасить кружок с правильным ответом

1. Кто первым крестился на Руси?

Игорь

Ольга

Владимир

2. В каком городе крестился Владимир?

Корсунь

Киев

Москва

3. Какой год считается годом крещения Руси?

980

988

1015

4. Что построено при князе Владимире?

Софийский собор

Золотые ворота

Десятинная церковь

V. Итог урока.

– Какая тема нашего урока?

– Что нового вы узнали?

VІ. Домашнее задание.

1. Разгадать кроссворд “Крещение Руси”. Приложение № 3.

2. Подумать над смыслом отрывка из стихотворения В. Хлебникова:

Туда, где дух отчизны вымер

И где неверия пустыня,

Идите грозно, как Владимир,

Или с дружиною “Добрыня”.

Проверочное тестирование.

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе.

4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) бортничеством;

в) рыболовством.

5. Посуду делали Древние славяне из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

6. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича.

videouroki.net

Урок окружающего мира по теме «Крещение Руси»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок открытия нового знания с использованием ИКТ

Цель урока: формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с жизнью древних славян;
  • сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;
  • развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • прививать интерес к истории родного государства;
  • воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Основные термины и понятия:крещение, христианство, символы христианской веры, держава

Ожидаемый результат:

  • Личностные результаты:
    • формирование чувства гордости за свою Родину;
    • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе учебной деятельности
  • Метапредметные результаты:
    • установление причинно-следственных связей между явлениями;
    • составление рассказа по теме урока и формулирование ответов на вопросы;
    • фиксирование удовлетворённости/ неудовлетворённости своей работой на уроке
  • Предметные результаты:
    • формирование представления о Великом князе земли Русской – Владимире;
    • формирование умения рассказывать историю принятия христианства на Руси

Оборудование урока:презентация, ноутбук, экран, план-конспект, карточки для самостоятельной работы, «Библия», «словарь Ожегова», старинный крест, икона, карта «Древнерусское государство в IX-XI вв.»

ХОД УРОКА

I. Этап мотивации учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Слайд № 1

– Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?
– Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.
– Начинаем урок со зрительной гимнастики.
– Как в древние времена называлась наша страна? (Древняя Русь)

– Сегодня мы совершим путешествие во времени и вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам-славянам…

Слайд № 2

II. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учеников к самостоятельному построению нового знания и организовать фиксацию каждым учеником необходимости его построения.

Слайд № 3

– Тему урока вы определите сами, если правильно ответите на вопросы кроссворда.

  1. Как называется отдельная комната монаха? (Келья)
  2. Особо укреплённая часть города. ремль)
  3. Описание событий по годам называется … етопись)
  4. Древнее оружие: ремень для метания камней. (Праща)
  5. Чародеи и волшебники. (Кудесники)
  6. Как называется плата (деньгами или товаром), которую собирали победители с побеждённых народов. (Дань)
  7. Как на Руси называли воинов? (Вои)
  8. Собрание жителей для решения важных вопросов называется… ече)
  9. Как на Руси называли столицу Византии Константинополь? (Царьград)
  10. Постоянное войско князя называется … (дружина)
  11. Пригород, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки? (Посад)
  12. Привлечение жителей города и окрестных деревень для защиты от врагов в помощь княжеской дружине (Ополчение)

– Какова тема нашего урока? (Крещение Руси) Слайд № 4
– Что вы хотели бы узнать по этой теме?
– В конце урока вы должны знать о деятельности князя Владимира и уметь рассказать историю принятия христианства на Руси. Слайд № 5
– А также ответить на два главных вопроса: «Зачем Владимир крестил Русь?» и «Какое значение имеет христианство для Руси?»
– Крещение Руси связано с именем одного человека… Посмотрите на доску, что скажете?

На доске записаны имена:

Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алёша Попович
Владимир Святославович

(Лишнее имя «Владимир Святославович», потому что он – князь, а Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич – былинные герои, богатыри)

Слайд № 6

– Действительно, Крещение Руси связано с именем князя Владимира Святославовича.

(Стих читает ребёнок)

Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

– Скажите, а кто такой князь? Чем он занимался? (Князь – правитель, он управляет каким-нибудь городом, устанавливает свои законы, следит за порядком)
– Каких первых русских князей вы знаете?

Слайд № 7

Работа с карточками (1 мин.) (см. Приложение 1)

– Проверим домашнее задание. На карточках соотнесите стрелкой годы правления князей.

862 – 879 г. Олег
882 – 912 г. Владимир
912 – 945 г. Ольга
945 – 964 г. Святослав
964 – 972 г. Игорь
980 – 1015 г. Рюрик

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

– Вернёмся к теме нашего урока. Записываем в плане-конспекте тему урока: «Крещение Руси». (см. Приложение 2)

– Посмотрите, по какому плану мы будем работать на уроке.

На доске записан план урока:

1) Что вы знаете о князе Владимире?
2) Во что верили наши предки?
3) Когда произошло Крещение Руси?
4) Какое значение имеет христианство для Руси?

V. Реализация построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания.

– Давайте узнаем, а что за человек – князь Владимир? (Показать на 1 пункт плана)
Во время моего рассказа допишите недостающие даты в плане-конспекте.

На доске:

Родился Владимир – …
Получил в удел Великий Новгород – …
Бежал к варягам – …
Овладел Киевом –

Слайд № 8

Сообщение учителя: Владимир Святославович или Владимир – Красное Солнышко был третьим сыном князя Святослава и простой служанки Малуши, которая убирала в светлице княгини Ольги.
«Ольга в гневе на Малушу сослала её в дальнее село, где и родился великий князь, вероятно в 960 году. В 970 году, ещё ребёнком, Владимир получил в удел Великий Новгород (карта), куда был отпущен вместе с Добрыней, его дядей. Когда во время начавшейся в 977году междоусобицы старший брат Владимира убил среднего, князь бежал из Новгорода к варягам (карта) и вернулся в 980 году с большим отрядом воинов. Взяв в жёны невесту старшего брата, Владимир при помощи изменника – воеводы овладел Киевом и убил брата. После того «Начал княжить Владимир в Киеве один» (карта).

– Давайте проверим, правильно ли вы записали даты?
– Во время правления Владимира Святославовича все сильные государства того времени исповедовали одну из религий. Слайд № 9
– А во что верили наши предки? Какую веру захотел принять князь Владимир и почему? Как менялась Древняя Русь после Крещения?
– Ответы на эти вопросы нам дадут ребята после работы в группах. Каждая группа готовит ответ на свой вопрос. (см. Приложение 3)

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Работа в группах (3-5 мин.)

– Итак, переходим ко 2 пункту плана.
– Ребята из первой группы, расскажите, во что верили наши предки?

Слайды № 10-11

– Подумайте, а как можно было сплотить народы Древней Руси для того, чтобы противостоять врагу? (Наши предки были язычниками, потому что они верили в разных богов. Народы Древней Руси можно сплотить, если они будут верить в одного бога, и иметь одинаковые представления о добре и зле.)
– Никто не хотел родниться с нашими предками, не хотел помогать воевать с враждебными государствами. А ведь в то время на Русь часто нападали, к тому же она была раздроблена на княжества. Чтобы объединить Русь и суметь противостоять врагу, Владимир решил принять веру, но не знал какую. Он стал расспрашивать у других народов об их вере.
– Какую веру предпочёл князь Владимир и почему, расскажут ребята из второй группы.

Слайд № 12

– Почему Владимир решил принять христианство? (Князь Владимир решил принять христианскую веру, потому что, во-первых, ему понравился рассказ грека; во-вторых, его бабушка, княгиня Ольга была первой правительницей, принявшей христианство на Руси; в-третьих, князь хотел жениться на сестре византийского царя Анне, которая была христианкой.)
– Князь Владимир выбрал христианство. К чему призывает христианская вера? Давайте прочитаем в учебнике, с.47, последний абзац.
– Что вы узнали из текста? (Жить в мире и согласии, быть честными, почитать старших, жить скромно, терпеливо сносить трудности жизни)

Слайд № 13

– Посмотрите на 10 заповедей христиан. Что запомнили?
– Когда же произошло Крещение Руси? Переходим к третьему пункту плана.
– Кого из вас крестили? Кто из вас знает, что такое «крещение»?

Слайд № 14

– В словаре Ожегова написано… Прочитайте и допишите эти определения на своих листках.
«Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви и наречение личного имени…Обряд крещения – принятие веры через окропление водой. Крест, а также икона – символы христианской веры. (Показать крест, икону VIII века)
– Как вы думаете окрестить целый народ – это легко?
– Послушайте отрывок из легенды о том, как князь Владимир крестил народ и ответьте, когда произошло это событие? (Сообщение ученика) (см. Приложение 4)

Слайды № 15-16

– Кто из вас внимательный, так в каком году произошло Крещение Руси? (988 г)

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
На берег поднялись крутой
И отправились домой.

– Русь приняла христианство. Как вы думаете, произошли ли в стране какие-нибудь изменения после Крещения?
– Переходим к четвёртому пункту плана. О том, как менялась Древняя Русь после принятия христианства, расскажут ребята из третьей группы.

(Дополнительно – с. 47, 2 абзац сверху)

Слайды № 17-18

– Какой вывод сделала ваша группа? (Князю Владимиру удалось объединить некоторые славянские племена, укрепить Древнерусское государство. Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.)

Держава (от др.-рус. дьржа — владычество, могущество. Термин, которым обозначается независимое, самостоятельное государство.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

– Продолжаем составлять таблицу. Сравниваем и дописываем, какие изменения, произошли в Древней Руси после принятия христианства. Слайд №19

– Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Предлагаю выполнить тест. Успехов вам! (см. Приложение 5)

Слайды № 20-25

– Проверьте себя, оцените. Слайд № 26
– У кого так же? Кто допустил ошибки? Кто затруднялся?

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

– Обратимся к вопросам, которые были поставлены в начале урока, и ответим, зачем Владимир крестил Русь? (для объединения государства и принятия единой веры)
– Какое значение имеет христианство для Руси?
– Допишите в планах-конспектах. (Значение христианства: объединив разрозненные племена в единое государство и приняв единую веру, Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.)

Слайд № 27

Историки называли князя Владимира Великим. Церковь – святым равноапостольным.
Поэтическая память народа – Владимиром Красным Солнышком. Он сумел из разрозненных княжеств создать единую, могучую Святую Русь. Именем князя Владимира назван Орден русской православной церкви.

IХ. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Какова была тема нашего урока?
– Какую цель вы сегодня ставили себе на урок?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Оцените свою работу. Выберите тот значок, который соответствует вашей работе на уроке, и обведите его:

– Встаньте те, кому было интересно на уроке …, а теперь – кому скучно?
– Кому было легко узнавать новое, а кому трудно?

Домашнее задание: Стр 46-50, вопрос № 3. По желанию: найти ответ на вопрос: «Почему князя Ярослава народ называл Мудрым»?

– Я думаю, что вы после этого урока, вы станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.
– Спасибо за работу!

19.03.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок с презентацией и приложением на тему "Крещение Руси"(4 класс)

Тема урока: КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Цель урока создание условий для формирования представлений о становлении Древней Руси и личностях русских князей.

Задачи урока:

формировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;

  • развивать познавательную активность учащихся, их поисковую деятельность, самостоятельность мышления; речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

прививать интерес к истории родного государства;

I.Оргмомент.

II. Тема урока, вводное повторение.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

 

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Слайд №1

-Что вы узнали из этого стихотворения? (Страна появилась очень давно)

- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Государство Русь)

-Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам. -Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).

По В. И.Далю+С.И. Ожегов: Предок – прародитель, праотец, падедыи праматери; родоначальник; вообще – предшественник в семье, роде…

Вывод: предки – это люди, которые жили перед нами.

-Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами? (потомки)

-Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

- Кем были наши предки? (славянами)

-С ними связана тема прошлого урока и домашнее задание

Предлагаю выполнить тест по проверке Д/З. Успехов вам!

мотивирование

III. Проверка домашнего задания Проверочное тестирование.

1 Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян.

2 Как назывался водный торговый путь проходящий от берегов Варяжского (Балтийского) моря до Византии (г. Константинополь =Царьград)?

а) «из варяг в греки»; б) «шёлковый путь» в) «торговый тракт»

3. Как назывались земли Руси вдоль торгового пути?

а) городища; б) торговища; в) Гардарики

4.Главой общины был:

командир б) князь; в) старейшина

5. Дружина – это:

а) друзья; б) родственники; в) войско

6.Кремль – это:

а) мощная крепость а) город; б) музей;

7 . Какой год считается началом единой Руси?

а) 862 б) 882 в) 899

8. Как звали первого князя, правившего Русью?

а) Святослав б) Рюрик, 3) Иван

9. В каком году Образовалась Киевская Русь?

а) 862 б) 882 в) 899

10. Кто был первым князем в Киевской Руси:

а) Святослав б) Рюрик 3) Олег

- Проверьте себя, оцените. - У кого так же?

Проверка: (на экране правильные ответы тестовых заданий-дети сверяют со своими ответами)

- Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки. Оц 5

 - Кто затруднялся? Допустил , 1-2 ошибки – оц. 4

Кто допустил более 3 ошибок (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян)

Слайд №2

проверка

IV. ТЕМА УРОКА

- Продолжаем говорить об истории нашей страны.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Крещение Руси».

Главные вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока:

-Почему князь Владимир выбрал православную религию

Что дало принятие христианства древней Руси.

Чтобы ответить на эти вопросу, как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться?

ЗНАТЬ:                     

- кто такой князь Владимир;

- историю принятия Русью христианства;

-в каком году началось крещение Руси

 УМЕТЬ

-    рассказывать о принятии христианства на Руси;

- рассказать об изменениях на Руси произошли с принятием христианства

- Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство - Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.

1.Вводное повторение.

- Рассмотрите карту.. Каким цветом выделена территория древней Руси в конце 9 века? (светло-зеленым) – показать на большой карте. А в середине 11 в.?

(светло-зеленый + темно-зеленый) – показать на большой карте. Сравните эти территории по размеру (стала больше, увеличилась).

- Как вы думаете, почему территория увеличилась? (славянские племена объединялись, князья завоевывали земли).

-Как вы думаете, а какую пользу славянам приносил данный торговый путь «из варяг в греки»? (богатели, становились богаче). Стали возникать крупные города в местах большого скопления товаров. Наиболее важными городам стали Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк, Псков.

-Как вы думаете, все ли были рады тому, что славяне богатели? Кочевники совершали воинственные набеги за славянские земли.

-Подумайте, как могли славянские племена защищаться от врагов? Были ли они едины друг с другом? Ответы уч-ся

-Верно, славянские племена не могли прийти к согласию. Летопись «Повести временных лет» является первой Киевской летописью(летописец Нестор) есть такие слова: «Брат пошел на брата, род пошел на род» Вспомните, что они придумали, чтобы решить проблему? (пригласили Рюрика) Решили отправить послов в соседнее варяжское племя Русь и сказали там такие слова : «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»

У: Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из их князей (Рюрик, Синеус и Трувор) тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Ново-городе, самом старинном из городов славянских, Трувор – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей близ Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться Русью или Россией. Братья Рюрика вскоре умерли, и Рюрик стал единовластным великим князем русским и основателем Русского государства. (862-879)

- Таким образом стал княжить в Новгороде варяжский князь Рюрик, так началось Русское государство. В каком году это произошло? 862 г.

- Почему не пригласили правителя из хазар или печенегов, ведь они тоже соседи?(платили дань)

-Многие князья после Рюрика управляли Русью, стараясь расширить границы государства, укрепить его, сделать богаче. Кто же из князей особенно прославился своими военными подвигами, и кто принёс большую пользу Руси во времена своего правления?

- Ответить на эти вопросы вы сможете, поработав с карточками.

2. Работа в группах

-Сейчас вы будете работать в группах, изучать материал о правителях Древней Руси, выбирая самое важное, думая над смыслом изменений, которые они вносили. Зеленым цветом обозначьте положительные моменты в правлении князей, которые оказали существенное влияние на развитие Руси, а красным – отрицательные.

После смерти Рюрика остался маленький сын его Игорь, который, как говорит летописец Нестор, «головой не доставал до рукояти меча», поэтому еще не мог быть государем. Поэтому Рюрик попросил своего друга и родственника Олега управлять государством, пока не вырастет Игорь

Карточка №1 Князь Олег (879-912)

Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что она почти простиралась до гор Карпатских, которые лежат в Венгрии. Олег, управляя Новгородом после Рюрика, слышал, что все приезжавшие из Киева, хвалили это южное княжество. Управляли им друзья и дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег хитростью и силой захватил власть власть в Киеве, убив Аскольда и Дира и сказал, подняв на руки маленького Игоря: «Я ваш князь, и вот сын Рюрика». Это было его недоброе дело по отношению к памяти Рюрика. Вскоре после этого он распространил свою власть и на другие города. Из Новгорода Олег перенес столицу государства в Киев сказав: «Да будет это мать городам русским», образовав государство Киевская Русь. Произошло это в 882 году. Олег проводил благоустройство страны, строил новые города. Для пополнения казны золотом Олег решил совершить военный поход на Византию. Когда русские подошли к Царьграду, греки испугались и сказали Олегу: «Не разоряй нашего города. Дадим тебе лучше дани, сколько хочешь». Олег не стал разорять города, а прибил свой щит к его воротам. Между Русью и Византией был заключён мирный договор. За это русские прозвали Олега Вещим, т.е. волшебником.

Олег управлял государством 33 года: добрый Игорь не хотел напомнить ему,что уже вырос и сам может княжить, и сделался государем только после смерти Олега.

Карточка №2 Князь Игорь (сын Рюрика) (912-945)

Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так счастлив и удачлив, как Олег. Именно при Игоре в первый раз явились на Русь печенеги – народ, который потом всегда был страшным врагом наших предков. Игорь, хоть и наложил на них дань, но не смог прогнать их далеко от своих границ.

В 941 году Игорь отправляется с походом на Византию, так как она не соблюдала соглашение с Русью о выплате дани крупнейшим городам, беспошлинной торговле, содержании купцов и т.д. Первый поход потерпел неудачу, а вот второй принёс Руси мир с Византией и большой выкуп.

Он ввёл очень большую дань, чем все остальные князья – полюдье. Это название произошло от выражения «ходить по людям». Осенью князь с дружиной объезжал свои владения, собирая с подвластных ему племён меха, продукты, мёд, ремесленные изделия и другие полезные вещи. Однажды отправившись за «полюдьем» к древлянам, Игорь решил взять с них дань большую, чем они платили всегда. Оставшись недовольным данью древлян, Игорь отправляется за новой данью к ним с малой часть своей дружины. Древляне возмутились и убили Игоря.

Гораздо более Игоря прославилась супруга его Ольга. Святослав, сын ее , был еще очень мал, когда умер отец его, и поэтому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воевлдами – боярином Асмудом, дядькой маленького Святослава, и Свенельдом, начальником войска.

Карточка №3 Княгиня Ольга (945-955 по 969)

После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава. По летописному рассказу, она жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа. Древляне отправили послов к Ольге с оправданиями, но Ольга приказала казнить их. Она послала свое войско на земли древлян, покорила их и наложила огромную дань и присоединила из земли к своему государству.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти в других землях, установила оброки и дани. Это не принесло ей славы, но при этом укреплялась княжеская власть, что было шагом на пути становления великого государства. Княгиня Ольга хорошо и мудро умела управлять государством. Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Новые земли не присоединялись, не было победных походов. Она заботилась, прежде всего, о внутреннем устройстве государства. Народ любил и благословлял добрую мать своего государя. Ольга первая из русских поняла, как глупо молиться идолам. Она много слышала о вере христианской с тех пор, как жила в Киеве: воины князя Игоря и торговые «гости» рассказывали о счастье и добродетелях истинных христиан, о святости их веры, о терпении. Кроме того христианство распространялось среди руси и раньше, после похода на Византию в 860 году.

В 955 году Ольга уехала в Константинополь учиться закону Божию и принята там христианство была там крещена патриархом и императором греческим Константином Багрянородным. В крещении назвали ее Еленой.

С восторгом вернулась княгиня Ольга (Елена) в Киев, радуясь тому, что можетпросветить душу своего сына Святослава и сделать его тоже христианином. Но молодой и гордый Святослав не хотел даже слышать о новом законе.

Карточка №4 Князь Святослав (955 по 972)

Сын княгини Ольги и князя Игоря.

Он очень много воевал. Летопись характеризует его отважным и доблестным витязем. Он никогда не нападал на врагов тайно. «Иду на вы!» - предупреждал он противника перед началом войны. Он разгромил Хазарский каганат, разорил земли Волжской Булгарии, подчинил вятичей, которые платили дань хазарам. Поначалу князь был союзником Византии. Но после после того,как он захотел править на Дунае, началась аойна с византийским императором Иоанном Цимисхием. Но силы были неравны, и Святослав заключил с византийцами мир. Князь мало заботился о собственном народе, больше славы искал в битвах и сражениях. Большая часть земель, завоеванных Святославом, была впоследствии потеряна для Руси. После похода на Византию Святослав возвращался в Киев. На его измотанное в войне малое войско напали печенеги. Это были кочевники, которые лишившись своего собственного государства (Хазарского каганата) стали часто нападать на соседние государства. Святослав погиб в бою. Печенежский хан Куря приказал сделать из черепа князя чашу. Из нее он пил вино, надеясь, что к нему перейдут ум и мужество бесстрашного русского полководца.

Походы Святослава принесли славу русскому оружию далеко за пределами Руси. На, согласно летописи, княгиня Ольга и киевляне осуждали Святослава за то, что он ради завоевания чужих земель забывал о своей.

ФИЗМИНУТКА

-Обобщим. Чем занимались первые русские князья?

У Святослава осталось трое сыновей. Перед своим последним походом в Болгарию Святослав разделил все государство на три части. От этого разделения наши предки получили одни несчастья: вместо одного государя у них стало три в одно и то же время. Старший Ярополк княжил в Киеве, второй – Олег – на земле Древлянской, младший – Владимир – в Новгороде. От этого разделения после гибели Святослава между его сыновьями началась борьба за власть.

Прежде всего, поссорились Ярополк и Олег. В результате наговора Ярополк пошел войной на Олега и в одном из сражений убил его. Ярополк очень горевал по своему брату, но не признавал своей вины.

Владимир, не доверял Ярополку, и считал, что тот тоже хочет убить его как Олега. К тому же Владимир считал, что брат затаил на него обиду за то, что он увел силой его невесту Рогнеду, дочь полоцкого князя. Владимир, разозлившись за ее отказ ему, на глазах девушки убил ее родителей и братьев, а ее силой взял себе в жены. После этой истории Владимиру всё время чудилось, что Ярополк замышляет месть. И решил Владимир нанести удар первым. Собрал он большое войско и двинулся на Киев.

Ярополк хотел решить дело миром. Владимир сообщил, что согласен на мировую и зазвал Ярополка к себе. Когда же тот вошел в пышный шатер, его тут же закололи мечами.

Остался Владимир единственный из всех сыновей Святослава и получил власть над всей Русской землей.

Карточка №5 Князь Владимир (978/980 - 1015)

У: Князь Владимир любил пировать. Часто устраивал буйные застолья и веселья, на которых пировал со своей дружиной по нескольку дней. Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей. После охоты или похода молодой князь любил слушать рассказы и песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков. Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам.

У: Как и отец, он был удалой воин, не знал в бою поражений. Владимир разбил поляков, присоединил к своему княжеству новые земли, обложил данью множество племен, живших в дремучих болотистых лесах.

Князь Владимир расширил пределы Руси, но она оставалась языческой. В разных местах поклонялись разным богам, и это препятствовало объединению страны. Тогда, согласно легенде, Владимир приказал поставить в Киеве идолов шести богов во главе с Перуном, и объявил, что именно этим богам следует поклоняться по всей Руси.

Но эта попытка успеха не имела.

-Как вы думаете, почему?

У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги.

Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую, правильную веру для себя и для своего народа Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.

Требовалась новая вера – в единого Бога, подобно религиям соседних стран. К тому времени большая часть соседних государств уже отказалась от язычества. Единобожие соответствовало единому государству с единым князем. Россию уже считали страной диких варваров, которые молятся идолам. Язычество могло привести к изолированию Руси и, как следствие, потере ее влияния.

У чт.: К тому времени, в Киеве уже жили были представители и мусульман, и иудеи, и христиане. По сообщению летописи, Владимир обращается к "изучению" основных религий Европы и Западной Азии, ставя цель "избрать" наиболее соответствующую духовным устремлениям своей страны. Узнав об этом, "пришли болгары (волжские) магометанской веры… потом пришли иноземцы из Рима, …хазарские евреи, затем пришли греки к Владимиру", и все проповедовали свою религию". Владимиру более всего понравились проповеди греческого посланника, который изложил историю Православия и его сущность. Всем остальным проповедникам был дан решительный отказ.

-Чья же религия понравилась Владимиру больше всех? Почему?

У чт.: В 987 году Владимир собрал бояр и советчиков для обсуждения разных вер. По их совету князь отправил десять "мужей добрых и смысленных" во многие страны Европы для изучения вер. Когда они прибыли в Константинополь, то императоры Василий и Константин (они правили вместе) и Константинопольский патриарх, зная о важности этого посольства, с большим уважением отнеслись к русским. Сам патриарх в присутствии киевских послов с большой торжественностью отслужил Божественную литургию в Софийском соборе. Великолепие храма, патриаршая служба, величественное пение окончательно убедило киевских посланников в превосходстве греческой веры.

У чт.: Вернувшись в Киев, докладывали князю: "Не знали, на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать тебе об этом; знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Бояре к этому добавили: "Если бы нехорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков".

- А как вы думаете, почему князь Владимир выбрал именно христианскую веру?

Вот мы и ответили на первый вопрос, составленный в начале урока.

После такого детального изучения вер было принято историческое решение об отказе от язычества и принятии греческого православия. Князь Владимир решил, что если Русь станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Русь давно имела прочные связи с Византией.

У. чт. После этого князь Владимир просил руки сестры византийских императоров царевны Анны. Императоры не отдали Анну за язычника. «Сначала крестись», - был ответ. Тогда Владимир захватил Херсонес – византийский город в Крыму и угрожал идти на Царьград. Императорам пришлось уступить и отправить Анну к Владимиру.

Летом 988 года Владимир Святославович крестился в Херсонесе. Во время крещения, по преданию, князь Владимир исцелился от жестокой глазной болезни, внезапно поразившей его после завоевания города. При крещении князь был наречен Василием в честь святого Василия Великого.

-В каком же году князь Владимир принял крещение? В каком городе?

После крещения Владимира состоялось его бракосочетание с Анной, сестрой византийских императоров, в результате чего Византия присвоила киевскому князю титул "цесарь". Трудно представить себе более мудрое соединение крещения князя с величайшей духовно-политической выгодой для Руси – династическим браком, породнением с византийскими императорами. Это было небывалым возвышением иерархического ранга государства.

Вместе с князем крестилась и его дружина. По возвращении в Киев Владимир, прежде всего, крестил своих сыновей в источнике, получившем название Крещатика. Одновременно с ними крестились и бояре.

Массовое крещение киевлян Владимир назначил на 1 августа 988 года.

Ролик

У Так свершилось это небывалое, единственное в своем роде на Руси событие.

-Когда же произошло крещение киевлян (1 августа 988) В водах какой реки?

По приказу Владимира в Киеве “на холме” были опрокинуты идолы во главе с Перуном. Деревянную статую верховного божества проволокли по городу и сбросили в Днепр

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

-Как вы думаете, быстро ли и легко перешли русичи от язычества к христианству? (ответы детей)

После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Вера в приметы, в талисманы, обереги – все это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок.

Христианская вера стала быстро распространяться по всей Руси. Князь сам принимал в этом деятельное участие. Он приказал "рубить", то есть строить, деревянные церкви, особенно на известных людям местах. Так, деревянная церковь святого Василия Великого была поставлена на холме, где недавно стоял Перун.

В 989 году Владимир начал строить первую величественную каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы В конце Х – начале ХI века эта церковь стала духовным центром Киева и всей новопросвещённой Руси. В этот храм Владимир перенёс и прах своей бабки – равноапостольной княгини Ольги.

-Так что же такое крещение? Высказывания детей.

- В словаре Ожегова написано так: “Крещение– христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…”

-А кто из вас прошел обряд крещения? (Рассказать об этом на след уроке)

У: Став христианином, князь полностью изменил свою жизнь, Отныне он не давал волю гневу, знал меру в еде и употреблении хмельных напитков, все дела старался решать миром. Он заботился о бедных и несчастных, старался судить справедливо, не гордился тем, что он князь. Он любил свой народ всей душой и смог сделать его сильным и независимым. С принятием христианской веры на Русь пришли сострадание, доброта, прощение, любовь к ближним. Народ отвечал любовью на любовь своего князя, за доброту и милости его, за то, что пролил на Русь свет христианства, прозвал его Владимир - Красное Солнышко. При этом Владимир продолжал оставаться полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства.

Вот мы и подошли ко второму вопросу, поставленному в начале урока:

Что дало принятие христианства госудврству?

Самостоятельное чтение

Христианство укрепило власть князя над всеми поданными.

Укрепляло и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами в XI веке значительно расширились.

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Вместе с христианством Русь приняла письменность на основе славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием в IX веке. Обретя письменность, Русь получила доступ к византийской книжной культуре. Был организован перевод богослужебных и святоотеческих книг с греческого на славянский язык и их размножение. Начался небывалый рост грамотности, особенно городского населения.

Больших успехов достигло церковное строительство. Во Владимире из дубового леса был построен Успенский собор. В Киеве был построен подобный Константинопольскому собор святой Софии, вслед которому поднялась София Новгородская. Зарождалась Киево-Печерская лавра – светоч новой веры, уже в ХI веке давший таких людей, как преподобные Антоний и Феодосий, Никон Великий, Нестор-летописец и другие.

Принятие христианства явилось одним из важных завершающих шагов в процессе формирования общества и государства. За великий подвиг просвещения земли нашей православной верой Русская Церковь причислила Владимира к лику святых и нарекла его равноапостольным.

-Какое же значение имело принятие христианства на Руси? Высказывания детей

-О правлении князей можно говорить очень много. Но наше сегодняшнее путешествие Поднимите руки, кому оно понравилось? Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?

                    ЗНАТЬ:                     

- кто такой князь Владимир;

- историю принятия Русью христианства;

-в каком году началось крещение Руси

 УМЕТЬ

-    рассказать о принятии христианства на Руси;

- рассказать об изменениях на Руси произошли с принятием христианства

V. Домашнее задание:

-А как вы сможете рассказать (УМЕТЬ…) ммы узнаем на следующем уроке. Для этого необходимо изучить материал учебника на с.20-23. Кроме того приготовить рассказ об обряде крещения, сообщения о храмах, иконах, христианских святынях (по желанию)

VI. Итог урока

Крещение Руси способствовало объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его укреплению и духовному расцвету. Замечательно сказал об этом удивительном событии Александр Исаевич Солженицын:

«Русь не просто приняла христианство –

она полюбила его сердцем,

она расположилась к нему душой,

она излегла к нему всем лучшим своим.

Современная Россия многонациональна. Наряду с христианством у нас в стране существует буддизм, ислам, иудаизм, католичество. Об этом вы говорите на уроках ОРКСЭ. Надо с большим уважением относиться ко всем обычаям, традициям и обрядам народов нашей страны.

VII. Рефлексия.

- Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен вам?

-Что нового узнали на уроке?

-Какие сведения показались самыми интересными?

- Что показалось трудным?

Слайд №3,4

Слайд №5

Карточка

Образование государства Русь

862

Слайд №6

Киевская Русь

882

Слайд №7

полюдье

Слайд №8

Крещение в

Константинополе

Слайд №9

«Иду на вы!»

Слайд №10

Крещение Руси

988

Хабибуллина

Скальский

Слайд №11

прихожане

Слайд №12

Софийсккий собор

Слайд №13

Крещение Владимира

+ видеоролик

Слайд №14

Крещение Киева

Слайд №15

Уничтожение идолов

Слайд №16

Храмы

Слайд №17

Князь Владимир

Грекова

Слайд №18

Значение крещения

Слайд №19

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру по теме "Крещение Руси", 4 класс

Предмет: Окружающий мир. Класс: 4

Тема урока: «Крещение Руси»

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси;

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с жизнью древних славян;

  • сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;

  • развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

  • прививать интерес к истории родного государства;

  • воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Оборудование урока: презентация, компьютер, экран, план-конспект, карточки для самостоятельной работы, словарь Ожегова.

ХОД УРОКА

I. Этап мотивации учебной деятельности

– Начинаем урок со зрительной гимнастики.
– Как в древние времена называлась наша страна? (Древняя Русь)

-Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

-Кто мне скажет, что обозначает слово предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами.)

-Мы познакомились с новым словом: предки.

-Ребята, скажите откуда мы узнаём значение новых слов? (из толкового словаря, из интернета)

-Как вы думаете, а нужно ли нам, знать, как жили наши древние предки? Зачем? (Что бы знать историю своей Родины.)

-Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.

-Вспомните: кем были наши предки? (славянами)

-С ними связана тема прошлого урока и домашнее задание.

Наглядный.


II. Актуализация знаний

– Тему урока вы определите сами, если правильно ответите на вопросы кроссворда.

  1. Как называется отдельная комната монаха? (Келья)

  2. Особо укреплённая часть города. ремль)

  3. Описание событий по годам называется … етопись)

  4. Древнее оружие: ремень для метания камней. (Праща)

  5. Чародеи и волшебники. (Кудесники)

  6. Как называется плата (деньгами или товаром), которую собирали победители с побеждённых народов. (Дань)

  7. Как на Руси называли воинов? (Вои)

  8. Собрание жителей для решения важных вопросов называется… ече)

  9. Как на Руси называли столицу Византии Константинополь? (Царьград)

  10. Постоянное войско князя называется … (дружина)

  11. Пригород, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки? (Посад)

  12. Привлечение жителей города и окрестных деревень для защиты от врагов в помощь княжеской дружине (Ополчение)

– Какова тема нашего урока? (Крещение Руси) 
– Что вы хотели бы узнать по этой теме?
– В конце урока вы должны знать о деятельности князя Владимира и уметь рассказать историю принятия христианства на Руси.
– А также ответить на два главных вопроса: «Зачем Владимир крестил Русь?» и «Какое значение имеет христианство для Руси?»
– Крещение Руси связано с именем одного человека…

– Действительно, Крещение Руси связано с именем князя Владимира Святославовича.

(Стих читает ребёнок)

Отечество моё! Россия! 
В тебе дух старины живёт. 
И ни одна ещё стихия 
Не победила твой народ. 
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.

III. Выявление места и причины затруднения

– Скажите, а кто такой князь? Чем он занимался? (Князь – правитель, он управляет каким-нибудь городом, устанавливает свои законы, следит за порядком)
– Каких первых русских князей вы знаете?

Сообщение учителя: 

Владимир Святославович или Владимир – Красное Солнышко был третьим сыном князя Святослава и простой служанки Малуши, которая убирала в светлице княгини Ольги. 
«Ольга в гневе на Малушу сослала её в дальнее село, где и родился великий князь, вероятно в 960 году. В 970 году, ещё ребёнком, Владимир получил в удел Великий Новгород (карта), куда был  отпущен вместе с Добрыней, его дядей. Когда во время начавшейся в 977 году междоусобицы старший брат Владимира убил среднего, князь бежал из Новгорода к варягам (карта) и вернулся в 980 году с большим отрядом воинов. Взяв в жёны невесту старшего брата, Владимир при помощи изменника – воеводы овладел Киевом и убил брата. После того «Начал княжить Владимир в Киеве один» (карта).

Христианство

Христианство - это религия, которая проповедует то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой европейской цивилизации. Христиане верят, что мир создан одним Богом, и создан без зла.

Главное в христианстве – помочь человеку обрести новые духовные ценности, жить в мире с собой и окружающим. Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами, помогать бедным и несчастным, уважать власть государства. И тогда после смерти человек будет вознагражден. Его ждет вечная и счастливая жизнь в раю. Кто же не выполняет этих правил, плохо себя ведет, тот после смерти попадет в ад на вечные мучения.

Христианское учение заключено в священных книгах. Одной из них является Евангелие. Евангелие проповедует о чудесах Христа, о его смерти и спасении. Враги Иисуса распяли его на кресте, но вскоре он воскрес и вознесся на небо. После этого крест стал священным знаком христиан. Верующие носят на груди маленькие крестики. Крестами увенчаны купола церквей, где христиане молятся богу.

Для того, чтобы благословение Божье нисходило на человека, вводятся специальные обряды. Первоначально их было два: крещение - погружение человека в воду или обливание его водой в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов; и причащение. Позже появились и другие обряды (таинства).

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Слайды № 1

– Подумайте, а как можно было сплотить народы Древней Руси для того, чтобы противостоять врагу? (Наши предки были язычниками, потому что они верили в разных богов. Народы Древней Руси можно сплотить, если они будут верить в одного бога, и иметь одинаковые представления о добре и зле.)
– Никто не хотел родниться с нашими предками, не хотел помогать воевать с враждебными государствами. А ведь в то время на Русь часто нападали, к тому же она была раздроблена на княжества. Чтобы объединить Русь и суметь противостоять врагу, Владимир решил принять веру, но не знал какую. Он стал расспрашивать у других народов об их вере.

Слайд № 2

– Почему Владимир решил принять христианство? (Князь Владимир решил принять христианскую веру, потому что, во-первых, ему понравился рассказ грека; во-вторых, его бабушка, княгиня Ольга была первой правительницей, принявшей христианство на Руси; в-третьих, князь хотел жениться на сестре византийского царя Анне, которая была христианкой.)
– Князь Владимир выбрал христианство. К чему призывает христианская вера? Давайте прочитаем в учебнике, с.47, последний абзац. 
– Что вы узнали из текста? (Жить в мире и согласии, быть честными, почитать старших, жить скромно, терпеливо сносить трудности жизни)

Слайд № 3

– Посмотрите на 10 заповедей христиан. Что запомнили?
– Когда же произошло Крещение Руси? Переходим к третьему пункту плана.
– Кого из вас крестили? Кто из вас знает, что такое «крещение»?

Слайд № 4

– В словаре Ожегова написано… Прочитайте и допишите эти определения на своих листках.
«Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви и наречение личного имени…Обряд крещения – принятие веры через окропление водой. Крест, а также икона – символы христианской веры. (Показать  крест, икону VIII века)
– Как вы думаете окрестить целый народ – это легко?
– Послушайте отрывок из легенды о том, как князь Владимир крестил народ и ответьте, когда произошло это событие? (Сообщение ученика) 

Слайды № 5

– Кто из вас внимательный, так в каком году произошло Крещение Руси? (988 г)

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
На берег поднялись крутой
И отправились домой.

V. Рефлексия учебной деятельности

А) Самостоятельная работа по изученному материалу «Волшебный цветок»

- Перед вами текст. Прочитайте его.

- Найдите ответы на вопросы, которые я буду задавать, и подчеркните предложение карандашом соответствующего цвета.

Принятие христианской религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Языческие обряды отличались жестокостью. Чтобы задобрить богов, приносились человеческие жертвы. Интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.  

Князь Владимир с дружиной крестился в Корсуни в 988 г., а затем, вернувшись в Киев, крестил и весь народ. По приказу Владимира в Киеве “на холме” были опрокинуты идолы во главе с Перуном. Затем Владимир приказал всем киевлянам спуститься к реке и принять крещение днепровской водой.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепило власть князя над всеми поданными. Укрепляло и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами значительно расширились.

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Вместе с христианством Русь приняла письменность на основе славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием в IX веке. Обретя письменность, Русь получила доступ к византийской книжной культуре. Христианство способствовало также развитию образования, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры.

  1. Что стало причиной смены языческой религии на христианскую?

  2. Когда происходило крещение?

  3. Какое международное значение имело принятие христианства?

  4. Какое значение принятие христианства имело для развития русской культуры?

Взаимопроверка.

Б) Подведение итогов.

- Встаньте те, кто открыл что-то новое для себя.

Познавать новое – это самое лучшее, что может сделать человек для себя, для своего развития.

VI. Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы бы задали друг другу?

- Чтобы лучше выполнить это задание, обратитесь к учебнику с.43-45

– Я думаю, что после этого урока, вы станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.
– Спасибо за работу!

infourok.ru

Презентация "Крещение Руси" - Начальные классы

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. В июле 2015 год исполняется 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру– воплощение истинной красоты и благодати. 

Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч.

Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его. После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Увы, таковы были нравы в дохристианской Руси.

Утвердившись у власти, Владимир поставил на холме за теремным двором кумиров языческих богов: деревянного Перуна с серебряной головой и золотым усом, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Увлечение Владимира языческой религией продолжалось недолго.

Он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире. 

В 986 году приходили в Киев посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру.

Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Выслушав всех посланников, Владимир решил принять Христианство.

В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. После возвращения Владимира в Киев (989 год) начинается крещение народа.

Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб – да будет противник мне».

Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра. Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни).

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Владимир начал творить множество добрых дел.

И на берег вышел, душой возрожден, Владимир для новой державы, И в Русь милосердия внес он закон — Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы!.. (А.К. Толстой)

Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников..

Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко – легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.

Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015 года.

Крещение стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры. В церковную традицию, в память народа Крещение Руси навсегда вошло с именем и делами святого равноапостольного князя Владимира. Князю Владимиру суждено было стать государем великим.

В России 28 июля 2010 года, впервые отметили День крещения Руси - новую памятную дату, установленную в день святого равноапостольного князя Владимира. «Утверждение христианства на Руси способствовало единению государства, его процветанию, а также оказало большое

ВИКТОРИНА

Первым князем-христианином на Руси был… Аскольд Олег Владимир Святослав

Какое событие произошло на Руси в 988 году?

Крещение

Отмена рабства

Появилась первая книга

Кому поклонялись на Руси до 988 года?

Царям

Языческим богам

Священным животным

Никому

Что по велению князя Владимира сделали с идолами? Сожгли Разрубили Ничего Утопили в Днепре

Согласно преданию о выборе веры князем Владимиром, византийский посланник-, аргументируя свои убеждения, показал князю именно это:

Библию Разбитый идол Перуна Икону Спаса Нерукотворного

Полотнище Страшного Суда

Именно в этом городе св. князь Владимир принял крещение.

Киев

Константинополь Херсонес Новгород

В какой реке князь Владимир крестил киевлян? Днепр Почайна Днестр Псел

Владимир построил собор, на содержание которого выделил значительную часть доходов. Эта постройка называлась… София Киевская Десятинная церковь София Новгородская София Полоцкая

Когда в России впервые стали отмечать Крещение Руси как памятную дату?

1988 1888 1788 2010

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *